|
|||
Аннелиз Ф. Корнер 10 страницаОднако необходимо выделить дополнительный тип вербального ответа, называющийся «ассоциативным», так как можно доказать, что интерпретативные ответы отражают одновременно различные психологический процессы, для исследования которых годятся и техника Рор-шаха, и ТАТ. Метод Роршаха иногда иронически называют техникой, в которой испытуемый ассоциирует себя с чернильными пятнами. Общепризнанно, что сам Роршах использовал термин «ассоциация» довольно часто, и Экснер (Ехпег) вслед за Беком (Beck) употребляет словосочетание «период свободных ассоциаций» в отношении ответа испытуемого во время первого предъявления пятен. Однако цель Роршаха заключалась в другом. Форма его вопроса «Чем это может быть?» предполагает акт перцепции, и если испытуемый свободно ассоциирует, как иногда случается, выявленная информация может иметь клинический интерес, но является строго «фоновой», поскольку речь идет о тестовых данных как таковых. Отчасти точно также в ТАТ испытуемый иногда «ассоциирует себя» с картинкой, вместо того чтобы рассказывать историю, и в то время как это поведение имеет диагностическое значение или может даже рассматриваться как форма конститутивного ответа, по Франку, оно не относится к прямой рассматриваемой задаче. Однако ассоциация представляет собой тип ответа, очевидно, имеющий прямое отношение и на деле составляющий самую суть словесно-ассоциативных техник. Она также является основой Реактивного теста Брука — техники, изначально придуманной для использования в сфере профориентации, но одновременно имеющей претензию на проективную функцию. Проективные задания или тесты обычно предоставляются в неограниченной условиями форме, то есть испытуемый может свободно выразить свою интерпретацию или ответ. Для подстраховки обычно также упоминается о том, что «правильных» ответов не существует, даже если этот тест на деле все же чем-то ограничен. Иными словами, ни одно ценное рассуждение не проходит мимо исследователя. С другой стороны, многие техники требуют особых форм полезных высказываний со стороны испытуемого. Поэтому в качестве отдельной категории выделяется тип ответа, который включает выбор, ранжирование или другое распределение некоего числа стимулов. Среди только что упомянутых тестов только Сонди подпадает под эту категорию. Однако были сделаны по- пытки по введению структур с готовыми вариантами ответа в другие существующие техники, например в технике Роршаха. Это изобретение заметно уменьшает количество проблем по анализу получаемой информации, но вместе с тем готовые ответы ограничивают возможный диапазон ответа самого испытуемого и могут помешать ему в выражении своего реального переживания в отношении отдельных стимулов. Кроме того, они могут приписывать субъекту опыт положительной перцепции, которого он в действительности не имел. Проиллюстрируем это на примере теста Сонди: распространенной является реакция, когда испытуемый отмечает, что, говоря по правде, он не может сказать, что какое-то из лиц ему «нравится» — на самом деле он все находит отталкивающими. В правилах к данной технике говорится о том, как избежать такой ситуации, но это примечание теряется при оценке. Поэтому большинство про-ективистов скептически настроены по отношению к введению структур с готовыми вариантами ответа в методы, что, по сути, нельзя назвать полностью проективной техникой. Техники, базирующиеся на распределении стимульного материала или на его выборе, конечно, не обязательно искажают оценку опыта испытуемого. Исходя из целей классификации следует сгруппировать такой тип ответов, как содержащих элементы обоих вундтовских методов — и «импрессивных», и «экспрессивных». Последнее особенно очевидно, если испытуемому требуется разложить стимульные объекты в определенном порядке в смысле физического соседства в соответствии с предпочтениями или какими-то другими критериями. Это возвращает нас к техникам, требующим «манипулятивных» типов ответа, которые были охарактеризованы выше. Подвиды внутри этой категории различаются по аналогии с «конститутативной» и «конструктивной» категориями у Франка. Однако это указывает, что точное разграничение в реальности невозможно. Скорее всего ответы, предполагающие манипулирование с материалами и пр., распределяются по шкале, крайними точками которой являются «творчество» и «репродукция». Ограничение в данном случае может налагаться как характером стимульного материала, так и инструкциями, получаемыми испытуемым. При этом трудно определить, является ли моделирование из глины более творческим процессом, чем работа с мозаикой по тесту Ловенфельд. Гораздо меньше сомнений вызывают техника «Рисунок человека» и подобные ей, образующие группу, которая, кстати, не может быть классифицирована на основе характера стимульного материала, если не принимать во внимание образно-визуальный стимул или если не считать за стимул бумагу и другие материалы для рисования. На другом полюсе располагаются техники, требующие «репродукции», или копирования чертежей или рисунков, представляющие собой отдельную проблему. Как и в случае с «незаконченными предложениями», могут возникнуть сомнения в том, достаточно ли оснований, чтобы называть эти техники проективными. Характерной чертой проективного метода считалось то, что при его проведении значение того, что делает испытуемый не так очевидно, как в техниках «самоотчета». Как бы то ни было, большинство проективных техник требуют по крайней мере немного того, что можно назвать «вовлеченностью», которая не всегда может быть произвольной, но все же личностно окрашенной. С другой стороны, если основное внимание при выполнении задания уделяется точности или какой-то форме «усилия», то, по-видимому, образуется установка на непринужденность. К техникам такого типа относится Бендер-гештальт тест, проективные функции которого оцениваются весьма высоко. Полное (и подлинное) название этой техники «Визуально-моторный гештальт-тест» указывает на ее характер и в какой-то мере отражает ее функции. Материал тестов состоит из девяти рисунков, располагающихся по порядку — от тех, где точки распределены равномерно по всей поверхности листа, до тех, в которых изображенные фигуры напоминают субтест Бине «Моделирование по памяти». Однако в методе Бендера рисунки испытуемому предоставляются по одному, а затем копируются им. При этом внимание уделяется как готовому рисунку, так и позам и движениям испытуемого в процессе рисования; этим объясняется употребление слова «моторный» в названии теста. Данный тест был предназначен для клинической диагностики особых форм личностных расстройств, а также для изучения психических отклонений и органических повреждений мозга. Анастази обсуждает этот тест в одной из глав своей книги «Измерение умственного расстройства». В подобных областях исследования указанные техники будут иметь несомненную ценность, хотя взаимосвязанность умственных и психических функций становится в большей степени признанной. Между крайней «творческой» и «репродуктивной» позициями, обозначенных нами, располагается группа «манипулятивных» техник, к которым применим термин «распределяющие». Они довольно легко поддаются классификации, хотя даже здесь могут быть выделены подгруппы и опять в зависимости от очень широкого характера материала. Если материал реалистичен (или «репрезентативен»), то ведущими становятся игровые функции, и возможность психометрической оценки понижается. Если материал более формальный, или «абстрактный», то имеют место противоположные тенденции, но и в этом случае «экспрессивная» функция не исчезают полностью. Как уже отмечалось выше, техники «манипулятивного» типа -лучший пример ответов, относящихся к категории «катартических» у Франка. Однако отмечается, что в данном контексте не совсем корректно использование термина «ответ». Все это подводит нас к рассмотрению последнего измерения в нашей трехступенчатой классификации, которому трудно подобрать точное название. В качестве наиболее близкого можно предложить слово «цель». При обращении к ситуации, сложившейся в настоящее время в области оценки личности, автор стремится привлечь внимание к различным, иногда противоположным, точкам зрения, где, с одной стороны, характер личности представляется подверженным различным измерениям, а с другой — ее измерительный анализ игнорируется. В последнем случае оценка личности делается на основе предсказания. Как бы там ни было, расхождение между двумя позициями углубляется. Это расхождение аналогично описанному Дильтеем конфликту между «объяснительной» и «анализирующей» функциями психологии. Применяя данную идею к функциям проективного тестирования, можно заметить, что некоторые техники приспособлены так, что допускают постановку диагноза или определения их типа или позиции в континууме, тогда как другие, хотя фактически они могут использовать ту же терминологию и категории классификации, таковы, что их находки удобнее всего фиксировать в форме так называемого отчета. Если мы обратимся к практике военного отбора, то увидим, что во время активной деятельности Департамента по отбору на военную службу для кадровых психологов было обычной практикой использование проективного и другого доступного печатного материала при составлении «личных дел». Впоследствии, данные стали записывать в пятибалльной системе между 20 и 30 «профильными полями». На практике перемены представляли собой продвижение от «глобальной» трактовки, по существу, одних и тех же данных, к «мерной», что облегчало их последующий анализ и исследование. Между тем прогностические оценки не отменялись полностью: психологу, занимающемуся отбором, необходимо было предсказать, как изменится данный кандидат при переходе с одной ступени на другую в последующей служебной карьере. (К сожалению, результаты этих прогнозов, насколько известно автору,-в настоящий момент недоступны.) Проективные и схожие с ними техники можно также классифицировать в соответствии с типом выявляемой информации, что в общих чертах определяется как диагностика или описание. Замечу, что применение этих техник полезно и интересно не только для исследователя или клинициста, но и для самого испытуемого. Ранее мы выразили недовольство по поводу включения «катартической» категории в иерархию ответов у Франка. Тем не менее функции катарсиса заложены в игровых техниках, и о них можно упомянуть в классификации, основанием для которой служит «цель». К тому же кроме активизации фантазии человека, как это видно при использовании «манипулятивных» техник, любая тестовая ситуация предполагает взаимодействие испытателя и испытуемого, и не исключает возможности «переноса» этих отношений. В некоторых проективных методах терапевтическая цель становится главной или единственной; среди исключений наиболее известными являются Проективные картинки Пикфорда, в которых терапевтические цели предшествуют диагностическим. Итак, краткое резюме нашей трехступенчатой классификации проективных методик выглядит следующим образом: стимулы: вербальный; визуальный; конкретный; другие модальности; ответ: ассоциативный; интерпретативный; манипулятивный; свободный выбор; цель: описание; диагностика; терапия. Особенностью данной классификации является то, что последний пункт каждой категории, выпадает из общего строя или является противоположностью другим пунктам. Не исключено, что это явление — источник частичных совпадений между категориями, о которых говорилось ранее. P. Хappоуэp ТЕСТ РОРШАХА ВСТУПЛЕНИЕ Тест чернильных пятен Роршаха назван по имени его создателя швейцарского психиатра Германа Роршаха (1884—1922). Его ключевой труд «Психодиагностика», где он изложил основы и опыт применения методики, увидел свет в 1921 году. Новизна данной методики состояла в том, что ответы испытуемый давал самостоятельно, а не выбирал из числа предложенных, что позволяло избежать внешней детерминированности ответов, которые в данном случае в большей степени оказываются обусловленными особенностями восприятия и прошлым опытом испытуемого. Таким образом, оказалось возможным, по мнению Роршаха, установить связь между продуцируемым фантазийным материалом и типом личности. Если до Роршаха при толковании чержщьных пятен исследователи опирались на содержательный аспект ответов, то он сосредоточился на процессе продуцирования ответов, то есть на том, как испытуемый воспринимает стимульный материал, на какие характеристики пятен он при этом опирается (форма пятен, очертания, цвет, оттенки и т.д.). Анализируя ответы, полученные как от здоровых индивидов, так и от страдающих различными психическими заболеваниями, Роршах отметил, что таким образом можно оценить уровень интеллекта испытуемого, дифференцировать ответы здоровых и психически больных, а среди последних выделить ответы, типичные для больных шизофренией, эпилепсией, маниакально-депрессивным психозом, слабоумием. В ходе исследования Роршах выделил ответы, характерные для двух типов восприятия: по движению и цвету, т.е. «двигательный» и «-цветовой» тип. Тип восприятия, или, как назвал их Роршах, «тип переживания», соотносится с интроверсивной или экстраверснвной тенденцией личности. Преобладание ответов по движению он соотнес с интроверсивной тенденцией, а преобладание ответов по цвету — с экстраверсив-ной. При наличии аналогии с типологией Юнга, Роршах отмечает и существование отличий. По его мнению, данные тенденции характеризуют не столько уровень адаптации индивида, сколько индивидуальные механизмы ее реализации. А основным различием между пнтроверсией и экстраверсией считал зависимость либо от внешних переживаний, либо от внешних впечатлений. Роршах разработал базовые принципы анализа п интерпретации ответов, создав практически универсальный тест, который за период своего существования почти не изменился; вся осуществлявшаяся в эти годы работа касалась уточнения значения тех или иных показателей, дальнейшей разработки способов кодирования и т.п. Вместе с тем тест Роршаха, являясь первым и наиболее выдающимся достижением в проективном тестировании, остается и поныне наряду с ТАТ самым авторитетным источником, откуда черпаются идеи для создания и усовершенствования других проективных техник. Поэтому если не овладение, то по крайней мере ознакомление с тестом Роршаха должно быть актуально для любого желающего научиться приемам проективного тестирования. ОПИСАНИЕ ТЕСТА И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА Стимульный материал представляет из себя 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями — «пятнами». Обстановка при проведении эксперимента должна быть спокойной и располагающей, испытуемый должен чувствовать себя как можно более непринужденно. Необходимо предварительно ознакомиться с его физическим и психическим состоянием, удостовериться в его готовности к полноценной работе. Как и в случае работы со многими другими методиками, важно установить с испытуемым раппорт в процессе вводной беседы. Никаких предварительных сведений о цели эксперимента не сообщается. На вопрос испытуемого, не является ли эта методика тестом на интеллект, следует ответить отрицательно. Вполне допустимо согласиться с предположением, что это исследование воображения. Следует сообщить испытуемому, что он может давать любые ответы, все сказанное им не будет оцениваться с позиции правильности или неправильности, что же касается уточняющих вопросов со стороны испытуемого, то от них следует уклоняться. В целом эксперимент состоит из нескольких этапов. 1. Процедура проведения. Экспериментатор садится таким образом, чтобы иметь возможность видеть таблицы одновременно с испытуемым. Таблицы до предъявления лежат рядом с экспериментатором изображением вниз и предъявляются испытуемому последовательно с 1 по 10 в основном положении. Испытуемому задается вопрос: «Что это вам напоминает, на что это похоже?», после чего ему предоставляется полная самостоятельность. Если испытуемый сомневается, колеблется, можно сказать, что неправильных ответов не бывает, все ответы индивидуальны. Вполне допустимо поворачивать таблицы, также допустимы поощрения, но ни в коем случае не подсказки. Испытуемого не ограничивают во времени. После того, как он завершает свои спонтанные высказывания, ему задают дополнительные вопросы: «Что еще?», «Что вы можете добавить?». Все полученные от испытуемого ответы заносятся в протокол, где также отмечаются восклицания, мимика и поведение испытуемого в целом, а также временные показатели. 2. Опрос. Цель этого этапа — уточнение ответов. Опрос ориентирован на выявление того, как испытуемый пришел к формулировке того или иного ответа, где, на каких деталях фиксируется его внимание, почему выбран именно этот образ. Соответственно, вопросы, при формулировке которых следует избегать прямых или наводящих вопросов, звучат примерно так: «Покажите где находится...», «Как у вас возникло такое впечатление?», «Почему вы подумали именно об этом?». Дальнейшие вопросы будут зависеть от ответов испытуемого, важно постараться не внушить ему ответы, которые не соответствуют его видению перцептивных образов. Для уточнения локализации ответа можно предложить испытуемому нарисовать на отдельном листе бумаги указанную часть фигуры. 3. Определение границ чувствительности. Данный этап можно считать дополнительным. Необходимость в нем зависит от того, насколько содержательными и продуктивными оказались предыдущие этапы эксперимента. Чем богаче первичная часть протокола, тем меньше необходимости в данном этапе. Здесь на испытуемого оказывают давление, задают все более и более конкретные вопросы, привлекают его внимание к тем или иным элементам пятна или подсказывают возможные интерпретации, чтобы четко выявить некоторые моменты, которые были затронуты или избегались ранее, а также то, может ли он видеть отдельные детали и способен ли воспринимать за ними целостный образ: человеческие очертания или движение, цвет и светотень, а также популярные образы. Экспериментатор пытается как бы раздвинуть, прощупать границы восприятия испытуемого, определить его слабые стороны с этой точки зрения, действуя от обратного. В тех случаях, когда испытуемый дает исключительно целостные ответы, его просят сосредоточиться на отдельных деталях. («Попробуйте увидеть что-нибудь в отдельных частях таблицы, у некоторых людей это получается».) Если это не помогает, можно указать на конкретную деталь и спросить, на что это похоже и даже подсказать, что именно видят в этом другие люди. («Некоторые считают, что это похоже на паука».) Попросив испытуемого рассортировать таблицы по тому или иному признаку (в том числе на приятные и неприятные), определяют, реагирует ли он на цветовой стимул. ШИФРОВКА (КОДИРОВАНИЕ) ОТВЕТОВ Под кодированием подразумевается оценка и классификация ответов с учетом следующих категорий: локализация, детерминанты, содержание, оригинальность—популярность, уровень формы. Цель шифровки — формализация ответов для последующего анализа и интерпретации. Следует отличать ответ от комментария или замечаний. За ответ признают те высказывания, которые сам испытуемый признает в качестве ответов и которые продуцированы спонтанно. Замечания и комментарии ответами не считаются.' 1. ЛОКАЛИЗАЦИЯ ОТВЕТОВ Локализация ответов определяется соотнесением образа с той или иной частью пятна. Если испытуемый интерпретирует таблицу целиком, охватывает все пятно, ответ считается целостным и обозначается буквой W (whole). Типичные ответы: «летучая мышь» (табл. V), «шкура животного» (VI). Существуют более сложные варианты целостных ответов, например, когда испытуемый не продуцирует спонтанно четкий ответ, а приходит к кему постепенно, несколько образов сменяют друг друга, пока не группируются в нечто единое. Целостным можно считать ответ, когда отдельные небольшие части пятна игнорируются. Если испытуемый использует почти все пятно (по крайней мере 2/3), ответ считается почти целостным и обозначается символом w (усеченное W; cut-off whole). Ответ определяется как конфабуляторный целостный (DW), когда строится с опорой на какую-то одну изолированную деталь и домысливается до целого без учета остальной части пятна. Существуют ответы на обычные детали, (D), в которых воспринимаются крупные, хорошо заметные детали, замечаемые чаще всего. Сюда же включаются и не очень крупные, но имеющие отчетливую форму и поэтому бросающиеся в глаза фрагменты пятен. Некоторые исследователи выделяют подобные небольшие по размерам, но часто воспринимаемые детали в отдельную категорию и обозначают буквой d, — ответы на мелкие обычные детали. К ответам на необычные детали (Dd) относятся те из них, которые подразумевают не целое пятно, не обычные детали и не белое пространство, а редко воспринимаемые фрагменты. Например, мелкие, незначительные детали, обособленные от основной части пятна. Ответы на белое пространство регистрируются, если в качестве фигры используются не детали пятна, а свободные промежуточные области (S), а само пятно выступает в качестве фона. В тех случаях, когда белое пространство воспринимается в комбинации с темными фрагментами пятна, в зависимости от того, какая деталь первична, ответы обозначаются как WS или DS. 2. ДЕТЕРМИНАНТЫ К детерминантам относятся качественные характеристики ответа по форме, движению, цвету, оттенкам. Детерминанты характеризуют способ восприятия испытуемого, его избирательность по отношению к тем или иным аспектам окружающего мира. Один из детерминант становится основным, а остальные считаются дополнительными. Форма (F). Детерминанта F свидетельствует о том, что ответ обусловлен формой пятна, его контуром. Выделяются ответы с хорошей формой (F+), когда фигурируемый в ответе образ соответствует конфигурации пятна. Другой вариант определения ответа с хорошей формой дается согласно статистическому критерию, когда «хорошими формами» считаются те, которые чаще всего даются здоровыми испытуемыми. К. ответам с плохой формой (F-) относятся неточные и неопределенные. В первом случае отсутствует сходство с пятном, во втором — отсутствует определенность («облако», «след», «какое-то животное», «какая-то карта»). Движение (М). Данная детерминанта непосредственно не вытекает из свойств самого пятна, за ней всегда стоит идентификация. Ответы по движению возникают под влиянием прежде виденных или испытанных самим испытуемым движениях. Как субъект воспринимает пятно — в статике или движении — нередко выясняется во время опроса. Основанием для диагностирования М-ответа считается переживание движения или идентификация с определенным положением тела. В эту же категорию входят ответы, описывающие движение не только человеческих фигур, но и отдельных частей тела, а также животных, статуй и неодушевленных предметов. Символом М шифруются ответы, в которых передается человеческая деятельность, даже если она приписывается животным, статуям или персонажам мультфильмов или карикатур. Движения, свойственные животным, обозначаются FM. А движения неодушевленных предметов, абстрактных, механических, символических сил шифруются символом т. Цвет (С). Детерминанта «цвет» включает ответы, которые акцентируются на цвете пятна. Ответы по цвету дифференцируются в зависимости от сочетания с формой и соответственно шифруются. FC — доминирует форма, а цвет выступает в подчиненной роли («красные носки»). CF — ведущую роль играет цвет, а форма хоть и наличествует, но на втором плане и является неопределенной («облака»). Как С шифруются ответы, детерминированные только цветом (кровь на красное пятно, небо на голубое и т.д.). Если же в ответе присутствует перечисление цветов, при отсутствии содержания, он шифруется как Сп. Ахроматические цветовые ответы, т.е. опирающиеся на черные, белые, серые фрагменты пятен (С'), также могут выступать в комбинациях с формой и шифроваться аналогично хроматическим цветам FC' и C'F. Оттенки. Данная детерминанта соответствует ответам, в которых фигурируют хроматические или ахроматические светотени, благодаря которым образ приобретает глубину, структуру или перспективу. Подобные ответы дифференцируются по следующим основным категориям. Если отпет передает впечатление поверхности или текстуры, то в зависимости от степени выраженности он обозначается как Fc, cF, с. Fc — поверхность или текстура четко выражены, либо ответ вместе с поверхностными, текстурными качествами передает конкретную форму («женщина в прозрачной юбке», «плюшевый медведь»), К той же категории относятся ответы с названиями предметов из мрамора, стали, меха животного. cF — поверхностный эффект в ответе слабо дифференцирован, сочетается с объектом неопределенной формы. Если испытуемый игнорирует форму и сосредотачивается исключительно на эффекте поверхности и подобный тип ответа встречается более двух раз, ответ шифруется как с, при этом следует иметь в виду, что такой тип ответов свидетельствует о сложной патологии. Пример — «снег», «нечто металлическое». Если в Ответе выражается впечатление трехмерности, глубины, он шифруется как К, FK, KF. Ответы, упоминающие нечто диффузное, бесформенное, обозначаются символом К («туман», дымка», мгла», «дым»). Ответы, в которых оттенки передают эффект глубины, сочетание нескольких измерений, разница в оттенках между которыми создает определенный образ (деревья в воде, объекты, находящиеся один перед другим), шифруются как FK. Оценка KF применяется к ответам, в которых определенная форма включена в концепцию диффузии («облака, похожие на людей»). Ответы, характеризуемые восприятием трехмерного пространства, проецируемого на двухмерную плоскость, а именно — рентгеновские снимки и топографические карты шифруются как Fk, kF, k. Символом Fk обозначаются ответы о рентгеновских снимках или картах, представляющих определенный объект (позвоночник, грудная клетка и ребра, карта конкретной страны); kF — карта не соотносится с какой-то конкретной страной, а рентгеновский снимок не указывает на определенное анатомическое образование; k — ответ «рентгеновский снимок» вовсе не подразумевает никакой формы и дается не менее чем на три таблицы. 5. СОДЕРЖАНИЕ ОТВЕТОВ На этом этапе ответы соотносятся с той или иной категорией классификации: человеческие фигуры, целые или почти целые — Н; человеческие фигуры, изображенные не как реальные персонажи, а как карикатуры, шаржи, скульптуры или как мифологические, сказочные существа-духи, чудовища, ведьмы и т.п., — (Н); части человеческой фигуры, представленные как карикатуры или детали фантастических фигур, — Hd; фигуры животных, целые или почти целые — А; фигуры мифологических зверей, чудовищ, карикатуры зверей — (А); детали тела животных — Ad; детали тела фантастических животных — (Ad); внутренние органы человека — At; внутренние органы животного — Aat; половые органы, указания на тазовую область или сексуальную деятельность — Sex; предметы Obj; предметы, выполненные из животного материала, — Aobj; пища (за исключением фруктов и овощей, которые относятся к растениям) — Food; пейзаж, ландшафт, вид высоты — N; карта, острова — Geo; всевозможные растения, включая деревья, части растений, овощи, фрукты, плоды — Р1; архитектурные объекты — Arch; детский рисунок без конкретного содержания — Art; абстрактные понятия: «власть», «любовь», «красота» и т.п. — Abs; кровь ~- В1; огонь — Ti; облака — С1. Редкие отпеты, не попадающие под конкретную категорию, обозначаются целыми словами. Оригинальность—популярность ответов. Ответы дифференцируются на две категории: наиболее распространенные (популярные) и наиболее редкие (оригинальные) ответы. По мнению Роршаха, популярными (Р) можно считать ответы, которые даются каждым третьим испытуемым, хотя строгие статистические данные отсутствуют, поскольку такая информация в значительной степени определяется этнографическими факторами. Некоторые исследователи приводят списки ответов. Б. Клопфер таковыми считает следующие ответы: Табл. I (целое или часть). Любое существо с телом в центре D и крыльями по бокам (летучая мышь, бабочка), в движении или нет. Табл. II (черная область, часть или целое) Любое животное целиком или часть тела животного. Табл. III (черная область целиком). Два человека или животные в облике людей, возможно в движении. Табл. III (красное в центре D). Галстук-бант, бабочка. Табл. IV. По мнению Клофера, не имеет универсально популярных ответов. Табл. V (целиком). Любое существо с телом в центре D и крыльями по бокам, в движении или нет. Табл. VI (целиком или без верхней или нижней части). Шкура животного, где оттенки передают впечатление меха или кожи с узором. Табл. VII. Не имеет универсально популярных ответов. Табл. VIII (боковое розовое D). Любое животное в движении. Рыба или птица (-^Р). Табл. IX. Не имеет универсально популярных ответов. Табл. X.(боковое голубое D). Любое животное с большим количеством ног (краб, паук). Табл. X. (центральное зеленое D). Любое продолговатое зеленое животное (змея, гусеница). Цвет должен использоваться. Табл. X. (светло-зеленое D). Голова любого животного с длинными ушами или рогами. Следует отметить, что все ответы могут быть зашифрованы согласно этой категории. Оригинальными ответами (О) считаются встречающиеся приблизительно один раз на 100 ответов. В зависимости от четкости восприятия оригинальные ответы дифференцируются на О+ и О—. Выявление оригинальных ответов требует значительного опыта работы с методикой, в случае сомнений можно ограничиться указанием на тенденцию к оригинальности (->О). Уровень формы. Оценка уровня формы производится по трем компонентам: (1) четкость ответов; (2) разработка ответов; (3) организация. По первому пункту все ответы делятся на четкие, неопределенные и нечеткие. Если в ответе определенная форма соответствует указанной форме пятна, его очертаниям — ответ считается четким. Неопределен-
|
|||
|