|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Аннелиз Ф. Корнер 28 страницаподхода субъекта к выполнению задания, то, наблюдая его, мы получим представление о стиле жизни индивида1. Ритм количества. Мы обнаружили поразительное постоянство в употреблении количества при рисовании пальцами. Заданное количество последовательно присутствует во всех категориях. Мы наблюдаем одинаковое количество изображенных объектов, одинаковое количество мазков для данного рисунка, одинаковое количество произведенных жестов. Содержание и вид рисунка п процессе работы могут значительно изменяться, но заданное количество скорее всего сохранится. Мы можем говорить о постоянном «личном числе». Более того, может иметь место заметное постоянство в расчленении этого личного числа. Например, постоянное число «четыре» может появляться в форме «три и один» или «два и два». Мы заметили, что это «личное число» соответствует количеству членов в семье субъектов, а его расчленение соответствуют чувству, которое он испытывает по отношению к членам своей семьи, включая его самого. Характер расчленения может быть отражен в любой категории. Подобным образом субъект может представить число четыре, рисуя три красные фигуры и одну черную, аналогично — три прямых мазка и один волнистый. Обычно такое расчленение обозначает различную степень привязанности или враждебности. Диагностическое понятие ритма количества дает клиницисту представление о бессознательном опыте индивида в семейной структуре. * ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДА РИСОВАНИЯ ПАЛЬЦАМИ С терапевтической точки зрения более важно не то, что индивид создает в качестве продукта рисования пальмами, а то, что он приобретает новый субъективный опыт. Поэтому в этой части основной акцент будет делаться на получение субъектом нового опыта в процессе рисования палъдами. В клинической ситуации невозможно провести четкое разделение между диагностикой и терапией. Рисование пальцами может включать как проживание, так и «прорисовывание» проблем субъекта, и это «прорисовывание» очевидно для наблюдательного терапевта. Таким образом, рисование пальцами терапевтично, будучи диагностичным и диагнос-тично, будучи терапевтичным. В процессе терапии ситуация рисования предоставляет индивиду средство коммуникации со своим внутренним «я», которое субъект не может выразить вербально. Под коммуникацией Бич (Beach) имеет в виду степень, до которой для «художника» и наблюдателя рисунок выражает 1 См. работы Альфреда Адлера, предложившего и разработавшего этот термин. Особенно см. «Понимание человеческой натуры* (Understanding Human Nature), «Проблемы невроза» (Problems of nevrosis), «Изучение физической неполноценности и ее психической компенсации» (Study of organ inferiority and its psychical compensation). Рис. 21. Несдерживаемые, свободно проявляющиеся влечения на рисунке пальцами Нарисован делинквентной пятнадцатилетней девочкой, иллюстрирует несдерживаемую «экспансию», неограниченность, свободно проявляющиеся влечения. опыт — физический, кинестетический, интеллектуальный и эмоциональный — то, что изображено в цвете и пространстве. Это интеграция внутренних чувств и внешнего опыта. Чем более глубоко прочувствован опыт, тем более близкая коммуникация достигнута. Это как раз тот тип коммуникации, который обеспечивается рисованием пальцами и которую терапевт должен установить с субъектом, чтобы эффективно включить рисование пальцами в общую терапевтическую ситуацию. Рисование пальцами имеет терапевтическую функцию помощи в эмоциональной подготовке к вербальному и интеллектуальному принятию инсайта. Язык — самое сильное терапевтическое средство, но оно эффективно только тогда, когда субъект может воспользоваться как конкретными, так и абстрактными его смыслами. Рисование пальцами позволяет задействовать скрытный материал, который привлекает эмоциональный опыт. Такое «отыгрывание» или «отрисовывание» прокладывает дорогу для вербальной «проработки» проблем субъекта. Этот процесс может быть наглядно проиллюстрирован случаем. Б. Р., женщины двадцати семи лет. Б. Р. пришла в клинику с соматическими симптомами: неспособность глотать твердую пищу, тошнота, негнущаяся шея, бессонница. В ходе терапии выяснилось, что одним из аспектов ее проблемы была профессиональная адаптация. Она была пианисткой, но собственное испол- ненис ее не устраивало, поэтому она оставила свое занятие. Терапевт выяснила, что многие страхи пациентки были спровоцированы, действиями, которые, как она знала, ее мать могла не одобрить. Мать, которой Б. Р. восхищалась, как очень умелой женщиной, пыталась вселить в нее сильное стремление к совершенству. Страх провала при достижении совершенства был источником ее профессиональных трудностей. Когда ее чувство неудачи становилось особенно сильным, она изображала рисунки, содержащие три абстрактных фигуры, и затем проводила четкий, широкий, жирный мазок, отделяющий одну от двух других. После этого у него появлялись признаки избавления от напряжения. Она использовала удовлетворенные,-поглаживающие жесты и нежные мазки. Когда ее спросили, что обозначают две и одна фигуры (см. ритм количества), она сказала, что одна фигура слева это ее мать. А две другие она обозначила как своего отца и саму себя. Как выяснилось позже, через этот рисунок она начала осознавать свое желание избавить себя от сдерживающего ее .влияния матери, хотя во время рисования это и не было вербализовано. Последующие интервью сделали возможной проработку этой проблемы, и после этого она стала готовой принять данную выше интерпретацию. Способность освободиться от сдерживающего влияния избавили ее от психосоматических симптомов. Перед рисованием терапевт пыталась подвести обсуждение к вопросу взаимоотношений, но пациентка абсолютно не желала признавать их имеющими отношение к делу. Она не была способна этого принять. Но в процессе рисования пальцами она смогла открыто встретиться с личностно-эмопиональной проблемой, которую до этого была не готова воспринять. Проблема дозрела до «разговорного» уровня после завершения рисунка. Приняв эмоциональное содержание, она была готова расширить свое вербальное сознавание. Другая функция терапевтического процесса, которую может взять на себя методика рисования пальцами, — это катарсис. Часто субъект позволяет себе «отыграть» или «отрисовать» свою враждебность в ситуации рисования. Сопротивление, которое считается частью терапевтического процесса, может проявить себя в неспособности субъекта выдавать такой материал, как сны, фантазии и свободные ассоциации. Рисование пальцами может играть вспомогательную роль в нахождении пациентом способа преодоления сопротивления. Методику рисования пальцами также успешно используют в качестве «барометра» терапевтического процесса, помогающего терапевту интерпретировать и выстраивать терапевтические тактики. РЕЗЮМЕ И ОЦЕНКА В цели этой работы не входило поднять технику рисования пальцами над другими методиками. Однако нам кажется, что рисование пальцами, являясь диагностическим дополнением к другим проективным методам, предоставляет специфические данные, полезные с терапевти- Рис. 22. Рисунок пальцами, иллюстрирующий деструктивное сопротивление ческой точки зрения. Как динамический инструмент она имеет уникальное преимущество, т.к. может быть задействована как часть терапии. Итак, подведем итоги касательно основных, вкратце упомянутых преимуществ и характеристиках этого метода. А. Рисование пальцами предоставляет наиболее подлинную проекцию личности. Как задание, относительно свободное от моторных ограничений, социального давления, рисование пальцами обеспечивает минимальную вероятность неудачи. Это веселое занятие, и оно способствует установлению контакта. Полное отвержение задания бывает редко. Как исполнительная методика, рисование пальцами не зависит от языкового фактора. Она вызывает сильные эмоции, сопровождаемые спонтанными вербализациями, что легко дает толчок продуцированию фантазий, подлинным проекциям личности на пластичном поле. Б. Рисование пальцами — очень гибкая диагностическая методика. Посредством метода процессуального анализа, наблюдая каждый предпринимаемый субъектом шаг на пути к конечному продукту, экспериментатор способен прийти к пониманию концептуальной картины мира испытуемого, его изменения в эмоциональном плане и символического значения содержания. Методика рисования пальцами достаточно чувствительна к показателям эмоционального роста, поэтому повторное ее использование в течение длительных периодов времени особенно полезно в процессе терапии. Один субъект может нарисовать любое количество изображений, проблема эквивалентных форм при этом не стоит. Интерпретация различных категорий, таких как использование пространства, цвет, мазки, близка к предлагаемой в других проективных методиках, таких как рисование карандашами или тест Роршаха. В жестах субъекта мы видим прямое выражение его текущих чувств. Понятие ритма дает нам истинно индивидуальную картину характерных особенностей субъекта при подходе к заданию, что проливает свет на стиль его жизни. В ритмической организации количества рисование пальцами может дать клиницисту графическую картину субъективного опыта индивида в структуре семейных отношений. В. Рисование пальцами является эффективным инструментом как часть терапевтической ситуации. Ситуация рисования позволяет быстро перемещаться от терапии к диагностике и наоборот. Задание создает уникальный опыт, который может извлечь и позволяет эмоционально «отрисовать» прежде закрытый материал. Это часто стимулирует субъект принять инсайт на сознательно вербальном уровне, что до того было невозможно. В некоторых случаях «рисованные сны» могут помочь субъекту воспринять свою проблему; он может почувствовать свое сопротивление и его причины. Это может открыть дорогу для дальнейшего продолжения плодотворной терапевтической работы. Здесь мы ознакомились только с одним подходом к личности, который включен в эшелон проективных методик. Эти методики основываются на аналогичных фундаментальных положениях и в некоторых случаях запускают один тот же концептуально-терминологический аппарат. Мы часто пытались соотнести исследования рисования пальцами с другими связанными с этой методиками. Важное значение имеет определение дальнейших взаимоотношений между различными видами данных, полученных по разным проективным методикам. Гипотеза, лежащая в основе проективных методов, будет подтверждена в той степени, в которой будет найдена согласованность между ними. Методика рисования пальцами может считаться подходящей под определение проективных методик в целом в той степени, в которой ее данные согласуются с данными других методик, особенно в отношении диагностических, критериев. Г. М. Прошанский ПРОЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА ТЕСТ ЛЮШЕРА, ТЕСТ ЦВЕТНЫХ ПИРАМИД, VAT'60, MDDT и др. Ранее в этой книге была сделана попытка сформулировать классификацию проективных методик по трем признакам. Один из них (первый) — это стимул. В других местах обсуждалось понятие структуры в отношении проективного стимула. Совершенно неструктурированное визуальное предъявление может быть получено только после полного устранения формы. Остается цвет. Поэтому если нам необходим неструктурированный стимул для проективного исследования личности, то цвет как раз и будет решением этой проблемы. Цвет, конечно же, является неотъемлемым элементом теста Роршаха и мозаичного теста, но в обоих этих методиках равное или наибольшее внимание уделяется иным аспектам реакций. В этой статье собраны краткие описания ряда известных и не очень методик, все из них основаны на эксплицитном или имплицитном выборе цвета. Мы не будем пытаться обсуждать другие формы реакций на цвет. Много уже было написано, часто на спекулятивном или даже метафизическом уровне, о влиянии цвета на человека и животных. Такие работы способствуют недоверию, с которым обычно говорят о «цвете и личности». Другой существенный момент состоит в том, что многие ранние исследования предпочтения цветов были основаны на произвольном выборе, во многих случаях сами цвета даже не предъявляли, только называли. Психологический анализ аспекта цветовых ощущений отличает яркость и насыщенность от оттенка, переменной, по которой мы обычно даем названия цветам. Различные люди по-разному представляют, какое название (как в коннотативном, так и в денотативном смысле) представляет какой цвет. Первое (то есть ассоциации индивида, связанные с различными цветами) можно достаточно легко изучить, последнее менее пригодно для экспериментального подхода, и, насколько автору было известно, вообще редко используется, кроме как в отношении к цветовой слепоте. Очевидно, что любая техника, имеющая своей целью связать впечатление или применение цвета с личностью, должна использовать контролируемые предъявления, предпочтительно распределенные по оценкам Мюнселля (Munsell) или другой соответствующей системе. Можно ли обойтись без этого в тех случаях, когда цвет играет второстепенную роль, или же использовать как одну из изучаемых переменных, остается спорным вопросом. ТЕСТ ЛЮШЕРА МАТЕРИАЛ и ПРИМЕНЕНИЕ Цвета предъявляются на карточках с матовой поверхностью, по размеру немного больше, чем обычные игральные карты. Номера на обратной стороне карточек соответствуют цветам следующим образом; 0 серый: нейтральный серый. 1 синий: очень темный, ненасыщенный синий. 2 зеленый: очень темный, голубовато-зеленый. 3 красный: насыщенный алый, описанный, самим Люшером как «оранжево-красный». 4 желтый: ярко-желтый с очень легким зеленоватым оттенком. 5 фиолетовый: скорее, пурпурный, как красная анилиновая краска. 6 коричневый: не яркий, немного красноватый коричневый. 7 черный. Руководство к применению: разложить карточки в случайном порядке полукругом, объяснить испытуемому, что ему надо выбрать цвет, который ему больше всего нравится. Особо отмечается, что сам выбор не должен ни от чего зависеть, например от цвета одежды. Выбранная карточка откладывается в сторону цветной стороной вниз, цвет выбирается еше раз, и карточка снова откладывается и так далее, пока все цвета не будут проранжированы и записаны. Затем карточки перемешиваются, выкладываются заново, и процедура повторяется. Второе ранжирование не должно зависеть от первого, то есть испытуемый не должен пытаться воспроизвести его или преднамеренно изменить. ОЦЕНКА и ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Интерпретация во многом основывается на тех позициях, которые занимают цвета в последовательности выборов. Эти позиции определяют то, что Люшер называл «функциями», связанными с аспектами переживаний индивида или жизненной ситуацией. Способ, по которому выборы связываются с функциями, различается в зависимости от того, было ли ранжирование единственным или двойным, как рекомендуется. В первом случае, то есть при единственном ранжировании, система гораздо более простая. Знаками «+», «х», «=» и «—» обозначаются цвета в парах в порядке ранжирования, как в данном примере: 1 5036724 + + X X - = Эти знаки используются для обозначения функций, интерпретируемых следующим образом: Функция «+» сильное предпочтение «Желанные цели» Функция «х» предпочтение «Существующая ситуация» Функция «=» безразличие «Сдерживаемые характеристики» Функция «—» антипатия или отказ «Подавленные характеристики» В дополнение первый и последний выборы также группируются „вместе, чтобы получить так называемую функцию «+ —», так сказать, связанную с «актуальной проблемой». Если же делается и второе ранжирование, то знаки распределяются иначе: Все случаи двух соседствующих цветов в обоих цветовых распределениях, обводятся, как показано выше. Соседство может сохранить порядок выборов, как в случаях с 1 и 5, 5 и 0, или же порядок может стать обратным, как в случае с 3 и 6 в первом ранжировании, которые ставятся как 6 и 3 во втором. Затем по «группам» (парам) или единичным номерам распределяются знаки: «+»-— для первого выбора, «х» — для второго п «—» — для последнего; знак «—» ставится у всех сохранившихся групп или единичных номеров. Отметим, что когда группы частично совпадают, то номер, появляющийся для обоих, принадлежит двум «функциональным» группам. Люшер полагает, что второе ранжирование более «спонтанно» и, следовательно, более валидно по сравнению с первым. Таким образом, вышеизложенный «отбор» будет записываться так: + 1 +5; х5хО;=6 =3; -2 =4; -7; +1 -7. Интерпретация проводится с помощью «интерпретационных таблиц», которые содержатся в руководстве. Эти таблицы разъясняются для получения «значения» каждого из паттернов. Из руководства не вполне понятно, должен ли быть использован материал первого ранжирования. В данном примере это будет так: + 1+5; х5хО; =3=6; =7; -2-4; в конце +1 —2 и +1 —4. Краткое изложение теории Люшера вы можете найти ниже. Необходимо отметить, что синий, зеленый, красный и желтый (пронумерованные соответственно 1, 2, 3 и 4) называются «основными» цветами, а другие — «добавочными». Утверждается, что хорошо приспособленный индивид в целом должен отдавать предпочтение психологическим основным или «базовым» цветам, а не «дополнительным» — «ахроматическим» — черному, серому и коричневому. Считается, что отказ от основ- ных цветов является показателем тревожности; соответственно любой основной цвет (1, 2, 3, или 4), появляющийся на одной из последних трех позиций, отмечается буквой А (первая буква слова «anxiety» (англ.) — тревожность), любой цвет, следующий за этим, отмечается также. Считается, что «компенсация» тревожности проявляется в предпочтении ахроматических цветов: ахроматический цвет (6, 7 или 0), появляющийся на одной из первых трех позиций, отмечается буквой С (первая буква слова «compensation» (англ,) — компенсация), таким же образом отмечаются цвета, стоящие до этого. «Интенсивность», или «компенсация» тревожности отмечается восклицательными знаками: один для основного цвета на шестой позиции, два на седьмой и три на восьмой; так же и для ахроматических цветов на третьей, второй и первой позициях соответственно. Общее количество восклицательных знаков в одном ранжировании (максимум 12) используется как показатель плохой адаптации. Если во втором ранжировании их меньше, чем в первом, это свидетельство хорошего прогноза. На примере 1000 «нормальных» взрослых показано, что среднее количество восклицательных знаков примерно равно 2—3, а в более чем 25 % случаев их вообще не было. Далее классифицируются «функциональные группы» (или «выборы цветов», то есть единичные цвета или пары) на основании той степени, в которой они «психологически желательны». Это обозначается звездочкой с максимальным значением три. Чем больше звездочек, тем меньшая «желательность». Говоря в общем, ахроматические цвета в позиции «+» и основные цвета в позиции «—» увеличивают «нежелательность», но так же справедливо и то, что «нежелательность» показывает отклонение от нормы. Приводимые цифры, охватывающие процентное отношение всех «+» и «—» выборов, взяты из результатов 36892 тестов, проведенных на студентах мужского пола в возрасте 20—30 лет. Порядок встречаемости «+» выборов был следующим: красный, зеленый, голубой, фиолетовый, желтый, коричневый, черный. Причем фиолетовый, являющийся «основным» цветом, выбирался более часто, чем желтый, и это отражено в распределении звездочек. Однако фиолетовый к желтый меняются местами в частоте «—» выборов. ОБОСНОВАНИЕ Мы уже ссылались на предположение, что «основные» цвета «должны» предпочитаться. Особые значения приписываются отдельным цветам: для черного («отказ» или «отречение») и серого («невключенность»); они, как и следовало ожидать, редко сопряжены с функциональным значением «желанные цели», и, таким образом, предпочитаются людьми, чья приспособленность или жизненная ситуация, так иди иначе, не удовлетворены. Некоторые показатели значения, приписываемые сохраняющимся цветам, вы сможете найти ниже в таблице 6 вместе с атрибутами из другого источника. Лтошер также посвящает раздел своей книги описанию «структурного значения» «цветовых пар». Может показаться, что слишком многое выводится из связи двух цветов, почти равнозначной динамической интеракции, благодаря соседству в пространстве или последовательности во времени. Хотя определенный элемент последнего и задействован, в виду того что выборы были сделаны один за другим, мы должны помнить, что связь цветов, образующих пару, произвольно определяется правилами, лежащими в основе распределения знаков, особенно в случае кодирования единичного ранжирования. Можно отметить, однако, что Клар (Klar) в своей последней статье предполагает, что проводить два ранжирования — это нормальная практика: «Каждый тестируемый, — пишет Клар, — совершает выбор дважды для того, чтобы могли быть сформированы «группы». Большинство подробностей значений, приписываемых каждому цвету, унаследованы из убеждения Люшера в том, что различные цвета определенным образом связаны с конкретными основными категориями поведения. Эти категории представлены в виде двойной дихотомии: с одной стороны, это «автономия» и «гетерономия», с другой — «активность» и «пассивность». Последние термины, возможно, некорректны, и Люшер иногда заменял «активный» на «эксцентричный», а «пассивный» на «сосредоточенный», В дальнейшем он говорил, что экстраверсия и интроверсия имеют близкое сходство с этой дифференциацией, но не соответствуют ему полностью. Эксцентричный индивид взаимодействует со средой, «влияя на нее или используя ее стимулы». Для сосредоточенного индивида среда представляет собой расширение «я». Различие между «автономией» и «гетерономией» лучше всего объяснить, если сравнить его с различием между «причиной» и «следствием», что наиболее подходит к тому, что обычно понимается под «активностью» и «пассивностью». Таким образом, в целом основные цвета классифицируются в рамках данных понятий следующим образом:
Зиув (Zeeuw) очень жестко критиковал Люшера за то, что отнесение цветов к категориям поведения чисто интуитивно и не основывается на «межиндивидуальной идентичности восприятия цвета». Все же более спорным остается приписывание значения позициям континуума выбора, как было замечено ранее. Можно еще принять в общих чертах значительность первого и последних выборов, но нет никакого рационального объяснения приравнивания «х»-функций к «существующей ситуации» (однако см. далее). Функции «=» иногда называются «безразличием», и в этом свете тот факт, что правила кодирования иногда делают категорию довольно обширной, приобретает смысл. С другой стороны, приписывание автором к этой категории значения «сдерживаемых характеристик» или «поведения, не подходящего к существующей ситуации», кажется необоснованным. Некоторыми университетами были проведены несколько экспериментальных исследований. Приведем два примера. 1) В исследовании визуального восприятия, осуществленного в Эдинбургском университете, тест Люшера был проведен на семидесяти испытуемых студенческого возраста. Изучение «х»-функций выявило ряд значительных корреляций с релевантными шкалами: 16-факторным опросником и опросником динамической личности Крайгера (Crygier's Dynamic Personslity Inventory), обеспечив таким образом, эмпирическую поддержку взаимосвязи «х»-функции и «действительным положением дел». 2) Более полная информация получена из исследования, проведенного Доу (Dow) в Абердине под руководством Бурсилла (Bursill). Критериальные группы состояли из двадцати сильно тревожных и двадцати слабо тревожных индивидов, отобранных по результатам вторичных факторов шестнадцатифакторного опросника 16 РН 319 студенток медицинского колледжа. Отбор был затем подтвержден шкалой Тейлора на проявление тревожности. Средняя люшеровская оценка тревожности для двух групп составляла 3,65 и 0,55 соответственно — разница существенная, если применить проверку / на уровне 0,001. Так как распределение оценок по Люшеру для слабо тревожной группы имело явно J-образную форму, то полученная информация была оформлена следующим образом:
Проверка через хи-квадрат показала, что такое распределение также приводит к результатам, стоящим значительно дальше уровня 0,001. Другие гипотезы, проверенные Доу и Бурсиллом, в основном связанные со «значениями» особых цветовых выборов, не подтвердились, Нам кажется, что по крайней мере некоторые из претензий, предъявленных тесту Люшера, заслуживают дальнейшего рассмотрения. «ПОЛНАЯ» ВЕРСИЯ ТЕСТА ЛЮШЕРА Имеющиеся в нашем распоряжении источники «полной версии» теста Люшера на английском языке упоминают 73 цвета, расположенных на семи полосах, Но это заблуждение, как станет очевидно из дальнейшего описания: количество различных цветов гораздо меньше, число 73 показывает количество цветных квадратиков, предъявляемых в различных комбинациях. Но полос действительно семь: 1. Серая полоса, состоящая из черного, белого и трех оттенков серого. 2. Восьмицветная полоса, содержащая восемь цветов, из которых состоит сокращенная версия теста. 3. Полоса четырех основных цветов: синий, желтый, красный и зеленый на восьмицветной панели представлены в парах в шести возможных сочетаниях. 4. Синяя полоса. 5. Зеленая полоса. 6. Красная полоса. 1. Желтая полоса. На каждой из последних четырех полос основной цвет представлен вместе с тремя вариантами, созданными с помощью примеси трех других цветов. Четыре варианта в каждом случае представлены парами, так же как и в случае с полосой, состоящей из четырех основных цветов. Цветовые стимулы представляют собой квадратики со стороной 28 мм. Каждая полоса представлена на отдельной странице в брошюре. На полосе 1 квадратики расположены в шахматном порядке, на других полосах — бок о бок в парах. Работа облегчается лекалом. Клар в своей неопубликованной работе предполагает, что предпочтительнее начинать с восьмицветной, а не серой полосы, так как «многолетний опыт показал, что большинство людей более легко реагируют на цвет, а не на оттенки серого». Звучит это крайне разумно, так как это нововведение также служит для отделения восьмицветного задания от спаренных сравнений основных цветов. Клар далее рекомендует повторять восьмицветное задание в конце теста. Так как цветовые стимулы нельзя взять в руки, как в сокращенной версии, то процесс ранжирования очень затруден. Предъявляя восьмицветную полосу, испытуемого просят выбрать пять цветов в порядке убывания, а последние три в обратном порядке. Вдобавок к этому «можно поставить запятую между теми цветами, которые нравятся больше всего, и теми, которые просто нравятся, а точка с запятой между ними и теми, которые нравятся меньше всего». Для серой панели задание несколько проще: испытуемого просят выбрать три цвета, а затем выбрать тот, который ему «меньше всего нравится». Для аналитических целей первые два выбора помечаются знаком «+», а последний — знаком «—». Объяснение предпочтений в рамках серой полосы довольно непонятны: использование этой полосы связано с «настроением», но складывается впечатление, что этой полосе уделяется относительно мало внимания. При предъявлении полос 3—7 «неполные» (то есть несогласованные) выборы, приводящие к связанным категориям, устраняются повторным предъявлением серий. (Но такое редко бывает необходимым.) На этих полосах каждый цветовой стимул различается буквенным символом, определяющим, какой цвет был добавлен, если, конечно, это не сам чистый цвет. Люшер связывал каждый из них с «функциональной структурой», в рамках которой проводится большая часть интерпретаций, не таких, как при восьмицветном выборе. Эти символы и их значения собраны в таблице 5, вместе с более полным определением того типа информации, который дает каждая полоса. Это английская версия в переводе Клара. Таблица 5 Полная версия теста Люшера: «функциональные струкуры» Синий I «идеальное инвестирование» «позиция по направлению к другим» Зеленый D «защитный» «самоуважение и сила воли» Красный О «агрессивный» «состояние стимуляции и влечения» . Желтый Р «проективный» «ожидания и взаимоотноше- ние с окружающим миром субъекта» Некоторые отдельные слова могут озадачить читателя, или даже показаться неверными. Под термином «инвестирование» следует понимать «катексис». В немецком тексте так же используется много разговорных слов для объяснения трех других терминов: «Р — «Erwartung» (ожидание); D — «Selbstbehauptung» (самоуважение); О — «Trieb» (влечение). Сумма выборов вычисляется для каждой из этих функциональных структур и обозначается «+» или «—», если стоит намного выше или ниже нормы. Заметим, что, как и в случае с тестом цветовой пирамиды, которая будет описываться далее, руководство дает очень полную статистическую информацию.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|