Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Демократический стиль 6 страница



7. Рассогласование индивидуальной мотивации руководителя, ориентированного на достижение успеха в деятельности, и отсутстви­ем положительной мотивации поведения работников

В реальной жизни существует гораздо больше факторов, мешающих руководителю эффективно работать. В этой связи представляет интерес, как руководитель субъективно оценивает самого себя. Из анализа литера­туры по вопросам практического менеджмента следует: руководители ценят в себе в большей степени профессиональные и деловые качества. Оценка своих личностных свойств уходит на второй план, а критика в свой адрес на самое последнее место.

От своих подчиненных менеджеры отличаются тем, что к ним (ме­неджерам) предъявляются гораздо больше требований, вполне понятно. Если посмотреть на руководителя глазами его подчиненных, то картина резко меняется. На первое место в этой оценке они ставят личностные ка­чества, которые в ситуациях общения показывают отношение руководи­теля к работникам в высказываниях такого типа: «понятный в общении», «внушающий доверие», «отзывчивый» и т.п. [28].

По мере повышения статуса руководителя число критических оценок в адрес подчиненных резко возрастает, что объясняет тем, что руководителя, интересуют подчиненные только как простые исполнители, а не как личности. Интерес руководителя к персоналу определяется, главным об­разом, профессиональными и деловыми качествами работников; увели­чивается количество негативных оценок в адрес исполнителей по сравнению с позитивными. Это проявление психологического фактора как обезличенного взгляда руководителя на подчиненных. Индивидуальность работника нивелируется, что отрицательно характеризует руководителя. Если же руководитель по определенным причинам переходит в другую профессиональную категорию со снижением его статуса, его оценки быстро изменяются как по отношению к вышестоящим менеджерам, так к персоналу. В центр его внимания попадают уже не профессиональные качества руководителя, а поведенческие реакции. К примеру, он будет теперь оценивать, как его руководитель общается с исполнителями, на­сколько он к ним внимателен, доброжелателен, готов ли помочь в труд­ной ситуации, насколько справедливо оценивает трудовой вклад работ­ников и т.п. [18].

Область межличностных отношений всегда остается для руководи­теля постоянной сферой неопределенности в силу своего субъективиз­ма, поэтому он чувствует себя в ней не очень уверенно. Содержание че­ловеческих отношений, психологический климат в группе, стиль руко­водства и другие социально-психологические феномены для руководи­телей низового звена управления и персонала наиболее значимые фак­торы их трудовой деятельности. Явно отрицательный психологический фактор — недопонимание многими руководителями того, что их нега­тивные оценки своих подчиненных меняют личностную самооценку, подрывая у исполнителей веру в свои силы и возможности. После полу­чения отрицательной оценки в свой адрес работник непроизвольно сни­жает свою активность в труде, отказывается от инициативы, уменьшает производительность труда. При положительной оценке работника у не­го повышается мотивация, желание трудиться лучше. Руководители, об­ладая определенным статусом, несут на себе особую морально-психологическую нагрузку в виде права на оценку своих подчиненных и Результатов их труда, от которой в значительной степени зависит трудовая активность персонала.

Анализ противоречий и парадоксов, имеющих место в управлении по­зволяет выделить факторы, которые в определенной степени могут по­влиять на устранение (противоречий и парадоксов).           

 Основополагающим в системе управления организациями являются человеческим фактор. Как любое системное явление управление неизбежно содержит огромное количество противоречий и парадоксов, имеющих, по большей части, психологические причины. К противоречиям в управлении приводит взаимодействие внешних и внутренних факторов деятельности организации. Расхождение индивидуальных, групповых и организационных целей в значительной степени тормозят эффективную деятельность организаций. Жесткие авторитарные методы руководства считаются в практике управления наиболее результативными, хотя и противоречат нормальным    « человеческим отношениям».

 

3.2 Психолого- педагогические аспекты руководства и лидерства в управлении

Феномены лидерства и руководства имеют непосредственное отноше­ние к управлению, но до настоящего времени мало изучены. Эти два по­нятия часто пересекаются, а в некоторых случаях отождествляются, хотя в принципе это не является оправданным и необходимым.

Когда речь заходит о предпринимательской деятельности, использует­ся термин «лидерство», хотя однозначно под этим понимается «руково­дство» организацией. В этой связи становится ясным, что у авторов по­добной ориентации, использующих термин «лидер», исчезает всё своеоб­разие    этого понятия.

Игнорирование термина «лидерство» ошибочно даже с учетом всей сложности трактовки этого комплексного понятия, являющегося важным социально-психологическим феноменом, имеющим прямое отношение к деятельности малых групп. Без них нет смысла рассматривать организа­цию  с её целями, организационной культурой, ценностями и т.д. Лидер­ство как особое явление соединяет в себе социально-психологические и управленческие аспекты. Поэтому нет единого подхода к исследованию этого феномена.

В 70-е годы XX в. были отмечены общие черты в деятельности лиде­ров и руководителей, выделены существенные различия между ними            (Б.Д. Парыгин, 1973 г). Несмотря на различия в работе руководителя и неформального лидера, выявлено определенное сходство в основных ас­пектах их деятельности:

• полное подчинение организационным целям;

• постоянное общение с людьми, объединенными в рабочие группы;

• воздействия на членов малых групп;

• положительное мотивирование работников:

• реализация социального влияния на малые группы. Американские социальные психологи Д. Ката и Р. Кан определяют лидерство как «оказывающий влияние элемент, который проявляется по­мимо механического исполнения рутинных поручений организации».  П. Друкер говорил о лидерстве следующее: «Лидерство - это способ­ность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозо­ра, вывести эффективность деятельности человека на уровень более вы­соких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки».

Руководитель не может спонтанно осуществлять эффективное лидер­ство. Для этого необходимо иметь власть, т.е. возможность влиять на поведение людей. Развивать власть следует потому, что руководители всегда зависят от не­которых людей, которые им не подчинены, а также потому, что в совре­менных организациях практически никто не будет подчиняться полно­стью непрерывному потоку приказов только потому, что кто-то  - началь­ник.

Кроме власти, лидеры используют влияние на других людей, рабо­тающих в группах. «Влияние — это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т. п. дру­гого индивида» [9].

Влияние на других людей может оказываться разными способами, включая материальные. Что касается полномочий, то они могут быть све­дены на нет, если подчиненные отказываются выполнять распоряжения своих начальников. Можно представить себе, что было бы, если бы руко­водители не имели власти. Тогда внутри организации отсутствовал бы порядок [9].

Власть полномочий, как и власть влияния, целиком зависит от лично­сти и используется руководителями в конкретных управленческих ситуа­циях. Власть и влияние теснейшим образом связаны между собой.                        

Власть, которой пользуются руководители внутри организаций, имеет различные формы. Фрэнч и Рейвен предложили свою классификацию форм власти [9]:

1. Власть, основанная на принуждении.

2. Власть, основанная на вознаграждении.

3. Экспертная власть.

4. Эталонная власть.

5. Законная (традиционная власть).

Рассматриваемое в системе официальных отношений, руководство од­но из важнейших составляющих процесса управления. Статус и социаль­ные роли руководителей заранее определены; обязанности закреплены специальными документами, где имеется должность, называемая «руко­водитель». Назначенный «сверху», он получает соответствующие власт­ные полномочия и имеет право на применение как положительных, так и отрицательных санкций в виде поощрений за хорошую работу и в виде наказаний за нарушения в работе и дисциплине.

Лидерство имеет психологическую природу и занимает особое место в структуре неформальных отношений как внутригрупповой феномен. Оно связано с функцией неформального воздействия на основе личного влия­ния, побуждающего определенную часть группы действовать или вести себя в соответствии с групповыми нормами и ценностями. Лидерство од­новременно средство организации и управления неформальными отно­шениями.

Отечественный социальный психолог Р.Л. Кричевский следующим образом определяет лидерство и его носителя — лидера: «Лидерство — процесс межличностного восприятия, обусловливающий реализацию ценностей, присущих членам группы и направленных на достижение стоящих перед группой целей, а лидер — член группы, обладающий наи­большим ценностным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее влия­ние в группе, поэтому в лидерстве отражена иерархия позиций в зависи­мости от их ценностных потенциалов и, что весьма существенно, их цен­ностных вкладов в жизнедеятельность группы... Лидерство есть проявле­ние психологического влияния, неформальной власти» [29].

По существу лидерство относится к персонифицированным формам социального влияния и контроля и объединения всех механизмов и способов социально-психологического воздействия с целью достижения наилучшего эффекта в групповой деятельности и общении [29].

Американские социологи определяют лидерство как «процесс стиму-лирования и нацеливания группы решать или принимать общие задачи и действенно заботиться о средствах, ведущих к достижению этих целей». Еще в 50-е годы XX в. Р. Бейлз и Ф. Слейтер выделили две существенные лидерские роли:

• роль инструментального (делового);

• роль экспрессивного (эмоционального) лидера .

В зависимо­сти от выполняемой деятельности, существуют определенные лидерские роли, например, роль организатора, осуществляющего функцию группо­вой интеграции или роль лидера-диспетчера в игровой спортивной дея­тельности. Выделена также роль интегратора идей и лидера-мотиватора. Выполнение этих ролей лидером связано с упорядочиванием групповой деятельности, а также подчинением решению стоящих перед группой за­дач [29]. Специфика лидерской роли проявляется в том, что ему ее не да­ют, он берет ее сам.

Важнейшее отличие лидера от руководителя в том, что лидером может быть только тот субъект, который четко понимает стоящие перед группой задачи, знает средства их достижения, имеет ценностные ориентации и нормы, совпадающие с общегрупповыми. Лидером считается человек, близко подходящий к реализации норм и ценностей группы [31, 32].

Для реализации целей организации важны и руководство, и лидерство. Лидер важен потому, что он все время функционирует на фоне меняю­щихся отношений внутри группы, оказывая постоянное влияние на лю­дей, которые по отношению к нему выступают как «ведомые». В этом контексте неофициальный лидер во многом помогает руководителю, ус­пешно дополняя его работу. Формы выражения лидерского влияния на работников разнообразны и носят психологический характер. Они затра­гивают изменения в поведенческой сфере, касаются усиления или наобо­рот, нивелировки отдельных личностных черт, мотивационной сферы и т.д. Например, ленивый работник под влиянием и воздействием лидера может изменить свое отношение к работе, перестанет конфликтовать с другими членами группы.

В конечном счете, цель влияния лидера на персонал заключается в ак­тивизации достижения ими общих целей организации. Эффект воздейст­вия лидеров на членов группы зависит не только от его способностей вес­ти за собой работников, но и от особенностей самой группы, характера межличностных отношений между группами.

Наиболее желательное сочетание в практике управления соединение в одном лице лидера и руководителя. Хорошо известные всему миру компа­нии мирового класса возглавляют выдающиеся лидеры-руководители. В работе отдельных организаций часто слова «руководитель» и «лидер» употребляются как синонимы, что нередко вполне оправданно. Нефор­мальное лидерство — это только часть рассмотрения проблемы лидерства.

В основе деятельности лидеров лежат два источника: а) власть, кото­рой пользуется лидер в связи с выполнением конкретных ролей; б) лич­ное влияние и власть [9]. Функция лидерства частично относится и к функциям положения, и к функциям личности. Причем к факторам влия­ния относятся весьма разнородные понятия, например, ожидание, харак­тер выполняемой работы, законодательство и т.д.

Лидерство рассматривается по-разному в зависимости от предмета конкретного исследования. Наряду с различными вариантами определения понятия «лидерства», используют и такие трактовки, как «один из процессов организации и управления малой социальной груп­пой, способствующий достижению групповых целей», «способ организа­ции групповой деятельности», «психологический групповой процесс спонтанного управления поведением людей, начало которого всегда зави­сит от личных склонностей, ситуации и доброй воли членов коллектива» [9]. Из этих определений лидерства следует, что нет единого подхода к трактовке этого термина ввиду сложности его феноменологического ха­рактера.

Когда говорят, что лидер помогает группе развиваться и достигать оп­ределенного уровня ответственности и компетентности, имеется в виду формальный лидер, то есть руководитель. М Вудкок и Д. Фрэнсис прове­ли некоторую грань между ролями лидера и руководителя, отметив, что «функция лидерства не обязательно постоянно закреплена за одним человеком... Вполне возможна смена лидерства по мере того, как на авансцену выходят люди, чьи сильные стороны требуются в данный момент. Этот здоровый процесс может и не осуществляться из-за руководителя, не же­лающего делиться информацией и контролем. Как ни парадоксально, формальный руководитель может иногда лучше послужить делу, частич­но отказываясь от права решать и исполнять решение» [9].

Чтобы влиять на людей, каждому руководителю требуется определен­ная власть по той причине, что он зависит от людей в пределах цепи ко­манд, а также в нее. Влияние на людей возможно различными средства­ми. Что касается полномочий, то они могут быть сведены на нет, если подчиненные отказываются выполнять распоряжения своих начальников. Поэтому можно себе представить, что было бы, если бы руководители не имели власти. В таком случае внутри организации не было бы порядка.

Умный и компетентный руководитель, по мнению Д. Мак Клелланда, не станет демонстрировать свою власть подчиненным и другим людям, в большей степени он будет заботиться о выполнении организационных целей, а также поддерживать инициативу своих подчиненных и помогать им [35].

С психологической точки зрения, власть авторитета своего рода на­града. При помощи власти авторитета можно положительно мотивиро­вать людей в гораздо большей степени, чем при использовании власти полномочий. В основе власти авторитета, по большей части, лежит ува­жение к личности. Особенностью авторитета является, вместе с тем, его переменчивость, т.е. непостоянство. Его легко можно потерять.

При решении проблем лидерства в управлении положительную роль сыграла теория мотивации       Д. МакКлелланда и      Дж. Аткинсона,

система­тизировавшая стимулирующие личность факторы, наиболее важные из которых:

а) стремление к успеху;

б) стремление к признанию;

в) стремление к власти [35].

Стремление к успеху расценивалось этими учеными как желание вы­делиться по сравнению с другими людьми, получить доступ к определенным жизненным стандартам, решать важные проблемы и нести ответственность за свою работу. Стремление к власти определяется желанием влиять на других людей, направлять их деятельность в нужное русло.

Стремящийся к власти не только хочет влиять на людей, но и управ­лять ими, используя силу властного влияния.

Указанные Д. МакКлелландом и Дж. Аткинсоном факторы имеют прямое отношение к лидерским качествам руководителя, которые имеют стимулирующее и мотивирующее значение. Лидер, являющийся одно­временно и руководителем, может использовать каждый из факторов, чтобы поддерживать стремления своих подчиненных добиваться успеха, а также признания и власти. Такой подход со стороны лидера-руководителя может привести к положительным результатам в работе подчиненного, а также целой группы работников.

Одним из первых подходов в изучении лидерства был подход с точки зрения метода черт. Основой его стало изучение черт характера, которы­ми обладают лидеры. Первой наиболее известной теорией лидерства была теория «великого человека». В ней отражена точка зрения: лидерами ро­ждаются, а не становятся. По существу такая позиция отражена еще в ра­ботах древних греков и римлян, как указывают современные исследова­тели проблем управления Г. Кунц и С. О'Доннелл [31].

Очередным этапом в развитии теорий лидерства была ситуационная теория лидерства, согласно которой лидер может вести себя различным образом, исходя из конкретной ситуации. Авторы более ранних исследований по этой проблематике не нашли постоянной связи между стилем руково­дства, удовлетворенностью и производительностью, т.е. в разных ситуа­циях действуют дополнительные факторы. Для поиска этих факторов ученые обращали внимание не только на лидера и его подчиненных, но и на саму ситуацию.

По Ф. Фидлеру, «лидерство — это любой процесс, в котором способность лидера оказывать воздействие за­висит от ситуации, в которой группа выполняет задание, и от степени со­ответствия данной группе стиля, личности и подхода лидера. Люди ста­новятся лидерами «не только в силу своей личности, но и в силу различ­ных ситуационных факторов и взаимосвязи между лидером и ситуацией» [35]. Выводы Ф. Фидлера и его сотрудников, основываются на боль­шом количестве исследований. Выделены четыре ситуационные модели. Прежде чем рассмотреть эти модели, обратимся еще к одной мысли Ф. Фидлера, который определил три критические ситуации, влияющие на самый эффективный стиль лидерства:

1. Влияние должности. Это — та степень влияния, в отличие от других источников влияния, помогает лидеру сделать так, чтобы члены группы подчинялись бы его распоряжениям. «Лидер, имеющий большие полномочия по должности, может гораздо легче вести за собой, чем тот, кто не обладает такими полномочиями» [36].

 2. Структура задач. Структура задач — это четкость, с которой они мо­гут быть описаны по сравнению с не структурированными и неопре­деленными задачами.

3. Взаимоотношения между лидерами и членами группы. Для лидера с точки зрения Ф. Фидлера это важный критерий, поскольку влияние должности и структура задач определяют степень доверия лидеру и готовности следовать за ним.

Ф. Фидлер выделил два основных стиля лидерства: 1) ориентирован­ность на задание. 2) ориентированность на установление хороших меж­личностных отношений и на достижение видного личного положения. Характеризуя ситуационную модель лидерства, Г. Кунц и С. О'Доннелл отметили, что эта модель (теория) показывает, что «работа группы будет зависеть от соответствующего согласования стилей лидерства и степени благоприятности групповой ситуации по отношению к лидеру,  т.е. в той степени, в какой ситуация позволяет лидеру влиять на членов его груп­пы» [31].

«Работа лидера так же зависит от организации, как она зависит и от личных качеств лидера. Просто бессмысленно говорить об эффективном лидере или неэффективном лидере; мы можем говорить только о лидере, который имеет тенденцию быть эффективным в одной ситуации и неэф­фективным в другой. Если мы хотим увеличить организационную и груп­повую эффективность, мы должны научиться не только тому, как более эффективно подготавливать лидеров, но и как создавать организационное окружение, в котором лидер может хорошо работать» [35].

Теория Ф. Фидлера неоднократно проверена на практике. Ученые пришли к заключению, что там, где создались хорошие отношения между руководителем, получившим роль лидера, и членами группы, последние будут прилагать максимум усилий для достижения лучших результатов.  Из сказанного все же следует, что стиль наиболее эффективного лидерст­ва действительно зависит от ситуации.

В явлении лидерства могут быть отмечены меняющиеся факторы: личностные качества самого лидера; характер отношений его с подчи­ненными; цели и психологический климат группы. Каждый лидер должен использовать особенности ситуации внутри управления, чтобы найти наиболее правильные подходы и получить наилучшие результаты дея­тельности персонала.

Р. Лайкертом и его сотрудниками разработаны концепции и подходы, ставшие важными для понимания поведения лидеров [35]. Принимая во внимание стили лидерства, базирующиеся на использовании власти (ав­тократический, демократический и либеральный), Р. Лайкерт предложил четыре базовых системы стилей лидерства, которые могут классифици­ровать поведение лидеров. В континууме стилей лидерства имеют место промежуточные варианты, характеризующиеся различной степенью ав­торитарного и демократического стилей, нужных для оказания влияния на членов группы с целью побуждения их к достижению задач организа­ции.

Стили лидерства, по Р. Лайкерту, названы системами 1-4.

Система 1: эксплуататорско - авторитарный. Лидеры, принадлежащие к этому стилю, имеют черты автократа.

Система 2: благосклонно-авторитарный. По сути дела лидеры              автократичны, но дают возможность подчиненным в ограниченных размерах участвовать в принятии решений. Мотивация работников создается воз­награждением, а в отдельных случаях — наказанием. Система 2 пред­ставляет собой по существу тип благосклонного автократа.

Система 3: консультативно-демократический. Лидеры не проявляют полного доверия к своим подчиненным. Самые важные решения прини­мают руководители, а подчиненным разрешают принимать решения только по частным вопросам.

Система 4: основана на участии. Лидеры, относящиеся к этой системе, ориентированы на человека, в отличие от системы 1, ориентированной на задачу. Дальнейшие исследования стилей лидерства показали, что выво­ды  Р. Лайкерта, имели определенное практическое значение.

В дальнейшей работе над проблемами лидерства установлено, что не следует разделять лидеров только на две группы — ориентированных только на задачу и ориентированных только на отношения между людь­ми. Даже автократичный лидер, не уделяющий должного внимания чело­веческим отношениям, может проявлять заботу о подчиненных, что дает право говорить об ориентации лидеров и на задачу, и на отношения [9].

До настоящего времени нет единого мнения о приоритетности одно­го стиля лидерства, который в действительности был бы самым резуль­тативным. Управленческая практика неоднократно подтверждала пер­венство автократического стиля лидерства, при котором организация получала самую большую производительность труда от персонала. Од­нако ряд ситуаций показал, что в управленческой практике благосклон­но-автократический стиль лидерства признавался наиболее эффектив­ным.

Нужный стиль лидерства зависит от личностей и ситуаций. Особо выделяются элементы, существенным образом влияющие на выбор стиля руководства:

1. система ценностей руководителя, уверенность в своих силах, чувство уверенности, проявляемое им в ситуациях неопределенности;

2. силы, которыми обладают подчиненные и которые будут влиять на поведение своих руководителей;

3. действие традиций, ценностей ,

4. в организации, а так же эффективность работы подчиненных.

 

Исследования по лидерству и стилей лидерства позволили установить: демократический и ориентированный на человека стиль не приводит в некоторых ситуациях к большой степени удовлетворенности персонала. Участие сотрудников в принятии решений оказывает определенное по­ложительное влияние на удовлетворенность работой у большинства пер­сонала, находящегося на иерархически более высоком уровне в организа­ции по сравнению с работниками низовых звеньев.

На практике доказано, что стиль лидерства может повлиять на удовле­творенность работников, если он действительно будет способствовать повышению удовлетворенности трудом и когда высокая производитель­ность труда будет вознаграждаться, приводя работников к еще большей удовлетворенности. Необычный вывод сделал американский профессор

Р. Кан:  на практике не наблюдается постоянной зависимости между сти­лем лидерства и эффективностью работы персонала .

 Каждой ситуации в управлении соответствует свой стиль лидерства, однако индивидуальный стиль лидерства в прин­ципе остается неизменным. Определенное сочетание таких факторов, как полномочия лидера, отношения между ним и подчиненными, а также структурированность задачи могут сочетаться различным образом.

Оптимальная ситуация сочетает в себе хорошую структурированность задачи, большие полномочия, хорошие отношения лидера с подчиненны­ми. Плохая структурированность задачи, небольшие полномочия лидера и отрицательный характер взаимоотношения его с подчиненными не да­ют в целом эффективного стиля лидерства.

Стиль лидерства, ориентированный преимущественно на задачу, ха­рактеризуется некоторыми положительными моментами, сочетающие в себе быстроту действия и принятия решений, а также единство целей ор­ганизации и строгий контроль  за выполнением заданий исполнителями. Поэтому сделан вывод об успешности автократического стиля лидерства, но при условии, что подчиненные сохраняют положительные контакты со своим руководителем. При наличии хороших отношений с подчиненны­ми наиболее эффективным оказывается стиль лидерства, ориентирован­ный на задачу.

В умеренно благоприятных ситуациях наиболее эффективным являет­ся стиль с ориентацией лидера на человеческие отношения. В таких слу­чаях исполнители сознательно и добровольно выполняют то, что говорит им руководитель. Излишняя сосредоточенность на задаче может в значи­тельной степени снизить влияние лидера на подчиненных.

По мнению М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, «стиль руково­дства, ориентированный на человеческие отношения, скорее  всего рас­ширит возможности руководителя оказывать влияние. Проявление забо­ты о благополучии подчиненных на деле улучшило бы отношения между руководителем и подчиненными. Если подчиненные мотивированы по­требностями более высокого уровня, использование такого стиля руково­дства может дать возможность руководителю стимулировать личную за­интересованность исполнителей в конкретной работе. Это было бы идеально, потому что самоуправляемая рабочая сила уменьшает необходи­мость в плотном строгом надзоре, и к тому же минимизирует риск потери контроля» [36].

В психологии управления существуют разные модели лидерства. Одна из них «Путь-цель» принадлежит — Г. Митчелу и Р. Хаусу. В соответствии с ней лидеры должны применять стиль руководства, в большей степени соответствующий конкретной управленческой ситуации. Эта модель позволяет понять, каким образом поведение лидера действует на мотивацию подчиненных, на удовлетво­ренность и производительность их труда.

 Т. Митчел и Р. Хаус выделяют следующие средства для достижения целей, которыми пользуются лидеры-руководители в практической дея­тельности:

• объяснения подчиненным, что они должны сделать, чтобы цель была достигнута;

• поддержка и помощь в выполнении поставленных задач:

• направление усилий подчиненных на достижение целей;

• создание потребностей подчиненных, которые лидер может им по­мочь удовлетворить:

• удовлетворение дальнейших потребностей подчиненных, когда по­ставленная цель уже достигнута. Р. Хаус предложил выдвинуть два стиля лидерства:

а) стиль поддержки;

б) инструментальный стиль. ' Стиль поддержки по своему содержанию очень близок к стилю, ори­ентированному на человека и человеческие отношения.

Социальные психологи пришли к выводу: скрытые возможности ру­ководителей-лидеров «таятся» не столько в его личности, сколько в от­ношениях с людьми и главным образом с подчиненными ему по работе членами группы. Успех в лидерстве зависит существенно от того, на­сколько согласуется линия поведения лидера-руководителя и тех дейст­вий, которых ждут от него подчиненные. Если эта линия поведения про­тиворечит ожиданиям подчиненных, лидерство сильно осложняется.

В условиях одной управленческой ситуации личностные качества ру­ководителя могут ему помогать выполнять свои обязанности, а в услови­ях другой организации стать менее эффективными, поскольку сам лидер адаптируется к работе в данной организации, так как его поведение, как и поведение подчинённых, испытывают давление групповых норм. Если в одном конкретном случае сочетание личностных качеств руководителя может привести к успеху в деятельности, то в другом случае оно может стать причиной его неудач, изменив существенно его мотивационную сферу [28].

Вопросами типологии стилей руководства психологи занимались в разное время, начиная с 30-х годов и до настоящего времени. Первое употребление терминологии, относящейся к обозначению сти­лей лидерства, заимствовано К. Левиным из сферы государственною управления — авторитарный, демократический, анархический (попусти­тельский). Эти термины условно приняты в управлении бизнесом, отра­зив с определенной степенью точности смысл взаимоотношений руково­дителей с подчиненными.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.