|
|||
Конец слов шейха Фаузана) 3 страницаА также: «Их преемниками стало поколение, которое унаследовало Писание. Они схватились за блага этой жалкой жизни и сказали: "Мы будем прощены". Если бы им снова встретились подобные блага, они снова схватились бы за них. Разве с них не был взят завет Писания о том, что они будут говорить об Аллахе только правду? Они изучили то, что было в нем (Писании). Обитель Последней жизни лучше для тех, кто богобоязнен. Неужели вы не понимаете?»[447] А также: «Когда вы завершите свои обряды, то поминайте Аллаха так, как поминаете своих отцов, и даже более того. Среди людей есть такие, которые говорят: "Господь наш! Одари нас в этом мире!" Но нет им доли в Последней жизни»[448]. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да будет несчастен раб динара, раб дирхама и раб одежды! Он остаётся довольным, если ему даруется (это), а если нет, то он негодует. Да будет он несчастен и опрокинется с ног на голову! Даже будучи уколотым колючкой, да не извлечет он ее!»[449] Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Приверженец нововведений является приверженцем своей страсти. Он действует ради своей страсти, а не ради религии. Он отходит от истины, если она противоречит его страсти. Такой человек будет наказан Аллахом за эту страсть. Он заслужил наказание, как в этой жизни, так и в Последней. Из саляфов были те, кто назвал хариджитов нечестивцами, как, например, передается от Са‘да ибн Аби Уаккаса, что о словах Аллаха: "Однако Он вводит в заблуждение посредством нее только нечестивцев, которые нарушают завет с Аллахом после того, как они заключили его, разрывают то, что Аллах велел поддерживать, и распространяют нечестие на земле. Именно они окажутся в убытке"[450]. Са‘д ибн Аби Уаккас сказал, что этот аят о хариджитах. Особенно это касается тех, кто желает власти для себя или своего окружения. Например, мусульманин может сражаться с неверующими из-за храбрости, злости, показухи, но такое сражение не будет считаться сражением на пути Аллаха. Что же тогда сказать про нововведенцев, которые враждуют и сражаются ради своего нововведения?! Они будут наказаны за то, что последовали за своей страстью, оставив руководство Аллаха, а не за то, что ошиблись»[451]. Также шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Очень часто к человеческой душе примешивается что-то из скрытых страстей, нарушая истинную любовь к Аллаху, истинное поклонение, искренность. Как сказал Шаддад ибн Аус: "О, остатки арабов, я больше всего боюсь для вас показухи и скрытой страсти"[452].Однажды Абу Дауда ас-Сиджистани спросили:"Что такое скрытая страсть?"Он ответил:"Стремление к власти"[453].Передается также от Ка‘ба ибн Малика, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:"Два голодных волка, которые нападают на загон овец, причиняют им меньше вреда, чем причиняет вред религии человека стремление к имуществу и почёту"[454]. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил, что стремление к имуществу и почёту причиняет религии человека больший вред, чем вред, который могут причинить два голодных волка овцам. Поистине, в здоровой религии нет этого стремления. Если сердце почувствовало сладость поклонения и любви к Аллаху, то ничего не может быть для него любимее, чем эта сладость. Именно поэтому, Всевышний Аллах отдаляет зло и мерзости от искренних людей, как Он сказал:"Так Мы отвратили от него зло и мерзость. Воистину, он был из числа Наших искренних рабов"[455]»[456]. Также шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Кто желает лидерства, тот хочет быть подобным Фараону. А кто занялся накоплением имущества, тот желает быть подобным Къаруну. Однако Всевышний Аллах в Своей Книге разъяснил положение Фараона и Къаруна. Он сказал: "Разве они не странствовали по земле и не видели, каким был конец их предшественников? А ведь они превосходили их силой и оставили больше следов на земле, но Аллах схватил их за их грехи, и никто не защитил их от Аллаха"[457].А также: "Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных"[458]. Поистине, люди делятся на четыре группы: Первая группа: Это — те, которые желают превознестись на земле и распространять нечестие. Например, цари и лидеры, сеющие нечестие на земле, как Фараон и его окружение. Они являются худшими из творений. Всевышний Аллах сказал: "Фараон возгордился на земле и разделил ее жителей на группы. Одних он ослаблял, убивая их сыновей и оставляя в живых их женщин. Воистину, он был одним из тех, кто распространял нечестие"[459]. Сообщается со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Не войдет в Рай тот, у кого в сердце есть высокомерие хотя бы на вес пылинки! Не войдет в Огонь тот, у кого в сердце есть вера хотя бы на вес пылинки!" Один из людей спросил: "О, посланник Аллаха, я люблю одевать красивую одежду и обувь. Относится ли это к высокомерию?" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: "Поистине, Аллах — Красивый и Он любит красоту. А высокомерие — это отвержение истины и унижение людей"[460]. Вторая группа: Это — те, которые желают распространять нечестие, но не желают превознестись на земле. Например, воры и преступники из простонародья. Третья группа: Это — те, которые желают превознестись на земле, но не желают распространять нечестие. Например, люди, которые немного религиозны, и хотят возвыситься над людьми посредством религии. Четвертая группа: Это — обитатели Рая, которые не желают превознестись на земле и распространять нечестие. При этом они итак находятся на высоте, как сказал Аллах: "Не слабейте и не печальтесь, в то время, как вы на высоте, если вы действительно являетесь верующими"[461].А также: "Не проявляйте слабости и не призывайте к миру, поскольку вы - выше остальных. Аллах - с вами и не умалит ваших деяний"[462]. А также: "Могущество присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим"[463]. Сколько было тех, которые желали величия, однако это привело их только к унижению! Сколько было возвышенных, которые не желали величия и распространения нечестия!»[464]
Всевышний Аллах сказал: «Прочти им историю о том, кому Мы даровали Наши знамения, а он отбросил их. Сатана настиг его, и он стал заблудшим. Если бы Мы пожелали, то возвысили бы его посредством этого. Однако он приник к земле и стал потакать своим желаниям. Он подобен собаке: если ты прогоняешь ее, она высовывает язык, и если ты оставишь ее в покое, она тоже высовывает язык»[465]. Ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Посмотри, какое порицание содержится в этом аяте! Во-первых, сказано, что этот человек заблудился после того, как было даровано ему знание. Он умышленно отдал предпочтение неверию перед верой. Во-вторых, сказано, что этот человек отбросил веру так сильно, что больше никогда не вернется к ней. Ведь, в аяте пришло слово « انسلخ ». Например, говорят про змею « انسلخ » — то есть "сбросила кожу так, что эта кожа больше к ней не вернется". В-третьих, сказано, что шайтан поймал его в свои сети и одолел. В-четвертых, сказано, что он стал заблудшим после того, как был на прямом пути. В-пятых, сказано, что Всевышний Аллах не пожелал возвысить этого человека посредством знания. И это стало причиной гибели этого человека. Если бы он не был знающим, то, может быть, это было бы лучше для него, так как он получил бы меньшее наказание. В-шестых, Всевышний Аллах сообщил, что у этого человека низкие устремления. Он выбрал для себя презренное, отбросив возвышенное. В-седьмых, сказано: "приник к земле", — то есть осознанно выбрал для себя презренное существование. Это не было просто временным порывом души. Под землей здесь имеется в виду мирская жизнь. В-восьмых, этот человек отвернулся от прямого пути и последовал за своими страстями. Он сделал имамом для себя свою страсть. В-девятых, Всевышний Аллах сравнил этого человека с собакой, то есть с самым презренным и алчным животным. В-десятых, Всевышний Аллах сравнил этого человека, его стремление к мирскому с тем, как собака высовывает свой язык. Если ты прогоняешь ее, она высовывает язык, и если ты оставишь ее в покое, она тоже высовывает язык. Также и этот человек: если его оставишь, он высовывает язык, стремясь к мирскому, если ты начинаешь увещевать и запрещать ему, он все равно высовывает язык, стремясь к мирскому. Ибн Къутейба сказал: "Всякое существо высовывает свой язык либо по причине усталости, либо по причине жажды, кроме собаки. Собака высовывает свой язык и тогда, когда устала, и тогда, когда спокойна. Она высовывает свой язык и во время жажды, и после того, как напилась. Именно поэтому, Всевышний Аллах сравнил этого неверующего с собакой. Если ты его увещеваешь, он остается в заблуждение, если ты его оставляешь, он все равно в заблуждении. Он подобен собаке: если ты прогоняешь ее, она высовывает язык, и если ты оставишь ее в покое, она тоже высовывает язык. Но, нужно заметить, что это не касается каждой собаки. Это относится к собакам, которые высовывают язык"»[466].
30-ое правило
«Ахлю-с-сунна уаль-джама’а убеждены в обязательности следования пророческому методу в призыве к Аллаху».
Всевышний Аллах сказал: «Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!»[467] А также: «Разве тот, кто следует ясному доказательству от своего Господа, подобен тем, которым представилось прекрасным зло их деяний и которые потакали своим желаниям?»[468] А также: «Скажи: "Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно знанию. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников"»[469]. А также: «Скажи: "Если я заблуждаюсь, то заблуждаюсь только во вред себе. Если же я следую прямым путем, то только благодаря тому, что внушил мне мой Господь. Воистину, Он - Слышащий, Близкий"»[470]. А также: «Когда Наши ясные аяты читают тем, которые не надеются на встречу с Нами, они говорят: "Принеси нам другой Коран или замени его!" Скажи: "Не подобает мне заменять его по своему желанию. Я лишь следую тому, что внушается мне в откровении, и боюсь, что если я ослушаюсь Господа моего, то меня постигнут мучения в Великий день"»[471]. А также: «Быть может, ты отбросишь часть ниспосланного тебе в откровении, и твое сердце сожмется от этого, потому что они говорят: "Почему ему не ниспосланы сокровища или ангел не явился вместе с ним?" Но ведь ты - всего лишь предостерегающий увещеватель, а Аллах - Попечитель и Хранитель всякой вещи»[472]. А также: «Скажи: "Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенного. Я не говорю вам, что являюсь ангелом. Я следую лишь тому, что ниспосылается мне в откровении". Скажи: "Разве равны слепой и зрячий? Неужели вы не поразмыслите?"»[473]. Однажды, шейх уль-Исляму Абу-ль-‘Аббасу Ахмаду ибн ‘Абдуль-Халиму ибн Теймийи аль-Харани (да смилуется над ним Аллах) задали вопрос: «Есть группа людей, которые замыслили совершать скверные деяния: убивать, грабить людей на дорогах, пить вино и так далее. Затем один из известных шейхов, известный своим следованием сунне, вознамерился воспрепятствовать им. Но у него была только одна возможность сделать это, и он устроил для них слушания, дабы воспрепятствовать совершению зла. У этого шейха был бубен, а певец пел песню дозволенного содержания без музыкального сопровождения. И вот так, они начали собираться на этих слушаниях, после чего целая группа преступников покаялась. Те, которые не молились, воровали, не платили закят, начали остерегаться этих грехов и выполнять религиозные обязанности. Разрешается ли устраивать такие слушания, учитывая то, сколько пользы извлекается из этого, также учитывая то, что у него не было возможности призывать их иным образом?» Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) ответил: «Хвала Аллаху, Господу миров! Ответ на этот вопрос строится на нескольких принципах. Во-первых, Всевышний Аллах послал Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) с прямым руководством и религией истины, дабы явить её выше всех других религий, и достаточно Аллаха, как Свидетеля! Всевышний Аллах сделал эту религию совершенной для этой общины. Всевышний Аллах сказал: "Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам"[474]. Во-вторых, Всевышний Аллах обещал счастье тем, кто подчинился Ему, а несчастье — тем, кто ослушался Его. Всевышний Аллах сказал: "Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!"[475] А также: "Кто же ослушается Аллаха и Его Посланника, тому уготован огонь Геенны, в котором они пребудут вечно"[476]. В-третьих, Всевышний Аллах приказал творениям, в случае возникновения между ними разногласий, обращаться к тому, с чем был послан Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал: "О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по вознаграждению!"[477] В-четвертых, Всевышний Аллах сообщил о том, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) призывает к Аллаху и к прямому пути: «Скажи: "Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно знанию!"»[478]А также: "Воистину, ты указываешь на прямой путь - путь Аллаха, Которому принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, к Аллаху возвращаются дела"[479]. В-пятых, Всевышний Аллах сообщил о том, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) приказывает одобряемое и удерживает от порицаемого, разрешает благое и запрещает мерзости. Всевышний Аллах сказал: "Моя милость объемлет всякую вещь. Я предпишу ее для тех, которые будут богобоязненны, станут выплачивать закят и уверуют в Наши знамения, которые последуют за посланником, не умеющим читать и писать пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют"[480]. Всевышний Аллах приказал пророку (мир ему и благословение Аллаха) всё благое и предостерег от всего порицаемого, разрешил все благое и запретил всё мерзкое. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Каждый посланный пророк был обязан указать своей общине на благо, которое он знает для них, и предостеречь от зла, которое он знает для них"[481]. Сообщается также, что аль-‘Ирбад ибн Сарийа (да будет доволен им Аллах) сказал: "Однажды, пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с проповедью, от которой затрепетали наши сердца и наполнились слезами глаза. Мы сказали: “О, посланник Аллаха, это похоже на проповедь того, кто прощается, посему скажи, что ты завещаешь нам?” И он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Я завещаю вам слушаться и подчиняться правителю! Поистине, те из вас, которые проживут долго, увидят много разногласий, поэтому придерживайтесь моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Ухватитесь за неё коренными зубами, и остерегайтесь новшеств в религии, поистине, каждое нововведение является заблуждением”[482]. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:“Я не оставил ни одной вещи, которая отдаляет вас от Огня, кроме как сообщил о ней”[483].Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:“Я оставил вас на ясном пути, ночь которого подобна дню, с которого не собьется после меня никто, кроме погибшего!”[484] Доказательств на этот великий принцип много в Коране и Сунне. Поэтому обладатели знания посвящали этому отдельную главу в своих книгах, называя ее “главой о необходимости крепкого придерживания Корана и Сунны”. Так поступили имам аль-Бухари, имам аль-Багъауи и другие. Кто придерживается Корана и Сунны, тот относится к богобоязненным аулийа (приближенным) Всевышнего Аллаха. Именно придерживающиеся Корана и Сунны являются партией Аллаха, которая непременно преуспеет. Именно они являются Его победоносным войском. Поэтому саляфы, в частности имам Малик, говорили: “Сунна подобна ковчегу Нуха. Кто взошел на него, тот спасся, а кто не взошел, тот погиб!” Имам аз-Зухри сказал: “Те ученые, которые были до нас, говорили: "В крепком придерживании Сунны заключено спасение"”. Узнав всё это, мы понимаем, что то, посредством чего Всевышний Аллах наставляет заблудших, указывает путь отклонившимся, принимает покаяние грешников, непременно должно соответствовать тому, с чем он послал Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха), то есть должно соответствовать Корану и Сунне. Если бы того, с чем Он послал пророка (мир ему и благословение Аллаха), было бы недостаточно для наставления людей на прямой путь, это означало бы то, что религия посланника (мир ему и благословение Аллаха) несовершенная и нуждается в усовершенствовании. Следует знать, что Всевышний Аллах сделал праведные деяния либо обязательными (уаджиб), либо желательными (мустахаб). Что касается скверных деяний, то Всевышний Аллах запретил их. Если какое-либо деяние включает в себя, как пользу, так и вред, то, поистине, Законодатель является Мудрым. Если пользы больше, чем вреда, то шари‘ат устанавливает это деяние. Если же вреда больше, чем пользы, то совершение такого деяние неузаконено в шари‘ате. Всевышний Аллах сказал: "Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете"[485].А также:“Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: "В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы"”[486].Поэтому, Всевышний Аллах запретил вино и азартные игры. Если люди совершают какое-то деяние, думая, что оно приближает к Аллаху, но при этом Всевышний Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) не установили это деяние, то это означает, что вред этого деяния превосходит его пользу. Если бы пользы от этого деяния было больше, чем вреда, то шари‘ат не оставил бы его в стороне. Ведь, Всевышний Аллах — Мудрый и Он не оставил бы в стороне от религии то, в чём есть польза. Шари‘ат не упустил ничего, что могло бы приблизить человека к Господу миров. Поистине, упомянутый вами шейх, имел намерение привести эту группу преступников к покаянию, но смог это сделать только нововведенческим методом. Это указывает на то, что он либо является невеждой и не знает о шари‘атских методах привлечения людей к покаянию, либо неспособен воплотить их в жизнь. Поистине, посланник (мир ему и благословение Аллаха), сподвижники и таби‘ины призывали тех, кто был хуже этих преступников. Они призывали людей неверия, нечестия и ослушания. Они призывали их шари‘атскими методами, посредством которых Всевышний Аллах избавил их от нововведенческих методов. Поэтому запрещено говорить, что в шариатских методах нет такого, что привело бы людей к покаянию. Точно известно и передано многочисленными путями, что неисчислимое количество людей раскаялись в своем неверии, нечестии и ослушании, посредством шариатских методов, в которых не было подобных нововведенческих собраний. Первые поколения из числа мухаджиров и ансаров, а также тех, кто строго за ними последовал, покаялись посредством этих шариатских методов. Страны мусульман и их города переполнены теми, кто покаялся перед Аллахом и стал бояться Его посредством шариатских методов. Поэтому недозволенно говорить, что грешники приходят к покаянию только посредством этих нововведенческих методов. Лучше скажите, что среди шейхов есть те, кто не знает о шариатских методах призыва, или знают, но не могут воплотить в жизнь. Просто у них нет знания о Коране и Сунне, о том, как обращаться к людям и что им говорить, чтобы они принесли покаяние. Этот шейх, упомянутый вами, отошел от шариатского пути к нововведенческому. Либо у него было хорошее намерение, но он ошибся, либо он просто хотел стать лидером этих людей и отобрать их имущество. Как сказал Всевышний Аллах: "О те, которые уверовали! Воистину, многие из первосвященников и монахов незаконно пожирают имущество людей и сбивают их с пути Аллаха"[487]. Человек может отказаться от шариатского пути в пользу нововведенческого только по причине невежества, или неспособности, или порочных побуждений. То, что сделал этот шейх, является покорностью Аллаху, которую Он любит, или же нет? Получит ли он награду или нет? Если это не приближает к Аллаху, не является покорностью и поклонением Ему, а они (эти шейхи) делают такое, желая приблизиться к Аллаху, проявить Ему покорность и поклоняться, то разрешается ли им иметь подобные убеждения? Человек, следующий за пророком (мир ему и благословение Аллаха) и обладающий знанием, ответит на этот вопрос только так: "Всё это не приближает к Аллаху, не является покорностью Ему и поклонением, не относится к пути Всевышнего Аллаха. Это не относится к тому, что приказал Всевышний Аллах Своим рабам". Значит, это не является похвальным и благим, не является поклонением, с чем согласны все мусульмане»[488]. Сказал шейх Мухаммад Джамалю-д-дин аль-Къасими ад-Димашки: «Как же развязать узел упрямства и побудить людей оставить грехи? Для этого существует четыре вида полезных способов: Во-первых, нужно упоминать аяты Корана, в которых приводится устрашение грешников и тех, кто ослушается Всевышнего Аллаха. Нужно упоминать хадисы и асары, в которых говорится о порицании грешников и о достоинстве покаяния. Во-вторых, нужно рассказывать о пророках и праведных предшественниках, а также о том, что случилось с ними по причине грехов. Это очень сильно действует на сердца людей и приносит огромную пользу. Например, можно рассказать о том, как Адам (мир ему) ослушался своего Господа и о том, что случилось с ним после этого (то есть он лишился Рая). Поистине, эти истории и притчи не приводятся в Коране для развлечения. Они приводятся в качестве назидания. Люди должны понять то, что даже для пророков не прошли бесследно их малые проступки. Что же тогда сказать о больших грехах, совершаемых людьми?! В-третьих, люди должны понять, что за грехами последует наказание уже в этом мире. Они должны ожидать наказания за свои грехи. Они должны знать, что всё то, что постигает человека, постигает его лишь по причине грехов. Нужно устрашать человека этим. В хадисе сказано: "Поистине, человек лишается пропитания из-за греха, который он совершает"[489].Некоторые саляфы говорили: "Проклятие не заключается в том, что чернеет лицо или уменьшается имущество. Поистине, проклятие заключается в том, что человек, выходя из одного греха, попадает в подобный грех или еще хуже". Это действительно так! Проклятие — это отдаление человека от милости Всевышнего Аллаха. Если человека не направляют к благому, при этом, облегчая ему злое, то он отдален от милости Аллаха. Если человек лишился помощи (тауфикъа) Всевышнего Аллаха, он лишился самого главного. Каждый грех зовет человека к следующему, и так грехи увеличиваются. А затем раб лишается своего полезного удела (ризка). Раб лишается возможности сидеть с учеными и праведниками, порицающими грехи. Всевышний Аллах ненавидит его и по этой причине ненавидят его и праведники. В общем, есть много сообщений о том, какие бедствия влекут за собой грехи. Если с кем-то случается беда, то это в качестве наказания ему. Если же человека, совершающего грехи, постигают милости, то это является завлечением от Всевышнего Аллаха. Этот человек получает милости, но лишен возможности благодарить Аллаха за них, в результате чего он будет наказан, как за грехи, так и за неблагодарность. Что же касается покорного, то каждая милость, которую он получает, является воздаянием за покорность и направляет его к благодарности. Каждая беда, постигающая его, стирает его грехи и увеличивает степени. В-четвертых, нужно упоминать таким людям о наказании за конкретные грехи»[490]. 31-ое правило
«Ахлю-с-сунна уаль-джама’а убеждены, что отношение к изменяющимся событиям должно быть построено на понимании шариатских доводов и знании об обычаях Аллаха в отношении Его творений».
Всевышний Аллах сказал: «Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его. Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за сатаной»[491]. А также: «Это произошло потому, что Аллах не отменяет милость, которую Он оказал людям, пока они сами не изменяют того, что в их душах. Воистину, Аллах - Слышащий, Знающий»[492]. А также: «Когда несчастье постигло вас после того, как вы причинили им вдвое большее несчастье, вы сказали: "Откуда все это?" Скажи: "От вас самих". Воистину, Аллах способен на всякую вещь»[493]. А также: «О мой народ! Пусть ваши разногласия со мной не обрекут вас на то, что постигло народ Нуха, или народ Худа, или народ Салиха. Народ Лута также недалек от вас»[494]. А также: «Этого не достичь посредством ваших мечтаний или мечтаний людей Писания. Кто творит зло, тот получит за него воздаяние и не найдет для себя вместо Аллаха ни покровителя, ни помощника»[495]. А также: «Таким образом Мы определили для каждого пророка врагов - дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения. Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями»[496]. А также: «Вот так в каждом селении Мы создавали главных грешников, чтобы они строили там козни. Однако они строят козни только против самих себя, но не ощущают этого»[497]. А также: «Так Мы позволяем одним беззаконникам править другими за то, что они приобретают»[498]. А также: «На тех, которые стали поклоняться тельцу, падут гнев их Господа и унижение в мирской жизни. Так Мы воздаем тем, кто измышляет ложь»[499]. А также: «О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и тогда Он поведает вам о том, что вы совершали»[500].
Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Всевышний Аллах сказал: "Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение"[501].Этот аят не означает, что нужно оставить приказ одобряемого и запрещение порицаемого. Как пришло в известном хадисе, что Абу Бакр ас-Сыддикъ (да будет доволен им Аллах) сказал, стоя на минбаре посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): — О, люди, вы читаете этот аят, но неправильно понимаете его. Поистине, я слышал, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если люди, видя порицаемое, не будут исправлять его, то вот-вот уже Аллах пошлет наказание, которое коснется их всех”[502].Также и хадис абу Са‘лябы аль-Хушани о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если ты видишь алчность, которой покоряются, и страсть, за которой следуют, и каждый обладатель мнения доволен своим мнением, то тебе следует подумать о своей душе”[503].И это разъясняет хадис Абу Са‘ида, где пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:“Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой, а если не может рукой, то языком, а если не может языком, то сердцем, и это самое слабое проявление веры”[504].
|
|||
|