Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Аннелиз Ф. Корнер 27 страница



Вовлеченность. В противоположность индивидам с дистанцирован­ным поведением, есть субъекты, которые готовы сразу же погрузиться в ситуацию рисования целиком. Такое поведение представляет вовлечен­ную тенденцию. В процессе рисования субъект может задействовать не только пальцы, но и движения всего тела. В его мимических жестах будет выражаться восторг или гнев, к ритмичным движениям присоединяются ладони, плечи и спина. Субъект может покрывать краской свое тело, дети особенно любят размазывать ее по животу. Некоторые испытуемые

наслаждаются длительным мытьем рук в воде. Поведение, показываю­щее доминирование «вовлеченной» тенденции, лучше всего описать сло­вами «погружение в работу». Мотивация, лежащая в основе вовлеченно­го поведения опять, же может быть различной. Она может быть представ­лена стремлением к удовольствию или удовлетворению, в частности от контакта с водой и «грязью», или это может быть агрессия и враждеб­ность.

Некоторая степень вовлеченности присутствует уже с того момен­та, когда индивид вообще попадает в ситуацию рисования пальцами. Процессуальный анализ часто выявляет изменения в поведении субъекта в сторону увеличения степени вовлеченности.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РИСОВАНИЯ ПАЛЬЦАМИ

Распределение времени. Затраченное время можно разделить на три значимых элемента: продолжительность реакции до начала рисования, паузы во время рисования и общее время, затраченное на произведение каждого отдельного продукта и всех рисунков.

Продолжительность первой реакции. Она также может служить по­казателем относительной массы «вовлеченной» или «дистантной» тен­денций. Некоторые субъекты сразу же приступают к заданию, другие приходят в замешательство, колеблются, сомневаются. Особенно дли­тельная продолжительность реакции може> свидетельствовать о преж­девременной тревоге, связанной с реакциями на влагу и грязь.

Паузы во время рисования. Они могут быть связаны с неожиданными эмоциональными эффектами, возникшими из-за цветовых сочетаний или размера рисунка, вызывающих страх или тревогу. Столкнувшись с новым цветовым сочетанием, которое, так или иначе, становится для него зна­чимым, субъект может вербально или мимически выразить свой ужас или отвращение. Например, «Ой, это выглядит ужасно! Можно я это выбро­шу?», «Можно я это смою?», «Как мне сделать это светлее?», «Я ненавижу этот цвет!». Субъект может даже в ярости разорвать и выбросить лист.

Общее время. Общее время рисования отражает то, в какой степени субъект позволяет себе быть вовлеченным в процесс. Некоторые испыту­емые неспособны отделить себя от ситуации рисования либо потому, что получают через него облегчение, либо из стремления к совершенству. Некоторые могут продолжать рисовать, пока бумага не начнет рваться. Другие отходят от ситуации так скоро, как только возможно, потому что ситуация может вызывать у них чувство тревоги.

Использование пространства и местоположение. При рисовании пальцами большинство индивидов ограничивают себя пределами бумаги и стремятся занять большую часть листа. По этой причине отклонения в использовании бумаги становятся значительными для интерпретации. Обычно наблюдаются два основных вида отклонений. Их можно опреде­лить как «экспансия» и «ограничение».

Экспансия. Некоторые индивиды выходят за пределы бумаги и ри­суют на поверхности стола. Человек с таким поведением может иногда

выражать свою экспансивность по-другому. Хотя он и будет в своей рабо­те придерживаться границ бумаги, организация его рисунка будет под­разумевать экспансию. Например, это может быть жирная линия, прове­денная через весь лист, без начала и конца. Такая экспансивность при рисовании пальцами может говорить об относительно эмоциональных неконтролируемых реакциях.

Отмечают, что дети, подпадающие под определение экспансивных при рисований пальцами, страдают несдержанностью или сверхагрес­сивностью. Такое наблюдение часто наблюдается у делинквентов. Похо­же, это коррелирует с тем, что они не признают авторитетов, и с их ненасытным влечением к импульсивному удовольствию.

Ограничение. Эта категория субъектов использует очень малую часть листа. Интерпретация та же самая, что при рисовании. Субъект, отказы­вающийся использовать свое пространство, предоставляет доказатель­ства своей сдержанности и замкнутости, особенно когда рисунок распо­ложен на самых углах листа или как бы подвешен в пространстве. В таких случаях мы полагаем, эта реакция связана с тревожностью.

Использование пространства в процессуальном анализе. Когда исполь­зование пространства рассматривается посредством процессуального ана­лиза, появляется отличная возможность для наблюдения за процессом формирования картины.

Субъект может начать с рисования отдельных элементов по краям листа, а потом заполнить оставшееся пространство деталями, чтобы по­лучилась целостная картина. Таким образом поступают те индивиды, которые чувствуют сильную потребность в логических действиях или в безопасности. В этих целях субъект также может для начала снабдить лист широкой черной рамкой, а уже только потом позволить себе выстраи­вать свои узоры.

И наоборот, субъект может начать с центрального рисунка, кото­рый будет ядром всей картины и продолжить работу, дополняя элементы рисунка, пока не покроет весь лист. Например, он может нарисовать маленький дом в центре листа, а затем добавить к нему дорогу, дерево, солнце на заднем плане. Таким образом, при рисовании пальцами мы имеем возможность наблюдать за развитием концепции картины, пото­му что мыслительный процесс воплощается в двигательной активности.

Цвет. Значения цветов схожи во многих проективных методиках. Цвета — это прямое выражение наших эффектов и эмоций. Субъект мо­жет использовать цвет строго в пределах рисунка, то есть, не выходя за границы отдельного объекта. Или цветовое решение может быть выпол­нено в диффузной манере без твердых границ, как при рисовании пла­мени или светящего солнца, при этом дается спонтанное выражение эмоциональным порывам.

Но в методике рисования пальцами выбору цветов придается по­вышенное эмоциональное значение. Субъект имеет возможность выби­рать оттенки и сочетать их таким образом, которым вызовет максимум эмоциональной реакции. Выбор цвета может быть сделан случайно или бессознательно, но однажды, увидев этот цвет на листе, субъект может

выдать эмоциональную реакцию; что в свою очередь простимулирует появление новых цветовых эффектов. О том, что первоначальный выбор цвета может быть вполне спонтанным, свидетельствуют Эртоу и Кей-дис, которые наблюдали, как субъекты тянулись к баночке с краской еше до того, как знали, что собираются нарисовать на листе.

Конкретные цвета, отождествляемые с конкретными эмоциями. В то время, как общий цветовой фон говорит об обших эмоциональных им­пульсах, выбор конкретных цветов в определенных случаях говорит об особых эмоциональных паттернах. Наблюдение показало, что так же как и в тесте Роршаха, светло-голубые и светло-зеленые тона говорят о кон­тролируемом поведении. Аналогично Элшулер и Хеттвик (Alsehuler and Hattwick) в своих исследованиях рисования на мольберте (что можно применить при рисовании пальцами) различают холодные и теплые цвета. Первые свидетельствуют о более высокой степени контроля над импуль­сами, чем последние. Опыт также показывает, что черный цвет символи­зирует детское осознание смерти, враждебности и агрессии. Спринг (Spring) утверждает, что черный и коричневый цвета чаще выбирают люди из рафинированных семей. Мосс предполагает, что коричневый цвет чаще используют субъекты с анальным типом характера, хотя в то же время он предостерегает от подобных обобщений.

Шоу и Наполи отмечают ярко выраженную разницу в цветовых предпочтениях между мужчинами и женщинами. Хотя наш опыт не под­тверждает данных наблюдений, мы приведем' мнение этих исследовате­лей. Они утверждают, что мужчины явно предпочитают голубые и зеле­ные цвета, а женщины желтые и красные. Женщины, выбирающие «муж­ские» цвета, могут проявлять мускулинные тенденции и наоборот. Из этих наблюдений Шоу заключает, что мальчик, который преимущественно выбирает красный цвет, возможно, «цепляется за юбку матери».

Мы обнаружили, что, кроме общего эмоционального значения, различные цвета могут быть наполнены еще и личностно-индивидуаль-ным содержанием. Например, одна испытуемая выбирала цвета следую­щим образом: светло-синий для корабля, успешно вернувшегося в порт; зеленый для занятий музыкой и музыкальными инструментами, кото­рые, как она надеялась, принесут ей признание; коричневый для похо­рон вероломного друга; черный для ограничений, накладываемых обще­ством, которое напоминало ей тюрьму.

Одни и те же цвета могут являться выражением различных аспек­тов эмоциональной жизни. Красный цвет может обозначать как привя­занность, так и агрессию и враждебность. Нанесение красной краски царапающими движениями говорит о враждебности, а похлопывающи­ми о привязанности. Личностное значение цвета можно выяснить при одновременном учете других показателей.

Интерпретация цветов в отношении различных диагностических групп. Некоторые исследователи соотнесли выбор цветовых предпочтений с клиническими синдромами. Розенцвейг и Дарбин утверждают, что ма­ниакально-депрессивные пациенты чаще выбирают более яркие цвета, такие как красный и оранжевый^ а шизофреники преимущественно вы-

бирают желтый и зеленый. Мосс не поддерживает заявления Оберндорта (Oberndort) о том, что желтый цвет связан с шизофреническим, а крас­ный с маниакальным состоянием.

Избыточное нанесение краски и перекрашивание цветов свойствен­но либо расторможенным, либо чрезмерно агрессивным индивидам. Это также наглядная иллюстрация поведения тех личностей, чья потребность в удовлетворении не имеет границ. Если субъект чрезмерно разбавляет краски, слишком сильно мочит бумагу, накладывает один на другой многочисленные слои различных цветов, в нашей практике это было связано со слабым развитием эго.

Смешивание и различные сочетания цветов определенно могут быть связаны с высоким уровнем интеллектуального развития. Ребенок, кото­рый спрашивает: «Как можно сделать фиолетовый?» демонстрирует свое желание исследовать, понимать и владеть текущей ситуацией.

Особенности интерпретации цвета. Использование цвета зависит от возрастного и образовательного фактора, и это всегда необходимо учитывать.

а) Возраст. Маленькие дети свободно используют красный цвет, в то время как взрослые редко применяют его при первом рисовании. Малыши от четырех до десяти лет любят использовать несколько цветов, как правило, основные цвета, они сочетают их в поразительных сочета­ниях. Обычно они не смешивают их для достижения промежуточных то­нов. Более старшие предпочитают единственную смесь.

Кроме того, возрастные различия сказываются при эмоциональ­ном реагировании на цвет. Дети проявляют незамедлительную, импуль­сивную эмоциональную реакцию на двет сам по себе вне зависимости от того, какой рисунок им окрашен. Нередки замечания типа: «О, класс­ный красный цвет» (или зеленый). Иногда реакция бывает настолько сильной, что побуждает ребенка наносить краску на собственное тело, особенно в области живота. Это может быть не только реакцией на цвет, но и на тактильную стимуляцию.

б) Образовательный фактор. Этот фактор особенно хорошо прослеживается у детей до четвертого класса. Здесь мы видим очень не­гибкое и реалистическое использование цветов: коричневые собаки, го­лубое небо, зеленая трава. В таких случаях это скорее может быть отраже­нием хорошо усвоенных социальных стандартов, а не личностно-эмоци-ональных порывов. Как правило, индивидуальность выбора цвета тем меньше, чем больше потребность в конформности. У взрослых привер­женность реалистичным оттенкам может согласовываться с высоким процентом свидетельств о «животных» и «популярных» реакциях по тес­ту Роршаха.

в) Процессуальный и последовательный анализ цвета. Однако упомянутая приверженность к реалистичным цветам не является серьезной помехой для индивидуальной диагностики. В большинстве слу­чаев эта приверженность пропадает в течение сеанса рисования. Мы мо­жем говорить о тенденции к снижению конформности. Субъект может начать со стереотипного использования цветов, но найдя какую-то спе-

цифическую форму и возбудившись от самого процесса рисования, он все меньше и меньше будет следовать шаблонному первоначальному за­мыслу. Яркий пример: переход от изначально коричневого окрашивания стула к фиолетовому или желтому. Это лучше всего можно описать в терминах теста Роршаха как переход от реакций типа FC к CF.

Светотени. При рисовании пальцами лучше разделять эффекты све­тотени, происходящие из фактуры поверхности, и те, которые являются следствием идеи глубины или трехмерности.

Эффект фактуры поверхности можно соотнести с ответами типа С по тесту Роршаха, они обычно получаются из-за похлопывающих и уда­ряющих движений и являются индикаторами сильных чувств. Доминиру­ющий канал восприятия при этом — тактильный. А изображение глубины (фактор К по Роршаху) — это результат формирования концепции карти­ны, а не тактильной стимуляции. Типичные изображения такого рода — это элементы спирали. Мы часто наблюдали такие эффекты, но их значе­ние для интерпретации пока не ясно.

Мазки. Под «мазками» имеются в виду окончательные продукты движения на поверхности рисунка. Значение мазков при рисовании паль­цами близко к значению линий при рисовании карандашами. Поэтому мы в своей работе будем привлекать данные исследований по карандаш­ному рисунку и мольбертной живописи. При рисовании пальцами мазки являются более прямым выражением внутренней динамики субъекта, потому что они являются прямым продолжением движений тела, и нет никакого инструмента-посредника, который бы тормозил момент эксп­рессии.

При интерпретации мазков внимание должно быть сфокусировано на повторяющихся особенностях, а не на каких-либо отдельных приме­рах. Более того, мазки можно понять только через их общую конфигура­цию. Значение мазка определяется его связью с другими мазками. В самом общем интерпретационном значении можно сказать, что характер маз­ков определяется степенью эмоционального контроля. Грубо можно вы­делить следующие атрибуты мазков по четырем основным категориям.

Направление мазков. Основное направление мазков может быть вер­тикальным или горизонтальным. Первое может начинаться снизу или сверху, а второе с правого или левого края. Сторона, с которой начина­ются мазки, зависит от праворукости или леворукости субъекта, и это тоже нужно принимать во внимание. Элшулер и Хеттнтик иденфициро-вали вертикальное направление как проявление навязчивых влечений, а горизонтальные как тенденции к самозащите, подверженности страху, открытому сотрудничеству.

На некоторых рисунках маленьких детей или людей с психически­ми расстройствами не наблюдается организации мазков в каком-либо направлении, они беспорядочны и бессистемны. Однако по мере эмоци­онального роста в процессе терапии или по достижении большей психо­логической зрелости неорганизованный беспорядок часто превращается в связную структуру. Иногда с помощью процессуального анализа мы можем на одном рисунке проследить тенденцию к «выправлению», ког-

да субъект начал класть мазки в одном направлении после небольшого периода беспорядочной мазни.

Ширина, нажим и многочисленность мазков. Мазки могут быть узкие и слабые, если проводятся кончиками пальцев, или широкими и жир­ными, когда их проводят рукой, ладонью или локтем. Субъект может варьировать степень нажима и в крайних случаях это выливается в то, что смешаются все нанесенные до этого краски, оставляя белую линию на поверхности бумаги. И, наконец, мазок может быть единичным, то есть сделанным одним пальцем или состоять из двойных или тройных параллельных мазков по числу задействованных пальцев.

Степень нажима свидетельствует об энергетическом уровне субъекта. Сильный нажим говорит о том, что человек полон сил, либо об имею­щемся напряжении. Легкие мазки могут говорить о стеснительности или подверженности страхам. Многочисленность мазков — показатель вовле­ченности. Если индивид ограничивается единичным мазком, это симво­лизирует меньшую степень вовлеченности, чем при использовании трой­ного параллельного мазка.

Форма и длина мазков. Мазки могут быть угловатые или закруглен­ные, сплошные или прерывистые, закрытые или открытые. Тенденция к угловатости представляет агрессивный поведенческий паттерн, а если угловатые мазки расположены зигзагообразно, это может обозначать не­решительность индивида относительно своего агрессивного поведения. Длинные мазки свидетельствуют о контролируемом поведении, а корот­кие характеризуют импульсивное поведение. Прерывистость мазков мо­жет быть показателем тревоги, ощущения ненадежности.

Под «закрытостью» подразумевается представляет ли мазок закры­тую фигуру сам по себе, например как окружность или восьмерка. При­мер открытой фигуры — это форма полумесяца. Закрытость обозначает фактор замкнутости. Степень открытости показывает степень желания общаться с миром.

Фактура мазков. Другая характерная особенность техники рисова­ния пальцами — возможность получения мазков двух видов. Мазок мож­но прочертить в уже нанесенной краске или наложить на нее новый слой. Последнее, производя эффект рельефности, часто является результатом «цветового возбуждения» и, как уже было отмечено, отражает некото­рую расторможенность. Значение прочерченных мазков близко к царапа­нью и другим агрессивным действиям.

Другой аспект в различении мазков касается основного рисунка и фона (переднего и заднего плана). Отношения между мазками заднего и переднего плана имеют значение, хотя в точности оно еще не определе­но. Субъект может попытаться изобразить совершенно контрастные фи­гуры или стараться, чтобы они постепенно слились с задним фоном. Мазки на заднем плане могут создавать эмоциональный фон вокруг основного рисунка, либо основной рисунок может создаваться как реакция на зад­ний план. Например, субъект, который вначале боялся показывать свои агрессивные влечения, может покрыть весь лист мазками мягкой формы. И только после этого он осмелится нарисовать центральную фигуру,

раскрывающую эти импульсы. В другом случае субъект может быть серь­езно обеспокоен «обнаженностью» центральной фигуры и уравновесит ее жирными, энергичными мазками на заднем плане.

Очевидно, что комбинации и конфигурации мазков бесконечны. Вертикальная линия может быть проведена от себя или к себе; она может быть прямой или извилистой; угловатой или закругленной; сделанной с сильным или слабым нажимом; может быть изолированной или окру­женной другими линиями.

Содержание. К содержанию рисунка относятся (1) видимое для наблюдателя изображение, то .есть объекты, фигуры и абстрактные обра­зы, изображенные им на листе, и (2) высказывания, которые он сделал по ходу или после рисования. Нулевым содержание можно назвать тогда, когда субъект занимается бесцельной мазней и неспособен дать на нее никаких вербальных реакций.

Возраст и другие факторы, влияющие на содержание рисунка. Возраст является очень важным фактором при рассмотрении содержания рисун­ка. Просто мазня будет абсолютно нормальной для трехлетнего ребенка, у которого экспрессивность сосредоточена на двигательной способности. В начальной школе у детей доминируют контурные изображения фрук­тов, домов, деревьев. Эти стереотипные рисунки обычно быстро разру­шаются, часто во время одного сеанса, и после этого появляются более динамичные изображения. Как и с цветом, у нормальных школьников мы наблюдаем снижение дезинтегрированной конформности содержа­ния в течение работы.

Материал для рисования пальцами провоцирует создание продук­тов особого рода. Например, очень часто рисуют пейзажи, в то время как наблюдается заметное нежелание изображать человеческие фигуры. Наи­более часто встречающееся содержание — это разнообразные вариации пейзажных тем. Из-за того что изображения человека встречаются отно­сительно редко, сложно придать человеческой фигуре какое-то особен­ное значение для интерпретации.

Организация содержания. Организация содержания является значи­мым диагностическим критерием. Наполи обнаружил, что структура со­держания важна для различения параноиков и шизофреников. У второй группы, отмечает Наполи, наблюдается два абсолютно не связанных между собой, независимых слоя или уровня в изображении. Работа сопровожда­ется словесными высказываниями, которые не имеют никакого внешне­го отношения к рисунку. Эртоу и Кейдис отмечают, что будет подробно описано позже, взаимосвязь содержания изображения и вербальных вы­ражений — это важный показатель развития эго у детей.

В рисунках параноиков Наполи обнаружил следующие характер­ные особенности организации содержания. Центральная фигура (симво­лизирующая самоотождествление) со всех сторон окружена и прикрыта защищающими фигурами (нарисованными таким образом, чтобы отра­зить нападение на центральную фигуру с любой стороны).

Паттерсон и Лайтнер (Patterson and Leightner) утверждают, что они не обнаружили существенных различий в содержании рисунка умствен-

но отсталых и нормально развитых, но при тщательном анализе у нор­мальных субъектов наблюдается тенденция в большей степени закраши­вать контур рисунка, чем у умственно отсталых, хотя у последних рисун­ки более структурированные.

Другие диагностические аспекты содержания. Значение содержания возрастает тогда, когда его можно рассматривать в сочетании с другими данными о субъекте, в частности со свободными ассоциациями и спон­танными высказываниями по поводу рисунка. Как мы увидим позже, наиболее эффективно использование этой техники в целостной терапев­тической ситуации.

Содержание рисунка часто служит для определения конфликта. Рисунок, изображающий две фигуры, с разных сторон обстреливаю­щие лодку, был сопровожден таким спонтанным высказыванием: «Два пирата сражаются за обладание золотом». Когда его спросили, не напо­минает ли это ему что-нибудь из собственной жизни, он после корот­кой паузы с горькой улыбкой ответил: «Прямо как мои родители, сра­жающиеся за то, кому я буду принадлежать». Когда спросили, задумы­вался ли он об этом раньше, ответил: «Почти нет». Отсюда мы видим, что вербализация содержания делает его гораздо более осмысленным, не только для экспериментатора, но и для самого субъекга. По этой причине хороший эффект приносит придумывание детьми рассказа по своей картине.

Процессуальный и последовательный анализ содержания. Наиболь­шую ценность приобретает содержание, когда оно наблюдается на про­тяжении серии повторяющихся тем. Преемственность тем и символичес­кие заместители делают процесс рисования пальцами родственным про­цессу сна. И на самом деле такое рисование может представить наблюда­телю изобразительное видение сна, подобные рисунки иногда называют «рисованные сны».

Например, в процессе одного сеанса рисования субъект превратил нарисованное животное в маленького мальчика. Символический замес­титель, уравнявший две фигуры, помогли понять защитные механизмы субъекта. «Рисованный сон» может также приоткрыть то, что спрятано за защитами. Вот случай Гарри, 10 лет. У субъекта было сильное чувство неполноценности из-за маленького полового органа и недоразвитых яичек. В течение серии сеансов он постоянно рисовал несложные большие объек­ты, которые этому маленькому мальчику очень хотелось бы иметь — фут­больный мяч, трубка и тому подобное. В то время когда его чувство не­полноценности было особенно сильным, он нарисовал огромных разме­ров футбольный мяч, а в игровой комнате он слепил из глины фигуру человека, потом сделал большой пенис и прикрепил его на подходящее место. Это иллюстрация проявления невыраженных бессознательных же­ланий в содержании рисунка.

И последнее предостережение относительно анализа содержания. Оно варьируется в зависимости от того, к какой теоретической школе принадлежит экспериментатор. Это, конечно, наименее определенная и наиболее интуитивная часть методики. Поэтому для проверки догадок

необходимо опираться на дополнительные данные. Символу не стоит приписывать какого-либо значения, если он появляется однажды. Субъек­ты, особенно дети, могут находиться под впечатлением дневных проис­шествий и легко могут выражать этот свой опыт. Для того чтобы сделать надежное заключение, мы должны искать постоянно повторяющиеся аспекты содержания и рассматривать их в совокупности с общей диагно­стической картиной.

Движения и жесты. Движения и жесты относятся к поведенческим категориям, поэтому мы обращаемся только к движениям тела, а не к тем движениям, которые влияют на образование конечного продукта. Поня­тия движений и жестов в большей мере относятся к движениям рук и пальцев, но также распространяются и на все тело, которое тоже бывает вовлечено в процесс. Движения также зависят от направления реакции — от себя или к себе — мышц-сгибателей или разгибателей. Жесты — это специфические действия, не зависящие от направления.

Жесты. Жесты обычно представляют собой очевидное внешнее выражение текущего чувства. Между конкретными жестами и вызвавши­ми их эмоциями наблюдается соотношение почти один к одному. Напри­мер, жесты, отражающие агрессивные импульсы, выражаются толчко­выми, хлопковыми, царапающими, скребущими, разрывающими жес­тами. Жесты, связанные с чувственностью, — это похлопывание, разма­зывание и пачканье. Пачканье представляет особенное сильное чувство удовольствия. Его можно описать как погружение ладоней на сильно ув­лажненную бумагу, часто щедро политую большим количеством краски. Жесты мягкие, плавные, нежные и часто сопровождаются такими вер­бальными высказываниями типа: «Восхитительно».

Конечно, разделение жестов на «чувственные» и «агрессивные» совсем неадекватно. На самом деле каждый жест передает очень специ­фичное ощущение, которое лучше всего выразить через определение идеи. И это будет более точно, чем детальное описание.

Поскольку жесты являются прямым выражением текущих ощуще­ний и настроений, они могут относительно быстро меняться. Например, субъект может начать рисунок с чувством удовольствия, поглаживая лист как объект любовной привязанности, но потом какой-то неожиданно фрустрирующий опыт изменит его жесты на грубое царапанье поверхно­сти, которое почти разрывает бумагу.

Иногда жесты проявляются с большим постоянством, что возмож­но говорит о соответствующем состоянии личности. Противоречивое ис­пользование амбивалентных жестов, таких как поглаживание и царапа­нье, может быть показателем конфликта чувств и отношений.

Движения. Движения могут иметь два основных направления — от субъекта и к субъекту. Они проявляются у субъекта с относительно боль­шим постоянством, чем жесты. Мы можем наблюдать у индивида много­образие жестов, в то время как он будет придерживаться одного и того же движения. Анализируя процесс рисования, мы можем различить, как противоположные движения отражаются в формировании рисунка. На­пример, рисуя дерево, субъект может начать с корней, двигаясь к веткам

и расширяя крону, или он может начать с верхушки дерева и дальше двигаться к корням.

Разумеется, это только крайние проявления базовых движений, в большинстве же случаев мы наблюдаем их модификации и «смазанные» крайности. Яркий тому пример — горизонтальные движения. Можно пред­положить, что базовые направления движений соответствуют типам пе­реживаний в тесте Роршаха. Форма движений может отражать основной метод удовлетворения влечений индивида. Мы наблюдали несколько субъектов, которые переходили от перекрестных движений к поступа­тельным движениям и сопровождали это изменение выражением радос­ти и удовлетворения, как будто они нашли свою особую форму самовы­ражения.

Ритм. Ритм — это повторяющееся последовательное использование паттернов или тем. Это могут быть особенности всех вышеописанных показателей — цвета, мазков, движений и так далее, и, как мы дальше увидим, даже ритмического изображения количества. Ритмическую орга­низацию можно изучать как через поведение индивида, так и через ко­нечный продукт.

В конечном продукте мы можем увидеть ритмическую организацию следующим образом. Например, это может быть предпочитаемый субъек­том выбор переплетения прямых и закругленных мазков, что может быть показателем контрастных отношений. Такой же ритм может быть отра­жен в предпочтении контрастного или постепенного перехода цветов.

Поведенческий ритм можно определить с момента первого кон­такта субъекта с краской. Определенные жесты могут повторяться или исполняться в особенной временной последовательности1. Даже позы и дыхание индивида могут быть подчинены ритмической организации.

Ритмическая организация одного индивида согласуется в разных категориях. Один и тот же характерный ритм может быть выражен разны­ми показателями. Изучение этого ритма может раскрыть особенности его подхода к выполнению задания. Таким образом, из-за относительно ус­тойчивых тенденций понятие ритма можно расширить до характерных особенностей подхода субъекта к выполнению задания.

Например, ритм индивида с навязчивостью может быть сложным, но не гибким. Он может содержать замысловатый узор линий и оттенков, но мы можем предсказать его повторение, так как индивид вынужден воспроизводить свои паттерны снова и снова. С другой стороны, мы ви­дим неуклюжий и монотонный ритм заторможенного субъекта — тот же цвет, те же движения. Существует также общий ритм спонтанных изме­нений. Здесь мы имеем постоянную гармоничную тему вокруг которой субъект постоянно что-то выстраивает и пытается развивать. Конечно, восприятие этого ритма зависит от глубоких суждений наблюдателя. Ритм может быть сильно индивидуализирован, и поэтому его нельзя описать в жестких категориях. Если мы считаем ритм характерной особенностью

1 Наполи утверждает, что наблюдаются половые различия во временной последо­вательности жестов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.