Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 12 страница



Выражением принципа позитивности для клиента является осоз­нание им необязательности страдания ради того, чтобы жить в соот­ветствии со своими потребностями, возможностями, и способности творить положительные переживания в собственной жизни.

5. Принцип соотнесенности подразумевает соответствие характе­ра и интенсивности воздействия психотехнологий уровню зрелости пациента и степени сензитивности его психики.

В соответствии с этим принципом можно выделить следующие ус­ловия организации и проведения психосоциальной работы:

• глубокая теоретическая и практическая подготовка специалис­та в области психосоциальной работы, знание того, каким обра­зом они воздействуют на физическое и психическое состояние пациента, умение эффективно использовать их в процессе те­рапии. Кроме того, специалисту необходимо иметь достаточный опыт собственного прохождения тех техник и практик, которые используются в работе с клиентами;• чувство необходимой достаточности при психотехнологическом насыщении работы, что соответствует известному принципу Оккама — «сущности не имеет смысла приумножать без необхо­димости; достичь большего меньшими средствами». Чрезмерная насыщенность психосоциальной работы мощными техниками может привести как к возрастанию сопротивления пациента, так

t      и к усилению дезадаптации. В свою очередь, слабая интенсивность

психосоциальной работы, использование «урезанных», сокращен­ных процессов взаимодействия с клиентами приводит к отсут­ствию глубины трансформационного опыта и, как следствие, па­дению эффективности. Следует помнить: не существует техник, эффективных при всех кризисных состояниях за исключением одной — способности специалиста самому нести состояние гар­монии, целостности, сострадания и любви;

• психотехнологии и концептуальное содержание психосоциальной работы должны быть понятны, доступны и приемлемы для клиен­та. По всей видимости, не стоит предлагать клиентам — убежден­ным материалистам миф о переселении душ и заниматься с ними реинкарнационной терапией, каких бы нерешенных проблем прошлых воплощений нам ни хотелось бы у них увидеть. Не сле­дует начинать терапию с мощных эмпирических техник, без пред­варительной информационной подготовки, если клиент находится в состоянии выраженной астении, под воздействием депрессив­ного состояния или выученной беспомощности;

• цели психосоциальной работы, определенные специалистом, должны быть соотнесены с целями клиентов. Не следует во что бы то ни стало добиваться того, чтобы клиент испытал состоя­ние саттори, если он хочет всего лишь избавиться от бессонни­цы и раздражительности.

6. Принцип потенциальности. Если обратить внимание на особен­ности русской ментальности, то можно отметить особый способ вос­приятия пространства. Оно переживается как простор, как то, куда вырываешься из неволи, как чистая потенциальность бытия, воля, сво­бода, полноценное дыхание, то есть духовная жизнь, не стесненная мирской скорбью.

Интегративная методология, опираясь на целостное видение чело­века в перспективе его материального, социального, духовного роста, предусматривает при психосоциальной работе с клиентом раскрытие его потенциальности, развитие интуиции, творчества, высших состо­яний сознания, личностных ресурсов. Использование этого принци­па предполагает, что индивидуум мобилизует свои ресурсы для пре­одоления кризисного состояния, фрустрации и страха, возникающихиз-за отсутствия поддержки со стороны окружающих и неадекватно­сти самоподдержки.

На наш взгляд, каждый человек обладает тенденцией к саморазви­тию и потенциальностью, интенцией к целостности, большей свободе.

Раскрытие потенциальности может быть достигнуто на разных уровнях и не обязательно включает в себя так называемый духовный уровень. Более того, формы раскрытия могут быть разными.

В психосоциальной работе потенциальность может раскрываться:

• в узнавании о различных составляющих своей личности, струк­туры, качеств, свойств, способностей и т. д.;

• в раскрытии перспектив развития своего материального, соци­ального и духовного Эго;

• в отождествлении или разотождествлении со значимыми фраг­ментами или качествами своего Эго;

• в раскрытии потенциальных возможностей, способностей, ви­тальных ресурсов;

• в усилении основных тенденций личности, особенно конатив-ной и гомеостатической;

• в получении возможности отказаться от отождествления себя с фрагментами Эго и приобретении способности их контро­лировать:

• в раскрытии творческих сил личности, высших психических со­стояний сознания, экзистенциальных смыслов существования.

Мы могли бы продолжить этот список, так как направлений и форм раскрытия потенциальности множество.

Самое важное в принципе потенциальности — открытие простора для дальнейшего развития, движения, жизни среди людей.

7. Принцип многомерности истины. Любая теория, концепция, те­рапевтический миф, учение, идея, житейское суждение о психической реальности при кажущейся их полноте и универсальности справедли­вы лишь при определенных обстоятельствах и с известной долей веро­ятности. Следует помнить, что как самые гениальные психологические теории, так и заявления некоторых клиентов о «сглазе», «порче» явля­ются в первую очередь попыткой структурировать и транслировать собственный внутренний опыт. Предельное осознание относительнос­ти и в то же время истинности любого понимания психического осво­бождает специалиста от догм и приближает его к точке мудрости, к дра­гоценному состоянию Ревностности. Наш разум производит объясне­ния, а реальность снисходительно принимает любое из них.

В заключение хотелось бы отметить, что методологические прин­ципы интегративного подхода являются не сводом правил, определя-ющих процесс психосоциальной работы, а скорее направлением про­фессионального мышления, философской и психологической тенден­цией, имеющей практическое применение.

Как мы понимаем интеграцию

Самое элементарное значение понятия «интеграция» — присоеди­нение части к целому. При этом под «частью» понимается вытеснен­ный фрагмент сознания, изгнанный из сферы сознания как чуждый Эго в сферу «Не так», «Не-Я» под знаком отрицания «Нет».

Интеграция — это осознание конфликтов между «Я» и «Не-Я», «Так» и «Не так» и открытое, оценивающее принятие того, что ранее отвергалось, отрицалось, подвергалось подавлению и было нерефлек-сируемо. В конце концов, интеграция — осознание выбора «Так» и «Не так» как конфуза дуальности.

Интегративные психотехнологии — система концепций, моделей, методов и навыков, которые ведут человека к большей целостности, к меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения. При этом первый шаг в работе с клиентом — это принятие зоны «И так тоже» вместо жесткого ограничения — гибкий выбор.

Цель интеграции — находится за пределами мучительных дуально-стей «Да» и «Нет», «Я» и «Не-Я», которые являются качественными характеристиками Эго. Цель — устойчивое обживание пространства Равностности — «И так тоже», где каждый может отыскать равнове­сие и целостность, которые им подходят.

В своей практике я прошел свыше 200 процессов с использованием интенсивного дыхания. Весь этот опыт наряду с изучением использо­вания дыхания в мировых духовных традициях в холотропном дыха­нии и «возрождении» способствовал оформлению техник прикладной психологии, психотерапии и трансформации личности, которую я назвал интенсивными интегративными психотехнологиями. Эта сис­тема техник вбирает в себя лучшее из всего опыта психотехнического использования дыхания. По нашему мнению, она является одним из самых эффективных, глубоких и простых методов прикладной психо­логии, психотерапии, психокоррекции и самопознания, известных в настоящее время.

Любая система психологии и психотерапии исходит из необходи­мости интеграции, воссоздания в гармоническом единстве всех осоз­нанных и неосознанных сил и способностей. Однако каждая теория и технология по-своему понимает, что такое здоровье, целостная лич­ность, каковы главные принципы психологического взаимодействия (роль и место слова, невербальных и телесных коммуникаций, струк­тура и динамика сессии и т. д.); что такое структура личности, ее свой­ства, каковы характеристики кризисных состояний, как и почему про-исходит изменение личности; что такое человеческая природа, какова роль психолога...

Интегративный подход дает на эти вопросы свои ответы, вытекаю­щие из опыта и теоретических установок, во многом противополож­ных ортодоксальным направлениям прикладной психологии и психо­терапии, использующей вербальные взаимодействия между психоло­гом и клиентом.

Основная философская предпосылка интегративного подхода со­стоит в убеждении, что возможности обычного человека значительно больше тех, которые проявляются в его повседневной жизни, где он, пребывая в профаническом мире и в профаническом сознании, отож­дествлен со своим телом и Эго. Эта ложная идентификация является причиной неподлинного, нездорового и неудовлетворительного обра­за жизни и основным источником эмоциональных и психосоматичес­ких нарушений. Развитие дистрессовых симптомов, не имеющих орга­нических причин, может рассматриваться как указание на то, что че­ловек дошел до предела в ограничении и ущемлении своей природы Однако кризисная ситуация несет одновременно возможность для исцеления — преодоления внутренней раздробленности и разделен-ности между человеком и миром.

Интегративный подход в психологии является одновременно очень молодым и очень старым. Это очень новый подход в истории западной психологии и чрезвычайно старый — в истории человечества вооб­ще. Мы находим его истоки в шаманском и духовном целительстве, психотехнике транса, используемых в различных культурах, в разно­образных духовных практиках, которые были особенно развиты в восточных странах, а также в западных.

В рамках традиционных школ психологии, основанных на вербаль­ном диалоге, серьезная коррекция психодинамических структур, ле­жащих в основе личностных кризисов, требует многих лет система­тической работы. Представителям этих школ трудно поверить, что глубокие изменения личности могут происходить за считанные дни или даже часы, так как ортодоксальные теории не в состоянии объяс­нить эти результаты. Им также трудно принять тот факт, что процесс трансформации может происходить независимо от используемой тех­ники и теоретических воззрений и что наилучшей теоретической стра­тегией может быть принятие и поддержка с полным доверием всего, что спонтанно происходит в интенсивном интегративном процессе. Однако, с точки зрения интегративного подхода, эти удивительные вещи не только возможны, но и реальны, ибо процесс взаимодействия психолога и клиента по самой своей сути является не «лечением бо­лезни в соответствии с неким рецептом или сценарием», а попыткой самопознания и самооткрытия.Интегративный подход прямо использует потенциал психики, ее способность к самоизменению, лежащий в сердце дао трансформации. Лишь в нем создаются оптимальные условия для появления этого по­тенциала, и за 2 — 3 часа происходит разрешение глубоких конфлик­тов, напряжений, психосоматических травм. Участник тренинга или индивидуальной дыхательной сессии получает обширные новые зна­ния о себе, а главное — развивает у себя чувство уверенности и конт­роля. Он начинает понимать, что единственный человек, который мо­жет ему действительно помочь, — это он сам.

Реальность, которая нас окружает, нейтральна. Она никакая, пока не соприкасается с нашим осознанием.

Интеграция имеет характер инсайта, это всегда высвечивание ка­кого-то пространства светом осознания. Очень напоминает то, как фонарик высвечивает из тьмы какое-то пространство. Это похоже именно на фонарь, а не на факел. У кого-то фокус этого фонаря четок, ясен, у кого-то расфокусирован, рассеян. Кто-то может держать этот фонарь в цепких руках своей воли, и луч осознания, как меч в руках зрелого воина, направлен и остер. У другого фонарь скользит бесцель­но, как в руках у пьяного или обкуренного гашишем. У одного свет сильный, как прожектор, у другого — слабый и еле теплится. И реаль­ность выхватывается разная — у кого-то гармония, стройность, у кого-то бардак и грязь.

И у каждого бывает время, когда фонарь дрожит в немощных ру­ках и гаснет, гаснет. Но всегда есть место, где загораются другие фона­ри, и Земля наполнена мерцанием, и зачастую это мерцание заполня­ет весь космос, живой и неживой.

В чем главное отличие этого света?

Оно напоено отношением, оценкой и переживанием. В этом основ­ное отличие человеческого света осознания — оно всегда пульсирует чувством, отношением.

Вселенная все время беременна человеческим осознанием.

Вселенная вечно возрождается в человеческом осознании.

Вне воли, чувства, осознания — пуст орех бытия.

И потому я все время радуюсь конфликту, боли, страданию не мень­ше, чем целостности, наслаждению, благостности. Вместе они состав­ляют удивительно насыщенную палитру осознанной человеческой жизни. И каждый носит в себе космос, пустой, вечный, никакой, и умудряется ежесекундно создавать внутренний мир и наполнять его смыслом и содержанием.

Есть факелы среди фонарей, светящие одинаково всем, — это люди, живущие тотально, реализованно, ради других. Их называют просвет­ленными. Но фонари редко направлены на факелы: свет фонаря исче­заете его свете.

Внутри каждого есть факел. Но всякий раз, когда фонарь встреча­ется с этим факелом, он обнаруживает пустоту.

И в этом есть смысл. Пусть все будет «Так».

Почти в любой религиозной, философской, этической, мифологи­ческой системах существует метафора рая как места и состояния внут­ренней гармонии человека, когда он соединяется с Богом, зрит «виде­ние, дарующее блаженство».

Каждый знает, что после грехопадения Адама и Евы у врат Эдема поставлен на страже херувим с огненным мечом (Быт. 3, 24), и вечна тоска человека по восстановлению утерянного единства с Богом, внут­ренней целостности — чтобы все в жизни было «ТАК». Но есть исте­кающая от престола Бога «река воды жизни» и растущее «по ту и дру­гую сторону реки» древо жизни (Апок. 22, 1 —2). И вытекают воды из сада Эдема, таинственно подмешиваются к водам земли, подслащивая их горечь. И чудесные плоды сада Эдема приходят на землю для исце­ления и утешения людей.

В предельном смысле психотерапевт и любой лидер, ставящий пе­ред собой задачу трансформации и интеграции личности, является тем человеком, который находит для других людей «плоды» и «воды» внут­ри них.

Так бывает в самые удачные дни, когда психотерапевт и клиент вме­сте умудряются осуществить сказочное путешествие в сад Эдема. А в обычные дни — лишь бы «плоды» не были гнилыми и «воды» не ядови­ты: «не навреди».

Я далек от мысли, что интенсивные психотехнологии являются уни­версальными техниками исцеления, трансформации и интеграции личности. Это было бы похоже на сказку. Но достаточно большой опыт работы в пространстве этих психотехнологий показывает, что они обладают рядом позитивных качеств:

• дают потенциальную возможность проработки вышеуказанных целостностей в совокупности всех компонентов;

• отличаются высокой интенсивностью и скоростью воздей­ствия;

• обладают большой степенью независимости — после прохож­дения обучающего тренинга каждый человек может самостоя­тельно проходить процессы связного осознанного дыхания (кро­ме холотропных процессов);

• используют внутренние ресурсы психики к самоинтеграции;

• могут удовлетворять потребность в трансцендировании.

ГЛАВА 2

ТЕАТРЫ СОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Когда я сформулировал название этой главы, кто-то во мне захи­хикал и сказал: «Какой ты несерьезный». Я сразу откликнулся на эту критику и начал придумывать другие названия: «Теоретические под­ходы к пониманию сознания», «Теории сознания в психологии», «Кон­цептуальное пространство понятия «сознание» в психологии»... Сей­час я почувствовал даже какой-то энтузиазм в продуцировании этих обозначений.

Вспомнились слова великого Гегеля: «Если вы скажете, что Бог един, это верно. И если вы скажете: нет, Он двоичен, это тоже верно. И если вы скажете: Он троичен, то это верно, ибо такова природа мира».

Сейчас мне очень хочется оставить прежнее название этой главы, тем более, что суть вещей не изменяется от того, как мы их называем, и вообще — «такова природа мира».

Театр — красивая метафора для любой теории, а для теории созна­ния в особенности.

Я закончил факультет психологии 1983 году и с тех пор активно занимался преподавательской работой. Я читал лекции по психологии перед инженерами на военном заводе в г. Перми. Помню свой вос­торг, когда вполне взрослые и разумные люди задавали мне вопросы о путях стабилизации трудовых коллективов, взаимоотношениях с кол­легами, о своих личностных проблемах, и я отвечал на эти вопросы. Я был доволен вопросами, они были довольны моими ответами. Игра была такая: «Посоветоваться со специалистом».

С 1985 года я начал работать со студентами — сначала в Ярослав­ском педагогическом институте, потом в Ярославском университете.

Осознание концептуальных моделей сознания как места, где разыг­рывается действо (драма или трагедия, комедия или фарс), произош­ло на иркутском семинаре «Комплексный тренинг интегративных пси­хотехнологий». Рассказав и продемонстрировав несколько десятков моделей сознания, я сам вдруг понял две вещи:

1) что они ВСЕ правильно и достоверно объясняют сознание;

2) есть возможность эффективно работать с клиентом и добивать­ся хороших результатов внутри каждой модели.Мы хотим чрезвычайно схематично обрисовать театры сознания, популярные в концептуальных моделях интенсивных психотехнологий

Широкое распространение психотехнологий, использующих связ­ное осознанное дыхание, началось в странах СНГ после первой совет­ско-американской конференции по Свободному Дыханию, которая состоялась в Москве в июне 1990 года Термин «Свободное Дыхание» был предложен в 1989 году как нейтральное объединяющее название для различных методов работы со связным осознанным дыханием, таких как Rebirthing (ребефинг), Holotropic Breath (холотропное дыха­ние), Vivation (вайвейшн) и других (11, 13, 39). Классическое представ­ление о Свободном Дыхании как целостной психотехнологии самосо­вершенствования и интеграции впервые было изложено мной в 1991 году в книге «Практика Свободного Дыхания».

Чтобы быть точнее, нужно указать на то, что в европейской тради­ции впервые понятие свободного естественного дыхания было пред­ложено в 30-х годах XX столетия Вильгельмом Райхом, учеником Зиг­мунда Фрейда. Само словосочетание «свободное дыхание» встречает­ся еще в канонических проповедях Будды Шакьямуни.

Во всех направлениях интенсивных психотехнологий кардиналь­но важное значение имеют такие понятия, как «бессознательное» и «сознание». Эти понятия связаны со сложнейшей проблемой общей психологии. Если о сознании написано великое множество трудов как в русле философии, так и в русле психологии, то само существование бессознательного было признано несомненным только после публика­ции работ французской психоневрологической школы и исследова­ний по психоанализу.

КАРТЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Проблема бессознательного с различных методологических пози­ций, на различных уровнях знания и представления о психическом обсуждалась и конструировалась в теориях философского и психоло­гического порядка в течение почти трех тысячелетий. Несмотря на столь длительную историю проблемы и широчайший интерес к ней в последние столетия в философии, психологии, психиатрии и психоте­рапии, пока не удалось построить целостной теории, объясняющей механизмы и структуру бессознательного.

В широком смысле бессознательное — это совокупность психичес­ких процессов, актов и состояний, которые не представлены в созна­нии человека. В ряде психологических теорий бессознательное рас­сматривается как особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин используется так- же для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные мотивы и последствия которого не осознаются. Понятие «бессознательное» широко используется в современной философии, психологии, психиатрии, психофизиологии, юридических науках, в искусствоведении.

Общая идея о бессознательном, восходящая к учению Платона о познании-воспоминании (анамнесисе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Новое осмысление бессознательное получило в философских системах Р. Декарта, Г. Лейбница, Г. Юма, Д. Гарт-ли, И. Канта, Г. Гегеля, Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана. Собствен­но психологическое изучение бессознательного было предпринято в XIX веке Карпентером, Майерсом, Фехнером, Гельмгольцем, психиатрами Шарко, Бернгеймом, Жане, Брейером.

Основателем учения о бессознательном считается основоположник психоанализа 3. Фрейд. Дальнейшее развитие фрейдистская концепция получила в учениях К. Г. Юнга, А. Адлера, В. Райха, «культурно-философской психопатологии» К. Хорни, «межличностной психиатрии» Г. С. Салливана, «гуманистическом» психоанализе Э. Фромма. В российской психологии проблема бессознательного разрабатывается особенно в связи с теорией установки Д. Н. Узнадзе. Психофизиологические аспекты бессознательного, изучавшиеся в свое время

2  И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, исследуются в связи с анализом s сна и гипнотических состояний, корковых и подкорковых образований, явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности. последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования в исследовании бессознательного.

Еще в начале XX века Иван Павлов сравнивал психолога, изучаю­щего только сознательные явления в психике, с человеком, идущим в ь темноте с фонарем, освещающим лишь небольшие участки местнос­ти. Значимость исследований бессознательного обусловлена еще и тем, '. что «бессознательное не отделено от сознания какой-то непроходимой стеной. Процессы, начинающиеся в нем, часто имеют свое про­должение в сознании, и, наоборот, многое сознательное вьипесняется j нами в подсознательную сферу. Существует постоянная, ни на минуту не прекращающаяся живая динамическая связь между обеими сфе­рами нашего сознания. Бессознательное влияет на наши поступки, j обнаруживается в нашем поведении, и по этим следам и проявлениям 1 мы научаемся распознавать законы, управляющие им» (Л.С. Выготс­кий, 1968).

В отечественной психологии в настоящий момент существует ог­ромное количество исследований участия бессознательного в регуля­ции психической деятельности. Особое внимание уделяли изучению бессознательного с позиций установки Д. Н. Узнадзе и его школа (А. С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, В. Г. Норакидзе и др.), влияния ус­тановки на деятельность (А. Г. Асмолов). Связи бессознательного с не-вербализованными смыслами посвящены исследования В. К. Вилюна-са и О. К. Тихомирова. Неосознаваемым внутриличностным противо­речиям и неосознаваемым конфликтам посвящены труды В. В. Столи-на, Е. С. Калмыковой, А. Р. Лурии. Сферы взаимодействия сознатель­ного и бессознательного уровней при анализе процессов мышления и творчества интенсивно изучались О. К. Тихомировым, В. Л. Поплуж-ным, И. А. Васильевым. Большой вклад в общую методологию исследо­вания бессознательного внес Ф. В. Бассин (39).

Проблема бессознательного в русской психологии и философии решалась и решается в плане диалектико-материалистической пара­дигмы. Один из самых крупных исследователей бессознательного Ф. Б. Бассин пишет: «Подход к проблеме «бессознательного», харак­терный для русской и в дальнейшем для советской науки, определялся (без всяких упрощенных попыток отрицания этой проблемы) прежде всего некоторыми методологическими принципами, которые обосно­ванно рассматриваются и поныне как единственно в данном случае адекватные. Главный из этих принципов заключается в том, что про­явления «бессознательного» могут и должны изучаться на основе той логики и тех категорий, которые используются при изучении любых иных форм мозговой деятельности». То есть в советской психологии бессознательное объяснялось и объясняется на основе рационально­го, детерминистического, экспериментального подхода.

В русской психологии бессознательное в настоящее время пони­мается в двух аспектах:

• как совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии кото­рых индивид не отдает себе отчета;

• как форма психического отражения, в которой образ действи­тельности и отношение, которое проявляет личность, не высту­пают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчле-ненное целое.

Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта деятельности, его отношением к миру, поэтому в бессознательном невозможны произ­вольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается лич­ностью через такие формы уподобления, отождествления себя с дру­гими людьми и явлениями, как непосредственное эмоциональное вчув-ствование, идентификация, эмоциональное заражение, объединениеразличных явлений через сопричастность, а не через выявление логи­ческих противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным признакам.

Как известно, понятие идентификации введено 3. Фрейдом для объяснения сновидений и процессов, посредством которых малень­кий ребенок усваивает образцы поведения значимых других, форми­рует «Сверх-Я», принимает женскую или мужскую роль и пр.

В советской психологии идентификация понимается как эмо­ционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом.

Идентификация охватывает три пересекающиеся области психи­ческой реальности:

• процесс объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как соб­ственных норм, ценностей, образцов;

• видение субъектом другого человека как продолжение себя са­мого и проекция, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями;

• механизм постановки человеком себя на место другого как ус­воение его личностных смыслов (рефлексия I порядка, по Ле-февру).

В бессознательном прошлое, настоящее и будущее зачастую сосу­ществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте (напри­мер, в сновидении). Бессознательное находит свое выражение в ран­них формах познания ребенком действительности и первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, при­вычных действиях, подпороговом восприятии и т. д., а также в стрем­лениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются лич­ностью.

В современной русской психологии выделяют четыре проявления бессознательного.

1. Надсознательные явления. Под надсознательным понимается не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уро­вень психической активности личности при решении творческих за­дач. Представление о специфике этого уровня было описано К. С. Ста­ниславским, обозначавшим его термином «сверхсознание», под кото­рым понимался высший этап творческого процесса, отличающийся как от его сознательных, так и от бессознательных компонентов.

В дальнейшем П. В. Симонов интерпретировал сверхсознание как механизм творческой интуиции, благодаря которому происходит реком-бинация прежних впечатлений, чье соответствие действительности ус­танавливается вторично. Применительно к процессам индивидуального научного творчества надсознательное представлено в их регуляции ка­тегориальным аппаратом познания, который не осознается самим уче­ным, поглощенным предметом исследования, но структура и требования развития которого отражаются в его гипотезах и решениях.

Понятие о надсознательном позволяет разграничить две формы неосознаваемой психической активности: зависящую от уже запечат­ленной в мозге информации (детерминация прошлым) — бессозна­тельное; устремленную на созидание того, чего никогда не было в лич­ном и коллективном опыте (детерминация потребным будущим), — надсознательное.

2. Неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки). Ф. В. Бассин утверждает: «Система­тическое исследование вопроса, какую роль неосознаваемые психи­ческие процессы играют в детерминации сложных форм приспособи­тельного поведения, проводилось у нас, по существу, только в рамках психологического направления, созданного Д. Н. Узнадзе».

Д Н. Узнадзе, резюмируя свое понимание установки, пишет следую­щее: «Основное положение таково: возникновению сознательных пси­хических процессов предшествует состояние, которое ни в какой степе­ни нельзя считать непсихическим, только физиологическим состоянием. Это состояние мы называем установкой — готовностью к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия следующих ус­ловий: от потребности, актуально действующей в данном организме, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности».

Таким образом, установка возникает при «встрече» двух факторов — потребности и ситуации удовлетворения потребности, определяя направ­ленность любых проявлений психики и поведения субъекта деятельнос­ти. В том случае, если импульсивное поведение наталкивается на те или иные препятствия, оно прерывается, начинает функционировать специ­фический только для сознания человека механизм объективации, благо­даря которому человек выделяет себя из действительности и начинает относиться как к существующему объективно и независимо от него.

«Установка как специфическая сфера психического является за­кономерным компонентом деятельности именно как неосознаваемое состояние. Это активное состояние, не принимающее нормы, харак­терной для содержания сознания».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.