|
|||
e-mail: gnosis@pochta.ru 6 страница
А. Ясницкого (университет Торонто, Канада), который вновь оказал нам неоценимую помощь в поиске труднодоступных текстов. Мы при-знательны заведующему отделением теоретической и прикладной линг-вистики филологического факультета МГУ А. Е. Кибрику за поддержку данного проекта в официальных инстанциях, А. Д. Кошелеву и Д. П. Баку за организационную и финансовую поддержку проекта, без которой он, вероятнее всего, просто не состоялся бы. Мы благодарим Н. Ю. Феду-нину, Р. Смита и Г. Ричардса за оперативную помощь в установлении контактов с зарубежными коллегами на завершающих этапах подготовки хрестоматии. Мы благодарим издательство «Когито-центр» и его дирек-тора В. И. Белопольского, издательство «Вильямс», а также редакцию журнала «В мире науки» за безвозмездно предоставленное право публи-кации текстов, впервые опубликованных на русском языке на страницах выпущенных ими изданий, а кроме того, Британское психологическое общество (British Psychological Society) и Питера Диллона-Хупера за со-действие в вопросе авторских прав.
В. Ф. Спиридонов, М. В. Фаликман
16 января 2012 г.
Литература
Выготский 1982—1984 — Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педаго-гика, 1982—1984. Когнитивная психология: история и современность / Под ред. М. В. Фа-
ликман, В. Ф. Спиридонова. М.: Ломоносовъ, 2011.
Матурана, Варела 2001 — Матурана У. Р., Варела Ф. Х. Древо позна-ния. Биологические корни человеческого понимания. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
Риццолатти, Синигалья 2012 — Риццолатти Дж., Синигалья К. Зерка-ла в мозге: о механизмах совместного действия и сопереживания. М.: Языки славянских культур, 2012. (В печати.) Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
16 Предисловие
Томаселло 2011 — Томаселло М. Истоки человеческого общения. М.:
Языки славянских культур, 2011.
Boroditsky 2000 — Boroditsky L. Metaphoric structuring: understanding time through spatial metaphors // Cognition. 2000. 75. P. 1—28.
Casasanto, Boroditsky 2008 — Casasanto D., Boroditsky L. Time in the Mind:
Using space to think about time // Cognition. 2008. 106. P. 579—593.
Cole 2003 — Cole M. Culture and Cognitive Science // Outlines. Critical So-cial Studies. 2003. 5(3). P. 3—15.
Damasio 1994 — Damasio A. Descartes’ Error. Putnam, 1994.
Dapretto et all. 2005 — Dapretto M., Davies M. S., Pfeifer J. H., Scott A. A., Sigman M., Bookheimer S. Y., Iacoboni M. Understanding emotions in oth-ers: mirror neuron dysfunction in children with autism spectrum disorders // Nature Neuroscience. 2005. 9. P. 28—30
Gardner 1987 — Gardner H. The mind’s new science. The history of cognitive revolution. USA: Harper Collins Publishers; Basic Books, 1987.
Lakoff, Johnson 1980 — Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chi-cago: University of Chicago Press, 1980.
Lakoff, Johnson 1999 — Lakoff G., Johnson M. Philosophy in the Flesh: The embodied mind and its challenge to Western thought. New York: Basic Books, 1999.
Miller 2003 — Miller G. A. The Cognitive Revolution: a Historical Per-spective // Trends in Cognitive Sciences. 2003. 7(3). P. 141—144.
Scaife, Bruner 1975 — Scaife M., Bruner J. The capacity for joint visual atten-tion in the infant // Nature. 1975. 253. P. 265—266.
Varela, Thompson, Rosch 1991 — Varela F. J., Thompson E., Rosch E. The embodied mind: Cognitive science and human experience. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1991. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
РАЗДЕЛ I
ПОЗНАНИЕ И ТЕЛЕСНОСТЬ
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Маргарет Уилсон
Шесть взглядов
на воплощенное познание1
Уилсон (Wilson) Маргарет —американский психолог,доцент Калифор-нийского университета Санта-Круза, занимается телесными аспектами по-знания и проблемами его эволюции
когнитивной науке сложилось направление, в котором центральная роль в формировании психики приписывается телу. Сторонники этого подхода отталкиваются в своих построениях не от разума, решающего абстрактные проблемы, а от тела, которое требует, чтобы психика при-вела его в действие.
Традиционно различные ветви когнитивной науки рассматривали раз-ум как весьма абстрактное устройство по переработке информации, чья связь с окружающим миром имела небольшое теоретическое значение. Перцептивные и двигательные системы, хотя и оставались важными объектами исследования, не считались значимыми для понимания «цен-тральных» когнитивных процессов. Вместо этого они рассматривались лишь как обслуживающие устройства ввода-вывода. [...]
Однако существует и совершенно иная позиция, корни которой столь же глубоко уходят в историю когнитивной науки. Эта позиция подчерки-вает важную роль сенсорных и моторных функций для успешного взаи-модействия с окружающей средой. Среди предтеч рассматриваемого под-хода можно назвать психологию развития Ж. Пиаже, который обосновал происхождение когнитивных функций из сенсомоторных способностей, и экологическую психологию Дж. Дж. Гибсона, рассматривавшего восприя-тие в терминах возможностей — потенциальных форм взаимодействия с
Wilson M. Six views of embodied cognition // Psychonomic Bulletin and Review.2002. 9. P. 625—636. (Сокр. пер. Н. Нагибиной. © M. Wilson, 2002.) Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
20 Раздел I. Познание и телесность
окружающей средой. В 1980-х лингвисты начали исследовать, каким об-разом абстрактные понятия могут опираться на метафоры, основанные на телесных, физических процессах (напр., Lakoff, Johnson 1980). В то же время специалисты по искусственному интеллекту и поведенческой робо-тотехнике стали придавать большее значение рутинным процедурам взаи-модействия с окружающей средой по сравнению с внутренними представ-лениями, используемыми абстрактным мышлением (напр., Brooks 1986).
Такой подход приобрел в последнее время заметный вес под названием воплощенного познания (embodied cognition). Он постулирует, что разум следует рассматривать в его взаимосвязях с физическим телом, которое, в свою очередь, взаимодействует с внешним миром. Утверждается, что мы произошли от существ, чьи нейронные ресурсы были связаны главным образом с восприятием и движением и чья познавательная деятельность состояла из постоянного взаимодействия с окружающей средой. Соот-ветственно, и человеческое познание не имеет централизованного и аб-страктного характера, не противостоит периферийным модулям ввода и вывода, но, напротив, глубоко укоренено в сенсомоторных процессах.
|
|||
|