Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конец слов шейха Фаузана)



(Конец слов шейха Фаузана)

 

Да наградит вас Аллах, шейх! У шейх уль-Исляма ибн Теймийи есть ясные слова в этом вопросе.

Во-первых, человек, призывающий к одобряемому и запрещающий порицаемое, должен делать это прежде всего в отношении себя и своей семьи. Всевышний Аллах сказал: «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь?»[319]А также: «Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете»[320].

Во-вторых, призывать нужно искренне ради Всевышнего Аллаха. Призыв к одобряемому и удерживание от порицаемого не должно осуществляться ради получения власти и имущества, или какой-либо другой мирской цели, например, желая похвалы людей. В этом нет блага!

В-третьих, осуществляя призыв, человек должен стремиться к победе истины, а не к своей личной победе. Целью призывающего должно быть распространение блага и принесение пользы людям. Призывающий не должен стремиться отомстить за себя, одержать личную победу. Он должен стремиться к победе религии, а если его обидели, должен проявлять терпение. Всевышний Аллах сказал: «Повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя»[321].А также: «Они заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!»[322]

«...заповедали друг другу истину...» — то есть: приказывали одобряемое и удерживали от порицаемого.

«...заповедали друг другу терпение» — то есть: терпение после того, как они начали призывать.

Также человек, призывающий к одобряемому и запрещающий порицаемое, не должен отчаиваться, если не видит плодов своего призыва. Ведь, во-первых, он выполнил то, что было на него возложено. Во-вторых, он должен ждать, что плоды все-таки придут, но не сейчас, а в будущем. Всевышний Аллах сказал: «Вот некоторые из них сказали: "Зачем вам увещевать людей, которых Аллах погубит или подвергнет тяжким мучениям?" Они сказали: "Чтобы оправдаться перед вашим Господом. Быть может, они устрашатся"»[323].

Передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал в длинном хадисе: «А потом ко мне обратился ангел гор, который поприветствовал меня и сказал: “О Мухаммад, приказывай, что пожелаешь! Если хочешь, я обрушу на них (то есть многобожников) две горы!” На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет, я надеюсь на то, что Аллах выведет из их потомства тех, кто станет поклоняться одному лишь Аллаху и ничему более наряду с Ним!»[324].

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не отчаялся, стал ждать облегчения от Всевышнего Аллаха и это на самом деле случилось.

 

18-ое правило

 

«Ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а призывают всех, кто взял на себя призыв к одобряемому и запрет порицаемого, к учету пользы и вреда на основании шариатских критериев».

 

Всевышний Аллах сказал: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству. Таким образом Мы приукрасили для каждого народа их деяния. Потом им предстоит вернуться к своему Господу, и Он поведает им о том, что они совершали»[325].

А также: «Мы не отправили знамения только потому, что прежние поколения не уверовали в них. Мы даровали самудянам верблюдицу как наглядное знамение, но они поступили с ней несправедливо. Мы ниспосылаем Наши знамения только для устрашения»[326].

Сообщается со слов ‘Айшы (да будет доволен ею Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Если бы твой народ не был столь близок к джахилийи, то я бы потратил сокровища Каабы на пути Аллаха, сделал бы её дверь ближе к земле и включил бы в неё хиджр»[327].

В истории про лицемеров, которую передал Джабир, рассказывается, что пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «Не убить ли нам их (лицемеров)?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет, чтобы люди не говорили, что Мухаммад убивает своих сподвижников»[328].

Поэтому, если какой-то человек (или группа) объединил в себе одобряемое и порицаемое, и невозможно разделить между ними, то есть либо этот человек будет совершать одобряемое и порицаемое, либо оставит всё (и одобряемое, и порицаемое), то нельзя приказывать ему одобряемое и удерживать от порицаемого, пока не будет рассмотрена каждая конкретная ситуация.

Если одобряемого больше, то его приказывают, даже если это повлечет за собой нечто порицаемое. И нельзя запрещать порицаемое, если это приведет к оставлению одобряемого, гораздо более великого, чем это порицаемое. В данном случае запрещение порицаемого приведет к уклонению человека с пути Аллаха, к устранению покорности Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха).

Если же порицаемого больше, то его запрещают, даже если это повлечет за собой потерю чего-то меньшего из одобряемого.

Если же одобряемое и порицаемое одинаково по своей степени, и невозможно разделить между ними, то ничего не приказывается и ничего не запрещается. Иногда бывает лучше приказать что-то, а иногда запретить что-то. Но иногда бывает и такое, что лучше не приказывать и не запрещать. Это касается конкретных ситуаций.

То есть приказ одобряемого не должен привести к потере чего-то более одобряемого. Также приказ одобряемого не должен привести к появлению чего-то более порицаемого. Запрещение порицаемого не должно привести к появлению чего-то более порицаемого. Также запрещение порицаемого не должно привести к потере одобряемого, более важного, чем это порицаемое. Если же ситуация не совсем понятная, то верующий должен ее анализировать до тех пор, пока истина не станет ясной. Человек не должен приступать к какому-либо делу без знания и правильного намерения.

В пример можно привести то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) умолчал о действиях Абдуллаха ибн Убеййа и ему подобных из числа предводителей лицемерия и нечестия, так как у них были помощники. Если бы их подвергли наказанию, это привело бы к потере одобряемого. То есть племя Абдуллаха ибн Убеййа могло разгневаться на пророка (мир ему и благословение Аллаха), а другие люди передумали бы принимать ислам, услышав, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) убивает своих сподвижников.

Но важно заметить, что оценка степени пользы и вреда должна производиться на весах шари‘ата.

 

 

19-ое правило

 

«Ахлю-с-сунна уаль-джама‘а считают, что джихад - это обязанность, которая будет существовать до Судного дня».

 

Джихад осуществляется сердцем, призывом, доводами, разъяснением, указанием на правильное мнение, телом, имуществом — настолько, насколько это возможно. Что касается джихада с неверующими посредством оружия, то у него есть свои условия, без которых он не будет действительным:

Во-первых, целью такого джихада должно быть возвышение слова Аллаха. Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек, который спросил:“О, посланник Аллаха, что такое сражение на пути Аллаха? Ведь, некоторые из нас сражаются под воздействием храбрости, а иные − под воздействием национализма”.И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:“На пути Аллаха Всемогущего и Великого находится сражающийся ради того, чтобы превыше всего было слово Аллаха”»[329].

Передают со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, а если они засвидетельствуют, то защитят от меня свою жизнь и своё имущество, которых впредь их могут лишить не иначе как по праву Ислама, и тогда отчёта с них вправе будет требовать только Аллах»[330].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.