Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 16 страница



Именно в целостности бьется духовное сердце самосовершенство­вании за пределами всех форм, за пределами отождествлений, за пре­делами человеческой дуальности. Путь самосовершенствования и раз­вития личности — это путь не изменения форм, а их интеграции в целостности. В соответствии с этой целью психология третьего тыся­челетия должна опираться на опыт психодуховных традиций, быть открытой огромному полю психотехник, начиная от различных эзо­терических практик и заканчивая искусством.

Возможен последний шаг в трансформации — полная интеграция личности за пределами брахма-вихары. Это совершенная мандала ин­теграции (см. рис. 15).

Рис. 15. Полное просветление

Уже нет личности, ни «Я», ни «не-Я», нет служения, нет милосер­дия, нет четырех драгоценных состояний сознания, нет отношения и связи с реальностью, нет пульсации желаний. Ничто человеческое не узнаваемо в этой мандале. Говорят, что в этой мандале пульсирует окно в божественное. Я видел это, когда впервые мой сын после рождения открыл глаза и посмотрел на меня, сквозь меня, за пределы меня. Я там увидел вечность за пределами человеческого, я не увидел там ничего человеческого. Сейчас я знаю, что нас «не минует чаша сия».

Сейчас я знаю, что полная интеграция, тотальное уничтожение лич­ности, полет в Брахму, где пройдена точка возврата и служения лю­дям, абсурдна. В брахма-вихаре рождается Божественный Ребенок, сдувающий своим дыханием пыль суеты с зеркала Равностности.Равностность — это одновременно состояние и срединный, интег-ративный путь жизни. Смысл этого пути в том, что он вбирает в себя все остальные формы возможного духовного пути. И рассматривает все остальные традиции как некие возможности, как некие формы, переживаемые сознанием, которые человек может объективизировать, наполнить их личным смыслом и, таким образом, выстраивать свой уникальный, индивидуальный путь к интеграции.

При этом традиции являются лишь временным материалом, а пси­хотехники, используемые в традициях, — временным инструментом для личностной интеграции и существования в Махакаруне, Великой Равностности.

Главное — это то, что личность не отождествляется ни с одной тра­дицией.

Человек, идущий этим путем, — ни даос, ни буддист, ни христиа­нин, ни тантрист, но при этом использует формы этих традиций в хо­листических целях, в целях достижения целостности и поддержания этого состояния.

Человек, выбравший Равностность как цель и идущий срединным путем, похож на ребенка, который знакомится с игрушками, а потом выбрасывает их. Он также знакомится с традицией, играет с традици­ей и выбрасывает традицию, зная о ее существовании. И в таком смыс­ле это срединный путь, предполагающий неотождествленность с тра­диций. Это божественная игра, где ребенок имеет все игрушки и не имеет ни одной.

Равностность не противоречива и не становится в оппозицию, по­тому что вообще не имеет никакой позиции.

Сохраняя Равностность, ты все понимаешь: что хочет этот человек и что другой. Уши твои открыты голосам жизни. Сердце твое живет в Любящей доброте, Радостности и Великом сострадании сущему. Од­новременно зеркало твоего осознания чисто и отражение четко и ясно.

Психология призвана извлекать и интроецировать в свое концеп­туальное поле психодуховный опыт, накопленный в неистовом поиске человеком своих высших духовных состояний для усиления его само­понимания и самосовершенствования.

Провозглашая в 1990-е годы принцип многомерности истины в ка­честве частнометодологического принципа прикладной психологии, мы имели ввиду ее открытость и необходимость встроить существующие практики работы с человеком, которые уже показали свою эффектив­ность и надежность в течение тысячелетий, удовлетворяя базовую по­требность человека в духовных аспектах своего существования, но не применялись в академической психологии из-за идеологических шор.

Уже второе десятилетие, занимаясь психологическими практика­ми, опираясь на огромный практический опыт взаимодействия с де-сятками тысяч людей, я могу сказать, что не может существовать уни­версальной психологической модели для всех.

На феноменологическом уровне мы не можем встретить двух одина­ковых людей даже по структуре, не говоря о содержании. Да, есть тип людей, идентифицированных в основном с «Я»-материальным, или с «Ял-социальным, или, что реже встречается, — с «Я»-духовным. Уже на уров­не этой дифференциации мы можем говорить о различной мотивации, о различном поведении, о различном восприятии и оценке реальности, о различных типах людей и соответственно о потребности развертывать различные типы психологии, как теории, так и психотехники.

В реальной социальной культуре существуют совершенно разные образы человека. В современной психологии в соответствии с реаль­ностью многообразия предмета должны существовать совершенно разные типы психологической концептуализации и методологии прак­тической работы с человеком, разные языки осмысления психическо­го и соответствующие психотехнические пространства.

И потому, господа психологи и психотерапевты, творите каждый раз с каждым человеком новый мир — простор психического открыт и нет границ ни во времени, ни в пространстве.

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС: СТРУКТУРА И ДИНАМИКА

Психодуховный кризис является особым этапом в развитии лич­ности, когда инициируется процесс объединения внутренних подси­стем материального, социального и духовного «Я» в единое целостное пространство, наступает время переоценки всех ценностей, и в этом процессе личность начинает переосмысливать свое место в жизни и основные экзистенции.

Еще в начале 1990-х годов мы рассматривали психическое простран­ство как систему, с одной стороны, ограниченную индивидуальным «Я» и физическими структурами тела, с другой — открытую опыту всего человечества и духовным реалиям бытия. Во время психодухов­ного кризиса начинается процесс трансценденции индивидуальных ограничений и перехода на более целостный уровень существования.

Этот процесс отражен во многих духовных направлениях челове­чества и является неотъемлемой частью личностного развития. Но чтобы изначально четко ограничить предмет нашего обсуждения, мы хотим описать наше понимание психодуховного кризиса.

Анализ слов «псюхе» и «дух» уже показывает нам правильный век­тор размышлений над предметом нашей книги и одновременно на уров­не словесно-логического разворачивания ставит в некоторый тупик.При первом приближении становится понятно, что личность, вов­леченная в психодуховный кризис, испытывает переживания, кото­рые возникают при столкновении индивидуальной психической орга­низации с Духом, по традиции имеющим онтологический, надличнос­тный характер.

Понятие «псюхе» в материалистической психологии раскрывалось как свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объек­тивную действительность и на основе формируемого при этом образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведения. Когда зрелым умом анализируешь это определение, возникает комп­лекс неполноценности и мысль о том, насколько мы были ограничен­ными, чтобы считать такое определение истиной. В соответствии с за­конами формальной логики оно не может претендовать даже на опи­сание этого понятия.

Я долго думал о том, почему студентам так трудно запомнить даже основные определения категорий психологии. Наверное, так проис­ходило потому, что они плохо соотносились с фактом индивидуаль­ных переживаний «псюхе» и бессознательным сопротивлением иска­женным представлениям.

А психология, которая является наукой о факторах, закономерно­стях и механизмах проявления психики, оказывается феноменологи­ческой дисциплиной по определению и изначально только в переводе с греческого опредмечивает «псюхе», но затем на любом следующем этапе анализа убегает от своего предмета.

Не зря в греческой мифологии душа олицетворялась в образе ба­бочки или девушки. И тот, и другой предмет на некотором расстоянии и в некоторых ситуациях вызывает эстетический восторг и чувство духовного восхождения. Наверное, то, что мы называем психологией, правильнее было бы назвать по аналогии с философией филопсихеей (1реч. phik'o — 'любовь', psyche — 'душа'). В крайнем случае, это было бы честнее. В таком понимании психология выглядела бы особой фор­мой общественного сознания, системой идей, взглядов, отношений по поводу души. Собственно, каковой она и является в настоящее время.

Не менее грустно дело обстоит с понятием «дух».

Во-первых, часто понятия «душа» и «дух» определяются друг через друга. Психика определяется как духовная организация человека, со­вокупность его душевных качеств. Что скрывается за такими опреде­лениями, трудно вообразить даже шизофренику с галлюцинаторной симптоматикой. Создается впечатление, будто психологи, философы и теологи специально договорились скрывать свою интеллектуальную импотенцию за понятиями с нулевым объемом.

Во-вторых, само понятие «Дух» по традиции не рассматривалась в проблемном поле психологии как науки. Попытки включить содержание этого понятия в смысловое пространство современной психоло­гии встречают достаточно сильное сопротивление. Ярким примером тому может служить отношение к трансперсональной психологии в академических кругах.

В-третьих, мы должны признать методологическое бессилие в рас­крывании категории Духа в психологии.

Мне кажется, что существует некий социальный договор профа­нации базовых категорий психологии, и многотомные «психологии» являются фиговым листком, прикрывающим нагое бессилие ученых мужей заниматься своим предметом.

Одновременно мы должны признать, что наука о душе существует и пользуется огромной популярностью, а специалисты, занимающие­ся Духом, процветают, поражая важностью и многозначительностью. Особенно это касается систем мировых религий и различных религи­озно-духовных конфессий, которые занимаются массовым целенап­равленным оболванием людей.

В начале этого раздела мы указали на правильность направления наших размышлений, когда анализировали понятие «психодуховный».

Чтобы еще больше не усложнять предмет этого раздела, мне кажет­ся необходимым упростить название данного вида кризиса. Понятно, что кризис переживается личностью и проявляется через личность. В силу того, что духовные измерения личности, в отличие от матери­альных и социальных, имеют отчетливо субъективный характер, ссыл­ка на индивидуальность переживаний нам кажется излишней. Мы мо­жем обозначить кризис как «кризис духовного Я», но духовный кри­зис переживается не только личностью, а может охватить малые и боль­шие социальные группы, хотя по происхождению, содержанию, эта­пам и векторам развития личностный духовный кризис не отличает­ся от социально-психологических духовных кризисов.

Анализировать духовный кризис мы будем на малой модели — на уровне личности, иногда используя примеры и сравнения социально-психологических духовных кризисов.

Термин «духовность» мы применяли для обозначения ситуаций, когда человек вовлекается в переживания, имеющие отчетливый над­личностный и сакральный («нуминозный») характер и находящиеся за пределами повседневного, «профанического» состояния сознания. Мы хотим несколько «приземлить» сами духовные состояния, имею­щие интерперсональное и трансперсональное содержание.

Современным понятием, описывающим непосредственное пере­живание духовного опыта, является термин «трансперсональный», означающий выход за пределы обычного способа восприятия и ин­терпретации мира с позиций ограничений социального и материаль­ного «Я».Автор книги за последние 15 лет провел 400 тренингов с участием более 15000 человек. Опыт этих тренингов показывает, что законы и тен­денции функционирования духовного «Я» не отличаются от законов и тенденций других структур «Я». В связи с этим мы не хотим придавать духовному «Я» особый приоритет. Приоритеты духовных измерений существуют в тех кругах, где удовлетворение духовных потребностей человека является способом расширения своего материального и соци­ального «Я», реализации финансовых и карьерных амбиций.

В трансперсональной психологии делается акцент на уникальность духовного кризиса. Мы считаем, что феномен духовного кризиса уни­версален для любой личности, и если человек имеет сознание, то перед ним непременно возникают проблемы духовного самоопределения и он так или иначе вовлекается в переживание духовного кризиса.

Полноценное становление личности предполагает преодоление той стадии развития на протяжении жизни, которая ставит человека в уникальные условия и предлагает проблемы духовного содержания, которые человек должен решить, чтобы развиваться дальше.

Даже не вовлекаясь в процесс духовного поиска и самосовершен­ствования, мы так или иначе задумываемся о таких вещах, как смысл человеческого существования, смерть и возможность посмертного существования, обращаемся к категориям фундаментальных законов бытия и трансцендентным измерениям.

Психодуховные кризисы часто являются неотъемлемыми спутни­ками возрастных кризисов: пубертатного, экзистенциального юношес­кого, середины жизни и инволюционного. Однако зачастую кризис­ные проявления начинаются спонтанно и не связаны с тем или иным выше обозначенным периодом.

Чтобы более четко разобраться с содержанием духовного кризиса, имеет смысл проанализировать структуру духовного «Я» и основные его механизмы реализации.

Структура духовного «Я»

Нам хочется отметить, что духовное «Я» является наиболее интег­рированным образованием человеческой личности. Как известно, Уильям Джеймс первым из психологов начал разрабатывать пробле­матику «Я-концепции». Глобальное, личностное «Я» (Self) он рассмат­ривал как двойственное образование, в котором соединяются «Я»-со-знающее (I) и «Я»-как-объект (Me). Это две стороны одной целостнос­ти, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт («Я»-сознающее), а другая — содержание этого опыта («Я»-как-объект).

Именно в духовном «Я» сознание («Я»-сознающее в терминологии Джеймса) и осознание содержания («Я»-как-объект) являются одним тем же или почти одним и тем же. Вне сомнения, всякий рефлексив­ный акт предполагает идентификацию «Я»-как-объекта, но в духов­ном «Я» устанавливается нерасторжимая связь познаваемого и позна­ющего. Одно сводится к другому или, точнее, одно является другим. Духовное «Я» — это всегда одновременно и «Я»-сознающее, и «Я»-как-объект. Более того, на мой взгляд, именно в духовном «Я» содержание сознания приобретает глобальную регулятивную функцию всей ак­тивности личности.

Бытует мнение, что у основной массы людей «Я»-духовное не зани­мает большого пространства. На мой взгляд, основным качеством, ко­торое отличает человека от других биологических единиц, и является огромная система общечеловеческих ценностей, которую мы обозна­чаем как «Я»-духовное.

Любая личность, имеющая сознание, как истинно человеческий регулятивный механизм имеет «Я»-духовное.

Ядро «Я»-духовного — это интимные, сакральные смыслы, кото­рые касаются стержневых проблем человеческого бытия. Мы обозна­чаем эту структуру как экзистенциальное ядро, чтобы предельно вы­разить его сущностную значимость для человеческого существования.

Наиболее важной экзистенцией в этом ядре является семантичес­кое пространство, которое, как правило, требует предельных усилий человеческого сознания для поиска смысла существования и ответов на вопросы: «Зачем я живу на земле?»; «В чем мое предназначение?»; «Зачем люди рождаются и проживают жизнь?». Смысл жизни — это то, что делает человека личностью и индивидуальностью.

На уровне материального и социального «Я» смысл жизни состоит в самом процессе физического и социального существования.

В духовном «Я» смысл жизни находится за пределами самого факта человеческого существования и формируется воля к жизни, как созна­тельная реализация того или иного смысла жизни, которая неизбежно приводит к созданию индивидуального образа жизни и модели мира.

Кардинальная важность психодуховного кризиса заключается в том, что в нем происходит переосмысление смысла жизни, пересмотр ответа на вопрос «зачем жить?». Воля к жизни рождается в горниле психодуховного кризиса и является психологическим механизмом выживания в экстремальной ситуации, когда базовые экзистенции приходится менять или, наоборот, отстаивать вопреки давлению не­благоприятных обстоятельств (в том числе трагических — смерть близ­кого человека, тяжелая болезнь, инвалидность).

Ближние проблемы, ассоциированные со смыслом жизни, касаются наиболее важных социальных чувств человека — одиночества, экзис­тенциальная грусти, тоски, духовной любви, сострадания и сопережи­вания, радостности бытия, служения, чувства счастья и гармонии.В структуре духовного «Я» мы можем также вычленить морально-нравственные индивидуальные ценности, которые преобразуются в систему требований, норм и моделей поведения. Мы настаиваем на уникальности и индивидуальности этой морали в силу того, что уве­рены в уникальном содержании интерпретации тех нравственных ценностей, которые декларируются обществом.

Как мы неоднократно указывали, идентификация включает три основных компонента:

• когнитивный — осознание структуры и содержания со всей совокупностью признаков объекта идентификации,

• эмоционально-оценочный — эмоционально переживаемое от­ношение,

• поведенческий — соответствующая реакция, которая выража­ется в поведении.

Особенность духовных идентификаций заключается в их глобализме и онтологическом характере. Этот характер отражается как на когни­тивном, так и на эмоционально-оценочном и поведенческом аспектах.

Наиболее ярко всеобъемлющий характер духовных идентифика­ций проявляется в нравственных принципах (представления о добре и зле, правильности или неправильности отношения и поведения, мысли и чувства). На мой взгляд, именно в духовном «Я» находятся соотносимые с реальной активностью личности высшие эталоны че­ловеческой жизни и проявления, духовные идеалы. Несоответствие этим эталонам реальной мысли, чувства, действия приводят самым значимым и базовым личностным чувствам — угрызениям совести и чувству вины, греховности.

В качестве высших эталонов могут выступать различные реальные и вымышленные персоны, которые на различных стадиях личностной эволюции могут меняться.

Не так важно, кто является эталоном — отец, мать, их отношения, бабушка, дедушка, известный певец, Заратустра в интерпретации Фридриха Ницше или Будда Шакьямуни. Важна их регулятивная роль. Важно сравнительное соотнесение интроецированного гештальта с потенциальной или реальной поведенческой реакцией, отношением, оценкой, мыслью или чувством.

Человек ценит себя в той мере, в какой существует тождество с эталонной персоной, и утрачивает свое достоинство в той мере, в ка­кой испытывает отрицательное и пренебрежительное отношение к себе по сравнению с этими высшими эталонами.

Вне сомнения, общество обусловливает форму и содержание про­цесса формирования духовного «Я». Часто оно предоставляет гото­вые структуры духовного «Я». Таковыми являются все мировые рели-гии, некоторые всеобъемлющие философские системы и почти любая идеологическая машина, которую выстраивает государство для под­чинения и эксплуатации личности.

Но мы не должны переставать думать о том, что сознание человека активно и ничего не принимает без своей интерпретации, что прельща­ет не факт существования персоны как некоторого идеального образ­ца, а то содержание, которое вкладывает личность в эту персону. Не объекты идентификации имеют контролирующую и регулятивную силу, а их осмысление, интерпретация, своеобразное переживание личностью.

В современном обществе распространено мнение, что духовные измерения мало интересуют большинство слоев населения.

Обыденное сознание людей почему-то идентифицирует духовные области существования или с религией, или с медитациями, или с ка­кими-нибудь сектантскими движениями.

Конечно, человек достаточно редко обращается к глобальным про­блемам бытия и, может быть, не каждый день задумывается о смысле своего существования. Не это важно. Важно, что психодуховные цен­ности ежедневно и ежечасно реализуются через материальное и со­циальное «Я» и человек все время существует, соизмеряясь с духов­ными измерениями бытия.

Духовное развитие человека предполагает радикальное преобразо­вание «нормальных» черт личности, пробуждение скрытых прежде возможностей, вознесение сознания в новые для него сферы, а также новую внутреннюю направленность деятельности. Не удивительно, что такая великая перемена, такая фундаментальная трансформация про­ходит несколько критических стадий, которые нередко сопровожда­ются психодуховными кризисами различной интенсивности, содер­жания и продолжительности.

Если основные смыслы человеческого существования не разреша­ются на каком-то этапе и в каком-то приближении, то возникает экзи­стенциальная пустота и человек вплотную сталкивается с абсурдом существования. В этот момент жизнь становится попыткой превоз­мочь абсурд человеческого существования. Часто это похоже на ши­зофреническое стремление построить дом на зыбучих песках.

То, что люди не занимаются духовными областями существования ежедневно, является признаком психического здоровья. В конце кон­цов, тысячелетиями предпринимаются попытки, а тотального и оконча­тельного разрешения основных проблем жизни человеческой не не произошло. Для разрешения экзистенциальных проблем нужен особый момент, особые обстоятельства жизни и состояния сознания. Они раз­решаются во время пиковых, запредельных, сакральных, нуминозных переживаний, имеющих глубоко интимный, непередаваемый характер.Одновременно духовное «Я» - единственная структура личности, которая может связать и связывает личность с вечностью и вневре­менным существованием, возможностью обладать всем мыслимым пространством и «быть как боги».

Именно поэтому в духовных областях существует огромное коли­чество смыслов, которые в основном касаются духовного самосовер­шенствования. В «Я»-духовном находится то, что мы обозначаем как религиозные идентификации (я — буддист, я — православный, я — мусульманин и т. д.). В духовном «Я» существуют представления о ду­ховном пути, огромное количество психопрактик, которые предостав­ляют возможность трансцендирования «Я»-социального и «Я»-мате-риального и насыщения истыми переживаниями и новыми прозре­ниями «Я «-духовное.

В психологии существует достаточно много концепций о том, что является пиковым выражением духовного «Я».

Некоторые психологи так обозначают стремление к самоактуализа­ции, другие — к самореализации, третьи — служение. В менее прагма­тичных духовных движениях мы встречаемся с «ахимсой гуру» или свя­щенными обязанностями учителя по отношению к своим ученикам.

Структуры идентификации отражают жизненные цели и формы активности, которые люди себе выбирают, указывают не только на их тип, но и на уровень их внутреннего развития.

Цель духовных идентификаций лежит за пределами материально­го мира: духовный рост, знания, ментальность.

Как мы уже указывали выше, цели материального и социального «Я» — конкретные вещи мира, особенно «физическая четверка»: день­ги, власть, секс, общественное положение. Надо отметить, что высшие ступени духовной активности полностью девальвируют эти ценности и трансцендируют «Я».

Особенно показательны в этом отношении поиск и реализация так называемого просветления.

Основные тенденции духовного «Я»

После конспективного изложения содержания и структуры духов­ного «Я» остановимся на основных тенденциях этой большой подсис­темы личности.

Первая тенденция, которая существует в духовном «Я» и манифес­тируется на всех уровнях, подструктурах личности — это расшире­ние пространства, или экспансивная тенденция.

Пока человек расширяет пространство своего «Я»-духовного, это считается позитивным эволюционным и биографическим шагом. Дет­ское стремление «стать большим» доминирует в человеке до тех пор, пока он имеет достаточный уровень витальности. Когда мы говорим«Он (она) имеет вес» в духовном движении, то указание на чисто ма­териальную сторону («вес» — понятие физическое) показывает, что «Я» — духовное в человеке значимо и его (ее) весомый вклад (в фило­софию, в психологию, направление науки, совершенствование обра­зования...) оценено социальным окружением.

Чем большее интеллектуальное пространство захватывает идея, концепция или теория, порожденная лидером, тем он ценнее не толь­ко в социальном плане, но и в плане внутренней самооценки.

В этом смысле интеллектуальная экспансия и популярность явля­ются неким критерием того, каким образом человек расширяет свое пространство, какой у него потенциал «Я»-духовного.

На уровне социальных установок и личностной самооценки рас­ширение ареала влияния идеи и вообще расширение влияния счита­ется позитивным.

Экспансивная тенденция управляет не только поведением челове­ка, но и реальной активностью больших и малых человеческих групп и этносов. Мы можем четко и однозначно проследить данную тенден­цию в развитии любой мировой религиозной системы, философской или научной школы.

Некоторые аналогии можно обнаружить в биологических сооб­ществах.

Мы можем даже предположить, что запускающий механизм мало управляется человеком сознательно, так как опирается на бессозна­тельную инстинктивную природу подавления и захватывания все больших ареалов выживания. Чем больше ареал у вида, тем больше у него возможности к воспроизводству, возможности выжить за счет биоценоза. Это нормальный эволюционный, биологически оправдан­ный механизм.

Но есть кардинально важное отличие проявления экспансивной тенденции «Я»-духовного: захватывается пространство социального сознания через каждую рефлексирующую личность. И в силу того, что духовное воспроизводство считается приоритетным для сохране­ния специфически человеческих качеств, у Эго появляется возмож­ность не только обусловить мышление, осознание реальности, мораль, модель мира представителей своего поколения, но и иногда влиять на мировосприятие, мировоззрение многих и многих поколений после своей жизни. Образцами в этом отношении являются Лао-цзы, Будда, Христос, Магомет, которые для огромного количества людей все еще определяют не только стиль мышления и мировоззрение, но и струк­туру, содержание материального и социального «Я».

Любой вклад в экспансивную тенденцию возвращается сторицей. К сожалению, среди людей мало таких, кто может стать учителем жизни. Социум обучает всему, но не решает личностные духовные проблемы.Необходим огромный вклад в экспансивную тенденцию для доста­точно устойчивого освоения интеллектуального пространства и сверхусилия — для того чтобы вклад «Я»-духовного возвращался уче­никами, признанием, славой и живым вниманием адептов. Любая ос­тановка в экспансии смерти подобна, а любое сужение ареала влияния смертью и является. Вне сомнения, «Я»-духовное обладает относитель­ной автономностью, самостоятельностью и самодостаточностью по сравнению с другими подструктурами. Но учение умирает без учени­ков, без их поддержки, понимания и сопереживания. Без учеников умирает и Духовное «Я» учителя.

Трансформационная тенденция — изменение концептуального про­странства, нахождение новых признаков, качеств идеи, углубление понимания определенных тем жизни, изменение структуры духовно­го. Накопительная экспансивная тенденция всегда имеет предел, осо­бенно в условиях информационного бума и специализации знания.

Более того, простота, доступность, внутренняя красота и изящество многих идей иногда являются самыми выигрышными сторонами лю­бого продукта сознания, особенно духовного характера.

Достижение уникальной идеи, состояния, переживания, качеств личности именно в «Я»-духовном является более перспективным. Любой так называемый личностный рост или духовное самосовершен­ствование представляют собой больше трансформационный, нежели конативный, экспансивный шаг.

Все, что более или менее значимо в «Я»-духовном, — продукт транс­формации, изменения, а часто разотождествления с определенными аспектами «Я». А высшие состояния сознания, каковыми являются любовь, сострадание, радостность и Равностность, просветление, яв­ляются переживаниями самого уникального качества.

Третья тенденция «Я» на духовном уровне — консервативная, ко­торая проявляется в гомеостатической реализации личности, в стрем­лении удерживать равновесие и сохранить свою структуру смыслов и идентификаций. Если выражаться более точно, консервативная тен­денция личности проявляется в ригидности осознания структуры и содержания объекта идентификации, жесткости в эмоционально пе­реживаемых отношениях и неготовности к изменениям программы поведения. Консервативная тенденция в личности показывает степень идентифицированное™ с объектом, насколько жестко мы привязаны к своим идеям, эмоциональным оценкам и поведенческим актам.

Консервативная тенденция выполняет важную функцию — обес­печивает структурность, целостность, индивидуальность личности, стабильность существования человека. Более того, за счет этой тен­денции обеспечивается устойчивость микро- и макросоциальных со­обществ.Одновременно эта тенденция имеет и негативные последствия:

• часто при высоком динамизме жизни личность не может дей­ствовать в соответствии с новыми ситуационными требовани­ями, проявляет неготовность к отказу от уже сформированных потребностей и от привычных способов их удовлетворения или к принятию новых мотивов деятельности;

• в духовном «Я» консервативная тенденция часто проявляется в излишней фиксированности на идеях и переживаниях, жест­кости, ограниченности эмоциональной оценки тех или иных событий, а также в образовании сверхценных смыслов;



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.