|
|||
Конец слов шейха Фаузана) 1 страницаВо-вторых, среди мусульман должны явно присутствовать полезное знание и праведное деяние. Всевышний Аллах сказал: «Он - Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством(полезным знанием)и истинной религией(праведным деянием), чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам»[331]. Всевышний Аллах сделал условием превознесения религии наличие у мусульман полезного знания и праведного деяния. Поэтому имам аль-Бухари сказал в своей книге «ас-Сахих» (3/1033): «Глава о том, что знание прежде сражения». А затем привел слова Абу ад-Дарды: «Поистине, вы сражаетесь только посредством ваших праведных деяний». А затем привел слова Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете. Воистину, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, словно они - прочное строение»[332]. В-третьих, наличие силы, которая может устрашить неверующих, и это делается по возможности. Всевышний Аллах говорит: «Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах. Что бы вы ни израсходовали на пути Аллаха, вам будет возвращено сполна, и с вами не поступят несправедливо»[333]. Если же такой подготовки нет, то сражение не начинается. Всевышний Аллах сказал: «Разве ты не видел тех, кому было сказано: "Уберите руки (не пытайтесь сражаться), совершайте намаз и выплачивайте закят". Когда же им было предписано сражаться, некоторые из них стали бояться людей так, как боятся Аллаха, или даже более того. Они сказали: "Господь наш! Зачем Ты предписал нам сражаться? Вот если бы Ты предоставил отсрочку на небольшой срок!" Скажи: "Мирские блага непродолжительны, а Последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен. Вы же не будете обижены даже на величину нити на финиковой косточке"»[334]. Всевышний Аллах запретил верующим в Мекке мстить за себя рукой. Он приказал им прощать, чтобы физическое сопротивление не привело к тому, что хуже. Сохранение жизней мусульман, их религии и потомства, было важнее физического сопротивления. В-четвертых, мусульмане должны быть собраны вокруг правителя, который ведёт их. Всевышний Аллах сказал: «Не знаешь ли ты о знати сынов Исраила, живших после Мусы? Они сказали своему пророку: "Назначь для нас царя, чтобы мы сражались на пути Аллаха". Он сказал: "Может ли быть, что если вам будет предписано сражаться, вы не станете сражаться?" Они сказали: "Отчего же нам не сражаться на пути Аллаха, если мы изгнаны из наших жилищ и разлучены с нашими детьми?" Когда же им было предписано сражаться, они отвернулись, за исключением немногих. Аллах ведает о беззаконниках»[335]. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Правитель есть не что иное, как щит, и его следует защищать и сражаться под его началом. Если правитель станет повелевать людям бояться Аллаха и будет придерживаться справедливости, он получит за это награду, а если станет поступать по-другому, то понесёт ответственность за это»[336]. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Придерживайся джама‘ата мусульман и их правителя». Хузейфа спросил: «А что делать, если не будет ни джама‘ата, ни правителя?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Тогда сторонись всех этих групп, даже если придётся тебе для этого вцепиться зубами в корни деревьев, и оставайся в подобном положении, пока не придёт к тебе смерть!»[337] Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах может оказать поддержку этой религии даже посредством грешного человека»[338]. Что касается оборонительного джихада, то его положение (хукм) зависит от условий, имеющихся в это время, и от положения. В данном случае нужно взвешивать вред и пользу. Если вреда от оставления сражения больше, то оно становится обязательным. Если же вреда от сражения больше, то сражаться запрещено (харам). Всевышний Аллах говорит: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими»[339]. Это касается того положения, когда правитель не мобилизирует людей, если же он делает это, то сражение становится обязательным. Если же нет правителя, то собираются обладатели знания и влияния, призывая людей к тому, что лучше, а затем на них лежит обязанность назначить правителя. Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Храбрость — это не сила тела. Человек может быть силен телом, но слаб сердцем. Силой считается сила сердца и его стойкость. Сражение зависит от физической силы и способности к сражению, а также от силы сердца и его опыта. И похвальным из этого является то, что построено на знании, а не на безрассудстве, когда человек не различает между похвальным и порицаемым. Именно поэтому, сильным считается тот, кто способен сдержать себя при гневе. Он может сделать то, что полезно, и отказаться от того, что несет вред. А кто находится под властью своего гнева, тот не является ни храбрым, ни сильным»[340].
20-ое правило
«Ахлю-с-cунна уаль-джама’а верят в бытийное правило Аллаха, на которое указывает Коран».
Речь идёт о словах Всевышнего Аллаха: «Если вам нанесена рана, то ведь подобная рана уже была нанесена и тем людям. Мы чередуем дни (счастье и несчастье) для людей, чтобы Аллах узнал уверовавших и избрал среди вас павших мучеников, ведь Аллах не любит беззаконников»[341]. В испытании верующих тем, что враг побеждает их, заключена великая мудрость, и знает её во всех подробностях только Всевышний Аллах. Всевышний Аллах показывает людям их нужду в Аллахе, приводит их к смирению. Они начинают просить Всевышнего Аллаха помочь им против врагов. Если бы верующие всегда побеждали, то это привело бы к тому, что у них появилось высокомерие и гордыня. А если бы мусульмане всегда терпели поражения, то религия бы не сохранилась, а истина бы не господствовала. Мудрость Наимудрейшего Судьи подразумевает, что Он чередует победы и поражения. Если мусульмане терпят поражение, то они проявляют смирение перед своим Господом и обращаются к Нему с искренним покаянием. Если же они побеждают, то устанавливают Его религию и её обряды, приказывают одобряемое и удерживают от порицаемого, сражаются с врагом Аллаха и помогают Его приближенным. Если бы верующие всегда одерживали победу, то в их ряды проникли бы и те, чья цель не заключается в этой религии и в следовании за пророком (мир ему и благословение Аллаха). Люди бы присоединились к верующим только потому, что в их рядах всегда победа и величие. А если бы верующие всегда терпели поражение, то никто бы не присоединился к ним. Поэтому, Божественная мудрость подразумевает то, что иногда верующие господствуют над врагами, а иногда терпят поражение. Тем самым происходит разделение между теми, кто желает Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) и теми, кто преследует только мирские интересы. Всевышний Аллах желает довести Своих рабов до совершенного служения Ему, давая им то благополучие, то бедствие. Человек должен быть покорным рабом Всевышнего Аллаха в любой ситуации. Давая победу неверующим, Всевышний Аллах очищает верующих. Он сказал: «Не слабейте и не печальтесь, в то время, как вы на высоте, если вы действительно являетесь верующими. Если вам нанесена рана, то ведь подобная рана уже была нанесена и тем людям. Мы чередуем дни (счастье и несчастье) для людей, чтобы Аллах узнал уверовавших и избрал среди вас павших мучеников, ведь Аллах не любит беззаконников, и чтобы Аллах очистил уверовавших и уничтожил неверующих. Или вы полагали, что войдете в Рай, пока Аллах не узнал тех из вас, кто сражался и кто был терпелив? Вы действительно желали смерти, пока не встретились с ней. Теперь вы увидели ее воочию. Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных»[342]. Всевышний Аллах упоминает в этом аяте несколько мудростей, из-за которых неверующим дается победа. Сначала Он укрепляет верующих, радует их тем, что они на высоте, так как им дана вера (иман). Если верующих коснулась рана, то это рана на пути покорности Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха), и такая же рана коснулась неверующих, но на пути вражды с Аллахом и Его посланником (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сообщил о том, что Он чередует эти дни между людьми, и каждому достается то, что ему предопределено. Затем Он сделал это, дабы узнать среди них верующих, хотя Он итак знает о каждой вещи! Всевышний Аллах чередует эти дни, дабы выбрать среди верующих мучеников, так как мученичество (шахада) — это высокая степень перед Ним, которая достигается только посредством того, что человек погиб на пути Аллаха. Если бы неверующие не победили, то не было бы мучеников среди верующих. Затем Всевышний Аллах сообщил о том, что посредством этого, Он очищает верующих от грехов. Они начинают каяться, возвращаться к Нему, просить о прощении грехов.
21-ое правило
«Религия зиждется на умеренности в деяниях и неукоснительном следовании Сунне».
Всевышний Аллах сказал: «О люди Писания! Не излишествуйте в своей религии»[343]. А также: «Не расточительствуйте, ведь Он не любит расточительных»[344]. А также: «Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их»[345]. А также: «Не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников»[346]. А также: «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступников»[347]. А также: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: "Они определяют промежутки времени для людей и хаджа. Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны. Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите в дома через двери и бойтесь Аллаха, - быть может, вы окажетесь преуспевшими»[348]. А также: «Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!»[349] Сообщается со слов ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему в день, когда паломники бросают камешки: «Собери мне камешки!» Затем ибн ‘Аббас собрал для пророка (мир ему и благословение Аллаха) семь небольших камешков, а он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бросайте камешки, подобные этим». А затем добавил: «О, люди, остерегайтесь чрезмерствования в религии! Поистине, погубило тех, которые были до вас, именно чрезмерствование в религии»[350]. Сообщается со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не проявляйте чрезмерную строгость к своим душам, иначе Аллах проявит к вам строгость. Поистине, были люди, которые проявили строгость к своим душам, а Аллах проявил строгость к ним. Взгляните же на их остатки в кельях и монастырях: "...а монашество они выдумали сами. Мы не предписывали им этого"[351]»[352]. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил усложнять религию, то есть добавлять что-то поверх того, что уже установил шари‘ат. Если раб будет усложнять религию для себя, то и Всевышний Аллах усложнит для него. Убей ибн Ка‘б (да будет доволен им Аллах) сказал: «Держитесь пути (Аллаха) и сунны! Нет такого человека, который стоял бы на пути (Аллаха) и сунне, поминал бы Аллаха при этом так, что его кожа сжимается от страха, а с него бы не осыпались грехи, как осыпаются листья с высохшего дерева. Поистине, умеренность на пути (Аллаха) и сунне лучше, чем усердие на пути, противоречащем пути (Аллаха) и сунне. Посему стремитесь к тому, чтобы ваши деяния, будучи умеренными, соответствовали бы пути пророков и их сунне»[353].
22-ое правило
«Ахлю-с-сунна уаль-джама’а побуждают общину к пониманию Корана и хадисов».
Всевышний Аллах сказал: «Среди них есть неграмотные люди, которые не знают Писания, а лишь верят пустым мечтам и делают предположения»[354]. А также: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий»[355]. А также: «Среди них есть такие, которые слушают тебя. Когда они вышли от тебя, то сказали тем, которым было даровано знание: "Что он сказал только что?" Это - те, сердца которых Аллах запечатал и которые потакают своим желаниям»[356]. А также: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались»[357]. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кому Аллах желает добра, тому дает понимание религии»[358]. Мусульмане нуждаются в двух вещах: Во-первых, они должны знать, что имеет в виду Всевышний Аллах в Коране и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) в сунне, поэтому должны знать язык, на котором ниспослан Коран. Во-вторых, они должны знать высказывания сподвижников, таби‘инов и мусульманских ученых по поводу значений слов Корана и Сунны. Ведь, пророк (мир ему и благословение Аллаха), обращаясь к людям с Кораном, затем разъяснял, что имеется в виду в этих словах. Знание сподвижниками смыслов Корана более совершенно, чем знание ими самих слов Корана. Они донесли эти смыслы до таби‘инов даже в большей степени, чем донесли сами буквы Корана. В то же время, среди них было не так много тех, кто выучил Коран наизусть. Имам Малик сказал: «Поистине, есть группы людей, которые устремились к поклонению, оставив знание, а затем вышли против общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) со своими мечами. Но, если бы они требовали знание, то оно не дало бы им сделать это». Затем он сказал: «Абу Муса аль-Аш‘ари написал ‘Умару ибн аль-Хаттабу письмо, в котором было сказано: "Среди нас есть такое-то количество людей, которые выучили Коран". ‘Умар ответил ему: "Дай им награду из казны мусульман". На следующий год Абу Муса аль-Аш‘ари написал: "Поистине, в этом году Коран выучили очень много людей". ‘Умар ответил ему: "Вычеркни их из списка получающих деньги. Поистине, я боюсь, что люди начнут заучивать Коран без понимания религии, а затем будут трактовать его не так, как нужно"»[359]. Это то, во что попали хариджиты. Именно в этом очевидный смысл слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Они читают Коран, однако он не проходит ниже их глоток»[360].
23-ое правило
«Ахлю-с-сунна уаль-джама’а побуждают к изучению Сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и предостерегают от оставления Сунны и пренебрежения Сунной».
Всевышний Аллах сказал: «Но Аллах не станет подвергать их мучениям, пока ты находишься среди них. Аллах не станет подвергать их мучениям, пока они молят о прощении»[361]. Передают со слов Сахля бин Са‘да, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Люди не лишатся блага до тех пор, пока не перестанут разговляться (после поста) быстро»[362]. Имам аль-Бухари поместил в своей книге «ас-Сахих» главу «о том, как будет забрано знание», и сказал в ней: — ‘Умар ибн ‘Абдуль ‘Азиз написал Абу Бакру ибн Хазму: «Посмотри, что есть из хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и запиши это. Поистине, я боюсь, что исчезнут занятия по религиозному знанию и уйдут из жизни ученые. Не принимай ничего, кроме хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует! Распространяйте знания и собирайтесь, для того чтобы обучать того, кто не знает, ибо, поистине, знание не умрет, пока не станет тайным»[363]. Сказал ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах): «Сунна — это крепость Всевышнего Аллаха! Кто войдет в неё, тот окажется в безопасности. Сунна будет с человеком, даже тогда, когда будет недостаточно деяний. Свет сунны будет озарять путь человека в тот день, когда погаснет свет приверженцев нововведения и лицемеров. Лица приверженцев сунны будут белыми в тот день, когда почернеют лица приверженцев нововведения. Всевышний Аллах сказал: "В тот день, когда одни лица побелеют, а другие лица почернеют"[364].Ибн ‘Аббас сказал:«Побелеют лица приверженцев сунны и сплоченности, почернеют лица приверженцев нововведения и раскола». Сунна — это жизнь и свет, которые приводят раба к счастью, прямому пути и успеху. Всевышний Аллах сказал: "Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них?"[365]Те люди, которые вышли из-под покорности посланникам (мир им и благословение Аллаха), пребывают в десяти мраках: 1 — мрак своего характера; 2 — мрак невежества; 3 — мрак страсти; 4 — мрак слова; 5 — мрак деяний; 6 — мрак входа; 7 — мрак выхода; 8 — мрак могилы; 9 — мрак судного дня; 10 — мрак вечной обители»[366]. Всевышний Аллах сказал: «Если они не ответят тебе, то знай, что они лишь потакают своим страстям. А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим страстям без верного руководства от Аллаха?»[367] Всевышний Аллах разделил людей на две группы: 1 — Последователи посланников. 2 — Последователи своих страстей.
Кто не ответил посланнику (мир ему и благословение Аллаха), хотя ему стала очевидной сунна, тот последовал за своей страстью. Всевышний Аллах сказал: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, - быть может, вы устрашитесь»[368]. Сказал ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах): «Это — прямой путь, по которому завещал следовать Всевышний Аллах. Это — путь, на котором был пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники. Это — самый верный путь! Кто сойдет с этого пути, тот окажется на неправильных путях. Отклонение от прямого пути может быть страшным, а может быть небольшим, и среди отклонившихся есть много степеней, счёт которым знает только Всевышний Аллах. Прямой путь — это то, на чём был пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники. Отошедший же от прямого пути, может быть либо беззаконником, либо муджтахидом, который ошибся, либо невежественным слепым последователем. Среди отошедших есть такие, кто будет наказан, есть такие, кому прощено, а также такие, кто получит одну награду (за иджтихад)»[369]. Сказал шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах): «Скрытие сунн посланников является причиной появлений нововведений во всех общинах! Именно через это приходит погибель. Поэтому говорят: "В крепком держании за сунну заключено спасение". А имам Малик (да смилуется над ним Аллах) сказал: "Сунна подобна ковчегу Нуха. Кто взошел на него, тот спасся, а кто не взошел, тот погиб!" Это — истина! Ведь, на ковчег Нуха поднялись те, кто поверил посланникам и последовал за ними. Если же человек не сел на него, то он счел посланников лжецами. Следование сунне — это следованию посланию, которое пришло от Всевышнего Аллаха. Кто последовал этому посланию, тот подобен тем, кто взошел на ковчег Нуха. А кто отвернулся от этого послания, тот подобен тем, которые отказались от следования за Нухом (мир ему)»[370]. Также шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Важной задачей в этом вопросе является разграничение сунны и нововведения. Сунной является то, что повелел Законодатель, а нововведение (бид‘а) — это то, что не установлено в религии. Поистине, в этой теме среди людей возникло много колебаний, как в основах, так и в ответвлениях. Каждая группа утверждает, что её путь — сунна, а пути остальных групп — нововведение. Каждая группа называет последователей других групп нововведенцами. По этой причине распространилось зло в таком количестве, которое знает только Аллах»[371].
24-ое правило
«Ахлю-ссунна уаль-джама’а подтверждают, что у шари'ата три цели: отведение вреда, привлечение пользы и необходимость придерживаться благородных нравов».
К достижению этих трех целей ведет Великий Коран самой прямой и правильной дорогой. 1 — Отведение вреда — в шари‘ате отведение вреда бывает от шести вещей: а) религия — в Коране есть указания на необходимость сохранения религии и в нём указывается на самый прямой и справедливый путь к достижению этой цели. Всевышний Аллах говорит: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху»[372].А также: «...и пока религия не будет полностью посвящена Аллаху»[373]. А также: «Вы сразитесь с ними, или же они обратятся в ислам»[374]. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха»[375]. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто сменит свою религию, казните его»[376]. б) жизнь — именно поэтому, Всевышний Аллах установил возмездие за убитого. Всевышний Аллах говорит: «Возмездие (за убитого) спасает вам жизнь, о обладатели разума!»[377] А также: «Вам предписано возмездие за убитых»[378].А также: «Если кто-либо убит несправедливо, то Мы уже предоставили его правопреемнику полную власть»[379]. в) разум — Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, - быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?»[380] Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все, что опьяняет — запрещено»[381]. Также он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «То, что опьяняет в большом количестве, запрещено и в малом»[382]. Именно из-за сохранения разума людей, Всевышний Аллах установил наказание для того, кто пьёт спиртные напитки. г) род — именно поэтому, запрещено прелюбодеяние (зина). Именно по этой причине Всевышний Аллах установил наказание для прелюбодея, дабы другие люди, испугавшись, не совершали этот грех. Именно поэтому Всевышний Аллах установил ‘идду для женщины, которая рассталась со своим мужем из-за развода или смерти мужа. Все это, для того чтобы семя одного мужчины не смешалось с семенем другого в чреве одной женщины, то есть ради сохранения родословной. Всевышний Аллах сказал: «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем»[383]. А также: «Прелюбодейку и прелюбодея - каждого из них высеките сто раз»[384].Всевышний Аллах сделал обязательной ‘идду для сохранения родословной: «Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций»[385]. А также: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней»[386].Всевышний Аллах также запретил мужчине поливать чужой посев своей водой, то есть вступать в половую близость с женщиной, которая беременна от другого мужчины. Он сказал: «Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени»[387]. д) честь — мусульманину запрещено говорить про своего брата то, что обидит его. Также Всевышний Аллах приказал побивать восьмидесятью ударами того, кто безосновательно обвинит мусульманина в прелюбодеянии. Всевышний Аллах сказал: «Не злословьте за спиной друг друга»[388]. Всевышний Аллах также показал нам мерзость этого греха, сказав: «Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?»[389]Также Всевышний Аллах сказал: «Не обижайте друг друга и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками»[390]. Также Всевышний Аллах установил наказание для того, кто обвинил мусульманина в прелюбодеянии (зина), не имея доказательств: «Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они являются нечестивцами, кроме тех из них, которые после этого раскаялись»[391]. е) имущество — поэтому запрещено присваивать чужое имущество, не имея на то права. Именно для сохранения имущества, установлено наказание вору в виде отрубания руки. Всевышний Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Не пожирайте имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию»[392]. А также: «Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех»[393]. А также: «Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили. Таково наказание от Аллаха»[394]. 2 — Привлечение пользы — Коран открывает перед человеком двери получения пользы во всех сферах жизни. Всевышний Аллах сказал: «Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле и ищите милость Аллаха»[395]. А также: «На вас нет греха, если вы ищете милость от своего Господа»[396]. А также: «Одни (из вас) странствуют по земле в поисках милости Аллаха»[397]. Благородный шари‘ат дозволил людям иметь взаимоотношения друг с другом (торговля, аренда, партнерство и так далее), дабы они получили пользу. 3 — Облагораживание нравов — побуждений к этому много в Благородном Коране и в Сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому, когда ‘Айшу (да будет доволен ею Аллах) спросили о нравах пророка (мир ему и благословение Аллаха), она ответила: «Его нравом был Коран»[398]. Ведь, Коран включает в себя все прекрасные нравственные качества. Поэтому, Всевышний Аллах говорит о Своём пророке (мир ему и благословение Аллаха): «Воистину, твой нрав превосходен»[399]. 25-ое правило
«Разъяснение некоторых причин, которые приводят к распространению лжи и принятия лжи людьми».
Всевышний Аллах сказал: «Те, которые лишены знания, говорят: "Почему Аллах не говорит с нами? Почему знамение не приходит к нам?" Такие же слова говорили их предшественники. Их сердца похожи. Мы уже разъяснили знамения людям убежденным!»[400] А также: «Неужели они заповедали это друг другу? О нет! Они являются людьми, преступающими границы дозволенного»[401]. Ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал о причинах распространения лжи: «Первая причина: человек, измышляющий ложь, представляет её посредством красивых речей, разукрашивает её, одевает её в одеяния красноречия и изящных выражений. Слабые рассудки устремляются к принятию этой лжи и находят её прекрасной. Они очень быстро принимают эти убеждения и начинают им подражать. И это подобно тому положению, когда человеку предлагают некачественный товар, а человек обманывается, не зная о настоящей сущности этого товара. К этому методу прибегают все, кто желает распространить ложь. И никто не сможет распространить ложь, кроме как разукрасив её, и показав в глазах невежды истиной. Всевышний Аллах сказал: "Таким образом Мы определили для каждого пророка врагов - дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения. Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями"[402].Всевышний Аллах упомянул то, что распространители лжи украшают свои речи, а невежды со слабыми рассудками обманываются. Эти невежественные души начинают слушать ложь, склоняются к ней и остаются довольными. Ведь, эта ложь облачена в красивые одеяния, посредством которых слушающий её обольщается. Задумайся над этим аятом, так как он заключает в себе великий смысл! В нём разъясняется сама основа лжи. Аят обращает внимание на то, чего нужно опасаться. И если ты посмотришь на слова приверженцев лжи, то увидишь, как они быстро распространяются среди людей, у которых нет понимания (а большинство людей именно такие). Дошло даже до того, что нечестивцы называют самые величайшие виды нечестия такими именами, к которым слушающий не испытывает отвращения, а затем склоняется к ним.
|
|||
|