Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Аннелиз Ф. Корнер 11 страница



ные ответы подразумевают ссылки на предметы, сами по себе не имею­щие конкретной формы, так что почти любая часть пятна или пятно в целом могут соответствовать им (цветы, облака, острова и т.п.). В нечет­ких ответах предмет, имеющий определенную форму, относится к части пятна несхожей конфигурации, либо наоборот, неопределенная конфи­гурация относится к пятну или его части, имеющих специфическую форму.

Разработка (спецификация) может снизить или повысить четкость ответа. Конструктивная разработка, при которой форма пятна сравнива­ется более тщательно, конкретизируется, используются детерминанты (цвет, оттенки, движение) — свидетельствует о высокодифференциро­ванной перцепции. Имеют место разработки, которые не снижают, но и не повышают четкость, ничего не добавляя к ответу, т.е. иррелевантные разработки. Встречаются разработки, которые снижают уровень формы.

Если испытуемый тем или иным образом объединяет, группирует части пятна в более общую, осмысленную концепцию, такая процедура признается увеличением уровня формы.

Форма оценивается по шкале от —2,0, через 0,0 до +5,0. Сперва вы­носится основная оценка, затем либо добавляется 0,5 очка за каждую кон­структивную разработку или успешную организацию, либо отнимается 0,5 за каждую разработку, ухудшающую уровень формы, что касается ос­новной оценки, оценка 1,0 присваивается форме, соответствующей «от­четливому ответу». Это: (а) популярные ответы; (б) ответы популярного уровня, часто даваемые на совершенно очевидные части пятна; (в) отве­ты, не требующие особого воображения или организационных способ­ностей. Оценка 1,5 присваивается за концепции, превышающие мини­мальное требование четкости, такая оценка подразумевает 4 или более существенных характеристик формы, тогда как оценка 1,0 — лишь 3 или даже 2. В оценке учитывается не только сложность формы, но и пропор­ции. Например, название конкретной породы в ответе представляет со­бой более отчетливую форму, чем просто «собака». Оценка 0,0 присваи­вается ответам неопределенным по форме (С, Сп, с, С\ К, k и т.д.), а оценка 0,5 присваивается ответам, не отрицающим форму полностью (CF, C'F, cF KF, kF). Оценка —0,5 присваивается в том случае, если определенному полю приписывается неопределенная концепция; если ис­пытуемый все же делает некоторые попытки сопоставить концепцию с фор­мой, но не дотягивает до минимальных для этого требований. Оценка —1,5 присваивается конфабулярным ответам. (DW). Если концепция не совпадает с пятном и не производится никаких усилий к сопоставлению, дается оценка 2,0. Как уже отмечалось, к основной оценке добавляют 0,5 балла к каж­дой конструктивной организации и конструктивной разработке. Чаше всего такие добавления осуществляются к основным оценкам 1,0 или 1,5, и реже к 0,0 или 0,5. Любая снижающая разработка ведет к уменьшению основной оценки на 0,5 баллов. Если основная оценка уже имеет знак минус, дальнейшего вычитания не производят.

Считается, что уже один ответ, оцененный 4,0, указывает на очень высокие интеллектуальные способности, ответ с оценкой 3,0 — на вы­сокие, с оценкой 2,0 — на средние или несколько выше.

С помощью взвешенной оценки формы оценивается уровень об­щих способностей испытуемого. Все оценки, равные 2,5 или выше, при этом умножаются на 2 и к ним плюсуются все оценки ниже 2,5, а полу­ченная сумма делится на общее количество ответов. Уровень формы от 1,0 до 1,4 выражает средний интеллект, от 1,5 до 1,9 — интеллект выше среднего, 2,0 — очень высокий интеллект.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Значение локализации показателей. Локализация ответа (пятно в целом или детали) свидетельствует о том, как индивид подходит к по­знанию объектов и явлений окружающей реальности, демонстрирует ли он стремление охватить ситуацию во всем ее масштабе с учетом взаимосвязи всех ее компонентов, или интерес направлен прежде всего к частному, конкретному. Количество целостных ответов по Роршаху является показателем склонности индивида к усложненной действи­тельности, абстрактной или комбинационной. Преобладание целост­ных ответов (более 7) в сочетании с четкой формой (WF+) свидетель­ствует о высоком уровне интеллекта, указывает на склонность к фанта­зии, творческой деятельности и на честолюбие. Малое количество це­лостных ответов отмечается у слабоумных, педантичных индивидов или может указывать на состояние депрессии или легкую форму шизофре­нии. Поскольку целостные ответы рассматриваются как признак интел­лекта, синкретичные, конфобулярные ответы (DW), не соответствую­щие форме пятна (WF—), являются показателями интеллектуальных на­рушений или критичности. Они наблюдаются у дебилов, маниакаль­ных больных, у страдающих эпилепсией, шизофренией или в случае органического поражения мозга. Нормальное соотношение целостных ответов составляет 20—30% от общего числа ответов. Большое количе­ство W при незначительном числе D указывает на склонность индивида к абстрактному мышлению, фантазированию, неприятию повседнев­ности с ее мелочностью и суетой. Преобладание в ответах акцентов на крупных и мелких деталях говорит о конкретной практической ориен­тации мышления. Испытуемые, дающие много D-ответов при среднем количестве W-ответов, тяготеют к логике и здравому смыслу. Нормаль­ные показатели D — 45—55%, d — 5—15%. Преобладание мелких дета­лей (d>15%) может указывать на излишний педантизм или симптом навязчивости. Редкие детали (Dd) могут указывать на неуверенность, тревожность. В случае отсутствия иных свидетельств аффективных нару­шений (Dd), это означает любознательность, оригинальность мышле­ния (при F+). Ответы, акцентирующиеся на крошечных деталях (dd), интерпретируют как признак мелочности, педантичности, навязчивос­ти либо в позитивном плане как знак тонкой наблюдательности.

Ответы с опорой на белый фон (S, WS, DS) в случае с экстравер­тами свидетельствует о негативизме и противостоянии окружающему миру, а в случае с интровертами — о неуверенности и чувстве неполно­ценности. Если ответы на фон сочетаются с указанием на цвет, то, по

мнению некоторых исследователей, это говорит об агрессивности, на­правленной вовне, а в случае сочетания с ответами на движение — об агрессии, направленной на себя.

Ответы F+ считаются одним из важнейших компонентов интел­лекта, поскольку являются показателями четкости ассоциативного про­цесса, устойчивости внимания и способности к концентрации.

Интерпретируется и такой фактор, как последовательность, то есть порядок восприятия при толковании таблиц. Если испытуемый сперва дает целостный ответ, а затем переходит к деталям — придерживается строгой последовательности, никогда не называя мелкую деталь перед крупной, — то такая последовательность указывает на упорядоченный подход к реальности, в то же время, будучи постоянной и неизменной, она свидетельствует о ригидности, стереотипности мышления. Если от­веты на все таблицы начинаются с W, но при этом имеют место одна-две нерегулярности, то такая последовательность называется упорядо­ченной. Если же преобладает нерегулярность, при которой нельзя усмот­реть вообще никакого порядка, то речь идет о беспорядочной, бессвяз­ной последовательности, которая, по-видимому, может быть связана с нарушениями адаптации.

Значение основных детерминант. Форма (F) чаше всего обуславли­вает ответы испытуемых. Ответы F+ выступают как проявление созна­тельных конструктивных тенденций личности, способность контролиро­вать свои побуждения, силы эго. Ответы F+ считаются одним из важней­ших компонентов интеллекта, поскольку являются показателями четко­сти ассоциативного процесса, устойчивости внимания и способности к концентрации. С другой стороны, подавляющее преобладание F-ответов, доходящее до 100%, при небольшом количестве М, FC, Fc-ответов сви­детельствует о ригидности, чрезмерном самоконтроле, отсутствии спон­танности. Такой высокий процент ответов F+ наблюдается у педантов и депрессивных больных. Противоположное положение, т.е. низкий про­цент F (менее 20%) указывает на недостаток контроля. Понижение F+ отмечается у эпилептиков, олигофренов, лиц с органическим пораже­нием мозга.

Движение (М), в отличие от таких детерминант, как цвет или фор­ма, изначально заложенных качествах пятна, привносится самими ис­пытуемыми. На основании этого говорят, что этот показатель является проекцией глубинных слоев личности, ее бессознательного. Восприни­мая движение, которого на самом деле нет, испытуемый подключает свое воображение, поэтому М-ответы рассматриваются как свидетель­ство идеомоторнон активности. Таким образом, ответы по движению свя­зывают с творческими способностями, развитым интеллектом и вообра­жением.

Роршах считал, что М-ответы связаны с интраверсивной тенден­цией личности. Кроме того, рассматривая в целом М как многомерную концепцию, Роршах считал М-ответы показателем интеллекта. В норме число таких ответов прямо пропорционально продуктивности интеллек-

 

та, богатству ассоциаций, способности образовывать новые ассоциатив­ные связи. Кинестетические ответы могут быть показателем эмоциональ­ной стабильности, чем больше ответов по движению, тем более стаби­лен аффект. Другие исследователи установили зависимость этого показа­теля от адаптированности, умения реализовать аффективные побужде­ния во внешнем поведении, также человеческие движения признаются свидетельством осознания и принятия индивидом своей внутренней жизни: своих мотивов, потребностей, самооценки и т.д., то есть «внут­ренней психической активности».

Роршах различал активные кинестезии (фигура в движении), ука­зывающие на активную жизненную установку, направленность вовне, и пассивные кинестезии (кинестезии сгибания), указывающие на пассив­ные бегство от мира, стремление к избеганию проблем. Здоровые, хоро­шо адаптированные, зрелые испытуемые должны дать по меньшей мере 3 М-ответа в процессе эксперимента.

Отпеты по движению животных (FM) могут указывать на незре­лость личности, существование плохо контролируемых, отвергаемых ис­пытуемым влечений.

Цвет (С, С'), выступающий в качестве детерминанты ответов, рас­сматривается как признак экстравертированной тенденции. Цвет при­нято интерпретировать в сочетании с формой, которая указывает на степень зрелости аффекта, его социальной приемлемости. Ответы FC свидетельствуют о хорошо контролируемой-эмоциональности и, как следствие, об адекватности межличностных отношений, способности к эмоциональному контакту, сопереживанию. CF-ответы свидетельству­ют о несколько менее поддающейся контролю эмоциональности, аф­фективной спонтанности, раздражительности, чувствительности и вну­шаемости; С-ответы — о импульсивности, близкой к патологии. Испы­туемые со стабильным аффектом, как правило, дают мало цветовых ответов, а то и вообще не замечают цвет. Много ответов по цвету дают лица с нестабильностью аффектов, чем больше указаний на цвет, тем более лабильна эффективность.

Роршах описал феномен, называемый «цветовой шок», заключаю­щийся в том, что при переходе от черных таблиц к цветным некоторые люди испытывают эмоциональный и ассоциативный ступор. Подобный «цветовой шок» расценивается Роршахом, как признак невротического угнетения аффекта».

Ответы, ориентированные на ахроматичный цвет (С'), указывают на пессимизм, тревогу. Роршах считал ответы С' свидетельством плохой адаптированности.

Оттенки в ответах указывают на восприимчивость испытуемого к тонким нюансам его отношений с окружающими. Рассматриваемые в совокупности с формой оттенки указывают на то, каким образом инди­вид разрешает потребность в привязанности и зависимости. Ответы Fc указывают на актуальность для испытуемого данной потребности, а так­же его способность учитывать потребности других; потребность в попыт­ках находиться под контролем- и выражается в социально приемлемых

формах. Большое количество ответов Fc указывает на пассивность испы­туемого, зависимость, несамостоятельность. Ответы cF свидетельствуют об открытой, слабо контролируемой потребности в контактах, в том числе физических, а с-ответы — о неконтролируемой, недифференцируемой потребности в опеке, физических контактах.

Ответы на перспективу (FK, KF, К) указывают на то, как испыту­емый справляется с тревожностью: большое количество FK-ответов сви­детельствуют в том, что индивид осознает состояние тревоги и находит эффективные пути ее преодоления; ответы KF и К являются показателя­ми того, что тревога возникает вследствие фрустрации потребности в привязанности. Если количество К-ответов более 3, это указывает на то, что уровень фрустрации довольно высок и испытуемый не имеет адек­ватных способов ее преодоления.

Некоторые другие показатели. Категория «популярные ответы» рас­сматривается как признак стереотипного, консервативного мышления, а также хорошей социальной адаптации. Количество популярных отве­тов, достигаемое 25%, считается оптимальным. Уменьшение этой цифры отмечается при некоторых формах шизофрении и может интерпретиро­ваться как признак отчужденности от окружающего мира. Оригинальные ответы свидетельствуют о направленности интересов и общем развитии испытуемых.

Движение неодушевленных предметов в ответах считается призна­ком внутренней напряженности и конфликта, перед лицом которых ис­пытуемый чувствует страх и беспомощность. По мнению некоторых ис­следователей, такие ответы встречаются почти исключительно у шизоф­реников и шизоидов.

Здоровые испытуемые дают ответы с описанием целых человечес­ких фигур или животных, если же преобладает упоминание их частей, то это расценивается как признак уровня интеллекта, депрессии, состоя­ния тревожности.

В случае нормы около 40% всех ответов приходится на 3 последние таблицы. Этот показатель считается признаком реактивности на эмоцио­нальные стимулы от окружения. Превышение этой цифры говорит о том, что цвет оказывает на испытуемого стимулирующее воздействие, что является признаком экстратензии. Напомним, что Роршах описывает экстратензивную личность как тип высокочувствительный к своему ок­ружению, обладающий репродуктивным интеллектом, лабильностью аффекта, гибкой моторикой, широким кругом общения, высоким.уров-нем адаптированности. Если же этот показатель меньше 30%, то можно говорить о преобладании интраверсивной тенденции личности, характе­ризуемой развитой функцией воображения, ориентацией в большей мере на внутреннюю жизнь, чем на внешний мир, замкнутостью, стабильно­стью аффекта, незначительным числом социальных контактов, низкой адаптированностью.

Что касается последовательности, то многие исследователи сходят­ся в том, что строгая последовательность типична для педантичных инди­видов, упорядоченная — для здравомыслящих, а свободная — для твор-

ческих, импульсивных, склонных к фантазированию лиц. Бессвязная пос­ледовательность характерна для шизоидов, психопатов. Обратная — для тревожных, осторожных испытуемых.

Дети часто упоминают о перевернутых объектах, у взрослых же упоминание таких объектов может быть свидетельством инфантилизма. Выражением враждебности и тревожности считаются ответы с указате­лями на агрессивные, деструктивные действия. Сексуальные ответы ха­рактерны как для здоровых, так и для больных испытуемых, разница между ними в том, что психически здоровые формулируют такие ответы четко и правильно, а для больных с расстройствами мышления харак­терны неопределенность, неправильная терминология, ссылки на поло­вые акты.

О нарушении мышления могут свидетельствовать ответы, в кото­рых подразумевается прозрачность объектов, когда сквозь одежду видит­ся тело, а сквозь внешнюю ткань — внутренние органы.

Ответы с фабулизированными комбинациями, т.е. соединением в целое различных частей живых существ («кролик с крыльями») или нереальными связями и неадекватными видами активности, так же как и сексуальные ответы, могут приводиться и здоровыми, и больными испытуемыми. Разница опять же в оттенках высказываний: здоровые го­ворят об этом с юмором, а больные — серьезно и некритично.

Если испытуемый высказывается в том духе, что речь в той или иной форме идет о его персоне, это может свидетельствовать об органи­ческой форме умственной отсталости, шизофрении, эпилепсии.

Несмотря на широкие диагностические возможности методики, тест Роршаха — это прежде всего проективная техника. Сталкиваясь с мало­структурированным объектом, испытуемый проецирует на него свой способ восприятия, свое отношение к жизни, свои стремления, моти­вы, комплексы, переживания. Необходимость организовать неструктури­рованное поле приводит к созданию проекции индивидуального мира личности. Таким образом, с помощью проективной методики испытуе­мый выражает то, что скрывает или не может сказать, отчасти потому, что сам не знает и не осознает.

Наибольшим проективным потенциалом обладают ответы на дви­жение и «динамические форменные ответы». Приписывая в ответе объекту некую активность, испытуемые как бы «вживаются» в движущийся объект. Движение или поза переживается испытуемым в самом себе, он иденти­фицируется с этим движением.

Чаще всего на пятно проецируется тот тип движения, к которому наиболее склонен испытуемый. Ввиду этого ответы на движение, как пра­вило, выражают отношение к себе, окружающим и миру в целом. При этом наибольшее внимание следует уделять качеству движения. Если в от­вете фигурирует человек с поднятыми руками, то это может означать как угрозу, так и просьбу о помощи. Последнее характерно для зависимых людей ц не встречается у активных, самоуверенных испытуемых. Если в ответе фигурирует не один человек, а несколько, то в этом случае важно выяснить, каковы, по мнению испытуемого, отношения между ними.

Другой аспект кинестетических ответов — это уровень энергети­ческих затрат, т.е. сколько сил и энергии требует то или иное движение. Поза спящего, например, не требует почти никаких усилий. Другое дело, какое-нибудь физическое упражнение. Таким образом, кинестетические ответы указывают на субъективное чувство силы испытуемого, его энер­гетический потенциал, на уровень его активности, позиции по отноше­нию к миру.

К «динамическим форменным ответам» исследователи относят те вербализации, которые отражают связь воспринимающего и восприни­маемого им объекта. Самооценка испытуемого, например, отражается в том, каким видится испытуемому животное — большим, сильным или маленьким и слабым. Под воспринимаемой ситуацией борьбы, агрессии может скрываться враждебное отношение, под преувеличенными про­порциями и размерами — чувство собственной незначимости, под вос­приятием объектов маленькими, безвредными — завышенная самооценка.

Естественно, следует различать стереотипность в ответах испытуе­мых. Чем более стереотипен ответ, тем меньше вероятности того, что он несет в себе личностные характеристики индивида. Основной критерий информативных в плане проекции ответов — это их оригинальность, эмоциональность их выражения.

Надо отметить, что на степень самораскрытия испытуемого, про­ективную продуктивность методики колоссальное влияние оказывают такие факторы, как ситуация, обстановка тестирования, атмосфера, от­ношения, установившиеся между тестирующим и тестируемым.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА РОРШАХА В ГРУППЕ: ГРУППОВОЙ ТЕСТ РОРШАХА И ТЕСТ МНОЖЕСТВЕННОГО ВЫБОРА

Прошло немало лет с того момента, когда первые эксперимен­тальные модификации священного и неприкосновенного теста Роршаха приобрели вид групповых Роршах-техник. За эти годы работа с группами стала традиционной и признанной техникой, так что сейчас трудно сно­ва воссоздать тот скептицизм и некоторые случаи враждебности, с кото­рыми было встречено ее появление, или представить себе ту атмосферу, которая вызывала необходимость педантично детализированного и тща­тельного отчета за каждый новый шаг в этом направлении, вкупе с.еще и довольно жесткой стандартизацией инструкций и процедуры.

Мы все уже привыкли к тому, что групповое тестирование по методу Роршаха представляет собой демонстрацию чернильных пятен Роршаха в виде слайдов в полутемной комнате, которая, при условии, что все сиденья установлены в центре, может вместить в себя не меньше нескольких сотен человек. На демонстрацию каждого слайда отводится три минуты, при этом испытуемые записывают все, что они смогли уви­деть в кляксах. Вслед за первой демонстрацией слайды предъявляются еще раз, что дает возможность тестирующему выявить различные типы данных, в зависимости от поставленных им перед собой задач.

Как и следовало ожидать, реакции на восприятие одного и того же объекта варьируются от односложных ответов, лишенных объяснений, до занимающих целую страницу описаний. Кроме того, эти ответы принима­ют хорошую и плохую форму, имеют богатую и экспрессивную динамику наряду с очевидным и неограниченным использованием цвета и разнооб­разными реакциями на светотени. И хотя многие исследователи, обраща­ясь к этой методике, испытывали определенные сомнения и даже скепти­цизм, они поняли, что в этом отношении Роршах не особенно требовате­лен. Правильно проведенное тестирование обеспечивает исследователя всеми данными, необходимыми для диагностической оценки.

Подробную информацию об инструкции по проведению и иссле­дованию результатов можно найти в моей работе «Проведение масштаб­ного тестирования по методике Роршаха». Однако мой многолетний опыт подсказывает, что стереотипизированные инструкции не приносят осо­бой пользы, и любой, кто хорошо знаком с этой методикой и не раз проводил ее индивидуально, знает, что, предлагая ее различным груп­пам людей, он добьется гораздо лучших результатов, если будет общать­ся с группой спонтанно, объяснять смысл процедуры, не заглядывая и не обращаясь к различным источникам или «точным» инструкциям. В большой степени успешность проведения группового тестирования, равно как и индивидуального, зависит от установления хорошего раппорта между исследователем и испытуемыми, психологом и его пациентами. Общение с группой сильно отличается от общения с отдельными людь­ми, и любой исследователь, проводящий групповые методики, должен прежде всего направить свои усилия на установление хороших группо­вых отношений.

Не вызывает сомнения, что в связи с этим допускается отклоне­ние от инструкции, и еше, как мне кажется, изменение самой процеду­ры проведения исследования; была разработана достаточно жесткая стандартизация для слайдов, пригодных для групповой демонстрации. Последние семь лет эти слайды делает профессиональный фотограф док­тор М. Е. Димер. Принимая во внимание значительные сложности, воз­никшие с получением качественной пленки в военное время, нельзя не отметить удивительную однородность и поразительное мастерство ис­полнения материала. За редким исключением, наборы слайдов отлича­лись друг от друга не сильнее, чем различные издания карточек стимуль-ного материала к тесту Роршаха.

Хотя идентичность брошюр, которые испытуемые используют для записи своих ответов, не имеет особого значения по сравнению с вопро­сом стандартизации слайдов, мы в течение последних пяти лет позабо­тились о распространении брошюры, главным отличием которой была вкладка с подробными и тщательно прорисованными черно-белыми ко­пиями чернильных пятен Роршаха, на которых следует отмечать локали­зацию ответов. Для удобства на оборотной стороне брошюры приведен контрольный список, составленный Монро.

Таким образом, в результате проведения групповой методики ис­следователь получает точно такую же информацию, какую он получил

бы в результате индивидуального тестирования, при условии успешного проведения процедуры группового тестирования. Далее он может рабо­тать с этими данными так же, как и с данными индивидуального тести­рования: просматривать записи в поисках ответов, в которых наиболее явно отражены нарушения. Или, как прекрасно продемонстрировала на практике Монро, при помощи ее контрольного списка он может осуще­ствить промежуточный просмотр и подсчет результатов, которые спо­собны оперативно выявить определенные нетипичные особенности от­ветов, для чего совершенно необязательно осуществлять полную оценку материала. Но ничто не мешает исследователю осуществлять подсчет ре­зультатов традиционными способами и произвести затем дифференци­рованную оценку на основе тщательной обработки результатов.

Если появление группового тестирования по методу Роршаха было встречено с заметным удивлением и некоторым пренебрежением, то появление Теста множественного выбора натолкнулось на еще более про­хладный прием. Соответственно, здесь следует особо подчеркнуть тот факт, что этот тест представлен не в форме разновидности методики Роршаха, а в качестве самостоятельного, отличного от него теста. Несомненно, для всех заинтересованных в этом вопросе было бы лучше, если бы этот тест был издан в качестве совершенно новой продукции со своим аль­тернативным набором чернильных пятен.

Тест на множественный выбор может проводиться как в группе, так и индивидуально. Однако раз мы говорим о групповых методах, опи­сание теста будет приведено в том виде, как он проводится в группе. В этом случае слайды с чернильными пятнами Роршаха демонстрируются на экране, но испытуемый, вместо того чтобы записывать свои разнооб­разные впечатления, выбирает из списка 30 возможных вариантов отве­тов те 3, которые ближе всего к тому, что он сам увидел в конкретной кляксе. В то время, как мы открыто заявили о том, что наш тест не явля­ется аналогом методики Роршаха, и несмотря на то, что окончательный вариант этого теста, скорее всего, еще не разработан, наш тест имеет свои неоспоримые преимущества и является не оппозицией тесту Рор­шаха, но самостоятельной методикой.

Явное различие здесь между выбором из списка ответов и записью спонтанных впечатлений заключается в игнорировании всех подробнос­тей методики Роршаха и психологического знания со стороны механи­ческого «обработчика» информации, так что делается возможной оценка нескольких сот или даже нескольких тысяч бланков ответов при помоши технических средств, которая к тому же могла бы осуществляться за до­вольно короткий срок. Мы еще будем говорить в дальнейшем о том, что некоторые исследователи достигли такого уровня, на котором можно загружать ответы на Тест множественного выбора в компьютер для под­счета, что говорит о том, что мы стоим на пороге времени, когда станет возможным статистически надежный анализ с учетом возрастной кате­горизации, профессиональной принадлежности и разнообразных психо­патологических образований. Именно такая процедура была разработана в соответствии со спецификой требований к отбору и проверке в воен-

нос время. Существовала потребность в модификации теста Роршаха с тем, чтобы получить возможность осуществлять подсчет результатов тех­ническими средствами, и, хорошо это или плохо, для достижения этой цели был разработан Тест множественного выбора. Время не позволяло осуществлять отбор ответов статистическими способами. Я посвятила несколько лет просмотру ответов, на основе которого на каждую конк­ретную карточку был составлен список из пятнадцати ответов, наиболее часто встречающихся в записях нормальных людей, и пятнадцати отве­тов, взятых из записей испытуемых с разнообразными типами психопа­тологии. Таким образом, тестовый результат испытуемого складывается на основе того, сколько раз он спонтанно обратился к «нормальным» ответам, а сколько — к ответам психопатологической группы.

Я выдвигаю в качестве соответствующей «критической точки» слу­чаи, когда более сорока процентов ответов сходны с теми, которые дали люди с различными типами психических расстройств.

Вполне вероятно, что возможность подсчитать результаты теста при помощи технических средств является его наименьшим достоин­ством. По мере того, как тестирующий все отчетливее начинает пред­ставлять себе общий принцип, лежащий в основе проективных методик, он начинает видеть его главное достоинство в ценности и значении каж­дого ответа и группы ответов.

В качестве иллюстрации я привожу тридцать ответов по хорошо известной карточке (I из теста Роршаха:

Жук, на которого кто-то наступил

Ничего не вижу

Две злые собаки

Маленькие лица по бокам

Позвоночник в крови

Снежная вершина

Взрывающаяся бомба

Два слона

Два клоуна

Красные и черные чернила

В

Шкура животного

Два медведя чешут носы

Лица индейцев по бокам

Кровь

Ничего не вижу

Белая лампа

Взрывающаяся шутиха, фейерверк

Красная бабочка

Два человека играют в ладушки

Красные и черные пятна

С

Две ведьмы

Черная и красная краска

Медвежьи головы Пустая нора

Высеченные в камне лица Легкие и кровь Белый скат

Маленький храм по центру Ничего не вижу Извержение вулкана

Посмотрим, на каких вариантах остановились испытуемые А, В и С. Сначала ответы, которые выбрал А:

Взрывающаяся бомба

Черные и красные чернила

Кровь

Черная и красная краска

Пустая нора

Легкие и кровь

Извержение вулкана

Вот что выбрал В:

Ничего не вижу

Два медведя чешут носы

Две ведьмы

А вот ответы С:

Два клоуна

Два медведя чешут носы

Два человека играют в ладушки

Две ведьмы

Красная бабочка

Испытуемый А прошел тестирование по четырем другим психо­логическим методикам: полный Роршах, рисование человека, анализ почерка и тест Векслера—Бельвью. Полный анализ полученной инфор­мации показал наличие острого психотического приступа. На основе данных батареи тестов и психиатрической беседы испытуемому был по­ставлен диагноз: острая шизофрения с параноидальным уклоном. Под­робное обследование испытуемого В показало, что он испытал первич­ный цветовой шок на полном Роршахе и проявил некоторую невроти­ческую тревожность, что ни в коей мере не ограничивает его право- и дееспособность. Испытуемым С был «нормальный» сотрудник клини­ки, который набрал высшие баллы по тесту Векслера—Бельвью и при подробном всестороннем обследовании личности получил оценку «пре­восходно».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.