Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 15 страница



Большинство людей идентифицированы с «Я»-материальным. Од­новременно есть люди, для которых важнее социальный статус (игро-|ки в социальные игры и карьеру — мы их видим каждый день по теле-|визору и встречаем на работе). Социальное «Я» вытесняет духовное и (материальное «Я».

Достаточно редко встречаются ситуации, когда «Я»-духовное до-I минирует над всеми остальными. В качестве примера мы можем при­вести жизнь схимника или святого — жизнь как духовный путь (Буд­да, у которого из материального были только плащ и кружка для пода­яний, а социального статуса не было вообще). В групповом смысле это различные духовные сообщества: братства, монастырские общины, | сангхьи и др.

Личность во временном континууме

Кроме структурной идентификации мы можем выделить также и идентификацию Эго во временном континууме.

12 - 4797Нужно заметить, что содержание всех структурных элементов «Я» зависит от фиксации в континууме времени прошлое — настоящее — будущее.

Существуют личности и группы, которые живут прошлыми струк­турами Эго. Очень редко личность живет настоящим Эго. Чрезвычай­но важно то, что человек и общности живут в основном в перспективе Эго. Именно перспектива Эго является мотиватором, основной дви­жущей силой активности личности и группы. То есть человек не жи­вет, а собирается жить завтра. Жизненная перспектива Эго в «Я»-иден-тификации является основной движущей силой, структурой актива­ции Эго. Например, кто-то живет для того, чтобы защитить докторс­кую диссертацию, другой — чтобы вырастить детей, третий — чтобы заработать 1000 долларов, четвертый — построить дом, пятый — стать мэром города. Перспектива может не осознаваться, но всегда являет­ся силой побуждения к активности. Наш взгляд на то, что может с нами произойти в будущем, связан с нашим подчас очень значимым пове­дением. Действия, ориентированные на будущее: диета, занятия спортом, отказ от курения, распорядок, — обусловлены нашими об­разами себя и мыслями о себе в будущем. Перспективы могут быть ближними — во временном интервале недели или даже месяца (я хочу сдать в типографию сборник «Звезды Ярославской психологии» че­рез неделю). Основная часть ежедневной активности регулируется целями, которые связаны не с текущим взглядом индивида на себя (реальное «Я»), но с тем, что может быть возможным для индивида в отдаленном будущем.

Иногда перспективная цель может быть абсурдной, но очень при­влекательной, в таких ситуациях человек и человеческие сообщества готовы проживать настоящее «несмотря ни на что» (примером может служить семидесятилетний эксперимент строительства коммунизма в Советском Союзе).

Есть люди, которые живут прошлым: «я — был...». Это может быть их основной способ манифестации в «здесь и сейчас».

Смысл личности и группы заключается не столько в том, какую структуру они имеют, сколько в том, насколько они проявлены в об­ществе и насколько манифестирует свои способности и задатки. В ос­новном человек себя не знает, не знает своих возможностей, способ­ностей и сомневается в них.

«Я»-реальное и «Я»-потенциальное

Личность и группа не знают до конца возможного внутреннего пространства самоидентификации, и «Я»-реальное занимает меньшее пространство, чем «Я»-потенциальное (см. рис. 11). Если бы мы могли изобразить пространство «Я» в виде совершенной мандалы — круга,погруженного своими связями в социум, то могли бы заметить, что люди отличаются часто не по объему «Я»-потенциального, а по степе­ни его проявления в «Я»-реальном. «Я»-потенциальное состоит из двух больших подструктур:

• Возможные «Я» — это осознаваемые личностью представления о том, каким он может стать, каким он хотел бы стать и каким боится стать. Совокупность возможных «Я», содержащихся в системе «Я» индивида, — это сознательные манифестации це­лей, стремлений, мотивов, страхов и опасений. Возможные «Я» придают личностной динамике специфическое развитие когни­тивной сферы, организацию, направление и релевантный для индивида смысл. Они служат существенной связью между «Я-концепцией» и мотивацией. Возможные «Я» представляют собой не смутные надежды на абстрактно хорошую (или пло­хую) жизнь, но обладают конкретными качествами: здоровье (не­здоровье), богатство (нищета), иметь автомобиль определенной марки, людей, которые любят (ненавидят) его.

• Ресурсные «Я» — как правило, не осознаваемая личностью потен­циальность, нереализованные способности человека. Ресурсные «Я» проявляются в экстремальных ситуациях, в пиковых твор­ческих состояниях, аффектах, психодуховных переживаниях высокой значимости и интенсивности, в ситуациях полной вклю­ченности в выполняемую деятельность и сопровождаются осо­быми чувствами полноты жизни, наслаждения, нуминозности опыта. Соприкосновение с ресурсными «Я» является значимым мотиватором в реализации личности. Движущей силой мотива является потребность в повторении некоторого психофизичес­кого состояния, желание еще раз «попасть» в переживание. В силу того, что мы в состоянии запланировать и реализовать только действия, но не можем в определенное время запланировать и прожить психическое состояние (через пять минут я буду счаст­лив) , то в соответствии с этой логикой человеку очень трудно зап­рограммировать эмоциональные состояния. Еще мы могли бы за­метить, что они отличаются по силе и множеству связей с социу­мом, который часто является индикатором и ценителем степени реализованности личности.

Рис. 11. Соотношение «Я»-реального и «Я«-потенциального

Это связано с тем, что человек и группа структурированы не толь­ко изнутри, но в основном они внешне поле-обусловлены и от них ожи­дают способностей и возможностей, зависящих от того, какое место они заняли в социальных структурах. Человек имеет некое представ­ление о себе, которое в основном касается «Я»-реального: «Я такой». Еще Ф. С. Перлз писал: «В настоящее время средний человек реализу­ется только на 5%, в лучшем случае до 15%. Человек, которому доступ­ны 25% его потенциала, уже считается гением [...] от85% до 95% теряет­ся... А причина тому очень проста: мы живем по шаблонам, по поведен­ческим штампам...» [3, С. 9]. С одной стороны, раскрывать свой потен­циал, свои способности в витальном, энергетическом отношении, дос­таточно трудно, потому что ожидания уже структурированы в обще­стве. С другой стороны, структурно измениться достаточно трудно, потому что любая подструктура личности закреплена еще и в обществе, а общество очень ригидно. Человеку достаточно легко живется с тем, с чем он адаптирован (будь это алкоголик, директор завода, академик или крестьянин), разница заключается в том, что Эго является способом адаптации к обществу. Люди, которые или спонтанно, или с помощью каких-то специальных техник, тренингов и т. д. соприкасаясь со свои­ми возможностями, как правило, раскрывают «Я»-потенциальное. Силь­ным мотиватором движения к «Я»-потенциальному может служить так­же кризис личностного или психодуховного характера.

Первичный путь самосовершенствования — это движение к «Я»-потенциальному. Пока мы движемся к «Я»-потенциальному, сама транс­формация не встречает ни внутреннего, ни внешнего сопротивления. Из точки внутренней самооценки изменения были ожидаемы, и лич­ность как бы интуитивно догадывалась об этих своих возможностях.

С точки зрения социума, движение тоже ожидаемо и не находится в противоречии, так как социум сам заинтересован в активном пре­одолении личности. Социум живет за счет самопроявления «Я». Энер­гия высвободившегося «Я»-потенциального является питательной сре­дой для социума. Реально человек идентифицируется с какой-то час­тью себя. Начиная свое путешествие в «Я»-потенциальное, он узнает свои нераскрытые способности. Прорыв может осуществиться в лю­бую сферу. Он может быть осуществлен в потенциально-«Я»-матери-альное, в потенциально-«Я»-социальное, в потенциально-«Я»-духовное.

Из «Я»-реального жизнь, структура жизни и жизненные перспек­тивы описаны абсолютно четко. На первых порах «Я»-потенциальное шокирует саму личность и ее окружение. Но социум заинтересован в том, чтобы личность давала больше энергии, была активнее. И в силу того, что раскрываются возможности человека, он начинает выбра­сывать огромное количество энергии в социум, и социум приветству­ет это. Когда личность, Эго достигает «Я»-потенциального, она дости-гает самоактуализации и реализации. Это может быть психодуховный путь, материальный путь, путь социальных игр. Когда человек начина­ет реализовываться, он находит новое пространство, где не только сам деятельностно проявляется, но и получает положительное подкрепле­ние в виде славы, карьеры, духовных почестей или каких-то матери­альных ценностей, а иногда все в сочетании.

Реализация группы в «Я»-потенциальном наступает в тот момент, когда она достигает уровня коллектива по всем параметрам.

Когда человек достигает своей потенциала, критерием достижения «Я»-потенциального является «ощущение невыносимой легкости жиз­ни». Точка реализации отличается тем, что получаешь все, что хочешь, еще не успев подумать.

Это состояние реализации можно обозначить как «поток», оно яв­ляется оптимальным как для результатов, так и для самого субъекта.

Как правило, состояние «потока» знакомо практически всем по иг­ровой деятельности. Гораздо меньше людей встречаются с ним в про­цессе труда. Состояние «потока» в аффективном измерении марки­руется чувством глубокого удовлетворения, на мотивационном уров­не — желанием продолжать деятельность, на когнитивном — степе­нью и легкостью концентрации. Имеются и другие общие признаки этого состояния, идентичные состоянию «потока».

Такой опыт, безусловно, является оптимальным для человека и груп­пы. Он позволяет упорядочить случайный поток жизни субъекта, дает базовое чувство опоры. Потенциально это наиболее творческий, наибо­лее завершенный вид опыта, помогающий человеку и группе экспери­ментировать в новых условиях, взаимодействуя с новыми вызовами.

Что касается изменений группы, то мы можем остановиться на этапе коллектива в описании групповой динамики. Мы делаем этот шаг на­меренно, так как уверены в том, что дальнейшее развитие группы не­возможно. Мы не верим в коллективное просветление и в коллектив­ное достижение «Изначального».

Таким образом, первый шаг — это рефлексия себя, своей эго-струк-туры. Это честный анализ своего Эго. Второй шаг — движение к «Я»-потенциальному.

Сознание как живая открытая система обладает качеством гомеос-таза. Причем это свойство является некой центростремительной си­лой, которая обеспечивает постоянство и стабильность личностной структуры. Когда мы начинаем обратное движение, «отпуская» отож­дествленные фрагменты «Я», и устанавливаем, что это «не-Я», что этим качеством или статусом, ролью я не являюсь, как раз и происходит процесс самосовершенствовании.

Процесс изменения личности и группы всегда связаны с тем, что они отпускают какие-то части своей структуры, разотождествляются с ними.ХАОС И КОСМОС В ЛИЧНОСТИ

Мы уже указывали, что на первом этапе изменения личность дви­жется к «Я»-потенциальному. Этот этап связан с социальной и психо­логической реализацией личности. Затем наступает тупик, человек проявлен — исчезает перспектива самосовершенствования. При дос­тижении самореализации у человека возникает ощущение невыноси­мой легкости жизни.

Жизнь становится удивительно доступной и понятной. Ты отда­ешь энергию пространству, а пространство начинает питать тебя еще больше. Это напоминает ситуацию, когда маленький ребенок начина­ет говорить, и окружающие его взрослые испытывают огромный эн­тузиазм по этому поводу. Умение говорить — это своеобразная точка реализации ребенка.

В точке реализации человек перестает встречать сопротивление. Наступает некий застой в самосовершенствовании. Человеку некуда меняться. Реализуется так называемый кризис стабильности. Все есть, но само постоянство и стабильность невыносимы.

Именно эта невыносимая тоска стабильности вызывает к жизни одну из главных потребностей человека — потребность к изменению. С одной стороны, личность стремится к внутреннему космосу и по­рядку, с другой стороны, заявляет о себе тенденция к первичному ха­осу, дестабилизации.

В конце концов, человек сознательно или бессознательно соверша­ет инвакацию, приглашает хаос. Жизнь в «потенциальном», «реализо­ванном» «Я» выстроена, рациональна, эффективна. Гомеостазис (рав­новесие) личности, с одной стороны, удерживается внутренними си­лами личности, а с другой — социумом.

Стержень устойчивости личности погружен в социум, и социальная среда во многом является силой, поддерживающей стабильность лич­ности через механизмы обусловленности ролями, статусами, диспо­зициями, установками. В связи с этим методологически самый надеж­ный способ изменения личности — изменение места в социальной структуре или изоляция от привычного социума. Как только мы ме­няем место, изнутри начинает пульсировать энергия хаоса, когда сила социума не обусловливает личность.

Трансформация возможна, когда мы просто меняем место. В этом смысле выездные тренинги с погружением наиболее благоприятны для расширения осознания, самосовершенствовании личности. В реаль­ной жизни личность «застревает» в кризисе стабильности, сила эво­люции (или сила хаоса, сила изменения) сметает через возникающую социальную ситуацию. Чем мощнее космос (упорядочивание), тем мощнее хаос (психодуховный кризис).При нарушении баланса в сторону консерватизма сила хаоса сми­нает жестко структурированную личность либо за счет общей интен­сивности процесса, либо за счет прицельного воздействия на слабые точки личности.

«Не-Я»

Когда при достижении «Я»-потенциального личность осознает по­требность в изменении, то оказывается, что меняться некуда. Она цело­стна. Остается единственная возможность самосовершенствования — через интеграцию фрагментов огромной подструктуры в личности, которую можно обозначить как «не-Я». Третий шаг касается огромной эго-структуры, зеркального отражения Эго, но за счет него как раз и существует само Эго. Это подструктура, которая называется «не-Я». В. Н. Мясищев обозначил эту структуру как отрицательную тенденцию. Целостность личности, ее структуру было бы неверно воспринимать как некое свободное пространство, с которым мы можем идентифици­роваться. Она существует только за счет того, что в каждом из нас есть барьер, охранная граница с «не-Я». Между «Я» и «не-Я» всегда имеется полевое напряжение. Оно может быть огромным, и человек не в силах перейти через него. Более того, само приближение к «не-Я» уже пугает. Для любого «Я» существует «не-Я», так же, как и для любого «не-Я» су­ществует «Я». За счет напряжения между «Я» и «не-Я» обеспечивается целостность личности. Если мы возьмем некий фрагмент «Я», то долж­ны понимать, что существует и «не-Я», которое мы отрицаем. С любым фрагментом эго-структуры сосуществует некая отрицаемая, вытесня­емая «не-Я»-структура.

Сознание человека бинарно, и в силу этой особенности в психике человека существует «не-Я» как глобальная система «Анти-Я-Концеп-ция», и с любой подсистемой «Я» соответственно сосуществует «не-Я» как некое зеркальное отражение «Я» с отрицательной валентнос­тью («я — отец», а «не отец — это «не-Я»»; «я — умный доцент», а «глу­пый доцент — это «не-Я»»; «я — богатый», «бедный — «не-Я»» и т. д.).

Для любого «Я» в человеческом сознании, в том числе и в бессозна­тельной его части, существует противоположная структура, которую можно обозначить как «не-Я».

Как в материальной, социальной, так и в духовной подсистемах су­ществуют постоянно действующие психологические комплексы, фраг­менты «Я» и «не-Я», мы все время находим след этой бинарной струк­туры. Более того, мы и есть эта бинарность. Личность сохраняет каче­ство гомеостазиса до тех пор, пока есть внутреннее соответствие меж­ду бинарными составляющими. Личность выступает как уникальная мозаика дуальностей, а не идентификаций. Если провести аналогию с полевыми структурами, личность представляет собой систему напря-жений между «Я» и «не-Я». Система этих напряжений является гаран­том сохранения стабильности личности.

Поход в «не-Я»

Какова же динамика самосовершенствования?

Кризис «невыносимой легкости жизни» и дальнейшая эволюция личности отправляет нас в поход в «не-Я», который сопровождается разрушением границы между «Я» и «не-Я». В результате образуется третье пространство внутри личности, которое мы обозначим как «Равностность» или неотождествленность (см. рис. 12).

Рис.12. Три зоны в личности

Смысл интеграции заключается не в том, чтобы проворачивать колесо «Я — не-Я», а в том, чтобы полностью слить пространство меж­ду «Я» и «не-Я» в зону «Равностности».

К сожалению, работа современного психотерапевта или практичес­кого психолога заключается как раз в «проворачивании» колеса «Я — не-Я». При этом меняется содержание идентификаций, но напряжение и ограниченность между бинарностями не исчезает. Приведем пример. Приходит на консультацию к психологу или психотерапевту женщина, у которой проблема во взаимоотношениях с мужчинами (она ненави­дит мужчин). После некоторого процесса работы с профессионалом ее проблема разрешена — она начинает принимать и любить мужчин. Изменилось содержание идентификации, но женщина не стала свобод­нее. В первой ситуации запрет на любовь, во второй — на ненависть. Она «трансформировалась» (см. рис. 13).

Рис. 13. Мнимая трансформация

Такого рода «трансформация» не имеет смысла, потому что жест­кая бинарная структура личности остается, личность по-прежнему не имеет степени свободы — она может быть идентифицирована (в со­держании, в качестве, в поведении, поступках) с фрагментами «Я». Личность не является свободной, если она жестко идентифицирована с определенными установками, ценностями, картами реальности.

Третий шаг самосовершенствования — интеграция «не-Я». В конце концов, «Я» и «не-Я» — это определенные смыслы. Самое главное — возможные варианты этих смыслов в жизни существуют.

РАВНОСТНОСТЬ

«Не-Я» — это просто возможный выбор поведения, деятельности, активности, эмоционального состояния и т. д. Можно интегрировать напряжение между противоположностями, в результате чего возни­кает некое новое пространство в структуре личности. И это новое про­странство мы называем «Равностностью». Это пустое пространство, здесь человек ни с чем не отождествлен и вообще никем не является. Во всех мистических традициях мира человека, который видит исти­ну сквозь иллюзию противоположностей, бинарностей отрицания и утверждения, называют «освобожденным». Поскольку он «свободен от двойственности» противоположностей, он свободен в своей жизни и от всех бессмысленных проблем и конфликтов, вызываемых борь­бой противоположностей, отождествленностей «Я» и «не-Я». Не доб­ро против зла, а ницшеанский выход за пределы добра и зла. Не жизнь против смерти, а центр осознания, превосходящий и то, и другое. Са­мосовершенствование и достижение Равностности заключается не в том, чтобы структурировать бинарность и добиваться «положитель­ного прогресса» в психотерапевтическом процессе. Смысл Равностно­сти состоит в том, чтобы объединять и гармонизировать противопо­ложности — как положительные, так и отрицательные, открывая за пределами «Я» и «не-Я» ту основу, которая превосходит и включает в себя обе полярности.

Таким образом, разрешение войны противоположностей требует отказа от всех границ, а не прогрессирующего жонглирования проти-воположностями в их борьбе друг против друга. Борьба противопо­ложностей является выражением границы, принятой за реальную, и чтобы осознать свободу, мы должны прийти к корню самого предмета: границы Эго являются истой галлюцинацией.

Любое «Я»-интегрированное является возможной формой отож­дествления. Например, могу так, а могу и наоборот. И то, и другое яв­ляются выбором. Что касается идентификации в «Я», то выбора в «Я» нет. Любой выбор в «Я» — абсурд, потому что любая структура и ми­фологически, и исторически подкреплена. Здесь первый шаг к свобо­де — это интеграция дуальностей. Как только возникает эта интегра­ция дуальностей, появляется выбор.

С. Л. Рубинштейн и Б. Г. Ананьев считали, что основным для раз­вития личности является принцип интеграции. Ананьев писал, что «развитие действительно есть возрастающая по масштабам и уров­ням интеграция — образование крупных «блоков», систем или структур, синтез которых выступает как наиболее общая структу­ра личности».

На высоких уровнях интеграции, по нашему мнению, такой наи­более общей структурой и выступает Равностность. При этом Рав-ностность не нужно путать с равнодушием, потому что в любой мо­мент жизни человек полностью живет в форме: чувствует, действу­ет, желает, достигает, имеет цели и т. д., он полностью реализованно живет. Но при этом он не отождествлен с формой. Это очень важ­но. Он никогда не покидает своего основного пространства — Рав­ностности. Единственно возможное пространство беспроблемного существования — это Равностность. Там нет проблем, потому что нет решетки личности, нет формы. На самом деле Равностность по­чти невозможна или мало возможна. Как показывает опыт, Равно­стность — пространство, где жизнь просто является потоком осоз­нания за пределами болезни, старости и смерти. Жизнь, все ее фор­мы являются просто возможным выбором, и при этом человек не теряет ощущение своей внутренней гармоничности. Это такое со­стояние личности, когда она не идентифицирована ни с материаль­ным, ни с социальным и живет в основном в духовном простран­стве. Дело не столько в том, что человек имеет или не имеет, а в том, что точка Равностности является пространством фокусировки осоз­нания, основным пространством жизни. Личность не является сво­бодной, когда социально идентифицирована, адаптирована, отож­дествлена с определенным нормотипическим поведением, образом жизни.

Личность становится свободной тогда, когда она входит в простран­ство Равностности, где «Я» и «не-Я» не имеют уже никакого смысла, а являются просто возможностями выбора. Ты можешь войти, как вII

форму, в любое содержание установок, стереотипов, ценностей, кар­тин мира, поведения, масок, ролей, но ты из точки Равностности не являешься ни тем, ни другим, ни третьим. Личность, наконец, стано­вится осознанно свободной в зоне Равностности.

Смысл самосовершенствования заключается не в том, чтобы ме­нять личностные формы, проворачивая колесо «Я — не-Я», а в том, чтобы трансцендировать формы, выйти за пределы всех форм, ин­тегрировать формы в пустотность Равностности, выйти за пределы форм. В этом я вижу духовное сердце самосовершенствования. Смысл интеграции — это осознание конфликтов между «Я» и «не-Я», «Так» и «Не так» и открытое принятие того, что ранее отверга­лось, отрицалось, подвергалось подавлению и было нерефлексируе-мо. В конце концов, интеграция — осознание выбора «Я» и «не-Я» как конфуза дуальности. Принятие зоны «Равностности» дает чело­веку вместо жесткого ограничения гибкий выбор. Цель самосовер­шенствования находится за пределами мучительных дуальностей «Да» и «Нет», которые являются качественными характеристиками |Эго. Цель — устойчивое обживание пространства Равностности, где каждый может отыскать равновесие и целостность, которые им под­ходят.

Из точки Равностности возможно входить и в «Я», и в «не-Я», и, наконец, когда большое количество значимых фрагментов «Я» и «не-Я» сливаются, в пространстве Равностности происходит то, что назы­вают земным просветлением или мудростью (см. рис. 14.).

МУДРОСТЬ

Это «освобождение от двойственности» в христианской мифоло­гии является открытием Царствия Небесного на земле. В эзотеричес­ком, сакральном смысле такое открытие не является состоянием всего положительного и отсутствия отрицательного, но состоянием осуще-.ствления «непротивополагания» или «недвойственности». В «Еванге-|лии от Фомы» написано: «Они сказали ему: Что же, если мы младенцы, |мы войдем в царствие? Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих од-1ним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, |и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону [как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину од-[ним... тогда вы войдете в [царствие]».

На поверхности возникшей мандалы остаются лишь основные эк­зистенции личности, что воспринимается как самая благородная са­моактуализация в социуме. Примером такого рода в православии мо­гут быть биографии святых Сергия Радонежского, Иоанна Кронштад-ского, Серафима Саровского и др.

Рис. 14. Три зоны в личности при освобождении

Целостная личность, транслируя основные экзистенциальные цен­ности, является хранителем человеческой духовности. При достиже­нии высокого уровня интеграции Равностность приобретает качество целостности — пространства ничем не ограниченных четырех пре­красных драгоценных состояний сознания: Любящей доброты (при­носящей чистую радость), Сострадания (удаляющего страдание), Ра­дости (счастье в счастье других), Равностности (состояния без рассуж­дений о приобретении и потере, без хватания, цепляния за веру как за истину, вне отношений, без гнева и горестей).

Любящая доброта — это Любовь вне страсти, вне отношений к объекту желаний, вне обусловленности объектом. Любовь как состоя­ние дарения доброты и милости, как благостность, жертвенность отда­чи, божественная любовь Христа на кресте, милосердный взгляд Будды Шакьямуни ко всему живому и неживому под деревом бодхи... «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы вся­кий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную...» (Иоанн, 3:16).

Сострадание — это состояние вне страдания, полное знания, силы и ясности, открытости для честной и безупречной помощи другим суще­ствам. Сострадание существует вне эмоциональных переживаний со­чувствия, жалости, эмпатии. Когда мы захвачены чувствами, мы теря­ем ясность и осознанность, теряем знание. Мы становимся чувствами. Когда мы сострадаем, мы не вовлечены в чувства другого человека и в чувства, которые возникают у нас по отношению к ситуации. Великое сострадание — это открытость в энергии, помощи другому и другим вне осуждения, вне отношения к тому, что делает человек, как он про­является. Великое сострадание находится за пределами добра и зла.

Третий аспект целостности — это Радостность. Радостность — это гимн жизни, чистое проявление чувства. Радостность — это когда че­ловек свободен в потоке чувств, когда тело, глаза, голос, уши — все в человеке празднует жизнь. Радостность — это состояние сознания,когда человек является носителем чистой энергии жизни, которая светлыми лучами струится на все существующее.

Равностность — это состояние равного ко всем и ко всему отноше­ния — глубинное выражение фактуальности жизни. Для нас жизнь — это всегда вовлеченность в отношения. Мы кого-то любим, кого-то ненавидим, к кому-то равнодушны, кого-то презираем, что-то счита­ем правильным, что-то неправильным... В Равностности нет разницы между людьми независимо от пола, возраста, расовой, кастовой или этнической принадлежности, достатка, образования, родственных от­ношений...

Из точки Равностности нет различия между негром и русским, японцем и чеченцем, евреем и татарином, моей женой и матерью, моим сыном Вадимом и эвенком, сидящим в чуме, миллиардером и нищим, нет сущностного различия между Христом и Буддой Шакьямуни, Мохаммедом и Ошо.

Из пространства Равностности нет различия между человеком и другими живыми существами. В этом смысле кот Максим, лежащий прямо сейчас рядом на кресле, на сущностном уровне равен Бодхид-харме и обладает той же природой. Равностность — это не равноду­шие. В православной религии аналогом этого состояния является Ве­ликое смирение. Равностность — это состояние беспристрастного от­ношения к реальности — к живой и неживой, пробужденной и спя­щей, к духовной и бездуховной, к словесной, эмоциональной, перцеп­тивной, символьной, знаковой... Человек наблюдает за рекой жизни и является наблюдением вне отношений и вовлеченности.

Это состояние личности, когда ее предельным выражением явля­ется служение людям, и она полностью проявлена в своей духовной потенции, одновременно свободна от отождествлений, желания быть кем-то и чем-то.

Человек ни за что не хватается и ничего не считает своим, у него ничего нет, и в то же время есть все. В нем все есть: все состояния, все идеи, все реакции — и он ничем не является. Он встал над полем чело­веческих переживаний. И уже из этой точки имеет возможность вхо­дить в любую форму, в любое переживание, в любое состояние, в лю­бое отношение, в любой контакт с реальностью, не теряя связи с со­стоянием Равностности.

В буддизме Равностность называется пространством великого со­страдания (Махакаруна). Пространство великого сострадания имеет связь с реальностью. Отношение к реальности — неоценочное. Рав­ностность никогда не приходит одна. Сострадание и милосердие — границы, через которые фильтруется Равностность.

Объем Равностности — это любовь и радостность. Эти четыре ка­чества являются драгоценными состояниями сознания в буддизме,ламаизме, христианстве, магометанстве, потому что они чрезвычайно редко встречаются. Если нет какого-либо из этих состояний сознания, то нет и пространства великого сострадания (Махакаруны).

Для человека возможна разработка этого пространства, знание о нем, знание пути к этому пространству. Выработанная Равностность как основное психическое состояние или осознанное психическое со­стояние является той Родиной, которая, с одной стороны, питает, а с другой стороны, приводит человека в состояние баланса и гармонии в любой момент, и в которой ничья помощь не нужна, где становишься свободным.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.