Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕЧАНИЯ 7 страница



Характерно, что единство сюжетной линии здесь нарушается, хотя события по-прежнему развиваются в деревне, где начинаются коренные социальные пре образования. Переход героя с позиции эгоцентрического взгляда на мир на широкие общественные позиции изменяет композицию романа. В «Годах зрелости» появляются новые ветви прежде единой сюжетной линии, с помощью которых автору удается воссоздать сложную и многомерную картину послевоенной действительности.

Помимо завершающего тома трилогии о Феликсе Хануше Брезан создает в шестидесятые годы романы «Христа» (1957), «Роберт и Сабина» (в немецком варианте «История одной любви», 1962) и «Поездка в Краков» (1966). В первом из них писатель, в определенном смысле предваряя «Расколотое небо» Кристы Вольф, изображает любовь и духовные разногласия врача из ГДР Роберта Хартунга и славистки из ФРГ Сабины Кёниг; во втором Брезан затрагивает деликатную тему преодоления наследия прошлого во взаимоотношениях немцев и поляков после второй мировой войны. В 1968 году, когда вышла повесть «Черная мельница», Брезан пришел к отказу от своих прежних представлений о роли и функциях литературы в обществе: «С каждой книгой я спускался с учительской кафедры ступенькой ниже. Я больше не претендую на роль ментора, а хочу быть ухом, глазами и языком самой жизни»5. Постепенный отход от прямолинейного сооциологического схематизма и дидактизма, расширение философской и нравственной перспективы художественного творчества – по этому пути шла и немецкая и серболужицкая литература ГДР. Развитие прозы Брезана вполне укладывается в это русло, наиболее показательно демонстрируя в эти годы его серболужицкую «струю».

Из представителей старшего поколения серболужицких прозаиков 50–60-х годов необходимо упомянуть Курта Кренца (1907–1978), рабочего, рано вступившего в КПГ, прошедшего через гитлеровские тюрьмы и возглавившего в 1951 году Домовину. В автобиографическом романе «Ян. Роман ищущего человека» (1955) изображаются жизнь и раздумья героя в Веймарской Республике, в годы второй мировой войны и постепенное нахождение им своего места в рядах строителей социализма. В юмористическом и сатирическом жанре, активно используя фольклорные приемы, успешно работал Юрий Винар (р. в 1909 г.), издавший сборник рассказов «Гор шок с деньгами» (1955), юмористический роман «Грешная деревня» (1963) о конце войны и первых послевоенных месяцах в одной из лужицких деревень, а также сборник рассказов «Матильда и священник» (1961), воссоздающих некоторые характерные эпизоды довоенной жизни. Традиции Я. Гашека попытался продолжить Антон Навка (р. в 1913 г.) в повестях «С чужой лопатой» (1961) и «С чужой винтовкой» (1964), создавший в образе солдата-лужичанина Гавштына Новотника своеобразного двойника «бравого солдата Швейка». В повести «Ядвига» (1969) А. Навка рассказывает о дружбе польской девушки и двух молодых лужичан в годы второй мировой войны. Навка успешно выступал также как переводчик на верхнелужицкий язык произведений мировой классики (Бальзак, Д. Лон­дон, Крашевский, Мольер и др.). Для полноты литературной панорамы необходимо упомянуть исторический роман-хронику Яна Цижа (1898–1985) «За хлебом насущным» (1957), автора антивоенных и антифашистских рассказов Юрия Кубаша-Ворклечана (1902–1983), а также нижнелужицкого прозаика Велема Беро (р. в 1902 г.), автора талантливой книги «Деревня над лесом» (1958).

Более молодое поколение прозаиков активно заявляет о себе лишь в шестидесятые годы, когда был опубликован роман Петра Малинка (1931–1985) «Две горсти песка» (1964), рассказы «Василек и красный мак», (1965) и роман «Дни на чужбине» (1967) Марии Млынковой (1934–1971), а также романы, новеллы и повести Бено Шолты (1928–1986), Бено Будара (р. в 1928 г.), Юрия Кравжи (р. в 1934 г.), Яна Ворнара (р. в 1934 г.) и Юрия Коха (р. в 1936 г.). В творчестве названных прозаиков постепенно преодолевается наивный дидактизм, обостряется критическое чутье, заметно раздвигается круг философских, нравственных и эстетических проблем.

 

*     *     *

 

Специфической особенностью развития серболужицкой драмы до 1945 года было отсутствие национального профессионального театра, хотя в любительских кружках пьесы на серболужицком языке исполнялись с 1862 года. Приходится констатировать, что серболужицкая литература пока не выдвинула ярких драматургов; самые крупные удачи серболужицкого профессионального театра, открывшегося в 1948 году в Баутцене, связаны, как правило, с авторскими драматургическими обработками собственных прозаических произведений.

Немало пьес в первые послевоенные годы написал Юрий Брезан: «Возвращение домой» (1946), «Беглецы» (1947), «Спор из-за невесты» (1948), «Старик Хенчль» (1949), «Сердце на распутье» (1950). Эти пьесы игрались в любительских коллективах и на немецкий язык не переводились. Брезан хотел наглядно изобразить еще не стершиеся в памяти события конца войны и начала послевоенной жизни, а в двух пьесах («Старик Хенчль» и «Сердце на распутье») развеять легенду о «классово-индиф­ферентных лужичанах», отыскав в народной истории ростки социальной активности.

Пьесу «Ночь в лесу» (1950) Брезан написал по-верхнелужицки и по-немецки и она исполнялась любительскими студенческими коллективами, выезжавшими с шефскими концертами на предприятия, на двух языках. Первый большой театральный успех выпал на долю пьесы Брезана «Марья Янчова» (1959), которую он создал по своей же новелле «Как старуха Янчова с начальством воевала». Пьеса, вышедшая отдельной книгой, игралась не только в Лужице, но и была поставлена в 1960 году на немецком языке театром имени М. Горького в Берлине. В разных городах ГДР шла пьеса Брезана «Годы возмужания» (1968), написанная им по-немецки и по-верхнелужицки на основе романа «Пора зрелости».

Заметным успехом у зрителей пользовались пьесы Петра Малинка, выступившего в 1957 году с инсценировкой «Бунтарь Ян Цушка» по рассказу Б. Будара о предводителе восставших серболужицких крестьян. В 1961 году он выступил с собственной исторической пьесой «Просьба о помиловании», продолжив тему о восстании серболужицких крестьян в 1796 году. Эту пьесу увидели тысячи лужицких и немецких зрителей. Следующая пьеса Малинка «Ночной пациент» (1967) о трагической судьбе лужицкой девушки и польского военнопленного с успехом шла не только в Баутцене, но и в Чехословакии и Польше. К пьесам, которые успешно ставились немецко-лужицким театром в Баутцене, а также любительскими коллективами, можно отнести и историческую драму Бено Шолты «Человек должен много знать» (I960), пьесы для детей и юношества Ганьжи Беньшовой (р. в 1911 г.) «Надейся на Макса» (1961), «Как Нитка-Витка справилась с делами» (1965), «Жемчужина Водяного» (1969) и некоторые другие.

 

ПРИМЕЧАНИЯ



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.