Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Демократический стиль



Демократический стиль дает возможность почувствовать подчинен­ным свою причастность к решению производственных задач, проявить инициативу. Лидер, придерживающийся этого стиля, пытается находить дифференцированный подход к каждому исполнителю, положительно мотивируя их. Лидер-демократ по-настоящему глубоко проникает в про­цесс управления персоналом.

Если в процессе выполнения организационных целей возникают дис­куссии, он охотно идет на них, позволяет в некоторых ситуациях не со­глашаться с его точкой зрения. Свои отношения с подчиненными он строит на уважении к личности работника и на доверии, не боясь делеги­ровать часть своих полномочий. С сотрудниками общается, используя советы, рекомендации, приказывает редко, но постоянно пристально следит за выполнением всей работы.

Лидер-демократ старается создать внутри рабочих групп нормальный климат в коллективе, основанный на доверии, доброжелательности, хотя умеет отстаивать общие интересы. Демократический стиль накладывает определенные обязательства на лидера. Особенности лидера-демократа: эмоциональная устойчивость и гибкость поведения. Эмоциональная ус­тойчивость помогает преодолевать отрицательные эмоции в трудных си­туациях, трезво оценивать перспективы, быть готовым к преодолению кризисных явлений. Лидеры-демократы с высоким уровнем культуры проявляют целеустремленность, выдержку, адекватно реагируют на ме­няющиеся условия деятельности.

Либеральный стиль

Лидер, использующий этот стиль руководства, для своих подчинен­ных основной источник информации. При обсуждении управленческих вопросов старается уйти от конфликтов, если они при этом возникают. Положительная сторона этого стиля — возможность исполнителям ис­пользовать самостоятельность. Деятельность руководителя, характеризу­ясь пассивностью, способствует возникновению дезорганизации внутри групп. Руководитель-либерал может использовать лишь ограниченные методы воздействия на работников, в основном это просьбы и уговоры.

Другое название этого стиля — попустительский, поскольку он неэф­фективен при решении многих производственных задач и контроле за ис­полнением решений. Обычно такой руководитель не может даже наказать своего подчиненного, обращается за помощью к вышестоящему руково­дителю, поскольку не знает, какую меру наказания выбрать. При такой тактике руководитель остается в стороне от наказания подчиненных, со­храняя с ними нормальные отношения.

Одним из отрицательных моментов в этом стиле руководства является сокращение дистанции в общении с исполнителем, что в целом не спо­собствует успешной работе группы. Отдельные руководители, пользую­щиеся попустительским стилем, стремятся брать как можно меньше задач для выполнения. В результате руководитель сам нередко попадает под влияние членов группы и в ряде случаев «прячется за нее».

При использовании либерального стиля целые коллективы распадают­ся на неформальные группы, когда наиболее активные члены группы пытаются «подменить» своего руководителя, принимая на себя лидерские роли. Беря на себя некоторые функции руководителя, они способствуют тому, что руководитель добровольно отдает их на время.

Наряду с рассмотренными выше стилями руководства, можно найти другую классификацию стилей руководства. Известные отечественные социальные психологи Е.С. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов при­водят на основании проведенных исследований в этой области следую­щие примеры стилей руководства:

1. Дистанционный (руководитель не стремится сближаться с подчи­ненными);

2. Контактный (руководитель стремится общаться с подчиненными);

3. Целеполагающий (руководитель делает цели и задачи гласными);

4. Делегирующий (руководитель часто передает свои полномочия дру­гим);

5. Проблемоорганизующий (руководитель ставит проблему и вовлекает в ее решение коллектив) [19].

Рассмотрение приводимых выше стилей руководства позволяет ут­верждать, что нет единых точек зрения на этот вопрос ввиду сложности самого феномена лидерства. Выбор форм и методов руководства зависит от многих факторов организационного и психологического характера. Поэтому в практике управления используются уже давно проверенные жизнью формы и способы работы с людьми, решающими общие для всех них задачи. Однако независимо от решаемых задач методы руководства должны соответствовать условиям конкретной организационной среды.

Основной чертой эффективного руководства отдельным работником, рабочей группой или целой организацией должна быть гибкость и воз­можность предвидеть предстоящие события, явления в их временном раз­витии. В зависимости от специфики управленческих ситуаций руководи­тель должен использовать не только различные стили руководства, но и создавать и совершенствовать свой собственный индивидуальный стиль.

Современные исследователи лидерства за рубежом отмечают, что проявления авторитарности и диктаторства сейчас ценятся в гораздо меньшей степени, чем в прежние времена (М.Т. Лоринг) [35]. Большее значение приобретает для лидерства свобода индивидуального стиля. В работах этого автора нет разграничений понятий лидерства и руково­дства. Такой подход используется и другими зарубежными учеными в на­стоящее время.

Современные ученые пытаются найти возможности соединения эле­ментов, характеризующих различные стили лидерства, выявить особен­ности имеющихся стилей лидерства, несмотря на то, что более трех де­сятков лет они изучали эту проблему.

Проблема лидерства имеет первостепенное значение в межличност­ных отношениях, в промышленности, в предпринимательстве и др. Пока­зательно, что до сих пор продолжается поиск «идеальных стилей лидер­ства». Например, Дж. Липман-Блюмен говорит об интегральном стиле лидерства, в большей степени свойственное женщинам-лидерам. В поня­тие                  «интегративный стиль лидерства» автор включает прямое руково­дство и элементы конкуренции, ориентированные на сотрудничество ин­струментальное и контактное.

Инструментальное лидерство использует не рядоположенные факто­ры: интеллект, умение сочувствовать, юмор, семейные связи, внешний вид и т.д. Разновидностью инструментального стиля лидерства Дж. Лип­ман-Блюмен видит социальный инструментальный стиль лидерства, ко­торому свойственно использование неформальных отношений между людьми.

Такие руководители-лидеры «осуществляют свои цели через других людей, выбирая определенных индивидов для выполнения опре­деленных задач» [35].

Другая разновидность инструментального стиля лидерства— «дове­рительный инструментальный стиль»: лидер старается привлечь как можно больше людей для осуществления данной задачи. Такие руководи­тели (лидеры) умело используют людей, даже не имеющих отношения к данному делу и не находящихся в формальном подчинении этому лиде­ру.

Однако инструментальный стиль лидерства находится в противоречии с традиционно использующимся силовым стилем, включающим команды, задания, контроль за выполнением. Силовой стиль, в отличие от инстру­ментального контактного стиля лидерства, не содержит стремления осу­ществлять сотрудничество с другими людьми для реализации поставлен­ных целей. В связи с возрастающими потребностями объединяющегося мира      Дж. Липман-Блюмен считает безотлагательным решение вопроса о стилях лидерства.

Американские авторы — Г. Никарти, Н. Готтлиб и С. Кофман (1993) — проанализировали агрессивные стили лидерства. Разновидностью их считается манипулятивный стиль лидерства. Его представители скрывают свои ошибки, винят во всем других, расширяют служебные обязанности подчиненных, не считаясь с ними. Представители диктаторского стиля лидерства, по мнению укачанных выше авторов, реагируют на жалобы юных подчиненных предложениями уйти с работы с указанием на их никчемность. Такие примеры известны и в нашей отечественной практике. Подобные лидеры оценивают своих подчиненных только как орудия труда.

Отмечено существование псевдодемократического стиля лидерства. При его использовании лидеры раздают поручения и поощрения, но в затруднительных ситуациях деятельности применяют понукания и оскорбления, если нужно срочно выполнить работу. Такой стиль лидерства соприкасается с диктаторским стилем и может при определенных обстоятельствах перейти в него.

Г. Никарти с соавторами выделили еще один стиль лидерства — не­предсказуемый стиль, характеризующийся хаотичными переходами от похвал к крику или острым критическим замечаниям. Поощрения и уни­жения сотрудников происходят на протяжении короткого промежутка времени. Лидер препятствует проявлению инициативы своих сотрудников. Уровень профессионализма таких руководителей и используемый ими стиль не коррелирует между собой [28]. При непредсказуемом стиле лидерства становится невозможным четкое планирование деятельности. Такой стиль заключается в преодолении постоянно возникающих кризис­ных обстоятельств и появлении стрессогенных ситуаций.

Смешанный стиль лидерства вбирает в себя отдельные компоненты описанных выше стилей [28]. Примером такого стиля является такти­ка, при которой руководитель делает вид, что заинтересован в предложе­ниях сотрудников по совершенствованию работы, а на самом деле он принимает единоличное решение. От авторитаризма лидер такого типа переходит к депрессии и просит своих сотрудников помогать в преодоле­нии вновь возникающих кризисных ситуаций.

Агрессивный стиль лидерства в одинаковой степени присущ как муж­чинам, так и женщинам. О таких лидерах и руководителях говорят, что их стиль «зависит от готовности употреблять власть, необходимости кон­троля, готовности считаться с чувствами и потребностями подчиненных и противопоставлении эмоциональным атакам, основанном на убеждении, что такая разрядка собственного напряжения приемлема, какова бы ни была цена ее для подчиненных и коллег» [28].

В зависимости от особенностей поведения руководите­ля в конфликтных, сложных ситуациях можно выделить пять типов: 1) доминирование, утверждение своей пози­ции любой ценой; 2) уступчивость, подчинение, сглажива­ние конфликта; 3) компромисс, позиционный торг (“я тебе уступлю, ты — мне”); 4) сотрудничество, создание взаим­ной направленности на разумное и справедливое решение конфликта с учетом обоснованных интересов обоих сто­рон; 5) избегание конфликта, уход из ситуации, “закры­вание глаз, как будто ничего не произошло”.

Наиболее эффективным, хотя и трудно реализуемым стилем поведения руководителя в конфликтной ситуации является стиль “сотрудничества”. Крайне неблагоприят­ными стилями являются “избегание”, “доминирование”, “уступчивость”, а стиль “компромисс” позволяет достичь лишь временного недолговечного решения конфликта, позднее он может появиться вновь.

Критерием эффективности руководства является сте­пень авторитета руководителя. Выделяют три формы авто­ритета руководителя:  

1) формальный авторитет; обуслов­лен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост. Формальный, должнос­тной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65% влияния руководителя на своих подчиненных, 100% отдачу от работника руководитель может получить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет, который состоит из морального и  функци­онального авторитета.

2)Моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя.

 3)Функциональный авторитет определяется: 1) компетентностью руководителя; 2) его деловыми качес­твами; 3) его отношением к своей профессиональной дея­тельности. Низкий функциональный авторитет руководи­теля приводит, как правило, к потере его влияния на подчиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрессивную реакцию со стороны руководителя по отно­шению к подчиненным, ухудшение психологического кли­мата и результатов деятельности коллектива.

В настоящее время учеными ставится вопрос о необходимости созда­ния гуманного стиля лидерства, как противовес агрессивным стилям, от­ражающим жестокость, существующую вокруг нас: «...гуманный стиль руководства должен быть неагрессивным, рациональным и инструмен­тальным и ставить своей целью достижение результата в сочетании с за­ботой о подчиненных и учетом их чувств и потребностей (так же, конеч­но, как и остальных коллег и начальства). Такое понимание гуманного лидерства подразумевает полное изменение взглядов на производствен­ные отношения — методы руководства должны ставить своей конечной целью как создание гуманной атмосферы в бизнесе в целом, так и выпуск продукции высшего качества» [35].

Рассмотренные выше подходы к изучению лидерства как особого сис­темного феномена показали: до настоящего времени нет и, по всей веро­ятности, не может быть из-за сложной феноменологии лидерства единого подхода или теории, приводящих лидеров к эффективной деятельности. Эффективное лидерство должно носить стратегический адаптивный ха­рактер в связи с деятельностью лидеров-руководителей в условиях быст­ро меняющегося мира. В современном мире, характеризующимся непредсказуемостью, фе­номен лидерства с его сложной структурой, функциями и содержанием требует дальнейшего осмысления и исследования в целях повышения эффективности деятельности самих лидеров, а также организаций с их потребностями в изменении.

 

3.3 Психолого- педагогическая характеристика взаимоотношения руководителей и исполнителей

За последние годы (1992-2004 гг.) в нашей стране в системе                          « руководства - подчинение» многое изменилось. Деловые отношения руководителя с исполнителями раньше регламентировалась советской системой управления. Ретроспективный взгляд на управление прежними организациями показывает: руководители, как правило. Назначались                    « сверху», и это определяло набор средств, которым они пользовались в своих отношениях к коллегам и самому руководителю.

В связи с изменением социально- экономических отношений внутри российского общества отношения руководителя с подчиненными стали достаточно жесткими и прагматичными, приобрели новые психологические оттенки. Современный руководитель не делает никаких поблажек своим подчиненным; на это у него нет времени, ни желания, да и отношения к себе у него сильно изменилось: он стал более значимым и весомым в своих глазах.

В современных компаниях сотрудника, нарушавшего правила поведения или даже просто противоречивающего в каком- то вопросе начальнику, увольняют без всякого предупреждения. Руководитель нового типа организаций считают, что сотрудники обязаны им тем, что имеют возможность работать. Поэтому и не задумываются, какими должны быть их отношения с подчиненными, как они сами выглядят в глазах исполнителей. К тому же отечественные руководители, как пра­вило, до сих пор не знают и не стремятся узнать, как нужно строить свои отношения с подчиненными. Многие руководители недовольны, когда подчиненные обращаются к ним за консультациями по вопросам текущей работы; руководители стараются «отмахнуться» от сотрудника, считая его несамостоятельным, а работник думает, что руководитель не хочет ему помочь. В результате оба остаются недовольными друг дру­гом [28].

Обратимся к словам известного канадского педагога Лоуренса Дж. Питера, которые воспринимаются в нашем мире как аксиомы: «Мно­гих называют руководителями, потому что они стоят во главе команды или находятся на вершине пирамиды, и это одно из значений слова «ру­ководитель». Но пребывание впереди или наверху определяет только ме­стоположение, а отнюдь не качества, без которых нет руководства. Есть существенная разница между положением облеченного полномо­чиями и положением руководителя. Руководители отличаются особым свойством — чем выше они поднимаются, тем дальше видят; чем больше они знают, тем оригинальнее мыслят и тем меньше вероятность, что они станут повторять действия других.

Среди руководителей выделяются компетентные и некомпетентные управляющие. Компетентный руководитель, выполняя все функции управления, в то же время подбирает штаты, контролирует, мотивирует, организует работников, общается, постоянно поддерживая сними кон­такты, а также с целыми группами, отделами и другими организациями. В отличие от него, некомпетентный руководитель вроде бы делает все то же самое, но не может внести в свою деятельность новую идею, нужную для успеха не только его группы, но и всей организации.

Современные исследователи проблем управления                                                (Г. Саймон, Т. Пи­тере, Р. Уотермен, В. Зигерт, Л. Ланг и др.)  доказали, что самая трудная задача, стоящая перед руководителями — это управление людьми, объе­диненными в группы, поэтому основное внимание со стороны руководи­теля должно уделяться подчиненным. Однако не все современные руко­водители оказывают необходимое внимание проблема отдельного исполнителя, так и всей рабочей группы. Руководители допе­рестроечного периода часто сознательно создавали «барьеры» для вне­дрения новой техники и технологии.

Чтобы эффективно руководить людьми, объединенными в группы, ру­ководитель должен быть на высоте во всех смыслах этого слова. Практи­ка давно показала, что руководители в силу инерции своего мышления не давали возможности исполнителям проявлять свой интеллектуальный и личностный потенциал. Это явление наблюдалось десятилетиями. В этой связи появились две противоположные психологии: «психология руково­дителя» и «психология подчиненного» [28].

Подчиненный хотел использовать свои возможности для достижения общей цели, а руководитель нередко тормозил реализацию этих стрем­лений. В подобных ситуациях наблюдались так же две противополож­ные мотивации. Руководитель каждодневно уходил от неуспеха в дея­тельности, выбирая самые неэффективные стратегии поведения в виде ухода и приспособления, а лучшая часть его работников пыталась найти способ выполнить задание, руководствуясь самыми лучшими намере­ниями.

Каждый работник испытывает потребность получить одобрение за свой труд, как со стороны своих коллег, так и со стороны непосредствен­ного руководителя. На практике встречается нередко и обратное явление: руководители и обычные работники скупятся на похвалу, одобрение за хорошую работу. Это отрицательно сказывается на отношении работника к своей деятельности, рождая безразличие и отсутствие интереса, как к самой работе, так и к руководителю.

Практики управления неоднократно отмечали, что многие руководи­тели в большей степени любят наказывать, чем поощрять своих подчи­ненных. Это исходит из незнания руководителями психологии, отсутст­вия культуры управленческого труда, неумения работать с людьми. Под­чиненные, в свою очередь, боятся наказаний и тратят много усилий, что­бы избежать их, испытывая отрицательный стресс. В подобных случаях подчиненные испытывают отрицательную мотивацию избегания неуспеха деятельности.

Как отметил известный теоретик управления Г. Саймон, применение взысканий делит учреждение на два противоположных лагеря: наказы­вающих и наказываемых. Это явление наносит ущерб сплоченности коллектива, поскольку одних работников наказывают, других поощряют малой группы. Другие авторы (А. Сартайн, А. Беккер) также отмечают, что часто на­казывающий определяет степень наказания под влиянием сильного эмо­ционального возбуждения из-за проступка или упущения в работе подчи­ненного. Разрядка этого эмоционального возбуждения направляется на того, кто случайно подвернется под руку. Если граница наказания сильно завышена, это будет уже не воспитание, а месть. По поводу воспи­тательной силы наказания К. Дэвис сравнивал применение наказания подчиненного с починкой вслепую машины. Если чинить машину, не глядя в нее и не понимая ничего в ней, это еще больше повредит машину. Аналогичным образом поступают и с человеком. Если он плохо трудится, халатно относится к своим обязанностям, его наказывают без всяких объ­яснений со стороны работника

Жесткое обращение может до некоторой степени улучшить мотива­цию подчиненного, однако не все работники одинаково реагируют на та­кое обращение. У некоторых работников усиливается агрессивность, враждебность и т.п. Другие личности из состава подчиненных лиц чувст­вуют страх порицания и наказания, что отрицательно сказывается на ре­зультатах работы и психическом самочувствии их. Как отметили американские социальные психологи Пол М. Дизель и У. Мак-Кинли Раньян, управлять людьми в процессе производства на­много сложнее, чем физическими объектами. Ответные реакции человека, его интересы, стремления, желания и другие мотивационные образования очень разнообразны, и с ними не может не считаться руководитель. Трудность работы руководителя усугубляется тем, что он должен хорошо уметь предвидеть реакции своих подчиненных, которые регулируются законами и нормами группового поведения. Однако всегда интересы ор­ганизации и индивидуальные интересы работников тесным образом свя­заны между собой. В системе «руководитель-подчиненный» отношения руководителя с малой группой носит взаимный характер, определяемый тем, что проис­ходит:

а) восприятие руководителем каждого своего подчиненного;

б) восприятие каждым членом малой группы своего руководителя;

в) восприятие руководителем всей группы;

г) восприятие группой своего руководителя.
Каждый пункт этого анализа имеет свои особенности. Независимо от того, как оценивают работники своего руководителя, они ждут от него указаний, помощи, поддержки во многих вопросах, особенно в той части работы, которая связана с принятием решений и нахождением способов их реализации, а также принятием ответственности за свои разделы рабо­ты. О правильности выбора стратегий во взаимоотношениях с подчи­ненными, а также ответственности руководителя зависит в существенной степени управляемость этой рабочей группой.

 

 

Высокая степень управляемости малой группой:

• руководитель ставит четкие, ясные и непротиворечивые цели перед группой;

• наличие групповой активности, сплоченности, совместимости, цен­ностей и норм поведения;

• доброжелательное отношение к членам -группы;

• наличие доброжелательного контроля;

• отсутствие конфликтов внутри малой группы;

• правильное мотивирование группы руководителем;

• правильная организация всех звеньев работы;

• доверие руководителя членам малой группы;

• отсутствие жестких методов управления внутри группы;

• наличие положительного психологического климата;

.    дисциплированность.

Низкая степень управляемости малой группой:

• руководитель не проявляет высокой ответственности в постановке целей и в принятии решений;

• группа разобщена, члены ее проявляют недоброжелательность в от­ношении друг с другом;

• Руководитель проявляет недоброжелательность к членам группы :в группах наблюдается отрицательный психологический климат; руководитель неправильно организует работу малой группы;
руководитель неправильно мотивирует группу;

• руководитель применит жесткие методы управления и часто исполь­зует отрицательные санкции;

• руководитель не доверяет членам группы;

• в малой группе наблюдается разобщенность между ее членами;

• контроль за работой членов группы носит недоброжелательный ха­рактер;

• руководитель отрицательно относится к творчеству и инициативе членов группы.

В любом случае вся деятельность руководителя направлена на ус­пешное выполнение малой группой поставленных перед ней задач, что является одной из важнейших составляющих эффективности всей орга­низации. Руководитель, направляя свои управленческие воздействия на работников, осуществляет различные действия в рамках делового обще­ния.

Взаимодействие руководителя со своими подчиненными имеют раз­ные аспекты и могут относиться не только к области их совместной дея­тельности, но и к области межличностных отношений. В обязанности каждого руководителя входит не только знание своих работников с точ­ки зрения продуктивности их труда, но и личностных особенностей, мотивационной сферы, наличия определенных установок и уровня притя­заний.

Если отвлечься от эмоциональной стороны общения руководителя ее, своими подчиненным, то нельзя обойти такое важное свойство, как направленность личности. Оно очень важно как для самого руководителя, так и для его работников. Изучением этого качества личности ученые за­нимались не один десяток лег.

Психологам известна разработанная Б. Бассом методика, позволяющая оценить различные виды направленности личности. К ним относятся:

а) направленность на себя;

б) направленность на общение;

в) направленность на дело.

Ценность этой методики в том, что она позволяет с определенной сте­пенью вероятности получить характеристику направленности данного конкретного человека. Рассмотрим, что представляет собой каждый из видов направленности личности. Направленность на себя обычно связывается с ожиданием определенного вознаграждения, которое понимается расширительном значении. Оно может и не носить материального ха­рактера, а может быть и похвалой руководителя или другого, значимого для данной личности человека.

Человек с такой направленностью, как правило, пытается повысить свою роль или статус и в поведенческом плане проявляет некоторую аг­рессивность относительно других лиц; стремится к соперничеству как к одной из возможных стратегий поведения. Личность с такой направлен­ностью думает только о своих успехах (вовсе не обязательно профессио­нальных) и не тревожится за других.

Направленность на общение характеризуется стремлением иметь доб­рожелательные, положительно эмоционально окрашенные отношения с другими лицами. Если такие люди объединены в рабочую группу, они стремятся работать слаженно, и нацелены на хорошие отношения с людь­ми. Можно сказать, что для них очень существенно достижение эмоцио­нальных целей: социальное одобрение, приятные контакты. По этой при­чине они становятся зависимыми от других людей — своих начальников, друзей, коллег.

Направленные положительно на других людей, такие личности не только не смогут оказать посильную помощь другим, но и сами нужда­ются в помощи других. Они не будут успешно выполнять профессио­нальные задачи, даже если и являются вполне компетентными в опреде­ленном виде профессиональной деятельности.

Направленность на дело. Под этим видом направленности личности подразумевается стремление достигнуть поставленные перед ней задачи. Люди с этой направленностью стремятся работать как можно лучше, вы­бирают наиболее оптимальную стратегию поведения — сотрудничество с другими людьми и учитывают их интересы. Им свойственна большая произвольная активность в достижении целей, поставленных не только перед отдельной личностью, но и перед всей малой группой. Тактика ра­боты руководителя с подчиненными, имеющими различную направлен­ность, представлена в таблице. Каждый руководитель имеет определенное представление о своих под­чиненных и знает, что можно ждать от них при выполнении профессио­нальной задачи. Если отдача от работника, ориентированного главным об­разом только на себя, будет близка к нулевой оценке, любой руководитель будет активно стремиться «избавиться» от него разными путями.

Одним из действенных способов удалить такого работника из рабочей группы может быть применение приема, когда руководитель поручает этому работнику слишком ответственное дело на короткий срок и строго следит за его выполнением.

Не дожидаясь полного провала в выполнении поставленной задачи и подстраховавшись, руководитель быстро «выводит на чистую воду» та­кого сотрудника и увольняет его по формальным причинам. Если же та­кой подчиненный начинает «качать права», его увольняют без особых разговоров. В современных коммерческих структурах накоплен значи­тельный опыт увольнений сотрудников, пытающихся создавать кон­фликтные ситуации.

От работника, в наибольшей степени интересующихся «общением», а не выполнением конкретной работы, руководителю также не приходится больших результатов. Поэтому для такого сотрудника следует найти участок работы, где он мог бы полностью реализовать эту социальную потребность.

Решая профессиональные задачи в различных видах деятельности, ис­полнители, как и их руководители, определенным образом относятся к ним. Одних интересует процесс деятельности, других — возможность реализовать свой потенциал, если имеется такая возможность, а треть­их — результат. Но в любом случае личность работника испытывает либо удовлетворение от работы, либо, наоборот, — неудовлетворение.

Руководители, как и подчиненные, могут быть удовлетворены или, наоборот, не удовлетворены своей работой. Это состояние зависит от действия нескольких факторов, связанных между собой:

1. Осознание целей.

2. Достижение успехов в работе.

3. Уверенность в себе.

4. Положительная оценка своих возможностей.

5. Проявление интереса к работе.

6. Положительная оценка со стороны коллег.

7. Нахождение своего места в организации.

Конкретные исследования, проводимые многими психологами на предприятиях, в том числе и автором данной работы, показывают, что неудовлетворенные сотрудники не всегда стремятся уйти с данного места работы. Причин тому может быть несколько:

а) некуда уйти — в наше время и в наших условиях стало повседневно­стью;

б) ничего хорошего от нового (возможного) места работы человек не
ждет ввиду определенного жизненного опыта;

в) он не готов психологически на перемену места работы;

г) он просто выжидает, когда «подвернется» приличное место работы,
где он смог бы, по его представлениям, осуществить свои надежды
на лучшее и т.д.

Случается нередко, что «удовлетворенные» чаще оставляют свои мес­та работы, когда подвернется внезапно такая работа, с которой он связы­вает свои ожидания положительных перемен на определенный период в своей жизни.

В любом случае и руководитель, и его работники определенным об­разом оценивают сферу своих профессиональных занятий. За этой оценкой стоят психологические причины. К ним относятся установки личности, интересы, стремления, ожидания, т.е. мотивационные факторы, а также уровень развития самой личности. Значимость профессио­нальной деятельности, задачи, решаемые данной личностью, рацио­нальное и эмоциональное отношение к самому предприятию (организа­ции) также являются сильными факторами, определяющими отношение   к самому месту работы.

Социальные психологи П. Пейн и Д.С. Пью определили подход, пред­лагающий рассматривать в единой системе относительно самостоятель­ные и в то же время неразрывно связанные между собой отдельные ха­рактеристики социально-психологического климата организации [11]. С появлением понятия «климата» в организации стали употребляться тер­мины «административный климат», «климат менеджмента».

Эти авторы выделили следующие блоки-подсистемы:

а) цель организации, ее размеры, ресурсы, технологические характери­стики, формы и виды собственности и т.д.;

б) организационная структура — структурирование ролей и деятельностей, система власти, система статусов и конфигурация ролей в структуре;

в) организационный климат — способность организации к развитию, степень применения риска в принятии решений;

г) положительные эмоциональные отношения среди членов организа­ции;

д) формы управления и контроля;

е) личностные характеристики (точнее сказать, межличностные харак­теристики взаимоотношений между членами группы и организации в целом) и т.д.

Особое место в изучении социально-психологического климата отво­дится групповой сплоченности, групповой совместимости, групповой ак­тивности, групповому единству, групповым нормам поведения и др.

групповой деятельности. При сотрудничестве в большей степени исполь­зуется убеждение по сравнению с принуждением к выполнению работы. Однако в условиях сотрудничества временами возникают и отрицатель­ные тенденции в виде большой комфортности поведения, сдерживания разногласий и т.п. [27].

На эффективность деятельности группы (имеется в виду малая группа как одна из составляющих частей организации) определенное влияние оказывает руководитель, наделенный полномочиями, ответственностью и некоторыми властными функциями.

Условия сотрудничества в группе приводят к разделению функций и ролей, что в конечном итоге приводит к повышению эффективности

Консультант по менеджменту из США Н. Крылов, прора­ботавшая в России больше 15 лет, считает что «излишняя сплоченность коллектива вредит работе многих компаний». Говоря о явных преимуще­ствах сплоченности работников, которые благодаря ей могут успешно ра­ботать, решая поставленные задачи, автор указывает на возможность та­кой ситуации, когда именно сплоченность, что называется, начинает «за­шкаливать». Спрашивается: хорошо это или плохо? Оказывается, что это плохо, поскольку в подобном случае сотрудничество может оказаться меньше, чем при недостаточной сплоченности, когда никто из работников не хочет браться за дело до того момента, пока они убедятся в том, что лично для них это действительно выгодно. «Сплоченность, поставленная на первое место, отгораживает сотрудничество и обмен идеями, так же, как и недостаток дружелюбия».

По характеру межличностных коммуникаций обычно судят о группо­вой сплоченности исполнителей. Межличностные отношения могут быть: положительными и отрицательными, приводящими к конфликтам внутри групп. Согласованность совместных действий один из индикаторов груп­повой сплоченности.

Каждый участник группы знает: что, с кем, когда и в какой последова­тельности он должен осуществлять необходимые действия по выполне­нию общей для всех членов группы задачи. Любой участник рабочей группы несет должную ответственность за свои профессиональные дей­ствия. Наличие индивидуальной ответственности приводит к тому, что вся малая группа несет ответственность за выполнение поставленной пе­ред ней цели. Если в группе находят место сходство во взглядах, мнениях и ценностях, тогда можно говорить о нормальных межличностных отно­шениях, что существенно влияет на групповую сплоченность. Каждый отдельный член группы воздействует, помимо руководителя, на других ее членов. Вместе с тем и группа сильно влияет на каждого ее члена, причем в разных направлениях: профессиональном, межличностном, эмоцио­нальном, воспитательном и др.

Если руководитель работает с хорошо организованной группой, ему легче выполнять все функции управления. В такой группе меньше оснований к возникновению конфликтов, осложнений в коммуникативной сфере. К тому же руководитель и группа в случае их взаимного принятия, Доверительности во взаимоотношениях проявляют не только сплочен­ность. Их мотивация будет положительной как индивидуальная, так и  групповая.

Приводимый ниже график отражает характер влияния на эффектив­ность работы группы положительного отношения руководителя к группе и степени ее сплочения (см. график).

Зависимость эффективности групповой деятельности

от степени групповой сплоченности и положительного характера

положительный характер отношения руководителя к группе

отношений между руководителем и группой:


Эффективность групповой деятельности

Степень групповой сплоченности

Групповая совместимость, как самостоятельный феномен социальной психологии, очень значима для характеристики групповой деятельност



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.