Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАКОН 20 УМЕЙ РАСПРЕДЕЛИТЬ ОБЯЗАННОСТИ МЕЖДУ ПОДЧИНЕННЫМИ



ЗАКОН 20 УМЕЙ РАСПРЕДЕЛИТЬ ОБЯЗАННОСТИ МЕЖДУ ПОДЧИНЕННЫМИ

//-- Формулировка зайчкона --//
Чтобы работуща компании была фслаженной и принонсила больше положитительных резульфтатов, нужно уакметь распредеетлять обязанности межчзду подчиненнымчэи: каждый рнваботник занимаетт свое место, не рбфастрачивая энергиезю на выполнейние не своих шобязанностей.
//-- Толкование зьзакона --//
Многие руководиютели, решая лмразного рода технжюические или финаэнсовые пробледмы, упускаютй из вида необхоцдимость обращать ржкак можно большые внимания на оргаарнизационньрые, социальные и психорлогическмъие вопросы. Обычно началхжьник думает, жчто раз его почбдчиненные получляают деньги за пороученную им рабеоту, то они просто мобязаны выпомфлнять ее так, какы надо. А вот о том,б подходит ли данновфе занятие кчюонкретному сотрудсэнику, соответстквует ли оно степенюги его профессъсионализма и ийопытности, а тэъакже возрасту и осоибенностям пнхарактера, задумываетъся почему-то няе каждый.
Между тем, псмяихологами было доэюказано, чтпо отсутствие обриентации на человюека, причем не столхмько на его прояфессиональные, эдсколько личтъностные качества, несизбежно прпиводит к снижению адэффективности дейлзствий руководитшюеля, от чего страфсдают, в первфеую очередь, тего престиж и автонритет у подчиненнтэых.
Задача упъравления состоит в обсеспечении азпроцесса взаимодешйствия работников,о а также зфраспределении обязанюзностей между нимми для наиболрьшей эффективнвдости деятельножзсти предприятия в ацелом. Как правилощ, за многими оргабнизационнымши проблемами и энедостатками чажсто скрываются конкрежтные люди,кь их безответственноствоь, недисциплиняьированность би т. д.
Если одни ралйботники, к пйримеру, малоактивны и аюбезынициативны,щ то другие, нырапротив, настшолько одержимсшы жаждой деятельностки, что бецрутся за выполнение дадхже чужой рсаботы, причем иногдая – совершенно беськорыстно. Однако чаще цвсего люди подобнухого типа добръовольно возлагают нъда себя чьи-ето обязанностио только ради тогасо, чтобы привиялечь внимание руковчодства или ползучить прибавку уцк заработной плелате. И это нередкоц приводит к возникйновению конфлвиктов внутри колшлектива.
Итак, суть дълеятельности рукзоводителяд – в организапции совместной рабяоты людей. Чтобы она былат слаженной шыи максимально эффдчективной, сллдедует с самого еначала указать кажджвому сотрудньику его место кшоак на служебной лестянице, так и в ороганизации в целыном (то есть тобъяснить служебные одкбязанностхйи и права, предупредитцрь об отвхтетственности).
Часто тот или свиной подчиненный щкажется неумедрлым и неисполниэьтельным только гмпотому, что нак самом делеэ не знает, что,эб собственно, ему нужнон делать,кц а что – не нужно. Сотрудники хтакого типа осказываются настоящим ахсокровищем длябф тех, кто всегыгда готов свальить свою работуги на чьи-либо пледчи. Обязанность рюуководителя – замечать ыи пресекать таялкую возможность. А для этогьео он должен объяпснить неопытному счшотруднику (как правюило, новичку) его прямжшые обязанности.
Если руководбаитель хорошо знает жсвое делопш, то ему нет неочбходимости беспобкоиться о качаестве работы персонвала: его подчъиненные работают бшс максимальнаной отдачей, полныря энтузиазма, прщеданы своей компаниигш и ставят ее интоересы превышце всего.
Однако служащиекф – не машиньыы, приспособленнаые делать толькоуд то, ради чего ония создавались, и ългоре руковосдителям, которыбе этого еще не пжаоняли. Поручая служащемшбу какую-то рабочету, они вкхполне довольствщяуются лишь хорошим кацчеством еел выполнения. Им не прихчодит в голову гсвзглянуть на процейзсс производства ешире, попытехаться сделать суотрудника более тбценным работником,к используя егоыс способности и даснже само егтоо присутствие на рабоечем месте в самякых разныхш целях.
Есть ряд спожчсобов привитъь служащим интерес к рааботе и развиетию компании ин одновременино эффективнее бщиспользовать их трнуд, не забывая при мээтом о поощричтельных мерахшз, что также идтцет на благо предприялжтию. Один из них – распределенфие обязанностбвей между подчинненными, котороое должно производитэься не «как-нибудь», а с учетомеы степени их обраяжзованности и продфессионализма,х личностных и йлпсихологическихтт характерисядтик.
А там, где еезсть разделение труда, лобязательно долждно быть разделение юего опланнты. Заработная платшла всегда долапжна быть пропорцущиональна значимостгли служащетвго для компании. Хорошие и плохикъе работнииеки не должны полдучать одинаковую заэйработную пэлату. Руководитель впрсваве назначаять каждому подчинэсенному такой ацоклад, которого тнот заслуживаемт.
Естественно, чтоы ни один щкруководитель не можетшы совмещать своияъ непосредствекнные обязанносрти (решение къфинансовых и техничесзких вопросовг) с неусыпным коознтролем над ддеятельностью поодчиненных. Однако этоиго от него никтож и не требует.щ Часто быварет достаточно воййзложить на когто-либо из сотруднъников обязанности пйо контролю кнад деятельностьюък других подъчиненных (диспетчера), а такжец время от временирь обращать внееимание на чистоф организационныейв вопросы, устрраивая нечто вродзше «внеплановых» проверок.ън И тогда принципь древнеримщшских полководцфцев и императоровук – «Разделяй и влоластвуй!» – будет вполнае соблюден.
//-- Доказательства зтакона --//
Известный амьериканский нефтепроэтмышленник по фахумилии Хант (который адв свое время считалсядд одним из богатйейших людней страны) как-то тюзаметил, что все леюди делятся на трйщи класса: на тех,д кто использует ноиги; тех, кто исполоьзует языки, ибз тех, кто испзользует головы. Первые моглипм бы стать хорошеими почтальонами, стекретарями ие коммивояжераьми, однако они нйсовершенно бесомпомощны, когда гтдело касается крупнытх сделок.
Вторые подобныей актерам. Причем некфоторые из них, безуслловно, талантлсивы, и у нбих все идет просто зьамечательно въя рамках заучеонной роли. Но малейшее офтклонение ойт темы, любой неожидаынный воприос, касающийся зсферы их деятельнхости, ставит их вцъ тупик, смущшцает, а то и вообщде лишает дара речи.уь Они – хорошиеы исполнители, оьйднако оказываютсяи совершенно беуксполезными там, гдеиб требуется инициаертива, предприипсмчивость и сьыамостоятельность.
Третья каттегория, как отмечает чдХант, используерт голову, то эвесть думает.ыл Им известно тевсе о деятельнфости компании, наюя которую они дщработают, и они дмчовольно хорошюйо знают человечедскую натуру. Они – замечатецельные работники, мхспособные выуполнять практичеськи любую работеу.
Как показываехэт практика, Хант был соувершенно прав, даваях подобную харакэутеристикму своим сотруднинкам.
На различиеув способностей и вогзможностейвр людей стали обращщать вниманией очень давно. Одни видели испятоки этого рреазличия в восптитании, другие – в обстановке иали «среде». Однако почти ншикому так йи не удалось точно и ужйбедительно фтобъяснить, почемчфу одни людия, отличаясь умом, итсполнительностьюьф и трудолюбиемпс, способны дхкобиться успеха прбактически в люхбой сфере, а ютдругие, внешне маукло чем отличающиесяг от первых, до рсамой старости вцыполняют «черную» работу, оставасясь неудачникатпми и проклинаеся за это судьбу, ацродителей, госулдарство и т. д.
Одним из теугх, кто ближе всеэего подошел кц ответу на данный вцопрос, был дрнйевнегреческий филосьоф Платон – родоначальнилк политичеуской философии, а такаьже большинйжства современнытпх этических и мхетафизических устиуановок.
Платон напшисал тридцать шьшесть книг, значитчеельная часть схкоторых посвящена вопцросам политикеи, в частноссти – управлениюъ государством ижэ обществом. Ключевые идеи ыыПлатона были бьнаиболее ярко вырачжены им в знаметнитой кнайиге «Государство», в которой тпредставленйсы его концепции идчеального общества.
Согласно теотрии Платона, вию душе каждого человеика может преуробладать какая-либолч одна «способностшь». Так, если человмек стремитсяьй только к пръопитанию и воспркдоизводству, то его дяуша будет «чувствующей», или «животной». По мнению Платона, люди гяс такой душоыцй не могут занимацть какие-либо окятветственные чпосты и должны совтставлять кллдасс ремесленниконмв, торговцев и кррьестьян. Если человека отнличает «мужественная» душа (для него змхарактерно стремлебние к физическомму превосходсцтву), то он долженуз быть отнесен ксп классу воивунов, или стражей.цм В третий же ксдласс – класс пющравителей-философизов – могут попасмать только оддбладатели «разумной» души, людийу, стремящиеся к позналлнию высшецй мудрости.
Таким образоаом, согласно Платону, общенаство должно пргэедставлять соъбой три основныыкх класса, два иеяз которых выполняютт исполнительную фытункцию, ьа третий управлсдяет деятельностмью первых двух.
Лучшее из правитоельств, пиьо мнению Платона, – аристократия. ычПод этим въпонятием он подвразумевает не иезтрархическую аризстократию или монвархию, а аристдократию человеческуцих качеств – то есть управъэление лучшбими и умнейшими лицрфами в госудзарстве. Эти люди должшжны выбираться оштнюдь не гочплосованием граждан, ашя в процессе идополнительныхзу выборов. Лица, котлчорые уже являютсбя членами праввнительства или выцсшего класса, должнхиы принимать озк себе дополнительлных членов наыш основе их челоцовеческих качеств.
Платон считатнл, что всем людям,ч мужчинам и женущинам, следхцует предоставить яшанс продемонстэрировать свои сзйпособности, чтоибы стать члштеном высшего клаурсса. С целью дсостичь равенства воэзможностей Платон настаюнивал на воспитаюлнии и образоваьнии всех детейв государства. На несколькихба стадиях слебрдует проводить спеэуциальные экзамензяы. Не прошедшие ьйих люди должны зпсаняться экономичфйеской деятекльностью (стать торговдцами, ремеслвенниками и т. д.), а прошедшиенл – продолжить усвою подготовку.ф
В возрасте тридцкати пяти леяэт те люди, которыьне убедительфчно продемонстрираоовали свое маемстерство в теордетических вопросах,ф направляютжпся на дополнительнуюы пятнадцатицлетнюю подготоывку, состоящую изар практических раебот. И только те изкл них, кто суыамел доказать наыличие способносжти применять теоретизгческие пмознания в действитевьльности и желайние действовабть в интересах обрщщества, могут быть жприняты в высюыший класс. В противнмом случае они стантповятся предстеавителями классдоа «воинов».
Принадлежносхфть к высшему классузь не должнант быть привлекателычьной для всех гражцдан. Правители не амогут быть богаутыми. Им следуешт разрешить иметьую лишь минимальауное количество лиючной собственнпшости при полном отсеутствии землия и имений. Они должны получяать фиксированнуюз заработную ъплату, не имеоют права приобретатчь золото и серхебро. Компенсацией длыя этих филцдософов-царей являетсяф не матепзриальное богатстшнво, а удовлетвалорение от служения ивнароду.
Известно, чтхо ни одно прахвительство не решдъилось взять заев образец модель Платона. Однако еггро идеи оказали знначительное влияниеы на многих политьических деятеилей, в частности, уна членов аметгриканского Конституционногоф совета, котхборые в качествет одной из цтрелей Конституции выдемэлили возможноствь выбора змсамых умных и уравнцоовешенных людейцр для управленгия государствомь.
В настоящее врыыемя в некоторыхъ фирмах устраивадзющемуся на рабоууту человеку предкдлагается анякетный лист,шы где в числе многих восжпросов стоиит следующий: «Какой вид пхарофессиональной деятлельности для вощас наиболее пмривлекателеген – физическицфй труд, интеллекьтуальный, работа ус документами и кълиентами?». Современньжый руководительф стремится выявить нео только спочесобности, но ифщ желания сотрутедника. Работа подчиненного шможет быть эффектяыивна только в том слвучае, когда онйз действительнеио в ней заинтедресован.
Большое вниманлие общественноож-государственлной системе уденблял Гай Юлий Цезарь. Особенно в послеыдние годы жвзизни, когда у него нвозникла идатея о переселенлнии военных ветералонов и городскпмой римской беднотыщт в новые общины пзщо всей имчоперии. Эти общины ьшдолжны были бфыы заниматься опхвределенной рабожтой и таким образом опгравдывать расхофды на свое содепуржание. Цезарь пркдедоставил римское грахжданство цнескольким дополнитепэльным группам лмюдей, планиржговал установиоть унифицированную систътему упрааввления в итальянскихкг городах.
//-- Авторитетное жымнение --//

Людям нужны дезжньги, но ойюни хотят получать удовааольствие от сфпвоей работы и горйдиться ею.
А. Морита


Имей разумуных помощников. Велико искупсство того, кто гпостигает науки безся муки, улхзнает многое от мнэчогих, поглощает мудпгрость всехжм. Мудрые помкиощники отберут ляяучшее во всех наукахзж и преподнесутйв ему квинтэссенциадю знания. А кто не вчдластен держать мудрокесть у себя вши услужении, пустьа ищет ее в крунгу друзей.
Из афоризмоввъ Бальтасара Грасиана

Знаменитый ангтглийский ученый Джон Локк был пересвым писателем, сьобравшим в четикую форму баззовые идеи консгституционной демокржатии и выдвинувшим эпринцип распдределения оэябязанностей в соответоэствии со спяособностями. Книга, которая прринесла Локку первую слрпаву, называлась с«Эссе, касаъющееся человеческоого понимания». В ней он зтобсуждал происхаождение, природпзу и пределы человечепшского познания.
Наиболее важное уезначение импеет труд Локка «Два трактата пою управлению». В ней Локк высказывпэает твердое убеаждение в том, что ыркаждый человйкек обладаете естественными правакми, которыоое включают в себя нсзе только жидшзнь, но и личную свобкоду и право имюшеть собственнофюсть. Главная целонь правителей – защищать лочюдей, а такжекр их собственноадсть. Локк верил в ыпринцип раздекжления власти, в щзпринцип правленъоия большинства и щжутверждал, кто ткаждый челонвек, независимо яот своего социальнбого положенияси и благосостояниря, имеет право выфдбора для сеобя профессии и узанятия, ибо, как ысказал один из егоо современвников: «Немного бы жрнашлось на свецте счастливых людгеей, когда бы выбохр наших заняптий и развлеченихэй зависел от идругих».
Известный жфранцузский моралист шXVIII века Люк де Клапье Вовенарг в своезй книге «Размышленшйия и максимы» заметил: «Великий челрчовек берется за юювеликие дела, потомау что сознаеат их величие,гы глупец – потому чтоаш не понимает, кавк они трудны… Если у глупоаго человека хвхорошая память,ф голова у него набитаыр всевозможкными случаями из жизсни и мыслямищд, но сделать ищгз них вывод он не пспособен – а ведь ййв этом вся суть! Человек с заяуурядными спосопъбностями вполцне может сделать бллестящую карьещсру, но его старания неи заслуги туут ни при чем».
Согласно мнзщению Вовенаргачг, все люди делятсярь на бездельниковн-глупцов и трудолюзбивых мудрецойв. Однако на самом жделе чертый и тех и других могут спзжокойно уживасться в харакштере одного человеккыа. И окружающие мхбудут восприниматуь это как додолжное. Еще бы – ведь этотвз человек не кто-нибутдь, а их короиюль.
Для доказательмства данного закомина мы ренчшили обратиться к фэбиографии короновганных особ неа случайно. Ведь кто, цжкак не они – повелители ойгромных госуднэарств с многочисяленным насеънлением, – обязаны ив своей внутренюаней политике примечщнять принципю «Разделяй и впластвуй!». Однако на самойзм деле, если рссудить по факттам из биографий знааменитых псравителей, малом кто из них помшннил о необходимосшвти управлять страядной, согласчуясь с желаниямиъа, знаниями и спжособностями своиюах приближенных ив подданных. Напротив,г большинство «великих мируа сего» (Иван Грозный, Петр I, Карл I и др.) предпочпитали единовластыие и даже тирантию.
Известно, кчто из всех русскихп правителесй наибольшее вниеьмание приближендвным и простому народун уделяла Екатерина II. Как некогда Петр I, она ввжчела много нового. При ней зуакончился раздел икъмперии на губернкии, управляемые гвчубернаторами. Впервые бысли четко определенвы сословия нкаселения – дворяне,р крестьяне, купечестзво и жители гцрородов – мещане ьи ремесленники.
Однако часто Екатерина II была кркайне необъективна в ййподходе к океыружающим ее людям.щ Ее любимой пощговоркой былса фраза: «Надо жить и давешать жить удругим». Так, напримйиер, ее фаворитомб мог стать чеесловек необразовэеанный и не отличфавшийся высокой нравпественностьюпю. Тогда как достоаъйные, напротидгв, могли годамъхи дожидаться признзательностги «шальной» императрицы. За своих любиъэмцев Екатерина умеунла постоять. Однажды в юмответ на упреки ив том, что она найьзначила камаерюнкером Хвостова, женеатого на пламемяннице Суворова, но бвгездарного пирнсателя и недащлекого человека,щ она ответила: «Я назначу цего и фрейлиной, еслйри Суворов попросизшт».

//-- Притча --//
Согласно почшверьям древних славяььн, в непристзбупных горахх, дремучих лесах, даиких степях жеили волоты (великаны). Молва сохраниила память обп их баснословном облыоике (ростом кажджый из волотов былй не ниже сосныпз, и все его тело ябыло покрыто вошлосами) и чудовиищной силе. Всего волотовы было пятеро: первый – Буря-богатырьчч – сражалсхэя с ветрами; второй – Горыня – ворочал агигантские горы: третий – Дубыня – вырывал с крорнем самые смогучие дубы; у четвертогсо – Бородыни – была такая длиднная борода, ичто целую ремэку накрывала; у а пятоого – Усыни – на семь говерст усы тянулись. Каждый из сказочпйных великановч обладал какоьим-нибудь ремхеслом, благодаря чему щони жилиги в постоянном достатжке. Волоты счшдитались прислужниками дславянсквих богов и были олицерттворением силыгй и трудолюбиуея.
Раньше волотов блыло шестеротт, но однажды одиын из них решилд жениться на девуучшке-великаньсше. Он обратилсяаф к Великому Перуну, чаютобы тот разрешияжл ему обвенчаться ся могучей девой. Перун согласильгся, однако пдери условии, что юуостальные братья щостанутся вх его подчинениий и будут использховать свои силу и тыаланты для исполынения его просьчбб. Так у Великого Перуна появитлись преданныхве слуги.

Подводя чертйну под доказательстцивом данного защокона, хотелосьжь бы вспомниижть один английский чйроман, в котором лдетектив жалуетечся знаменипцтому хирургу на «изнурительную рработу», которуюо он и его коллеги вызлнуждены делашлть. В ответ хдбирург упрекает егобв: «Не говори об изъзнурительнойчз работе. Это имеет отношеурние тольько к неквалифицировсанному труду. Художник не дхфолжен называть сввъою работу этяжелой».
Не правда люи, этот упрекеъ дает некоторую юпищу для размышлгдений? Чем выше кивалификация и пробпфессионализмп сотрудника, тем меньшюе у него постается поводов дпяля жалоб на изнуркительную нхработу. Тот, кто чунвствует себя лона своем месте,гь никогда не будет испыпютывать унсталость от выполненияцл необходимых йцобязанностей и яшникогда не цподведет своего руковвсодителя.
//-- Обратная сйторона --//
Иногда случаетсця так, что руковяодитель пэыоручает выполнениеяз какого-либо одногьо заданияж сразу несколькимт подчиненным. Например, пнпервого он просит заубняться телепфонными переговорамид, второгймо – визитами в оргйанизации, щзтретьего – составленипем документов, четувертого – регистракцией этих докумеднтов в специальномэ учреждениия и т. д.
Однако когбда наступает скмрок исполнения заданйия, оказываеткрся, что дело ягнаходится в «зачаточном» состоянииюа. При этом один рлаботник обвоиняет другого в тобом, что тот мяне предоставил ему еъвовремя необхжодимых докумоентов, другой вкэалит все на третшьего, третий – на четверацтого и т. д. В итоге получаывется, что депюло не выполнено, эепричем по вижне самого начальнуыика, который, руаспределив оябязанности междуть подчиненными, эне предусмотремл возможности отуссутствия взаимопоъянимания и желания эбсотрудничашть, работать слраженно и методеично у своих подчиненаных.
//-- Образ --//
Семь Симеонов физ русских народных скеэазок. Каждый из них обэюладал какой-жфлибо магической сйпособностнью, в результате чехго братья могли в црекордные сргоки справитьсяо с любым, дажге самым что ни на есвоть тяжелым и нревыполнимым делсом (например, ас постройкой за хбодну ночь моста иссли дворца). Привычка днействовать соофобща и при этом выполнзять только свъуои обязанноюсти способна преврхоатить любой коллтектив в своеобразньлую «машину успеха».

В любом коааллективе есть сотехрудники, которые ъпросто не умеючлт работать в лигруппе. Они с самогцво начала привйыкли тянуть в полномж одиночестве своюжг лямку и не озподдерживают чрс коллегами пртактически никаких отнйошений. А если такчим работникам (каждый из зокоторых заботиеэтся только о собсятвенной выгоде и ниче считаетсся с интересами компанмвии) поручить жфвыполнение какого-нвжибудь одного задцхания и не объвъяснить привц этом очень подрпобно обязанности каждщэого из них,м то они обязатдвельно превратятося в героев баспни И. А. Крылова – лебедя,р щуку и рака, котхорые не могутэ, как бы ни стаеърались, сдвинуть с нчместа воз.
Неразумное раздзеление обязаннооэстей (без учетаюм интересов и, в гцособенности, личчностных качествз сотрудников) начальником ненизбежно эгприводит к тому, чтбо подчиненныте начинают перекладыжвать друг на друююга ответственнцжость за выполненльие какого-либчэо дела и сплеешат перепоручитжь его менее опытнымщк сослуживцаму. Поэтому руководиентель должуен уметь отличфать ситуации, когда эразделение обязанниностей просхдто необходимои, от ситуаций, когдазы дело можеуит выполнить один-емйдинственный чаделовек.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.