|
|||
Аннелиз Ф. Корнер 9 страницаПочему же на основании данных проективных методов так сложно делать прогнозы? Каковы теоретические и практические факторы, обуславливающие низкий процент правильных прогнозов? Этот фактор опять же выводится из первого положения, а именно, что эти тесты выявляют главным образом образцы поведения, на основании которых строятся предположительные заключения. Строго говоря, предположения не являются исключительной прерогативой проективных методов, они присущи психиатрии и психодинамической теории личности в целом. То есть выводы, которые может делать интерпретатор, зависят не только от степени его знакомства с психодинамическими принципами, но и от современного состояния данной науки. Каждый день психологи и психиатры сталкиваются со случаями необъяснимой и непредсказуемой связи причин и следствий в тонкой душевной организации индивида. Устанавливая в каждом конкретном случае последовательный ход развития существующей патологии, мы прекрасно понимаем, что владеем информацией лишь об очень небольшой части вовлеченных-в процесс факторов. Это происходит не только потому, что практически любая детская ситуация, почти любое родительское отношение могут послужить причиной плохой приспособленности, но и потому, что степень психических травм и нарушений слишком мало соответствует реально существующей личности. Как часто мы бываем поражены, когда, выслушав историю пациента, рассказ о перенесенных травмах, обнаруживаем относительно интегрированную личность; или бываем озадачены, вскрыв с помощью теста Роршаха внутреннюю патологию в, казалось бы, клинически здоровом индивиде. Мы часто задаемся вопросом: «Что является причиной этого?» И наоборот, часто тщетно пытаемся найти достаточно вескую причину для появления глубинных нарушений при детской или взрослой шизофрении. Каждый день мы сталкиваемся с тем, что один и тот же симптом может быть следствием совершенно разных болезней, и в то же время одна болезнь может проявляться огромным количеством различных симптомов. Итак, мы подошли к проблеме, которая до сих пор не решена в психиатрии и является основным вопросом в психологии личности. Не слишком ли дерзко и неразумно мы себя ведем, когда ожидаем от проективных методик того, чего все еще не может сделать клиническая психиатрия? Не пытаемся ли мы наделить их магической силой в несбыточной надежде, что они могут снабдить нас «недостающим звеном», самым важным на сегодняшний день в психологии личности? Для того чтобы делать прогнозы, психология личности должна решить две серьезные проблемы, проблемы настолько сложные, что, возможно, их решение никогда не будет найдено. Первая включает в себя нахождение всех бесчисленных обстоятельств, влияющих на процесс адаптации индивида. Скорее всего, важны не только сами обстоятельства, но их взаимодействия, которые определяют форму адаптации. Вторая проблема заключается в раскрытии тайны эго-синтеза, который, возможно, тоже включает в себя больше, чем просто сумму факторов, и который, возможно, обусловливает все вышеперечисленные несоответствия. К сожалению, большинство современных исследований не решают эти проблемы. Слишком многие из них посвящены только выявлению неких общих факторов в определенных экспериментальных или клинических группах. Хотя мы уже упоминали, что совпадение двух факторов не является гарантией одинаковых следствий из них, тем не менее мы не можем довольствоваться лишь этим впечатлением. Такие исследования предполагают, что все переменные, кроме изучаемых, остаются посто- янными. Это может привести к полному игнорированию наиболее важных для прогнозирования факторов, тех, которые обусловливают реакцию. Возможно, пока психология личности находится в таком несовершенном состоянии, наиболее благодатным полем для исследования являются индивидуальные случаи. Если проанализировать паттерны поведения индивида за длительный период времени, мы сможем вычислить определенную внутреннюю последовательность и поведенческие законы, которые позволят нам делать достаточно точные прогнозы для данного индивида. Конечно, этот подход пригоден для психоаналитика. Возможно, обширная картотека историй болезни и тщательный анализ потребностей и защитных механизмов пациентов дадут основания для выделения неких кластеров взаимодействующих факторов, которые будут использоваться не только для данного индивида, но и для других, обладающих подобными кластерами. Возвращаясь к проективным техникам, отметим: если мы понимаем, что между потребностями индивида и его реальной адаптацией к действительности стоит огромное количество факторов, то мы не должны ожидать, что поведение индивида обязательно будет соответствовать его фантазиям или патологии. При этом будет ошибкой подвергать сомнению достоверность наблюдения реального поведения или данных тестирования. По этой же причине мы считаем ошибкой не брать в расчет сведения, полученные по тесту Роршаха, если они не соответствуют нашим клиническим впечатлениям. В таких случаях часто возникает соблазн сказать, что тест Роршаха не дает точной картины. Например, частенько тест Роршаха выявляет патологию в относительно нормальных с клинической точки зрения детях, чьи родители, однако, показывают серьезные психиатрические нарушения. Обычно тест Роршаха обнаруживает у этих детей уровень патологии, совершенно несоизмеримой с уровнем, отмечаемым путем наблюдения. Несоответствие между результатами теста Роршаха и клиническим поведением не обязательно бросает тень на валидность этого теста, скорее, наоборот, предоставляет помощь в разгадке любопытнейшего феномена детей, которые по необъяснимым причинам остаются психически относительно нормальными несмотря на сильную невротичность родителей. Поскольку неблагоприятное воздействие родителей должно каким-то образом влиять на детей, данные теста Роршаха можно истолковать как показатель скрытой патологии, которая может проявиться в результате возрастных изменений или эволюции дет-ско-родительских отношений. Возможно, именно этот факт позволит нам объяснить, почему часто терапевтические улучшения у родителей влекут за собой возникновение очевидных трудностей у детей, и наоборот, положительные изменения в ребенке настолько изменяют структуру интеракций между детьми и родителями, что родители, основной проблемой которых были нарушения поведения детей, вдруг обнаруживают все симптомы и невротических затруднений у себя самих. Эти соображения важно учитывать при выборе средств и методов терапии. Если мы не будем отмахиваться от данных тестов Роршаха, как от неточных или преувеличенных, а примем их во внимание как потенциал, существующий внутри пациента, то это, возможно, позволит правильнее оценивать то, что может произойти, и тем самым уменьшит число терапевтических неудач. Сказанное иллюстрирует история мужчины 35—40 лет. Он и его жена были направлены для прохождения теста Роршаха, чтобы выяснить, какие различия в темпераменте послужили причиной их несовместимости. Запрос исходил со стороны жены. Муж ранее проходил психиатрическое лечение, но через короткое время прервал его. Кроме некоторых личностных проблем, тест Роршаха явно показал наличие у этого пациента органической патологии мозга. У него были сильные тенденции к персеверации, заметная ригидность, полная неспособность к изменению паттернов мышления и очевидные нарушения в абстрактном и критическом мышлении. Кроме того, он не различал цвета. По клиническим наблюдениям внутричерепную патологию заподозрить было невозможно. Тщательное исследование установило, что структурный дефект был характерен для этого человека с рождения. Он всегда испытывал трудности с формированием понятий и не понимал того, что читает. Он свободно решал практические и конкретные задачи, но был настолько бессилен в индукции и дедукции, что даже не мог отвлеченно понять правила, которым следовал при решении этих задач. Он знал о своем недостатке, никому об этом не рассказывал. Ему удалось не проявить своего дефекта за три года учебы в колледже? скрывать его на работе, и он никогда не упоминал о нем своему первому психиатру. Этот случай весьма поучителен, потому что внешне этот пациент испытывал чисто невротические трудности, которые легко поддаются психоаналитической терапии. Однако открытие этого структурного дефекта, сопутствующей ему невротической ригидности и его неспособности к классификации внесло серьезные сомнения относительно эффективности подобной терапии. Аналогично можно серьезно ошибиться в процессе планирования терапевтического процесса на фоне явно невротической клинической картины, не приняв во внимание данных теста Роршаха, говорящих о шизоидной направленности. Эти данные могут свидетельствовать о потенциальных тенденциях, которые должны обнаружить себя, когда ослабнут защитные механизмы. Если бы подобные потенциальные тенденции не игнорировались, можно было бы в значительной мере избежать терапевтических рискованных решений. Из всего сказанного следует, что проективные методики не могут быть бесполезными. Они не покажут скрытую патологию, если ее не существует. Однако их несовершенство может явиться источником серьезных недоразумений, особенно в сфере прогнозирования поведения. Если бы проективные методики были более приспособлены для обнаружения защитных механизмов, они бы обеспечивали более точное прогнозирование. В заключение мы хотели добавить, что, по нашему мнению, поможет проективным техникам действительно выполнять задачи прогнози- рования. Однако это в большей степени зависит не от самих методик, а от общего состояния теоретической науки. Она должна устанавливать основные критерии, а не заниматься бесконечными экспериментами по усовершенствованию проективных методов. Это значит, другими словами, что вначале нужно определить, какие качества необходимы для хорошего инженера, пилота или психоаналитика, теоретически и клинически нужно выяснить, какие потребности, паттерны саморегулирования полезны,-а какие вредны в данных видах деятельности. После того как эти критерии будут достоверно установлены, проективные методы станут хорошим подспорьем при кадровом отборе. Более того, проективные методы могут быть использованы как отличный инструмент в исследованиях по психологии личности: Вместо того чтобы сожалеть о несоответствии фантазии и реального поведения, мы должны их изучать и анализировать фантазии в свете настоящего и прошлого поведения субъекта. Ведь в действительности личность реализует свои фантазии и потребности через адаптацию, компромиссы и урегулирование в соответствии с требованиями окружающей реальности.
Ричард С. Лазарус НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И ОДНОЗНАЧНОСТЬ В ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИКАХ За последние несколько лет многие психологи интенсивно проводили эксперименты, посвященные тому, как варьируется форма восприятия человеком различных видов стимульного материала. Некоторые из этих исследований значительно укрепили позиции предположений, заложенных в основу проективных методик. Однако другие аспекты этих исследований так и не получили достойного объяснения в клинической литературе. К тому же далеко не все идеи экспериментальных проектов нашли применение в практической деятельности. Данная статья направлена на то, чтобы обратить внимание читателя на конкретную проблему применения концепций потребностей и восприятия в психодиагностике. Проективные методики всегда были основаны на представлении крайне неопределенного стимульного материала. Неоднозначные чернильные пятна, незавершенные предложения, изображения людей и тому подобный стимульный материал преобладал в психодиагностических тестовых методиках. Само представление о неоднозначности, как было указано в других статьях, судя по всему, основывается на определенном количестве разумных интерпретаций, которые могут быть даны стимульному материалу некой выборкой испытуемых. Например, если кто-то воспринимает некую стимульную картинку как изображение двух дерушихся людей, то такой стимул не является неоднозначным вообще, либо его неопределенность минимальна. Вариантов восприятия здесь быть не может. Соответственно стимул не в состоянии выявить потребности или защитные механизмы испытуемых в отсутствие вариантов интерпретации этого стимула. Но если возможны несколько вариантов интерпретации того или иного стимульного материала, такой стимул получает название неоднозначного и находит применение в диагностике, так как различные интерпретации могут быть отнесены к личностным динамикам. Применение крайне неопределенных стимулов в диагностике представляет собой весьма серьезную проблему. Испытуемый, чье восприятие явно отклоняется от нормы, не вызывает у нас затруднений. Например, человек может постоянно составлять насыщенные агрессией рассказы по стимульному материалу ТАТ. Его истории могут постоянно вращаться вокруг семейных скандалов, соперничества сиблингов и подобных тем. Поскольку подобные рассказы встречаются не так уж часто, мы вполне можем начать подозревать, что у данного испытуемого существуют проблемы, связанные с агрессивными потребностями. Тем не менее возникают особые трудности с выводами относительно личностных динамик на основе ответов по проективным методикам, если мы обнаруживаем протоколы, которые не выходят за рамки интра- и интериндивидуальных норм. При таких обстоятельствах трудно сделать вывод, что у человека данная область не является проблемной. Всегда существует вероятность того, что отсутствие враждебных настроений и эмоций в ответах является следствием действия защитных эго-механизмов Человека, которые функционируют ради избегания враждебности. Недавнее мое исследование с применением теста Роршаха обеспечило подтверждение клинической гипотезе о том, что отсутствие агрессивных интерпретаций чернильных пятен говорит о существовании эмоциональных проблем в этой сфере. Сходные данные были получены при исследовании ТАТ. Но в связи с тем что стимульный материал, применяемый в проективных методиках, потенциально обладает существенной неопределенностью, трудно сказать, по какой причине не проявляются агрессивные интерпретации: из-за отсутствия интереса или благодаря действиям эго-механизмов защиты, направленных на нейтрализацию агрессивных импульсов. В такой ситуации мы можем взять за основу качественную информацию, например, сведения об эмоциональности, барьерах и т.д. Например, появление эмоциональных реакций на карточку № 6 Роршаха мы часто относим к очевидному на этой карточке сексуальному символу. Но такое объяснение, прямо скажем, не очень достоверно, так как спровоцировать появление подобной эмоциональной реакции могли и другие аспекты ситуации. Данный стимул являет собой неопределенную и двусмысленную угрозу эго. Мы говорим о том, что предъявление только наиболее неопределенных стимулов при проведении проективных методик приводит к неуверенности в том, когда то или иное толкование избегается по причине действия вытесняющих защитных механизмов, а когда просто игнорируется ввиду отсутствия проблем в этой сфере. Мы хотим понять, в каких случаях некоторые потребности настолько сильны и выражены, что отражаются словесно и фигурируют в фантазиях. И мы также хотим знать, какие потребности настолько скрыты от восприятия, что приводят к избеганию и искажениям. Неоднозначные стимулы не слишком хорошо подходят для работы с этой последней ситуацией. Что нам нужно, так это тестовые стимулы, которые варьируются от максимально неопределенных до наименее двусмысленных. Наибольшего эффекта мы смогли бы достичь, если бы могли предъявить испытуемому эмоционально насыщенный стимульный материал и понаблюдать, как он будет с ним работать. Насколько далеко он заходит в искажении того, что легко воспринимается другими людьми? Какие искажения присутствуют в его восприятии? В чем заключается функция защитных механизмов: в создании преграды узнаванию к препятствии воспроизведению опасной информации или же в обеспечении максимально быстрого распознавания и содействии и облегчении вспоминания? Беллак не открыл ничего нового, когда предложил термин «адаптивный» для характеристики одного из аспектов проективного поведе- ния. Но при создании проективных методик, за исключением словесно-ассоциативного теста, эта концепция во внимание вряд ли принималась. Литература, посвященная потребностям и восприятию, изобилует ссылками на «постоянную защиту». Экспериментальная литература по проблеме выборочного забывания применяет это понятие в ситуации решения проблемы и последующего выявления слабых и сильных сторон выборочного запоминания. Несмотря на то, что зашита от опасности была рассмотрена с чуть ли не со всех возможных точек зрения, далеко не все психологи сумели решиться на прямое применение очевидно содержащего угрозу материала при психодиагностике. Возможно, они не хотели расстраивать пациента или боялись напугать его. При проведении терапевтической беседы такой угрожающий материал обычно не используется, причем вполне оправданно. Одна иллюстрация, заимствованная из экспериментальной литературы, поможет нам понять, в чем должно заключаться тестирование с использованием недвусмысленно содержащего угрозу стимульного материала. Было проведено исследование, в рамках которого изучалось аудио-перцептивное распознавание эмоционально окрашенных и неэмоциональных предложений. Одной из диагностических техник стал тест незавершенных предложений, результаты которого соотносились с точностью восприятия эмоциональных и неэмоциональных предложений. Некоторые задания в методике незавершенных предложений были весьма неопределенными в том смысле, что трудно было предположить агрессивную реакцию на заданные предложения (одна из контент-категорий). Остальные в этом отношении были достаточно однозначны. Примером первого типа предложений можно назвать следующее: «Он очень хотел...», а второго — «Он ненавидел...». Большинство испытуемых предлагали агрессивное завершение последнего типа предложений, например: «Он ненавидел свою сестру», «Он ненавидел подлецов», и все в таком духе. Ответы такого рода были в первую очередь обусловлены эмоциональной насыщенностью стимульного материала. Тем не менее некоторые испытуемые так завершали это предложение: «Он ненавидел попадать под дождь, если у него не было зонтика» или: «Он ненавидел вставать по утрам». Почти все ответы такого рода отличались тем, что испытуемые шли на всевозможные ухищрения, лишь бы только избежать необходимости выдать агрессивный ответ. Такого рода задания — наилучшее средство для выявления всех защитных механизмов, имеющих отношение к враждебности, связанной с отрицанием или избеганием. Они ставят испытуемого лицом к лицу с угрозой, в результате чего он может либо принять ее, либо отказаться воспринимать ее такой, как она есть. Такой подход имеет что-то общее с процедурой проверки ограничений в тесте Роршаха или с предъявлением специально подобранных картинок ТАТ. Знание стимульной ценности материала позволяет заметить отклонения от типичных ответов. Как крайне неопределенные, так и относительно однозначные стимулы могут найти применение в проведении психодиагностики при помощи проективных методик. Предъявление неопределенного стимульно- го материала позволяет без труда обнаруживать случаи, когда значимые интерпретации появляются сами по себе, без всякой связи со стимуль-ным материалом. Мысли и фантазии с ярко выраженным агрессивным уклоном имеют тенденцию проявляться в быстрых и часто встречающихся агрессивно окрашенных реакциях. Нежелательные агрессивные импульсы, которые подавляются при помощи механизмов вытеснения, скорее всего, найдут отражение в том, что агрессивно окрашенные ответы будут встречаться -редко, несмотря на прямую агрессивную направленность стимульного материала или преобладание ответов такого рода у большинства испытуемых. Отсутствие напряжения в отношении определенной потребности должно выразиться в отсутствии девиаций реагирования, то есть интерпретациях, которые не отличаются ни повышенной частотой упоминаемости определенных областей, ни чрезмерным избеганием и искажениями. Стмульный материал проективных методик может быть предъяв лен для перцептивного распознавания либо для заучивания и воспроизведения Важно то, что стимулы могут быть как высокоструктурированными так и крайне неопределенными по своему характеру, и что о большом количестве испытуемых можно собрать значительный объем нормативной информации. В отношении любой требуемой переменной, например, агрессии, потребности в достижении успеха, зависимости от других в решении проблем, применение хорошо отработанного многозначного стимульного материала приведет к более точному определению силы потребности и характера защитных механизмов эго. Г. М. Прошанский КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ Первая классификация проективных методов была предложена Франком. Его целью было исследование характера реакций испытуемого, хотя Зубин (Zubin) и другие указали, что категории, выделенные Франком, заданы характером самого стимульного материала и целью исследования. Эти замечания были приняты во внимание автором при создании справки, к которой мы вернемся позже. Между тем классификацию Франка, в некоторых случаях неудовлетворительную, стоит рассмотреть более детально, руководствуясь историческим интересом и в связи с тем, что она акцентирует внимание на различных аспектах проективного опыта. Читатель, незнакомый с деталями некоторых техник, может счесть необходимым, обратиться к последующему материалу, где они обсуждаются. Франк выделил следующие категории: Конститутивная. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой от испытуемого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала. Примером может служить лепка из пластилина или сходного вещества — род активности, который быстрее всего приходит в голову. В качестве другого примера Франк приводит технику рисования пальцами, тщательно разработанную Наполи (Napoli) и претендующую на статус методики, хотя на деле она не пользовалась популярностью в качестве теста. Техники незаконченного рисунка, такие как тест Вартегга (Wartegg) или VAT60, также входят в эту категорию. В отличие от Франка, который здесь отводит тесту Роршаха второстепенную роль, Зубин делает ссылку на него как на лучший пример конститутивного метода. Включение теста Роршаха в эту категорию зависит от того, как много «структур» готов увидеть человек в чернильных пятнах. Конструктивная. Различие между этой категорией и конститутивной аналогично различию между «сырым» и «переработанным» материалом. Последний, в форме строительных кубиков, кусочков мозаики и тому подобного, поддается скорее упорядочиванию, нежели моделированию по шаблону. Может быть, это различие покажется слишком тонким, но каждый сам определяет уровень сложности. Примером, относящимся к данной категории, может служить тест «Рисунок человека» или другие формы рисуночных заданий, отличные от «свободного выражения» согласно собственным склонностям. Интерпретативная. Это название дается ответам, в которых испытуемый приписывает собственное значение стимульной ситуации. ТАТ и тесты словесных ассоциаций — оба непосредственно принадлежат к этой категории. Катартическая. Здесь мы видим смещение акцента с процесса на результат. Игровые техники задействуют фантазию испытуемого, и потому, являются типичным примером данной категории. Похоже, что мозаика Ловенфельд, конструктивная с точки зрения вовлеченности испытуемого в актуальный процесс, по функции равна катарсису. Рефрактивная. Эта категория была добавлена Франком при последующем анализе. Она освещает феномен, описанный Оллпортом как «экспрессивные» характеристики поведения. Графологию также можно включить в эту категорию, если рассматривать ее как проективный метод. Хорошо известная ранее «миокинетическая диагностика» — техника, основанная на изучении изменений в линиях, нарисованных в соответствии с инструкцией, — может быть рассмотрена как контролируемая и строго ограниченная форма графологии. Еще один пример — Бендер-Гештальт тест. Помимо множества пересечений между категориями, выделенными Франком, сомнение возникает и относительно их положения в классификации. Нет однозначного объяснения, почему характер ответа берется им за основу классификации, особенно после того как было замечено, что ответ во многом определяется характером самого стимула. Возможно, основное различие между проективными техниками заключается в цели их применения, хотя и здесь не исключены частичные совпадения. Я попытался проследить все эти различия в трехступенчатой схеме анализа (что возможно предпочтительнее классификации) проективных техник. Главные пункты этой схемы — в которой непроективные методы рассмотрены наряду с проективными, — отражены в последующем изложении. Что касается стимульного материала, то отмечается, что наряду с почти всеми аспектами переживаний (по крайней мере для большинства людей), проективные техники по характеру в преобладающей степени являются визуальными. Две главные техники — тест Роршаха и ТАТ — подходящий тому пример. И хотя Франк отнес их к разным категориям в классификации, они по сути представляют даже при поверхностном анализе одну и ту же задачу — вербальную интерпретацию визуального материала. Стимульный материал теста «Завершение предложений», поскольку обычно предъявляется в виде отпечатанных на бумаге незавершенных предложений, также можно считать визуальным, хоть он и имеет существенное отличие, которое соответствует разнице между изображением объекта и его символическим словесным представлением. Таким образом, вербальный стимульный материал образует отдельную категорию, независимую от классификации, основанной на сенсорной модальности. Визуальные техники, конечно, могут быть подразделены в соответствии с характером детализации их стимульного материала. Континуум может быть установлен на основе степени «структурированности» или того, что может быть названо «репрезентативным» качеством. Другими словами, стимулом может служить все — от реалистичной картинки до простого геометрического контура или абсолютно аморфных либо сплошных участков цветов или света и тени. Не следует слишком углубляться в этот момент, но он, вероятно, все же заслуживает внимания: на «иллюстративном» конце указанной шкалы возникают проблемы, относить ли туда фотографии или любые условные изображения. Если простое двухмерное предъявление чем-то дополняется, то общая ситуация может радикально измениться. Так, если картинка заменяется реальными или игрушечными (обычно небольшими) объектами, это почти неизбежно приводит к появлению у испытуемого желания «что-нибудь с ними сделать». Поэтому желательно выделить отдельную категорию «конкретных» стимульных материалов. Дополнительные возможности имеет использование изменяющихся визуальных стимулов, другими словами, фильмов и их эквивалентов. Насколько известно автору, только один такой детский фильм (Rock-a-bye~Baby) широко использовался в англоязычных странах. Это звуковой кукольный фильм, после просмотра которого детей просят придумать собственное окончание. Таким образом, это техника «завершения историй», ближайшей параллелью которой среди наиболее известных и часто используемых является методика рисуночной фрустрации Розенцвейга, хотя можно найти близкую аналогию и в баснях Десперта. Рабин и Хэйворт (Rabin and Haworth) выделяют французский Кино-тематический тест, однако то, что в нем используется немое кино, делает этот тест более близким ТАТ. Событием второй половины XX века с*тало распространение, хотя пока еще не слишком значительное, принципов ТАТ на аудиоматериал. Полушутливые идеи по созданию обонятельных проективных техник можно оставить без комментариев, но возможности основания методов на тактильных и кинестетических ощущениях могут рассматриваться более серьезно. Тем не менее поскольку невизуальные модальности в техниках используются сравнительно редко, достаточно будет выделить четыре категории в рубрике стимулов: вербальная, визуальная, конкретная и другие модальности. При переходе к классификации ответов, возможно, простейшим и наиболее эффективным способом самоориентации является разделение на основе устаревших вундтовских терминов импрессивных и экспрессивных методов. Происходящие непосредственно из вундтовских экспериментальных исследований ощущений и эмоций, эти термины использовались иногда в отношении психофизического опыта, в контексте которого термин «адаптация» заменялся иногда термином «экспрессия». Им-прессивный метод (своеобразно используемый Вундтом), заключался в том, что испытуемый отчитывался о своем опыте, по возможности используя простые ответы (да/нет) или их эквиваленты. Противоположным ему был экспрессивный метод, в котором влияние стимула оценивалось с помощью таких инструментов, как пневмограф или динамометр, либо испытуемого просили самого приспособить стимул под некоторое установленное требование, например видимое равновесие. Толковый словарь определяет исходное значение слова «экспрессия» — «что-то, что делает организм; при этом подразумевается, что любой акт де- терминирован природой самого организма». Среди множества определений данного термина можно выбрать это как наиболее подходящее в данном контексте, поскольку оно отражает характер типа проекции, ярче всего противопоставляющегося обычной интерпретации или по-прежнему простому отчету о стимуле. Отчасти из-за неопределенности в употреблении и отчасти из-за двойной смысловой нагрузки слова «экспрессия» в повседневном языке (например, «экспрессивное поведение» у Оллпор-та) термину «манипулятивный» был предпочтен термин «экспрессивный» в контексте «делания» в качестве отделения от типа ответов, связанных с «говорением». При этом для определения последних был предложен термин «интерпретативные».
|
|||
|