Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конец слов шейха Фаузана) 5 страница



       Также шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Приверженцы сунны, знания и веры (имана) знают об истине и милосердно относятся к творениям. Они следуют за пророком (мир ему и благословение Аллаха) и не вносят нововведений. Они оправдывают того, кто совершил иджтихад и ошибся, ведь такого оправдал сам пророк (мир ему и благословение Аллаха). Они порицают тех, кого порицал Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Они порицают того, кто проявил небрежность в поиске истины, в результате чего оставил то, что ему вменено в обязанность. Они порицают того, кто последовал за своей страстью безо всякого знания, в результате чего совершил запретное. При этом они не наказывают этих людей, не предъявив довода. Как сказал Всевышний: "Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника"[541]. Особенно это касается тех вопросов, в которых есть разногласие между учеными, а знание в этих вопросах является неясным для многих людей»[542].

       Также шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Нет сомнения в том, что ошибки в тонких вопросах понимания прощаются этой общине, даже если это ошибки в вопросах вероубеждения. Если бы было иначе, то погибло бы большинство достойных людей в этой общине. Всевышний Аллах прощает человеку, который пьет вино, не зная о его запретности, потому что живет в странах, где царит невежество, даже если этот человек не ищет знание. Что же тогда сказать о достойном человеке, который усерден в требовании знания, стремится следовать пророку (мир ему и благословение Аллаха) по мере своих возможностей, но при этом ошибся? Он имеет больше прав на то, чтобы Аллах принял его добрые деяния, вознаградил за усердие и не взыскал с него за ошибку. И это на основании слова Аллаха: "Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись"[543]»[544].

 

37-ое правило

 

«Люди, которые противоречат пути саляфов, попадают в две вещи: либо в чрезмерность (гъулю), либо в упущение (ирджа)».

 

       Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "О люди Писания! Не излишествуйте в своей религии вопреки истине и не потакайте желаниями людей, которые еще раньше впали в заблуждение, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути"»[545].

       А также: «Их преемниками стало поколение, которое унаследовало Писание. Они схватились за блага этой жалкой жизни и сказали: "Мы будем прощены". Если бы им снова встретились подобные блага, они снова схватились бы за них. Разве с них не был взят завет Писания о том, что они будут говорить об Аллахе только правду? Они изучили то, что было в нем (Писании). Обитель Последней жизни лучше для тех, кто богобоязнен. Неужели вы не понимаете?»[546]

       Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Многие приверженцы нововведений, как хариджиты, рафидиты, къадариты, джахмиты, имеют убеждения, которые являются заблуждением. Но это заблуждение видится им истиной. Поэтому они считают неверными всех, кто противоречит им в этом. Этим самым они проявляют огромное сходство с людьми Писания, которые не веруют в истину и притесняют людей. Большинство этих такфиристов обвиняют в неверии на основании вещей, суть которых неясна и аргументация неизвестна. А в другую крайность попали люди, которые не знают убеждений ахлю-с-сунны уа-ль-джама‘а, как следует: знают что-то, а чего-то не знают. Если даже что-то знают, то не разъясняют людям, а скрывают. Они не запрещают совершать нововведения, которые противоречат Корану и Сунне. Они не порицают нововведенцев и не наказывают их. Они не различают между тем, что говорят Коран, Сунна и единогласное мнение ученых (иджма‘) и между тем, что говорят приверженцы нововведений и раскола. Этот путь преобладает среди многих мурджиитов, некоторых суфистов и философов. Что же касается поспешного обвинения в неверии (то есть пути такфиристов), то он преобладает у приверженцев своих страстей и последователей каляма (философии). Однако оба пути (чрезмерность и упущение) являются отклонившимися от Корана и Сунны»[547].

       Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) также сказал: «Поэтому, ты видишь этих людей, когда им становится ясным прямой путь, они обращаются вспять. Они занимают себя следованием за страстями, угождая своему чреву и половому органу, желая власти и имущества. Ведь, у таких людей нет знания и убежденности, которые давали бы их сердцам спокойствие и раскрывали грудь. В хадисе сказано: "Поистине, больше всего я боюсь для вас порочных страстей, касающихся ваших чрев и половых органов, а также искушений, сбивающих с пути"[548]. В этих людях, сошедших с пророческого пути, есть два качества, упомянутых в хадисе. Они следуют за порочными страстями и впадают в искушения, сбивающие с пути. Всевышний Аллах приказал нам говорить в молитве:"Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших"[549].Достоверно передано от пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он сказал: "Иудеи находятся под гневом, а христиане являются заблудшими"[550].

       Саляфы говорили: "Остерегайся смуты распутного обладателя знания и невежественного поклоняющегося!" Что же тогда сказать о человеке, в котором объединилось и заблуждение, и распутство?»[551]

       Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) также сказал: «Нововведение (бид‘а) — это то, что противоречит Корану, Сунне и единогласному мнению саляфов, будь то убеждение или поклонение. Например, идеи хариджитов, рафидитов, къадаритов и джахмитов. Или же в пример можно привести тех, кто поклоняется Аллаху посредством танцев и песен в мечетях. Или же тех, кто поклоняется Аллаху сбриванием бород и употреблением гашиша»[552].

 

38-ое правило

 

«Те, которые противоречат пути праведных предшественников, открыли дверь для врагов Ислама, чтобы те могли подвергнуть сомнению Ислам».

 

       Всевышний Аллах сказал: «Если бы они выступили в поход вместе с вами, то не прибавили бы вам ничего, кроме беспорядка, торопливо ходили бы между вами и сеяли бы между вами смуту. Среди вас найдутся такие, которые станут прислушиваться к ним. Аллах знает беззаконников»[553].

       А также: «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей»[554].

       Шейх уль-Ислям ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Приверженцы нововведений не только закрыли для себя двери опровержения воззрений врагов Ислама, но и открыли для неверующих другие двери, дабы те могли воевать с Кораном и Сунной. Неверующие входят через их двери и объединяются, чтобы воевать с Откровением. При этом они заявляют, что разум противоречит Откровению. Опровергать ложные воззрения можно только при наличии полного следования сунне. Если же человек в чем-то согласен с сунной, а в чем-то противоречит ей, то его оппонент подойдет к нему именно с той стороны, где он противоречит сунне. Кто посмотрит на те доводы, которые приводят приверженцы лжи, тот увидит, что их довод силен только тогда, когда оппонент оставил что-то из того, с чем Всевышний Аллах отправил посланника и ниспослал Писание. То, что человек оставил из истины, становится самым сильным аргументом в руках приверженца лжи. Хвала Аллаху, у сторонника лжи нет никакого аргумента против того, кто следует сунне, не выходя за её рамки. Если же человек выйдет за рамки сунны, хотя бы на размер пальца, то сторонники лжи сразу же схватятся за это. Именно поэтому, сунна является мощной крепостью Аллаха, войдя в которую, человек будет находиться в безопасности. Сунна является прямым путем и тот, кто идет по нему, непременно достигает цели. Сунна является ясным доводом, дающим свет тем, кто ступает по прямой стезе»[555].

       Также ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Человек, следующий за истиной, может быть уязвим лишь настолько, насколько он подчиняется сторонникам лжи. Что же касается сторонников лжи, то их лидеры ненавидят то, что ниспослал Аллах, если это противоречит их разумам, взглядам и принципам. Если же человек в чем-то подчиняется им, то попадает под слова Всевышнего Аллаха: "Воистину, тех, которые обратились вспять после того, как им стал ясен прямой путь, сатана обольстил и обещал им долгую жизнь. Это - потому, что они сказали тем, которые возненавидели ниспосланное Аллахом: "Мы будем повиноваться вам в некоторых делах". Аллах знает то, что они скрывают"[556]»[557].

       Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Сунну можно защитить только посредством истины, правдивости и справедливости. Ее невозможно защитить посредством лжи и беззакония. Если же человек опровергает одну ложь другой ложью, противопоставляет одно нововведение другому, то это является тем, что порицали предшественники и имамы»[558].

 

 

39-ое правило

 

«Нововведение (бид'а) проявляется на лицах его сторонников и в их неосторожных высказываниях».

 

       Всевышний Аллах сказал: «Мухаммад - Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду»[559].

       А также: «Воистину, в этом - знамения для зрячих»[560].

       А также: «Если бы Мы пожелали, то показали бы их тебе, и тогда ты узнавал бы их по их приметам. Но ты непременно узнаешь их по оговоркам. Аллах знает о ваших деяниях»[561].

       А также: «Когда ты смотришь на них, их тела восхищают тебя. Когда они говорят, ты слушаешь их слова. Они подобны прислоненным бревнам. Всякий крик они считают обращенным против них. Они являются врагами - остерегайся же их. Да погубит их Аллах! До чего же они отвращены от истины!»[562]

       А также: «Верующие говорят: "Почему не ниспослана сура о джихаде?" Когда же ясная сура, в которой упоминалось сражение, была ниспослана, ты увидел, что те, чьи сердца поражены недугом, смотрят на тебя взглядом потерявших сознание перед смертью»[563].

       А также: «Таким образом Мы определили для каждого пророка врагов - дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения. Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями»[564].

       Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передал от своего Господа, Который сказал: «Когда же Я полюблю раба, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня о чём-нибудь, Я обязательно дарую ему это, а если обратится ко Мне за защитой, я обязательно защищу его»[565].

       Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «На лице правдивого и благочестивого человека появляется свет правдивости и красота, по которой его узнают. То же самое касается и распутного лжеца, на лице которого проявляются признаки лжи. И чем старше человек, тем более сильно проявляются эти признаки. Может быть так, что нечестивый человек в молодости был красивым, но на старости лет на его лице появляется уродство по причине влияния того, что находится у него внутри. Передается, что ибн ‘Аббас сказал: "Поистине, благой поступок дарует свет в сердце, сияние на лице, силу в теле, широту в пропитании и поселяет любовь в сердцах людей. Что же касается скверного поступка, то он вселяет мрак в сердце, дарует черноту на лице, слабость в теле и ненависть в сердцах людей".

Может быть и так, что человек не лжет умышленно, однако имеет лживое вероубеждение относительно Аллаха, Его посланников, Его религии или Его праведных рабов. При всем этом такой человек может быть аскетом, много поклоняться Аллаху, проявляя в этом усердие. Но эта ложь, которую он считает истиной, и его внутреннее состояние отражаются на его лице. Его лицо покрывается чернотой в соответствии с его положением. Как говорили некоторые предшественники: "Даже если приверженец нововведений каждый день мажется маслами, все равно чернота нововведения остается на его лице". А в Судный День все эти вещи проявятся в полной мере. Всевышний Аллах сказал: "В День воскресения ты увидишь тех, которые возводили навет на Аллаха, с почерневшими лицами. Разве не в Геенне обитель возгордившихся? Аллах спасет богобоязненных, и они обретут успех. Зло не коснется их, и они не будут опечалены"[566].А также:"В тот день, когда одни лица побелеют, а другие лица почернеют. Тем, чьи лица почернеют, будет сказано: "Неужели вы стали неверующими после того, как уверовали? Вкусите же мучения за то, что вы не верили!" Те же, чьи лица побелеют, окажутся в милости Аллаха. Они пребудут там вечно"[567]»[568].

 

 

40-ое правило

 

«Ахлю-с-сунна уаль-джама’а убеждены, что политика людей обязательно должна соответствовать Книге Аллаха, Сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и пониманию саляфу-ссолих, и они не имеют права делать дозволенным то, что запретил Аллах, под предлогом создания облегчения для людей, или для того, чтобы заработать их симпатии, или для достижения каких-то должностей, или под натиском страстей души, или под натиском продажной прессы. А Аллах — Он, Который ведет к прямому пути».

 

       Всевышний Аллах сказал: «Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами»[569].

       А также: «Они чуть было не отклонили тебя от того, что Мы дали тебе в откровении, дабы ты выдумал про Нас нечто другое. Вот тогда ты стал бы их возлюбленным. Мы поддержали тебя, когда ты готов был уже немного склониться на их сторону. Тогда ты вкусил бы наказание вдвойне в этой жизни и вдвойне после смерти. И тогда никто не стал бы помогать тебе против Нас!»[570]

       Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Прежде израильтянами правили пророки, и каждый раз, как умирал один пророк, его место занимал другой. Если же говорить обо мне, то, поистине, после меня пророков не будет, но будет множество халифов». Люди спросили: “Что же ты повелишь нам?” Он сказал: “Будьте верны каждому первому из тех, кому принесут клятву, и соблюдайте их права, а Аллах спросит с них за всё то, что Он подчинил им”[571].

       Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Ученые, придерживающиеся Книги Аллаха, поняли те доводы, которые содержатся в этой Книге, поняли прямой путь, а именно полезное знание и праведное деяние. Эти ученые, которые соблюдают мудрость Аллаха, с которой Он послал Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха), найдут в Книге Аллаха и Сунне множество видов полезного знания, которое охватит знание остальных людей. Посредством этого знания, они смогут различать между приверженцами истины и приверженцами лжи среди людей. Это — качество, которое засвидетельствовал Всевышний Аллах для этой общины. Всевышний Аллах сказал: "Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих. Мы назначили киблу, к которой ты поворачивался лицом прежде, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто поворачивается вспять. Это оказалось тяжело для всех, кроме тех, кого Аллах повел прямым путем. Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям"[572].Благодаря этому знанию, ученые обходятся без тех несостоятельных аргументов, которые выдумали еретики из числа последователей каляма (философии), утверждая, что помогают религии. Благодаря этому знанию, ученые обходятся без тех несостоятельных мнений, которые выдвигают сторонники сравнений по аналогии, которые утверждают, что этими сравнениями, они дополняют религию. Что же касается правильных мнений, которые выдвигают люди, то основа этих мнений все равно содержится в Книге Аллаха и сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Понял это тот, кто понял, и лишился этого тот, кто лишился»[573].

       Шейх уль-Ислям ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Человек, который знает о том, с чем Всевышний Аллах послал Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха), и о том, на чем стояли сподвижники, понимает, что большинство из тех, кого называют религиозными людьми, на самом деле имеют меньше всего религиозности. И только к Аллаху мы обращаемся за помощью! Какое благо и какая религия может быть в том, кто видит, как попираются запреты Аллаха, не соблюдаются Его границы, Его религия оставляется, оставляется сунна посланника (мир ему и благословение Аллаха), но при этом его сердце холодное, а язык молчит?! Немой шайтан! Разве беды религии случаются не иначе, как по вине этих людей?! Люди, которые получая свою еду и должности, не переживают за религию! А лучшим из них является тот, кто делает вид, что печалится и сокрушается. Но если кто-то покусится на его личное положение или имущество, то он проявляет невероятное усердие. В таком случае он начинает использовать все три степени порицания. Такие люди лишены довольства Аллаха и заслужили Его гнев, но помимо всего этого, они столкнутся с несчастьем уже в этой жизни, даже не ощутив этого. А несчастьем является смерть сердца. Ибо, чем совершеннее жизнь сердца, тем сильнее оно гневается ради Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Чем совершеннее жизнь сердца, тем сильнее человек помогает религии»[574].

       Также ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Я слышал, как один человек говорил нашему шейху: "Если человек поступает вероломно в отношении денег, то Аллах забирает у него понимание в этом вопросе". А шейх ответил ему: "Точно также и человек, поступающий вероломно по отношению к Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха), в вопросах знания"»[575].

Шейх Салих ибн Фаузан (да сохранит его Аллах) сказал:

─ Пренебрежительное отношение к религии так же опасно, как и чрезмерность (гъулю). Поэтому Всевышний Аллах говорит: «Аллах желает принять ваши покаяния, а потакающие своим страстям желают, чтобы вы сильно уклонились в сторону»[576].

       А также: «После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток»[577].

       Эти люди, пренебрежительно относящиеся к своей религии, называют тех, кто держится за религию должным образом, радикалами, чрезмерствующими, экстремистами. Эти люди считают, что вседозволенность, освобождение от религиозных обрядов и нравов, и есть прогресс, шаг вперед и цивилизованность. Они говорят, что придерживание религии подавляет свободу и препятствует мировому прогрессу. Некоторые из них говорят: "Религия — это легкость!", желая устранить некоторые предписания шариата. Да, религия является легкой в своих предписаниях, но это не значит, что человек может устранять то, что предписала религия. Это уже не является легкостью! Напротив, это уже является грехом. Если пророку (мир ему и благословение Аллаха) представлялась возможность выбрать меж двух решений, то он выбирал легчайшее, только если в этом не было греха.

Облегчения в религии, которые являются грехом, на самом деле будут выходом за рамки религии и её предписаний. Вред от пренебрежения религией хуже, чем вред чрезмерности. Поэтому, эти невежды, которые отвернулись от религии, не имеют никакого права разъяснять другим, что является излишеством (гъулю). О чрезмерности имеют право говорить только богобоязненные ученые, твердые в своих знаниях, которые могут разъяснить эти вопросы, опираясь на Коран и Сунну. Не имеют права об этом говорить ни журналисты, ни последователи своих страстей, ни невежды, ни псевдоученые, ни заблудшие. Всевышний Аллах сказал: «Мы и до тебя отправляли только мужей, которым внушали откровение. Спросите же обладателей знания, если вы не знаете этого»[578].А также: «Скажи: "Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?" Воистину, поминают назидание только обладающие разумом»[579].

Когда мы ушли от понимания обладателей знания к пониманию приверженцев своих страстей, тогда мы впали в заблуждения и ошибки. Мы слышим и читаем сегодня, как люди в средствах массовой информации говорят о вопросах религии, о вопросах излишества, при этом ничего не понимая в этих вопросах. Они говорят это либо по причине своих скверных намерений, либо по причине скверного понимания. Они говорят об этих вопросах, следуя за своими страстями, а Всевышний Аллах сказал: «А если бы истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них. Мы даровали им их Напоминание (Коран), однако они отвернулись от своего Напоминания»[580].

       Эти люди называют стойкое соблюдение религии чрезмерностью. Они называют тех, кто стойко придерживается правильного вероубеждения, экстремистами и радикалами.

(Конец слов шейха Фаузана)

 

 

41-ое правило

 

«Ахлю-с-сунна уаль-джама’а считают, что к шариатским методам призыва относится обращение к людям в соответсвии с их пониманием, положением, и считают, что обращение ко всем людям одинаково там, где речь не идет о фард ’айн, не имеет ничего общего с методом (манхаджем), который установил Аллах в призыве».

 

       Всевышний Аллах сказал: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем»[581].

       А также: «Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его. Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за сатаной»[582].

       Имам аль-Бухари в своем сборнике «ас-Сахих» назвал главу в книге знания: «Глава о том, кто передавал знание одним и не передавал его другим, боясь, что его слова будут неправильно поняты». А затем привел слова ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах): «Рассказывайте людям то, что они понимают. Неужели вы хотите, чтобы они сочли лжецами Аллаха и Его посланника?»[583]

       А затем имам аль-Бухари передал со слов Исхакъа ибн Ибрахима, а тот от Му‘аза ибн Хишама, а Му‘аз ибн Хишам от своего отца, от Къатады, а тот от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) о том, что (однажды), когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ехал верхом, а позади него в седле сидел Му’аз ибн Джабаль, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Му’аз ибн Джабаль!» Му’аз отозвался: «Я перед тобой, о посланник Аллаха, и счастлив служить тебе!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова сказал: «О Му’аз!» − и Му’аз снова отозвался: «Я перед тобой, о посланник Аллаха, и счастлив служить тебе!» − повторив это трижды. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах запретит огню касаться любого человека, который засвидетельствует, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад − посланник Аллаха, искренне веруя в это сердцем своим». Му’аз спросил:«О посланник Аллаха, не сообщить ли мне об этом людям, чтобы они порадовались?»Он сказал: «Нет, а то они только на это и будут надеяться». И Му’аз сообщил людям об этом разговоре лишь незадолго до своей смерти, считая дальнейшее молчание грехом[584].

       Шейх уль-Ислям ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Многие люди требуют от своих товарищей, которые получили власть, такого же обращения с ними, как и до власти. Но затем они не находят прежнего отношения и любовь между ними нарушается. Это и есть невежество со стороны того, кто требует к себе прежнего обращения. Это подобно тому, когда человек требует от своего пьяного товарища такого же отношения, как и в трезвом состоянии. Это — ошибка! Поистине, власть опьяняет людей так же, как опьяняет вино, а может даже сильнее. Если бы власть не давала опьянения, тогда тот, кто получал бы её, не отдавал бы предпочтения ей пред Вечным миром. Опьянение от власти намного сильнее, чем опьянение от вина. Невозможно ожидать от пьяного человека такого же поведения и нрава, как от трезвого. Поэтому Всевышний Аллах приказал Своему почтеннейшему рабу Мусе (мир ему) обратиться к правителю коптов с мягкой речью. Обращение к правителю с помощью мягких слов требуется и в шариате, и в разуме, и в обычаях людей. Это заложено в человеке с рождения (фитра). Именно поэтому, пророк (мир ему и благословение Аллаха) мягко обращался к вождям племен и родов. Посмотри же, как Муса (мир ему) выполнил приказ Аллаха, сказав Фараону: "Не следует ли тебе очиститься? Я укажу тебе путь к твоему Господу, и ты станешь богобоязнен"[585].Муса (мир ему) обратился к Фараону в вопросительной форме, а не в форме приказа. Он сказал ему:"Не следует ли тебе очиститься?"

       Точно также и Ибрахим (мир ему) обратился к своему отцу со словами: "Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не принесет тебе никакого избавления?"[586]Начал свое обращение с упоминания того, что этот человек является его отцом, указывая тем самым на свое уважение. Ибрахим (мир ему) не назвал его по имени, а затем обратился к нему опять-таки в вопросительной форме, а не в форме приказа. Затем Ибрахим (мир ему) продолжил: "Отец мой! Мне открылось знание, которое не было открыто тебе"[587].Ибрахим (мир ему) не сказал отцу: "Ты — невежда! У тебя нет никакого знания". Он выбрал самое нежное и мягкое обращение, которое указывает на требуемый смысл. Затем Ибрахим (мир ему) сказал: "Последуй же за мной, и я поведу тебя верным путем"[588].Это также подобно тому, как Муса (мир ему) сказал Фараону: "Я укажу тебе путь к твоему Господу"[589].Затем Ибрахим (мир ему) продолжил: "Отец мой! Я боюсь, что тебя постигнет наказание от Милостивого и что ты станешь помощником сатаны"[590].Ибрахим (мир ему) отнес страх к себе, а не к отцу. Так поступает сочувствующий по отношению к тому, кому он сочувствует. Затем упомянул имя Аллаха "Милостивый", а не какие-то другие имена, как, например, Могущественный, Всепобеждающий. Какое обращение может быть более мягким и нежным, чем это?!

       Точно так же обратился к своему народу человек, о котором говорится в суре "Йа Син". Всевышний Аллах говорит: "Он сказал: “О мой народ! Последуйте за посланниками. Последуйте за теми, кто не просит у вас награды и следует прямым путем. И почему бы мне не поклоняться Тому, Кто сотворил меня и к Кому вы будете возвращены?”[591]"То же самое касается и слов Нуха (мир ему) своему народу: "О мой народ! Воистину, я для вас - предостерегающий и разъясняющий увещеватель. Поклоняйтесь Аллаху, бойтесь Его и повинуйтесь мне! Он простит вам ваши грехи и предоставит вам отсрочку до назначенного срока"[592].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.