Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 17 страница



• даже при полном изменении базовых основ модели мира среди основного населения личность может проявить когнитивную ригидность — неготовность к построению новой концептуаль­ной картины окружающего мира при получении дополнитель­ной информации, которая противоречит старой картине мира.

Из-за консервативной тенденции у личности возникают огромные проблемы. Многие психодуховные, личностные и т. д. кризисы, пси­хологические проблемы и стрессы связаны со степенью жесткости идентификации.

Как мы указывали выше, в эго-структуру духовного входит очень много смыслов и духовных ценностей. Многие ценности важны в силу эмоционального отношения к ним и особенно потому, что они обрас­тают личной историей, жизненностью. Любая ценность важна постоль­ку, поскольку она вплетена в личностную биографию, а иногда и в ис­торию рода или большей социокультурной общности. Жесткость иден-тифицированности зависит от того, с какими эмоциональными состо­яниями она отождествляется.

Духовное «Я» является основой личности. Любое разрушение структурной целостности, нарушение в функционировании основ­ных тенденций переживаются личностью или как угроза, или как кри­зис, как притязание на ее особо интимное пространство и вызывает какую-то адекватную или неадекватную реакцию.

Дело не в содержании реакции - защитной, агрессивной, востор­женно... Важно, что реакция всегда возникает.

Интегральная характеристика - уровень витальности

Все три описанные базовые тенденции обусловлены одной пере­менной, которая мало зависит от личности. Эту переменную я назы­ваю уровнем витальности. Уровень витальности — это та жизненная энергия, с которой человек рождается, и в основном она имеет чисто биологический характер. Любое живое существо рождается с опреде­ленным уровнем энергии. У Карлоса Кастанеды есть аналогичное понятие «личностной силы». Она считается стержневой, основной, са­мой важной структурой. Кто имеет личностную силу, считается само­актуализированной, свободной личностью.

По отношению к витальности все тенденции являются зависимы­ми переменными. Степень реализации витальности в основных тен­денциях зависит от следующих причин:

• величины потенциала жизненной энергии человека;

• умения каналировать и утилизировать энергию;

•. навыков конструктивного восстановления, реанимации, соблю­дения гигиены использования энергии.

Важно не только количество жизненной энергии, но и ее направле­ние. При социопатической направленности, например, личность мо­жет самоутверждаться через насилие. Энергия одна и та же, но на­правления энергии могут быть очень разные: творчество, социальная деструктивность, аутоагрессия...

В духовном «Я» витальность может принять некое уникальное ка­чество, которое уже никак не соотносится с природно-генетическими или другими предпосылками. Мне хотелось бы особо остановиться на роли психодуховного кризиса при трансформации витальности в силу духа, как катализатора трансформации природной энергии в качество той стойкости, устойчивости духовной силы личности, которая несрав­нима по эффективности даже с самой мощной жизненной энергией.

Таким образом, мы можем предложить следующую классификацию причин возникновения духовных кризисов:

1. Кризисы, связанные со структурой Эго.

2. Кризисы, связанные с невозможностью реализовать основные тенденции личности.

3. Кризисы витальности.

Прежде чем приступить к описанию содержания этих кризисов, ос­тановимся на теоретических подходах, которые уже разработаны в транс­персональной психологии в связи с проблемой духовных кризисов.

Трансперсональное измерение психодуховного кризиса

Основатель трансперсональной психологии Ст. Гроф в книге «Не­истовый поиск себя» ввел понятие «духовного кризиса» — состояния, с одной стороны, обладающего всеми качествами психопатологичес­кого расстройства, а с другой — имеющего духовные измерения и потенциально способного вывести индивида на более высокий уро­вень существования. Для того чтобы понять проблему духовного кри­зиса, необходимо вслед за Грофом рассмотреть их в более широком контексте «духовного самораскрытия».Духовное самораскрытие (spiritual emergence) — движение инди­вида к расширенному, более полноценному способу бытия, включаю­щему в себя повышение уровня эмоционального и психосоматичес­кого здоровья, увеличение степени свободы выбора и чувство более глубокой связи с другими людьми, природой и всем космосом. Важ­ной частью этого развития является рост осознания духовного изме­рения — как в своей собственной жизни, так и мире в целом.

Подобно рождению духовное самораскрытие на протяжении че­ловеческой истории рассматривалось как неотъемлемая часть жизни, и лишь в современном обществе стало расцениваться как нечто бо­лезненное, как и процесс рождения. Переживания, происходящие во время этого процесса, варьируются в широком спектре глубины и интенсивности — от очень мягких до переполняющих и вызывающих замешательство.

Духовное самораскрытие можно условно разделить на два типа: имманентное и трансцендентное. Имманентное духовное самораск­рытие характеризуется обретением более глубокого восприятия си­туаций повседневной жизни; эти переживания индуцируются, как правило, внешними ситуациями и обращены вовне (постигать Боже­ственное в мире). Трансцендентное духовное самораскрытие — спо­собность более глубоко воспринимать свой внутренний мир (пости­гать Божественное в себе).

В основе духовного самораскрытия (независимо от формы) лежит яркое и убедительное переживание выхода за пределы физического тела и ограниченного Эго и связи с чем-то большим, что находится вне человека и одновременно пронизывает все его существо.

В трансперсональной психологии Станислав Гроф и его жена Крис­тина Гроф внесли поистине огромный вклад в разработку проблемы эво­люционного кризиса. Ст. Гроф — психиатр с более чем тридцатилетним опытом исследовательской работы в области необычных состояний со­знания. В начале своей научной деятельности он разрабатывал програм­мы, посвященные психоделической терапии, а с 1973 года сосредоточил внимание на эмпирической психотерапии без наркотиков. Гроф опуб­ликовал более девяноста работ и является автором следующих книг: «Ду­ховный кризис», «Путешествие в поисках себя», «За пределами мозга», «ЛСД-терапия», «Области человеческого бессознательного», «Встреча человека со смертью», «Психология будущего», «Зов ягуара».

Интерес Кристины к феномену духовного кризиса коренится в глубоко личной мотивации. Во время рождения ребенка она пережи­ла спонтанное и совершенно неожиданное духовное пробуждение, идентифицированное как проявление пробуждения Кундалини. В 1980 году Кристина основала Сеть духовной помощи — организацию, под­держивающую людей во время духовного кризиса.В ходе своей практической деятельности Гроф убедился, что совре­менное понимание человеческой психики поверхностно, исходя из него невозможно оценить некоторые феномены. Многие состояния, которые психиатрия рассматривает как проявление психической бо­лезни неизвестного происхождения, на самом деле отражают процесс самоисцеления психики и тела. Изучить терапевтический потенциал подобных состояний и попытаться решить теоретические задачи, вста­ющие в связи с этим, стало делом жизни Станислава Грофа.

Концепция духовного кризиса включает в себя открытия многих дисциплин, в том числе клинической и экспериментальной психиат­рии, современных исследований сознания, эмпирической психотера­пии, достижений антропологии, парапсихологии, танатологии, срав­нительной религии и мифологии. Наблюдения, накопленные во всех этих областях, показывают, что духовные кризисы несут положитель­ный потенциал и их не следует путать с психическими заболеваниями, имеющими биологические причины и треюущими медицинского ле­чения. Такой подход соответствует и древней мудрости, и современ­ной науке.

Спектр переживаний при эволюционном кризисе чрезвычайно богат: в него вовлечены интенсивные эмоции, видения и другие изме­нения в восприятии, необыкновенные мыслительные процессы, а так­же физические симптомы — от дрожи до чувства удушья. Можно вы­делить три основные группы этих переживаний: биографическую, перинатальную и трансперсональную.

Биографическая категория включает в себя повторное пережива­ние травматических событий в жизни индивида и излечение от них. Восстановление важных воспоминаний детства, таких как сексуаль­ные или физические обиды, потеря родителя или любимого человека, близкое соприкосновение со смертью, болезнью или хирургической операцией, и другие тяжелые впечатления иногда могут сыграть зна­чительную роль в трансформирующем кризисе.

Перинатальный аспект духовного кризиса концентрируется вок­руг тем умирания и вторичного рождения, при этом открывается та­кая тесная связь с периодами биологического рождения, что кажется, у клиента всплыли воспоминания собственного появления на свет.

Оживление воспоминаний о рождении часто происходит в резуль­тате того, что индивид чрезмерно поглощен темой смерти и связанны­ми с ней образами. Он размышляет о том, что рождение было тяжелым и угрожающим жизни событием и само стало «смертью» перинаталь­ного периода существования, единственного способа жизни, уже изве­стного зародышу. Люди, у которых пробудилась память о травме рож­дения, чувствуют биологическую угрозу своей жизни. И в то же время это чувство чередуется или совпадает с переживанием борьбы за рож-дение, то есть за высвобождение из чего-то очень неудобного и похоже­го на гроб. Страх наступающего безумия, потери контроля и даже вне­запной смерти может проявиться в формах, напоминающих психозы.

В добавление к биографическим и перинатальным элементам мно­гие духовные кризисы содержат компонент переживаний, принадле­жащих к третьей категории — трансперсональный. Слово «транспер­сональный» относится к трансцендентности обычных границ личнос­ти и включает многие переживания, которые называют духовными, мистическими, религиозными, оккультными, магическими и паранор­мальными. Войдя в трансперсональную зону, человек может пережи­вать события исторически и географически удаленные, участвовать в эпизодах, в которых действовали наши предки, предшествевники-жи-вотные, а также люди других столетий и культур. В этой зоне исчезают личностные границы, индивид получает возможность идентифициро­вать себя с другими людьми, с группами или даже со всем человечеством, ощутить себя предметами, которые находятся внутри нас, идентифи­цировать себя с различными формами жизни и даже с неорганически­ми явлениями. Он может встретиться с богами, демонами, духовными пророками, обитателями других вселенных и мифологическими персо­нажами. Таким образом, в трансперсональном состоянии нет различия между повседневной жизнью и мифологическими архетипами.

Информация, получаемая в трансперсональном состоянии, несет в себе замечательный терапевтический и трансформирующий потен­циал, равно как и позитивные и освобождающие переживания пери­натального и биографического происхождения, что еще раз показы­вает важность правильного отношения к психодуховному кризису.

Проявления эволюционного кризиса очень индивидуальны, двух одинаковых кризисов не существует, однако практика показывает, что можно дать определение некоторым основным формам духовного кри­зиса, хотя их границы некоторым образом размыты, и часто у клиен­тов наблюдается наложение одной формы на другую. Можно выде­лить следующие формы духовного кризиса в психологии трансперсо­нальной ориентации:

1. Шаманский кризис, который включает в себя элементы физи­ческих и эмоциональных мучений, смерти и вторичного рож­дения, человек чувствует свою связь с животными, растения­ми, отдельными силами природы. После успешного завершения данного кризиса наступает глубокое исцеление, укрепляется физическое и эмоциональное здоровье.

2. Пробуждение Кундалини. Согласно йоге, это пробуждение торм — творческой космической энергии, которая находится в основании позвоночника. Поднимаясь, Кундалини очищаетследы старых травм и открывает центры психической энер­гии — чакры. Человек испытывает жар, дрожь, судороги, на него накатывают волны ничем не вызванных эмоций, часто к этому прибавляется видение яркого света, различных существ-архетипов, переживание прошлых жизней. Картину дополня­ет непроизвольное и неконтролируемое поведение: речь на неизвестных языках, пение незнакомых песен, воспроизведе­ние позиций йоги, подражание животным.

3. Эпизоды объединяющего сознания («пик переживаний») — че­ловек переживает растворение границ личности, появляется чувство единства с другими людьми, с природой, со Вселенной. Появляется ощущение вечности и бесконечности, слияния с Богом или с творческой космической энергией, которые сопро­вождаются мирными и чистыми эмоциями, взрывами экстати­ческой радости или восторга.

4. Психологическое возрождение через возвращение к центру — человек чувствует себя центром фантастических событий, име­ющих отношение к космосу и важных для Вселенной. Психика представляет собой гигантское поле боя между силами Добра и Зла, Света и Тьмы. После периода смятения и замешательства переживания становятся все более приятными и движутся к разрешению. Кульминация процесса — «сакральное соитие» с воображаемым партнером-архетипом или спроецированным лицом из жизни. Мужские и женские аспекты личности дости­гают нового баланса. В период завершения кризиса и интегра­ции человек обычно видит идеальное будущее; когда интенсив­ность процесса снижается, он понимает, что внутренняя драма была просто психологической трансформацией.

5. Кризис психических открытий — характеризуется огромным притоком информации из таких источников, как телепатия и ясновидение. Появляется повторяющееся состояние «отделения от тела», сознание человека словно отделяется и независимо путешествует во времени и пространстве; а также возникает способность проникать во внутренние процессы других людей и воспроизводить вслух их мысли. В медиумических состояни­ях у человека возникает чувство, что он теряет свою идентич­ность и принимает облик другого индивида.

6. Перенесение в прошлую жизнь — в другие исторические пери­оды и другие страны, сопровождающееся мощными эмоциями и физическими ощущениями и с поразительной точностью ри­сующее людей, обстоятельства и реалии периода и страны. Эти переживания воспринимаются индивидом как личные воспоми­нания и впечатления.7. Связь с духовными пастырями и «передача вести». Иногда у че­ловека бывают встречи с «сущностью», которая обладает транс­персональным опытом и проявляет интерес к личным отношени­ям, играя в них роль учителя, пастыря, защитника или достовер­ного источника информации. Индивид передает послания источ­ника, который находится вне его сознания. В состоянии транса он высказывает мысли, полученные телепатическим путем.

8. Предсмертные переживания — индивид как бы становится сви­детелем собственной внутренней жизни, за секунды промельк­нувшей перед ним в цветной сконденсированной форме. Он проходит через темные туннели к свету сверхъестественной яркости и красоты, к божественному существу, излучающему любовь, прощение и приятие. В общении с ним он получает урок универсальных законов существования. Затем он выбирает воз­вращение к обычной реальности, где может жить по-новому в согласии с этими законами.

9. Опыт близких встреч с НЛО. Встречи и похищения теми, кто кажется инопланетянином, то есть существом, прибывшим из других миров, также вызывают эмоциональный и интеллекту­альный кризис, имеющий много общего с духовным кризисом. Все описания НЛО содержат в себе упоминание о свете сверхъе­стественного свойства. Этот свет очень похож на тот, который появляется в экстраординарных состояниях сознания как ви­дение. Было отмечено, что инопланетянам можно найти парал­лели в мифологии и религии, корни которых находятся в кол­лективном бессознательном.

10. Состояния одержимости — у человека возникает сильное чув­ство, что его психика и тело захвачены и контролируются не­ким существом или энергией с такими свойствами, которые «одержимый» воспринимает как идущие извне, враждебные и тревожные.

Подводя итог, можно сказать, что многие формы эволюционного кризиса, которые описываются Станиславом и Кристиной Гроф, пред­ставляют фундаментальное противоречие с принятыми в современ­ной науке взглядами на мир. Наблюдения показывают, что данные со­стояния вовсе не обязательно погружают человека в безумие, и если относиться к духовному кризису с поддержкой и уважением, то он приводит к замечательному и более позитивному и духовному взгля­ду на мир, к более высокому уровню будничной деятельности. Поэто­му духовный кризис следует воспринимать серьезно, как бы причуд­ливы ни были его проявления с точки зрения нашей традиционной системы верований.Основные причины духовного кризиса

Как мы указывали выше, причиной психодуховного кризиса могут быть изменения в структуре Эго.

Кризисы, связанные с деформацией структуры Эго

В предыдущих разделах мы выделяли три базовые подструктуры личности: «Я»-материальное, «Я»-социальное и «Я»-духовное. Мы пи­сали, что каждая подструктура имеет ядро как центральный смысло-образующий компонент идентификации. Для «Я»-материального это тело — «Я-образ». Для «Я»-социального — интегративный статус, а для «Я»-духовного — экзистенциональное ядро.

На наш взгляд, именно деформация или угроза деформации как фрустрирующий фактор для ядерных компонентов Эго и близких к ним по ценностной значимости компонентов является основной при­чиной психодуховного кризиса.

В «Я»-материальном психодуховный кризис могут вызвать следу­ющие факторы:

1) физический фактор — болезнь, несчастный случай, операция, рождение ребенка, выкидыш, аборт, чрезвычайное физическое напряжение, длительное лишение пищи, чрезмерный сексуаль­ный опыт, сенсорная депривация, депривация сна, длительная сексуальная неудовлетворенность или травматичный сексуаль­ный опыт, возрастное изменение физического образа, катаст­рофически быстрое похудение или ожирение;

2) потеря значимых предметов и ценностей вследствие пожара, сти­хийного бедствия, банкротства, грабежа, обмана, разорения и т.д.

В «Я»-социальном психодуховный кризис могут вызвать следующие факторы:

1) потеря интегративного социального статуса вследствие уволь­нения, сокращения штатов, пенсии, банкротства предприятия или дисквалификации;

2) деформация значимых социальных связей, которые провоци­руют сильные эмоциональные переживания и обозначаются личностью как крупные неудачи:

• потеря важных родственных связей,

• смерть ребенка, родственника,

• конец значимых любовных отношений,

• чрезмерное пребывание в агрессивной среде,

• развод,

• потеря лидерских позиций, изгнание из значимой социальной общности,

• вынужденная социальная депривация,

• длительное насильственное пребывание в несвойственной роли.

В «Я»-духовном психодуховный кризис могут вызвать следующие факторы:

1) потеря смысла жизни вследствие личностной дезинтеграции. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни мы рассматриваем как мотивационную тенденцию, при­сущую всем людям и являющуюся основным двигателем пове­дения и развития личности. На начальных стадиях потери смыс­ла у человека возникает ощущение, что ему чего-то «недоста­ет», но он не может сказать, чего именно. К этому постепенно добавляется ощущение ненормальности и пустоты повседнев­ной жизни. Индивид начинает искать истоки и назначение жиз­ни. Состояние тревоги и беспокойства становится все более мучительным, а ощущение внутренней пустоты — невыноси­мым. Человек чувствует, что сходит с ума: то, что составляло его жизнь, теперь большей частью исчезло для него, как сон, тогда как новый свет еще не явился. Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление оста­ется нереализованным;

2) нравственный кризис, который заключается в том, что у лич­ности просыпается или обостряется совесть; возникает новое чувство ответственности, а вместе с ним тяжкое чувство вины и муки, раскаяние. Человек судит себя по всей строгости и впа­дает в глубокую депрессию. На этой острой стадии нередко при­ходят мысли о самоубийстве. Человеку кажется, что единствен­ным логическим завершением его внутреннего кризиса и рас­пада может быть физическое уничтожение. Он не может ни при­нять повседневную жизнь, ни удовлетвориться ею, как прежде. Это состояние очень напоминает психотическую депрессию, или «меланхолию», для которой характерны острое чувство соб­ственной недостойности, постоянное самоуничижение и само­обвинение;

3) углубленное участие в различных формах медитации и духов­ной практики, предназначенных для активизации духовных пе­реживаний: методики дзен, буддийские медитации Випассаны, упражнения Кундалини-йоги, суфийские упражнения, чтение христианских молитв, различные аскетические депривацион-ные практики (пещерная, пустынная, лесная, замуровывание вкаменные мешки и др.), монашеские размышления, статичес­кие медитации на янтры, мандалы и т. д.;

4) групповые и индивидуальные эксперименты с использованием психоделических веществ;

5) участие в различных интенсивных формах групповой психоло­гической работы с личностью;

6) неподготовленное включение в различные этнические ритуалы и экстатические практики;

7) участие в жизни тоталитарных сект.

Кризисы, связанные с невозможностью реализовать основные тенденции личности

Кризисы, которые мы хотим раскрыть в этом параграфе, связаны с динамическими характеристиками личности. Рассмотрим их подробнее.

Реализация экспансивной, трансформационной и консервативной тенденций может встретиться с трудностями, которые способствуют возникновению психодуховных кризисов:

1) быстрое преуспевание личности в материальной сфере, когда в течение короткого срока накапливаются не соотносимое с при­тязаниями личности экономические богатства;

2) раздирающая нищета, в ситуации которой экспансивная функ­ция сведена до минимума и часто средств не хватает даже на физическое существование человека. Особенную опасность представляет для личности в тех случаях, когда не позволяет ре­ализовать значимую социальную функцию (накормить семью, купить медикаменты для близкого при болезни и др.);

3) «из грязи в князи», когда вследствие удачного стечения обстоя­тельств личность попадает в социальную страту, с представите­лями которой не имеет коммуникативных навыков и, что не менее важно, не готова выполнять властные, управленческие ролевые функции. Фрустрация данного вида, возникающая вследствие быстрой реализации экспансивной функции, может привести к экзистенциальной пустоте;

4) «я достоин большего» — большой разрыв между личностными притязаниями на социальный рост и достигнутым статусом вследствие невозможности реализации экспансивной функции «Я»-социального;

5) слишком быстрое протекание процесса духовного самораскры­тия; скорость этого процесса превышает интегративные возмож­ности человека, и он принимает драматические формы. Люди, оказавшиеся в таком кризисе, подвергаются натиску пережи­ваний, которые внезапно бросают вызов всем их прежним убеж­дениям и самому образу жизни;6) слишком медленное протекание духовного самораскрытия, когда поиск основных смыслов существования превращается в му­чительное ожидание и трагическую безысходность. Часто акти­вация психики, характерная для таких кризисов, включает в себя проявление различных старых травматических воспоминаний и впечатлений; в силу этого происходит нарушение повседнев­ного существования человека и обесценивание доминирующих аспектов жизни;

7) когнитивная интоксикация — слишком быстрое накопление зна­ний в определенной науке, виде деятельности или столкновение с большим массивом информации и переживаний в жизни;

8) быстрые качественные личностные изменения при возрастных и ситуативных кризисах, к которым не готова как сама личность, так и социальное окружение;

9) «тоска стабильности », когда развитость консервативной тенден­ции приводит к материальной, социальной стабильности тако­го порядка, что вызывает ощущение пресности и бесцветности жизни. С личностью в такой ситуации «ничего не происходит», и это вызывает экзистенциальную тоску существования;

10) «тоска по стабильности» — при невозможности реализации кон­сервативной тенденции и динамичности жизненных обстоя­тельств у человека возникает ощущение зыбкости и ненадеж­ности жизни, которое и является причиной экзистенциальной тоски по порядку и устроенности.

Кризисы витальности

У многих специалистов выделение данного типа причин психоду­ховного кризиса может вызвать естественный протест, так как упадок сил и буйство энергии, как правило, уже являются следствием непра­вильного взаимодействия с жизненной энергией.

Наблюдаемые бинарности психодуховного кризиса часто не име­ют явных причин, но вызывают затяжные последствия вплоть до суи­цида. По этой причине мы решили выделить их отдельно:

1) потеря витальности сопровождается длительным состоянием упад­ка сил. Состояние может вызываться как физическими, так и пси­хологическими причинами. Апатия и общее понижение жизнен­ного тонуса приводят к чувству безнадежности и безысходнос­ти, часто к ощущению абсурда человеческого существования. Ярким примером этому служит потеря витальности в старости;

2) буйство энергии может сопровождаться гиперактивностью во всех сферах существования, неадекватной жизненным обстоя­тельствам. Личность в тех или иных отношениях не соответству­ет требованиям момента и оказывается не в состоянии правиль-но усвоить нисходящие в нее духовную энергию и силу. При интенсивных практиках это случается, например, когда ум не уравновешен, когда эмоции и воображение бесконтрольны, ког­да нервная система чересчур чувствительна или когда прилив духовной энергии слишком силен и внезапен. При крайних формах человека «сносит» от избытка энергии и возникает со­стояние на грани психопатологии.

Основные психоэмоциональные паттерны переживаний духовного кризиса

При всем многообразии эмоционально-чувственных проявлений психодуховного кризиса можно выделить специфические паттерны переживаний, наличие которых может говорить о факте психодухов­ного кризиса.

Страх. Различные формы страха в целом характерны для всех ас­пектов функционирования личности как целостной системы отноше­ний с реальностью, однако при психодуховных кризисах страх может принимать достаточно специфический характер:

1) недифференцированный страх, возникающий внезапно и со­провождающийся чувством неминуемо надвигающейся угрозы, катастрофы, часто метафизического характера (существует бо­лее удачное повседневное определение такого неопредмеченно-го страха — «жуть»};

2) страх перед новыми, неожиданными внутренними состояния­ми, быстро сменяющими друг друга. Часто бывает характерен страх перед неприемлемыми, неожиданно возникающими мыс­лями и представлениями, а также страх потери контроля над содержаниями сознания;

3) страх утраты контроля, связанный с потерей основных жизнен­ных ориентиров и девальвацией прежних целей, а также пере­живанием новых состояний, сопровождающихся интенсивны­ми эмоциями и телесными ощущениями;

4) страх безумия, возникающий в результате переполнения созна­ния бессознательными содержаниями; этот страх тесно связан со страхом утраты контроля;

5) страх смерти, связанный с ужасом уничтожения центра «Я»-материального — тела. В трансперсональной психологии объяс­няется активацией перинатальных бессознательных содержа­ний, в первую очередь процесса смерти-рождения.

Чувство одиночества. Одиночество — еще один компонент духов­ного кризиса. Он может проявляться в широком диапазоне — от смут-ного ощущения своей отделенное™ от людей до полного поглощения экзистенциальным отчуждением. Чувство одиночества связано с са­мой природой тех переживаний, которые составляют содержание пси­ходуховного кризиса. Высокая интрапсихическая активность вызы­вает потребность все чаще и чаще уходить от повседневности в мир внутренних переживаний. Значимость отношений с другими людьми может угасать, и человек может чувствовать нарушение связи с при­вычными для него идентификациями. Это сопровождается чувством отделенности как от окружающего мира, так и от самого себя, вызы­вая своеобразную болезненную «анестезию» привычных чувств и на­поминая тяжелую клиническую форму депрессии — «anaestesia dolorosa psychica» («скорбное бесчувствие»).

Кроме того, люди, находящиеся в психодуховном кризисе, склон­ны расценивать происходящее с ними как нечто уникальное, не слу­чавшееся ранее ни с одним человеком.

Часто люди, пребывающие в духовном кризисе, испытывают ото­рванность от своей глубинной сущности, от высшей силы, от Бога. Наследие иудейского христианства изобилует примерами мучитель­ной экспрессии одиночества. Псалмы полны жалоб, стенаний одино­кого человека: «Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доко­ле будешь скрывать лице Твое от меня?» (Пс. 13:2). «Как лань стремит­ся к потокам вод, так душа моя стремится к Тебе, Боже!» (Пс. 42:2). В сочинениях пророков много подобных мест. Это чувство предель­ной изоляции было выражено в одинокой молитве Иисуса, распятого на кресте: «Боже мой, Боже мой! Почто Ты оставил меня, удаляясь от спасения моего, от слов вопля моего?» (Пс. 22:2).

Те, кто сталкивается с подобными переживаниями, чувствуют не только свою изолированность, но и свою совершенную незначитель­ность, подобно бесполезным пылинкам в бескрайнем космосе. В боль­шинстве своем люди склонны экстраполировать это состояние на ок­ружающий мир, который предстает как абсурдный и бессмысленный, а любая человеческая деятельность кажется тривиальной.

Чувство отчужденности. В социальном окружении, где приняты вполне определенные нормы и правила поведения, человек, который начинает внутренне меняться, может показаться не совсем здоровым. Рассказы о своих страхах, ощущениях, связанных со смертью и оди­ночеством, переживаниях трансперсонального характера, могут на­сторожить друзей и близких и привести к социальной изоляции от привычного окружения. У человека, переживающего духовный кри­зис, могут измениться интересы и ценности, он может не захотеть участвовать в привычной деятельности или времяпрепровождении. У человека может пробудиться интерес к духовным проблемам, мо-литве, медитации, к некоторым эзотерическим системам и практикам, что будет казаться странным его ближайшему окружению и способ­ствовать возникновению ощущения, что он чужой среди людей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.