Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Демократический стиль 4 страница



В каждой группе действует свои групповые нормы, поведенческие правила, иначе говоря, в группе всегда осуществляется социальный контроль. Социальный контроль-это сравнение поведение членов группы с групповыми нормами. Как свидетельствуют материалы специальных исследований, установленные в коллективе поведенческие стандарты являются одним из важнейших условий эффективности функционирования группы.

 Групповые нормы стандартизируют модели группового и индивидуального поведения, дают образец поведения в группе и уменьшают возможность попасть в нелепое положение. Наиболее ярким примером могут служить образцы армейского поведения. Наличие четких норм обеспечивает членам группы необходимую психологическую комфортность. В таких группах новички быстрее адаптируются к коллективу. Руководителю необходимо знать групповые нормы (правила), т.к. они дают представление и внутригрупповой жизни и позволяют прогнозировать поведение группы.

С феноменом социального контроля тесно связаны другой феномен групповой жизни - сплоченность.  Проблема сплоченности коллектива привлекает к себе внимание многих руководителей. Многие под сплоченностью понимают нечто единое, целостное, что оберегает коллектив от конфликтов и способствует высокой эффективности.

Сплоченность группы тесно связана с групповой совместимостью, но это разные понятия. Совместимость членов группы означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Сплоченность группы означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован лучшим образом, что все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности.

Наиболее полно в отечественной психологии принципы исследования сплоченности разработаны А.В. Петровским. Выделенные им уровни групповых структур одновременно могут быть рассмотрены как уровни развития групповой сплоченности.

Руководителей интересует, что обуславливает сплочение коллектива. Согласно теоретической модели Л.Картрайта сплоченность детерминируется четырьмя факторами личностного и групповой характера:

1)мотивационное тяготение человека к группе: привлекательность членов группы;

2) созвучие групповых целей, задач потребностям, ценностям личности;

3)ожидание личности, что членство в группе будет для нее благоприятно;

4)индивидуальный уровень сравнения своего членства в этой группе с членством в других группах.

Следует отметить, что не только групповая сплоченность влияет на продуктивность деятельности группы, но и, напротив, с повышением продуктивности коллектива растет его сплоченность.

Чрезмерная сплоченность, эффекты социального контроля имеют и негативную сторону. Подобное влияние нередко носит характер принуждения, подавления инакомыслия и творчества, к появлению в группе конформистов и девиантов (отклоняющихся от групповых норм) 

В 1951 году американский психолог С.Аш провел классические эксперименты, посвященные изучению влияния группового большинства. Они способствовали открытию феномена конформного поведения (или конформности).   Конформность-это согласие отдельного члена группы с мнением большинства. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом чисто внешне, а на деле он продолжает сопротивляться, и внутреннюю конформность (именно это называют подлинным конформизмом), когда индивид усваивает мнение большинства через внушение.

Нужно ли руководителю культивировать в своем коллективе конформистов? В ряде случаев это надо. Например, все должны носить единую форму (военные и др.), подчиняться распорядку рабочего дня. Это полезно для организации. Но следует избегать единообразие мнений, взглядов по организационным вопросам. Специалисты по менеджменту считают, что руководство любой компанией нуждается в том, чтобы его критиковали изнутри. Оно должно прислушиваться к мнению инакомыслящих. В науке это называется феноменом влияния группового меньшинства.

Исследования показали, что групповое меньшинство также способно оказывать влияние на мнение, взгляды большинства. Причем влияние меньшинства характеризуется рядом особенностей.

1. При воздействии меньшинства практически не возникает стрессовая ситуация, типичная для давления большинства, когда человек из чувства страха перед неодобрением большинства склоняется к групповому мнению.

2. Если вначале мнение меньшинства нередко сходу отвергается группой, то в дальнейшем при отставании своей позиции меньшинством их мнение постепенно принимается большинством.

3. Влияние меньшинства способствует росту оригинальности и разнообразия предлагаемых решений, способствует творческой активности, т.к. люди не боятся высказать свое мнение.

4. Влияние меньшинства стимулирует группу на поиск правильного решения.

Подводя итог, отметим, что научными исследованиями выделены три модели развития отношений между личностью и коллективом:

1-личность подчиняется коллективу (конформизм);

2-личность и коллектив в гармоничных отношениях;

3- личность подчиняет себе коллектив (неформальное лидерство).

 

2.3 Закономерности общения и взаимодействия людей в коллективе.

Реализация общественных и межличностных отношений в обществе происходит через общение. Общение- процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает совершенные формы, становится осознанными и опосредованным речью. Общение с окружающими людьми в процессе онтогенеза складывается постепенно. Первым признаком развития общения является улыбка ребенка при контактах со взрослыми. Первая форма общения у ребенка развивается к четырем месяцам в виде комплекса оживления. Это непосредственное эмоциональное общение, не связанное с практической деятельностью. В соответствии с возрастным развитием у ребенка формируется другие виды общения.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

По содержанию оно может быть:

1) материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;

2) когнитивное - обмен знаниями;

3) кондиционное - обмен психологическими или физиологическими состояниями (влияние на другого, чтобы поднять, испортить настроение;

4) мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

5) деятельностное- обмен действиями, умениями, навыками.

По средствам общения выделяют:

1) вербальное общение- общение с помощью речи, языка;

2) невербальное общение- это общение при помощи мимики, жестов, пантомимики.

По форме выделяют следующие виды общения:

1) анонимное – когда общающиеся на знают друг друга как личность.

Например, общение на улице: « Скажите, пожалуйста, который час?»

2) функционально- ролевое общение- общение между личностями как носителями определенных социальных ролей: руководитель- подчиненный; врач- пациент и др.;

3) неформальное общение- общение, строящееся с учетом личностных особенностей: общение друзей, общение в семье и др.;

4) интимно- личностное общение- общение близких людей. Это общение матери с маленьким ребенком, которое играет ведущую роль в развитии личности ребенка.

Если общение связано с решением конкретной проблемы, с достижением определенного результата в какой- то деятельности, то такое общение называют деловым общением. Выделяют различные виды делового общения в зависимости от профессиональной деятельности. Одним из таких являются управленческое общение. Управленческое общение реализуется в форме беседы, переговоров, приказа, совещания, отчета. Как и любой другой вид общения, управленческое общение имеет три стороны (функции) в структуре общения. Каждая сторона общения характеризуется своей спецификой, закономерностями и механизмами, которые следует учитывать для достижения эффективности в общении.

Человеческое общение сложно и многопланово. К структуре общения можно подойти по- разному, как и к определению его функций. Г.М. Андреева[4] предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникация   - это процесс передачи информации между общающимися индивидами. Люди обмениваются между собой различными идеями, интересами, настроениями, чувствами. Коммуникация в процессе общения - это не только передача информации. В условиях человеческого общения информация также формируется, уточняется, развивается. Информация должна быть не просто принята, но и понятна и осмыслена. При этом осуществляется коммуникативное влияние. Которое есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько это воздействие удалось.

 Специфика межличностной коммуникации раскрывается, прежде всего, в следующих процессах и феноменах: процесс обратной связи, наличие коммуникативных барьеров, коммуникативное влияние и существование различных уровней (вербального и невербального) передача информации. Проанализируем эти особенности.

Обратная связь в межличностном общении.

Информация в процессе общения не просто передается, а именно обменивается. При этом происходит выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу определенной ситуации или проблемы. Для решения этой задачи в рамках общего информационного процесса работает механизм обратной связи.

Обратная связь - это информация, содержащая реакцию реципиента (получает информацию) на поведение коммуникатора                    («отдает» информацию). Цель обратной связи – помочь партнеру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

Передача обратной связи может осуществляться различными путями. Прямая обратная связь, это когда информация, поступающая от реципиента, в открытой и недвусмысленной форме содержит реакцию на поведение говорящего. Это могут быть открытые высказывания типа: «Мне это не нравится; мне это неприятно» и т.д.

 Косвенная обратная связь - это завуалированная форма передачи психологической информации. Для этого используют риторические вопросы, насмешки, иронические замечания. Коммуникатор должен сам расшифровать эти сигналы. Естественно, что догадки не всегда оказываются верными. Это затрудняет процесс общения.

  Коммуникативные барьеры. В процессе коммуникации важно не только обменяться информацией, но и адекватно ее понять, интерпретировать. Этому мешают барьеры общения - психологические факторы, которые служат причиной конфликта или способствуют им. В качестве таких выступают противоположные у партнеров по общению потребности, желания, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а ряде случаев вообще не поступает к реципиенту. Существуют барьеры непонимания, социально-культурного различия, барьеры отношений (чувство неприязни к коммуникатору(реципиенты). Коммуникативные барьер-это форма психологической защиты от чужеродного психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информации.

Коммуникативное влияние- попытка воздействия на поведение партнера с целью частичного или полного изменения поведения. Выделяют два типа коммуникативного воздействия: авторитарное и диалогическое. В случае авторитарного воздействия действует установка «сверху - вниз», которая предполагает подчиненное положение реципиента: слушать и молчать. При диалогическом воздействии предполагается равноправное положение и возможность участия слушателей в обсуждении проблемы.

  Авторитарное воздействие может обладать сильным, но не продолжительным эффектом, как правило, не оказывает значительного влияния на принципиальные установки и мнения людей. Диалогическое воздействие непосредственно после коммуникации не является значительным, но оно обладает большим эффектом последствия и способно оказать сильное влияние на личностные структуры слушателей.

Передача любой информации возможна посредством знаковых систем. Различают вербальную и невербальную (неречевую) коммуникацию.

На вербальном уровне в качестве средства передачи информации используется речь. Речь является самым универсальным средством общения, поскольку при этом менее всего теряется смысл сообщения. Речь играет большую роль в создании впечатления о воспринимаемом человеке, т.к. и письменной, и устной речи человека присущи индивидуальные особенности: характерная для данного человека длина фраз, типичные для него конструкции предложений, использование прилагательных, употребление жаргонных слов, грамматические ошибки, расстановка ударения и др.

При передаче информации в устной форме происходит частичное искажение и частичная потеря информации. Схему потери информации приводит П. Мицич: если принять задуманное (что хотим сообщить) за 100%, то приобретает словесные формы и высказывается- 80%, услышано-70%, понято-60%, осталось в памяти-24% информации. Поэтому рекомендуется важную информацию передавать в письменной форме( приказы, распоряжения и т.п.)

Если основным достоинством вербальных средств общения являются точность передачи информации, то невербальных средств - это то, что они являются непроизвольными, а поэтому более правдивы, чем язык слов. Невербальные средства передают много информации. Как установили ученые, словесное обращение в беседе занимает 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств.

На невербальном уровне человек использует следующие средства общения:

  1)экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика, походка);

2)взгляд (направление движения, длина паузы, частота контакта);

3)голос (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, кашель);

4)пространство (дистанция).

Большое значение для общения людей имеет пространство, ибо чувство дистанции генетически обусловлено. Э. Холл выделил четыре категории пространственного общения:

- интимное расстояние (от 0-45 см) общение самых близких людей;

- личное расстояние (от45см до 120 см) общение со знакомыми людьми;

- социальное расстояние (от 120см до 360 см) предпочтительно при официальном общении;

- публичное расстояние (от 360 см до 750 см) при выступлении перед различными аудиториями.

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.

Таким образом, невербальные средства общения являются важным

дополнением речевой коммуникации. Их роль определяется тем, что они в состоянии усилить или ослабить речевое влияние коммуникатора, помогает выявить участникам общения намерения друг друга и делают процесс общения более открытым.

Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Взаимодействие интерпретируется как организация совместной деятельности. Выделяют следующие основные стратегии поведения участников общения в процессе взаимодействия.

 1.Сотрудничество - самая эффективная стратегия взаимодействия. Это такое взаимодействие, при котором участники содействуют друг другу в удовлетворении своих социальных потребностей. Это наиболее успешное (с точки зрения самочувствие участников общения) взаимодействие, т.к. это требует от партнеров по общению значительных психологических усилий по созданию позитивного климата, разрешению возникающих противоречий в духе взаимопонимания, уважения к интересам другого. Тип отношений - сплачивающий.

2.Доминирование- это такое взаимодействие, при котором один из партнеров демонстрирует полную ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению. Условие для возникновения доминирования - разное соотношение сил партнеров. Осуществляется с помощью методов подчинения даже на добрых началах, приказа, принуждения, насилия. Тип отношений - подавляющий.

3.Соперничество - такой вид взаимодействия, при котором каждый из его участников вступает в борьбу в надежде победить или отстоять прежний статус. Соперничество - неустойчивый, переходный тип взаимоотношений. Оно заканчивается либо доминирование (чаще), либо сотрудничество (значительно реже). Условие соперничества - равное соотношение сил нравственных, физических, материальных. Осуществляется с помощью методов борьбы, конкуренции, дискуссий, конфликтов.

Тип отношений - разобщающий.

4.Избегание. Смысл стратегии избегания в уходе от контакта, истинного взаимодействия, потеря собственных целей ради исключения выигрыша другого.

5.Компромисс.  Суть данной стратегии в неполном достижении целей партнерами ради условного равенства. Компромисс требует определенных навыков в ведении переговоров. Если компромисс был, достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения, он может быть далеко не самим оптимальным исходом переговоров.

Таким образом, межличностное взаимодействие в процессе общения может быть либо позитивным, которое ведет к взаимопониманию и взаимодействию, либо негативным, ведущим к конфликту, расторжению отношений.

Остановимся на конфликтах. Конфликт нельзя трактовать только как негативное явление. Он имеет как позитивные, так и негативные аспекты. В психологическом плане. Конфликт- это столкновение несовместимых противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями. Конфликт- это объективная реальность, которая существовала, существует будет существовать. Наука, которая изучает конфликты - конфликтология.  Она хорошо развита в США, Японии и только зарождается в отечественной науке.

Структура и динамика конфликта.

В.И. Андреев[3] [1] предлагает следующую формулу, которая отражает структуру конфликта:

Конфликт- проблема + конфликтная ситуация + участники +  инцидент. Дадим разъяснение некоторых понятий.

Конфликтная ситуация- это ситуация скрытого или от крытого противоборства двух или нескольких сторон- участниц, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющей личную значимость

Инцидент- это действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующее начало борьбы между ними.

Источники конфликтов - это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:

- знание, умений, способностей, личностных качеств;

- эмоциональных и других психических состояний;

- функций управления;

-  технологических, экономических  и других процессов;

- целей, средств и методов деятельности;

- мотивов, потребностей, ценностных ориентации;

- взглядов, убеждений;

- в понимании, интерпретации информации;

- ожиданий, позиций;

- оценок и самооценок.

Различают следующие виды конфликтов:

1.По степени остроты противоречий: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда.

2.По деятельности признаку: управленческие, педагогические, производственные, семейные и др.

3.По степени вовлеченности людей в конфликт: межличностные, межгрупповые, межпартийные, межгосударственные.

4.Внутриличностные конфликты: столкновение противоположно- направленных мотивов, интересов у одного и того же человека. Выделяют внутриролевые и межролевые конфликты. Внутриролевые конфликты возникают при несовпадении ролевых ожиданий: например, интересная работа и низкая зарплата. Пример межролевого конфликта: сложность одновременно одинаково хорошо выполнять роли студента, супруга, отца.

Любой конфликт проходит следующую динамику в своем развитии.

Выделяют четыре основных стадии развития конфликта:

1 стадия- возникновения объективной конфликтной ситуации;

2 стадия- осознание конфликта (присутствие не всегда);

3 стадия - конфликтные действия;

4 стадия- разрешения конфликта;

Исходы конфликта очень разнообразны. Выделяют два основных пути снятия конфликта:

1 – через снятие инцидента: попытка притушить конфликт через его осознание;

2 – через разрешение объективной конфликтной ситуации.

Универсальных методов разрешения конфликта не существует. Любой метод работает только тогда, когда учитывается особенности личностей. В любом конфликте не должно быть победителей и побежденных. Конфликт должен иметь позитивный исход и вести к сотрудничеству и компромиссу. Такие конфликты способствуют движению вперед, прогрессу, развитию группы.

От чего же зависит тип взаимодействия участников общения. Как отмечают специалисты в области социальной психологии; от ролевой позиции партнеров. Такой подход развивается в русле трансакционного анализа, представленного именами Э. Берна, Т. Харриса. Наибольшее применение получила схема, разработанная трансакции. Трансакция- это обмен знаками коммуникации: словами, взглядами и т.п. Согласно Э.Берну в каждом человеке существует три «Я».

Состояния «Я»- это нормальные психологические феномены. Каждый тип состояний по- своему жизненно важен для человека.

 Я - ребенок- это зависимое, подчиняемого и безответственное существо, «ребенок» - это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений. Я - родитель- это независимый, не подчиняемый и берущий ответственность на себя. « Родитель» помогает сберечь массу времени и энергии. Я взрослый- это умеющий считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой к другим. « Взрослый» учитывает возможности эффективного взаимодействия с окружающими, контролирует действия  « Родителя» и «ребенка» и является посредником между ними.

«Я» в виде «ребенка» у человека возникает в детстве, в том же возрасте за счет подражания старшим и желания быть на их месте, формируется «я - родитель». «Я» в форме «Взрослого» складывается долго, порой деятельностями - за счет жизненного опыта субъекта.

Каждому человеку свойственно выступать больше в какой-то одной позиции, что определяется его характером. Если человек, подчиняемый и неуверенный в себе, то доминирует «Я - ребенок»; если самоуверенно-агрессивный-то «Я - взрослый».

В процессе общения позитивные взаимодействия возникают тогда, когда ролевые позиции партнеров согласованы, т.е. когда один из партнеров готов принять позицию, определенную для него другим партнером. При согласовании ролевых позиций участников общения их трансакции являются взаимодополняющими и доставляют обеим сторонам чувство удовлетворения.

Нередко трансакции фиксированными: деловая беседа, дипломатический прием  (В-В) - (взрослый-взрослый); пикник, бал: (Д-Д)- (дитя-дитя); преподаватель – студент (Р-В)- (родитель- взрослый); женщина- мужчина: (В-Р или Д-Р); пациент- врач: ( Д-Р). Трансакции без взаимодополнения могут привести к конфликту.

Третья сторона общения - перцептивная, когда общение рассматривается как познание и понимание людьми друг друга. В качестве объекта восприятия могут быть отдельные личности, группы. Процесс восприятия « социальных объектов» (люди, группы) в психологии называется социальной перцепцией. В ходе социальной перцепции осуществляется эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и проанализировать его поведение, создание собственной стратегии поведения. Можно выделить четыре основные функции социальной перцепции: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление эмоциональных отношений.

Процесс восприятия психических качеств другого человека очень сложен и определяется множеством факторов. Чаще всего люди судят о личностных особенностях другого человека на основе его внешних данных. А. А. Бодалев в своей монографии   « Формирование понятия о другом человеке как личности»[8] приводит такие данные: «Из 72 опрошенных… 9 заявили, что люди с квадратными подбородками обладают сильной волей, 17 сказали, что люди с большим лбом - умные, 3 полагали, что люди с жесткими волосами имеют непокорный характер, 14 считали, что толстые губы свидетельствуют о большой сексуальности, 5 человек утверждали, что люди ниже среднего роста всегда отличается властностью, энергией, большим желанием командовать. Один человек написал, что люди близкопосаженными глазами друг другу очень вежливы.5 человек нас убеждали, что красивые люди всегда или глупы, или большие себялюбцы»

 Источником знаний о психических качеств личности является сам человек в совокупности свойств собственной внешности, своего поведения и деятельности. При оценивании других людей собственные качества принимаются за нулевую шкалу отсчета. Отсутствие у себя отдельных качеств приводило к преувеличению их у других, и наоборот, сильная выраженность отдельных качеств вела к тому, что человек занижал их у других людей.

Социальная перцепция с возрастом претерпевает серьезные количественные и качественные изменения. Особенно интенсивно процесс изменения идет в подростковом и юношеском возрасте. Дети младшего школьного возраста для построения образа опираются на одежду и общий вид. Подростки преимущественно выделяют черты физического облика. Для взрослого человека более важным оказываются выразительные движения, особенно мимика, речь.

При изучении процесса восприятия и понимания другого человека важно знать механизмы, которые лежат в основе этого процесса. Среди механизмов социальной перцепции есть такие, которые способствуют адекватному пониманию другой личности, есть и другие, которые препятствуют взаимопониманию людей. Рассмотрим наиболее важные из них.

Эмпатия- это способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Эмпатия предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей, чувств. Эмпатия осуществляется в двух формах:

1) как сочувствие- переживание иных по сравнению с объектом восприятия чувств. Сочувствие побуждает человека к помощи другому;

2) как сопереживание- переживание субъектом тех же чувств, что испытывает объект восприятия.

Способность к эмпатии - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность. Эмпатия важна для общения, т.к. дает возможность избегать конфликтов, способствует взаимопониманию и компромиссности отношений.

Следующий механизм-идентификация. Она близка к эмпатии, но существенно отличается от нее тем, что предполагает совместную деятельность людей. Идентификация- уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому, как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Результатом идентификации

 Является научение посредством подражания объекту и наблюдения за ним. При идентификации субъект копирует внешние формы поведения, мысли, чувства, действия другого лица. Примером идентификации может служить подражание детей своим родителям (игра «дочки- матери»), отождествление себя с персонажем художественного произведения, с киногероем.

   Механизм самопознания в процессе общения получил название социальная рефлексия. Рефлексия – это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Важно подчеркнуть, что полнота представлений человека о самом себе в значительной степени определяется богатством его представлений о других людях.

К универсальным механизмам, обеспечивающим интерпретацию поступков и чувств другого человека, относят механизм  каузальной атрибуции - или причиной интерпретации. Сущность каузальной атрибуции заключается в следующем. Люди, познавая друг друга, стреляться выяснить причины поведения других. Поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личности и приписывает их наблюдаемому субъекту.

Известно, что у каждого человека есть свои «излюбленные», привычные способы объяснения поведения. Так, люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить конкретного виновника случившегося, приписывать причину происшедшего конкретному человеку. Люди, склонные к обстоятельственной атрибуции, не ищут конкретного виновника, а видят причину в обстоятельствах. При стимульной атрибуции человек видит причину сложившегося в предмете, на которое направлено действие, или в пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

 Таким образом, мы рассмотрели три группы механизмов социальной перцепции:

1) механизмы, обеспечивающие понимание других людей                            (эмпатия, идентификация);

2) механизмы самопознания в процессе общения (рефлексия);

3) механизмы прогнозирования поведения партнера по общению         (каузальная атрибуция).

Ошибочно думать, что понятие, которое формируется у человека о другой личности, всегда находят выражение все действительно присущие этой личности качества и отражается ее индивидуально неповторимая структура. Факты свидетельствуют, что в очень случаях познание человеком другой личности сводится к отнесению ее основании оценки ее характеристик: профессиональных, национально- эстетических, социальных и т.п. Чтобы обеспечить прогнозирование ситуации при неполном познании личности, следует учитывать различные «эффекты», возникающие при восприятии людьми друг друга.

Рассмотрим их.

Стереотипизация. Сущность этого механизма заключается в поведении объекта, под какой- либо социальный стереотип. Социальный стереотип - схематизированное, упрощенное представление о каком-либо социальном объекте, фиксирующее в себе лишь некоторые, иногда несущественные черты объекта.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.