|
|||
Демократический стиль 7 страницаВ 1937 году К. Левин выделил общую психологическую составляющую деятельности всех лидеров (руководителей), назвав ее лидерством. С тех пор это понятие употребляется в социальной психологии стало общеупотребительным. Выделенные К. Левиным стили лидерства рассматривались через призму власти, что нашло отражение во многих дальнейших работах ученых, занимавшихся социальной психологией и проблемами управления [28,29,31]. Другие ученые сделали попытку классифицировать стили руководства несколько иначе. Например, А.А. Годунов (1967), И. Кхол (1975) выделили авторитарный, демократический и либеральный стили. И.П. Волков (1973) более правильным счел обозначить стили руководства как авторитарный, коллегиальный и либеральный; А.Г. Ковалев (1975) называл стили руководства — авторитарный, демократический и невмешательский; А.Л. Свенцицкий (1975) — авторитарный, демократический, формальный [19]. А.Л. Журавлевым в 1976 г. получены на основе экспертных оценок 20 параметров стиля руководства, подразделенные на прямые и косвенные. С точки зрения этого автора, стиль руководства должен рассматриваться как проявление взаимодействия руководителя с коллективом, поскольку в нем проявляются как личностные особенности и уровень подготовленности субъекта управления, так и особенности объекта, т.е. предмета воздействия. Ни один из выявленных им параметров, взятых в отдельности, не может надежно определять стиль руководства. Поэтому автор сделал вывод о необходимости применения комплексного подхода в изучении стилей руководства [19]. В психологической литературе даны наиболее употребительные стили руководства на основе использования основных функций власти. Авторитарный стиль (единоличный, волевой, директивный). Для «ди-рективного» лидера подчиненные ему люди — только исполнители. Во взаимоотношениях с ними он применяет различные тактики: заискивание, задабривание, косвенные угрозы типа «выгоню» и др. Для подбора себе заместителя для такого лидера важна не столько компетентность, сколько лояльность и беззаветная преданность, безотказное выполнение его воли. Однако лидер не стремится разделить свои распорядительские функции со своим заместителем из-за опасения потерять влияние на своих подчиненных. Такой лидер подчиняется только указаниям «сверху». Окружает себя только угодными ему сотрудниками. Авторитарный стиль лидерства имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительная сторона этого стиля оперативное воздействие на подчиненных. Применение этого стиля нужно, когда в группах отсутствует дисциплина, либо возникает экстремальная ситуация. Отрицательная сторона этого стиля — подавление у сотрудников стремления работать творчески и проявлять инициативу. Если она возникает, то тут же подавляется руководителем. Часто поведение такого лидера характеризуется высокомерием по отношению к работникам, неуважением к личности подчиненного, преследованием за критику и т.п. Все эти факторы в совокупности приводят к созданию отрицательного социально-психологического климата внутри рабочих групп. Частые увольнения сотрудников «подпитывают» власть авторитарного руководителя. Основное отрицательное свойство этого стиля руководства — отсутствие гибкости, неумение перестраиваться в зависимости от конкретных ситуаций. Автократы исходят из ошибочной психологической установки считать своих подчиненных постоянно боящимися наказания. Авторитарные лидеры любят «купаться во власти», получая удовольствие не от процесса и результата деятельности, а от возможности отдавать приказы, проявлять вою власть гак, как хочется. Для них власть - высшая ценность. Лидер-руководитель становится автократом при следующих условиях: 1.Если по своим личностным свойствам он стоит ниже тех, кем ему следует руководить, а также, если подчиненные ему работники имеют низкую квалификацию и уровень культуры; 2.Если руководитель не обладает достаточными знаниями и профессиональной подготовкой. В этом случае ему остается полагаться только на силу приказа. Он старается избегать контактов с подчиненными, поскольку лишен способности убеждать своих исполнителей. Нередко такие руководители боятся показать свою некомпетентность, в особенности, если он выполняет работу, в которой не разбирается. Авторитаризм отрицательно сказывается на групповых отношениях. Некоторые из исполнителей стараются перенять стиль своего руководителя в отношениях с коллегами, заискивают перед начальством. Другие караются изолироваться от контактов внутри группы, третьи впадают в депрессию. Руководитель-автократ не способен к высокой рефлексии, не справляется с управлением групподинамическими процессами. Руководитель такого склада не требует от работников инициативы, ему важно выполнить задание с помощью жестких указаний и приказов. У работников формируется отрицательная мотивация к труду. Исполнители боятся задавать вопросы руководителю-автократу, так как боятся услышать в свой адрес нелицеприятные замечания и нарекания. Демократический стиль Демократический стиль дает возможность почувствовать подчиненным свою причастность к решению производственных задач, проявить инициативу. Лидер, придерживающийся этого стиля, пытается находить дифференцированный подход к каждому исполнителю, положительно мотивируя их. Лидер-демократ по-настоящему глубоко проникает в процесс управления персоналом. Если в процессе выполнения организационных целей возникают дискуссии, он охотно идет на них, позволяет в некоторых ситуациях не соглашаться с его точкой зрения. Свои отношения с подчиненными он строит на уважении к личности работника и на доверии, не боясь делегировать часть своих полномочий. С сотрудниками общается, используя советы, рекомендации, приказывает редко, но постоянно пристально следит за выполнением всей работы. Лидер-демократ старается создать внутри рабочих групп нормальный климат в коллективе, основанный на доверии, доброжелательности, хотя умеет отстаивать общие интересы. Демократический стиль накладывает определенные обязательства на лидера. Особенности лидера-демократа: эмоциональная устойчивость и гибкость поведения. Эмоциональная устойчивость помогает преодолевать отрицательные эмоции в трудных ситуациях, трезво оценивать перспективы, быть готовым к преодолению кризисных явлений. Лидеры-демократы с высоким уровнем культуры проявляют целеустремленность, выдержку, адекватно реагируют на меняющиеся условия деятельности.
|
|||
|