|
|||
В. В. КОЗЛОВ 19 страницаТфИИМЧИВОСТИ. За счет опыта кризиса в этой фазе у личности появляются новые механизмы разрешения конфликта и развиваются новые способы адаптации, которые помогут человеку в будущем более эффективно справляться с такой же или подобной ситуацией. Главным уроком кризиса, на мой взгляд, является Равностность. Это состояние равного отношения ко всем и ко всему — глубинное выражение фактуальности жизни. Для нас жизнь — это всегда вовлеченность в отношения. Мы кого-то любим, кого-то ненавидим, к кому-то равнодушны, кого-то презираем, что-то считаем правильным, что-то неправильным... В Равностности нет разницы между (людьми в зависимости от пола, возраста, расовой, кастовой или этнической принадлежности, достатка, образования, родственных [отношений... Наши эксперименты в «Проекте Сознания» показывают, что Рав-I ностность является фактуальнои характеристикой индвидуального (свободного сознания (Атмана, души-разума). Одновременно это состояние, когда главным остается служение I другим людям и человек полностью проявлен в своей духовной потен-1 ции. Он свободен от отождествлений, желания быть кем-то и чем-то, но урок мудрости, полученный из кризиса, делает его проводником I высших ценностей человеческого существования — любви, милосердия, сострадания, понимания, сопереживания. Именно кризис выяв-| ляет сущностное понимание гуманизма как признания самоценностичеловека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Урок кризиса в высших проявлениях является уроком добродетели — священной обязанности служения каждому человеку на жизненном пути. Завершение Когда кризис завершен, человек становится «умудренным опытом». Я предельно уверен, что личность не может приобрести качество мудрости в обыденности. Учитель рождается в горниле кризиса. Более того, любая стуящая личность формируется только через опыт кризиса. Собственно кризис закончился. Во внутреннем пространстве уже есть ясность понимания и «соль жизни на твоих ладонях». Но внутренней ясности недостаточно для полного завершения. Кризис обретает завершенность только в том случае, когда его опыт проявляется в возвращении в привычный социум и служении другим людям. Для меня образцом возврата и служения после духовного кризиса является мифологическая биография Иисуса Христа из Назарета. В Евангелии от Марка описывается, как Спаситель обращается к рыбакам Петру, Симону и Андрею со словами: «...идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Марк, 1:17). Древнееврейское выражение «леху ахара» (идите за Мной) употреблялось тогда, когда духовный учитель предлагал определенным людям стать его учениками и последователями. Именно готовность сказать «леху ахара», помочь другому словом, делом, сопереживанием и является высшим выражением завершения кризиса. Ценность людей, которые прожили глубокий кризис, чрезвычайно велика не только для духовной, но и для социальной и материальной жизни общества. Есть мудрая поговорка «За одного битого двух небитых дают». Часто опыт переживания личностного кризиса становится бесценным даром прозрения для сотен тысяч людей. Для многих людей моего поколения опыт Павки Корчагина был образцом преодоления трудностей. И даже сейчас, когда многие акценты оценок сместились, я чувствую его героический дух воина еще и потому, что он смог преодолеть эгоцентрические мотивы и для него потребность служить обществу была основной и непреодолимой. Прохождение кризиса может быть и менее драматичным. Многие переживают кризис, но немногие достигают мудрости. Не всегда кризис вплетает в себя все пять форм в пиковой интенсивности. Мы переживаем в своей жизни много кризисов. Они похожи на серии кругов, подобно спирали, в которой личность возвращается снова и снова к своей обыденности, но каждый раз достигает более высокой перспективы, если, конечно, какой-то из кризисов не приведет полному уничтожению личности и невозможности возврата в привычное лоно жизни.Какое же значение имеет для нас этот время от времени повторяющийся опыт агонии Эго, который мы называем личностным кризисом? Для меня ясно, что кризисы являются эволюционным вызовом. Это последний механизм селекции наиболее мощных и сильных личностей в борьбе за социальное выживание. Это мощное, извечное переживание, испытание которого приводит к предельной эффективности человека как носителя человеческого. Мы можем вспомнить в связи с этим Лао-цзы, Будду, Махавиру, Бодхидхарму, Христа и тысячи других имен, для которых кризис стал горнилом нового понимания жизни. Но всех их объединяет то, что благо человека — это критерий оценки всего происходящего в жизни, а сам человек может быть для другого человека только целью, а не средством. Ко многим кризис приходит непрошеным гостем. Но эта ситуация является именно тем зовом, который ты можешь услышать и следовать за ним. Кризис представляет собой сакральный процесс, скрытый в человеческой психике и таящий в себе эволюционный потенциал. Именно он может привести к реконструкции психики, личности и сознания того порядка, который эволюционно необходим для человека и человечества. И потому да здравствует кризис и возможность пережить его мистерию во всех пяти формах. Именно он рождает личность менее конфликтную, свободную от прошлого, менее привязанную к своим обусловленностям и к стадной ментальности, более здоровую и целостную. Именно кризис рождает все лучшее в человеческом. Основная идея работы с психодуховным кризисом заключается в следующем: если кризис начался, ему нужно дать пройти все его логические этапы, поскольку временное торможение кризисных процессов, а также применение лекарственных средств только растягивают кризис во времени, но не приводят к скорейшему разрешению проблем клиента и выходу личности на новый уровень целостности. Стратегии консультирования и психотерапии при психодуховных кризисах С каждым годом человек приобретает новые знания, умения, навыки, становится мудрее, опытнее, умнее, то есть человеческий дух эволюционирует — повышает свою целостность и внутреннюю непротиворечивость. Кризис бросает вызов эволюции духа, так как представляет собой процесс дезинтеграции. Душа человека не терпит застоя, и если во время процесса трансформации личности работа по освобождению духа становится актуальной, но не совершается добровольно, со знанием цели и не сопровождается значительными усилия-ми, тогда силы трансформационного процесса овладевают личностью и способны сокрушить ее. Кризис — это зов перехода в новое качество, это некая прерывистость в линейной области эволюции личности как сложной системы. Как мы указывали выше, при этом существует полярная противоположность векторов дезинтеграции: • скачок в развитии и в психодуховной эволюции, когда исчезает старый, изживший себя образ «Я» и происходит его обновление, возрождение и замещение новым, более действенным. Позитивную дезинтеграцию мы можем рассматривать как некое возрождение, процесс обновления является естественным циклом, обладающим благотворным потенциалом для роста и трансформации личности; • углубление кризиса с потерей витальности, то есть негативная дезинтеграция с преобладанием отрицательных эмоций, носящих астенический, пассивно-бессильный характер. Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации с возможным переходом в невроз, срыв, когда человек полностью деморализован и смирился с поражением. Наступают те негативные последствия, которые кризисное состояние оставляет в организме — депрессия, начальные стадии психосоматических заболеваний, которые могут перейти из стадии начальных, преимущественно обратимых нарушений в стадию нарушений стойких, органических. Негативная дезинтеграция — это причина суицидальных намерений индивида, которые могут привести к его смерти. Под позитивной дезинтеграцией мы понимаем составную часть психологического кризиса, которая является элементом качественного личностного роста и развития. Понятие «духовный кризис» построено на игре слов, значение которых предполагает и кризис, и возможность подъема на новый уровень сознания. Китайская пиктограмма слова «кризис» полно и точно отражает идею духовного кризиса. Она состоит из двух основных радикалов: один изображает опасность, второй — возможность. Это своего рода коридор, проход по которому часто бывает трудным и пугающим, но состояния напряжения и страха заряжены потрясающе сильным эволюционным и целительным потенциалом. Если правильно понять духовный кризис и относиться к нему как к трудному этапу в естественном процессе развития, то он способен привести к спонтанному исцелению различных эмоциональных и психосоматических нарушений, благоприятному изменению личности, разре-шению важных жизненных проблем и эволюционному движению к тому, что называется высшим сознанием, Из-за того, что в кризисных состояниях присутствует как пози-чвный потенциал, так и опасность, человек, «обнаживший» свой духовный кризис, нуждается в умелом руководстве со стороны тех, кто |имеет личный и профессиональный опыт экстраординарных состояний сознания, знает, как относиться к ним и поддерживать их. Если психодуховный кризис рассматривать как патологическое явление, а к индивидам, переживающим его, применять различные подавляющие методы лечения, включая контроль над симптомами с помощью медикаментов, то можно помешать позитивному потенциалу процесса. Человек, подавленный длительной зависимостью от транквилизаторов с их хорошо известными побочными эффектами, потерявший жизненные силы и смирившийся со своим состоянием, представляет резкий контраст с теми счастливцами, которые пережили трансформирующий кризис в обстановке, когда он был распознан, поддержан и смог достичь своего завершения. Стратегии профессионального взаимодействия с клиентом или пациентом, проявляющим признаки психодуховного кризиса, должны учитывать следующие моменты: • консультирование и психотерапия лиц, находящихся в психодуховном кризисе, должны строиться на моделях, учитывающих духовные измерения психики и ее потенциальную способность к самоисцелению и самообновлению (трансперсональная и экзистенциальная терапия, психосинтез, интенсивные интегратив-ные психотехнологии); • учет интегративных возможностей и энергетических ресурсов личности; длительно протекающий кризис (особенно на фоне применения сильных психотропных средств) истощает потенциал личности и уменьшает возможность позитивного разрешения психопатологических расстройств при интенсивной эмпирической психотерапии; • готовность психолога или социального работника столкнуться в ходе работы с кризисной личностью с феноменами, находящимися далеко за пределами сложившихся (в том числе и профессиональных) представлений о психической норме, и способность расценивать их как потенциально целительные для личности в целом; • психологическое консультирование клиентов, находящихся в состоянии психодуховного кризиса, должно строиться на принципах экзистенциально-гуманистического и трансперсонального подходов; необходимо предоставить клиенту достаточное ко-личество информации о происходящем с ним как следствии индивидуальной духовной эволюции. Психотерапия кризисных личностей подразумевает применение эмпирических техник, связанных с вхождением в измененные состояния сознания; интенсивность эмпирической психотерапии определяется интеллектуальной и эмоциональной зрелостью кризисной личности, а также актуальным физическим состоянием. Проблемы эмпирического исследования психодуховного кризиса Метафорическое поле экзистенциально-гуманистической и трансперсональной психологии позволяет формировать психотерапевтические мифы, чрезвычайно эффективные для терапевтических и тренин-говых ситуаций, однако недостаточные для удовлетворения потребностей научного подхода. Самое главное в научном понимании переживаний психодуховного кризиса — определение их онтологического статуса. Мы можем эффективно изучать в рамках традиционной науки те или иные феномены кризисных состояний, но становимся в тупик перед целостной картиной кризиса и его последствий. Существующие в настоящий момент методы научного исследования не ориентированы на изучение глубинной бессознательной динамики человеческой психики. Однако это не должно быть основанием для свдения кризисных переживаний исключительно к клинической психопатологии. Определенным мостом между традиционными научными подходами и феноменологией психодуховных кризисов может быть тот факт, что некоторые формы интенсивной эмпирической психотерапии (хо-лотропная и психоделическая) способны, с одной стороны, приводить к радикальному разрешению кризисных проблем, а с другой — в определенных условиях катализировать кризисные проявления у людей (изначально не имеющих каких-либо осознаваемых внутренних проблем). Следовательно, мощные эмпирические методы могут являться независимой переменной при организации экспериментального исследования психодуховных кризисов. Наибольший научный интерес, на наш взгляд, представляют позитивные последствия пережитого кризисного состояния, которые можно расценить как проявление личностной трансформации. В качестве методик исследования трансформации здесь могут быть использованы батареи тестов, созданных в научном пространстве гуманистической психологии, методологически наиболее близкой трансперсональной парадигме.Таким образом, феноменология и динамика психодуховных кризисов может стать поистине безграничным полем перспективного научного поиска и привести к революционным изменениям в понимании природы психического. Цель психологической и социальной работы в условиях психодуховного кризиса — приведение личности к большей целостности, меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения. Перед психологом и социальным работником стоят следующие задачи: • помочь клиенту пережить конфликты и иные психотравмиру-ющие ситуации; • помочь клиенту актуализировать творческие, интеллектуальные, личностные, духовные и физические ресурсы для выхода из кризисного состояния; • способствовать укреплению самоуважения клиентов и их уверенности в себе; • содействовать расширению у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей. • сформировать рефлексивную и поддерживающую социальную среду, обеспечивающую позитивную интеграцию опыта кризиса. В то время как клиент полностью дезорганизован, не знает что делать, работа с ним должна включать структурирование или переструктурирование жизненных целей. Материальные и социальные потребности люди могут удовлетворить сами. Вся система современной социализации направлены именно на эго. А удовлетворять духовные потребности им могут помочь только профессионалы высокого класса, которые сами прошли через горнило психодуховного кризиса. Помощь человеку словом и делом во время духовного кризиса нужна для того, чтобы он в дальнейшем, опираясь на глубокий опыт духовных переживаний, строил свою жизнь в соответстии с ним и совершал поступки, опираясь на основные внутренние этические ценности и сущностные смыслы. Только соблюдая внутренние заповеди духовного «Я», человек может сохранить свою внутреннюю гармонию. Другого пути к целостности не существует. В Евангелии от Иоанна есть удивительной красоты выражение: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанн, 14:6). Психодуховный кризис является той истиной и жизнью, которые приводят человека к глубинным смыслам существования. ГЛАВА 3 СВОБОДНОЕДЫХАНИЕ КАК ЦЕЛОСТНАЯ ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ Я забыл тебе сказать, что жизнь в каждую секунду необычна. Не привыкай к жизни. Попробуй не говорить: «Опять как всегда». Эти слова принадлежат старости, когда уши не слышат, глаза не видят, а тело, как булыжник на дне реки, — ничего не происходит, уже все было — жизнь протекает мимо. Владимир Козлов. Из письма другу ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Свободное Дыхание — гибкое, многомерное направление новых способов описания реальности, разнообразных групповых и индивидуальных психотехнологий, ориентированных на интеграцию личности. Первое сжатое изложение Свободного Дыхания было предложено нами в 1991 году в книге «Практика Свободного Дыхания». Свободное Дыхание определялось нами как «уникальная техника интеграции личности, дающая человеку доступ к ресурсам его сознания и освобождающая его психику от груза накопленных стрессов» (37, с. 3). Мы хотим более подробно остановиться на теории и практике этой психотехнологии. Свободное Дыхание — техника интеграции сознания человека, его внутренней и внешней жизни. Интеграция — это слияние части с целым. Когда мы анализировали травму рождения, то могли убедиться, что жизнь человека начинается с оценки «хорошо-плохо»: там, в утробе матери, комфортно, хорошо, а здесь, когда ребенок становится элементом конвейера роддому страшно и дискомфортно. С этого момен-та весь огромный мир сразу же перестает восприниматься в его единстве и начинает делиться на части. Всю свою последующую жизнь человек продолжает оценивать, а следовательно, и делить мир на правильное и неправильное, доброе и злое, черное и белое, праведное и грешное. Таким образом закладывается бинарность, расчлененность, раздробленность нашего сознания. Мы не можем реально разделить мир на «правильное» и «неправильное» (мир как был, так и остается единым), мы производим это деление в своем сознании, то есть, по сути, делим и дробим само сознание. Раздробленность сознания — это первое следствие нашего деления мира на «правильное» и «неправильное». Между двумя этими областями в сознании, как между «плюсом» и «минусом», образуется своего рода разность потенциалов, что порождает энергетическое поле. Вокруг части, оцененной нами негативно, образуется энергетическая оболочка, структура. Она подавляет доступ к соответствующей области сознания, что совпадает с нашим желанием освободиться от ощущения каких бы то ни было негативных эмоций, будь то страх или стыд, неприязнь или гнев, горе или боль. Именно из таких подавленных состояний и эмоций складывается то, что мы условно называем подсознанием, или бессознательным. Подавление этих состояний и эмоций происходит при помощи механизма психологической защиты — вытеснения. Вытеснение представляет собой процесс, в результате которого неприемлемые для человека мысли, воспоминания, переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного (более подробно о механизме вытеснения и бессознательном можно ознакомиться в психоаналитической концепции 3. Фрейда). Каждую секунду любая такая структура требует непрерывного поступления энергии, чтобы поддерживать подавление. Нам кажется, что мы уже забыли эту ситуацию (хотя на самом деле мы ничего не можем забыть, а можем только подавить, вытеснить), но все равно мы продолжаем тратить энергию на ее подавление, вместо того чтобы расходовать ее на творчество, любовь и радость жизни. Итак, второе следствие — это затрата колоссальной энергии на поддержание нами же созданных энергетических структур, работающих на подавление. Третье следствие — это сужение, ограничение поля выбора. Чем сильнее раздроблено сознание, чем больше у нас так называемого негативного опыта, тем сильнее мы ограничиваем поле своего выбора в той или иной ситуации. Наш рассудок постоянно относит подобное к подобному, и, встречаясь в жизни с какой-либо ситуацией, в котороймы привыкли вести себя соответствующим образом, мы не задумываемся над тем, что выбор у нас огромен, и идем по привычной дороге. Как часто мы говорим фразы типа: «Ну, как я могу не раздражаться, когда меня толкают в автобусе... Россию разворовали... Цены такие бешенные...» и т. д. Мы, конечно, можем не раздражаться, но раздражаться как-то привычнее. То есть структура, активизировавшись, подталкивает нас к определенному выбору, к использованию привычного поведенческого клише, и люди — существа бесконечно свободные — начинают действовать почти автоматически, алгоритмизированно. Четвертое следствие — все эти процессы — накопление энергетических структур, блоков — происходят в тканях мозга и вообще буквально в каждой клетке нашего тела, из-за чего клетки перестают нормально функционировать, что является причиной появления различных болезней. И, наконец, пятое следствие — вытесненные мысли, воспоминания, переживания, находясь в бессознательном, продолжают оказывать влияние на поведение и деятельность человека в форме тревоги, страха, фобий и т. п. (36) Свободное Дыхание — это техника, которую человек может использовать самостоятельно после краткого (6 — 8 занятий) обучения. Она устраняет разделение, раздробленность сознания, делает его цельным, дает человеку возможность воспринимать мир в его единстве. Ее конечная цель — полная интеграция личности, сознания. Интеграция — это слияние части с целым. В процессе Свободного Дыхания мы прорабатываем блоки (ЦПР — в терминологии Козлова, энграмы — по Хаббарду, СКО — по Грофу, незавершенные гешталь-ты — по Перлзу и др.), разделяющие единое сознание на дробные части, и ту часть, которая была заблокирована и находилась в бессознательном, присоединяем к осознаваемой части, делаем доступной. Энергию этого блока мы можем использовать в качестве ресурса в тех или иных жизненных ситуациях. Тем самым мы расширяем наше осознание, при этом структура, блокировавшая какую-то ситуацию, распадается, а вместе с ней уходит и стресс, связанный с этой ситуацией, например с травмой рождения. Как уже говорилось, изначально эта техника и была создана, чтобы человек мог снять стресс рождения, но впоследствии выяснилось, что, поскольку все подсознательные травмы имеют одинаковое строение, Свободное Дыхание эффективно при работе с любым стрессом. Более того, мировая практика показывает, что техника Свободного Дыхания эффективна при лечении многих болезней, имеющих психологическую этиологию. К настоящему времени тысячи профессиональных инструкторов Свободного Дыханияпомогли десяткам и сотням тысяч людей с различными заболеваниями, включая ангину, артрит, алкоголизм, наркоманию, хронический бронхит, диабет, расстройства пищеварения, эпилепсию, посттравматический паралич, повышенное давление, сексуальные расстройства и многое другое. Среди людей, успешно прошедших через процесс, есть страдающие практически всеми типами невротических и психических расстройств, и большинство из них добились значительного улучшения своего состояния за несколько занятий. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Нельзя думать, что техника Свободного Дыхания является универсальной методикой лечения всех болезней. Это будет похоже на заявление, что змеиное масло лечит от всех болезней и людей, и домашний скот. Если думать, что болезни вызывает главным образом один патогенный фактор, то будет логичнее отклонить версию «змеиного масла». Но если считать, что любая причина болезни, в конечном счете влияет на несколько основных физиологических процессов, то широкая эффективность Свободного Дыхания станет легко объяснимой Оно оказывает влияние на два базисных процесса: 1) скорость, с которой тело строит и восстанавливает здоровую ткань, нормально выполняющую свои функции; 2) скорость, с которой продукты метаболизма выводятся из клеток и органов тела. Жизнеспособность и хорошее здоровье непосредственно связаны со скоростью протекания этих анаболических и катаболических процессов. Чем быстрее мы заменяем старое и строим новое в организме, тем здоровее становимся. И чем быстрее мы выводим продукты мета-. болизма, тем легче поддерживать себя в хорошем состоянии. Гомеос-татические механизмы тела работают удивительно хорошо, особенно если мы не загрязняем свой организм ненужными веществами, например, токсинами, рафинированными углеводами, никотином или тяжелыми металлами. Если мы не можем выводить из организма продукты распада и токсины как минимум с такой же скоростью, с которой они туда попадают, то тем самым накапливаем эти вещества, чаще всего в жировых клетках. Постепенно механизмы тела выходят из баланса и в результате наступает болезнь. Одной из таких болезней мо-жетбытьдаже состояние, известное как старость. И, наверное, болезнь можно остановить, а старость отсрочить и даже частично обратить путем снабжения организма достаточным количеством строительного материала, который он использует, улучшая эффективность вывода отработанного материала.В этой связи важно отметить ту огромную роль, которую играет дыхание не только в процессе получения кислорода, но и в процессе вывода продуктов метаболизма из тела. Удивительно, но только 3% всех отходов тела выводится через дефекацию и только 7% через уринацию. Через кожу выводится еще 20%, а оставшиеся 70% просто выдыхаются наружу. Мы не можем оспаривать важность правильной диеты и заботы о коже, мы просто фиксируем внимание на той огромной работе, которую выполняет дыхание. Исследуя процесс дыхания, легко обнаружить, что большинство людей не дышат большую часть времени. Они делают вдох коротким глотком, задерживают дыхание перед долгим выдохом, а затем делают еще одну длинную паузу перед следующим вдохом. Время, затраченное на вдох и выдох, оказывается меньше, чем на паузы. Современная медицина рекомендует увеличивать ритм дыхания, делая аэробные упражнения, которые также увеличивают сердечный ритм. Делая такие сердечно-легочные упражнения по тридцать минут в день, мы можем поддерживать свои артерии чистыми от атероскле-ротических отложений на стенках, которые вызвают повышенное давление или закупорку сосудов. Половина смертей в США связана с повышенным давлением, а регулярные упражнения, повышающие сердечный и дыхательный ритм, приносят положительные результаты, поскольку у человека, который энергично занимается каждый день, вряд ли будет повышенное давление. К сожалению, энергичные упражнения не могут быть рекомендованы пожилым, слабым или больным людям, так как их тела уже разба-лансированы и не могут выдержать дополнительную нагрузку по выведению продуктов метаболизма, выделяющихся в результате упражнений. И многие люди, которым особенно нужны результаты энергичных упражнений, не могут их получить. К счастью, наше дыхание находится под частичным контролем сознания, а тело рефлекторно меняет сердечный ритм при изменении ритма дыхания. Поэтому мы можем получить результат от безопасного увеличения сердечного ритма, не производя тяжелых для тела продуктов метаболизма, а просто сознательно сосредоточиваясь на дыхании и дыша более глубоко и связно. Такая структура дыхания не вызывает гипервентиляции. Она позволяет человеку дышать непрерывно, а не только какую-то часть времени, и задействует обычно неиспользуемую часть легких, поэтому она может быть названа «супервентиляцией». И поскольку выдох не является продленным или форсированным, не происходит интенсивного вымывания углекислоты, то есть не вызывается гипервентиляционный синдром. Гипервентиляция происходит в том случае, когда парциальное давление углекислого газа в крови становится ниже порого-вого уровня, необходимого для стимуляции дыхательного центра, расположенного у основания мозга. Этот центр не дает команду сделать очередной вдох до тех пор, пока парциальное давление углекислого газа вновь не превысит порогового уровня. В то же время человек, слишком активно выдыхающий, испытывает затруднения с дыханием во время долгой паузы накопления углекислоты, кроме того, он может испытывать психологическое состояние, которое мы называем паникой. И в панике он заставляет себя сделать еще один вдох, а затем следующий выдох делает еще сильнее, таким образом усиливая проблему. Кислотный баланс в крови настраивается на пониженный уровень углекислоты и развивается состояние, известное как алкалозис и характеризующееся тетанией и мышечным спазмом, часто до уровня интенсивной боли в напряженных мышцах и суставах. Тысячи раз процесс Свободного Дыхания был проведен без того, чтобы участвующие в нем люди попадали в состояние гипервентиляции. Замечено, что люди, боящиеся собственных чувств и мыслей, часто начинают форсировать выдох, как будто пытаются избавиться от чего-то плохого внутри. И чем сильнее дышащий испытывает напряжение, связанное с процессом в целом, тем больше вероятность, что он попадет в состояние гипервентиляции. В результате произойдет одно из двух: • он будет продолжать дышать, слушая указания инструктора, и плавно выйдет из состояния гипервентиляции или • остановит дыхание и продолжит процесс после дыхательной тренировки, позволяющей не попасть в это состояние снова. В любом случае наступление гипервентиляции не приносит вреда. Более того, когда дышащий проходит через спазматическую фазу, он учится тому, как в этот момент расслабляться и останавливать приступ гипервентиляции. При этом может использоваться глубокое дыхание, но форсированный выдох не возникает. Свободное Дыхание выступает в качестве естественного механизма, потому что, поддерживая связное дыхание в течение примерно часа, мы попадаем в состояние расширенного сознания, тем самым получая доступ к старым образам и эмоциональным состояниям, подавленным в подсознании. Продолжая оставаться в состоянии связного дыхания, можно достичь такого уровня, когда подавление снимается и эти образы перестают нести негативный заряд. Можно предположить, что этот естественный лечебный механизм эффективен в той степени, в которой он используется, то есть, поскольку большинство людей не дышат связно и осознанно, их дыхание не приносит соответствующего результата. Но этот механизм доступен в любой момент, нужно только преодолеть нежелание его использовать.Основная причина того, почему люди не используют связное дыхание в своей сознательной жизни, заключается в том, что они привязаны к своим негативным эмоциям и состояниям. Люди боятся их лишиться в силу того, что связывают эти состояния и эмоции с идеей выживания, что является следствием обстоятельств их рождения и жизни. Большинство людей не были зачаты, выношены и рождены в атмосфере спокойствия и любви — их окружали негативные эмоциональные реакции. На протяжении истории человечества сама жизнь была тяжела для большинства людей, а любовь всегда была окружена тревогой, а то и более тяжелыми эмоциями. Поэтому совсем неудивителен тот факт, что большинство из нас не стремится воспроизвести в памяти события, наполненные базисными импринтами, связывающими выживание с болью, задержанным дыханием, беспомощностью, бессознательностью и борьбой.
|
|||
|