|
|||
Конец слов шейха Фаузана) 4 страницаКогда грешники обретают силу и перестают прислушиваться к благочестивым, когда они вредят тем, кто запрещает им порицаемое, тогда с людей спадает обязанность порицать языком, а остается только порицание сердцем. Однако, в этом аяте есть великие пользы: Во-первых, аят указывает на то, что верующий не должен бояться неверующих или лицемеров, так как они не причинят ему вреда, если он последовал прямым путем. Во-вторых, верующий не должен печалиться или отчаиваться из-за тех, кто впал в заблуждение. Поистине, их грехи не повредят ему, если он последовал прямым путем. А печаль по причине того, что не может тебе повредить, является напрасной печалью. На это указывается в словах Аллаха: "Посему терпи, ибо твое терпение - только от Аллаха. Не скорби по ним и не печалься от того, что они ухищряются"[505]. В-третьих, верующий не должен склоняться к ним и устремлять свой взор на то, что дано им из власти и имущества. Всевышний Аллах сказал: "Не заглядывайся на блага, которыми Мы наделили некоторых из них, и не печалься о них"[506].Всевышний Аллах запретил печалиться о них и устремляться к тому, чем они владеют. Всевышний Аллах запретил бояться их. В-четвертых, нельзя покушаться на грешников большим чем то, что установил шари‘ат. Это касается ненависти к ним, порицания их, запрещения им чего-то, бойкота, наказания и так далее. Всевышний Аллах сказал в этом аяте: "Позаботьтесь о себе".А также в другом аяте: "И пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости"[507].А также: "Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников"[508].А также:"Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками"[509]. Поистине, многие призывающие к одобряемому и запрещающие порицаемое переходят границы Всевышнего Аллаха: либо по причине невежества, либо по причине несправедливости. И здесь нет разницы, порицают они неверующих, лицемеров, нечестивцев или грешников. В-пятых, приказ одобряемого и запрещение порицаемого делается на основании шари‘ата. Это делается на основании знания, мягкости, терпения, правильного намерения и умеренности. Это — пять вещей, которые можно почерпнуть из данного аята тем, кто приказывает одобряемое и удерживает от порицаемого. В этом аяте есть еще один смысл. Человек должен прежде всего думать о самом себе, требуя знания и совершая деяния. Он должен отвернуться от того, что его не касается. Ведь, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Из числа проявления человеком хорошего Ислама – его отказ от того, что его не касается"[510].Особенно это касается того, что человек проявляет чрезмерное любопытство относительно религиозности кого-то или его мирской жизни. Особенно, если он говорит о ком-то из-за зависти или желания лидерства. Либо этот человек несправедлив, либо он является глупцом, которому нечего делать. И как часто шайтан представляет это человеку в таком виде, будто он занимается призывом к одобряемому и запрещением порицаемого, делает джихад на пути Аллаха, хотя на самом деле это является беззаконием и посягательством. Задумайся же об аяте, тогда найдешь в нем много полезных для человека вещей! Если ты рассмотришь те разногласия, что произошли в общине среди ученых, простых поклоняющихся, правителей и лидеров, то увидишь, что это происходит либо на основании неправильного понимания, либо вообще без этого. Например, джахмиты посягнули на приверженцев сунны, в частности на имама Ахмада, в вопросах атрибутов Всевышнего Аллаха и вопросах Корана. Так приверженцы нововведений покушались на имамов сунны очень часто. Например, насыбиты покусились на ‘Али и семейство пророка (мир ему и благословение Аллаха). Или, уподобляющие Аллаха творениям (мушабиха), посягнули на тех, кто очищает Аллаха от подобия. Или, некоторые из числа суннитов посягают друг на друга. Или, сунниты переходят границы в отношении нововведенцев. Об этом излишестве говорится в словах Аллаха: "Господь наш! Прости нам наши грехи и излишества, которые мы допустили в нашем деле"[511].С другой стороны, этому противостоит упущение людей в отношении истины, в отношении того, что им приказано из призыва к одобряемому и запрещения порицаемого. Прекрасно сказали некоторые саляфы: "Что бы ни приказал Аллах, обязательно шайтан противопоставляет этому две вещи: чрезмерность или упущение". Тому, кто помогает совершать грехи и преступления, противостоит человек, который не помогает совершать благочестивые и богобоязненные поступки. Или, человек, который совершает то, что ему приказано, но при этом, совершая также и много того, что запрещено, — ему противостоит человек, который не совершает много запретного, но при этом не совершает некоторых вещей, приказанных ему. Пусть Всевышний Аллах направит нас на прямой путь! Нет силы и мощи, кроме как с Ним!»[512]
32-ое правило
«Обязательность предостережения общины от имамов нововведений».
Всевышний Аллах сказал: «Среди Наших творений есть община, которая ведет путем истины и устанавливает справедливость»[513]. А также: «Почему же раввины и первосвященники не удерживают их от греховных речей и пожирания запретного? Воистину, скверно то, что они творят»[514]. А также: «Они сказали: "О Салих! Прежде ты был нашей надеждой. Неужели ты запрещаешь нам поклоняться тому, кому поклонялись наши отцы? Воистину, нас терзают смутные сомнения относительно того, к чему ты нас призываешь"»[515]. А также: «Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!»[516] А также: «О те, которые уверовали! Воистину, многие из первосвященников и монахов незаконно пожирают имущество людей и сбивают их с пути Аллаха. Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями»[517]. Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Также и имамы (предводители) нововведений, которые произносят речи, противоречащие Корану и Сунне, совершают поклонения, противоречащие Корану и Сунне. Предостерегать от них общину мусульман является обязательным (уаджиб) по единогласному мнению мусульман. И даже у имама Ахмада спросили: "Есть человек, который постится, молится, совершает и‘тикаф и есть человек, который рассказывает о приверженцах нововведений. Кто любимей для тебя?" Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) ответил: "Если он постится, молится, совершает и‘тикаф, то это для него самого. А если человек рассказывает о приверженцах нововведений, то в этом польза для всех мусульман, поэтому он лучше". Второй человек приносит пользу всем мусульманам в их религии и этот поступок относится к джихаду на пути Аллаха. Ведь, очищение пути Аллаха, Его религии, Его пути, Его шари‘ата от нападок этих врагов является коллективной обязанностью (фард аль-кифайа) по единогласному мнению всех мусульман. Если бы Аллах не поставил тех, кто отражает зло этих людей (нововведнцев), то религия бы испортилась. Нововведенцы приносят больший вред, чем вред оккупации врагом мусульманских земель. Ведь, неверующие, окупируя мусульманские земли, не начинают с того, что портят сердца мусульман. А эти нововведенцы начинают именно с того, что портят сердца людей. Враги религии делятся на две группы: неверующие и лицемеры. Всевышний Аллах приказал Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) сражаться с двумя этими группами: "Борись с неверующими и лицемерами и будь суров к ним"[518].Если есть лицемеры, которые вносят в религию нововведение, противоречащее Книге Аллаха, затем обманывают людей так, что людям становится непонятным этот вопрос, то может испортиться религия, как испортилась религия у людей Писания до нас, потому что они не порицали тех, кто вносил новшества. Если же нововведенцы не являются лицемерами, то они являются теми, кто слушает лицемеров и введен ими в заблуждение. Их слова противоречат Корану и Сунне, но они считают свои слова истиной. Эти нововведенцы становятся теми, кто призывает к ереси лицемеров. Как сказал Всевышний: "Если бы лицемеры выступили в поход вместе с вами, то не прибавили бы вам ничего, кроме беспорядка, торопливо ходили бы между вами и сеяли бы между вами смуту. Среди вас найдутся такие, которые станут прислушиваться к ним"[519]. Поэтому, обязательно нужно разъяснять людям заблуждение нововведенцев. Смута, которую они сеют, является очень страшной. У них есть вера (иман), что обязывает тебя относиться к ним, как к мусульманам. Но с другой стороны, они внесли ересь, которую придумали лицемеры, а эта ересь портит религию. Поэтому, непременно нужно предостерегать от этих нововведений, даже если это влечет за собой упоминание личностей»[520].
33-ое правило
«Последователи ереси (бид’а) делятся на виды».
Шейх уль-Ислям ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Первый вид: невежда, слепой последователь, у которого нет никакого знания. Такого не обвиняют в неверии и в нечестии. От такого принимается свидетельство, если он неспособен изучать прямой путь. Суждение о нём, подобно суждению о слабых мужчинах, женщинах и детях, которые неспособны найти выхода и не находят прямого пути. Этим, может быть, простит Аллах, ведь Аллах — Снисходительный, Прощающий. Второй вид: это — те, кто имеет возможность спросить, искать прямой путь и узнавать истину. Но они не делают этого, потому что заняты мирской жизнью, вопросами власти и так далее. Такой человек проявляет небрежность и заслуживает угрозы. Он является грешником, так как оставляет то, что является обязательным (обязательным является бояться Аллаха по мере возможностей). Суждение о нём, подобно суждению о тех, кто оставляет обязательные предписания религии. Если нововведение и страсть этого человека преобладают над сунной и прямым руководством, то его свидетельство (на суде) не принимается. Если же преобладает сунна и прямое руководство, то свидетельство принимается. Третий вид: это — те, кто спрашивает, ищет и ему становится ясной истина, но он отвергает её из-за слепого следования за кем-то, фанатизма, ненависти к последователям прямого пути. Как минимум, этот человек является нечестивцем. Что же касается обвинения его в неверии (такфира), то тут место для иджтихада и подробного рассмотрения конкретных случаев. Если он открыто призывает к нововведению, то его свидетельство (на суде) отвергается, его фетвы не принимаются, если у ахлю-с-сунны есть сила. Например, ахлю-с-сунна вынуждены принимать его свидетельство, если нововведенцы имеют власть и силу, то есть судьи, муфтии и свидетели являются нововведенцами. Если в этой ситуации отвергнуть их свидетельство и постановление суда, то это приведет к большому вреду. Имам Малик (да смилуется над ним Аллах) говорил, что свидетельство нововведенцев (например, къадаритов) не принимается на суде, даже если они совершают намаз и обращаются в сторону Каабы»[521]. Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Нововведенцы, противоречащие Корану и Сунне, либо пребывают в простом невежестве (джахль аль-басит), либо в сложном невежестве (джахль аль-муракаб). О первых сказано: "Или же они подобны мраку во глубине морской пучины. Его покрывает волна, над которой находится другая волна, над которой находится облако. Один мрак поверх другого! Если он вытянет свою руку, то не увидит ее. Кому Аллах не даровал света, тому не будет света"[522].О вторых сказано: "(Их деяния) подобны мареву в пустыне, которое жаждущий принимает за воду. Когда он подходит к нему, то ничего не находит. Он находит вблизи себя Аллаха, который воздает ему сполна по его счету. Аллах скор в расчете"[523]. Первые (пребывающие в простом невежестве) не знают об истине и не оказывают ей помощь. А вторые (пребывающие в сложном невежестве) думают, что они обладают знанием, хотя на самом деле являются невеждами»[524]. Многие люди, говоря о хадисе, в котором сообщается, что община разделится на семьдесят три течения, называют его слабым, так как в нем говорится о том, что большинству общины угрожает Огонь. Будто бы это противоречит другим сообщениям от пророка (мир ему и благословение Аллаха), где говорится, что эта община составит большинство обитателей Рая. Я отвечу, а помощь от Аллаха, что никто из ученых, подробно исследующих этот вопрос, не говорит, что простолюд без никаких оговорок попадает под этот хадис. Все ученые подтверждают, что этот хадис касается обладателей знания из числа мусульман, которые отклонились от прямого пути. Точно также, все согласны с тем, что победоносная община и спасенная группа — это обладатели знания. Это передано от имама Ахмада, имама аль-Бухари и других. Что же касается простолюда, то тут необходимо подробно рассматривать конкретную ситуацию, как об этом говорилось выше в словах ибн уль-Каййима (да смилуется над ним Аллах). Первая группа (о которой говорил ибн уль-Каййим) состоит в основном из простолюда сегодня. Они противоречат саляфам, да будет доволен им Аллах, либо во всех вопросах, либо в некоторых. И большинство современных призывов, которые не относят себя к саляфам ни именем, ни вероубеждением, ни манхаджем, на самом деле являются погибшими группами, которым угрожает Огонь. А Аллах знает лучше!
34-ое правило
«Вред, который причиняют сторонники нововведения (ахлю-ль-бид’а) мусульманам, может быть больше, чем вред неверных».
Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в мирской жизни. Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе, хотя сам является непримиримым спорщиком»[525]. А также: «Если бы они выступили в поход вместе с вами, то не прибавили бы вам ничего, кроме беспорядка, торопливо ходили бы между вами и сеяли бы между вами смуту. Среди вас найдутся такие, которые станут прислушиваться к ним. Аллах знает беззаконников»[526].
Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Отражение нововведенцев и их вражды является коллективной обязанностью (фард уль-кифайа) с чем согласны все мусульмане. И если бы не те, кого Аллах поставил для устранения вреда, исходящего от этих людей, то религию постигла бы порча, и вред от этого был бы больше, чем от военной оккупации со стороны воинствующего врага. Ведь те, захватив землю, не могут испортить сердца и живущую в них религию — подобная порча может стать лишь следствием. А эти (приверженцы нововведений) портят сердца изначально»[527]. Также шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Нужно учесть, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приказывал сражаться с ними в достоверных хадисах. Передано по поводу приверженцев нововведения: "Они являются худшими из убитых под небесным сводом, а лучшим из убитых является тот, кого они убили"[528]. Нет никого более вредящего мусульманам, чем они. Ни иудеи, ни христиане не сравнятся с ними в этом. Нововведенцы усердствуют в том, чтобы убить каждого мусульманина, который не согласен с ними. Они сделали дозволенным кровь и имущество мусульман, убийство их детей. Они называют мусульман неверными, считая, что это является религией. Всё это по причине величайшего невежества и ереси, вводящей в заблуждение!»[529] Также шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Поэтому многие приверженцы нововведения, получая силу, становятся похожими на неверующих, делая дозволенным убийства мусульман и обвинение их в неверии. Так поступили хариджиты, му‘тазилиты, джахмиты и им подобные. Среди них есть те, которые образуют отдельные группы, восставая против мусульман, как хариджиты и зейдиты. Среди нововведенцев есть такие, кто стремится уничтожить своих оппонентов либо через власть, либо посредством хитрости. Когда же у них нет силы, они становятся похожими на лицемеров. Ведь, нововведение (бид‘а) произрастает из неверия (куфра). Поистине, многобожники и люди Писания, имея силу, начинают воевать с мусульманами. Когда же у них нет силы, они проявляют лицемерие. Что же касается верующего, то ему приказано, имея силу, устанавливать религию Аллаха по мере своих возможностей. Когда же верующий не имеют силу, он проявляет терпение в отношении тех испытаний, которые его постигают. Ахлю-с-сунна в отношении с приверженцами нововведений поступают совсем наоборот. Когда у приверженцев сунны есть сила, они не преступают против нововведенцев, не обвиняют их в неверии, не убивают их. Они используют против нововведенцев справедливые методы, которые приказал Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Например, так поступил ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз в отношении хариджитов и кадаритов. В основном, против приверженцев нововведения используется бойкот и методы, запрещающие им распространять свои идеи. Например, приверженцы сунны перестают общаться и сидеть вместе с ними. Это является путем, который ведет к тому, что нововведение затухает. Если же у приверженцев сунны нет силы, то они не проявляют лицемерия в отношениях с нововведенцами. Приверженцы сунны терпят ради той истины, с которой Всевышний Аллах послал Своего пророка (мир ему и благословение Аллаха)»[530].
35-ое правило
«Обязательность предостережения мусульман от книг, содержащих ересь (бид’а)».
Всевышний Аллах сказал: «Среди них есть такие, которые искажают Писание своими языками, чтобы вы приняли за Писание то, что не относится к Писанию. Они говорят: "Это - от Аллаха". А ведь это вовсе не от Аллаха! Они сознательно возводят навет на Аллаха»[531]. А также: «О Посланник! Пусть тебя не печалят те, которые стремятся исповедовать неверие и говорят своими устами: "Мы уверовали", - хотя их сердца не уверовали. Среди исповедующих иудаизм есть такие, которые охотно прислушиваются ко лжи и прислушиваются к другим людям, которые не явились к тебе. Они искажают слова, меняя их местами, и говорят: "Если вам дадут это, то берите, но если вам не дадут этого, то остерегайтесь". Того, кого Аллах желает подвергнуть искушению, ты не властен защитить от Аллаха. Их сердца Аллах не пожелал очистить. В этом мире их ожидает позор, а в Последней жизни им уготованы великие мучения»[532]. Был спрошен шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) о воине, который стал переписывать «ас-Сахих» имама аль-Бухари и имама Муслима, а также Коран: «Этот воин имел намерение собрать хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха) и переписать Коран. Он строит по этому поводу далекие планы. Является ли это грехом?» А также ибн Теймийи задали второй вопрос: «Какой тафсир ближе к Корану и Сунне? Тафсир аз-Замахшари, аль-Куртуби, аль-Багъауи или какой-то другой?» Затем ему задали третий вопрос: «Если человек переписывает для себя или для продажи такие книги, как "Ихъйа ‘улюм ад-Дин" или "Къут аль-Къулюб", или "аль-Мантыкъ", получит ли он награду?» Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) ответил: «На этом человеке нет греха за то, что он делает, переписывая шариатское знание. Переписывание Корана, хадисов и правильных тафсиров относится к величайшим видам приближения к Аллаху и покорности Ему. Что же касается тафсиров (толкований Корана), которые есть у людей, то самый достоверный из них, это тафсир Мухаммада ибн Джарира ат-Табари. Ведь, он упоминает в своем тафсире высказывания саляфов с достоверными иснадами. В этом тафсире нет нововведений. В нем не передают сообщений тех, кого обвинили во лжи, как Мукатиль ибн Сулейман и аль-Кальби. А вообще, тафсиров, которые переданы с иснадами, много: тафсир ‘Абду-р-Разакъа, тафсир ‘Абда ибн Хумейда, тафсир Уаки‘а, тафсир ибн Аби Шейбы, тафсир Ахмада ибн Ханбаля, тафсир Исхакъа ибн Рахауейха. Что же касается тех тафсиров, которые вы упомянули, то меньше всего нововведений и слабых хадисов в тафсире аль-Багъауи, который является сокращенной версией тафсира ас-Са‘ляби. Имам аль-Багъауи удалил из него выдуманные хадисы и нововведения, которые там содержались. Что касается ас-Са‘ляби, то у него не было нововведений, если только он не упоминал какое-то мнение, слепо следуя за ним. Есть также тафсиры аль-Уахиди, такие как "аль-Басит", "аль-Уасит", "аль-Уаджиз", и в них есть большая польза. Но вместе с этим, в них много выдуманных сообщений. Что же касается тафсира аз-Замахшари, то он полон ереси и построен на пути му‘тазилитов. В нём отрицаются атрибуты Аллаха, отрицается то, что верующие увидят Аллаха, говорится о сотворении Корана, отрицается воля Аллаха, и упоминаются другие подобные вещи из основ му‘тазилитов. Что же касается основ му‘тазилитов, то их пять. Они называют их единобожие, справедливость, место меж двух мест, осуществление угрозы, приказ одобряемого и запрещение порицаемого. Под единобожием они имеют в виду отрицание атрибутов Всевышнего Аллаха. Под справедливостью они имеют в виду неверие в предопределение. Они отрицают то, что деяния рабов созданы Аллахом, отрицают Его желание (ирада), отрицают Его могущество. Среди них есть и такие, кто отрицает изначальное знание Всевышнего Аллаха и запись Им Своего знания в хранимой скрижали. Что же касается их принципа «место меж двух мест», то они имеют в виду, что нечестивец (фасикъ) не является ни верующим, ни неверным. Что же касается их принципа «осуществление угрозы», то они имеют в виду, что грешники из этой общины навечно останутся в Аду, подобно тому, как сказали об этом хариджиты. Что же касается их принципа «приказ одобряемого и запрещение порицаемого», то они имеют в виду дозволенность выхода против правителя и сражения с ними мечом. Именно этими основами переполнена книга аз-Замахшари. При этом он использовал такие выражения, что многие люди даже не заметили, что речь идет о заблуждении. Кроме того, в этом тафсире много выдуманных хадисов и очень мало слов сподвижников и таби‘инов. Что касается тафсира аль-Куртуби, то он намного лучше, чем тафсир аз-Замахшари. Он ближе к Корану и Сунне и дальше от нововведений. Хотя и в этой книге есть то, что может быть подвергнуто критике. Но нужно быть справедливым в оценке и отдавать должное. Что касается тафсира ибн ‘Атыйй, то он лучше, чем тафсир аз-Замахшари. Он более достоверен и подальше от нововведений, хотя и в нем есть некоторые нововведения. Что же касается тафсира ибн Джарира, то он самый достоверный из всех»[533]. Также он ответил и на третий вопрос: «Что же касается книги "Къут аль-Къулюб" и "Ихъйа ‘улюм ад-Дин", то в них говорится о деяниях сердец. Говорится о терпении, благодарности, любви, уповании, единобожие и так далее. Абу Талиб (автор "Къут аль-Къулюб") лучше знает о хадисах и словах ученых суфиев, чем абу Хамид аль-Гъазали (автор "Ихъйа ‘улюм ад-Дин"). Его речь лучше и подальше от нововведения. В то же время, в книге "Къут аль-Къулюб" есть слабые и выдуманные хадисы, и еще много отвергаемых вещей. Что касается "Ихъйа ‘улюм ад-Дин", то в главе о губительных вещах говорится о высокомерии, показухе, зависти и так далее, и многое из этого взято из книги аль-Хариса аль-Мухасаби «ар-Ри‘айа». В "Ихъйа ‘улюм ад-Дин" есть то, что можно принять, есть то, что нужно отвергнуть, а также есть спорные вопросы. В этой книге есть много полезного, но в то же время и много порицаемого, как приведение слов философов о единобожии, пророчестве, Судном Дне. Имамы религии высказали порицание Абу Хамиду за эту книгу. Они сказали, что книга "аш-Шифа" заразила книги Абу Хамида аль-Гъазали. А "аш-Шифа" — это книга ибн Сины (Авиценны) по философии. Также в книге "Ихъйа ‘улюм ад-Дин" есть слабые хадисы, а также много выдуманных. В ней есть различные небылицы суфистов и их заблуждения. В то же время в этой книге есть правильные слова некоторых суфийских шейхов, которые правильно ориентировались в деяниях сердец и их слова соответствовали Корану и Сунне»[534]. Также ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Что касается "ас-Сахиха" аль-Бухари и "ас-Сахиха" Муслима, то нет под небесным сводом более достоверных книг после Корана, чем эти. А после них идет книга, объединившая эти два "ас-Сахиха", которая называется "аль-Джам‘у бейна ас-Сахихейн" имама аль-Хумейди и ‘Абдуль-Хакка аль-Ишбили. После этого идут книги "ас-Сунан", такие как "Сунан аби Дауд", "Сунан ан-Насаи", "Джами‘ ат-Тирмизи". Также сюда можно отнести такие книги, как "Муснад аш-Шафи‘и", "Муснад имама Ахмада" и "Муватта" Малика. В книге "Муватта" имама Малика есть хадисы, асары и многое другое, и она относится к величайшим книгам. Имам аш-Шафи‘и сказал: «Нет под небесным сводом более достоверной книги после Корана, чем "Муватта" Малика». Имея в виду то, что нет более достоверной книги, построенной по такому же принципу, как построил Малик. Ранние ученые объединяли в одной главе то, что передано от пророка (мир ему и благословение Аллаха), от сподвижников и от таби‘инов. В их время не было написано книг со своими собственными мнениями, которые сейчас называют книгами по фикху»[535]. Также ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Что касается книг по логике (мантыкъ), то они не несут в себе знания, которое приказано в шари‘ате. Хотя некоторые люди, основываясь на своем личном мнении, говорят, что изучении логики (мантыкъ) является коллективной обязанностью (фард уль-кифайа). Некоторые даже сказали, что другие науки не могут существовать без логики. Об этом заявил Абу Хамид. Но это является великой ошибкой, как с точки зрения разума, так и с точки зрения шари‘ата. Что касается разума, то для разумного человека предельно очевидно, что все люди, основавшие какие-то науки, основали их без греческой логики. Что касается шари‘ата, то точно известно в религии Ислам, что Всевышний Аллах не вменил в обязанность верующим изучение греческой логики. Что касается самой логики, то что-то в ней правильно, а что-то является ложью. Что касается правильных вещей в ней, то большинство из них бесполезно. Что же касается того из логики, в чем человек нуждается, то люди со здоровым естеством итак об этом знают. Глупец не получит от этой науки никакой пользы, а умному она итак не нужна. Если же за эту науку возьмется невежда, то вред от этого превысит пользу»[536].
36-ое правило
«Обязательность проявления справедливости в суждении об оппоненте».
Всевышний Аллах сказал: «Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, - быть может, вы помяните назидание»[537]. А также: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете»[538]. Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если ты узнал основы нововведения, то поймешь, что основа слов хариджитов состоит в том, что они обвиняют в неверии совершившего грех, а также считают грехом то, что им не является. Они считают, что нужно следовать за Кораном, оставив сунну, если сунна, по их мнению, противоречит в чем-то Корану. При этом они обвиняют в неверии всех, кто им противоречит. Они считают дозволенной кровь мусульманина, называя его вероотступником (муртадом), и дозволяют в отношении него то, что не дозволили даже в отношении неверного. Как сказал о них пророк (мир ему и благословение Аллаха): "Они убивают мусульман и оставляют в покое неверующих"[539]. Именно поэтому, они обвинили в неверии ‘Усмана, ‘Али и их соратников. Основываясь на свои мерзкие мнения, они обвинили в неверии участников битвы при Сыффине. Большинство хариджитов обвиняют в неверии тех, кто им противоречит. Исламские города, в которых не господствует их мнение, они называют территориями вероотступничества (дару ридда). Они считают, что эти города хуже, чем города многобожников и христиан. Поэтому, они помогают иудеям, христианам и многобожникам против некоторых групп мусульман. Они объединяются с неверующими, враждуя и воюя с мусульманами»[540].
|
|||
|