Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 27 страница



Один из критериев отличия сострадания от сочувствия состоит в том, что вы не мешаете человеку проявляться, даете ему пространство. Быть сострадательным — значит принимать человека таким, какой он есть, и при этом не осуждать по всем внутренним самым сокровен­ным слоям. Предоставление пространства — это и есть прямое прояв­ление сострадания. Кто может дать пространство человеку, проявить­ся, как он хочет? Только тот, кто не боится ничего, кто сам спокоен в отношении себя, кто не боится никакого покушения на свою террито­рию, кто бесстрашен, кто присматривает за подопечным, как всегда готовый к защите, безучастный свидетель.

В буддизме динамика процесса сострадания, называемого Великим Состраданием — Махакаруной, описывалась через так называемые Четыре Безмерных катализатора бытия (2). Махакаруна представлялась состоящей из четырех аспектов. Первый аспект — это Равностностьу

как, скажем, состояние равного ко всем отношения — глубинный слой отношения ко всем людям. Для вас нет различия между негром, китай­цем, евреем, вашей матерью, вашим ребенком, сущностного различия Христом и Мохаммедом. И между человеком и другими живыми суще­ствами. Обладает ли пес природой Будды? Именно об этом сущностном равенстве повествует японский коан. Но Равностность — это не равно­душие. Второй аспект — это Радостность. Радостность в отличие, ска­жем, от эйфоричности. Радостность — это чистое проявление чувства. Когда мы радостны? Когда свободны, когда тело танцует, а голос поет, когда все есть проявление творчества. Когда же мы эйфоричны, мы мо­жем казаться сочувствующими, сопереживающими, эмпатичными, но на самом деле это проекция сочувствия, сопереживания изнутри. Радо­стность чиста, она струится во всех направлениях. Третий аспект Ма-хакаруны — Сострадание, которое следует отличать от сентименталь­ного сочувствия. И, наконец, четвертый аспект — это Любовь, в отли­чие, скажем от страсти. Страсть — это всегда то, что нас притягивает, как, например, объект желаний. Любовь — это отдача, это жертва, это восхищение, это дарение блага. Так выражается многомерность про­странства сострадания в буддизме.

Во время обучения холотропному дыханию и трансперсональной психологии у Станислава и Кристины Гроф я был свидетелем одной истории, которая прояснила мне разницу между состраданием и жа­лостью, и показала, насколько разные последствия для судьбы может иметь их неразличение. На одном из грофовских тренингов в долине Юка, где произрастают полукактусы-полудеревья «Джошуа три», где можно встретить в маленькой траве бегающих кроликов и гремучих змей, где высятся горы, обрамляющие большие каньоны, и где уже начинается пустыня, происходил совместный семинар Грофов и Дже­ка Корнфилда. Там я познакомился с замечательной женщиной, кото­рая долгое время была ученицей в духовном ашраме знаменитого сид-ха-йога Свами Муктананды (Кристина Гроф тоже была его ученицей). Этот великий индийский Мастер объединил в своей жизни путь бхаг-ти (любви) и сидхи. Достаточно ему было, скажем, просто играть на традиционном индийском инструменте и мычать какую-то песню, как с людьми происходили странные вещи: они входили в спонтанный транс, забирались на деревья, получали знания и т. д. То есть это был, несомненно, реализованный человек, у которого проявлялся полный спектр сидх.

И ученица Муктананды во время сессии холотропного дыхания, через восемь лет после смерти учителя, пережила что-то ужасное: она увидела, как по течению желтой реки плывет какой-то предмет, стран­ным образом напоминающий выдолбленное бревно, и в этом выдолбе какое-то лицо знакомого ей человека, желтое лицо мумии с чернымисвалявшимися волосами. У нее осталось жуткое ощущение от встречи с чем-то, что шокировало ее когда-то, и одновременно острое ощуще­ние боли в тазобедренном суставе, которое преследовало ее уже во­семь лет. На обсуждении в группе, когда она стала рассказывать о сво­ем переживании, вдруг что-то встряхнуло ее и она воскликнула: «Боже! Это был Свами (Свами Муктананда)! Это Учитель, я видела Учителя!» В ответ на вопросы группы она рассказала, что когда Муктананда ушел, для всей общины это был страшный шок: они потеряли Отца, Настав­ника, Учителя. Во время прощания с Муктанандой учеников пускали в усыпальницу, в зал, где он, мумифицированный, был посажен в позу «лотоса». И когда она вошла, ей показалось, что его суставы чудовищ­ным, неестественным образом вывернуты. Ее словно пронзила игла, и с тех пор у нее развилась непроходящая боль в тазобедренном суста­ве. Никакие обследования не обнаруживали органических нарушений, ни одно лечение не избавляло от боли. На другой день после видения спеленутого Учителя боль исчезла и, насколько мне известно, ни разу больше не повторялась.

Так мы калечим себя, угодив в ловушку жалости, не зная, что жа­лость — это не сострадание. Жалость к учителю кричала: «Я не могу вынести, как у него вывернуты ноги, пусть у меня будет так же!» Жа­лостью мы не только раним себя, но и поражаем других. Сострадание спасительно, сострадание освобождает, сострадание дает пространство всем для проявления всего. Поэтому дышащие, как и сидящие, будьте сострадательны. Давайте друг другу пространство, поддерживайте и охраняйте его.

Танец холонавта

Оптимальную стратегию дышащего можно описать очень коротко: быть совершенным актером. Что значит быть совершенным актером? Это значит быть полностью в переживании, но не быть этим пережи­ванием. Если кто-то из вас когда-нибудь занимался актерским тренин­гом, наблюдал за тем, как играют актеры, он видел, что совершенный актер всегда свободен. В чем естественность игры совершенного акте­ра? В том, что он находится в образе, но не повязан ролью, он действи­тельно живет в ней. Поэтому быть в переживании — значит не навя­зывать себе никакого переживания, не программировать пережива­ния, принимать все, что приходит по всем слоям. По слою тела какие-то чувства возникают — не отбрасывайте их, если захочется двигать­ся — двигайтесь, входите в роль человека, который занимается глу­бинной работой, сохраняя ощущение легкости игры, какой бы слож­ной ни была эта роль в данный момент.

Находясь в сеансе, вы должны дышать, что необходимо для перено­са энергии и катализирования необычных состояний сознания. Выдышите глубже и чаще, чем обычно. Задача сидящего состоит в том, чтобы напоминать о дыхании. Для некоторых это может быть сложно, и нужно, что называется, прокачивать, просто помогать, напоминать, поощрять, дышать вместе с ними для того, чтобы пройти барьер защи­ты. Чаще всего невозможность интенсивно дышать связана с тем, что материал, который поднимается, кажется уже издалека слишком опас­ным и страшным. Именно с этим связано большинство дыхательных блоков. Здесь всегда можно помочь человеку продышаться.

Итак, в состоянии совершенного актера вы спонтанно играете, танцуете свой танец, танец переживания — не в буквальном смысле, когда некоторые встают и начинают танцевать (это уже защита). Ре­комендуется, даже если в какой-то момент вы начали спонтанно дви­гаться стоя, все равно стараться заземляться и ни в коем случае не отдаваться таким коллективным дискотекам, как бывает на некоторых семинарах (я случайно видел, как иногда холотропное дыхание вырож­дается в коллективные танцульки).

В процессе всегда существуют две грани переживания. С одной сто­роны, вы всегда ощущаете себя как себя, как некую свою самоиден­тичность, поскольку вы прожили срок своей жизни к настоящему мо­менту, и в то же время чувствуете, что возникают некие воспомина­ния некой ситуации, реальные или фантастические — в данном слу­чае это не имеет значения. Все, что возникает спонтанно, имеет некий смысл или резонирует с тем, что имеет большой смысл для исцеления. И вот, оставаясь в зале, оставаясь собой, вы в то же время не мешаете себе входить в ситуацию переживания. В этом наиболее оптимальная стратегия участника. Не отгонять, не говорить: «Нет, сюда я не пойду ни за что, это слишком страшно!» или «Неужели мне это может при­видеться — какой кошмар!» Не бойтесь, входите в переживание, при­глашайте его, рассмотрите, будьте исследователями его. И, может быть, если вас начнет затягивать, поиграйте в этом переживании, смените роль, но в то же время находитесь и в зале, помните в то же время какой-то частью, что вы находитесь здесь, что рядом сидящий холо-навт, что это учебная ситуация. Такую ситуацию я называю бифокаль­ным вниманием, и развитие бифокального внимания может быть от­правной точкой интеграции переживания.

Два потока интеграции

Что такое интеграция переживания? В качестве иллюстрации мож­но привести потоки воды, струящимися через дыры (проблемы) в нас. А потом общий уровень воды (интуиции, конкретного соединения) поднимается, и проблемы интегрируются, водовороты исчезают на­всегда. Это образ интеграции, но суть ее в том, что мы полностью вхо­дим в пространство переживаний, но не увязаем в нем. Это первыйпоток интеграции. И второй поток интеграции: ситуация открыта, откуда-то из неведомого горизонта, из неосознаваемого, с неведомой поверхности ленты Мебиуса, которая символизирует нашу психику, ситуация входит к нам, в нашу ясность сознания, и мы принимаем ее. Итак, мы входим в какую-то ситуацию, и ситуация входит в нас. Два потока. Мы совершенные актеры, мы входим в ситуацию, как свобод­ные люди, и ситуация входит в нас, как некая роль, которая нам пред­лагается, и мы здесь танцуем, мы здесь играем, мы здесь радуемся, изум­ляемся и принимаем все, что здесь происходит. Эта свобода, это чув­ство пространства, конечно, тоже выражают охранение собственных потаенных глубин и проявление истинного сострадания к себе, что означает свободу и волю к познанию.

На более глубоком слое первый поток интеграции проистекает из нашего холотропного состояния, и мы интегрируем его со всеми други­ми отъединенными от него психическими пространствами на конкрет­ном уровне. А второй поток интеграции — это интеграция всей нашей жизни в холотропное состояние, в нашу природу, в свет нашего созна­ния. И если мы сделали это, тогда травма не повторяется, мы не соскаль­зываем вновь и вновь в эту колею, и то, что было травмой, становится знанием, осознанным опытом. Вот здесь происходит решающее, говоря языком гештальт-психологии, переключение гештальта, но это совсем не то, что описывается в гештальт-психологии, и не переформирова­ние, о котором говорят в нейролингвистическом программировании.

Таким образом, интеграция материала начинается прямо в ходе сес­сии, и в тот момент, когда возникает переживание, оно неотделимо ни от диагноза, ни от работы; мы включаемся в два потока интеграции, которые только при описании извне видны как два, но если мы нахо­димся в холотропном состоянии, то это единый поток. Тут особая ло­гика, которую трудно объяснить обычными словами, но, пережив ее однажды, понимаешь, о чем речь. Работа в сессии — это первый круг интеграции.

Второй круг интеграции происходит в конце сессий, если к этому имеются специфические показания, например, явная незавершен­ность процесса, сопровождаемая неудовлетворительным самочувстви­ем. Это фокусированная работа с телом.

Интеграция продолжается, когда мы рисуем свои переживания в виде мандал. Это третий круг интеграции. Поскольку большинство защит у нас находится на вербальном уровне, здесь мы также исполь­зуем язык невербальный, который не несет столь много контролиру­ющих энергий. Техника рисования мандал была разработана Джоан Келллог и употреблялась много лет для интеграции сеансов психоде­лической терапии. Более ранние ее истоки — аналитическая психоло­гия Юнга, в которой широко использовалось рисование мандал.Хотя существуют многообразные сложные техники анализа ман-дал, для холотропного поиска на данном этапе интегративной работы самое важное — выплеснуть и выразить еще не выраженное в визу­альном плане опредмеченного жеста И порой в момент рисования или в момент рассказа соединяется то, что не соединялось, входит в созна­ние то, что до этого отсутствовало там. Причем это вхождение, совме­щение может происходить по разным планам, не только «Ага, вот, на­конец, я поняла», а в плане, что нечто произошло, и ты вдруг пережи­ваешь чудо новой полноты, чудо нового понимания, может быть, не­выразимого. Поэтому мы и пользуемся этой техникой, которая нахо­дится за пределами слов, но, с другой стороны, эта техника коммуни­кативная, так как помогает нам осуществлять следующий крут интег­рации — по внесению этого знания в повседневную жизнь.

Поэтому рисуйте мандалы, рисуйте спонтанно, даже если вам ка­жется, что вы не умеете рисовать, рисуйте, используйте все цвета; здесь вы проявляете то, что порой может казаться невидимым. И, может быть, на следующий день или в момент рисования вы поймете, что тот жест, которым спонтанно рисовался узор, был продолжением того жеста, который был в сессии и вспомнился только сейчас; и тот образ, который возник, является образом, которого не хватало для того, что­бы завершить гештальт. Это тоже продолжение интеграции.

И далее при рассказе о сессии мы не анализируем наши картины, мы рисуем, как нам хочется, и столько, сколько хочется. Мандалы — это как визуальный дневник, это некий иероглиф переживания и нет необходимости делать из него картину Рембранта. Кто-то, например, лучше танцует, чем рисует; Гроф рисует блестяще. Но дело не в этом, а в том, чтобы произвести определенный этап работы.

И, наконец, четвертый «регламентированный», или обозначенный в процессе холотропных семинаров, круг интеграции — это интегра­ция по группам, когда мы рассказываем о переживании и, рассказы­вая, стремимся максимально находиться в энергии переживания, еще раз войти в эту энергию и передать ее, как поток речи, а не как логи­ческую раскладку, не объясняя ни в коем случае, а являясь просто со­вершенным проводником того, что происходило. Это более оптималь­ная стратегия, которая вытекает из того, что мы концептуально не в состоянии понять те силы, с которыми имеем дело; мы не имеем адек­ватных понятий. Обычно мы спонтанны, кто хочет рассказывать, на­чинает. Как правило, начинает дышащий, для него это был главный день, а хранитель и свидетель, сидящий, может потом что-то добавить. И здесь, в микрообщении, в группе, мы учимся, во-первых, говорить о наших переживаниях на языке переживаний. В этом смысле хорош следующий методологический прием рассказа в настоящем времени. Не: «Я дышала, и вот мне явилось то-то, и потом я бежала, и потом яскользила по тоннелю...», а: «Я дышу, является это, я устремляюсь, я скольжу по тоннелю...». Это помогает вспоминать и пребывать в каче­стве энергии. Идеально при этом пребывать в энергиях процесса и го­ворить на его родном языке.

Не развивая здесь грандиозную тему аутентичного «языка пере­живаний», приведу лишь несколько частных примеров. Когда я посе­щал Лондонский центр «Восток — Запад», то, проходя по этажам, услы­шал вопли и крики. Я заглянул и увидел женщину (как выяснилось потом, баронессу), которая сидит в детском манежике, цепляется за жердочки, смотрит достаточно осмысленно, а потом глаза у нее стано­вятся пуговичками, как у младенца, и она начинает: «А—А—А—А». Женщина училась «первичному крику», который, согласно автору этой методики Александру Янову, может вносить в сознание детскую память. Научившись этой технике, можно включать ее в процесс ды­хания и в рассказ о дыхании, там, где это аутентично.

Пение, вибрации не только очень хорошо помогают очищению мозга от конечных биохимических метаболитов его деятельности, от той грязи, которая накапливается и никаким способом не выводится. При пении также повышается ясность. И если проблема при дыхании или рассказе связана с утратой ясности, то неплохо использовать тех­нику дыхания, которая применяется суфиями. На своих ритуальных встречах, которые называются зикрами, они исполняют пение небес­ного корана, написанного на языке птиц. При этом они издают звук как при вдохе, так и при выдохе. Это непрерывный звук, который сим­волизирует непрерывное соединение с Аллахом. Пение, в том числе и суфийское, — прекрасный способ внесения голосов всех пережива­ний в группу и завершения четвертого крута.

И, наконец, интеграция продолжается дальше, во время следующих сессий, во время групповой работы, во время сна. Это следующие уров­ни интеграции, поскольку финальной ее задачей является соединение опыта сессий с жизнью. Вот что является пятым кругом интеграции — последним, но, может быть, самым важным. Сессии холотропного дыха­ния или любые другие психотерапевтические семинары и группы лич­ностного роста не имеют никакого смысла, если мы не в состоянии ин­тегрировать это знание, новый опыт и новую свободу в повседневную жизнь. И в каком бы языке, в какой бы традиции или психотерапевти­ческой технике мы не работали, принципы интеграции всегда одни и те же, если они сохраняют и выражают «сердце психотерапии».

Как уже отмечалось, нередко мы начинаем вспоминать и понимать, что произошло с нами во время сессии в момент рисования или рас­сказа в группе. Что-то в наших внутренних пространствах совмеща­ется именно тогда и дает силу нашей речи и энергию нашему понима­нию. Это тонкий момент интегративного процесса, который развивается не в результате понукания или нетерпеливого подстегивания, а в силу прохождения определенного смыслового пути, хорошо показан в известном фильме «Молчание ягнят».

Данный фильм интересен высвечиванием многих психологических проблем, скажем, одна из них — сочетание каннибальства и гениальной проницательности у одного из центральных героев, садиста и людоеда Лектора. Другая проблема выражена в «молчании ягнят», их крике, за­стывшем в душе героини фильма. Здесь расследование преступления молодой женщиной, агентом ФБР, одновременно является решением проблемы собственной жизни, когда пересекаются работа, жизнь и кош­мары детства. И доктор Лектор, психологическая интуиция которого чудовищна, как и его аппетит, не столько подсказывает ей, как найти преступника, сколько помогает перестать быть жертвенным ягненком, справиться с тем криком, который застыл в ней, девочке-подростке, при сообщении об убийстве отца. И спасение жертвы от рук маньяка стано­вится собственным спасением от холода после утраты отца, след кото­рого прорывается в памяти о тревожном молчании ягнят.

Таким образом, в контексте холотропной терапии фильм особенно ин­тересен как прекрасная демонстрация того, как часто мы не в состоянии понять себя через интеллектуальные усилия, что мы должны сначала что-то пережить, итолько тогда, совместив в себе разные пространства, пройдя путь поиска, загадок, инсценированных Лектором, мы можем снять зак­лятье прошлого — этого плача ягнят, державшего нас все эти годы.

При глубинной работе бессмысленно искать буквальный смысл в действиях: его не существует, как не существует окончательных диаг­нозов, прочтений и интерпретаций. Или можно сказать, что он есть, но невыразим, так что выбор десятка прочтений уже является иска­жением картины, потому что есть еще сотни. Но само действие явля­ется более совершенным, целостным в том смысле, что ставит точку в плоти ситуации. Результат сессии есть всегда, даже когда нам кажется, что его нет. Недовольства и эмоции возникают, когда мы чувствуем, что «не получилось». Оказывается, мы всегда чего-то ждем, хотя тыся­чу раз слышали: не ожидайте ничего, принимайте с благодарностью все, что происходит. Масса ожиданий, множество самооценок промель­кнуло во время сессии и в итоге сформировался определенный эмо­циональный настрой, при котором ускользает главное: мы не видим, что с нами происходит прямо сейчас.

В холотропной терапии нужно учиться отличать простые подрыги­вания капризных эмоций и писк желаний от подсказок духа. Тогда без­жалостный клиницист — людоед Лектор — внутри каждого из нас сможет проявить свое ничем не обусловленное Великое Сострадание и даст нам реальное знание, которое позволит слышать голоса всех ягнят в наших душах, но уже никогда не быть оглушенными ими.Памятка для сидящих

Придите в зал заранее, чтобы иметь время для подготовки места и расслабления. Время, указанное в расписании, означает начало само­го дыхания. Заключите контракт со своим партнером, обсудите его пожелания и предпочтения. Во время дыхания сведите разговоры до минимума. При громкой музыке вы можете даже не осознавать, на­сколько слышен ваш голос. Устроясь рядом с головой дышащего, со­средоточивайте на нем все внимание и не отвлекайтесь ни на что про­исходящее в зале. Не углубляйтесь в свой собственный процесс. Ды­шащие нуждаются в безраздельном присутствии и внимании сидящих, они могут быть очень чувствительны к нехватке внимания. Пребы­вайте с партнером в одном пространстве переживания. Чувствуйте это пространство, но не вторгайтесь в него. Если дышащий спокоен, вам легче почувствовать его, позволяя своему телу оставаться столь же спокойным. Если дышащий активен, вы можете слегка двигаться в том же ритме, чтобы лучше почувствовать его состояние. Охраняйте пространство переживания дышащего. Защищайте своего подопечно­го от активности других дышащих или любых других возникающих помех и рискованных действий. Не поддавайтесь искушению приме­нять свои знания из области разнообразных духовных традиций для помощи дышащим. Примерами такой помощи могут быть «очищение ауры» или использование кристаллов. Не оставляйте дышащих одних. Если вам нужно в туалет, позовите на это время одного из ведущих. Будьте внимательны к любому уязвимому месту на теле дышащего (если существует слабое или поврежденное место) и информируйте об этом ведущего, если он работает с вашим партнером. Помогите дышащему, если он просит о чем-то. Если дышащему надо в туалет, проводите его до двери туалета и обратно. Помогите ему вытереться полотенцем, принесите стакан воды. Будьте готовы к оказанию любой поддержки. Если у вас вопросы по поводу происходящего, поднимите руку, чтобы проконсультироваться с ведущим. Проследите, чтобы ваш партнер был проверен ведущим, перед тем как покинуть зал после окончания про­цесса. Попросите оставить еду вам и партнеру, если ваш партнер ко времени начала обеда (ужина) все еще находится в процессе. Приве­дите в порядок ваше место в зале для дыхания, после того как проводи­те партнера в комнату для рисования мандал.

Памятка для дышащих

Придите в зал заранее, чтобы подготовить себе место и расслабить­ся перед началом дыхания. Время, указанное в расписании, означает начало самого дыхания.

Наденьте удобную просторную одежду и снимите все, что стесняет или может поранить вас (пояса, бюстгалтеры, украшения и т. д.). Если вы носите контактные линзы, также снимите их перед сессией. Если вы дышите сегодня, то ешьте очень немного или не ешьте совсем. В этом случае дышится легче.

Посетите туалет перед сессией. Если вы захотите в туалет во время дыхания, не стесняйтесь. Лучше сделать это, чем отвлекаться из-за переполненного мочевого пузыря.

Если вы сомневаетесь в выборе партнера, спросите себя, лучший ли это вариант в данной ситуации, чувствуете ли вы безопасность с этим человеком.

Не покидайте зал в разгар сессии. Примите внутреннее обязатель­ство присутствовать на всем семинаре (включая все сессии дыхания и обсуждения процесса в группе), для того чтобы иметь целостный, не-фрагментированный опыт и оказывать друг другу поддержку.

Дышите более глубоко и часто в течение часа. Дыхание является важ­нейшим катализатором необычных состояний сознания. Держите гла­за закрытыми для сосредоточения на внутренних переживаниях.

Оставайтесь в позе лежа на спине — позе открытости. Желание опереться на руки, сесть или встать может быть способом контроля переживания или путем бегства из него. Если вы выполнили его, по­старайтесь вернуться в исходную позу, как только будете готовы к этому. Заключите контракт с партнером, включающий следующие пункты:

• каким образом напоминать вам о дыхании;

• какой способ телесного контакта наиболее приемлем для вас;

• какая поддержка необходима вам от партнера;

• каковы особенности вашего проявления в сессии;

• условьтесь о сигналах несловесного общения;

•    каким образом вы сообщите своему партнеру, что следует пре­кратить напоминать вам о дыхании, если это напоминание ме­шает вашему переживанию;

• как вы сообщите партнеру о том, что вы что-то хотите.

Уважайте переживания других участников, избегайте разговоров. Сохраняйте молчание во время рисования мандал и (желательно) в течение всего дня. Это помогает сохранять медитативный настрой.

Попросите о помощи, если чувствуете, что телесная энергия забло­кирована, если возникает боль или напряжение и продолжение дыха­ния не приносит облегчения. Это можно сделать в любой момент во время сессии. Знайте, что вы всегда владеете ситуацией. Если вы хо­тите, чтобы с вами перестали работать, скажите слово «СТОП», и лю­бое воздействие будет немедленно прекращено.

Если вы замечаете, что слишком захвачены мыслями, направьте внимание на тело и сосредоточьтесь на дыхании или на музыке. Есливы обнаружите, что занимаетесь анализом музыки, позвольте ее виб­рациям проникнуть в тело и сфокусируйтесь на дыхании.

Если у вас возникает сильная эмоция (например, гнев, раздраже­ние, и т. п ) и причиной этой эмоции, как кажется, являются события в зале (например, вам не нравится музыка или что-то еще), переместите внимание на себя и на ощущения в своем теле. Вместо того чтобы от­влекаться на что-то внешнее и заниматься бесконечными эмоциональ­ными проецированиями, лучше войти в контакт с переживаемыми энергиями, выразить их и освободиться от них.

Не программируйте переживания, пусть то, что возникает, будет спонтанным актом, неожиданным для вас самих — свободным танцем тела, энергии и мысли.

Будьте совершенным актером: полностью находясь в роли, в пере­живании, в то же время будьте над всякой ролью, вне всякого пере­живания.

Вы сами решаете, когда закончить дыхание. Как правило, сессия приходит к своему естественному завершению в течение 1,5 — 2,5 ча­сов. Музыка продолжается до тех пор, пока все не закончат работу, поэтому нет необходимости ждать ее окончания.

Не следует начинать новую сессию в конце дня. Работа в этот мо­мент состоит не в том, чтобы обнаруживать все новые проблемы, а в том, чтобы завершить любой материал, который всплыл и нуждается в интеграции. Перед тем как покинуть зал, позовите ведущего, чтобы проверить, все ли у вас в порядке. Эта проверка необходима, чтобы понять, нуждаются ли дышащие в дальнейшей работе и чувствуют ли они полную завершенность переживания.

Несколько слов о дыхании

В конце инструктажа имеет смысл рассказать участникам группы об особенностях дыхания в холотропном процессе.

Дыхание должно быть связным, то есть между вдохом и выдохом, выдохом и вдохом не должно быть никакого разрыва. Продолжайте дыхание, даже если некоторые переживания возникнут с самого на­чала. Рекомендуется договориться с ситтером, чтобы он напоминал о дыхании, как только возникнет пауза. Полезно также условиться о сигнале, чтобы дышащий мог остановить жестом дальнейшее напоми­нание о дыхании. Если после начальной стадии, когда возникает есте­ственная пауза в дыхании, сохранять усиленное дыхание, пережива­ние будет еще сильнее углубляться.

Дыхание должно быть глубже и чаще, чем обычное. Неважно, ды­шите ли вы через рот или через нос. Необычное состояние будет воз­никать, если через дыхательную систему прокачивается большее ко­личество кислорода. Не допускайте пауз между вдохом и выдохом, по-старайтесь, чтобы дыхание было связным. Вследствие гипервентиля­ции в биохимии тела происходят химические изменения, которые и катализируют необычные состояния сознания.

Покажите сами, как нужно дышать. Однако заметьте, что все ды­шат по-разному. Разрешите снизить темп и глубину дыхания, когда это покажется уместным. Спросите, есть ли какие-то вопросы по ды­ханию.

Распределение на пары ситтер - холонавт

После проведения инструктажа логично провести выбор партне­ров. Объясните, что участники должны выбрать себе партнера и со­здать атмосферу доверия, для того чтобы усилить переживание. Парт­нерами могут быть незнакомые люди, если они чувствуют, что им хо­рошо друг с другом, или люди, которые уже знакомы и чувствовали себя вполне комфортно при выражении своих чувств и переживаний в присутствии друг друга. Позвольте супружеским парам работать или не работать вместе в зависимости от их желания в настоящий момент. Скажите им, что если они сомневаются в том, выбрать ли того, кого они знают, то могут выбрать другого человека.

Пусть они позволят «внутреннему ребенку» решить, кому он хо­чет быть партнером в данный момент. Иногда лучше работать с близ­ким другом или супругом, а в другое время этот выбор не даст столь же успешных результатов.

Тем, кто не нашел партнера сразу, скажите, что они смогут найти себе партнера с помощью ведущего.

Часто разделение на пары является определенным этапом «разог­рева» перед процессом дыхания. На профессиональных тренингах по интегративной психологии с применением интенсивных психотехно­логий (они систематически проводятся на специализации по интегра­тивной психологии в Международном институте интегративной пси­хологии (руководитель и основатель направления Владимир Козлов) и Московском Трансперсональном Институте (ведущий Владимир Майков)) показывают достаточно большое количество способов рас­пределения на пары. Некоторые из них мы приводим в данной книге.

Иногда в группе бывает нечетное число участников. В этом случае можно использовать в работе триады — три человека, которые будут работать вместе. Два человека будут ассистировать одному, а один бу­дет ассистировать двоим в следующей сессии, если человек, который будет сидеть с двумя, имел опыт холотропного дыхания по крайней мере один раз. Дышащих членов триады заверьте, что ведущий будет уделять триаде повышенное внимание. Другой возможный вариант состоит в том, чтобы работали два ситтера и три дышащих в одной сессии и наоборот — в другой.После распределения на пары дайте время (15 — 20 мин) для того, чтобы сходить в туалет, чтобы помощники могли перекусить, а парт­неры могли согласовать свои действия и подготовить пространство для дыхания.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.