Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава1. Направленность личности



 

                                                                                                                                 

                                           

 

                                                                                                                                                                                  

                                              

 

                                                           

 

                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

             

 

Психолого-педагогические основы управления

Учебное пособие.

 

 

Саратов 2019      

                                                                                                                                                          

УДК 159.9

ББК 88.4

      П62

 

П62 Психолого- педагогические основы управления: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений/Рыжкова И.В., Измайлова Ю.М., Кулагина О.В.  Саратов: Изд-во Амирит ,2019.- 177 с.

Рецензенты:

О.Б. Капичникова - кандидат педагогических наук, профессор.

Е.И. Балакирева – кандидат педагогических наук, доцент.

 

 В учебном пособие рассмотрены психолого- педагогические проблемы и противоречия управленческой деятельности, проблемы лидерства и руководства в управлении коллективом, роль личности в управлении, психология решения различных управленческих задач.

 Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

                                                    

 

                                                                                                                   УДК 159.9

                                                                                                                    ББК 88.4

 

Содержание

Введение………………………………………………………………… 4

 

Глава I. Личностный подход к управлению человеком и его деятельностью.

1.1. Понятие личности и ее основные характеристики………………… 6

1.2. Аутопсихологическая компетентность как системное качество               личности руководителя………………………………………………. 21

1.3. Психологический портрет конкурентоспособного руководителя… 37

 Глава II Трудовой коллектив как объект управления

2.1. Понятие и психолого- педагогическая структура коллектива…… . 51

2.2.Социально-психологические феномены в группе……………………59

2.3 Закономерности общения и взаимодействия людей в коллективе..   63

Глава III Психолого- педагогическая характеристика управленческой

деятельности.

3.1. Сущность и психолого – педагогические противоречия в

 управлении………………………………………………………………   85

3.2. Психолого- педагогические аспекты руководства и лидерства

в управлении…………………………………………………………… 102

3.3. Психолого-педагогическая характеристика взаимоотношения

руководителей и исполнителей………………………………………….126

3.4. Мотивация трудовой деятельности…………………………………148

 

Заключение………………………………………………………………..161

Литература……………………………………………………………… 162

 

 

Задания для самопроверки……………………………………………… 165

 

 

 

                                                              

 

                                                              Человек, не имеющий находить

                                           общий язык с людьми, не умеющий убеждать,

                                      влиять,  сотрудничать,   понимать     людей

                                       и эффективно общаться - профессионально

                                   непригоден для деятельности менеджера.

 

                         Р.М. Стогдилл.

 

 Уважаемые читатели! Назначение данного учебного пособия - подготовить вас к осознанному вхождению в профессиональную управленческую деятельность.

В обыденном сознании эта деятельность предстает как рядовая, обычная, лишенная каких- либо тайн, ибо каждый человек постоянно находится в определенной управленческой системе и видит десятки руководителей различного ранга. Многими на основе личного наблюдения она представляется монотонной, рутинной сводящейся к повторяемости изо дня в день определенного алгоритма действий. Однако уже первая попытка осознать и понять сущность управленческой деятельности показывает, что это далеко не так.

Управленческая деятельность по своей природе сложна и многогранна, что обуславливает большие трудности ее анализа. Психолого- педагогический характер многих сторон этой деятельности усугубляется ввиду действия мотивационных и личностных факторов в поведении людей, участвующих в общем, трудовом процессе. Динамическая форма и структура управления приводит к возникновению многих противоречий, а подчас и парадоксов, являющихся следствием самого процесса управления. Более того, любая из существующих организаций пытается определить способы приспособления к постоянно меняющимся факторам ее внешней и внутренней среды. Проблема их выживания, теснейшим образом связана с их эффективностью и конкурентоспособностью на рынке. В этой связи, ради сохранения организаций руководители пытаются находить новые подходы к стратегии к управлению.

Как показывает практика эффективная управленческая деятельность в современных организациях предполагает отношение к человеческим ресурсами как основному стратегическому факту управления. Это принципиальное положение требует обязательного учета психолого- педагогического аспекта управления.

Предлагаемое пособие может помочь вам уяснить психолого- педагогическую сущность, проблемы и противоречия управленческой деятельности. Пособие подготовлено коллективом авторов: И.В. Рыжкова -                        параграфы 1.2; 2.3.; 3.1; 3.2; Ю.М. Измайлова - параграфы 1.3.,2.1; 2.2; 2.3 О.В. Кулагина  –параграф 3.3.; 3.4.     

 

Глава1

 

Личностный подход к управлению человеком и его деятельностью

1.1. Понятие личности и ее основные характеристики.

Эффективность управления в значительной мере определяется прогностичностью осуществляемых воздействий, основанной на понимании механизмов поведения объекта управления – человека или группы людей. Проблема управления персоналом требует знания руководителем индивидуальных особенностей работников и учета этих особенностей в управленческой деятельности. Найти выход при решении этой проблемы помогает личностный подход, в основе которого лежит понимание личности как устойчивого сочетания индивидуальных особенностей конкретного человека.

Проблема личности является одной из главных и самых сложных в системе в системе наук изучающих человека. Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям в различных условиях жизни и общественных отношений. Именно поэтому личность является объектом изучения многих наук: философии, педагогики, психологии, социологии, права и др.

Слово «личность» (persona) первоначально относилось к актерским маскам, которые в античном театре были закреплены за определенными типами действующих лиц («герой», «завистник», «ревнивец»). Постепенно понятие личности наполнилось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для конкретного языка. В русском языке понятие личности не отделено от смыслового значения индивидуальности. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова, личность характеризуется как отдельное человеческое «Я», как человеческая индивидуальность, являющаяся носителем отдельных социальных и психологических свойств. 

Часто применяется определение, данное Г. Олпортом: «Личность есть рижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем-черт личности, которыми определяются своеобразные для данного человека мышление и поведение». Личность представляет собой олицетворение единства биологического и социального, и хотя, на развитие биологических особенностей человека его социальное бытие наложило отпечаток, все-таки человек не перестает быть организмом, природным существом, развитие которого подчиняется наряду с социальными и природным закономерностям [49, 52].

Личность - это конкретный человек в совокупности принадлежащих ему психических свойств и качеств, характеризующих его как члена определенного общества и как индивидуальность.

Человеческая деятельность является источником развития, в деятельности отражается созидательная роль личности, позволяющая изменять не только условия своего существования, но и собственную психическую сущность. Внутренняя психическая деятельность личности, ее психологические процессы, свойства, состояния и образования являются продуктом внешней практической деятельности.

Объяснение поведения личности и формирования предлагает четкое понимание источников и движущих сил ее развития. В связи с этим исторически в психологии сложилось несколько подходов в решении вопроса о движущих силах, источниках развития и становления личности. Биогенетическая концепция исходит из того обстоятельства, что развитие личности определяется биологическим, преимущественно наследственным фактором. Отсюда развитие личности малоуправляемой и носит самопроизвольный и спонтанный характер. Социогенетическая концепция понимает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды, как копию этой среды. При этом абсолютно игнорируется собственная активность личности, ее усилия по самовоспитанию и работе над собой. Концепция двух факторов предлагает механическое объединение и взаимодействие двух факторов (среды и наследственности). То есть она обосновывается на одинаковом учете в развитии личности и фактора биологического, наследственного и фактора среды.

Биологический фактор является важнейшей предпосылкой развития личности, но решающая роль принадлежит ее социальному опыту, приобретенным знаниям, умениям и навыкам. В процессе развития личности изменяются ее потребности и возможности их удовлетворения. Это противоречие между потребностями и возможностями удовлетворения представляет движущую силу развития личности. Источником активности личности являются ее потребности, определяющие ее деятельность в направлении, ведущем к их удовлетворению. Побуждая личность к определенной активности, потребности не являются чем-то изначально данным человеку, а формируются в процессе воспитания, в широком смысле в процессе социализации, а их удовлетворение выступает в виде активной целенаправленной деятельности [25, 47, 50].

Психические свойства личности

Чрезвычайно важными характеристиками личности человека являются ее психические свойства. К.К. Платонов насчитал в словаре русского языка более 1500 слов, характеризующих проявления личности. Поэтому издавна стремились объединить эти показатели в группы свойств. В настоящее время все многочисленные психологические свойства личности объединяют в следующие понятия: направленность, темперамент, характер, способности.

Направленность личности

Человек – это общественное существо, неразрывно связанное с социальной средой, в которой оно живет и без которой не может существовать. Всё необходимое человек получает от общества в результате своей целенаправленной деятельности, руководствуясь при этом определенными целями и задачами.

Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают все то, что требует у него своего удовлетворения. В них проявляются также и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т.е. характерное для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в данной социальной среде, в частности.

Направленность как раз и выражает в интегрированном виде многие из указанных выше особенностей личности. В ней фокусируется основной смысл её действий и поведения.

Направленность  личности – это такое её психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрения, установки и цели её жизни и деятельности. Каждый живой организм для того, чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Человек, как и другие живые существа, также нуждается в них для своего существования и деятельности. Он должен иметь общение с внешним миром, пищу, индивида другого пола, книги, развлечения и т.д.

Потребности– это испытываемая личностью нужда в чем либо. В отличие от потребности животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений. Немалую роль в этом постоянном их обновлении играет общественное производство: изготовляя новые и новые предметы потребления, оно тем самым создает и вызывает к жизни новые потребности людей.

Потребности человека многообразны. Обычно их делят на материальные– потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др., и духовные, связанные с общественным существованием человека, – потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучение наук и искусств, в творчестве и т.п.

Мотивы– это внутренние силы, связанные с потребностями личности и побуждающие её к определенной деятельности.

Мотивы – это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности. Они многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные) [41, 48, 51, 52].

Темперамент

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, его деятельность и общение с другими людьми, особое место принадлежит темпераменту.

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения, особенности приспособления к окружающей среде. Особенности темперамента обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент (temperamentum) в переводе с латинского означает надлежащее соотношение частей, соразмерность, смесь. В силу своей наследственной обусловленности свойства темперамента являются чрезвычайно устойчивыми и накладывают свой "отпечаток" на самые разные стороны поведения человека. Как показали исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Г. Айзенка, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, П.В. Симонова при прочих равных условиях, они определяют: во-первых, как человек общается с другими людьми; во-вторых, темп двигательных реакций человека; в-третьих, как человек реагирует на различные жизненные ситуации и обстоятельства; в-четвертых, особенности его речи; в-пятых, особенности его мимики и жестикуляции [39, 51, 55].

Древнейшее описание темперамента принадлежит «отцу» медицины – Гиппократу (V - IV в.в. до н. э.). Он полагал, что темперамент человека определяется пропорцией четырех жидкостей в организме: крови (от лат. «sanguis»), лимфы (от греч. «phlegma»), желчи (от греч. «chole») и черной желчи (от греч. «melanos chole»). Отсюда и возникли названия четырех типов темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Эту теорию темперамента называют гуморальной теорией (от латинского «gumor» – жидкость), т.е. темперамент зависит от соотношения биологических жидкостей в организме. И хотя причины, выдвинутые Гиппократом, в настоящее время представляются совершенно несостоятельными, его классификация имеет большое значение, т.к. в ней верно подмечены внешние особенности поведения людей [27].

Человек с сангвиническим типом темперамента – энергичный, подвижный, общительный, жизнерадостный, легко приспосабливающийся к новым условиям жизни, имеет широкий круг знакомств, но не постоянен в общении, часто меняет свои привязанности. У него быстрый темп речи, живая мимика и выразительная жестикуляция. Он активно принимается за новое дело и способен долго работать, не утомляясь.

Люди с холерическим типом темперамента отличаются порывистостью, страстностью и большой жизненной энергией; сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах; нередко склонные к бурным эмоциональным вспышкам. Люди этого типа темперамента легко переходят от гнева к веселью, они неуравновешенны, вспыльчивые.

Лица флегматического типа темперамента отличаются высокой эмоциональной устойчивостью. Представители этого типа медлительны, уравновешенны, спокойны, с трудом переключающиеся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающиеся к новым условиям. Их мимика, жесты и интонации однообразны, вялы и невыразительны.

Люди с меланхолическим типом темперамента отличаются боязливостью и слабой выносливостью. Обладает хорошей концентрацией внимания, тревожностью, выражающейся в высоком чувстве ответственности и неутомимости. Имеет способность к наблюдению, систематизации, сопереживанию, глубоким и длительным эмоциональным переживаниваниям, что может проявиться в злопамятности. Представителям этого типа характерна замедленность движений, сдержанность речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость [49, 50, 58, 61].

В природе не существует «хороших» и «плохих» типов темпераментов. Сам факт их сохранения на протяжении миллионов лет сначала биологической, а затем культурно-исторической эволюции показывает, что для человечества в целом необходимо и полезно наличие разных типов темпераментов. Для различных видов деятельности оптимальными оказываются свойства, присущие тому или иному темпераменту. Специальные эксперименты показали, что представители разных типов нервной системы решают одни и те же задачи в равной мере успешно, только каждый из них использует свою тактику деятельности [51].

Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.

Чтобы использовать ценные стороны своего темперамента, человек должен научиться владеть им, подчинять его себе. Если же, наоборот, темперамент будет владеть человеком, управлять его поведением, то при любом из темпераментов возникает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести человека к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, наклонность целиком погружается в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, зачастую безучастным ко всем впечатлениям жизни [10].

Для оценки проявлений темперамента используются разнообразные методы психологического и психофизиологического изучения, здесь приведена методика определения преобладающего типа темперамента, предложенные А. Беловым в 1971 году (приложение 1) [41].

Характер

Индивидуальные особенности личности наиболее ярко выражаются в характере человека. В процессе взаимоотношений человека с окружающей его действительностью, в процессе его деятельности формируется и выявляется множество различных индивидуальных особенностей, часть которых проявляются достаточно устойчиво и являются основой всего его поведения. Эти особенности и есть проявления характера человека.

Характер – это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе [27, 51].

Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности,которые обусловливают особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми.

Знать характер человека – значит знать те существенные черты, которые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в его поступках. Несмотря на то, что характер складывается из множества различных черт, он не является их механической суммой. Различные черты, входящие в характер, связаны друг с другом и создают целостную его структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом, типологическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей. В структуру характера входят такие взаимосвязанные существенные компоненты, которые являются общими для всех людей.

Структура и содержание характера каждого человека определяются:

· динамикой воли (тем, насколько способен человек осуществить свои цели, т.е. слаба или сильна его воля);

· спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона (например, конфликтного), который сопровождает те и иные его поступки;

· интеллектуальными особенностями;

· взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно, насколько они слиты воедино, гармоничны между собой или же, наоборот, находятся в конфликте, противоречат друг другу).

Характер тесно взаимосвязан с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении человека к требованиям реального мира и таким образом оказывает влияние на его деятельность [27, 46].

Особенности темперамента также накладывают отпечаток на характер и социальное поведение человека. Однако, какая из сторон темперамента (положительная или отрицательная) станет чертой характера, зависит от условий его формирования.

Характер формируется под влиянием общественных условий в результате деятельности личности. В то же время он является проявлением целостной личности, поэтому необходимо представлять и её индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути. Характеризовать человека – это значит найти в нем главное, выделить наиболее яркие черты, по которым можно данного человека отличить от других людей и которые в совокупности могут объяснять его действия и поступки. Характер еще менее чем какие-либо другие качества личности, является врожденным и неизменным свойством. Черты характера не только проявляются в действиях и поступках, они и образуются, формируются в них.

Способности

При равных внешних условиях разные люди приобретают знания, умения и навыки с неодинаковой степенью эффективности. Там, где один человек «схватывает все на лету», другой тратит много времени и сил. Один достигает высшего уровня мастерства, а другой при всем своем старании – лишь определенного среднего уровня. Есть некоторые виды деятельности, например, искусство, наука, спорт, в которых успеха может достигнуть только человек с определенными способностями.

Способности – психическое свойство личности, отражающее проявления таких особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности [51].

Способности бывают специальные и общие.

Специальные(профессиональные) способности– это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности.

Общие способностиэто благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями, например, являются возможности развития у человека находчивости, сообразительности и т.п.

Никакая отдельная способность не может обеспечить успешное выполнение деятельности. Одна только наблюдательность, как бы она ни была совершенна, или одно лишь эмоциональное воображение, как бы сильно оно ни было, не делают еще хорошего писателя. Наличие самого прекрасного музыкального слуха не говорит еще о том, что обладатель его может стать хорошим музыкантом, так же как наличие одного лишь технического воображения не говорит еще о том, что человек может стать хорошим инженером-конструктором. Успешность выполнения любой деятельности зависит всегда от целого ряда способностей [48,58]. Управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально-пригодной к управленческой деятельности. Требования к личности руководителя, можно представить в следующем виде:

· умение управлять собой;

· четкие и ясные личные цели;

· динамичное личное развитие;

· способность принимать решения;

· творчество в работе;

· способность влиять на людей;

· понимание специфики управленческого труда;

· высокие организаторские способности;

· способность обучать;

· способность развивать и формировать коллектив.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.