|
|||
Аннелиз Ф. Корнер 26 страницаСЛУЧАЙ ВТОРОЙ Данная семья состоит из матери и двух детей: восьмилетней Кэт и нашего пациента, Ронни, семи лет. Их мать развелась со своим мужем, когда Ронни было всего 18 месяцев, и с тех пор отец никогда не принимал участия в семейной жизни и никогда к этому не допускался. Когда Ронни было три года, его и сестру поместили в детский приют, где они с тех пор и жили. Мать, по-видимому, никогда не предпринимала серьезных попыток забрать оттуда детей, а также не проявляла к ним большого интереса даже в те моменты, когда могла с ними видеться. Например, она ни разу не оставляла их у себя дома переночевать, хотя имела на это право. В беседах с социальным работником мать произвела впечатление совсем незрелой молодой женщины нарциссического типа. Она обращалась за помощью и рекомендациями в благотворительное агентство, так как в повседневных делах была слишком экстравагантна при распоряжении своим небольшим заработком. Она уверенно говорила о том, что вскоре надеется выйти замуж, хотя мужчина, о котором шла речь, жил в другом городе, далеко от нее, и в течение прошлого года, вероятно, некоторое время встречался с ней. В рисунке, сделанном Ронни (рис. 16), первой нарисована фигура, позднее обозначенная как «отец», следующая фигура — это «брат», затем — «ребенок»; здесь нужно отметить, что эта фигура нарушает заданную последовательность рисования слева-направо и находится на отдаленном расстоянии от остальных фигур. Фигуру, нарисованную последней, Ронни назвал тоже «папа», когда же экспериментатор, переспрашивая, повторил это определение, Ронни поправил себя: «Я хотел сказать «мама». Это характерный пример рисунка, в котором не так легко признать изображение реальной семьи пациента, тем не менее это возможно, так как имеются несомненные признаки, указывающие на заданную гипотезу, например, тот факт, что семейная группа на рисунке включает двух детей. Имеющиеся искажения очень похожи на те, которые были в детском рисунке из первого случая. Наиболее интересным обстоятельством является то, что здесь основной акцент сделан на фигуре отца, а образ матери был едва не пропущен. Этим самым Ронни, Рис. 16 Рис. 17 очевидно, выразил свою огромную потребность в отце, который, в его представлении, мог бы делать для него то, чего мать сделать не в состоянии, а также мальчик через рисунок признает, что мать не оказывает ему почти никакой поддержки. Выполненное толкование полностью подтверждается другими тестовыми данными, а именно материалами Мичиганского рисуночного теста, в котором отцовская фигура изображается активной, а материнская, напротив, « пассивной роли, за исключением одного случая, в котором мать заботится о малыше. По-видимому, в семейном рисунке Ронни фигура, обозначенная как «малыш», может представлять его самого. А тот интересный момент, что данная фигура нарисована в стороне от остальных, указывает на то, что Ронни не чувствует себя членом семьи, и это подтверждается реальной ситуацией. Крошечная фигурка малыша может представлять его концепцию о себе в настоящем, как о регрессирующем или инфантильном ребенке; вероятно, с его точки зрения, находясь именно в таком положении, он мог бы добиться от своей матери большей заботы или внимания. Посмотрим теперь на рисунок семьи, сделанный матерью Ронни (рис. 17). Он состоит из 4 фигур, сидящих вокруг стола, который празднично украшен цветами. Люди с улыбками на лицах в целом создают впечатление счастливой семейной жизни, в которой нет никаких проблем. Первой нарисована фигура, сидящая во главе стола, обозначенная как «отец» и «Том» — имя мужчины, за которого мать Ронни вскоре рассчитывала выйти замуж. Вторая нарисованная фигура — она сама, третья — Кэти и четвертая фигура — Ронни. В целом по характеру рисунок наивен. Кроме этого факта, возможно, наиболее поразительным является отсутствие дифференциации в размерах или других отличительных признаков у фигур, которые позволяли бы выделить взрослых и отличить их от детей. Напомним здесь, что реальное поведение матери очень сильно отличается от поведения женщины, имеющей двоих детей, поскольку она Рис. 18 покинула их, предоставив самим себе, так, будто они были взрослыми и самостоятельными людьми. А сама была склонна вести себя скорее как ребенок, а не как взрослый человек. Кроме того, Ронни, судя по его рисунку, возможно, полагает, что только возвратившись к более инфантильному состоянию, он может сблизиться со своей матерью. Как и в первом случае, в рисунках, по-видимому, отражаются реальные детско-родительские взаимоотношения или менее явно — динамические аспекты этих взаимоотношений. СЛУЧАЙ ТРЕТИЙ Эта семья состоит из отца, матери и пяти детей: Долорес, 18 лет, Уолтер, 5 лет, Джанет, 13 лет, Дэвид, 11 лет (наш пациент) и Тамми, девочка пяти лет. Только младшая девочка, Тамми, родилась от настоящего брака, который для матери является третьим по счету. Остальные четверо детей — от ее второго мужа, который умер, когда Дэвиду было 4 года. Вскоре после этого мать вышла замуж за своего нынешнего мужа, который моложе ее на семь лет. Согласно полученным сведениям ее нынешний муж — пассивный человек, который относится к ней сдержанно и отчасти враждебно. Некоторые социальные работники, контактировавшие с семьей, высказывали предположение, что предосудительное поведение Дэвида — вероятно, результат нарушения его взаимоотношений с матерью. Уолтер своим скандальным поведением также создавал проблемы, когда был младше, однако, похоже, остепенился и теперь особых проблем не доставляет. Семейный рисунок Дэвида (рис. 18) правдиво представляет его семью, за одним значительным исключением: пропущена фигура матери. Очевидно, что он не подозревал об этом упущении до тех пор, пока его не попросили идентифицировать каждую фигуру, только тогда он вдруг обнаружил это: «Я забыл маму!» Этот феномен ясно указывает на то, что его продолжительный конфликт в семейной ситуации связан с матерью. Рис. 19 Рисунок имеет несколько других интересных особенностей. Например, три женских сиблинга нарисованы впереди мужских фигур, это свидетельствует о том, что Дэвид воспринимает женскую половину своей семьи в более выгодной или доминирующей позиции, чем мужскую. Это подтверждается при сравнении размеров'фигур. Фигуры двух старших девочек гораздо больше фигуры Уолтера, старшего брата, хотя он приблизительно одного с ними возраста, и примерно одного размера с фигурой отца, но расположены на листе выше него. Сам Дэвид на рисунке самая маленькая фигура, даже меньше, чем фигура его пятилетней сестренки. Кроме того, он нарисовал себя последним и поместил на самый нижний уровень, ниже всех. Очевидно, он воспринимает себя как самую незначительную в семье фигуру. Тем не менее он нарисовал себя рядом со своим отцом, а на вопрос о положении рук последнего ответил словами: «Он подстригает меня», и этим как бы охарактеризовал их взаимоотношения. Таким образом, это своего рода намек на достаточно позитивные чувства, касающиеся его отношений с отчимом, которые могут использоваться в последующей терапии. Полученное предположение подкрепляется данными Мичиганского рисуночного теста, где материнская фигура изображается как доминирующее, контролирующее, ограничивающее лицо, тогда как фигура отца видится в более привлекательном свете. Поражает сходство между рисунками обоих родителей (рис. 19 и 20), хотя они были сделаны совершенно независимо. Оба поместили свои рисунки в нижнем левом углу листа, оба расположили по четыре фигуры в верхнем ряду и по три — в нижнем, наконец, оба по окончании рисунка дали ему заглавие или сформулировали тему. Мы не можем объяснить такое удивительное структурное сходство, но на основании этого и нескольких других случаев можно заметить, что рисун- Рис. 20 ки, полученные от обоих родителей, как правило, имеют между собой некоторое сходство. Отчим нарисовал себя первым, Тамми — единственного действительно своего ребенка — следующим, а Дэвида — третьим. Это говорит о том, что в большей степени он склонен к сближению с Дэвидом, чем с остальными детьми, что подтверждается и рисунком мальчика. Мать нарисовала первым мужа, потом — себя и затем — Дэвида, но в этом случае маловероятно, что такое расположение — следствие особенно позитивных чувств или чувства близости с Дэвидом, скорее, причиной этому является слишком проблематичное поведение мальчика. Надо отметить, что Уолтер, другой мальчик, который прежде был источником беспокойства, а потом исправился, нарисован последним. Хотя мать отдает в рисунке дань той традиции, что отец — глава семьи, нарисовав фигуру отца первой, следует заметить, что все же она меньше, чем ее собственное изображение, к тому же образ мужчины феминизирован. Фигура мужа выглядит так, как будто он одет в платье, так же нарисована фигура Уолтера, старшего мальчика. Дэвиду позволено иметь штаны, но маленькая девочка Тамми, которая на 6 лет моложе него, выглядит так же, и эти две фигуры внешне почти одинаковы. Таким образом, ясно, что в настоящее время мать относится к Дэвиду как к маленькому ребенку, и покуда в ее глазах он будет выглядеть как ребенок, она может позволить ему быть мужчиной. Можно предсказать, что, когда он подрастет, она постарается определить его в фемининную категорию; очевидно, со своим мужем и Уолтером она уже поступила именно так. Так же как и в 1 и 2 случаях, при изучении рисунков во взаимосвязи друг с другом был выявлен содержательный материал функционального характера. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сравнительное изучение семейных рисунков, выполненных проблемными детьми и одним или двумя родителями, обычно приводит к некоторым интересным выводам, касающимся семейной динамики. Кое-что из этого материала подтвердилось социальной историей или другими источниками информации о семье, Другое не находит непосредственного подтверждения, но должно рассматриваться как указание для изучения в ходе семейной терапии. Продуктивность техники варьируется от случая к случаю, но в основном мы признаем ее довольно интересной, полезной и не требующей больших усилий. Ася И. Кэйдис
РИСОВАНИЕ ПАЛЬЦАМИ КАК ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД ВВЕДЕНИЕ Происхождение метода рисования пальцами (Finger-Painting). Рисование пальцами, то есть достижение изобразительных эффектов с помощью нанесения краски непосредственно ладонями и пальцами, художники часто использовали еще до нашего столетия. Однако систематически применять и развивать рисование пальцами в качестве диагностического, терапевтического и образовательного инструмента стали только в последние два десятилетия. Базисное утверждение, на котором основывается метод, заключается в том, что рисование пальцами — это форма экспрессивного поведения, анализируя которое можно раскрыть значимые характеристики личности. В этом отношении рисование пальцами перекликается с другими формами художественного самовыражения, позволяющими максимум экспрессивного поведения и требующиими минимум адаптации1. Поэтому мы считаем, что эта методика прекрасно подходит для изучения и терапии личности. Основательница современного рисования пальцами Рут Ф. Шоу (Ruth F. Show) использовала его как часть своих многочисленных оригинальных образовательных программ. Методика рисования пальцами родилась в Риме для преодоления специфических проблем, возникавших в ее школе. Эта школа была местом, где встречались дети различных национальностей, говорящие на разных языках, и рисование пальцами должно было стать таким методом самовыражения, который бы подходил всем и не зависел от вербализации. Мисс Шоу обратила внимание психологов на свою новую образовательную методику, когда заметила, что та помогает ее юным ученикам избавиться от подавленности, преодолеть страхи и укрепляет их уверенность в себе. Далее она отметила, что в юношеском возрасте рисование пальцами имеет много общего с игрой с грязью. Мисс Шоу точно определила эту взаимосвязь словами: «Рисование пальцами — напрямую происходит от пирожков из грязи. Я только добавила туда радужное многоцветие». В последнее десятилетие многие клиницисты пришли к осознанию обширных возможностей этого уникального метода самовыражения. Вдо- 1 Мы используем определение различия экспрессивного и адаптивного аспектов поведения, предложенное Гордоном Оллпортом. бавок к использованию в общеобразовательной программе, рисование пальцами сегодня является диагностическим проективным методом, средством стимуляции свободных ассоциаций, частью психотерапии и игровой терапии, средством реабилитации пациентов, страдающих спастич-ностью, глухотой, слепотой. Многие исследователи рассказывают о различных формах использования этого метода. Шоу и Лайл (Show and Lyle) отмечают, что он позволяет добиваться проявления фантазии у детей. Мосс (Mosse) рассказывает о его применении для стимулирования свободных ассоциаций, Спринг (Spring) указывает на его ценность при работе с анальными импульсами. Розенцвейг и.Дарбин (Rosenzweig and Durbin) разрабатывали диагностический аспект этой методики, они пытались выяснить как выражаются личностные особенности психотических пациентов в больнице для душевнобольных. Флеминг (Fleming), работая со взрослыми невротиками, пыталась соотнести их поведение, выраженное во время рисования, с их личностными характеристиками. Наполи (Napoli) провел сравнительное исследование целого ряда диагнозов и сопроводил его подробным отчетом о значении различных показателей рисунка для интерпретации. В своей более ранней публикации Наполи выделил в таких рисунках критерии, которые можно диагностировать как параноидные и шизофренические признаки. Эртоу и Кэйдис (Artow and Kadis) исследовали роль метода рисования пальцами в интегрированных психотерапевтических программах. „ Несмотря на то что метод рисования пальцами получает все возрастающее признание, он не так тщательно изучен, как большинство других проективных методик. Тем не менее уже сейчас ясно, что рисование пальцами может предоставить адекватные показатели для определения базовых характеристик индивида. Многие обобщения, представленные в настоящей работе, выведены на основе клинического опыта и анализа семисот рисунков. Они предлагаются в качестве экспериментальных гипотез и, конечно, требуют дальнейшей верификации. Рисование пальцами как проективная методика. Возможно, методика рисования пальцами более, чем любая другая известная на сегодня проективная методика, удовлетворяет теоретическим и практическим требованиям для получения ничем не сдерживаемых проекций личности. Хорошая проективная методика, как указывает Фрэнк, должна предоставлять субъекту следующие возможности: «Поле для деятельности должно быть относительно мало структурировано и с наименьшим количеством культурных паттернов, чтобы личность на этом пластичном поле сама могла спроецировать свое видение жизни, свои смыслы, символы, паттерны и, главное, чувства, чтобы субъект сам мог структурировать свое жизненное пространство». В задачи психолога при конструировании нового метода входит исключение любых факторов, которые могут затормозить свободное выражение эмоций, влечений и импульсов. Основными сдерживающими факторами, которые следует уничтожить, обычно являются механичес- кие двигательные ограничения, культуральные паттерны, страх социального давления и возрастные ограничения. Свобода от двигательных ограничений. Рисование пальцами требует минимального участия той группы мышц, которые отвечают за мелкую моторику, поэтому в этом отношении она является прекрасным средством самовыражения как для тех, кто не испытывает трудностей такого плана, так и для людей с физическими недостатками. Другие виды графического творчества хотя и являются очень информативными, привлекают в большой степени мышечную координацию, и потому нередко несколько неудачных попыток отбивают у субъекта охоту предпринимать новые попытки. При рисовании пальцами вероятность потерпеть неудачу гораздо ниже, так как движения могут быть довольно простыми и неуклюжими. Клиническая практика показывает, что клиенты очень редко не принимают этот метод, и это большое его преимущество. Физические ограничения в некоторых случаях действительно могут препятствовать или в значительной мере изменять степень выразительности. Рисование пальцами уменьшает такие препятствующие выразительности факторы, потому что на процесс рисования пальцами в меньшей мере влияет наличие физических недостатков. Люди, страдающие физическими недостатками, откроют в рисовании пальцами прекрасный источник самовыражения, который компенсирует их ограничения. Рисование пальцами очень эффективно в случаях слепоты, глухоты, спастических проявлениях. Свобода от культурного влияния. Рисование пальцами привлекает минимум культурных или усвоенных ценностей, поэтому реакции не подвержены влиянию стандартных шаблонов. Как и почерк, рисование пальцами нельзя отнести к какому-либо стилю. Субъект не может в зависимости от своего предыдущего опыта считать рисунки плохими или хорошими, приемлемыми или неприемлемыми, правильными или неправильными. Возможно, наибольшее значение имеет тот факт, что рисование пальцами является средством самовыражения, которое относительно не подвержено влиянию языкового фактора. Язык — это основной носитель культуры и часто он выступает в качестве сильного сдерживающего агента в эмоциональном плане. Нужно отметить, что, хотя вербальные реакции не являются неотъемлемой частью методики, спонтанная вербализация очень значима. Она часто добавляет для наблюдателя смысл в изобразительное творчество. Свобода от социального давления. Социальное давление можно определить как личностный аспект культуры, нарушающий свободу самовыражения индивида. А рисование пальцами — это социально санкционированная «игра с грязью», которая позволяет индивиду вывести свои агрессивные импульсы. Она приводит к удовлетворению деструктивных влечений, в то же время не будучи деструктивной, и позволяет субъекту пренебречь социальными запретами и табу без страха возмездия. При рисовании пальцами ситуация носит игровой характер и страх, который может обнаружить у себя субъект, минимизирован. Процессуальный и последовательный анализ. Возможно, наибольшее достоинство метода рисования пальцами состоит в том, что проводящий тестирование имеет возможность наблюдать процесс достижения субъектом конечного продукта. Фрэнк утверждает, что целью проективного метода является представить личность как процесс организации своего внутреннего мира. При рисовании пальцами экспериментатор может наблюдать этот процесс формирования представлений и возрастания эмоциональной экспрессии через последовательную смену цветов, линий и мазков в течение одного сеанса рисования. Анализируя рисунки, важно обращать внимание на прогрессивные изменения в поведении субъекта. Например, наблюдатель должен отмечать не только какие цвета выбирает субъект, но и то, как меняет субъект свой выбор на ранних и поздних стадиях рисования. Отнесем этот тип анализа к процессуальному анализу. Процессуальный анализ следует четко отличать от последовательного анализа, Первый обращается к изменениям внутри рисунка, а второй — к изменениям от рисунка к рисунку. Последовательный анализ возможен тогда, когда во время одного или нескольких сеансов появляется несколько законченных рисунков. Как правило, мы в своей практике просим сделать три рисунка за один сеанс. Наполи для большей надежности данных считает необходимым восемь рисунков. Последовательный анализ может быть использован в целях проверки достоверности. Его можно также использовать для определения степени изменения выдаваемых субъектом проявлений на разных стадиях диагностики или терапии. Нет проблемы эквивалентных форм. Другое преимущество методики заключается в том, что не существует проблемы эквивалентных форм при повторном рисовании. Каждый раз ситуация рисования является для субъекта новым увлекательным приключением, и каждый рисунок представляет собой новый пункт в тестировании. НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Л Бумага. Стандартный лист представляет собой большое прямоугольное бумажное полотно 22 х 16 дюймов (= 56 х 41 см), с глянцевой поверхностью для рисования и матовой обратной стороной, на которой регистрируются дата проведения, личные данные и другая необходимая информация. Бумага меньшего размера также годится, но большие листы дают субъекту больше простора для самовыражения. Все время сеансов следует придерживаться однажды выбранного размера: важно, чтобы субъект, работал на одинаковых листах. Это обеспечит большее единообразие проявлений. 2. Краски. Субъекту предлагают шесть основных цветов: синий, черный, красный, коричневый, зеленый и желтый. Краски содержатся в баночках и имеют устойчивую пастообразную консистенцию, и субъекту необходимо приложить усилия, чтобы начать рисовать. После необходимых манипуляций с красками и водой (эмоционально стимулирующий процесс) получается однородная рабочая масса. Краски не причинят вреда, если их проглотят, и легко отмываются с любой поверхности. 3. Место для рисования. Высота стола должна соответствовать потребностям индивила. Удобно, когда уровень столешницы находится чуть ниже локтя субъекта в положении стоя. Около стола должно быть достаточно свободного пространства для того, чтобы субъект мог ходить вокруг него во время работы. Поверхность стола должна быть без трещин и предпочтительно, чтобы она была сделана из таких материалов, как линолеум, или зеркальное стекло. Размеры поверхности должны быть больше чем размеры предназначенного для работы листа. 4, Емкости. Стандартное оборудование включает в себя большую емкость длиной около 17 дюймов (= 43 см) для смачивания бумаги, сосуд меньшего размера для сбрызгивания и увлажнения и ведро для уборки. Все это желательно, но необязательно. Достаточно, если имеется раковина и подходящих размеров стол со свободным пространством вокруг него. ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТА Существуют различные мнения относительно того, как следует знакомить субъекта с материалами для рисования пальцами. Достоинства каждого метода меняются в зависимости от целей экспериментатора. Шоу и Наполи, применяя этот метод в основном в пределах образовательной работы, предлагают экспериментатору знакомить субъекта с материалами с помощью первой пробной демонстрации. Однако здесь существует опасность нарушить одно из основополагающих преимуществ метода рисования пальцами — свободу от усвоенных шаблонов. Может случиться так, что показ экспериментатора создаст для испытуемого прецедент, который он и будет имитировать. Более того, любая работа, которая покажется субъекту очень хорошей, может стать сдерживающим фактором для проявлений самого субъекта. В результате чувство смущения может разрушить изначальное преимущество. Мосс утверждает, что субъекта следует оставить в помещении одного на пятнадцать—двадцать минут, после чего результат его деятельности экспериментатор может использовать для извлечения свободных ассоциаций. Однако нам кажется, что при таком способе будет утрачена целая серия инсайтов испытуемого, экспериментатор будет лишен возможности изучения последовательности шагов индивида от первоначального к более поздним проявлениям. Будут утеряны все преимущества, предоставляемые процессуальным анализам. Однако целью Мосса является извлечение свободных ассоциаций. Наш опыт подсказывает, что наиболее значимые ассоциации субъект выдает в процессе рисования, когда изобразительная деятельность приводит его к наибольшему эмоциональному накалу. В это время его ассоциации являются более искренними проявлениями личности, чем полученные в любые другие моменты. В ассоциациях после окончания работы может отсутствовать желаемая свобода, потому что у субъекта будет возможность восстановить сдерживающие механизмы, обдумать и рационализировать свой продукт. Мы полагаем, что для использования всех преимуществ данного метода и процессуального анализа, экспериментатор должен присутство- вать все время проведения теста и должен фиксировать как и какие цвета выбирает субъект, как использует пространство, как двигается, а также спонтанные высказывания и подходы к работе, Основываясь на практическом опыте, мы находим наиболее приемлемой следующую процедуру. Перед тем как субъект зайдет в помещение, емкости должны быть наполнены водой, краски открыты, а лист помещен на столе. Субъекту дается следующая инструкция: «Здесь имеется шесть основных цветов, которые можно использовать в любых сочетаниях для получения любого эффекта. Мы не используем кисти, потому что у нас есть десять пальцев. Пять на одной руке и пять на другой. Это гораздо больше чем одна кисть. Делайте все, что вы хотите сделать и скажите мне, когда закончите». Если у субъекта уже есть опыт подобного рисования, достаточно сказать: «Давайте сделаем еще один рисунок». Если субъект будет просить дальнейших, более конкретных инструкций, его заверяют, что он может рисовать все, что он хочет и так, как он хочет. Во времени ограничений не дается. В среднем работа занимает пятнадцать-двадцать минут, в крайних вариантах — от десяти минут до одного часа. Количество расходуемого времени в значительной степени варьирует в зависимости от возраста испытуемого. После окончания рисунка его просят придумать название и задают вопрос, может ли субъект как-либо соотнести свой рисунок с собственной жизнью. Детей просят придумать рассказ, связанный с рисунком. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В МЕТОДЕ РИСОВАНИЯ ПАЛЬЦАМИ Наблюдение общего поведения. Как правило, клиницисты соглашаются с тем, что определенные аспекты поведения индивида в клинической или тестовой ситуации имеют большое диагностическое значение. Ситуация рисования пальцами во многих отношениях напоминает игровую и предоставляет уникальную возможность получения таких данных о поведении, которые можно интерпретировать. Поведение субъекта до и во время рисования включают в себя позу субъекта, скорость его движений, частоту дыхания и спонтанные высказывания. Уникальными факторами, характерными только для метода рисования пальцами, являются реакция на влажность и тактильные ощущения испачканности. Можно определить значение каждого отдельного аспекта поведения, однако вместе все поведенческие реакции формируют целостную картину, по которой обычно можно судить об общей установке или настроении субъекта. Для удобства, выявленные из поведенческих характеристик установки и настроения можно суммировать под понятиями «дистанция» и «вовлеченность». В ситуации рисования пальцами субъект может проявить две различные тенденции. Одна из них будет показывать стремление индивида отделить себя от задания, а другая его намерение полностью участвовать в процессе. Первую тенденцию мы называем «дистанция», а вторую «вовле- ченность». У субъекта одновременно присутствуют обе тенденции, их сила варьируется и одна из них доминирует. Дистанция. Часто первая реакция индивида в ситуации рисования пальцами предполагает доминирование «дистантной» тенденции. Такое поведение можно классифицировать следующим образом: а) Пространственно-физическое. Выражается в манере индивида подходить к столу и краскам. Субъект может стараться держаться от них настолько далеко, насколько это возможно. Либо он может держать одну руку за спиной, погружая в краску или в воду только один палец или вытягивать как можно дальше от себя руку, используя палец как карандаш или инструмент, как будто он не является частью его самого. В крайнем случае можно наблюдать сочетание всех этих поведенческих проявлений. б) Вербальное. Дистанцированная позиция может выражаться и в вербальном поведении субъекта. Он может проявить признаки замешательства. Он может попытаться избежать самостоятельных действий и переложить ответственность на экспериментатора. Он может задавать такие вопросы типа: «А как мне это делать?», «Что я буду рисовать?», «Кто сделал эти краски?». Все эти запросы направлены на то, чтобы субъект мог оставаться вне ситуации. в) Невербальное. «Дистантная» тенденция может выражаться в беспорядочных движениях рук, быстром переключении внимания, неловкости в движениях. Она также может проявляться в попытках манипуляции или привлечения тщательного планируемого, стереотипичного поведения, такого как настойчивое рисование геометрических фигур. Может показаться, что дистанцируемые тенденции противоречат ранее заявленному утверждению, что рисование пальцами способствует спонтанному участию и что примеры отвержения этого метода редки. На самом деле тенденция к дистанцированному поведению начинает уменьшаться с того момента, как субъект каким-либо образом вошел в ситуацию рисования, к тому же ситуация настолько эмоционально заряжена, что способна сломить любую степень дистанцированное™. Дистантная тенденция может иметь различную глубинную мотивацию. Это может быть инфантильный негативизм, враждебность, осторожность или неудовлетворенность. Осторожность лучше всего видна в предвосхищающей реакцию на влагу и грязь. Это как раз тот случай, когда дистанция может быть быстро преодолена. После контакта с сыростью и «грязью» субъект может испытать сильное чувство удовлетворения и тогда перейти к ярко выраженному «вовлеченному» поведению.
|
|||
|