Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Демократический стиль 7 страница



В 1937 году К. Левин выделил общую психологическую составляю­щую деятельности всех лидеров (руководителей), назвав ее лидерством. С тех пор это понятие употребляется в социальной психологии стало об­щеупотребительным. Выделенные К. Левиным стили лидерства рассмат­ривались через призму власти, что нашло отражение во многих дальней­ших работах ученых, занимавшихся социальной психологией и пробле­мами управления [28,29,31].  

Другие ученые сделали попытку классифицировать стили руководства несколько иначе. Например, А.А. Годунов (1967), И. Кхол (1975) выдели­ли авторитарный, демократический и либеральный стили. И.П. Волков (1973) более правильным счел обозначить стили руководства как автори­тарный, коллегиальный и либеральный; А.Г. Ковалев (1975) называл сти­ли руководства — авторитарный, демократический и невмешательский; А.Л. Свенцицкий (1975) — авторитарный, демократический, формаль­ный [19].

А.Л. Журавлевым в 1976 г. получены на основе экспертных оценок 20 параметров стиля руководства, подразделенные на прямые и косвен­ные. С точки зрения этого автора, стиль руководства должен рассматри­ваться как проявление взаимодействия руководителя с коллективом, по­скольку в нем проявляются как личностные особенности и уровень под­готовленности субъекта управления, так и особенности объекта, т.е. предмета воздействия. Ни один из выявленных им параметров, взятых в отдельности, не может надежно определять стиль руководства. Поэтому автор сделал вывод о необходимости применения комплексного подхода в изучении стилей руководства [19].

В психологической литературе даны наиболее употребительные стили руководства на основе использования основных функций власти.

Авторитарный стиль (единоличный, волевой, директивный). Для «ди-рективного» лидера подчиненные ему люди — только исполнители. Во взаимоотношениях с ними он применяет различные тактики: заискива­ние, задабривание, косвенные угрозы типа «выгоню» и др. Для подбора себе заместителя для такого лидера важна не столько компетентность, сколько лояльность и беззаветная преданность, безотказное выполнение его воли. Однако лидер не стремится разделить свои распорядительские функции со своим заместителем из-за опасения потерять влияние на сво­их подчиненных. Такой лидер подчиняется только указаниям «сверху». Окружает себя только угодными ему сотрудниками. Авторитарный стиль лидерства имеет как положительные, так и отрицательные стороны. По­ложительная сторона этого стиля оперативное воздействие на подчинен­ных. Применение этого стиля нужно, когда в группах отсутствует дисци­плина, либо возникает экстремальная ситуация.

Отрицательная сторона этого стиля — подавление у сотрудников стремления работать творчески и проявлять инициативу. Если она возни­кает, то тут же подавляется руководителем. Часто поведение такого лиде­ра характеризуется высокомерием по отношению к работникам, неуваже­нием к личности подчиненного, преследованием за критику и т.п. Все эти факторы в совокупности приводят к созданию отрицательного

социально-психологического климата внутри рабочих групп. Частые увольнения со­трудников «подпитывают» власть авторитарного руководителя. Основное отрицательное свойство этого стиля руководства — отсутствие гибкости, неумение перестраиваться в зависимости от конкретных ситуаций. Авто­краты исходят из ошибочной психологической установки считать своих подчиненных постоянно боящимися наказания. Авторитарные лидеры любят «купаться во власти», получая удовольствие не от процесса и результата деятельности, а от возможности отдавать приказы, проявлять вою власть гак, как хочется. Для них власть -  высшая ценность.

Лидер-руководитель становится автократом при следующих условиях:     1.Если по своим личностным свойствам он стоит ниже тех, кем ему следует руководить, а также, если подчиненные ему работники име­ют низкую квалификацию и уровень культуры;

2.Если руководитель не обладает достаточными знаниями и профес­сиональной подготовкой. В этом случае ему остается полагаться только на силу приказа. Он старается избегать контактов с подчи­ненными, поскольку лишен способности убеждать своих исполните­лей. Нередко такие руководители боятся показать свою некомпе­тентность, в особенности, если он выполняет работу, в которой не разбирается.

Авторитаризм отрицательно сказывается на групповых отношениях. Некоторые из исполнителей стараются перенять стиль своего руководи­теля в отношениях с коллегами, заискивают перед начальством. Другие караются изолироваться от контактов внутри группы, третьи впадают в депрессию. Руководитель-автократ не способен к высокой рефлексии, не справляется с управлением групподинамическими процессами. Руково­дитель такого склада не требует от работников инициативы, ему важно выполнить задание с помощью жестких указаний и приказов. У работни­ков формируется отрицательная мотивация к труду. Исполнители боятся задавать вопросы руководителю-автократу, так как боятся услышать в свой адрес нелицеприятные замечания и нарекания.

Демократический стиль

Демократический стиль дает возможность почувствовать подчинен­ным свою причастность к решению производственных задач, проявить инициативу. Лидер, придерживающийся этого стиля, пытается находить дифференцированный подход к каждому исполнителю, положительно мотивируя их. Лидер-демократ по-настоящему глубоко проникает в про­цесс управления персоналом.

Если в процессе выполнения организационных целей возникают дис­куссии, он охотно идет на них, позволяет в некоторых ситуациях не со­глашаться с его точкой зрения. Свои отношения с подчиненными он строит на уважении к личности работника и на доверии, не боясь делеги­ровать часть своих полномочий. С сотрудниками общается, используя советы, рекомендации, приказывает редко, но постоянно пристально следит за выполнением всей работы.

Лидер-демократ старается создать внутри рабочих групп нормальный климат в коллективе, основанный на доверии, доброжелательности, хотя умеет отстаивать общие интересы. Демократический стиль накладывает определенные обязательства на лидера. Особенности лидера-демократа: эмоциональная устойчивость и гибкость поведения. Эмоциональная ус­тойчивость помогает преодолевать отрицательные эмоции в трудных си­туациях, трезво оценивать перспективы, быть готовым к преодолению кризисных явлений. Лидеры-демократы с высоким уровнем культуры проявляют целеустремленность, выдержку, адекватно реагируют на ме­няющиеся условия деятельности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.