Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 28 страница



Несколько дополнений до начала процесса дыхания

Многие профессионалы, использующие холотропное дыхание в своей работе, применяют различные техники разогрева до начала про­цесса. В качестве разогрева используются различные направленные визуализации, медитации, телесно-ориентированные техники, трансо-вые танцы, суфийские ритуалы, шаманские психотехники и др.

Использование техник «разогрева» необязательно, но часто вно­сит много занимательного в сам процесс дыхания, делает его более ди­намичным, а также помогает компетентно решить групповые и лично­стные проблемы.

Предложите участникам ослабить одежду, снять ремни, украшения, часы, контактные линзы. Напомните, что нужно сходить в туалет. По­кажите, где находится туалет, чтобы в течение сеанса сидящие могли сопровождать туда своих подопечных в случае необходимости.

Релаксация

До начала процесса дыхания группа настраивается на процесс, и когда в пространстве зала пары располагаются для вхождения в холот­ропное дыхание, то есть холонавты лежат в позе «звездочки», а ситте-ры сидят возле своих холонавтов, обязательно нужно провести релак­сацию.

Цель проведения релаксации в том, чтобы помочь участникам при­сутствовать в настоящем моменте, осознавая свое тело, чувства и мыс­ли, и войти в переживание с максимально возможной открытостью, доверием и свободой от ожиданий.

В этой книге, описывая первый элемент Свободного Дыхания, мы приводили достаточное количество способов расслабления, поэтому сейчас не будем на них подробно останавливаться.

С другой стороны, у вас всегда есть возможность использовать го­товые тексты релаксации с фоновой музыкой, которые записаны на аудиокассеты, диски и другие носители.

Дыхательная сессия

Уже во время релаксации ситтер находится рядом с головой дыша­щего, он внимателен и не отвлекается ни на что происходящее в ком­нате, в том числе и на активацию своего собственного процесса. Если что-то действительно активирует его процесс, он просто замечает это и остается внимательным к дышащему. Тщательное наблюдение: хо-лонавты очень чувствительны, они нуждаются в безраздельном при­сутствии и внимании ситтеров. Дышащие могут быть очень чувстви­тельны физически или психически к отказу давать им это внимание. Если ситтер во время процесса вынужден временно отлучиться, для того чтобы сходить в туалет, он зовет ведущего или одного из ассис­тентов, который будет сидеть с дышащим и заменять его на это время. Ситтер поддерживает целостность пространства дышащего. Защища­ет своего подопечного от активности других дышащих или любых дру­гих возникающих помех и риска.

Если существуют какие-то вопросы, или требуется помощь, или сидящий испытывает какое-то неудобство по поводу происходящего, он должен поднять руку, чтобы проконсультироваться с ведущим.

Во время холотропного процесса лучше избегать разговоров. Это касается всех участников процесса: руководителя и ассистентов, сит­теров и холонавтов. Разговоры выводят людей из расширенного со­стояния сознания, потому что они ассоциируются с обычным созна­нием. Если дышащий хочет что-то сказать, он должен подать сигнал своему помощнику, чтобы тот наклонился и мог услышать, что хочет его подопечный.

Возможны вербальные коммуникации, поощряющие активность холонавта:

Мы поможем, отпусти себя.

Именно так!

Продолжай делать это!

Вырази это!

Выпусти все это!

Выталкивай это!

Громче!

Следуй энергии.

Поэкспериментируй, посмотри, что происходит.

Оставайся с этим.

Сильнее!

Когда дышащий закончил сессию, он переходит в другую комнату для рисования мандалы. Это позволит завершить свою сессию с наи­меньшими помехами тем, кто еще ее не закончил.

Обсуждение переживания. Основной совет: подождать группово­го обсуждения и не говорить о переживании, хотя иногда можно поде­литься своим опытом с сидящим или с кем-то еще. Сохраняйте молча­ние во время рисования мандал и (желательно) в течение всего дня. Это помогает людям оставаться со своим переживанием в медитатив­ном состоянии ума. Если у вас есть специальное место, где люди могут поговорить, покажите его им.Дыхательная работа приходит к завершению в течение полутора-двух часов. Дышащие сами решают, когда их сессия закончена, после чего они делают проверку вместе с ведущим, затем поднимаются и идут рисовать свои мандалы. Музыка продолжается до тех пор, пока все не закончат. Если дышащий чувствует неудобство в теле в конце сессии, он должен сообщить своему помощнику, который обратится к ведуще­му, чтобы провести работу с этим симптомом. Внимание ведущих на­правлено на то, чтобы дышащие завершили любые возникшие в тече­ние сессии проблемы. Идея состоит не в том, чтобы обнаружить в кон­це сессии новые проблемы, а в том, чтобы завершить любой материал, который всплыл и нуждается в разрешении. Некоторые люди чувству­ют, что им всегда недостаточно работы для завершения и хотят снова и снова начинать дышать в конце сеанса. Если под конец есть сомнение, завершил ли дышащий свою сессию, ситтер должен подозвать ведуще­го, для того чтобы тот поговорил об этом с дышащим. Часто само сомне­ние является сигналом о том, что что-то еще не завершено.

Интеграция опыта холотропного процесса происходит, как мы ука­зывали выше, во время рисования мандал и проговора (подробнее см. в главе 12).

ИНФОРМАЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Опыт показывает, что холотропное дыхание является наиболее интен­сивной психотехнологией среди методов практической психологии, ис­пользующих в своей структуре расширенные или другие необьшные со­стояния сознания. Поэтому мы настоятельно рекомендуем пройти про­фессиональные тренинги Московского Трансперсонального Института, прежде чем практиковать холотропное дыхание со своими клиентами.

Полный сертификационный курс может быть пройден только под руководством Кристины и Станислава Грофов. Этот курс состоит из 150 часов вводных занятий, которые можно получить у любого серти­фицированного специалиста. В России на данный момент такое право и 450 часов базисной сертификационной программы делегировано Грофом В. В. Майкову. Эта программа состоит из 200 часов основных модулей (4 недели), 150 часов модулей по выбору (3 недели) и 100 часов завершающей сертификационной программы (2 недели). Как прави­ло, прохождение всей программы занимает 2 — 3 года.

Более подробную информацию о подготовке специалистов по хо-лотропному дыханию вы можете получить в Московском Транспер­сональном институте, который с 1994 года приступил к приему студен­тов по полной программе.

Вы можете также пройти двухгодичную специализацию по интег-ративной психологии, в структуре которой также предусмотрено ов­ладение теорией и практикой холотропного дыхания.

ГЛАВА 8

ВАЙВЕЙШН. ЖИЗНЬ КАК ОКЕАН БЛАЖЕНСТВА

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Вшвейшн (отлат. vivation, vivo — 'жить'.уНасшБ — 'полныйжизни', 'обнаруживающий жизнь', 'живой', 'сильный', 'пламенный') — метод, осно>ателем которого является Джим Ленард. В 1979 г. им и Филом Лаутш было введено понятие интеграции и основано движение ин-тегрггивного ребефинга. С 1987 г. зарегистрирована торговая марка «vivaion». В ребефинге Л. Орра существовало понятие «высвобожде­ния» и высвобождение подавленного материала считалось целью и дост.точным условием эффективности процесса связного дыхания. По мтению создателей вайвейшн, необходимо не только высвобожде­ние (<выпустить тигра из клетки»), но и использование определенных методов работы с переживаниями, приходящими во время дыхатель­ной :ессии. Поэтому в вайвейшн существует представление о пяти элементах процесса, позволяющих наиболее быстро и эффективно пршти к интеграции.

Штеграция (от лат. integer — 'целый') — понятие, введенное в ре-бефшг Дж. Ленардом для объяснения цели и содержания процесса связюго дыхания. Интеграция — слияние части с целым. При этом часТ)Ю является определенная подавленная, вытесненная на уровень бессознательного структура (конфликт, стресс, негативная идея, та-буированное желание и др.). В процессе связного дыхания происхо­дит «сознание и принятие этой подавленной структуры, присоедине­ние зе энергии к воспринимающей, осознающей личности. Интегра­ция — это процесс движения к целостности человеческого сознания. По шению Джима Ленарда, это должно приводить к экстатическому восгриятию мира. И сам процесс интеграции экстатичен. Интегриро-вангость — способность к целостному, экстатическому восприятию мир1 здесь и сейчас, в каждое мгновение потока жизни (39, 130).

Е вайвейшн особое внимание уделяется технике дыхания (см. клас­сы дыхания).

классы дыхания — условно выделенные типы связного дыхания, каж\ый из которых имеет определенную внутреннюю структуру ифункцию в процессе дыхания. Существуют основные требования к дыханию, которые практикуются в вайвейшн.

1. Цикличность, связность. Между вдохом и выдохом, между вы­дохом и вдохом нет никакой паузы, никакого перерыва. Вдох посте­пенно перетекает в выдох. Выдох постепенно перетекает во вдох. Это дыхание по кругу.

2. Выдох расслаблен, свободен, не напряжен и не контролируется.

3. Если вдох производится через нос (рот), то и выдох тоже про­изводится через нос (рот).

В вайвейшн в зависимости от темпа и объема дыхания выделено три класса дыхания:

• глубокое и медленное. Этот тип лучше использовать при вхож­дении в процесс, а также после того, как, интегрировав один блок, вы готовитесь к новому циклу интеграции;

• быстрое и поверхностное. Этот тип следует использовать, ког­да процесс идет быстро и глубоко. Поверхностное дыхание дает возможность удержаться в процессе, а темп ускоряет интегра­цию;

• быстрое и глубокое. Этот тип предназначен для того, чтобы удер­жать сознание в теле во время ускорения процесса. Большой объем воздуха помогает вам не выходить за пределы тела, а темп ускоряет процесс интеграции (Дж. Ленард, Ф. Лаут).

В основе концептуальной модели вайвейшн лежит экстатическое восприятие мира, приводящее человека к переживанию реальности как «океана блаженства».

В вайвейшн разработана система прохождения клиента по различ­ным ступеням:

• «сухой» вайвейшн (не менее 10 процессов);

• «водный» вайвейшн (не менее 10 процессов);

• «амбулаторный» вайвейшн (закрепление навыка интеграции в повседневной жизни — за едой, за рулем автомобиля и т. д.).

Вайвейшн — скромная и тихая дыхательная техника. В ней нет гром­кой музыки и умопомрачительных путешествий. В ней есть нежное отношение к обыденной реальности, мягкость и внимание к ощуще­ниям тела здесь и сейчас. В ощущениях отражается весь мир, давая нам знать о себе, поэтому и целью вайвейшн является не изменение реальности и не открытие новой и даже не воспоминание поворотных моментов биографии, а дружеские и партнерские отношения с этой реальностью. Почувствовать жизнь в себе, а себя живым прямо здесь и с теми чувствами и ощущениями, которые есть прямо сейчас (А. Зен-rep, 1994). Праздновать жизнь, которая уже давно идет. Дж. Ленард преобразовал ребефинг с помощью пяти элементов.

ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ ВАЙВЕЙШН

Пять элементов, выдвинутые в интегративном ребефинге в конце 1970-х годов (Дж. Ленард, Ф. Лаут), — неотъемлемые составляющие элементы процесса связного дыхания:

• циклическое дыхание,

• полное расслабление,

• детальное осознание,

• интеграция в экстаз,

• делайте то, что вы делаете, желания достаточно.

Для контакта со своим телом в вайвейшн используется связное дыхание (Circular Breathing) — I элемент вайвейшн.

Напряжение скрывает вытесненные эмоции и чувства подобно толще воды. Отступая во время отлива, вода обнажает дно океана и то, что на нем осталось. Так же и полное расслабление (Complete Relaxation) — II элемент вайвейшн — позволяет обнаружить паттер­ны подавления в виде эмоций и ощущений. Детальное осознавание (Awareness in Detail) — III элемент вайвейшн. Это скорее моральная категория, относящаяся к сфере глубинной демократии. Стоит ли замечать малые голоса? Стоит ли внимательно относиться к тонко­му, едва заметному? Для этого нужно признать их право на суще­ствование внутри нас и перестать подавлять и преодолевать сенсор­ные ощущения.

Интеграция в экстаз (Integration into Ecstasy) — ГУ элемент вай­вейшн — хорошо соотносится с праведной памятью в восьмичлен-ном благородном пути буддизма. Будучи поглощены, омрачены ка­ким-либо чувством, переживанием, вы можете расширить свое осоз­нание и выйти за его пределы, не переставая проживать его. Таким образом, в поле осознания попадает фон, на котором разворачивает­ся это переживание, то есть то пространство, в котором все проис­ходит. В расширенное поле осознания могут попасть и другие фигу­ры, другие чувства и ощущения. Образно говоря, интеграция в эк­стаз — это способность за деревьями увидеть лес или способность, воплотившись в рыбу, не забыть о воде, в которой плаваешь, и о дру­гих рыбах поблизости.

Делайто, что ты делаешь. Желания достаточно. (Do Whatever You Do. Willingness is Enough). He нужно быть совершенным, чтобы сде­лать это совершенно (130, pp. 43 — 75).Таким образом, вместо установки на усиление, в вайвейшн приме­няется установка на расширение осознавания, а вместо умопомрачи­тельных путешествий в измененном состоянии сознания предлагает­ся установить контакт с ощущениями тела здесь и сейчас.

Вайвейшн — это умение быть совершенным прямо сейчас.

Ты всегда свободен и всегда имеешь право на выбор. Осознанность в принятии решений — удовлетворять свои желания или нет — необ­ходима для вайвейшн. Пять элементов помогают проинтегрировать свои привычки, то есть встроить их в свою жизнь, посмотреть на них со стороны и разотождествиться с ними. Пять элементов позволяют расслабиться — ты не обязан следовать своим внутренним голосам и не обязан их подавлять.

ЭТО ВАЙВЕЙШН...

Жизнь создана для экстаза. Нирвана и сансхара — одно и то же. Ты свободен и можешь выбрать печаль, страх, несчастье, горе и депрес­сию... Но также ты можешь прямо сейчас выбрать веселье, радость, счастье и упоение сладостью жизни.

Жизнь, твое тело, твое дыхание, то, что ты видишь, слышишь, обо­няешь, чувствуешь прямо сейчас, — это полный и гармоничный оке­ан блаженства.

Ты можешь отгородиться от этого океана и раскрасить мир в чер­но-белый цвет или даже в черный и можешь плыть по океану блажен­ства в скорлупе своих ограничений и бурчать внутри: «Бедный я, не­счастный, никто меня не любит, судьба мне присылает страдания, чер­ный рок над всеми людьми довлеет, карма у меня такая, такова жизнь и мне влачить ту юдоль...»

Это касается скорлупы.

А жизнь тем временем бурлит, играет, брызжет красками и шеп­чет: «Откройся, прими, расслабься, напейся соками моими...»

Вайвейшн — это когда твои уши открыты голосу жизни.

Вот безбрежный океан жизни — океан блаженства. Прямо сейчас ты можешь прильнуть губами к его водам.

Ты можешь — это вайвейшн.

НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ

Вайвейшн можно свести к нескольким предложениям:

1. Найди самое сильное ощущение в своем теле и дыши через него.

2. Заметь самые тонкие изменения.

3. Интегрируй в экстаз.Использование этих предложений в обучении основам вайвейшн как техники внутренней и внешней работы возможно в двух вариан­тах — парном и групповом.

Парный вариант

Группа разделяется на пары, партнеры рассаживаются друг про­тив друга на стульях или на полу и начинают связное дыхание.

Через несколько минут один из партнеров закрывает глаза, другой начинает выполнять функции инструктора вайвейшн, главная из ко­торых состоит в том, чтобы в течение пяти минут проговорить клиен­ту (партнеру, закрывшему глаза) несколько раз вышеуказанные пред­ложения. При этом не важно, в какой очередности произносятся пред­ложения. Через пять минут звучит гонг и они меняются ролями: тот из партнеров, который был клиентом, становится инструктором, и наоборот.

Упражнение продолжается 30 минут. Во время упражнения в па­рах поддерживается связное дыхание, при этом инструктор «отзерка-ливает» дыхание клиента, но дышит более поверхностно.

После упражнения проводится проговор. Ведущий подводит итоги проведенному процессу.

Групповой вариант

Группа делится на две равные подгруппы и образует два круга — внут­ренний и внешний, участники которых садятся друг напротив друга.

Данное упражнение направлено на получение навыков отслежива­ния дыхания и использования вербальных форм коммуникации с кли­ентом в РСС.

В упражнении используется связное дыхание, оно должно быть настолько интенсивным, чтобы находиться в РСС и в то же время не уходить в глубокий внутренний процесс.

Далее упражнение проводится аналогично парному варианту в те­чение 10 минут (5 мин х 5 мин). Затем внешний крут продвигается по часовой стрелке на одного партнера, и опять упражнение проводится аналогично парному варианту. Упражнение продолжается до тех пор, пока все участники внешнего крута не поработают в парах с участни­ками внутреннего круга.

Данное упражнение не только расширяет зону профессиональных навыков инструкторов, но и позволяет интегрировать внутренние проблемы коммуникации с клиентами разного пола и разного возрас­та. Упражнение может быть использовано на любом тренинге при груп­повой форме работы. Оно достаточно сильно влияет на социально-пси­хологические процессы внутри группы и позитивно воздействует на групповую динамику.

ГЛАВА 9

ДМД: ДЫХАНИЕ-МУЗЫКА-ДВИЖЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В последние три года в научно-исследовательском и прикладном направлении интегративной психологии прошла апробацию новая психотехнология, которая показала высокую эффективность при ра­боте с клиентами. Психотехнология была названа ДМД (дыхание-му­зыка-движение) .

Теоретическим обоснованием метода послужили некоторые идеи, которые мы выдвинули в ходе научных экспериментов с расширен­ными состояниями сознания.

Мы заметили, что наиболее продуктивным и эффективным из рас­ширенных состояний сознания, индуцируемых связным дыханием, являются те, которые имеют нейропсихологические характеристики «быстрого сна». Аналогом данного состояния, очень знакомым каждо­му человеку, является просоночное состояние, основной характерис­тикой которого является «присутствие в двух мирах одновременно» — в здесь и сейчас, а также в эмоционально переживаемых образно-мен­тальных пространствах, которые являются продуктом спонтанной ак­тивности самого сознания.

Тренинг ДМД представляет собой интегрированную психотехни­ческую систему для формирования личности с высокой эмоциональ­ной и интеллектуальной креативностью. ДМД способствует преодоле­нию ригидных, неадекватных реальности социально-психологических и культурных стереотипов, развитию личностного потенциала и рас­ширению сознания.

В ДМД мы выделяем три направления психологической трансфор­мации сознания и личности:

• дыхательные процессы,

• музыкальная терапия,

• движения.

Целью ДМД также является развитие целостного восприятия и пе­реживание человеком содержания чувственного телесного образа. ДМД позволяет производить коррекцию социально-личностных ус-тановок индивидуума, формирование его личностно-социальной иден­тификации в рамках конкретной субкультуры. Нам также важно раз­витие личности за свои пределы и самореализация.

Психотехники, которые мы применяем в работе, с одной стороны, обеспечивают «пробуждение» естественного спонтанного поведения, с другой — развитие осознанности при осуществлении невербально­го выразительного действия разной направленности — коммуника­тивной, операционной, деятельностной.

На основе глубоких экспериментальных исследований нами раз­работаны методические приемы трансформации личности посред­ством включения их в процесс проживания музыкальных произведе­ний во время дыхательных процессов, спонтанного эмоционального движения и действия.

При решении задач развития спонтанности, естественности и твор­ческой продуктивности мы использовали метод синтеза «музыка-дви­жение», построенный на основе соединения тонко развитого мышеч­ного чувства со способностью к целостному восприятию музыкально­го произведения и к передаче личностью глубочайших переживаний музыкального образа.

Характер осуществления и формы выразительного движения мож­но рассматривать как проекцию эмоционально-образного прожива­ния человеком мелодии, которое опосредуется особенностями его вос­приятия музыкального произведения, степенью его эмоциональной открытости, уровнем и характером осознания своего образа телесно­го «Я», степенью пластического совершенства и уровнем развития креативности.

При разработке психотехник ДМД мы учитывали тот факт, что различные музыкальные образы порождают разные эмоционально-чувственные, двигательные формы отреагирования; эмоционально-динамическое содержание музыки порождает проявление спонтанно­го движения определенного типа — от «пластичного» до «импульсив­ного». Двигательные психотехники направлены на осознанное фор­мирование у клиентов способности к спонтанному воспроизведению разнохарактерных стилей движения: «пластичного движения» как след­ствия переживания ими позитивно окрашенного, интимно-чувствен­ного восприятия мелодий и «импульсивного движения», проявляюще­гося в потребности отреагировать ранее сдерживаемые аффекты не­вротического содержания и позволяющего снимать у клиентов пат­терны мышечных напряжений.

Развивая способность участников тренинга к естественному ассо­циативному и спонтанному движению, мы корректируем психичес­кое состояние клиентов, «разрушаем» так называемый «характерный панцирь» (по В. Райху).В методическом обеспечении эксперимента по трансформации об­раза «Я» двигательными техниками особую роль играли приемы раз­вития чувства ритма. Вслед за Б. М. Тепловым мы считаем, что чувство ритма является важнейшим компонентом успешной трансформации внимания и ведущих сенсомоторных функций. Ритмика в психотера­пии (Ю. С. Шевченко, 1995) используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушения координации, ра-сторможенности, моторности, стереотипов).

Существует тесная взаимосвязь между способностью чувствовать-воспроизводить ритм и уровнем развития эмоционально-чувственной и когнитивной сфер, характером социально-личностной идентифи­кации и эстетической культуры личности. Чувство музыкального рит­ма имеет не столько моторную, сколько эмоциональную природу, в основе которой лежит восприятие выразительности музыки. Поэто­му структура занятий по развитию чувства ритма выстраивается та­ким образом, чтобы музыкальное сопровождение каждого процесса или упражнения было созвучно музыкальной культуре клиентов раз­личной субкультурной ориентации и обеспечивало принятие ими эмо­ционально-чувственного содержания мелодий и характера темпорит-ма. Учитывается возраст, уровень музыкального развития, характер культурологических представлений клиентов.

Во время проведения психокоррекционных занятий мы гибко под­бираем музыкальные композиции как из современной, принимаемой молодежью музыки, так и фрагменты из классических произведений, включая их в моменты трансцендентного переживания движения.

ДМД позволяет раскрыть и актуализировать в процессе дыхания телесные, эмоциональные, чувственные, когнитивные и креативные возможности человека. Тренинг по ДМД как интегративная психотех­нология направлен на развитие осознания личностью своих телесно-эмоционально-когнитивных способностей посредством разворачива­ющегося содержания процесса расширенного состояния сознания на фоне контекстуальной музыки. Прохождение клиентами процессов ДМД позволяет вскрыть их личностные и социальные проблемы, опре­делить способы их трансформации, найти формы развития образа «Я» в рамках социальных установок и ожиданий участников тренинга.

Процессы связного дыхания изначально использовались для про­работки мышечного характерного панциря (В. Райх). В начале тренинга по ДМД в формах проявления динамики тела, особенностей дыхания мы можем выявить области напряжения и ригидного действия, харак­терными признаками которых являются осторожные, дискретные, неконгруэнтные движения частей тела, мышечная скованность, недо­статочная их осознанность по чувственному и когнитивному компо­нентам, сдержанность по формам самовыражения. При помощи ДМД 4797достигалось решение психологических задач, таких, как уменьшение личностной тревожности, объективация образа телесного «Я», осоз­нание языка собственного тела, снятие «характерного панциря», ос­вобождение эмоциональной сферы, изучение и коррекция невербаль­ных форм поведения, коррекция коммуникативных навыков, разви­тие невербальных когнитивных функций, креативности, образного и ассоциативного мышления.

Таким образом, тренинг ДМД обеспечивается полифункциональ­ным блоком методических приемов, разработанных на основе иссле­дований теоретических положений и экспериментального опыта в со­временной музыкотерапии, танцевально-двигательной терапии и при­менении измененных состояний сознания в райхианской терапии, в ребефинге, вайвейшн, холотропном и Свободном дыханиях.

Во время занятий для расширения коммуникативных возможно­стей клиентов групп-лидером создавалась атмосфера доверия, взаи­моподдержки, естественности и спонтанности. В этом особую помощь нам оказали те техники и упражнения, которые мы разработали для реализации пятого элемента Свободного Дыхания — «Активное до­верие».

В процессе психологической трансформации мы подводим кли­ентов к осуществлению спонтанных движений в пространстве пото­кового состояния сознания, психофизиологическим триггером ко­торого как раз и является связное дыхание (Козлов, Бубеев, 1997). Именно в этом состоянии клиенты отыскивают в самих себе «поте­рянные» и скрытые чувства и ресурсы из прошлого опыта, которые выражают и реализуют под руководством психолога в новых идеях, эмоционально-чувственном проживании, в коммуникациях с парт­нерами, в продуктивном типе восприятия социальных отношений и своего места в обществе.

Частная, но наиболее социализированная цель интенсивных ин-тегративных психотехнологий - достижение личностью «Я-потенци-ального», общепринятыми аналогами которого являются самоактуа­лизация А. Маслоу, самореализация К. Роджерса и Р. Ассаджиоли.

Как показывают наши исследования, базовым состоянием созна­ния при этом является «потоковое», «ресурсное». Оно имеет некото­рые качественные критерии и признаки (Бубеев, 1998, Козлов, 2002), но наиболее важным из них является эвристичность, способность к свободному творчеству.

Вне сомнения, комплексная психотехнология ДМД в этом аспекте имеет огромную перспективу и возможности.

ДМД (дыхание-музыка-движение) — методика, автором и теоре­тиком которой является В. В. Козлов. Теоретическая база ДМД — ин-тегративная психология. Основными элементами ДМД являются:• оригинальная программа связного дыхания;

• специально подобранный алгоритм музыкальной стимуляции;

• приемы высвобождения движения и дыхания как во время ды­хательной сессии, так и до нее.

Базовые элементы дополняются психотехниками индукции ресур­сных состояний сознания из различных направлений прикладной пси­хологии, методами танцевально-двигательной терапии, медитациями, направленными визуализациями и т. д. Интегративная психология исходит из принципа «Все важно, что развивает личность и сознание». В силу этого в ДМД применимы любые психотехники, имеющие такой ресурс для дополнения трех базовых элементов.

Форма работы — групповая, при этом участники меняются места­ми в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащих, в дру­гом — в роли сидящего (ассистента).

Подготовка ведущих ДМД осуществляется в рамках двухгодичной специализации по интегративной психологии в Международном ин­ституте интегративной психологии В. В. Козлова.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

1. Групповой тренинг (7 — 35 человек).

2. Групп-лидер должен иметь квалификацию специалиста, имею­щего дополнительное образование по интегративной психоло­гии или ученую степень кандидата (доктора наук) под руковод­ством профессора Козлова В. В.

3. В зависимости от количества участников тренинга наличие фа-силитаторов (на 7—10 человек — 1 ассистент), но группа не дол­жна превышать 35 человек.

4. Для прохождения сеанса на каждого участника группы должна быть обеспечена площадь не менее 2 х 2 м.

5. В помещении должно быть достаточное количество мягкого ма­териала (одеял, подушек) для предотвращения физических травм.

6. Специально подобранная музыкальная программа в соответ­ствии со стадиями дыхательного процесса.

7. Музыкально-шумовое оформление процесса должно соответ­ствовать требованиям и стандартам проведения сессий по хо-лотропному дыханию и ТДТ.

8. ДМД не имеет физических и психологических противопоказа­ний.

9. ДМД является тренингом, ориентированным на развитие твор­ческих возможностей личности и самореализацию.

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Влияние музыки на состояние личности, на продуктивность ее дея­тельности доказано еще в начале 1980-х годов, когда нами разрабаты­вались программы функциональной музыки в промышленном произ­водстве (Козлов В. В., Ярославль, 1983). В программу сессий мы диффе­ренцированно подбирали такие музыкальные произведения, которые позволяли актуализировать ту или иную сторону эмоционально-чув­ственной сферы клиентов. Активная ритмическая (мажорная) музы­ка стимулировала потребность в сильных эмоциональных реакциях, в активной позиции при коммуникативном взаимодействии участни­ков тренинга. Мягкая, пластичная (минорная) музыка пробуждала позитивно окрашенное переживание трансцендентальной сущности человеческого бытия, усиливала потребность в эмоционально-чув­ственных коммуникациях.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.