Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ребрик В.В. - Древнеегипетская магия и медицина 21 страница



В то время как Нижний и Средний Египет находился в руках гиксосов, бежавшие в Верхний Египет сторонники свергнутой 13 династии продолжали национальное царство. Эта 17 династия со столицей в Фивах оставалась независимой в своих внутренних делах, но была вынуждена платить дань гиксосам. Лишь Тао Секененра II поднял национальное восстание против чужеземных правителей. Патологической исследование его мумии показывает, что он был убит (вероятно, погиб в бою). Его сын Камос продолжил начатое отцом освобождение Египта, но и этот царь умер молодым. Лишь брат Камоса Яхмос смог довести до победного конца войну с гиксосами и вновь объединить Египет под своим господством (подробнее о нем см. нашу статью в приложении). С него начинается Новое царство.

В эпоху Нового царства (18-20 династии, 1550-1075 гг.) резиденция фараонов (так их стали называть именно в эту эпоху) находилась вначале в Фивах; затем политический центр тяжести страны вновь переместился на Север, резиденцией царей стал Мемфис, позже ее перенесли в Восточную Дельту. Фивы оставались тем не менее духовным и религиозным центром Египта (кроме Амарнской эпохи). Гробницы всех правителей (кроме Эхнатона) находились на западе Фив. Тип гробницы изменился: пирамид больше не строили, вместо них сооружали спрятанные в скалах гробницы в Долине царей. Появляется «Книга мертвых», гарантирующая вечную жизнь практически всем. Своего наивысшего расцвета достигает культ Амона-Ра. Его жречество благодаря все возрастающим доходам от храмового комплекса в Карнаке становится самым богатым институтом в Египте и приобретает все большее влияние. 18 династия (1550-1291 гг.) была эпохой завоеваний и экспансии. Яхмос после своей победы над гиксосами вновь завоевал Нижнюю Нубию, а Аменхотеп I, Тутмос I и II расширили эту границу до 4 порога (совр. Судан). Тутмос I начал экспансионистскую политику в Азии, его армии дошли до Евфрата. Тутмос III в 17 походах подчинил Палестину и Сирию (до границы между Угаритом и Нией), князья этих областей стали египетскими вассалами. При Тутмосе III Египет достиг наибольшего в своей истории внешнего расширения. 18 династия была также эпохой великих строителей. Хатшепсут, одна из немногих женщин на троне фараонов, во время своего мирного правления (первая половина XV в.) создала немало памятников. Наиболее известен из них террасный храм в Дейр-эль- Бахари на западе Фив с изображением экспедиции в Пунт (совр. Эритрея или Сомали), в результате которой в Египет были привезены ладан, мирра и «резиновая» смола. Аменхотеп III наряду с многочисленными другими строительными работами приказал построить Луксорский храм. Т.н. «Колоссы Мемнона» являются выразительным остатком его погребального храма на западном побережье Нила у Фив. В эпоху правления Аменхотепа III Египет не совершал новых завоеваний, но пытался сохранять зШш Аио при помощи договоров и политики браков с иностранными принцессами.

Кроме завоевателей и строителей, 18 династия родила одного реформатора. Аменхотеп IV (Эхнатон) хотел провести революцию сверху, которая в конце концов не увенчалась успехом (подробнее о нем см. соответствующую главу в истории Ю.Я.Перепелкина, а также книгу того же автора «Переворот Амен-хотпа IV. ч.1 М., «Наука», 1967; ч.2. М., «Наука», 1984). Чтобы лишить власти влиятельное жречество из Фив, он объявил единственным божеством солнечный диск Атон, запретив почитание Амона. В основанной им резиденции Ахетатон (Телль эль- Амарна) Эхнатон жил согласно своей вере, не принятой народом. От его эпохи сохранилась клинописная Амарнская библиотека - переписка азиатских правителей с царем, свидетельствующая об ослаблении влиянии Египта в Сирии-Палестине, а также о высокой оценке в Азии египетских медицинских знаний. При Эхнатоне в искусстве побеждает «реализм», изменяется и язык: со временем появляется все больше произведений на разговорном (новоегипетском) языке, в том числе сказки. Правление Эхнатона и его непосредственных преемников - Семнехкара, Тутанхамона и Эйе - впоследствии игнорировалось египетской историографией, и лишь последний царь 18 династии Хоремхеб, бывший при Тутанхамоне полководцем в Мемфисе, считался законным правителем Египта. Этот царь провел реставрацию старой религии, возобновил внутреннюю стабильность и восстановил международный авторитет Египта. Перед своей смертью он назначил преемником своего старого побратима по оружию Рамсеса I.

С Рамсесом I к власти приходит новая, 19 династия (1291-1185 гг.), вместе с 20 династией иногда объединяемая в «эпоху Рамсесов». Во время 19 династии Египет восстановил свое доминирующее положение на Ближнем Востоке. Сети I и Рамсес II были наиболее выдающимися правителями этой эпохи. Они проводили походы против кочевников в Палестине и на западной границе Дельты. Главными противниками Рамсеса II были хетты, с которыми он сумел заключить мирный договор. При Рамсесе II Египет пережил последнюю эпоху расцвета. Во всем Египте сегодня можно видеть архитектурные сооружения, построенные (Абу Симбел), узурпированные или пересроенные при Рамсесе П. Оживленный культурный обмен и обширные торговые отношения связывают

Египет с Восточным Средиземноморьем, Эфиопией и Аравией. В долине Нила оседает немало чужеземцев, прежде всего ливийцев. В конце 19 дин. (13 в. до Р.Х.) начинается медленный упадок Нового царства, признаками которого явились ожесточенная борьба за трон, усилившаяся коррупция чиновников и нападения извне, прежде всего т.н. "народов моря".

Последним выдающимся правителем Нового царства был Рамсес III, относящийся уже к 20 династии (1185-1075 гг.). Но уже в его эпоху экономические и продовольственные проблемы, а также вторжение «народов моря» делают упадок царства фараонов очевидным. После его убийства наступила эпоха тотальной анархии при слабых преемниках, носивших, все как один, гордое имя Рамсесов. Зарубежные территории (Сирия-Палестина, Нубия), захваченные в эпоху 18 дин. и удерживаемые при 19, теперь были потеряны. Вновь усиливается влияние жрецов Амона, Верхний Египет стал фактически независимым и управлялся верховными жрецами Амона в Фивах.

Эпоха 21-25 династий носит в истории название III промежуточного периода (1075-663 гг.). Египет вновь разделен на части, формально правят цари ливийского поисхождения, формирующие несколько династий, начиная с 21, борющихся друг с другом. Наиболее известным фараоном был Шешонк II (Сусаким), вторгнувшийся в Израиль ок. 925 г. Затем начинается период кушитского (нубийского) господства - 25 династия (ок. 775-663 гг.). Наиболее выдающимся ее представителем был Тахарка (690-664 гг.). От его строительной деятельности в области храма в Карнаке сохранилась лишь колонна Тахарки высотой в 21 м. Другие строения находятся в Напате и Каве в Нубии (совр. Судан). Главным врагом Египта в эту эпоху стала Новоассирийская империя. Вначале (в 671 г.) Тахарке удалось отразить натиск вторгнувшихся в Египет ассирийцев. Но в 663 г. нубийцы уже не могли сопротивляться четко организованному государству ассирийцев и были вынуждены покинуть Египет, возвратившись в Нубию. Египет перешел под власть царя Ассирии, но реально в стране правили вассальные князья, среди которых выделился Псамметих из Саиса в Западной Дельте. Последнему уже через 10 лет (в 653 г.) удалось сбросить ассирийское иго при поддержке лидийского царя Гига.

Псамметих основал 26, Саисскую династию (663-525 гг.), с которой начинается т.н. поздняя эпоха (26-31 династии, 663-332 гг.). При Псамметихе Египет еще раз пережил период благосостояния и культурного расцвета. Это время называют «саисским ренессансом», копируются стелы и тексты Старого и Среднего царства. Появляется и новое курсивное письмо - демотическое, со времннем вытеснившее иератику. Им записаны и поздние медицинские папирусы (Венский). Сфера применения иероглифов все более сужается. Сын Псамметиха Нехо II (610-595 гг.) дошел до Евфрата, однако был разбит при Каркемише (605 г.) наследником вавилонского престола Навуходоносором. Нехо начал сооружать канал, соединявший Нил с Красным морем, оконченный лишь при персидском царе Дарий I. После смерти Псамметиха III, последнего царя 26 династии, царь персов Камбиз разгромил египетское войско и сделал Египет персидской сатрапией. Эпоху правления персов (525-404 гг.) в египетской историографии традиционно выделяют в 27 династию. Персидские цари правили как абсолютные монархи и рассматривали себя в качестве легитимных преемников божественных царей прошлых времен. При персах в Египте появляются писаные законы. Египтяне ненавидели персов и неоднократно восставали против их правления. При этом они опирались на союз с греками, поселившимися в Египте уже во время 26 династии. В

5 в. Египет посетил «отец истории» Геродот. Воспользовавшись ослаблением Персии после греко-персидских войн, египетским князьям удалось возродить независимое государство (при 28-30 династиях, 404342 гг.), наиболее известным правителем этой эпохи был Нектанеб II, в легендах считавшийся великим магом и отцом Александра Македонского. В 342 г. персам вновь удалось покорить Египет (т.н. 31 династия), но их господство продержалось всего 10 лет.

Уже в 332 г. Александр Македонский, считавший себя сыном Амона, включил Египет в состав своей мировой державы. После его смерти в 323 г. и раздела империи Египет достался полководцу Птолемею. Он смог выстоять в борьбе диадохов и создать греческую династию, правившую в Египте до 30 г. до Р.Х. Александрия стала центором эллинистической культуры, однако в глубине Египта продолжали сохраняться старые культурные традиции. В 3 в. историю Египта пишет Манефон, один из учредителей культа Сераписа, призванного заменить Амона (которого персы дискредитировали в глазах египтян, отождествив со своим богом Ахурамаздой) и примирить греков с египтянами. В 1в. Египет посетил Диодор, посвятивший ему впоследствии 1 книгу своей всеобщей истории. Последними независимыми царями Египта были Клеопатра VII и ее сын от Юлия Цезаря Цезарион. Затем Египет стал римской провинцией и житницей Римской империи. Египетская религия и культура продолжали сохраняться до победы в стране христианства, открывшей коптский период истории Египта.

Библиография.

В библиографию включены лишь основные работы, посвященные древнеегипетской магии и медицине.

1) на русском языке:

Л.О.Большаков. Человек и его двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства СПб 2001.

Л.Л. Вассоевич. О египетской креатотерапии/Четвертая всесоюзная школа молодых востоковедов:

Тезисы. M.1986.

-О кpeaтoтepaпии древних египтян, Исследования в области истории науки и техники. Сб. тезисов к обл. конф. ЛО СНОИФЕТ JI. 1988. С. 135-1 37.

-Хирургический папирус Эдвина Смита (опыт комплексного

источниковедческого исследования), Архив

истории науки и техники . Вып. I. М., «Наука», 1995, С.86-144.

-ДУХОВНЫЙ мир народов классического Востока. СПб. «Алетейя». 1998.

АЛ.Вассоевич (в серии «Биобиблиография ученых России»), СПб. 2000.

И.М.Дьяконов. Пути истории. М. 1994.

«Знак вопроса». 4-5. 1992.

Ю.Я. Перепелкин. История Древнего Египта (под ред. A. Л. Вассоевича).

-Переворот Амен-хотпа IV. ч.1 М. «Наука». 1967: ч.2. М. «Наука». 1984. В.В.Струве. Манефон и его время. Л. 1928.

Б) на иностранных языках:

Abu-el-Razik. The Dedicatory and Building Texts of Ramses II in Luxor Temple, J HA 61 (1975). P. 125-136).

R.Anthes. Die Felsinschriften von Hatnub. Berlin 1928.

J.H. Breasted. The Edwin Smith Surgical Papyrus. Chicago 1930.

H. Brunner. Helmut Brunner. Altagyptische Erziehung. Wiesbaden. 1957.

-Die Wesheitsbucher der Agypter. 1991.

E. A.Wallis Budge. Gods of the Egyptians. New York 1969.

B. Ebbell. Alt-agyptische Bezeichnungen fur Krankheiten und Symptome. Oslo 1938.

-Die alt-agvptischc Chirurgie. Oslo 1939.

-The Papyrus Ebers. Kopenhagen 1937.

E. Edel. Agyptische Arzte und agyptische Medizin am hethitischen Konigshof, Opladen 1976.

A. Erman. Zauberspriiche fur Mutter und Kind. Berlin 1901.

W. Estes. The Medical Skills of Ancient Egypt. Canton 1989.

Ch. Finch. The African Background of Medical Science. 1990.

I . Fiorenzola. L. Parenti. Medicina e magia nell'antico Onente. 2.ed.. 1987.

A. Gardiner. The House of Life. JEA 24 ( 1938). P 157-178.

R. Germer. Mumien. Zeugen des Pharaonenreiches. Zurich und Miinchen 1991.

-Untersuchung iiber Arzneimittelpflanzen im alten Agypten. Hamburg 1979.

P. Ghalioungui. Magic and Medical Schience in Ancient Egypt. London 1963.

-The Ebers Papyrus. Kairo 1987.

-The Physicians of Pharaonic Egypt. Mainz 1983.

P9 6jhalioungui. Z. el Dawakhy. Health and Healing in Ancient Egypt, Kairo

D. Goltz. Studien zur Altorientalischen und Griechischen Medizin. Wiesbaden 1974.

H. Grapow. Untersuchungen iiber die altagyptischen medizinischen Papyri. I. und II. Teil. in: Mitteilungen der vorderasiatisch-aegyptischen Gesellsehaft 40. 1935. 1. Heft und 41. 1936, 2. Heft.

GrundriB der Medizin der alten Agypter. Hrsg. von H. Grapow - H. Von Deines

- W. Westendorf, 9 Bde.. Berlin 1954-1973.

E. Habachi.    P.Ghalioungui. The House of Life in Bubastis. Chronique d'Egypte. 46 (1971), P.59-71-

J. E. Harris. E. Wente. An X-Ray Atlas of the Royal Mummies. Chicago- London 1980.

J.B. Hurry Imhotep. New York 1978.

E. Iversen. Papyrus Carlsberg No. VIII. Kopenhagen 1939.

P. Jonckheere. Le Papyrus Medical Chester Beatty. Briissel 1947.

-Les Medecins de I'Egypte Pharaonique, Briissei 1958.

I. Junker. Die Gotterlehre von Memphis, Berlin 1939.

K. Koch. Geschichte der agyptischen Religion. 1993.

Kamal Sabri Kolia. D. Schwarzmann-Schafhauser. Die Heilkunde im alten Agypten. Stuttgart 2000.

A -P. Leca. La medecine egyptienne an temps des pharaons. Paris 1971.

G. Lefebvre. Essai sur la medecine egyptienne de l’epoque pharaonique. Paris 1956.

Lexikon der Agyptologie: Kyphi (W. Helck). Seuche (H. Goedicke).

B. Malinovski. The Sexual Pile of Savages in Northwestern Melanesia, London 1982.

С Masquelier. Etude des substances animales ulilisees en medecine egyptienne pharaonique. Lille 1981.

G.Massey. Ancient Egypt: Light of the World, 1970.

John F.Nunn. Ancient Egyptian Medicine. London 1996.

W.M. Pahl. Altagvptische Schadelchirurgie. 1993.

К.-L Reumond, A Medical Book from Crocodilopolis. Wien 1976.

S. Sauneron. Le Germe dans le Os. in: Bulletin de l'lnstitut francais d'Archeologie orientale 60 (1960). P. 19-60.

I. L.Sigerist, History of Medicine. Primitive and Archaic Medicine. New York 1951.

Ellioth Smith and Wood Jones. Archeological Survey of Nubia. 1910. -Egyptian Mummies. London 1924.

R. Steuer. J. H. de Saunders. Ancient Egyptian and Cnidian Medicine. Berkeley and Los Angeles 1959.

W. Till. Die Arzneikunde der Kopten. Berlin 1951.

A.Vohen. Demotische Traumdeutung. Analecta Aegyptiaca. 3 (1942), S.36-44. W. Westendorf. Erwachen der Heilkunst. Die Medizin im Alten Agypten, 1992 -Handbuch der altagyptischen Medizin (HdO 36.1-36.2). Leiden 1999.

-Papyrus Edwin Smith. Bern-Stuttgart 1966.

D. Wildung. Imhotep und Amenhotep. Miinchen 1977.

Содержание.

Предисловие                                                                      2

1. Источники 3

2. Магия в медицинских текстах   10

3. Имхотеп и другие боги врачевания      19

4. Образование и функции врачей в Древнем Египте                                                                                         27

5. Анатомические представления древних египтян                                                                                        34

6. Здоровье и болезни в зеркале источников. 44

7. Эмпирические и магические лекарственные средства

и их приготовление                                                     56

8. Заболевания сосудистой системы 66

9. Болезни головы   71

10. Болезни глаз 79

11. Болезни зубов       89

12. Болезни лица, уха, носа и др.     93

13. Болезни конечностей      102

14. Болезни органов грудной клетки 109

15. Болезни органов живота 117

16. Раны и их лечение 138

17. Опухоли, нарывы, язвы  167

18. Психические болезни      186

19. Болезни матери и ребенка (гинекология и педиатрия)                                                        189 20.З абота о теле и косметика  209

21. Домашние средства 216

22. Ветеринария 219

23. Влияние египетской медицины на соседние народы и ее рецепция                                                         222

24. Заключение 238 Библиография 255

Altagyptische Magie und Medizin.

Das Buch wird der Untersuchung der altagyptischen Magie und Medizin gewidmet und wird als das erste in der geplanten Reihe uber die antike Heilkunde geplant. Das Buch besteht von dem Vorwort, 23 Kapiteln (SS. 3 - 238), SchluB und Anhang (SS. 238 - 254) und der Bibliographie (SS. 255 - 258).

Im ersten Kapitel werden die Quellen betrachtet. Dazu gehoren vor allem die agyptischen medizinischen Papyri und Inschriften. Auch die keilschriftlichen Texte von Bogazkoy und die griechischen und romischen Autoren (Homer, Herodot, Manetho, Diodor, Strabo, Plinius der Altere und Clemens von Alexandrien) werden mitbenutzt.

Im zweiten Kapitel wird die altagyptische Magie besprochen, besonders Papyrus Smith (das Alte Reich) und Papyrus Ebers (das Neue Reich). Die Beschworungen gegen die verschiedenen Krankheiten werden analysiert, deren Prinzipien sind Homaopathie (Similia similibus) und Allopathie (Contrariis contraria). Die Magie wurde nicht als Gegensatz, sondern als eine naturliche Erganzung der Medizin konzipiert.

Im dritten Kapitel wird Imhotep und den anderen agyptischen Gottern der Medizin gewidmet. Imhotep war eine historische Personlichkeit, erst ca. 2000 Jahre nach seinem Tode wurde er vergottlicht und spater mit dem griechisch-romischen Gott Asklepios gleichgesetzt. Auch im spateren hermetischen Werken spielt Asklepios eine wichtige Rolle.

Im vierten Kapitel wird die Ausbildung und die Funktion der Arzte im alten Agypten geschildert. Die Ausbildung wurde privat und im “Haus des Lebens” durchgefuhrt. Das kann mit der Tatsache erklart werden, dass die Arzte auch andere Funktionen hatten (als Schreiber oder Beamten).

Im funften Kapitel werden die anatomischen Kenntnisse der alten Agypter erlautert. Die agyptischen Vorstellungen uber die “Kanale” (mt.w) werden mit den entsprechenden indischen Ideen vergliechen, zwei Termine fur das Herz werden untersucht. Polemik mit den anderen Forschern uber die Bedeutung wichtiger anatomischen Begriffe wird gefuhrt. Trotz Finch, waren m. E. die Funktionen des Gehirns den Agyptern nicht bekannt.

Im sechsten Kapitel werden die Krankheiten der alten Agypter und ihre hygienischen Mittel betrachtet. Dabei werden die Stellen von antiken Autoren (besonders Herodot) und die palaopathologischen Forschungen berucksichtigt.

Im siebten Kapitel wird die agyptische Pharmakologie betrachtet. Es gab die Arzneimittel, die von den Mineralien, Pflanzen und Tieren bereitet wurden. Die genaue Bedeutung vieler Worte bleibt dabei unbekannt.

Kapitel acht wird den Krankheiten der Gefasse gewidmet. Weiter werden die Krankheiten nach dem Prinzip a capite ad calcem betrachtet. Kapitel neun betrachtet die Krankheiten des Kopfes, Kap. 10 - der Augen, Kap. 11 - der Zahne, Kap. 12 - Ohren und Nase, Kap. 13 - der Arme und Beine, Kap. 14 - der Brust, Kap. 15 - des Magens, Kap. 16 - die Wunden (hier wird besonders der Papyrus von Smith betrachtet), Kap. 17 - die Geschwulste, Kap. 18 - die psychischen Krankheiten, Kap. 19 - die Gynakologie und Padiatrie, Kap. 20 - die kosmetischen Mittel und Korperpflege, Kap. 21 - die Hausmittel, Kap. 22 - Tiermedizin. Hier wird zwischen den Schultexten und Rezepten unterschieden, auch die spateren Glossen werden berucksichtigt. Kapitel 23 wird der umstrittenen Frage des Einflusses der agyptischen Medizin auf die Nachbarvolker und ihrer Rezeption gewidmet. Dabei wird der Einfluss auf Asien, die Beziehungen zu Afrika, der Einfluss auf Griechenland und auf die koptische Medizin untersucht. Der Autor ist skeptisch zu der afrikanischen Herkunft der agyptischen Medizin. Einiger Einfluss der agyptischen Medizin auf Griechenland ist fur moglich gehalten, viele Parallelen sind jedoch nur typologisch. Dagegen waren die Traditionen der agyptischen Medizin bei den Kopten lebendig.

Im Schluss werden die Ergebnisse der Forschung kurz erlautert. Im Anhang wird eine kurze Ubersicht der agyptischen Geschichte gegeben.

Работа посвящена исследованию древнеегипетской магии и медицины и запланирована в качестве первой книги предполагаемой серии по истории античной медицины. В книге рассматриваются источники, которыми являются прежде всего египетские медицинские папирусы и надписи, клинописные тексты из Богазкёя и свидетельства греческих и римских авторов. Большое внимание уделяется египетской магии, в особенности папирусам Смита и Эберса. Анализируются заклинания против различных болезней. Магия рассматривалась египтянами не как противоположность, а как естественное дополнение медицины. В книге также рассматриваются образование и функции врачей, анатомические сведения древних египтян, болезни (в порядке от головы до пят, в особенности хирургия) и гигиенические средства, египетская фармакология. Особое внимание уделяется проблеме влияния египетской медицины на соседние народы и ее рецепции. В приложении дается краткий очерк египетской истории.

Книга представляет интерес для исследователей истории медицины и религиоведов, а также для широкого круга читателей.

www.e-puzzle.ru

www.e-puzzle.ru



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.