|
||||
e-mail: gnosis@pochta.ru 31 страницаCopyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Результаты.Для оценки влияния прайминга на скорость достижениялифта был проведен тест Стьюдента. В условиях прайминга старости ис-пытуемые добирались до лифта значимо медленнее, чем в нейтральном условии. [...]
Обсуждение результатов.Результаты данного эксперимента пока-зывают, что предъявление испытуемым ряда слов, связанных с опреде-ленным стереотипом, неосознаваемо влияет на поведение. Влияние ак-тивированного стереотипа на поведение зависит от содержания самого этого стереотипа, а не от конкретных стимульных слов, предъявлявшихся испытуемому. Поскольку в стимульном материале не было слов, имею-щих отношение к времени и скорости, результаты исследования предпо-лагают, что стимулы-праймы активировали в памяти стереотип старика,
далее испытуемые вели себя в соответствии с активированным стерео-
типом. [...]
Общее обсуждение результатов. [...]Таким образом,наши результа-ты согласуются с предложенной Карвером с коллегами (1983) моделью «поведенческой схемы». [...] Согласно этой модели, перцептивные и ис-полнительные репрезентации одного и того же типа поведения обладают множеством общих характеристик, вследствие чего между ними форми-руются прочные взаимосвязи. Поэтому, если человек только что видел другого человека, который вел себя, к примеру, щедро или агрессивно, его поведенческая схема щедрости или агрессии активируется, в резуль-тате чего становится более доступной, и впоследствии человек с более высокой вероятностью станет вести себя соответствующим образом в ситуациях, где щедрость или агрессия могут выступить в качестве умест-ных реакций. [...]
Литература
Bargh 1989 — Bargh J. A. (1989). Conditional automaticity: Varieties of auto-matic influence in social perception and cognition // J. S. Uleman, J. A. Bargh (Eds.). Unintended thought. NY: Guilford Press, 1989. P. 3—51.
Carver, Ganellen, Framing, Chambers 1983 — Carver C. S., Ganellen R. J., Framing W. J., Chambers W. Modeling: An analysis in terms of catego-ry accessibility // Journal of Experimental Social Psychology. 1983. 19. P. 403—421.
Meltzoff, Moore 1977 — Meltzoff A. N., Moore M. K. Imitation of facial and manual gestures by human neonates // Science. 1977. 198. P. 75—78.
Piaget 1946 — Piaget J. La formation du symbole chez I’enfant [Symbol-for-mation of the child]. Paris: Delachaux & Niestle, 1946. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
80 Раздел I. Познание и телесность
Schank, Abelson 1977 — Schank R. C., Abelson R. P. Scripts, plans, goals and understanding. Hillsdale; NJ: Erlbaum, 1977.
Shiffrin, Schneider 1977 — Shiffrin R. M., Schneider W. Controlled and automatic human information processing: II. Perceptual learning, auto-matic attending, and a general theory // Psychological Review. 1977. 84. P. 127—190.
Srull, Wyer 1979 — Srull T. K., Wyer R. S. Jr. The role of category accessibil-ity in the interpretation of information about persons: Some determinants and implications // Journal of Personality and Social Psychology. 1979. 37. P. 1660—1672.
Zajonc, Pietromonaco, Bargh 1982 — Zajonc R. B., Pietromonaco P., Bar-gh J. A. Independence and interaction of affect and cognition // Affect andcognition: The seventeenth annual Carnegie Symposium on Cognition / M. S. Clark, S. T. Fiske (Eds.). Hillsdale; NJ: Erlbaum, 1982. P. 211—228. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
РАЗДЕЛ II
ПОЗНАНИЕ, СОЗНАНИЕ И МОЗГ
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Нэнси Кэнвишер, Эва Войчулик
Картирование мозга:
новый взгляд на зрительное внимание1
Кэнвишер (Kanwisher) Нэнси — американский психолог и нейрофи-зиолог, проф. и зав. лабораторией Массачусетского технологического ин-ститута, один из ведущих мировых специалистов в области когнитивной нейронауки и один из пионеров в сфере использования функциональной магнитно-резонансной томографии в исследованиях зрительного восприя-тия и внимания.
Войчулик (Wojciulik) Эва (род. 1966) —польско-американский психолог,ныне преподаватель колледжа Ванье в Канаде. В 1990-х гг. работала в ла-боратории Н. Кэнвишер, где занималась изучением мозговых механизмов зрительного внимания.
Процесс восприятия происходит при нашем активном участии — это не просто пассивный прием информации, поступающей на сетчатку. Зрительный опыт решающим образом определяется вниманием. Мы вы-бираем для детального анализа и учитываем в последующем поведении только часть из того, что попадает в поле зрения, а множество других вещей при этом полностью игнорируем, так что когда они исчезают из поля зрения, мы даже ничего не можем о них сказать. Данная работа при-звана показать, что функциональное картирование не просто позволяет выявить, какие области мозга связаны с вниманием. С помощью карти-рования мы начинаем отвечать на ряд давно обсуждаемых важнейших вопросов о том, что представляет собой зрительное внимание и каковы его механизмы.
Мы можем наблюдать зрительное внимание в действии во множе-стве повседневных ситуаций. Например, когда баскетболист неотрывно следит за своим партнером по команде, ведущим мяч, но в то же время
Kanwisher N., Wojciulik E. Visual Attention: Insights from Brain Imaging //Nature Reviews Neuroscience. 2000. Vol. 1. P. 91—100. (Перевод Е. Печенковой. © N. Kanwisher, E. Wojciulik, 2000.) Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Раздел II. Познание, сознание и мозг
отслеживает движения трех других игроков своей команды; когда взгляд садовника прикован к летящему ярко-алому самцу птицы кардинала, выделяющемуся на фоне покрытой сочной зеленой травой лужайки; когда повар ищет шумовку среди беспорядочно накиданной в сушилку посуды, и прежде, чем он ее заметит, его взгляд может несколько раз пройти мимо цели.
Понятие внимания основывается на том факте, что стимулы, одина-ково представленные на сетчатке, могут быть обработаны очень разны-ми способами. Мы можем сосредоточить ресурсы системы переработки информации («внимание») на наиболее важных частях поля зрения, от-тесняя остальные его части в смутную область сознания. Приведенные выше примеры демонстрируют разные стороны работы зрительного внимания. Мы можем замечать что-то «краем глаза», то есть направлять внимание не только туда, куда направлен взгляд (например, на игрока-баскетболиста), но также и на другие участки поля зрения. Внимание мо-жет быть автоматически привлечено яркими, броскими внешними объ-ектами, как бы «выскакивающими» из наблюдаемой сцены (например, птицей-кардиналом). Для того чтобы отыскать определенный целевой объект, обладающий множеством общих зрительных признаков с сосед-ними предметами (например, шумовку), нам приходится обращать вни-мание на каждый из этих предметов по очереди.
|
||||
|