|
||||||
e-mail: gnosis@pochta.ru 27 страница
данном случае, понимание общего и конкретного может быть трояким. План может быть общим в силу того, что охватывает бТльшую террито-рию, по сравнению с той, относительно которой сформированы конкрет-ные навыки. Общими также называют схематичные, недетализированные планы, в то время как навыки всегда конкретны и специфичны. Наконец, планы называют общими, подразумевая их амодальность, в отличие от навыков, которые представляют собой фиксированные движения частей тела в ответ на определенные стимулы окружающей среды. Карта мест-ности — это общий план, необходимый для нахождения нужного направ-ления, так же как и партитура является общим планом, позволяющим Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
скрипачу исполнить пьесу. Ни то, ни другое не определяет конкретных движений и действий.
Некоторые концепции, касающиеся навигации мобильных роботов, рекомендуют использование информации как общего, так и конкретно-го уровня (напр., Chown, Kaplan, Kortenkamp 1995; Kuipers 1978; 1982; Kuipers, Levitt 1988). Проведенный нами обзор показывает, что общий и конкретный уровни имеют качественные различия. На общем уровне мы имеем дело с абстрактным, схематичным планом, а на конкретном — с определенными сенсомоторными последовательностями действий. Про-цесс интеграции двух указанных аспектов нельзя назвать простым.
Теперь разрыв между сторонниками телесной и ментальной навига-ции не представляется столь значительным. Действительно, последова-тели «ментального» подхода фокусируются на суждениях, а их задачей является объяснение ошибок, в то время как внимание сторонников «те-лесного» подхода приковано к исследованию поведения и объяснению его эффективности. Однако и те, и другие выявляют как успешные стра-тегии, так и систематические ошибки. В естественных условиях в каче-стве подсказок используются стимулы окружающей среды.
Устойчивость систематических ошибок объясняется тем, что порож-дающие их системы по своей сути — общие: они могут использоваться для решения многих задач, и они слишком изолированы, чтобы подвер-гаться коррекции при актуализации конкретных, специфических ошибок. Пространственные суждения и навигация — не единственная сфера, в которой человек допускает систематические ошибки. Иные примеры требуют иных объяснений (напр., Tversky, Kahneman 1983). Это заста-вит исследователя подумать дважды, прежде чем вступать в дискуссию
рациональности поведения. И в самом деле, можем ли мы ответить на вопрос, что считать рациональным, если, с одной стороны, исследования выявляют наличие непреодолимых ошибок, а с другой — обосновывают пользу и целесообразность порождающих их механизмов?
Литература
Baddeley 1990 — Baddeley A. D. Human memory: Theory and practice. Bos-
ton: Allyn and Bacon, 1990.
Baird 1979 — Baird J. Studies of the cognitive representation of spatial rela-tions: I. Overview // Journal of Experimental Psychology: General. 1979. 108. P. 90—91.
Baird, Merril, Tannenbaum 1979 — Baird J., Merril A., Tannenbaum J. (1979). Studies of the cognitive representations of spatial relations: II. A familiar Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
68 Раздел I. Познание и телесность
environment // Journal of Experimental Psychology: General. 1979. 108.
P. 92—98.
Chase, Chi 1981 — Chase W. G., Chi M. T. H. Cognitive skill: Implications for spatial skill in large-scale environments // Cognition, social behavior, and the environment / J. H. Harvey (Ed.). Hillsdale; NJ.: Erlbaum, 1981. P. 111—136.
Etienne, Maurer, Georgakopoulos, Griffin 1999 — Etienne A. S., Maurer R., Georgakopoulos J., Griffin A. Dead reckoning (path integration), land-marks, and representation of space in a comparative perspective // Wayfind-ing behavior: Cognitive mapping and other spatial processes. Baltimore / R. G. Golledge (Ed.). Johns Hopkins Press, 1999. P. 197—228.
Gallistel 1990 — Gallistel C. R. The organization of learning. Cambridge:
MIT Press, 1990.
Golledge 1999 — Golledge R. G. (Ed.). Wayfinding behavior: Cognitive map-
ping and other spatial processes. Baltimore: Johns Hopkins Press, 1999.
Hirtle, Jonides 1985 — Hirtle S. C., Jonides J. Evidence of hierarchies in cog-nitive maps // Memory and Cognition. 1985. 13. P. 208—217.
Loomis, Klatzky, Golledge, Philbeck 1999 — Loomis J. M., Klatzky R. L., Golledge R. G., Philbeck J. W. Wayfinding behavior: Cognitive mappingand other spatial properties / R. G. Golledge (Ed.). Baltimore: Johns Hop-kins Press, 1999. P. 125—151.
Maki 1981 — Maki R. H. Categorization and distance effects with spatial lin-ear orders // Journal of Experimental Psychology: Human Learning and Memory. 1981. 7. P. 15—32.
McNamara, Diwadkar 1997 — McNamara T. P., Diwadkar V. A. Symmetry and asymmetry of human spatial memory // Cognitive Psychology. 1997. 34. P. 160—190.
Milgram, Jodelet 1976 — Milgram S., Jodelet D. Psychological maps of Paris // Environmental Psychology (2-nd ed.) / H. Proshansky, W. Ittelson, L. Rivlin (Eds.). NY: Holt, Rinehart and Winston, 1976. P. 104—124.
Newcombe, Liben 1982 — Newcombe N., Liben L. Barrier effects in the cog-nitive maps of children and adults // Journal of Experimental Child Psychol-ogy. 1982. 34. P. 46—58.
Portugali 1993 — Portugali Y. Implicate relations: Society and space in the
Israeli-Palestinian conflict. The Netherlands: Kluwer, 1993.
Sadalla, Magel 1980 — Sadalla E. K., Magel S. G. The perception of traversed distance // Environment and Behavior. 1980. 12. P. 65—79.
Sadalla, Staplin 1980 — Sadalla E. K., Staplin L. J. The perception of tra-versed distance: Intersections // Environment and Behavior. 1980. 12. P. 167—182.
Sadalla, Burroughs, Staplin 1980 — Sadalla E. K., Burroughs W. J., Stap-lin L. J. Reference points in spatial cognition // Journal of ExperimentalPsychology: Human Learning and Memory. 1980. 6. P. 516—528. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Thorndyke 1981 — Thorndyke P. Distance estimation from cognitive maps // Cognitive Psychology. 1981. 13. P. 526—550.
Tversky A., Kahneman 1983 — Tversky A., Kahneman D. Extensional versus intuitive reasoning: The conjunction fallacy in probability judgement // Psy-chological Review. 1983. 90. P. 293—315.
Tversky 1981 — Tversky B. Distortions in memory for maps // Cognitive Psy-chology. 1981. 13. P. 407—433.
Tversky 1992 — Tversky B. Distortions in cognitive maps // Geoforum. 1992.
23. P. 131—138.
Tversky 1993 — Tversky B. Cognitive maps, cognitive collages, and spatial mental models // Spatial information theory: A theoretical basis for GIS / A. U. Frank, I. Campari (Ed.). Berlin: Springer-Verlag, 1993. P. 14—24.
Tversky 2000a — Tversky B. Levels and structure of cognitive mapping // Cognitive mapping: Past, present and future / R. Kitchin, S. M. Freund-schuh (Ed.). London: Routledge, 2000. P. 24—43.
Tversky 2000b — Tversky B. Remembering spaces // Handbook of Memo-ry / E. Tulving, F. I. M. Craik (Eds.). NY: Oxford University Press, 2000. P. 363—378.
Tversky 2007 — Tversky B. Gestalts of thought // Visual thought / L. Alber-tazzi (Ed.). Amsterdam: Benjamins, 2007. P. 155—163.
Tversky, Lee 1998 — Tversky B., Lee P. U. How space structures language // Spatial cognition: An interdisciplinary approach to representation and pro-cessing of spatial knowledge / C. Freksa, C. Habel, K. F. Wender (Eds.). Berlin: Springer-Verlag, 1998. P. 157—175.
Tversky, Lee 1999 — Tversky B., Lee P. U. Pictorial and verbal tools for convey-ing routes // Spatial information theory: Cognitive and computational foun-dations of geographic information science / C. Freksa, D. M. Mark (Eds.). Berlin: Springer, 1999. P. 51—64.
Wilton 1979 — Wilton R. N. Knowledge of spatial relations: The specification of information used in making inferences. Quarterly Journal of Experimen-tal Psychology. 1979. 31. P. 133—146.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Джон Барг, Марк Чен, Лара Берроуз
Автоматизмы в социальном поведении1
Барг (Bargh) Джон (род. 1955) —американский социальный психолог,профессор Йельского университета, ведущий исследователь автоматизмов в социальном поведении.
Чен (Chen) Марк —ныне бизнес-аналитик, Берроуз (Burrows) Лара —известный врач-гинеколог. Во время публикации статьи оба учились в Нью-Йоркском университете и проводили социально-психологические ис-следования под руководством Дж. Барга.
Социальные психологи давно изучают прайминг-эффекты на матери-але впечатлений, которые производят на человека другие люди. Праймин-гом называют непреднамеренную активацию структур знания(например,представлений о личностных чертах и социальных стереотипов) теку-щим ситуативным контекстом. Неоднократно показано, что упоминание определенной черты или стереотипа в более ранней ситуации, не связан-ной с текущей, некоторое время спустя невольно влиет на интерпретацию поведения.
данной работе мы хотим показать, что автоматические эффекты прайминга не ограничены социальной перцепцией. [...] Полагая, что поведенческим реакциям на разные типы ситуаций, как и социальным стереотипам, соответствуют определенные психические репрезентации, мы допускаем, что они тоже могут автоматически активироваться в со-ответствии с теми же принципами, которые управляют автоматическими процессами в рамках других типов репрезентаций. [...]
|
||||||
|