|
|||
Конец слов шейха Фаузана) 2 страницаВторая причина: человек, распространяющий ложь, начинает представлять истину в издевательской форме, отвращая сердца людей. Он выбирает для истины самые отвратительные названия, которые более всего способны отдалить сердца от неё. Именно так поступают все приверженцы нововведения и заблуждения. В большинстве случаев, они таким путем отвращают людей от истины и призывают ко лжи. Поэтому они придумали для ахлю-с-сунна мерзкие прозвища: хашауиты, насыбиты, муджасима, мушабиха и так далее. Третья причина: нововведенец обязательно приписывает свое понимание и свою ересь кому-то из великих людей, чтобы сделать свою ложь сладкой для сердец невежд. Люди таковы, что возвеличивают слова великих людей, охотно принимают их и склоняются к ним. Чем выше статус сказавшего в их сердце, тем более охотно они принимают его слова. Доходит даже до того, что они ставят слова этого человека выше слов Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Они говорят: "Эти люди больше знают об Аллахе и Его посланнике, чем мы". Если ты задумаешься над этой причиной, то увидишь то, что она побеждает большинство людских душ. Люди опираются только на свое хорошее мнение о том, кто сказал эти слова, не имея доводов от Аллаха, не имея аргументов. Они унаследовали это от тех, кто противопоставил религии посланников религию своих отцов и предков. Те люди, хорошо думали о своих предках, возвеличивали их, поэтому поставили их слова выше того, с чем пришли посланники. Предки были настолько велики в их сердцах, что они не могли пойти им в противоречие и заявить о том, что предки были неверующими и заблудшими. Таково положение каждого слепого последователя в отношении того, кого он возвеличивает, и так вплоть до Судного Дня. Четвертая причина: ложное понимание может принять кто-то из людей, выдающихся в какой-то сфере, в какой-то тонкой науке. Этот выдающийся в какой-то сфере человек, слова и положение которого известны среди людей, принимает какую-то ересь. Затем невежды, слыша это и думая о нём хорошо, считают, что если он принял эту ересь, сделав её своим мазхабом, то и они должны поступить таким образом. Они довольны для себя тем, чем удовольствовался он. Они говорят: "Если он, благодаря своему таланту, так преуспел в своей сфере, то этот талант поможет ему выбрать и правильные убеждения". Это беда, из-за которой погибли общины, число которых знает только Всевышний Аллах. Например, невежды видят философов, которые преуспели в математике и медицине, используя свой разум, достигли в этих науках небывалых высот. И невежды говорят о них: "Если они достигли таких высот в этих науках, то и в религиозных науках то же самое. Их положение в религии так же высоко, как и положение в математике или медицине". Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха! Сколько же общин погубила эта беда! Сколько стран она разрушила! Скольких благ она лишила! Сколько бед она принесла! Сколько людей она заставила назвать посланников лжецами! Но не знают эти заблудшие, что Всевышний Аллах может дать тому, кто абсолютно невежествен в религии, понимание в других удивительных науках. Поэтому даже пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Вы лучше меня знаете о ваших мирских делах"[403]. Правду сказал он (мир ему и благословение Аллаха)! Поистине, математика, геометрия, музыкальные науки, география, наука о взвешивании воды, наука о прокладывании каналов, строительство, земледелие, врачевание, поэзия — человек, знающий эти науки, может быть весьма искусен в них. Но что касается знания об Аллахе, Его ангелах, Его писаниях, Его посланниках, о Судном Дне и подробностях всего этого, то оно у посланников! Всевышний Аллах сказал: "Таково обещание Аллаха, и Аллах не нарушает Своего обещания, однако большинство людей не знают этого. Они знают о мирской жизни только явное и беспечны к Последней жизни"[404]. Некоторые саляфы говорили: "Есть такие люди, которые настолько сильно изучили мирские науки, что могут потереть ногтем дирхам и сразу же назвать его вес, но зато ничего не знают о своей религии!" Всевышний Аллах сказал по поводу знания этих людей: "Когда их посланники приходили к ним с ясными знамениями, они радовались тому знанию, которое было у них, и тогда их поразило то, над чем они издевались"[405].Всевышний Аллах сделал рабов такими, что они различаются по степени того, чего могут достичь их рассудки. Разум может дать человеку пользу в какой-то сфере, которой человек себя посвятил, но не дать пользы в других сферах, которые может быть и гораздо легче того, чем занимается он. Человеку может быть даровано такое стремление и талант в той сфере, которой он себя посвятил, которое не дано ему в других сферах. Мы часто видим, как человек постиг тонкости одной науки, но не знает очевидных вещей в другой науке. Что же тогда сказать о знании пророков, которое не постигается через разум? Невозможно самостоятельно постичь это знание, хотя разум не считает само это знание невозможным. Наоборот, когда человек получает это знание, разум соглашается с его истинностью и устремляется к принятию. Соотношение того знания, которое могут постичь люди, и того, которое они не могут постичь, подобно соотношению знания младенца со знанием взрослых людей. Пятая причина: распространители лжи занимают людей какими-то редкими сложными вопросами, а разум таков, что когда ему удается постичь что-то необычное, он испытывает наслаждение. Такой разум, подобен охотнику, который подстрелил дикого зверя, которого он даже и не мечтал отыскать. Таково состояние душ! Они увлекаются необычными вопросами, находя их увлекательными, а затем отдают им предпочтение. Если какого-то знания много, его может постичь каждый (богатый и бедный), то душа охладевает к этому, хотя это знание для неё полезнее и лучше. Однако этого знания много, и много тех, кто обладает им, а душа хочет чего-то такого, чем она может отличиться от всех остальных. Затем к этим странным теориям и наукам добавляются различные сложные названия, которые распространители лжи бросают в уши людей. Души людей устремляются к изучению этих странных наук и пытаются постичь их смыслы. И когда эти науки встречают сердце того, кто не имеет знания о вере в то, что пришло от Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), они овладевают им. Такое сердце уже очень тяжело спасти религиозным лекарям. Как было сказано: "Клянусь Аллахом, если страсть проникла к тому, кто влюбился в неё, то людям уже очень трудно помочь ему". Из-за любви к таким странным вещам, люди начинают обсуждать их, обсуждать удивительные творения, загадки, головоломки, хотя обыкновенные вещи лучше для них, чем это. Шестая причина: прежде чем преподнести свою ложь, приверженцы лжи обязательно готовят почву, распространяя предпосылки этой лжи. Это подобно тому, как человек сначала вбивает колышки в земле, а только затем раскрывает шатёр. Они порицают людей, которые понимают тексты Корана и Сунны согласно их очевидному смыслу, унижают их, называют невеждами и так далее. Они говорят, что доводы Корана и Сунны не дают знания и убежденности, а знание и убежденность достигается лишь посредством доводов разума и правил логики. Они говорят: "Если разум противоречит шариатским текстам, то разуму отдается предпочтение". Это предварительные принципы, закладываемые ими, чтобы распространить ложь»[406].
26-ое правило
«Ахлю-с-сунна уаль-джама’а предостерегают от нововведений (бид’а) в религии и от того, чтобы говорить об Аллахе без знания».
Всевышний Аллах сказал: «Потом Мы отправили по их следам Наших посланников, и отправили Ису, сына Марьям, и даровали ему Евангелие. В сердца тех, которые последовали за ним, Мы вселили сострадание и милосердие, а монашество они выдумали сами. Мы не предписывали им этого. Мы предписали им только стремиться к довольству Аллаха. Но они не соблюли его должным образом. Тем из них, которые уверовали, Мы даровали их награду, но многие из них являются нечестивцами»[407]. Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «В этом аяте нет похвалы монашеству и нет похвалы в адрес тех, кто заменил религию ‘Исы (мир ему). В этом аяте похвала в адрес тех, кто последовал за ‘Исой (мир ему). Всевышний Аллах вселил в их сердца сострадание и милосердие, как Он сказал: "В сердца тех, которые последовали за ним, Мы вселили сострадание и милосердие".А затем Всевышний Аллах сказал: "...а монашество они выдумали сами. Мы не предписывали им этого". Всевышний Аллах не установил в их шари‘ате такое поклонение, как монашество. Напротив, Он отрицает это так же, как отрицает и то, что выдумали многобожники. Всевышний Аллах сказал: "Аллах не распоряжался относительно бахиры, саибы, василы и хами"[408].Отрицая эти нововведения, Всевышний Аллах подтверждает то, что Он установил:"Каждому из вас (пророков) Мы установили шари‘ат и путь (манхадж)"[409].А также: "Для каждой общины Мы установили обряды, которые они выполняют"[410].Что же касается монашества, то они сами ввели его в свою религию. Затем Аллах говорит: "Мы предписали им только стремиться к довольству Аллаха". Стремление к довольству Аллаха предписано путем того, что Аллах повелел, а не путем нововведений»[411]. Сообщается, что Анас сказал: — Однажды к домам жён пророка (мир ему и благословение Аллаха) пришли трое людей, которые стали расспрашивать о том, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) поклоняется Аллаху, а когда им рассказали об этом, они, очевидно, посчитав, что это не так уж много, сказали: “Как далеко нам до пророка (мир ему и благословение Аллаха) которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!” Потом один из них сказал: “Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт”. Другой сказал: “А я стану постоянно соблюдать пост”. Третий же сказал: “А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь”. А через некоторое время к ним подошёл посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь (по ночам) и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает (следовать) моей сунне не имеет ко мне отношения!”[412] Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносивший проповедь, неожиданно увидел стоящего человека и спросил о нём. Люди сказали: “Это Абу Исраиль, который дал обет (в этот день) стоять и не садиться, не укрываться в тени, не разговаривать и поститься”. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал кому-то: “Вели ему, чтобы он говорил, и укрывался в тени и садился, а пост свой пусть доведёт до конца”[413]. Сообщается также, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил в своих хутбах: «Лучшая речь — это речь Аллаха, а лучший путь — это путь Мухаммада. Худшие же из деяний — нововведения, а каждое нововведение есть заблуждение»[414]. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абу Бурде бин Нийару: «Твоя овца может пойти только на мясо»[415]. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете"»[416]. Ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Разговор об Аллахе без знания запрещен самым строгим среди всех запретов и является самым страшным из грехов. В этом аяте этот запрет упомянут четвертым среди запретов, относительно которых сошлись все шари‘аты и религии. Это запрещенные вещи, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть разрешенными. Вещи, упомянутые в аяте, могут быть только запрещенным (мухаррам). Они не подобны мертвечине, крови или мясу свиньи, которые иногда могут быть дозволены, а иногда запрещены. Запрещенные вещи (мухаррам) делятся на два вида: 1 — запретное в своей сущности, и оно никогда не может быть дозволенным; 2 — запретное, которое иногда запрещено, а иногда нет. Всевышний Аллах сказал о первом виде запрещенного: — Скажи: "Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые". Затем Всевышний Аллах переходит к упоминанию еще более строгого запрета: "...совершать грехи и бесчинствовать безо всякого права...". А затем переходит к тому, что еще хуже: "...и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете". И это самый великий запрет Аллаха и самый великий грех. Это — возведение лжи на Всевышнего Аллаха, приписывание Ему того, что не подобает Его величию, изменение Его религии, отрицание того, что Он подтвердил, и подтверждение того, что Он отрицал. Это — название истины ложью, а лжи — истиной. Этот грех влечет за собой вражду с тем, кого любит Аллах, и любовь к Тому, Кого ненавидит Аллах. Этот грех подразумевает описание Аллаха такими качествами, которые не подобают Его сущности. Поэтому, среди всего запрещенного Аллахом на это наложен самый строгий запрет. Этот грех является основой многобожия и неверия! На этом построены все нововведения и заблуждения. Основой всякой ереси, которая заблуждает человека в религии, является разговор об Аллахе без знания. Именно поэтому, саляфы очень строго порицали тех, кто говорил об Аллахе без знания. Они предостерегали от этого в разных уголках земли строгим предостережением. Они порицали это даже сильнее, чем мерзости, беззаконие и несправедливость. Ведь, вред от нововведения и от того, как оно разрушает религию, гораздо больше. Всевышний Аллах порицает тех, кто говорит о дозволенности или запретности какой-то вещи без довода от Аллаха: "Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это - дозволено, а то - запретно"[417]»[418]. Также Ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Всякий обладатель знания, который выбрал мирскую жизнь, обязательно скажет об Аллахе то, что не является истиной. Ведь, законоположения Всевышнего Аллаха зачастую не соответствуют стремлениям людей. Особенно это касается обладателей власти и тех, кто последовал за сомнениями (шубухатами). Как правило, они могут достичь своих целей только тогда, когда опровергнут истину, пойдут ей наперекор. Например, ученые или правители, которые любят власть и следуют за страстями, могут достичь целей, противоречащих шари‘ату, только путем опровержения истины. Особенно, если у этих людей возникло какое-то ложное понимание и над ними взяла верх страсть, которая в итоге побеждает, в результате чего скрывается истина. Если же истина остается явной, то таким людям остается только пойти наперекор ей. Они говорят: "Мы (в будущем) все равно принесем покаяние". И о таких Всевышний Аллах сказал: "После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать страстям"[419].А также: "Их преемниками стало поколение, которое унаследовало Писание. Они схватились за блага этой жалкой жизни и сказали: "Мы будем прощены". Если бы им снова встретились подобные блага, они снова схватились бы за них. Разве с них не был взят завет Писания о том, что они будут говорить об Аллахе только правду? Они изучили то, что было в нем (Писании). Обитель Последней жизни лучше для тех, кто богобоязнен. Неужели вы не понимаете?"[420] Всевышний Аллах сообщил о том, что они предпочли блага этой жалкой жизни, хотя знали, что совершают запретное, говоря: "Мы будем прощены". Если после этого им представляется какое-то другое благо, они снова хватаются за него. Всё это приводит к тому, что они начинают говорить об Аллахе неправду. Они говорят: "Это - шари‘ат Аллаха и Его религия", — хотя знают, что шари‘ат Аллаха и Его религия абсолютно противоречит этому. Что же касается богобоязненных, то они знают, что Последняя обитель лучше, чем эта мирская жизнь. Поэтому, любовь к власти и страсть не могут заставить их выбрать мирскую жизнь, оставив Последнюю. А путь к Последней обители в Коране и Сунне, и в обращении за помощью к терпению и молитве. Что же касается ученых (или правителей), выбравших мирскую жизнь, то помимо тех нововведений, которые они ввели, они обязательно впадут и в грехи. В них объединятся две вещи. Следование за страстью делает сердце слепым, после чего оно уже не может различить между сунной и нововведением. Это — беда обладателей знания, которые выбрали мирскую жизнь и стремление к власти»[421]. Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Каждый человек, ненавидящий что-то из Корана и Сунны, несет в себе вражду к пророку (мир ему и благословение Аллаха) в зависимости от степени его ненависти. А кто любит Коран и Сунну, тот несет в себе любовь к пророку (мир ему и благословение Аллаха) в зависимости от степени его любви к Корану и Сунне»[422].
27-ое правило
«Ахлю-с-сунна уаль-джама’а предостерегают от пути сторонников нововведений (ахлю-ль-бид’а), которые порочат ученых, следующих по пути саляфу-с-солих, обвиняя их в грубости и строгости».
Всевышний Аллах сказал: «Они чуть было не отклонили тебя от того, что Мы дали тебе в откровении, дабы ты выдумал про Нас нечто другое. Вот тогда ты стал бы их возлюбленным»[423]. А также: «Если бы они выступили в поход вместе с вами, то не прибавили бы вам ничего, кроме беспорядка, торопливо ходили бы между вами и сеяли бы между вами смуту. Среди вас найдутся такие, которые станут прислушиваться к ним. Аллах знает беззаконников»[424]. А также: «Они скупы по отношению к вам. Когда ими овладевает страх, ты видишь, как они смотрят на тебя. Их глаза вращаются, словно у того, кто теряет сознание перед смертью. Когда же страх проходит, они обижают вас острыми языками, скупясь на добро. Они не уверовали, и Аллах сделал тщетными их деяния. Это для Аллаха было легко»[425]. А также: «Аллах знает, что у них в сердцах. Посему отвернись от них, но увещевай их и говори им наедине убедительные слова»[426]. Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал своим оппонентам: «Вы говорите о необходимости использования мягких слов, хотя вы знаете, что я чаще всего их использую. Но каждая вещь хороша в своём месте. Всевышний Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) приказали проявлять строгость к человеку, который посягает на Книгу Аллаха и Сунну посланника (мир ему и благословение Аллаха). Нам приказано опровергать то, что они говорят. Нам не приказано обращаться к таким людям тем, что лучше. Всевышний Аллах сказал: "Не слабейте и не печальтесь, в то время, как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими"[427].Тот, кто верует, находится на высоте, как сказано в этом аяте Благородного Корана. Всевышний Аллах говорит: "Могущество присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим"[428]. А также: "Те, которые враждуют с Аллахом и Его Посланником, окажутся в числе самых униженных. Аллах предписал: "Победу непременно одержим Я и Мои посланники!"[429] Всевышний Аллах непременно выполнит своё обещание, кем бы ни были эти люди. Также обязательно следует знать, что и разум, и религия запрещают требовать довольства людей по двум причинам. Во-первых, это невозможно! Имам аш-Шафи‘и сказал: "Довольство людей — это цель, которую не достичь, поэтому стремись к тому, что исправит тебя. Придерживайся этого и не беспокой себя чем-либо иным". Во-вторых, нам приказано искать довольства Всевышнего Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал: "Но для них было бы лучше угождать Аллаху и Его Посланнику"[430].Мы должны бояться только Всевышнего Аллаха и никого, кроме Него. Всевышний Аллах сказал:"Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими"[431].А также:"Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня"[432].А также:"Меня одного бойтесь"[433]. Поэтому мы должны бояться Всевышнего Аллаха. Мы должны бояться Его и в отношениях с людьми. Не должны притеснять их ни сердцами, ни органами. Но мы не должны оставлять то, что приказал Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) из-за страха перед людьми. Кто боится Аллаха таким образом, тому уготован хороший конец. ‘Айша (да будет доволен ею Аллах) написала к Му‘ауийи (да будет доволен Аллах им и его отцом): "Кто ищёт довольства людей, гневя Аллаха, тот получит гнев Аллаха и гнев людей! Кто хвалил его из людей, тот начнет порицать. А кто ищёт довольства Аллаха, даже если это гневит людей, тот получит довольство Аллаха и довольство людей!"[434]Верующий человек должен стремиться только к тому, чтобы заслужить довольство Всевышнего Аллаха и избежать Его гнева. Нет силы и мощи, кроме как с Аллахом!»[435] Также шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Также и опровержение приверженцев нововведения! Если человек, опровергая их, не имеет намерения разъяснить истину, указать творениям на прямой путь, проявить к людям милость, то его действие не будет праведным. Человек должен быть строгим в порицании нововведений и грехов, но целью его должно быть разъяснение порчи, исходящей от этих грехов, дабы рабы Аллаха остерегались этого. Можно даже бойкотировать человека, чтобы он прекратил, и дабы другие люди остерегались впадать в подобное. Но все это делается, как милость к приверженцам нововведений. Это не делается, для того чтобы отомстить и успокоить свою душу. Например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) объявил бойкот трем сподвижникам, которые остались позади (и не вышли в поход на Табук). При этом были и другие люди, которые не вышли в этот поход, но они начали оправдываться, клясться, хотя изначально лгали пророку (мир ему и благословение Аллаха). Что касается этих троих, то они сказали правду и были наказаны бойкотом. Затем Аллах принял их покаяние по причине их правдивости»[436]. Также шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если ты увидишь, как какой-то имам строго отозвался о ком-то или даже сделал ему такфир (обвинил в неверии) за какие-то слова, то это не считается общим постановлением, которое можно применить к каждому, кто сказал такие же слова. Ты можешь применить к нему подобное отношение только тогда, когда в нем собрались условия, из-за которых он заслуживает строгости или даже такфира (обвинения в неверии). Ведь, кто-то может отрицать что-то из явных обрядов Ислама, но при этом он принял Ислам недавно, или жил в стране, где нет знания, в таком случае, он не становится неверующим, пока до него не дойдет пророческий довод. Также, если ты видишь ошибочные слова какого-либо древнего имама, то ему прощается это, так как до него не дошел довод. Но не прощается тому, до кого дошел довод, то, что прощается первому. Поэтому, мы называем нововведенцами тех, до кого дошли хадисы о наказании в могиле, но они отвергли их. Но мы не обвиняем в нововведении ‘Айшу (да будет доволен ею Аллах), которая не знала о том, что мертвые слышат в могилах. Это — важная основа! Задумайся же над ней, так как она несёт пользу»[437].
28-ое правило
«Ахлю-с-сунна уаль-джама’а не строят свою дружбу или вражду на чём-то, кроме довольства Аллаха».
Всевышний Аллах сказал: «Неверующие являются помощниками и друзьями друг другу. И если верующие не будут помощниками и друзьями друг другу, то на земле возникнут смута и великое беззаконие»[438]. А также: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах - Могущественный, Мудрый»[439]. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и посланника Его больше, чем всё остальное, любит (того или иного) человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь»[440]. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, самые крепкие узы в Исламе, это любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха»[441]. Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Также и человек, который любит или враждует из-за страсти. Например, кто-то любит нововведенца, из-за того что этот нововведенец призывает к своему нововведению и распространяет ложь. Поэтому, ученые неверующих и приверженцы нововведений, хотя и знают, что находятся на лжи, всё равно помогают распространению этой лжи, чтобы иметь последователей и тех, кто их любит. Они враждуют против приверженцев истины, представляют их в плохом свете. Кто любит не ради Аллаха, помогает не ради Аллаха, тот не любит тех, кто любит Аллаха. И если друзья любят тебя не ради Аллаха, то они принесут тебе больше вреда, чем твои враги. Ведь, враги стремятся к тому, чтобы человек не получил того, что ему любимо из мирского, но, как раз в том, что он не получит этого, заключена для него милость. А эти друзья, наоборот, помогут человеку лишиться этой милости. Так какая же это дружба?! Они желают, чтоб у человека осталось то, что ему любимо, дабы использовать это для своих целей. Всевышний Аллах сказал: "Когда те, за кем следовали, отрекутся от тех, кто следовал за ними, и увидят мучения, связи между ними оборвутся"[442]. Фудейль ибн ‘Ийад передает от Лейса, а тот от Муджахида, который сказал: "В этом аяте говорится о связях, которые были не ради Аллаха". Всевышний Аллах также сказал: “Те, которые следовали за другими, скажут: "Если бы у нас был еще один шанс, то мы отреклись бы от них, подобно тому, как они отреклись от нас". Таким же образом Аллах покажет им их деяния, чтобы это опечалило их. Они никогда не выйдут из Огня”[443]. Всевышний Аллах покажет им их деяния, чтобы это опечалило их. Речь идёт о деяниях, которые они делали в мирской жизни, не ради Всевышнего Аллаха. Например, дружба, сотрудничество и любовь не ради Всевышнего Аллаха. А всё благо заключено в поклонении одному Всевышнему Аллаху, ничего не придавая Ему в сотоварищи. И нет силы и могущества, кроме как с Аллахом»[444]. Также шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Поэтому, ты можешь увидеть людей, которые любят кого-то и ненавидят кого-то только по причине своей страсти. Они проявляют любовь и ненависть, не имея никаких достоверных доводов от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и саляфов. Поэтому никто не может взять какую-то личность, кроме пророка (мир ему и благословение Аллаха), и поставить её призывать к религии, а также любить и ненавидеть только по причине этой личности. И нельзя установить для общины какие-то слова, кроме слов Всевышнего Аллаха, Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) и того, на чём сошлась эта община, а затем любить и ненавидеть по причине этих слов. Так поступают только приверженцы нововведений, которые выбирают для себя определенную личность или идею, а затем на основании этого расчленяют общину. Они любят и ненавидят людей ради этой идеи или личности. Например, хариджиты истолковали аяты Корана на основании своих убеждений и назвали тех, кто не согласен с ними, неверующими. А что тогда сказать о тех, которые придумали какую-то идею, которая даже не имеет основания в Коране, и назвали всех, кто противоречит этой идеи, неверующими?! И это хуже, чем слова хариджитов!»[445]
29-ое правило
«Ахлю-с-сунна уаль-джама’а предостерегают от того, чтобы сделать религию средством для достижения мирских целей».
Всевышний Аллах сказал: «Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем. А потом Мы предоставим ему Геенну, где он будет гореть презренным и отверженным»[446].
|
|||
|