|
|||
IV четверть.IV четверть. Урок № 98 Тема урока: Восхождение на «плаху». Ч. Т. Айтматов «Плаха»( фрагмент) (1-й час)
Цель: На этом уроке вы прочитаете заключительную часть романа Ч. Т. Айтматова «Плаха»; исследуете проблемы отношений человека и природы; ответственности человека за свои поступки Произведение относится к одному из наиболее значимых в творчестве писателя и по жанровой направленности представляет собой роман в драматическом стилевом оформлении. Ключевой тематикой романа является авторское предостережение о предстоящих бедствиях в жизни человечества в виде сознательного разрушения людьми окружающей природы, ее уничтожения и пренебрежение истинными человеческими ценностями, совершая безжалостными и жестокие поступки, приводящие к мировой катастрофе, а также к трагическому финалу жизненного пути отдельных людей. Название романа имеет символическое значение, поскольку передает необходимость каждого человека делать в собственной жизни нравственный выбор и порой людское решение становится для отдельных личностей плахой. Роман Айтманова «Плаха» начинается с волчьей сюжетной линии. Уже на этом уровне мы видим человеческую жестокость по отношению к другим живым существам. Люди оставляют волков без пропитания, убивают их волчат, устраивают пожар рядом с их логовом, затем начинают строительство железной дороги на этом месте. Люди уничтожают естественную среду обитания животных, изгоняя их из родных мест. Автор не просто так показывает нам историю одной конкретной пары волков. Конечно, под ними подразумеваются все волки, да и не только волки, в целом, это типичный образ, однако конкретизация позволяет читателю сблизиться с хищниками, делает их трагедию максимально личной. Тем самым Айтманов изображает глобальную экологическую проблему, которая не прекращает своего существования и по сей день. Однако ещё более ужасающей является поднятая проблема человеческой жестокости, причём как по отношению к животным, так и относительно других людей.
Задания 1) Упр. 1, 2 , стр 162 -165. Прочитайте тексты. Вспомните основное содержание романа Ч. Т. Айтматова «Плаха». 2) Упр. 3, стр. 165. Соотнесите слово с его лексическим значением. 3) Упр. 4, стр. 166. Составьте вопросы к тексту, используя вопросительные слова в левой графе таблицы. Вопросительные предложения запишите в правой графе таблицы. Задание для обратной связи. Упр. 5, стр. 166. Ознакомьтесь с характеристикой Бостона, подготовленной учеником. Заполните «Литературную пирамиду», взяв за основу образ Бостона, представленного в заключительной части. Выполненное задание выслать для проверки.
Источник: Жанпейс У.А., А.А. Майбалаева, Г.А. Атембаева. Русский язык и литература. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения. Часть 2. Алматы: «Атамұра», 2019. – 176 с.
Разработчик: Мантаева Р.Т., учитель русского языка и литературы лицея №161 имени Ж.Жабаева при поддержке ГНМЦНТО Управления образования г. Алматы
План самостоятельной работы учащегося 9 класса по русскому языку и литературе
|
|||
|