Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 10 страница



Любящая доброта {«метта», которое может быть переведено как любящая доброта, всеобъемлющая любовь, доброжелательность, бес-самостная всеобщая и безграничная любовь) — это медитация любви, в ней бхикшу должен установить свое сердце в стремлении к благу всех существ, в том числе и к счастью врагов. Метта указывает на ка­чество ума, которое имеет целью достижение счастья другими. Пря­мыми следствиями метта являются добродетель, свобода от раздражи­тельности и возбужденности, мир внутри нас и в отношениях с окру­жающим миром. Для этого следует развивать такое состояние как лю­бящую доброту ко всему живому.

Сострадание (каруна) — это медитация сострадания, в которой бхикшу размышляет обо всех существах, находящихся в беде, ясно представляя их печали и тревоги так, чтобы пробудить в своей душе глубокое сострадание к ним. Свойством каруна является желание ос­вободить других от страдания. В этом смысле сострадание совершенно отличается от жалости. Оно ведет к великодушию и желанию помочь другим словом и действием. Каруна играет важную роль в учении Будды, которое называется также Учением Мудрости и Сострадания. Именно глубокое сострадание Будды привело его к решению разъяс­нить Дхарму всем живым существам. Любовь и Сострадание — это два краеугольных камня практики Дхармы, поэтому буддизм назы­вают практикой, удаляющей страдание.

Радость (мудита — счастье в счастье других) — это медитация ра­дости, в которой бхикшу размышляет о процветании других и радует-ся их радостям. Это радость, которую мы ощущаем, увидев или услы­шав о счастье и благополучии других, это радость успеху других без оттенка зависти.

Равностность {упекха — состояние без рассуждений о приобрете­нии и потере, без хватания, цепляния за веру как за истину, вне отно­шений, без гнева и горестей) — это медитация на безмятежность, в ней бхикшу поднимается выше любви и ненависти, жестокости и по­давления, богатства и желания и смотрит на свою собственную судьбу с беспристрастным и совершенным спокойствием. Равностность ука­зывает на спокойное, устойчивое и стабильное состояние ума и про­является при столкновении с несчастьем и неудачей. Обладающий этим драгоценным состоянием с невозмутимостью встречает любую ситу­ацию с одинаковым мужеством, без волнений, отчаяния, сожаления. Равностность — это беспристрастное размышление над действиями (карма) и их результатами (випака). Упекха разрушает предвзятость и избирательность, приводя к осознанию того, что каждый сам являет­ся хозяином и наследником своих поступков.

Язык Дао

Традиционная европейская психология и основанная на ее прин­ципах психотерапия не изобрели языка, который описывает целост­ные ситуации опыта, и не пользуются им. То, что мы имеем в гештальт-терапии, в НЛП, психосинтезе, телесно-ориентированной терапии, это фрагменты и осколки этого языка, никем не систематизированные. В то же время осознание того, что в психотерапевтической и транс­формационной работе предметом интеграции являются целостные си­туации опыта клиента, становится все более и более популярным (хо-лономный подход в трансперсональной психологии, голографическая модель функционирования психики К. Прибрама, синергетика А. Ко­лесникова, голо динамика В. Вольфа, матричный принцип организации психики С. Всехсвятского, кластерная теория М. Щербакова и др.).

Эта традиция наиболее изысканно изложена в даосизме и «Книге перемен», одной из древнейших китайских эзотерических книг. В ней содержится представление о 64 гексаграммах, которые в точности со­ответствуют полному набору генетического кода. Мы можем предпо­ложить на более глубоком уровне, что с помощью генофонда можно осуществлять универсальную кодировку всего живого на планете. Китайская «Книга перемен» в каком-то смысле является универсаль­ным кодом потока переживаний и потока энергии пространства-вре­мени, некой универсальной периодической системой переживаний.

Древние китайские даосы, уединяясь в пещерах от воздействия искажений, привносимых повседневной жизнью, настолько углубля­лись в тишину себя и освобождались от жизни биологического орга-низма, что сумели настроиться и выделить те тонкие вибрации, кото­рые пронизывают все: сознание, материю, поток, — и назвали эти пуль­сации пульсациями Дао. Они выделили их канонический алфавит в виде 64 гексаграмм. Эти 64 гексаграммы есть не что иное, как описа­ние пульсаций Дао во времени.

Язык архетипов

Следующий язык сознания, живо и многогранно ретранслирующий ткань переживаний, целостных ситуаций опыта, — это язык архети­пов. Он присутствует во всех сказках и мифах всех народов. Язык архе­типов ближе к языку переживаний, чем то, с чем мы имеем дело в теоре­тических конструкциях современных психологии и психотерапии.

Под архетипами К. Г. Юнг понимал элементы коллективного бес­сознательного, обозначающие суть, форму и способ связи передаю­щихся по наследству бессознательных первичных человеческих пер­вообразов и структур психики, обеспечивающих основу поведения, структурирование личности, понимание мира и взаимопонимание людей.

Юнг писал: «Любое отношение к архетипу, переживаемое или про­сто именуемое, «задевает» нас; оно действенно именно потому, что пробуждает в нас голос более громкий, чем наш собственный. Говоря­щий праобразами говорит нам как бы тысячью голосов, он пленяет и покоряет, он поднимает описываемое им из однократности и времен­ности в сферу вечно сущего, он возвышает личную судьбу до судьбы человечества и таким путем высвобождает в нас все те спасительные силы, что извечно помогали человечеству избавляться от любых опас­ностей и превозмогать даже самую долгую ночь» (Юнг К. Г., 1987).

В наиболее обобщенном смысле архетип является сгустком энер­гии коллективного бессознательного, формой энергии, несущей в себе протосценарий типовых ситуаций. Архетип Младенца — это то, как ведет себя младенец во всех возможных ситуациях жизни и проявля­ется во всех человеческих традициях. Это и появление на свет, пер­вичная чистота, нерасчлененность, это ранимая юность, девственность восприятия, это и слабость, это и чистота духа. Каждый раз мы можем найти эту многоаспектность архетипа, проявляющую первичные про­тосценарий человеческого сознания на языке метафор и эмоциональ­но насыщенных праобразов.

«Архетип сам по себе ни добр, ни зол. Он есть морально индиффе­рентное numen, которое становится таким или другим, или про­тиворечивой двойственностью обоих лишь через столкновение с сознанием. Этот выбор добра или зла умышленно или неумыш­ленно следует из человеческой установки».Мы рассмотрели несколько возможных форм ретранслирования переживаний, целостных ситуаций опыта. Мы говорили о пяти язы­ках сознания, о теории дхарм, даосской системе гексаграмм, юнгов-ских архетипах. Наверное, можно вспомнить и другие, не менее изощ­ренные языки описания психодуховной реальности. Но мне сейчас хочется поставить точку на историческом экскурсе.

Стало ли легче нам оттого, что в традиции существовали возмож­ности передачи глубинного опыта?

Можем ли мы войти в плоть этих традиций?

И нужно ли это?

Говоря о языках сознания, дхармах, гексаграммах, архетипах, мы должны предельно четко осознавать, что это тоже определенные се­мантические пространства. Иногда очень экзотичные, иногда не очень, но всегда являющиеся смыслами, с которыми мы строим определен­ные отношения и наполняем соками переживаний.

Человеческой психике, сознанию человека свойственно продуци­ровать реальность, психическую реальность, наполнять ее отношени­ем, значимостью и переживанием.

ПРОГРАММА

И АНАЛИТИЧЕСКАЯ СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КЛИЕНТОМ

Отмечая эту чрезвычайно важную для человеческого сознания за­кономерность, мы должны понимать, что для реальной работы в прак­тической психологии или психотерапии нам нужны определенные кар­ты сознания, обладающие тремя качествами:

• относительной адекватностью по отношению к психической реальности;

• доступностью для понимания;

• удобством для применения.

Понимая и принимая всю сложность описания целостностей пси­хической реальности, вначале мы все-таки сделаем несколько замеча­ний по топологической соотнесенности этих целостностей, а также их динамическим, генетическим и энергетическим характеристикам.

Топологически те целостные системы, интеграция или частичная трансформация которых осуществляется в психотерапевтическом процессе, локализируются в структуре бессознательного, но представ­лены и проявлены в сознательной деятельности человека со всей ее сложной многоуровневой архитектоникой, в его поведении, способемышления и наполнения смыслами внешней и внутренней реальнос­ти, в творчестве и спонтанности.

Категория бессознательного не является новинкой как в традици­онной психологии, так и в среде специалистов, занимающихся связ­ным осознанным дыханием. С тех пор как существование бессозна­тельного в психике человека было доказано представителями фран­цузской психоневрологической школы и психоанализа, эта категория сначала успешно кочевала из одного научного сборника в другой, и почти во всех школах психологии и психотерапии в течение XX столе­тия этому феномену уделялось достаточно внимания. Более того, бла­годаря средствам массовой информации и открытости научного зна­ния сама категория и более или менее адекватное представление о ней внедрилось в обыденное сознание.

То, что еще в начале века существовало только в потаенных сак­ральных уголках научного психологического мышления, вошло в оби­ход обыденного языка и массового сознания. Но феномен бессозна­тельного не стал более ясным.

Каждый психотерапевт и психолог четко осознает, что в своей прак­тической работе он работает с тем объектом, который называется пси­хическая реальность индивида или группы, и в основном процесс при­ведения клиента в зону «ТАК» — это процесс осознания бессознатель­ного, вытесненного и подавленного материала из разных слоев кар­тографии бессознательного.

Топологически относя подавленные целостности в структуру бес­сознательного, мы четко осознаем, что это не более чем метафора. Тем более, что эти системы достоверно проявлены в обыденной со­знательной жизни и деятельности человека. Однако для тех смысло-насыщенных переживаний, которые являются объектом как клини­чески ориентированной, так и личностно ориентированной психо­терапии, более подходит название целостностей психической реаль­ности (ЦПР).

В динамическом аспекте мы хотим указать на то, что ЦПР находят­ся между собой в таком же взаимодействии, какое существует среди живых систем: они подавляют или поддерживают друг друга, могут бороться друг с другом или создавать сообщества.

Проявление генетического принципа в характеристике ЦПР вы­ражается в том, что они имеют свое время и обстоятельства рождения (которые мы можем описать структурно на языке семикомпонентнои модели) на определенной онтогенетической стадии, последующую эво­люцию, развитие, рост, естественную инволюцию, старость, смерть. При этом мы вполне допускаем, что происхождение некоторых ЦПР может быть связано с периодом внутриутробного развития, рожде­ния, а также трансперсональными слоями психического.Энергетический аспект хочется рассмотреть особенно подробно. Именно этот аспект, на наш взгляд, не столь глубоко рассмотрен в пси­хологии, психотерапии и в интенсивных психотехнологиях, исполь­зующих ИСС при работе с клиентами.

Рассматривая психику человека как особое живое пространство, наполняющее реальность смыслами, мы также можем обозначить ее как мощную энергетическую систему, продуцирующую различные семантические пространства, состоящие из ощущений и восприятий, эмоций и чувств, образов, символов, мыслей. Эти семантические про­странства в силу нейтральности и единства продуцирующей энерге­тической системы соотносимы по сложности. Говоря языком метафо­ры, образ полевой ромашки вполне соотносим с философской систе­мой Рене Декарта, картиной Леонардо да Винчи или русской народ­ной сказкой «Василиса Прекрасная».

Именно вследствие единого энергического поля невозможно четко дифференцировать, а методологически просто неверно, ущербно ста­вить какие-то пограничные столбы между телом и сознанием, сознани­ем и духом, духом и телом. Так же неверно отделять индивидуальность от социальной и физиологической среды, в которую она погружена и через взаимодействие с которой она осознает себя человеком.

В тоже время мы достоверно знаем, что электрический ток течет по проводам, соки жизни — в дерево через корни, и мир, в котором мы живем, структурирован.

Структурированы и потоки энергии, и у них есть свое направле­ние, сила, плотность. Все живое обеспечивает свою жизненность этой энергией.

Выше, рассматривая топологический аспект того материала, с ко­торым работает клиент в расширенном состоянии сознания, мы оп­ределили это место в бессознательном.

Мы не хотим придумывать новые названия целостностям, которые под воздействием защитных механизмов сознания оказались в этом месте.

Но хочется еще раз подчеркнуть основные качества этих целост-ностей:

1. Они являются открытыми живыми системами со своей внут­ренней иерархически построенной структурой, сложными внут­ренними взаимосвязями.

2. Как всякая живая система они обладают рядом свойств:

• энергообменом, то есть они потребляют энергию, транс­формируют, накапливают ее;

• своей внутренней эволюцией (рождение, развитие, приобретение навыков выживания, старость, смерть);• способностью к регенерации, восстановлению определен­ных внутренних структур при их деформации или утрате.

3. Способность влиять на другие целостности и на всю систему духовно-телесного существа, обозначенного понятием «чело­век», а также его проявления в поведении и деятельности.

Стратегия взаимодействия с клиентом в психотерапевтическом процессе обусловлена двумя факторами:

• внутренней структурой интегрируемого материала, интегрируемых целостностей;

• свойствами целостностей как живых открытых систем.

Эти два фактора являются предельным упрощением. На самом деле все обстоит намного сложнее. Главное заключается в понимании того, что каждый раз мы имеем дело не с элементарными фактами, а с цело­стными ситуациями опыта.

При этом мы «препарируем», расчленяем целостности психичес­кой реальности (ЦПР) на компоненты не из праздного желания все усложнить и сделать язык психологии более эзотеричным. Причина проста — в европейском способе мышления не существует языка, спо­собного ретранслировать целостные ситуации опыта, целостные пе­реживания. Более того, многие клиенты не обладают даже языком тех модальностей, в которых мы можем описать эти целостности: ощуще­ний, эмоций, образов, символов, слов. Мало сказать клиенту: «Прояви это чувство». Часто необходимо этому научить, сформировать навык честной жизни в эмоциях и чувствах, так как почти в каждом суще­ствуют десятки «нельзя» и «не так» в их осознавании и выражении. Мало сказать: «Отпусти это движение». Нужно еще научить человека жить и чувствовать свое тело, отслеживать свои ощущения.

Американский физиолог У. Кэннон в своей теории эмоций назвал их «реакциями борьбы или бегства». Такие эмоции, как, например, гнев или страх, биологически оправданы, эволюционно полезны. Они под­готавливают организм, чтобы «выжать» все возможное из мышц, всту­пая в схватку или спасаясь бегством. В кровь выбрасывается адрена­лин, заставляющий сердце биться быстрее, одновременно повышает­ся артериальное давление, учащается дыхание, перераспределяется кровоток — все для того, чтобы больше обеспечить мышцы кислоро­дом и питательными веществами, чтобы развить максимальное мышеч­ное усилие (сильнее ударить или быстрее убежать). Этот механизм, генетически передаваемый из поколения в поколение, функциониру­ет одинаково как у животных, так и у человека. На определенных ста­диях эволюционного развития человека он способствовал видовому и индивидуальному выживанию.В современных условиях социального существования человека этот механизм очень часто неадекватен и переживание, проявление кото­рого социально табуировано, подавляется.

То представление, которое я хочу предложить вашему вниманию, является удобной рабочей схемой, которая, с одной стороны, позво­ляет осознанно программировать, технологизировать работу с клиен­том и заложить условия эффективности, а с другой стороны — явля­ется аналитической программой процесса взаимодействия с клиентом и результатов этого взаимодействия.

Семикомпонентная модель ЦПР, которую мы преддагаем вашему вниманию, включает в себя три аспекта стратегии взаимодействия:

• является картографией целостностей психической реальности;

• представляет собой план, операциональную схему взаимодей­ствия;

• содержит аналитическую программу процесса и результатов взаимодействия с клиентом.

В реальной работе нужно одновременно рассматривать все эти три аспекта, более того, в каждом аспекте находить свои особенности по форме и содержанию.

Качественная внутренняя неоднородность целостностей психичес­кой реальности заключается в том, что эти системы состоят из семи элементов.

1. Актуальное психофизическое состояние, интенсивность нейро-гуморальных процессов, изменение в функционировании внутрен­них органов.

Каждый, кто знаком с психологией эмоций или теорией Г. Селье о стрессе и другими теориями, так или иначе объясняющими подавление ощущений высокой интенсивности или табуированных способов от-реагирования, знает, что при этом происходят определенные функцио­нальные сдвиги в организме человека на уровне психофизического со­стояния, нейрогуморальных процессов, в работе внутренних органов.

Согласно теории эмоций Джеймса — Ланге, сердцебиение учаща­ется не оттого, что мы чувствуем волнение, лицо краснеет не оттого, что мы чувствуем стыд. Согласно Джеймсу и Ланге, эмоция начинает­ся с того, что вначале происходят управляемые нервной системой из­менения состояния мышц и внутренних органов, которые восприни­маются мозгом, и лишь потом возникает собственно человеческое чув­ство, та часть эмоции, которую мы осознаем, когда радуемся или стра­даем, ненавидим или испытываем жалость.

Из традиционной теории высшей нервной деятельности человека известно, что возбуждение, возникающее в коре головного мозга вответ на стрессовый раздражитель, передается в особую структуру мозга — гипоталамус. Гипоталамус путем выделения релизинг-факто-ров воздействует на гипофиз, синтезирующий тропные гормоны, в частности, аденокортикотропный гормон, повышающий функцио­нальную активность коры надпочечников. Выброс в кровь большого количества гормонов коры надпочечников вызывает повышение ар­териального давления, учащение пульса. Повышается функциональ­ная активность желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы, дыхания, возникает потребность в двигательной активнос­ти. Если двигательная активность подавляется (то есть человек не мо­жет избить обидчика, убежать в страхе и т. д.), эндокринный удар при­нимает на себя сердечно-сосудистая, пищеварительная, мочевыдели-тельная и другие системы.

Таким образом, подавление любого материала сопровождает такой базовый компонент, как актуальное психофизическое состояние, ин­тенсивность нейрогуморальных процессов, изменения в функциони­ровании внутренних органов. И с этим компонентом абсолютно жес­ткую связь имеют следующие два компонента — рисунок мышечного напряжения и паттерн дыхания.

2. Рисунок мышечного напряжения. Мышечное напряжение свя­зано с ситуациями и травмами, переживаемыми людьми в процессе их жизни. Рисунок мышечного напряжения как компонент подавлен­ных целостностеи достаточно хорошо изучен в разных направлениях телесно-ориентированной терапии. В связи с этим мы можем вспом­нить концептуальные модели В. Райха и А. Лоуэна. Любое эмоциональ­ное состояние, будь то страх или гнев, раздражение или волнение, со­держит в себе мышечный, мускульный компонент. Представьте ма­ленького мальчика, который старается сознательно удержаться от пла­ча. Он стискивает зубы, сдерживает дыхание и напрягает мышцы гор­ла и живота. То есть подавление эмоции при этом сопровождается именно таким, а не иным рисунком мышечного напряжения.

В мышцах, когда эмоциональное состояние не отреагировано, об­разуются участки «застывшего» напряжения — болезненные уплот­нения. Они, в свою очередь, в зависимости от расположения могут рефлекторно влиять на внутренние органы, имитируя их расстрой­ства: нарушения ритма сердца, загрудинные боли, изжогу... В тесной связи с подобными феноменами находятся и так называемые «мышеч­ные зажимы», описанные еще великим режиссером и знатоком эмо­ций К. С. Станиславским. А ведь эти мышечные уплотнения, «мышеч­ные зажимы» еще и влияют на наше настроение, вызывая, казалось бы, беспричинную тоску, или тревогу, или раздражительность... Ведь еще в прошлом веке И. М. Сеченов, рассуждая об эмоциях, писал о такназываемом «темном мышечном чувстве». Как часто человек чувству­ет себя (после конфликта, в кризисной ситуации или просто к концу рабочего дня, недели) подавленным, измотанным, уставшим, «как вы-ясатый лимон». Не случайно складывались народные выражения для описания эмоциональных состояний: «как тяжесть с плеч», «взвалить ношу», «надеть хомут на шею» — это тяжесть не только в переносном смысле, но и физическое ощущение тяжести, остаточное мышечное напряжение, связанное с неотреагированными эмоциями.

В СНГ и за рубежом популярны многочисленные методы, сочетаю­щие физическое лечение с психологической разгрузкой и основан­ные именно на работе с мышцами, снятии мышечных «спутников» эмоций и заболеваний внутренних органов. Это и кинезиология, и рольфинг, и терапия по Райху, по Фельденкрайзу, по Александеру, БЭСТ по Зуеву, «Инсайт» М. Белокуровой и т. д.

Собственно, этот компонент подавления в конце концов приводит к возникновению так называемых мышечных блоков, или, как обо­значил Вильгельм Райх, мышечной брони. А. Лоуэн, развив эту идею, сформировал особую классификацию типов характера в зависимос­ти от рисунка хронических мышечных напряжений.

3. Паттерн дыхания. В тех компонентах, которые мы разбирали выше, дыхание уже присутствовало как органично вплетенное в их структуру.

Я решил выделить дыхание в отдельный компонент в силу того, что именно оно является связующим звеном между телом и душой.

Дыхание — это мост между базовыми элементами физического и духовного начал человека.

Любое состояние человека имеет определенный рисунок дыхания' направление, глубину, быстроту, плавность, соотношение между выдо­хом и вдохом, вдохом и выдохом, характеристики перехода от вдоха к выдоху, от выдоха к вдоху, темп, ритм, объем, разрывы, перехваты и т. д.

П. П. Блонский считал, что дыхание лучше характеризирует чело­века, чем любые другие системы: «Мы чувствуем себя так, как мы ды­шим» (Блонский, 1964). Он писало «мимикелегких»: сопении, вздохах, стонах, кашле, зевании, смехе, плаче — словом, о том богатом арсена­ле мимики легких, который вместе с речью делает легкие, безусловно, выразительнейшим органом эмоциональной жизни» (Блонский, 1964).

Опыт показывает, что каждое состояние сознания, всякое эмоцио­нальное переживание, любая внутренняя реальность связаны с осо­бым паттерном, или качеством, дыхания. Те или иные паттерны дыха­ния настраивают нас на ощущение и восприятие определенных ве-Щей. Изменяя способ дыхания, мы можем изменить содержание и ре­зультаты любого опыта, переживания, состояния. Например, когдачеловек испуган или расстроен, он может бессознательно впасть в пат­терн с высоким грудным поверхностным и неритмичным дыханием через нос. Переключившись на дыхание ртом, направляя медленный глубокий поток дыхания в полость живота или в область сердца, чело­век может вернуть себе уравновешенность и испытать приятное ощу­щение, связанное с релаксацией. Кроме того, человек, возможно, об­наружит, что определенные физические недомогания связаны с при­вычками направлять свое дыхание к тем или иным соматическим цен­трам или в сторону от них.

Таким образом, при связном дыхании мы не только прорабатыва­ем определенные негативные идеи, состояния, вытесненные в бессоз­нательное, но и воспроизводим паттерны дыхания тех или иных жиз­ненных обстоятельств. Более того, применяя те или иные приемы связ­ного дыхания, мы можем управлять и координировать наши состоя­ния в жизни и деятельности вне зависимости от обстоятельств.

Мы дышим так, как себя чувствуем. Рисунок дыхания, как лакму­совая бумага, проявляет наше состояние психики.

Каждое состояние психики — это также и состояние дыхания. Каж­дое состояние дыхания — это определенное состояние психики.

4. Структура мотивационно-потребностных процессов. Понятия мотивации и потребностей наиболее разработаны в советской психо­логии, особенно в теории деятельности. Процесс подавления проис­ходит во вполне реальных условиях существования человека, когда у индивида существуют вполне реальные, осознанные цели, внутрен­нее побуждение к удовлетворению потребности, определенные планы по достижению цели, подцели, операционный уровень и т. д. С одной стороны, часто сами потребности и являются объектом подавления, особенно те, на проявление которых существуют социальные табу. Не менее часто подавляются способы удовлетворения потребностей, хотя индивид и чувствует настоятельную потребность удовлетворять по­требность именно этим, а не другим, социально санкционированным способом.

С другой стороны, многие эмоциональные, поведенческие реакции подавляются в силу того, что их проявление находится в противоре­чии с мотивационной структурой личности, с ее ценностной ориен­тацией, сознательными целями и задачами.

Многие личностные проблемы, в том числе и психосоматические заболевания, представляют собой проявления внутренних конфлик­тов между одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивами индивида.

Существуют предположения, что некоторые типы мотивационных конфликтов специфичны для отдельных психосоматических заболе-ваний. Так, гипертоническую болезнь связывают с наличием конф­ликта между высоким социальным контролем поведения и нереализо­ванной потребностью человека во власти. Нереализованная потреб­ность вызывает агрессивность, проявить которую индивид не может из-за социальных запретов. Язвенную болезнь двенадцатиперстной кишки связывают с неприемлемой для самовосприятия потребностью в защите и покровительстве.

Неразрешимый конфликт мотивов, как и неустранимый стрессор, в конечном итоге порождает реакцию капитуляции, отказ от поиско­вой деятельности, что может проявиться в виде явной или замаскиро­ванной депрессии.

По этим причинам мы просто не вправе не включить структуру мотивационно-потребностных процессов в целостность подавляемо­го материала.

5. Содержание эмоционального состояния. Еще четыре года на­зад мы отмечали тот факт, что среди видов памяти, которые в класси­ческой психологии считаются основными, в процессе связного осоз­нанного дыхания превалирует моторная, эмоциональная, образная. Во всех направлениях психологии, психотерапии и психиатрии конца XX столетия идея эмоциональной насыщенности бессознательного мате­риала является общепризнанной.

Содержание эмоционального состояния является полноценным компонентом подавляемой ценности. Подавляются эмоции высокой интенсивности, при этом интенсивность является субъективной и определяется воспитанием, социокультурными особенностями той среды, в которой происходит формирование эмоционального отреа-гирования. Подавляются также способы проявления эмоций, которые жестко связаны с мотивационной потребностной структурой лично­сти и социальными табу на тот или иной способ проявления эмоций. Подавляется и содержание эмоции, раскрытие которой в той или иной степени оценивается субъектом как опасное или неприемлемое.

6. Образное пространство. Используя понятие «образ», в этом компоненте мы придерживаемся его узкого толкования, преимуще­ственно как перцептивной формы знания. В когнитивной психологии проведено много исследований соотношения образа, возникающего в результате актуального восприятия, с представлениями тех же самых предметов и событий. Анализ пространственных преобразований вос­принимаемых и представляемых предметов свидетельствует о близос­ти лежащих в их основе процессов (С. Косслин, Р. Шепард). Суще­ствует предположение о существовании нейрофизиологической структуры «зрительного буфера», активация которого сенсорной ин-формацией (сенсорный код формируется базовыми компонентами ЦПР — психофизиологическим, рисунком мышечного напряжения, динамическим паттерном дыхания) или сведениями из долговремен­ной памяти приводит к возникновению наглядного образа.

Существование этого компонента в структуре подавляемого мате­риала обязательно. В основном подавление происходит в тех или иных жизненных обстоятельствах. Подавлению сопутствует образный ком­понент. Это может быть кабинет начальника, когда у подчиненного все дрожит от непроявленного гнева, или больничная койка, когда паци­ент не может проявить страдание в силу того, что это не укладывается в его личностный конструкт, в образ «Я».

Образное пространство, как правило, является социальной репре­зентацией сил, включающих систему защитных механизмов личности

Когда подключаются защитные механизмы личности? Если содер­жание, интенсивность или форма проявления переживания социаль­но табуированы. В образном пространстве эти социальные табу оп­редмечиваются реальными референтными лицами, реальной ситуа­цией личностного опыта.

Образный компонент отсутствует или мало выражен в том случае, когда подавление связано с внутренними запретами и внутренними переживаниями, хотя на самом деле они тоже имеют корни, которые сопровождаются образным пространством.

7. Ментальный компонент. Этот компонент сводится к мыслям, идеям, вербальным конструкциям, сопровождающим ситуацию по­давления или включение других защитных механизмов личности. Это идеи типа «Я плохой и мне это запрещено делать», «Так не при­нято», «Мужчине это не к лицу», «Мне этого никогда не простят», «Никто не может меня полюбить», «Нельзя быть настолько счастли­вым» и т. д.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.