Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 26 страница



8. Дальше процесс продолжается и заканчивается на берегу, как в обыч­ных условиях, под присмотром квалифицированного ситгера.

9. После процесса с дышащим или с дышащими проводится тра­диционное обсуждение пережитых феноменов и состояний в процессе.

При наличии у дышащего фобии смерти или фобии воды водный ребефинг проводится 5 — 8 раз, после чего, как правило, эти страхи исчезают или становятся не такими яркими и выраженными. Для мно­гих людей водный ребефинг является эффективным средством про­работки перинатальных матриц. Кроме того, ощущения, эмоции и со­стояния при водном ребефинге отличаются особой яркостью (36).

ГЛАВА 7

ХОЛОТРОПНОЕ ДЫХАНИЕ

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Холотропное дыхание (oi феч holos — 'целый', trupein — 'веду­щий'), «дыхание, ведущее к целостности», — методика, автором и тео­ретиком которой является Ст. Гроф. Теоретическая база холотропно-го дыхания — трансперсональная психология. Основными элемента­ми холотропного дыхания являются:

• более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обыч­ном состоянии;

• побуждающая музыка;

• помощь холонавту в освобождении энергии посредством спе­цифических приемов работы с телом.

Эти элементы дополняются творческим самовыражением личнос­ти, такими, как рисование мандалы, свободные танцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице. Холотропное дыхание великолеп­но сочетается с практикой гештальта, психосинтезом Ассаджиоли, тех­никой управляемого воображения и др. Форма работы в основном групповая, при этом участники меняются местами в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащих (холонавтов), в другом — в роли сидящего (ситгера) (19, 36, 56).

Подготовка ведущих холотропного дыхания осуществляется в рамках сертификационной программы Ст. Грофа. Ведущая органи­зация в России — Институт Трансперсональной психологии, тел.: (095) 4301677, 4329036, 9197307.

Предварительные условия

1. Процесс групповой.

2. Наличие ведущего, который стимулирует, управляет и контро­лирует процесс.

3. Наличие ассистентов в зависимости от количества членов груп­пы (холонавтов) — 1 ассистент на 7— 10 человек.

4. Контролируемость процесса через очередность его прохожде­ния в паре. На каждый сеанс должно быть достаточное количе­ство ситтеров, физически сильных.5. Для прохождения сеанса на каждого холонавта должна быть обес­печена площадь не менее 1,5 х 2 м.

6. Должно быть достаточно мягкого материала (одеял, подушек) для предотвращения физических травм.

7. Специально подобранная музыкальная программа.

8. Музыкально-шумовое оформление процесса должно соответ­ствовать следующим требованиям:

• высокое качество фонограммы,

• достаточный уровень мощности аппаратуры (с резервом силы стимульного фона),

• широкий диапазон воспроизводимых частот (20 — 20000 Гц),

• желательно обеспечение стереоэффектов.

9. Аппаратура должна обеспечивать работу через микрофон и мик­ширование.

10. На процесс не допускаются:

• больные шизофренией, астмой, инсультом, нервными инфарктами, глубокими неврозами, недавними переломами, гипертонией, МДП, эпилепсией, ломкостью костей (более подробно см. приложение 2);

• беременные;

• дети до 14 лет.

11. В целях большей безопасности предложите клиентам заполнить анкету (аналог такой анкеты мы даем в конце книги, см. прило­жение 1).

Программа занятий (однодневный модуль)

1. Общая настройка на сессию.

2. Вводная лекция.

3. Перерыв (15 мин).

4. Выбор партнера.

5. Вводный инструктаж для ситтеров.

6. Перерыв (15 мин).

7. Настройка на процесс А.

8. Процесс А, рисунок мандалы, собеседование с ассистентом.

9. Перерыв (20 - 30 мин).

10. Настройка на процесс Б.

11. Процесс Б, рисунок мандалы, собеседование с ассистентом.

12. Перерыв.

13. Обсуждение в круге.

14. Групповая медитация.Изложение техники холотропного дыхания в нашей книге имеет не только ознакомительный характер, поэтому мы будем более под­робно останавливаться на каждом этапе.

Количество участников

Количество участников тренинга по холотропному дыханию зави­сит от многих переменных. В моей практике группа варьировала от 1 до 200 человек. Нижняя количественная граница, позволяющая исполь­зовать все возможности холотропной техники, — 10 человек. Опти­мальная граница — 20 — 40 человек. При этом нужно учитывать воз­можности зала (на каждого холонавта не менее 3 кв. м. площади) и воз­можности команды (на каждые 10 человек группы должен быть хотя бы один ассистент).

Музыкальное сопровождение

Постарайтесь использовать звуковое сопровождение высокого ка­чества. Лучший способ —пользоваться хорошей звуковой аппарату­рой: проигрывателем компакт-дисков или записями, сделанными с компакт-дисков. Когда вы пользуетесь компакт-дисками и сами состав­ляете программу холотропного дыхания, ориентируйтесь на состоя­ние группы.

Для хорошего звучания в комнате среднего размера с группой из 12 человек необходимо иметь две или четыре хорошие колонки с не менее чем 12-дюймовыми (1 дюйм = 2,5 см) басовыми динамиками (min АС-35илиБ-90).

Включайте новый звуковой отрывок, полностью убирая громкость, затем постепенно увеличивайте громкость, а непосредственно перед сменой музыкального отрывка постепенно сводите громкость на нет. Если вы начинаете или заканчиваете отрывок в том месте, которое не является естественным началом или концом, выбирайте фрагменты, которые звучат как логически завершенные. Делайте плавные пере­ходы между отрывками музыки, так, чтобы внимание участников не отвлекалось от их собственных переживаний. Отрывки должны иметь некоторую последовательность ритма, потока и инструментовки. Пе­рерыв между фрагментами должен быть 2 — 3 секунды. Проверьте гром­кость звука, слушая его из центра комнаты.

Существуют определенные требования к содержанию музыкаль­ных произведений, используемых в холотропной сессии.

Музыка этнических духовных традиций была опробована и прове­рена многими поколениями и считается эффективной для стимуля­ции необычных состояний сознания. На каждой стадии сессии при­сутствуют отрывки этнической музыки и молитвы. Музыка, сочетаю­щая стабильный ритм и объединенная интересной музыкальной темой, может давать достаточно вариаций внутри одного отрывка, что­бы служить основанием для многих видов переживаний в расширен­ном состоянии сознания. Только голоса или только инструменты (без ритма) не обладают достаточной мощью, чтобы нести энергию сессии в дыхательной работе. Голоса (хор) хороши в конце сессии. Челове­ческие голоса имеют приземляющий эффект и помогают участнику вернуться к обычному сознанию. Песен с понятными английскими словами (для англоязычных групп) и русскими словами — на терри­тории СНГ следует избегать, чтобы на переживание участника не вли­ял смысл слов. Однако вполне приемлемы слова на других языках, ко­торые участники не понимают.

Следует избегать музыки, имеющей паузы или неровную громкость и ритм. Можно использовать фрагменты классической музыки, пользу­ясь ручкой контроля громкости, чтобы смягчать неожиданные пере­пады громкости. В большинстве отрывков громкость должна быть по­чти однородной. Следует избегать хриплой и тяжелой музыки.

Ведущему следует предварительно ознакомиться с качеством запи­си и содержанием музыкальных произведений, которые он планирует использовать в сессии. Проведите отбор музыки по вышеуказанным категориям. Пусть у вас будет по несколько отрывков каждого типа музыки. А также дополнительная музыка, пригодная для завершения сессии, на случай, если сессия продлится дольше ожидаемого време­ни. Перемотайте кассеты и установите их в той очередности и на том месте, где начинается музыка. Поставьте первую кассету в кассетную деку. Поставьте вторую кассету во вторую деку (если у вас две деки) и всегда имейте вторую кассету наготове на случай, если первая неожи­данно остановится или нужно будет сменить музыку.

Проверьте звуковое оборудование.

Предлагаю вашему вниманию примерную музыкальную структу­ру для сессии холотропного дыхания.

Часы/минуты

00:00 - 00:08 00:08 - 00:20 00:20 - 00:40

00:40 - 01:15 01:15- 01:30 01:30 — до конца

Типы музыки

1. Легкая побуждающая, помогающая дыханию. Еще более стимулирующая дыхание.

2. Барабан или этническая ритмичная (играть, пока ритмичное движение в комнате не спадет).

3. Драматическая (играть, пока драма не пойдет на спад).

4. Сердечная (открытость, теплота, музыка полета).

5. Созерцательная (спокойная, но еще достаточно интенсивная музыка, которая может служить основой для продолжения работы).Второй тип музыки сильнее стимулирует необычные состояния сознания, продолжительное ритмическое дыхание и мощный эмоцио­нальный ответ. Идеальными для этого являются различные типы эт­нических барабанов и музыка Нью-Эйдж с сильной ритмической ос­новой.

Третий тип музыки начинается в то время, когда все уже находят­ся в необычном состоянии сознания, и ритмическая активность сме­няется драматической выразительностью. Это мощная музыка, вызы­вающая эмоции, силу, борьбу и кульминацию. Обычно такая музыка сложнее, чем два первых типа.

Четвертый тип музыки начинается после максимума активности и выразительности. Она обладает полнотой, чувством открытости сердца и полета. Кроме того, она должна быть достаточно сложной, чтобы под­держивать продолжение работы для тех, кто еще ощущает остроту.

Пятый и последний тип музыки — это мощная и созерцательная музыка. Она должна звучать с того момента, когда большинство дра­матических проявлений закончено, и до тех пор, пока все участники не покинут комнату. В течение этого периода может быть проведена работа с телом для интеграции незавершенного материала. Таким об­разом, музыка в это время должна быть достаточно мощной для того, чтобы поддерживать и борьбу, и эмоциональность, и в то же время быть созерцательной и фантастической (86).

НЕСКОЛЬКО ПРАКТИЧЕСКИХ СОВЕТОВ

Подготовка физического и психологического пространства перед сессией

В знак уважения к практике холотропного дыхания и участникам семинара начните с подготовки чистого и эстетического пространства, так, чтобы оно стало сакральным. Слово «сакральный» используется здесь для выражения чувства почтения к необычным состояниям со­знания и его тайнам. Антропологи описывали ритуалы различных куль­тур, предназначенные для стимуляции необычных состояний созна­ния как сакральных. В таких ритуалах, как правило, большое внима­ние уделялось подготовке ума, тела и окружения, для того чтобы стать открытым к содержанию, которое, как предполагалось, становится доступным через это сакральное состояние.

Предложите участникам создать для себя сакральное пространство, принеся небольшие предметы, имеющие для них значение (картинки, кристаллы, украшения, амулеты и т. д.), и сделать алтарь. Алтарь рас­положите так, чтобы он не мешал работе и в то же время был заметен.Проветрите помещение, создайте пространство запахов при помо­щи благовоний.

Структура сессии

Когда группа разместилась в пространстве зала, в качестве настрой­ки к сессии холотропного дыхания можно использовать медитацию, визуализацию, пение мантр и др.

Если вы располагаете временем, возможно проведение ритуала зна­комства участников друг с другом.

Объем и теоретическая глубина лекции, читаемой в аудитории, за­висит от программы практического семинара, его структуры и целей. В России выделяют различные модули холотропного дыхания: озна­комительный (однодневный), малый корректирующий (трехдневный), большой корректирующий (пятидневный). Особо можно выделить профессиональные тренинги по холотропному дыханию, проводимые Московским Трансперсональным Институтом (ведущий Владимир Майков), а также различные форматы использования холотропного дыхания в практической психологии (академический курс «Теория и практика трансперсональной психологии» (ЯрГУ, автор и разработ­чик Владимир Козлов).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Какой бы это ни был модуль, необходимо ознакомить его участни­ков с историей использования холотропа и расширенной картогра­фии сознания Ст. Грофа.

Ст. Гроф стал психиатром и исследователем психоделиков в сере­дине 1950-х годов. В 1954 году начал работать гидом для людей, прини­мающих психоделики.

В 1956 г. он получил степень доктора медицины и приступил к само­стоятельной исследовательской работе. На протяжении 19 лет (с 1954 по 1973 гг.) занимался легальными исследованиями психоделиков. В 1967 г. Он приехал в США с 15 фунтами одежды и 25 фунтами запи­сей психоделических сессий, которые и стали основой многих его книг, включая «Области человеческого бессознательного», «Человек перед лицом смерти» и «ЛСД-психотерапия».

В 1960-х годах люди принимали психоделики случайно и зачастую без какого-либо руководства, путая внутренний холотропический и внешний хилотропический опыты, что привело к осложнениям, и в результате эти вещества стали нелегальными. Но прежде чем психоде­лики были объявлены вне закона, исследователи немало узнали о нео­бычных состояниях сознания.Опыт необычных состояний сознания ведет за пределы уже извест­ного в традиционной психологии. Психиатры, принимавшие эти веще­ства, испытывали глубокие переживания, так же, как и их пациенты.

Внутренние переживания в необычных состояниях сознания мо­гут создавать чувство покоя и завершенности на глубинном уровне. В работе с необычными состояниями сознания используются техни­ки и катализаторы для мобилизации внутренней энергии исцеления таким образом, что внутренняя мудрость индивида выбирает именно то переживание, которое является релевантным для личности в дан­ный момент. Все, что могут делать психоделики, — это выносить мате­риал в сознание. Если их использовать соответствующим образом под руководством опытного гида, им не присущи ни деструктивность, ни конструктивность.

Разница между большинством психотерапевтических подходов и работой в необычных состояниях сознания под наблюдением заключа­ется в том, что традиционная психология ожидает от терапевта струк­турирования и анализа переживаний клиента согласно какой-либо тео­рии. От терапевта могут даже ожидать исцеления, в то время как исце­ление в необычных состояниях сознания возникает внутри клиента и, скорее, поощряется, чем направляется сидящим или ведущим.

Ст. Гроф ввел термины «хилотропический» для описания обычно­го сознания, ориентированного на осязаемую реальность, и «холот-ропический» для описания необычных состояний сознания, направ­ленных к неосязаемой реальности. Важно различать их так, чтобы зна­чимость одной не преуменьшались и не обесценивалась при использо­вании логики другой. Оба состояния и обе реальности существуют. И взаимодействие между ними само по себе ценно. Вначале это труд­но, но становится проще по мере того, как вы приобретаете больше опыта в измененных состояниях сознания.

Холотропное дыхание использует некоторые из древних техник. Оно комбинирует контролируемое дыхание и побуждающую музыку. Дыхание продуцирует естественные изменения в химии тела, кото­рые усиливаются эффектом побуждающих звуков и вдохновляющей энергией эмоций.

Существуют кардинальные различия между расширенными состо­яниями сознания, вызываемыми холотропным дыханием, и психоде­лическими состояниями сознания.

Расширенные состояния сознания, вызванные холотропным дыханием

1. Это естественный метод, некоторые считают его более безопас­ным; он менее продолжителен и не оказывает отрицательного влияния на тело.2. Параноидальных состояний обычно не возникает; вы не идете туда, куда не готовы идти

3. Переживание разворачивается вместе с дыханием и может быть замедлено при уменьшении темпа дыхания.

4. Способность интегрировать во времени части материала, часто лучшее осознавание и способность запоминать переживание.

5. Легальность также дает больше возможности идти в пережива­ние без преодоления внешнего страха.

Психоделические состояния сознания, вызванные веществами

1. Часто требуется время для восстановления. Этот метод может быть не пригоден для людей, находящихся в стадии выздоров­ления от привязанности к веществам.

2. Переживание может быть подобно прогулке на американских горках, когда вы чувствуете, что движетесь настолько быстро, что не можете ни совладать с переживанием, ни понять его.

3. Движение может быть слишком быстрым для того, чтобы легко сынтегрировать переживание.

4. Состояние более устойчиво катализирует глубокие или интен­сивные переживания.

5. Нелегальность может стать причиной паранойи или смешения внешней и внутренней реальности

Мы не будем подробно останавливаться на картах сознания Ста­нислава Грофа и других представителей трансперсональной ориента­ции. В последнее время в России и странах СНГ достаточно литерату­ры по этому направлению (18, 19, 20, 38, 54, 56, 65, 91).

После проведения лекции-беседы в своей практике я провожу ин­структаж для всей группы по правилам проведения сессии холотроп-ного дыхания.

В этой книге мне хочется привести в качестве образца тот инст­руктаж:, который проводит Владимир Майков на своих профессиональ­ных тренингах. Его инструктаж называется «Парный полет холонав-тов: принципы работы в сессиях и круги интеграции» (83).

Инструктаж перед сессией

Если суть, или «сердце», психотерапии состоит в том, что в ней не­раздельны и во всех измерениях слиты исцеление и самопознание, тог­да мы можем в пространстве этого нового понимания искать наиболее эффективные психотерапевтические стратегии, ускоряющие этот про­цесс, поддерживающие его во всех измерениях и способствующие ин­теграции проявившегося в нем материала. Какова же, принимая во вни­мание нераздельность «психотерапии-самопознания», суть тех «ролей»,«функций», «профессиональных знаний», которыми непременно дол­жен обладать каждый участник этого процесса, когда он происходит в диаде — ситуации, базисной для холотропного дыхания?

Холотропный процесс принципиально отличается от других про­цессов психотерапии-самопознания тем, что в нем не программиру­ется ситуация, не загадывается и не вычисляется, что должно случить­ся и с каким материалом будет происходить работа. Этот опытно уста­новленный факт признает уникальность каждого человека То, что возникает, в своей целостности всегда соответствует ситуации: имен­но оно специфично, именно данный материал должен быть интегри­рован независимо от того, называется ли эта интегративная работа психотерапией, личностным ростом или духовной практикой. В пере­живаниях во время холотропных сессий ситуация диагноза неотли­чима и неотделима от ситуации исцеления и интеграции. И из этого следуют принципы работы в сеансах холотропного дыхания, которые и будут обсуждаться в данном разделе.

На современном психотерапевтическом рынке продается множе­ство мифов о том, что такое исцеление и как его обрести. Мифы эти обосновываются фундаментальными теориями, скажем, психоанали­за, глубинной психологии, неиролингвистического программирования, трансактного анализа, психодрамы и т. д., и их привлекательность для потребителя подтверждается успешной продажей рекламируемых ус­луг. И все-таки, рискуя навлечь на себя гнев заинтересованных про­фессионалов, скажу, что за редчайшим исключением ни одно из со­временных психотерапевтических движений не воплощает в себе « сер­дца психотерапии».

Коренным среди всех психотерапевтических мифов, на котором построено большинство профессиональных терапевтических про­грамм, является миф о реабилитации через катарсис, или, в более уз­ком смысле, миф о том, что можно помочь человеку, занимаясь дея­тельностью, построенной на вторичном проигрывании травматичес­кой ситуации. Психоаналитики выискивают подавленные биографи­ческие эпизоды, но никогда не позволяют пациенту пережить действи­тельную травму, удерживая ситуацию под вербальным наркозом, что считается критерием профессионализма. Однако и здесь и в других видах терапии не происходит то, что декларируется. Мы лишь углуб­ляем и расшатываем ту же самую колею, как в случае с больным зубом, который не болит уже просто потому, что его сверлят каждый день. Катарсис, понимаемый как «очищающее переживание» травматичес­кой ситуации, не решает задачу терапии как исцеления; проблема со­стоит в том, чтобы стереть эту запись (если это в принципе возможно) или не попадать в нее вновь и вновь. Потому что при любой провока­ции может снова происходить смешение реальности и травматичес-кой ситуации, и ослепленный человек опять очутится в своем неизжи­том кошмаре, в своем джунглевом аду.

Радикальное же решение состоит не в том, чтобы через повторе­ние травмирующих ситуаций как-то очиститься, что-то осознать и через это каким-то чудом исцелиться, а в том, чтобы набрать такое количество жизненных сил, осознавания, приобрести методы сдержи­вания, чтобы не попадать прежде всего в колеи травмирующих ситуа­ций, вовремя их опознавая, а еще лучше — не подпитывать ни каплей энергии вращение пластинки психотерапевтического патефона, убе­дительно вовлекающего нас в миф об онтологической реальности трав­мы. Все ищущее и находящее конечную причину травмы и предлагаю­щее терапевтический реверс, затягивает нас в супружескую пару ми­фов травмы-исцеления. Но пути исцеления неисповедимы, как и пути Господни. Сущность терапии лежит далеко за пределами любых пред­ставлений и, уж конечно, любых концептуальных построений. Если мы по-настоящему поймем, что провокации есть всегда и что источ­ники проблем в принципе бесконечны, так как отзывается на них орга­низм, хранящий травмы рождения, зачатия и в потенции — всю боль и бессознательность мира, что заранее никогда не ясно, какая ситуа­ция послужит триггером провала и боли, что единственное радикаль­ное средство — это осознавание и тренировка, направленные на то, чтобы не попадаться на уловки демонов прежних и будущих страхов, не выцарапывать глубже граммофонную пластинку прежних травм. И если терапия, как в случае холотропного подхода, работает с экстре­мальными ситуациями, намеренно провоцируя множественность воз­можных травматических ситуаций, то следует разрабатывать и соот­ветствующие стратегии, чтобы именно исцелять, а не углублять трав­му, фиксируя ее под видом лечения. Особенно опасно, когда люди, по­лучив один-два урока холотропного дыхания (причем из вторых-тре­тьих рук), потом пытаются проводить сеансы, даже не подозревая, с какими силами они заигрывают и сколь много вреда они приносят, запуская эти силы и не зная надежных методов работы с ними.

Никакое исцеление не произойдет само по себе ни в результате приема псилоцибина, ни в ходе сессии холотропного дыхания. Необ­ходимо организовать ситуацию, которая будет поддерживать процесс исцеления. И если мы принципиально не в состоянии правильно оп­ределить, что является «проблемой», то наилучшей стратегией работы с экстремальными ситуациями будет поддержка всего, что возникает, создание опоры и защиты для естественной динамики процесса исце­ления. Если, скажем, ситуация травмы зафиксирована в ситуации пре­дательства, или наказания, или недостатка заботы, то простого при­косновения в момент всплытия этих переживаний может оказаться достаточно, чтобы радикально переставить знак ситуации и дать то,что человек недополучал всю жизнь, и то, что стучалось каждый раз, но было заблокировано, наконец прорвется.

Итак, оптимальной работой при холотропной терапии — и это было выявлено еще в психоделической терапии — является поддержка все­го, что возникает. И оптимальной стратегией работы в пиковых ситу­ациях является работа групповая, а внутри группы — парная: один человек отправляется в холотропное путешествие, а второй находит­ся рядом и бдит, охраняя пространство переживаний первого.

Сама по себе идея разбиения группы на пары родилась у Станисла­ва Грофа почти случайно. Он проводил семинары в Эсаленском ин­ституте с большими группами, где каждый участник дышал по одиноч­ке, и работал с клиентами по всему залу. Как-то вовремя одного из семинаров он сильно потянул спину, и под угрозой срыва семинара возникла мысль разбить группу на пары, где один человек дышит, а другой помогает. И результаты сессии превзошли все ожидания. Так, благодаря этому совпадению в холотропном дыхании стало проводить­ся разбиение на пары холонавтов — сидящего и дышащего.

Гроф убедился в важности «включенного» ассистирования во вре­мя психоделической терапии, когда при переживании травмы в нео­бычных состояниях сознания человек, если он один, вынужден конт­ролировать ситуацию, оставляя какую-то часть себя вне процесса, что само по себе уже не дает возможности проявиться более глубоким и сущностным энергиям. А только проявление их, возможно, и откроет пространства, общие с «источником» невроза, психоза или серьезной психосоматической проблемы. Если я снимаю всякий контроль, то напарнику следует взять его на себя. Процесс передачи контроля вза­имный, и, конечно, если люди ни разу не присутствовали при том, что происходит на сессиях холотропного дыхания, то их могут повергнуть в ужас проявления глубинных проблем: демонической одержимости, перинатальной динамики, необычных экстатических проявлений, сложных моментов сексуальной динамики и т. д. Но какие бы формы ни принимал процесс исцеления, как бы странно он ни выглядел, это прорыв организма к целостности, интеграции, через спектр необыч­ных состояний и переживаний, многие из которых напоминают ост­рую патологию.

Другой момент, связанный с важностью ассистирования, состоит в том, что ваш напарник в любой момент может нуждаться в помощи: в простом поглаживании, поддержке, знании того, что рядом кто-то есть, на вас могут проецироваться фигуры значимых других: отца, матери, врагов, друзей, врачей и т. д.

Третий момент связан с сокровенным моментом хранения и защи­ты уже на более глубоком уровне охраны матерью своего ребенка, ангелом — своего избранника, духами — своих подопечных. Ибо глу-бинная психологическая работа — это внутреннее путешествие, в ко­тором мы всегда встречаемся с мощными психическими силами, и для того чтобы пройти свой путь героя или героини, необходима помощь Хранителей.

Многие помнят роль Защитников в мире магов, о котором расска­зывает Кастанеда. Мир шамана, его космос наполнен всевозможными духами, которые настроены нейтрально, враждебно или благожела­тельно к человеку. И прежде чем отправиться в путешествие, шаман всегда заключает с ними контракт, чтобы они охраняли его в пути. Смысл такого ритуала можно понять даже из повседневного опыта: если вы, белый, находясь в Нью-Йорке, отправляетесь далеко по Бродвею на чужую территорию за 120-ю улицу, вы попадаете на территорию Гарлема, и тогда, если у вас нет чернокожего друга, вы очень сильно рискуете головой. Просто потому, что та территория — чужая.

То же самое относится ко всем районам проживания людей, ска­жем, в Москве вы попали на чужую территорию или наступили на пят­ку какому-то мафиози, не откупились вовремя. Это обычный опыт в обычном мире. Духовные традиции объясняют, что, если, скажем, вы начали пахать землю, а на этой земле проживает множество существ, это ареал их обитания, вы вырубили лес, а там жили белки, лисы, мед­веди, бесчисленное количество насекомых, то все эти существа про­явили недовольство: вы спровоцировали их. И люди, чувствительные к тонким энергиям, говорят, что в этом смысле каждая местность, каж­дая территория планеты, каждая область обладает своей зоной влия­ния, охраняется могущественными местными духами и духами, кото­рые ответственны за большие пространства.

У каждого учения имеются свои хранители, у каждого человека имеются друзья и защитники, и в данном случае, разбиваясь на пары, мы тем самым сразу на нескольких уровнях человеческих взаимосвя­зей моделируем ситуацию охраны. Сидящий — это олицетворение всех хранителей, всех защитников. Он охраняет пространство пережива­ния, он тот, кто, находясь с партнером в самой сокровенной связи, дает возможность дышащему холонавту бесстрашно, без всяких со­мнений отправиться в свое путешествие. Именно исходя из понима­ния природы холотропного сеанса и тех сил, которые в нем задейство­ваны, и организуется парная структура сеанса.

Конечно, ситуация взаимодействия между дышащим и сидящим является одной из ключевых. Поэтому очень важно доверять своей интуиции относительно того, с кем бы вам хотелось дышать. Послу­шайте свое сердце, послушайте своего ребенка, будет ли он чувство­вать себя безопасно, надежно, вовремя ли ему подадут все необходи­мое, вызывает ли кандидат у вас стопроцентное доверие. Лучше про­явить твердость и сказать: «Извини, я тебя уважаю, но в данном слу-чае мне хотелось бы найти партнера, перед которым интуитивно я чувствую большую возможность раскрыться; может быть, через не­сколько дней таким партнером будешь ты, но на данном этапе у меня есть свои проблемы и свои недоверия». Будьте прямы и честны, за­ботьтесь о себе.

Если говорить о качестве связи и уровне взаимодействия между партнерами, то обычно употребляются такие термины, как эмпатия, сочувствие, под которыми имеется в виду то, что мы переживаем чув­ства другого человека, способны слиться с его переживаниями. Гово­рят о сопереживании, нахождении в одном пространстве. Эти слова, в общем правильные, но они рискованны. Риск состоит в том, что, попа­дая в пространство вашего подопечного, вы можете потерять свою глав­ную функцию хранителя. Ваша задача не просто сопереживать, нахо­диться в одном пространстве и чувствовать, что происходит с вашим подопечным. Переживания могут быть столь сильными, что вы сами можете войти в процесс, отдавшись сопереживанию. Ваша задача — прежде всего проявить незыблемую стойкость и охранять. Чтобы не быть втянутым в процесс, необходимо разобраться с принципиаль­ным отличием между близкими, но непохожими вещами — между эм-патией, то есть нахождением в одном пространстве чувств, и состра­данием. Сострадание радикальным образом отличается от сопережи­вания или жалости. Сострадание — это проявление силы, ибо по-на­стоящему сострадательным может быть только человек знания, все остальные обречены на сочувствие и эмпатию, которые непременно вовлекут нас в ловушку и лишат сил и ясности. Наибольшая уловка жалости состоит в том, что она лишает знания. Есть несколько крите­риев, по которым вы можете определить, в каком состоянии находи­тесь, насколько вы вовлечены в процесс, насколько находитесь в со­стоянии безупречной помощи.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.