Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 11 страница



Ментальный компонент подспудно присутствует в любом процес­се подавления и вытеснения. Во многих школах психотерапии, психи­атрии, особенно в школах психоаналитического направления, осозна­ние, то есть проявление ментального компонента подавленного мате­риала, считается основным элементом катарсиса, освобождения от травмирующего материала.

Все семь компонентов составляют определенную целостную систе­му, которая обладает всеми качествами, присущими живым системам: внутренней взаимосвязью и взаимодействием, инвариантностью, от­крытостью, активностью по отношению к другим целостностям и к более широким системам и др.

Мы достаточно четко осознаем, что любая психотехнология долж­на базироваться на четкой теоретической модели, на надежной мето-дологической основе: что является объектом трансформации, как со­относится трансформация личности с ригидностью социального ок­ружения, как влияет изменение качества или свойства личности на систему других психологических свойств, что принять за точку отсче­та трансформации личности и каков вектор развития и др. Все эти важные для специалиста вопросы не имеют не только однозначного ответа в психологической науке, но и четкого подхода к ним.

Любая теория базируется на некотором ядре — системе аксиом — независимо от того, проявлены они или нет.

Наиболее близким к холономному подходу в методологическом ас­пекте является понятие человека как сложной, многоуровневой систе­мы. Поясним наше понимание системной методологии. Мы будем при­держиваться следующего определения: система — это совокупность двух или более элементов, удовлетворяющая следующим трем условиям:

• поведение каждого элемента влияет на поведение целого;

в поведение элементов и их воздействие на целое взаимозависимы;

• если существуют подгруппы элементов, то каждая из них влия­ет на поведение целого, и ни одна из них не оказывает такого влияния независимо.

Прежде всего примем исходный постулат об атрибутивности организации, согласно которому организованность — это исход­ное и необходимое состояние мира, основа его существования и раз­вития, то есть мир изначально синергетичен. Из этой посылки сле­дует, что явления организации и самоорганизации не требуют объяснения, но сами являются объяснениями других явлений, и, наоборот, явления отсутствия или нарушения организации долж­ны быть объяснены.

Отсюда следует, что активность системы тождественна ее существо­ванию, таким образом, снимается вопрос об источниках активности системы.

В качестве базисных посылок в системной методологии мы можем привести следующие положения:

1. Основными процессами в функционировании психической реальности являются процессы организации, то есть образова­ния структур.

2. Основная функция человека как системы — структурный, био-энергоинформационный обмен со средой.

3. Процессы эволюции и инволюции систем понимаются следую­щим образом: повышение целостности и внутренней непроти­воречивости является прогрессивным, а увеличение раздроб­ленности и конфликтности — регрессивным.

4. В ходе эволюции число взаимосвязанных уровней и гибкость психической реальности человека как саморефлексирующей системы возрастает.

5. Психика является самоорганизующейся динамической систе­мой, поэтому адекватным описанием ее может быть только про­цессуальное описание.

6. В самоорганизующихся системах процессы развития и функ­ционирования тождественны, то есть психика имеет качество трансформации как инвариантное, имманентно присущее.

7. Психика — сложная, многоуровневая, открытая, живая система.

Наиболее адекватное и близкое к холономной традиции представ­ление о том, как происходит развитие систем, существует в теории диссипативных структур (Никлис Г., Пригожий И., 1990). Неравновес­ные (диссипативные) структуры проявляют следующие свойства: из­бирательная неустойчивость, вероятностный отбор состояний, «ре­жим обострения» в ходе эволюции системы, а также автономность, независимость собственной эволюции системы от начальных условий ее возникновения.

Суть этих свойств состоит в следующем. Сложная, многокомпонен­тная система имеет потенциальное множество путей своего развития. Эти пути определяются в критических точках — точках бифуркации, когда система колеблется перед выбором и затем принимает направ­ление своего дальнейшего развития. В точке бифуркации даже неболь­шое добавочное воздействие на систему может положить начало эво­люции в совершенно ином направлении, которое изменит все поведе­ние макроскопической системы. До очередной критической точки система будет функционировать на детерминистских началах в соот­ветствии со своей природой. Это так называемые принципы избира­тельной неустойчивости и вероятностного отбора состояний.

«Режим обострения» в ходе эволюции системы означает следующее. Внутри сложной системы между ее отдельными участками устанавли­ваются конкурентные отношения. Среди них выделяется один основ­ной, быстро развивающийся процесс, подавляющий все остальные, и сам этот процесс идет со все большей скоростью. Таким образом, по­беждают все более совершенные формы, возникающие быстрее и рань­ше других. Данное явление связано с четвертым свойством нелиней­ной системы — с ее автономностью, независимостью от исходных ус­ловий возникновения. Суть последнего в том, что система как бы забы­вает условия своего происхождения; другими словами, раз возникшая в нелинейной среде структура приобретает статус самостоятельности.

Когда система дойдет до очередной точки бифуркации, структура вновь окажется в состоянии неустойчивости и вероятностного выбо-pa, однако последующий выбор будет выбором в границах уже най­денного пути эволюции, то есть его усилением и усложнением.

Это обусловливает особую значимость ранних этапов в эволюции системы.

Такие закономерности позволяют сделать предположение о взаимо­действии внутри компонентов системы. Внутренние участки многоком­понентной системы ведут себя в некоторой степени как отдельные сис­темы: самоподдерживаются, наращивают свою структуру, взаимодей­ствуют, конкурируют за обладание ресурсами. Выделяющаяся среди них наиболее активная структура эволюционирует в режиме с обостре­нием и автономизируется, то есть внутри системы начинает функцио-- нировать не как ее часть, а больше как самостоятельная система. Подоб­ную закономерность особенно наглядно мы можем наблюдать при ра­боте с клиентами, когда их сознание как бы полностью «поглощено» проблемой. Эта новая система работает на свой собственный рост и относится к материнской системе как к окружающей среде — черпает из нее ресурсы для поддержания автономии. Для сохранения своей це­лостности материнская система должна «родить» новую автономную систему, отделить от себя либо разрушить автономию, в противном слу­чае значительную часть своих ресурсов ей придется тратить на поддер­жание, точнее, на содержание новой системы. Задача психотерапии и трансформации заключается в том, чтобы девальвировать систему, пред­ставляющуюся как проблемная. При этом стратегии работы могут бьпъ разные: перекрытие энергии и информации, которая поддерживает систему, уничтожение системы, вывод ее вовне с тем, чтобы система восстановила гармоничное соотношение между своими частями.

Материал, который является предметом и содержанием психотера­певтического и трансформационного процесса в РСС, представляется нам как чрезвычайно сложная многоуровневая система взаимосвязан­ных пространственно-временных целостностей, между которыми су­ществует информационно-энергетическое взаимодействие как на уров­не находящихся в функциональных отношениях компонентов, так и на уровне целостностей между самой системой и ее окружением. В силу этого достаточно серьезная терапия, трансформация и интеграция че­ловека или личностный рост предполагают целенаправленную работу с этими целостностями и системами этих целостностей.

Многие психотехнологии обращаются только к ментальному или образному компоненту подавленного материала. Это редко приводит к телесному и, что особенно важно, к эмоциональному отреагирова-нию ситуации, не говоря об остальных, часто менее осознаваемых ком­понентах. Этим, наверное, объясняется, с одной стороны, их невысо­кая эффективность и, с другой — большая растянутость во времени (например, психоаналитическая терапия требует постоянного взаи-модействия с пациентом в течение нескольких месяцев, иногда не­скольких лет, а в некоторых случаях десятилетий).

В современной психотерапии и психиатрии широко практикуют­ся химические или химико-биологические способы воздействия на человека. Эти способы весьма эффективны для активации некоторых базовых компонентов подавленного материала, особенно психофизи­ологического и рисунка мышечного напряжения, но при этом часто совершенно не отреагируются образный и ментальный компоненты. В то же время осознание является центральным моментом любой пси­хотерапии и интеграции личности.

Уплотнение событийной канвы жизни, информационно-энергети­ческих процессов, то, что мы можем обозначить как «сжатие време­ни», требует использования психотехник, которые соответствуют духу времени, обладают высокой эффективностью и быстротой, скорос­тью воздействия.

Многие психотехнологии, на мой взгляд, не учитывают два чрез­вычайно важных момента:

• уникальные возможности самой психики, ее способность к ис­целению, развитию, совершенствованию, приобретению цело­стности и гармоничности;

• необходимость в удовлетворении такой базовой потребности человеческой психики, как потребность в трансцендировании, в духовности, в мистическом, божественном.

В течение последних десяти лет мы разрабатываем направление интенсивных интегративных психотехнологий, которое, на наш взгляд, учитывает оба момента. Для нас также чрезвычайно важно, что эти психотехнологии обладают потенциальной возможностью работать со всеми семью компонентами ЦПР.

Интегративная методология

Современная ситуация в методологической сфере психологии ха­рактеризуется противостоянием традиционного (академического) направления и огромного количества школ и течений, новых психо­логических подходов к пониманию теории и практики этой науки.

Академическая психология основывается на биологическом и со­циальном детерминизме активности человека и отдает предпочтение материалистической, позитивистской парадигме науки.

Новоиспеченные эклектические «направления» и «школы», особен­но прикладной ориентации, или не имеют методологического осмыс­ления, или считают методологию схоластической профанацией науки.

Однако как вне мировоззрения не существует личности, так и вне методологии нет науки.Основная проблема заключается в том, что ни практики, ни теоре­тики психологии не пытаются рефлексировать целостную картину психической реальности человека. В психологии отсутствует воспри­ятие целостной картины психической реальности, которая проявлена на всех уровнях - от биологического до духовного.

В силу этого необходимо разработать принципиально новую мето­дологию, которая учитывала бы проявленность психического на всех уровнях существования человека.

Смысл общего интегративного подхода заключается в том, что пси­хика человека является многоуровневой системой, обнаруживающей в личностно структурированных формах опыт индивидуальной био­графии, рождения, а также безграничного поля сознания, трансцен-дирующего материю, пространство, время и линейную причинность. Осознание является интегрирующей открытой системой, позволяю­щей объединять различные области психического в целостные смыс­ловые пространства.

Личность является формой проявления психического и имеет фраг­ментарную структуру, а между фрагментами различных областей и уровней существует конфликтное напряжение. Бинарный характер оценки человеком собственного опыта приводит к усилению интрап-сихического напряжения.

Интеграция на уровне личностном подразумевает осознание кон­фликтных напряжений между фрагментами и уровнями психики и открытое принятие того, что раньше отвергалось. Способность к ин­теграции опыта является основным критерием психического здоро­вья. Низкая способность к интеграции ведет к формированию дест­руктивных реакций личности и в крайних выражениях — к соци­альной девиации и психопатологической симптоматике.

Практические методы психосоциальной работы с использованием интегративного подхода включают в себя широкий спектр психологи­ческих техник, общим свойством которых является использование личностного ресурсного потенциала.

Интегративный подход представляет собой принципиально новое смысловое пространство как для профессионалов (психологов, соци­альных работников, психотерапевтов), так и для их клиентов.

В последние десятилетия в психологии и социальной работе появи­лись направления, рассматривающие психику человека как сложную многоуровневую саморегулирующуюся систему, открытую для взаи­модействия с другими системами и обладающую способностью про­изводить новые структуры и способы организации. Основоположни­ком таких подходов можно с уверенностью назвать 3. Фрейда, считав­шего психику системой, состоящей из динамических элементов, вза­имосвязанных между собой и окружающим миром.Дальнейшее развитие глубинной психологии строилось на исполь­зовании этой модели. Психоаналитическая терапия подразумевала повышение психологической компетенции пациента путем глубокого исследования конфликтного элемента психики и интеграции его в целостное психическое пространство.

Несмотря на революционный переворот в понимании психичес­кого, совершенный 3. Фрейдом, предложенный им психоанализ оста­вался в рамках редукционистски-материалистических взглядов на функционирование личности. Содержание психической жизни цели­ком определялось опытом индивидуальной биографии и физиологи­ческими процессами организма.

Признание важности общечеловеческого опыта и духовных, «ну-минозных» переживаний было провозглашено учеником Фрейда К. Г. Юнгом. Его величайшей заслугой было выведение человеческой психики за пределы индивидуальных ограничений, придание ей об­щеисторического и космического смыслов. Существенным вкладом в интегративное понимание психики стало выделение Юнгом структур­ных принципов организации сознания — комплексов и архетипов.

Архетипы обеспечивают организацию психики на уровне коллек­тивного бессознательного и отвечают за связь индивидуального со­знания с общеисторическим эмоциональным опытом человечества; комплексы являются структурными единицами индивидуального бес­сознательного и тесно связаны, с одной стороны, с архетипами, а с другой — с индивидуальным повседневным опытом. Центром психи­ки Юнг считал Самость — пространство потенциальных возможнос­тей и целостности личности, а основным психическим процессом — процесс индивидуализации, конечной целью которого является ин­теграция комплексов и архетипов и достижения Самости.

Исторически рассматривая развитие интегративного подхода к пониманию психики, следует упомянуть таких авторов, как Р. Ассад-жиоли, Ст. Гроф, К. Уилбер. Они разработали достаточно сложные карты психики, включающие надличностные измерения. Наиболее яркой и методологически корректной картой психики является, бе­зусловно, расширенная картография бессознательного Ст. Грофа, со­здавшего эту модель на основе тридцатилетнего опыта изучения фе­номенов измененных состояний сознания.

Таким образом, одной из ведущих тенденций в формировании ин­тегративного взгляда на психику стал структурно-топологический подход; однако без учета динамизма психической жизни этот подход рискует превратиться в одну из мертвых концепций, которыми изо­билует академическая психология.

Чрезвычайная пластичность и динамичность психики делает прак­тически невозможным создание единой, раз и навсегда принятой тео-рии психического; единственное, чему мы можем следовать, так это импульсам самопознания, а существующие теории помогают нам лишь организовывать эти импульсы, и если повезет — создавать новые тео­рии и подходы.

Современная масштабная тенденция, характерная для методологии психологии, — обращение в поисках ответов на свои вопросы к другим областям научного знания и к духовному наследию человечества. Так проявляются интегративные тенденции внутри самой психологии.

Методология интегративного подхода в психосоциальной работе заключается в следующих принципах организации объяснительной и воздействующей ее составляющих.

1. Принцип целостности. Подразумевает понимание психики как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизую­щейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в со­стоянии динамического равновесия и производить новые структу­ры и новые формы организации.

Принцип целостности сформулирован в известном врачебном по­стулате «лечить больного, а не болезнь». В чем же смысл этого принци­па применительно к реальной психосоциальной работе с населением?

Еще А. Адлер подчеркивал подход к пониманию каждого человека как интегрированной целостности в рамках социальной системы. Ос­новные принципы Адлера — холизм (целостность), единство индиви­дуального стиля жизни, социальный интерес (или общественное чув­ство) и направленность поведения к цели. В интегративной методоло­гии также подчеркивается приоритет социальных влияний на каждо­го индивидуума и важность социальных интересов — чувства общно­сти, кооперации, заботы о других.

Сложность предмета наших усилий, а именно личности клиента и групп клиентов, состоит в том, что их содержание не определяется лишь набором проблем, которые они осознают и демонстрируют, или не­ким кризисным состоянием. Как правило, за демонстрируемыми лич­ностными проблемами стоят более глубокие неосознаваемые струк­туры (гештальты, системы конденсированного опыта, целостности психической реальности, субличности и т. п.). Они являются своеоб­разными паттернами связи индивидуальной психики с окружающим миром и несут определенный личностный смысл.

Более того, на мой взгляд, мы все время должны учитывать «веч­ную философию» человека с ее незыблемой истиной преодоления всех пределов.

«Человек есть нечто, что должно превозмочь» (Ницше), и человек получает свое обоснование, свою целостность и свой смысл в транс-Цендировании.Трансцендирование существует не только в положительном век­торе духовной реализации. Сущность духовного поиска в религиоз­но-философских традициях состояла в попытке преодоления локаль­ности жизни человека, ограниченности его способностей, его смерт­ности, в попытке перевода человека в космическое измерение.

Для интеллигентной ментальное™ есть более эстетичные примеры трансцендирования, как в практике науки, когда у человека создаются органы — научные теории, приборы, гипотезы, переводящие его в кос­мическое измерение. Ведь открытие законов природы — не что иное, как стремление сделать человека соразмерным космосу и устройству универсума через опыт его сознания. Через практику философии че­ловек также становится соразмерным Вселенной как всеединству, по­лучает самообоснование в качестве космического феномена. Через пре­дельный опыт в области искусства человек также способен трансценди-ровать свои границы и воплощать космическую гармонию. Весь этот опыт преодоления себя через создание специфических духовных орга­нов для перевода в космическое измерение был характерен для челове­ка на протяжении всей его истории (Мамардашвили, 1992).

Но мы не можем не видеть негативный вектор этой вечной попыт­ки трансцендировать ограничения, когда они приводят к социальной девиации, к пограничной психопатологии или к суициду.

Клиент психосоциальной работы существует вне любых теорий и концепций (если только он не дипломированный психолог или соци­альный работник). И, приступая к реализации психосоциальной рабо­ты, следует иметь в виду относительность любой, далее самой эконо­мичной и элегантной теории психического, поскольку сложность на­шего объекта деятельности не сопоставима ни с одной идеей о нем.

Многоуровневость психики подразумевает и многоуровневость проблемных состояний и кризисных явлений. То или иное кризисное состояние, осознаваемое клиентом и являющееся для него проблемой, можно рассмотреть как незначительную часть мощной энергетичес­кой структуры, проходящей через все уровни психического. В соот­ветствии с принципом целостности любые психологические или со­циально-психологические трудности клиента несут двоякий смыл: с одной стороны, они являются признаками нарушения целостности функционирования психики, с другой — актом ее восстановления. Поэтому побуждение клиента находить позитивные смыслы в его про­блемной ситуации часто является первым шагом к восстановлению целостности.

Сопротивление клиента, столь часто происходящее в процессе пси­хосоциальной работы, по большому счету, является сопротивлением системы дестабилизирующему, дезорганизующему воздействию спе­циалиста. Мы должны предельно четко понимать, что гомеостатичес-кая тенденция выражена и в личности наркомана, и в личности безра­ботного, в личности бомжа. Если клиент удерживается в процессе пси­хосоциальной работы, и первоначальные социальные нарушения ис­чезают, то нет никакой гарантии, что через некоторое время мы не столкнемся с возникновением принципиально новой социальной де­виации. Любая социальная девиация носит прежде всего компенса­торный характер и является отражением внутренних процессов са­моорганизации и стабилизации.

Таким образом, принцип целостности в контексте интегративной методологии является, в первую очередь, принципом экологичности и подразумевает следование логике внутреннего процесса трансформа­ции личности.

2. Генетический принцип, или принцип развития, выражается в том, что развитие человеческой психики имеет множество потенциальных направлений. Эти направления определяются в критических точках — точках бифуркации, где система делает выбор, касающийся пути свое­го дальнейшего развития. Можно сказать, что в точке бифуркации сис­тема находится в состоянии временной нестабильности и чрезвычайно чувствительна даже к незначительным внешним воздействиям. Это со­стояние системы соответствует начальным этапам кризиса, когда на фоне нарастающей нестабильности происходит мобилизация психичес­ких и физических ресурсов и активный поиск новых путей развития.

Опыт практический работы показывает, что клиенту в этом состо­янии, как правило, необходима помощь в осознании новых возмож­ных путей развития и организации эмпатической поддержки. Если путь развития найден и принят, то активность направляется на поддержа­ние системы в новом режиме функционирования.

Таким образом, для сохранения эволюционных процессов в систе­ме, которая находится в точке бифуркации, ей необходима кратков­ременная качественно организованная и структурированная поддер­жка. Если этого не произошло и если человек не обладает навыками саморефлексии и саморегуляции, то выбор дальнейшего пути разви­тия становится зависимым от случайных факторов и может не соот­ветствовать сущностным потребностям как личности, так и социаль­ного окружения. В этом случае возникает конфликтное напряжение между уровнями психики и, как следствие, возникают компенсатор­ные феномены — социальные девиации. Эта ситуация соответствует развернутой картине личностного кризиса, когда состояния относи­тельной стабильности чередуются с состояниями обострения. Каждое обострение несет в себе потенциал обновления и возможность нового эволюционного пути, однако система вновь и вновь делает один и тот Же выбор.В контексте интегративного подхода это состояние является наибо­лее перспективным для применения мощных интенсивных психотех­нологий, связанных с вхождением в измененные состояния сознания. Можно предположить, что опыт высокой интенсивности, с одной сто­роны, девальвирует значимость когда-то сделанного случайного выбо­ра, а с другой — активирует непроявленные аспекты различных облас­тей психики, связанных с высшими уровнями иерархии потребностей. Одной из основных характеристик кризисного состояния является су­жение сферы осознания вокруг проблемного поля, которое постепенно становится активной интрапсихической подсистемой, все более прояв­ляющей свою автономию. Расширение сферы осознания в процессах интенсивных интегративных психотехнологий приводит к тому, что качества кризисного состояния трансформируются в поток опыта (по­зитивная дезинтеграция); при качественной профессиональной поддер­жке этого процесса происходит формирование новой интрапсихичес­кой подсистемы, более сонастроенной с духовными измерениями и обес­печивающей психической жизни большую целостность.

3. Принцип обусловленности. Психическое пространство представ­ляет собой систему взаимосвязанных пространственно-временных сознательных и бессознательных структур (гештальтов, целостностей психической реальности, систем конденсированного опыта и т.п ), меж­ду которыми существует энергоинформационное взаимодействие внутри психики. Характер этого взаимодействия определяют паттер­ны отношений человека с окружающим миром.

Принцип обусловленности подразумевает существование не толь­ко линейных причинно-следственных отношений «здравого смысла», но и акаузальных взаимосвязей как внутри психики, так и между со­бытиями внутреннего и внешнего мира.

Неравновесное (кризисное) состояние системы способно воздейство­вать на линейную область; на внутреннем плане — влияет на причину.

Клиент в депрессивном состоянии склонен интерпретировать про­исходящие вокруг события из точки своего состояния; при многих кризисных состояниях воспоминания прошлых событий превраща­ются в фантастический синтез реальных событий с воображаемыми, который, по мнению клиента, «правильно» объясняет его состояние. Содержание интерпретаций обусловливается актуальным состояни­ем системы и искажает линейную область. Степень искажений связа­на прежде всего с интенсивностью эмоциональных переживаний.

Одним из проявлений принципа обусловленности является нели­нейная смысловая связь между интрапсихическими переживаниями и событиями окружающего мира, названная К. Г. Юнгом акаузальным объединяющим принципом, или синхронистичностью. Появление вжизни клиента таких значимых совпадений свидетельствует об акти­вации спонтанной трансформационной способности психики, кото­рую следует поддерживать и катализировать в психосоциальной ра­боте. Явления синхронистичности могут способствовать обретению клиентом новых смыслов и новому пониманию реальности.

Содержательно одинаковые проблемные состояния могут обуслов­ливать различные направления развития системы — от личностного роста и духовного совершенствования до социальной девиации и иден-тифицированности личности со статусом социального аутсайдера. Рас­крытие кризисного состояния в его положительном векторе подразу­мевает для клиента потенциальную возможность очищения через опыт страдания, возможность алхимического процесса трансформации ин­дивидуальной психики, личности на социально полезные цели и дея­тельность.

Содержание психосоциальной работы во многом определяется на­правлением, психологическим или психотерапевтическим мифом, в котором работает специалист. Это содержание конструируется в про­цессе синтеза личного опыта, образования и внутренних убеждений специалиста.

Клиент способен ассимилировать практически любую концепцию психосоциальной работы, но лишь в том случае, если она полностью разделяется специалистом. Обусловливая процесс психосоциальной работы соответствующим мифом, мы способствуем формированию альтернативных энергоинформационных взаимодействий между эле­ментами и подсистемами психической реальности клиента. И как ни странно, «по вере и воздастся»: часто концепция является убедитель­ной не в силу научности или ментальной изысканности, а по причине внутренней веры в нее специалиста. Поэтому, наверное, работа бап­тиста или священника в хосписе часто выглядит намного убедитель­нее, чем работа психолога.

4. Принцип позитивности подразумевает центрирование специ­алиста и клиента на положительном опыте. Одним из первых шагов в психосоциальной работе является нахождение позитивных смыслов в проблемном состоянии. Если это удастся, клиент, может быть, впер­вые получает возможность увидеть то, что с ним происходит, в ином свете.

Этот принцип, как мы неоднократно отмечали (Козлов, 1998), не означает, что специалист должен постоянно подбадривать и успокаи­вать клиента. Скорее, он соответствует позиции активного сострада­ния, когда специалист четко осознает свои возможности и ограниче­ния и, исходя из этого, строит процесс психосоциальной работы в со­ответствии с состоянием и возможностями клиента.Позитивность предполагает несколько шагов во взаимодействии с клиентом:

• рефлексия актуального состояния, которая подразумевает осоз­нание проблемной ситуации человека и факторов, определяю­щих это состояние;

• присоединение и эмоционально-чувственное вживание в пробле­му, воспроизведение ее специалистом в собственном сознании и рефлексия собственных переживаний; бывает очень полезно дать клиенту обратную связь по поводу своих переживаний;

• постановка общей цели психосоциальной работы, сообщение клиенту своего понимания ситуации и возможности интерпре­тации состояния пациента с точки зрения этой концепции. До­ведение до пациента информации о применяемых психотехно­логиях, их эффектах. Психотехнологическое насыщение про­цесса работы;

• помощь клиенту в осознании своих новых переживаний и воз­можностей и конструктивном использовании их в повседнев­ной жизни (интеграция личностью нового опыта);

• при необходимости — организация отслеживания пациента в социуме и гарантированная поддержка после окончания цикла психосоциального взаимодействия.

Главный смысл принципа позитивности состоит в том, что сонаст-роенность человека с положительными состояниями обеспечивает его высоким уровнем энергии, доступом к творческим ресурсам, эффек­тивными навыками саморегуляции, проявления в социуме.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.