Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 19 страница



ТфИИМЧИВОСТИ.

За счет опыта кризиса в этой фазе у личности появляются новые механизмы разрешения конфликта и развиваются новые способы адаптации, которые помогут человеку в будущем более эффективно справляться с такой же или подобной ситуацией.

Главным уроком кризиса, на мой взгляд, является Равностность. Это состояние равного отношения ко всем и ко всему — глубинное выражение фактуальности жизни. Для нас жизнь — это всегда вов­леченность в отношения. Мы кого-то любим, кого-то ненавидим, к кому-то равнодушны, кого-то презираем, что-то считаем правиль­ным, что-то неправильным... В Равностности нет разницы между (людьми в зависимости от пола, возраста, расовой, кастовой или эт­нической принадлежности, достатка, образования, родственных [отношений...

Наши эксперименты в «Проекте Сознания» показывают, что Рав-I ностность является фактуальнои характеристикой индвидуального (свободного сознания (Атмана, души-разума).

Одновременно это состояние, когда главным остается служение I другим людям и человек полностью проявлен в своей духовной потен-1 ции. Он свободен от отождествлений, желания быть кем-то и чем-то, но урок мудрости, полученный из кризиса, делает его проводником I высших ценностей человеческого существования — любви, милосер­дия, сострадания, понимания, сопереживания. Именно кризис выяв-| ляет сущностное понимание гуманизма как признания самоценностичеловека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и про­явление своих способностей. Урок кризиса в высших проявлениях является уроком добродетели — священной обязанности служения каждому человеку на жизненном пути.

Завершение

Когда кризис завершен, человек становится «умудренным опытом». Я предельно уверен, что личность не может приобрести качество муд­рости в обыденности. Учитель рождается в горниле кризиса. Более того, любая стуящая личность формируется только через опыт кризиса.

Собственно кризис закончился. Во внутреннем пространстве уже есть ясность понимания и «соль жизни на твоих ладонях».

Но внутренней ясности недостаточно для полного завершения. Кри­зис обретает завершенность только в том случае, когда его опыт проявля­ется в возвращении в привычный социум и служении другим людям.

Для меня образцом возврата и служения после духовного кризиса является мифологическая биография Иисуса Христа из Назарета. В Евангелии от Марка описывается, как Спаситель обращается к ры­бакам Петру, Симону и Андрею со словами: «...идите за Мною, и Я сде­лаю, что вы будете ловцами человеков» (Марк, 1:17). Древнееврейское выражение «леху ахара» (идите за Мной) употреблялось тогда, когда духовный учитель предлагал определенным людям стать его ученика­ми и последователями. Именно готовность сказать «леху ахара», по­мочь другому словом, делом, сопереживанием и является высшим вы­ражением завершения кризиса.

Ценность людей, которые прожили глубокий кризис, чрезвычайно велика не только для духовной, но и для социальной и материальной жизни общества. Есть мудрая поговорка «За одного битого двух неби­тых дают». Часто опыт переживания личностного кризиса становится бесценным даром прозрения для сотен тысяч людей. Для многих лю­дей моего поколения опыт Павки Корчагина был образцом преодоле­ния трудностей. И даже сейчас, когда многие акценты оценок смести­лись, я чувствую его героический дух воина еще и потому, что он смог преодолеть эгоцентрические мотивы и для него потребность служить обществу была основной и непреодолимой.

Прохождение кризиса может быть и менее драматичным. Многие пе­реживают кризис, но немногие достигают мудрости. Не всегда кризис вплетает в себя все пять форм в пиковой интенсивности. Мы пережива­ем в своей жизни много кризисов. Они похожи на серии кругов, подобно спирали, в которой личность возвращается снова и снова к своей обы­денности, но каждый раз достигает более высокой перспективы, если, конечно, какой-то из кризисов не приведет полному уничтожению лич­ности и невозможности возврата в привычное лоно жизни.Какое же значение имеет для нас этот время от времени повторяю­щийся опыт агонии Эго, который мы называем личностным кризисом?

Для меня ясно, что кризисы являются эволюционным вызовом. Это последний механизм селекции наиболее мощных и сильных личнос­тей в борьбе за социальное выживание. Это мощное, извечное пере­живание, испытание которого приводит к предельной эффективнос­ти человека как носителя человеческого. Мы можем вспомнить в свя­зи с этим Лао-цзы, Будду, Махавиру, Бодхидхарму, Христа и тысячи других имен, для которых кризис стал горнилом нового понимания жизни. Но всех их объединяет то, что благо человека — это критерий оценки всего происходящего в жизни, а сам человек может быть для другого человека только целью, а не средством.

Ко многим кризис приходит непрошеным гостем. Но эта ситуация является именно тем зовом, который ты можешь услышать и следо­вать за ним.

Кризис представляет собой сакральный процесс, скрытый в чело­веческой психике и таящий в себе эволюционный потенциал. Именно он может привести к реконструкции психики, личности и сознания того порядка, который эволюционно необходим для человека и чело­вечества.

И потому да здравствует кризис и возможность пережить его мис­терию во всех пяти формах.

Именно он рождает личность менее конфликтную, свободную от прошлого, менее привязанную к своим обусловленностям и к стадной ментальности, более здоровую и целостную.

Именно кризис рождает все лучшее в человеческом.

Основная идея работы с психодуховным кризисом заключается в следующем: если кризис начался, ему нужно дать пройти все его логи­ческие этапы, поскольку временное торможение кризисных процес­сов, а также применение лекарственных средств только растягивают кризис во времени, но не приводят к скорейшему разрешению про­блем клиента и выходу личности на новый уровень целостности.

Стратегии консультирования и психотерапии при психодуховных кризисах

С каждым годом человек приобретает новые знания, умения, на­выки, становится мудрее, опытнее, умнее, то есть человеческий дух эволюционирует — повышает свою целостность и внутреннюю не­противоречивость. Кризис бросает вызов эволюции духа, так как пред­ставляет собой процесс дезинтеграции. Душа человека не терпит зас­тоя, и если во время процесса трансформации личности работа по ос­вобождению духа становится актуальной, но не совершается добро­вольно, со знанием цели и не сопровождается значительными усилия-ми, тогда силы трансформационного процесса овладевают личностью и способны сокрушить ее.

Кризис — это зов перехода в новое качество, это некая прерывис­тость в линейной области эволюции личности как сложной системы. Как мы указывали выше, при этом существует полярная противопо­ложность векторов дезинтеграции:

•   скачок в развитии и в психодуховной эволюции, когда исчезает старый, изживший себя образ «Я» и происходит его обновле­ние, возрождение и замещение новым, более действенным. По­зитивную дезинтеграцию мы можем рассматривать как некое возрождение, процесс обновления является естественным цик­лом, обладающим благотворным потенциалом для роста и транс­формации личности;

• углубление кризиса с потерей витальности, то есть негатив­ная дезинтеграция с преобладанием отрицательных эмоций, носящих астенический, пассивно-бессильный характер. Че­ловеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации с возможным переходом в не­вроз, срыв, когда человек полностью деморализован и сми­рился с поражением. Наступают те негативные последствия, которые кризисное состояние оставляет в организме — деп­рессия, начальные стадии психосоматических заболеваний, которые могут перейти из стадии начальных, преимуществен­но обратимых нарушений в стадию нарушений стойких, орга­нических. Негативная дезинтеграция — это причина суици­дальных намерений индивида, которые могут привести к его смерти.

Под позитивной дезинтеграцией мы понимаем составную часть психологического кризиса, которая является элементом качественно­го личностного роста и развития.

Понятие «духовный кризис» построено на игре слов, значение ко­торых предполагает и кризис, и возможность подъема на новый уро­вень сознания. Китайская пиктограмма слова «кризис» полно и точно отражает идею духовного кризиса. Она состоит из двух основных ра­дикалов: один изображает опасность, второй — возможность.

Это своего рода коридор, проход по которому часто бывает труд­ным и пугающим, но состояния напряжения и страха заряжены по­трясающе сильным эволюционным и целительным потенциалом. Если правильно понять духовный кризис и относиться к нему как к трудно­му этапу в естественном процессе развития, то он способен привести к спонтанному исцелению различных эмоциональных и психосома­тических нарушений, благоприятному изменению личности, разре-шению важных жизненных проблем и эволюционному движению к тому, что называется высшим сознанием,

Из-за того, что в кризисных состояниях присутствует как пози-чвный потенциал, так и опасность, человек, «обнаживший» свой ду­ховный кризис, нуждается в умелом руководстве со стороны тех, кто |имеет личный и профессиональный опыт экстраординарных состоя­ний сознания, знает, как относиться к ним и поддерживать их. Если психодуховный кризис рассматривать как патологическое явление, а к индивидам, переживающим его, применять различные подавляющие методы лечения, включая контроль над симптомами с помощью меди­каментов, то можно помешать позитивному потенциалу процесса. Че­ловек, подавленный длительной зависимостью от транквилизаторов с их хорошо известными побочными эффектами, потерявший жизнен­ные силы и смирившийся со своим состоянием, представляет резкий контраст с теми счастливцами, которые пережили трансформирую­щий кризис в обстановке, когда он был распознан, поддержан и смог достичь своего завершения.

Стратегии профессионального взаимодействия с клиентом или па­циентом, проявляющим признаки психодуховного кризиса, должны учитывать следующие моменты:

• консультирование и психотерапия лиц, находящихся в психо­духовном кризисе, должны строиться на моделях, учитывающих духовные измерения психики и ее потенциальную способность к самоисцелению и самообновлению (трансперсональная и эк­зистенциальная терапия, психосинтез, интенсивные интегратив-ные психотехнологии);

• учет интегративных возможностей и энергетических ресурсов личности; длительно протекающий кризис (особенно на фоне применения сильных психотропных средств) истощает потен­циал личности и уменьшает возможность позитивного разре­шения психопатологических расстройств при интенсивной эм­пирической психотерапии;

• готовность психолога или социального работника столкнуться в ходе работы с кризисной личностью с феноменами, находя­щимися далеко за пределами сложившихся (в том числе и про­фессиональных) представлений о психической норме, и способ­ность расценивать их как потенциально целительные для лич­ности в целом;

• психологическое консультирование клиентов, находящихся в состоянии психодуховного кризиса, должно строиться на прин­ципах экзистенциально-гуманистического и трансперсонально­го подходов; необходимо предоставить клиенту достаточное ко-личество информации о происходящем с ним как следствии индивидуальной духовной эволюции.

Психотерапия кризисных личностей подразумевает применение эмпирических техник, связанных с вхождением в измененные состо­яния сознания; интенсивность эмпирической психотерапии опреде­ляется интеллектуальной и эмоциональной зрелостью кризисной лич­ности, а также актуальным физическим состоянием.

Проблемы эмпирического исследования психодуховного кризиса

Метафорическое поле экзистенциально-гуманистической и транс­персональной психологии позволяет формировать психотерапевтичес­кие мифы, чрезвычайно эффективные для терапевтических и тренин-говых ситуаций, однако недостаточные для удовлетворения потреб­ностей научного подхода.

Самое главное в научном понимании переживаний психодуховно­го кризиса — определение их онтологического статуса. Мы можем эффективно изучать в рамках традиционной науки те или иные фе­номены кризисных состояний, но становимся в тупик перед целост­ной картиной кризиса и его последствий.

Существующие в настоящий момент методы научного исследова­ния не ориентированы на изучение глубинной бессознательной ди­намики человеческой психики. Однако это не должно быть основани­ем для свдения кризисных переживаний исключительно к клиничес­кой психопатологии.

Определенным мостом между традиционными научными подхода­ми и феноменологией психодуховных кризисов может быть тот факт, что некоторые формы интенсивной эмпирической психотерапии (хо-лотропная и психоделическая) способны, с одной стороны, приводить к радикальному разрешению кризисных проблем, а с другой — в оп­ределенных условиях катализировать кризисные проявления у людей (изначально не имеющих каких-либо осознаваемых внутренних про­блем). Следовательно, мощные эмпирические методы могут являться независимой переменной при организации экспериментального ис­следования психодуховных кризисов.

Наибольший научный интерес, на наш взгляд, представляют пози­тивные последствия пережитого кризисного состояния, которые мож­но расценить как проявление личностной трансформации. В качестве методик исследования трансформации здесь могут быть использова­ны батареи тестов, созданных в научном пространстве гуманистичес­кой психологии, методологически наиболее близкой трансперсональ­ной парадигме.Таким образом, феноменология и динамика психодуховных кри­зисов может стать поистине безграничным полем перспективного на­учного поиска и привести к революционным изменениям в понима­нии природы психического.

Цель психологической и социальной работы в условиях психоду­ховного кризиса — приведение личности к большей целостности, меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения.

Перед психологом и социальным работником стоят следующие за­дачи:

• помочь клиенту пережить конфликты и иные психотравмиру-ющие ситуации;

• помочь клиенту актуализировать творческие, интеллектуальные, личностные, духовные и физические ресурсы для выхода из кризисного состояния;

• способствовать укреплению самоуважения клиентов и их уве­ренности в себе;

• содействовать расширению у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей.

• сформировать рефлексивную и поддерживающую социальную среду, обеспечивающую позитивную интеграцию опыта кризиса.

В то время как клиент полностью дезорганизован, не знает что де­лать, работа с ним должна включать структурирование или переструк­турирование жизненных целей.

Материальные и социальные потребности люди могут удовлетво­рить сами. Вся система современной социализации направлены имен­но на эго. А удовлетворять духовные потребности им могут помочь только профессионалы высокого класса, которые сами прошли через горнило психодуховного кризиса.

Помощь человеку словом и делом во время духовного кризиса нуж­на для того, чтобы он в дальнейшем, опираясь на глубокий опыт духов­ных переживаний, строил свою жизнь в соответстии с ним и совер­шал поступки, опираясь на основные внутренние этические ценности и сущностные смыслы. Только соблюдая внутренние заповеди духов­ного «Я», человек может сохранить свою внутреннюю гармонию. Дру­гого пути к целостности не существует.

В Евангелии от Иоанна есть удивительной красоты выражение: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанн, 14:6). Психодуховный кризис является той истиной и жизнью, которые приводят человека к глу­бинным смыслам существования.

ГЛАВА 3

СВОБОДНОЕДЫХАНИЕ

КАК ЦЕЛОСТНАЯ ИНТЕГРАТИВНАЯ

ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ

Я забыл тебе сказать, что жизнь в каждую

секунду необычна. Не привыкай к жизни.

Попробуй не говорить: «Опять как всегда».

Эти слова принадлежат старости,

когда уши не слышат, глаза не видят, а тело,

как булыжник на дне реки, —

ничего не происходит, уже все было —

жизнь протекает мимо.

Владимир Козлов. Из письма другу

ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Свободное Дыхание — гибкое, многомерное направление новых спо­собов описания реальности, разнообразных групповых и индивидуаль­ных психотехнологий, ориентированных на интеграцию личности.

Первое сжатое изложение Свободного Дыхания было предложено нами в 1991 году в книге «Практика Свободного Дыхания».

Свободное Дыхание определялось нами как «уникальная техника интеграции личности, дающая человеку доступ к ресурсам его созна­ния и освобождающая его психику от груза накопленных стрессов» (37, с. 3).

Мы хотим более подробно остановиться на теории и практике этой психотехнологии.

Свободное Дыхание — техника интеграции сознания человека, его внутренней и внешней жизни. Интеграция — это слияние части с це­лым. Когда мы анализировали травму рождения, то могли убедиться, что жизнь человека начинается с оценки «хорошо-плохо»: там, в утро­бе матери, комфортно, хорошо, а здесь, когда ребенок становится эле­ментом конвейера роддому страшно и дискомфортно. С этого момен-та весь огромный мир сразу же перестает восприниматься в его един­стве и начинает делиться на части. Всю свою последующую жизнь че­ловек продолжает оценивать, а следовательно, и делить мир на пра­вильное и неправильное, доброе и злое, черное и белое, праведное и грешное. Таким образом закладывается бинарность, расчлененность, раздробленность нашего сознания. Мы не можем реально разделить мир на «правильное» и «неправильное» (мир как был, так и остается единым), мы производим это деление в своем сознании, то есть, по сути, делим и дробим само сознание.

Раздробленность сознания — это первое следствие нашего деления мира на «правильное» и «неправильное».

Между двумя этими областями в сознании, как между «плюсом» и «минусом», образуется своего рода разность потенциалов, что порож­дает энергетическое поле. Вокруг части, оцененной нами негативно, образуется энергетическая оболочка, структура. Она подавляет дос­туп к соответствующей области сознания, что совпадает с нашим же­ланием освободиться от ощущения каких бы то ни было негативных эмоций, будь то страх или стыд, неприязнь или гнев, горе или боль. Именно из таких подавленных состояний и эмоций складывается то, что мы условно называем подсознанием, или бессознательным. Подав­ление этих состояний и эмоций происходит при помощи механизма психологической защиты — вытеснения. Вытеснение представляет собой процесс, в результате которого неприемлемые для человека мысли, воспоминания, переживания «изгоняются» из сознания и пе­реводятся в сферу бессознательного (более подробно о механизме вытеснения и бессознательном можно ознакомиться в психоаналити­ческой концепции 3. Фрейда).

Каждую секунду любая такая структура требует непрерывного по­ступления энергии, чтобы поддерживать подавление. Нам кажется, что мы уже забыли эту ситуацию (хотя на самом деле мы ничего не можем забыть, а можем только подавить, вытеснить), но все равно мы продол­жаем тратить энергию на ее подавление, вместо того чтобы расходо­вать ее на творчество, любовь и радость жизни.

Итак, второе следствие — это затрата колоссальной энергии на поддержание нами же созданных энергетических структур, работа­ющих на подавление.

Третье следствие — это сужение, ограничение поля выбора. Чем сильнее раздроблено сознание, чем больше у нас так называемого не­гативного опыта, тем сильнее мы ограничиваем поле своего выбора в той или иной ситуации. Наш рассудок постоянно относит подобное к подобному, и, встречаясь в жизни с какой-либо ситуацией, в котороймы привыкли вести себя соответствующим образом, мы не задумыва­емся над тем, что выбор у нас огромен, и идем по привычной дороге. Как часто мы говорим фразы типа: «Ну, как я могу не раздражаться, когда меня толкают в автобусе... Россию разворовали... Цены такие бешенные...» и т. д. Мы, конечно, можем не раздражаться, но раздра­жаться как-то привычнее. То есть структура, активизировавшись, под­талкивает нас к определенному выбору, к использованию привычного поведенческого клише, и люди — существа бесконечно свободные — начинают действовать почти автоматически, алгоритмизированно.

Четвертое следствие — все эти процессы — накопление энергети­ческих структур, блоков — происходят в тканях мозга и вообще бук­вально в каждой клетке нашего тела, из-за чего клетки перестают нормально функционировать, что является причиной появления раз­личных болезней.

И, наконец, пятое следствие — вытесненные мысли, воспоминания, переживания, находясь в бессознательном, продолжают оказывать влияние на поведение и деятельность человека в форме тревоги, стра­ха, фобий и т. п. (36)

Свободное Дыхание — это техника, которую человек может исполь­зовать самостоятельно после краткого (6 — 8 занятий) обучения. Она устраняет разделение, раздробленность сознания, делает его цельным, дает человеку возможность воспринимать мир в его единстве. Ее ко­нечная цель — полная интеграция личности, сознания.

Интеграция — это слияние части с целым. В процессе Свободного Дыхания мы прорабатываем блоки (ЦПР — в терминологии Козлова, энграмы — по Хаббарду, СКО — по Грофу, незавершенные гешталь-ты — по Перлзу и др.), разделяющие единое сознание на дробные час­ти, и ту часть, которая была заблокирована и находилась в бессозна­тельном, присоединяем к осознаваемой части, делаем доступной. Энер­гию этого блока мы можем использовать в качестве ресурса в тех или иных жизненных ситуациях. Тем самым мы расширяем наше осозна­ние, при этом структура, блокировавшая какую-то ситуацию, распа­дается, а вместе с ней уходит и стресс, связанный с этой ситуацией, например с травмой рождения. Как уже говорилось, изначально эта техника и была создана, чтобы человек мог снять стресс рождения, но впоследствии выяснилось, что, поскольку все подсознательные трав­мы имеют одинаковое строение, Свободное Дыхание эффективно при работе с любым стрессом. Более того, мировая практика показывает, что техника Свободного Дыхания эффективна при лечении многих болезней, имеющих психологическую этиологию. К настоящему вре­мени тысячи профессиональных инструкторов Свободного Дыханияпомогли десяткам и сотням тысяч людей с различными заболевания­ми, включая ангину, артрит, алкоголизм, наркоманию, хронический бронхит, диабет, расстройства пищеварения, эпилепсию, посттравма­тический паралич, повышенное давление, сексуальные расстройства и многое другое. Среди людей, успешно прошедших через процесс, есть страдающие практически всеми типами невротических и психичес­ких расстройств, и большинство из них добились значительного улуч­шения своего состояния за несколько занятий.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Нельзя думать, что техника Свободного Дыхания является универ­сальной методикой лечения всех болезней. Это будет похоже на заяв­ление, что змеиное масло лечит от всех болезней и людей, и домашний скот. Если думать, что болезни вызывает главным образом один пато­генный фактор, то будет логичнее отклонить версию «змеиного мас­ла». Но если считать, что любая причина болезни, в конечном счете влияет на несколько основных физиологических процессов, то широ­кая эффективность Свободного Дыхания станет легко объяснимой Оно оказывает влияние на два базисных процесса:

1) скорость, с которой тело строит и восстанавливает здоровую ткань, нормально выполняющую свои функции;

2) скорость, с которой продукты метаболизма выводятся из кле­ток и органов тела.

Жизнеспособность и хорошее здоровье непосредственно связаны со скоростью протекания этих анаболических и катаболических про­цессов. Чем быстрее мы заменяем старое и строим новое в организме, тем здоровее становимся. И чем быстрее мы выводим продукты мета-. болизма, тем легче поддерживать себя в хорошем состоянии. Гомеос-татические механизмы тела работают удивительно хорошо, особенно если мы не загрязняем свой организм ненужными веществами, на­пример, токсинами, рафинированными углеводами, никотином или тяжелыми металлами. Если мы не можем выводить из организма про­дукты распада и токсины как минимум с такой же скоростью, с кото­рой они туда попадают, то тем самым накапливаем эти вещества, чаще всего в жировых клетках. Постепенно механизмы тела выходят из ба­ланса и в результате наступает болезнь. Одной из таких болезней мо-жетбытьдаже состояние, известное как старость. И, наверное, болезнь можно остановить, а старость отсрочить и даже частично обратить путем снабжения организма достаточным количеством строительно­го материала, который он использует, улучшая эффективность выво­да отработанного материала.В этой связи важно отметить ту огромную роль, которую играет дыхание не только в процессе получения кислорода, но и в процессе вывода продуктов метаболизма из тела.

Удивительно, но только 3% всех отходов тела выводится через де­фекацию и только 7% через уринацию. Через кожу выводится еще 20%, а оставшиеся 70% просто выдыхаются наружу. Мы не можем оспари­вать важность правильной диеты и заботы о коже, мы просто фикси­руем внимание на той огромной работе, которую выполняет дыхание.

Исследуя процесс дыхания, легко обнаружить, что большинство людей не дышат большую часть времени. Они делают вдох коротким глотком, задерживают дыхание перед долгим выдохом, а затем делают еще одну длинную паузу перед следующим вдохом. Время, затрачен­ное на вдох и выдох, оказывается меньше, чем на паузы.

Современная медицина рекомендует увеличивать ритм дыхания, делая аэробные упражнения, которые также увеличивают сердечный ритм. Делая такие сердечно-легочные упражнения по тридцать минут в день, мы можем поддерживать свои артерии чистыми от атероскле-ротических отложений на стенках, которые вызвают повышенное дав­ление или закупорку сосудов. Половина смертей в США связана с по­вышенным давлением, а регулярные упражнения, повышающие сер­дечный и дыхательный ритм, приносят положительные результаты, поскольку у человека, который энергично занимается каждый день, вряд ли будет повышенное давление.

К сожалению, энергичные упражнения не могут быть рекомендо­ваны пожилым, слабым или больным людям, так как их тела уже разба-лансированы и не могут выдержать дополнительную нагрузку по вы­ведению продуктов метаболизма, выделяющихся в результате упраж­нений. И многие люди, которым особенно нужны результаты энер­гичных упражнений, не могут их получить.

К счастью, наше дыхание находится под частичным контролем со­знания, а тело рефлекторно меняет сердечный ритм при изменении ритма дыхания. Поэтому мы можем получить результат от безопасно­го увеличения сердечного ритма, не производя тяжелых для тела про­дуктов метаболизма, а просто сознательно сосредоточиваясь на дыха­нии и дыша более глубоко и связно.

Такая структура дыхания не вызывает гипервентиляции. Она по­зволяет человеку дышать непрерывно, а не только какую-то часть вре­мени, и задействует обычно неиспользуемую часть легких, поэтому она может быть названа «супервентиляцией». И поскольку выдох не явля­ется продленным или форсированным, не происходит интенсивного вымывания углекислоты, то есть не вызывается гипервентиляцион­ный синдром. Гипервентиляция происходит в том случае, когда пар­циальное давление углекислого газа в крови становится ниже порого-вого уровня, необходимого для стимуляции дыхательного центра, рас­положенного у основания мозга. Этот центр не дает команду сделать очередной вдох до тех пор, пока парциальное давление углекислого газа вновь не превысит порогового уровня. В то же время человек, слиш­ком активно выдыхающий, испытывает затруднения с дыханием во время долгой паузы накопления углекислоты, кроме того, он может испытывать психологическое состояние, которое мы называем пани­кой. И в панике он заставляет себя сделать еще один вдох, а затем сле­дующий выдох делает еще сильнее, таким образом усиливая пробле­му. Кислотный баланс в крови настраивается на пониженный уровень углекислоты и развивается состояние, известное как алкалозис и ха­рактеризующееся тетанией и мышечным спазмом, часто до уровня интенсивной боли в напряженных мышцах и суставах.

Тысячи раз процесс Свободного Дыхания был проведен без того, чтобы участвующие в нем люди попадали в состояние гипервентиля­ции. Замечено, что люди, боящиеся собственных чувств и мыслей, ча­сто начинают форсировать выдох, как будто пытаются избавиться от чего-то плохого внутри. И чем сильнее дышащий испытывает напря­жение, связанное с процессом в целом, тем больше вероятность, что он попадет в состояние гипервентиляции. В результате произойдет одно из двух:

• он будет продолжать дышать, слушая указания инструктора, и плавно выйдет из состояния гипервентиляции или

• остановит дыхание и продолжит процесс после дыхательной тренировки, позволяющей не попасть в это состояние снова.

В любом случае наступление гипервентиляции не приносит вреда. Более того, когда дышащий проходит через спазматическую фазу, он учится тому, как в этот момент расслабляться и останавливать при­ступ гипервентиляции. При этом может использоваться глубокое ды­хание, но форсированный выдох не возникает.

Свободное Дыхание выступает в качестве естественного механиз­ма, потому что, поддерживая связное дыхание в течение примерно часа, мы попадаем в состояние расширенного сознания, тем самым получая доступ к старым образам и эмоциональным состояниям, подавленным в подсознании. Продолжая оставаться в состоянии связного дыхания, можно достичь такого уровня, когда подавление снимается и эти об­разы перестают нести негативный заряд. Можно предположить, что этот естественный лечебный механизм эффективен в той степени, в которой он используется, то есть, поскольку большинство людей не дышат связно и осознанно, их дыхание не приносит соответствующе­го результата. Но этот механизм доступен в любой момент, нужно толь­ко преодолеть нежелание его использовать.Основная причина того, почему люди не используют связное дыха­ние в своей сознательной жизни, заключается в том, что они привяза­ны к своим негативным эмоциям и состояниям. Люди боятся их ли­шиться в силу того, что связывают эти состояния и эмоции с идеей выживания, что является следствием обстоятельств их рождения и жизни. Большинство людей не были зачаты, выношены и рождены в атмосфере спокойствия и любви — их окружали негативные эмоцио­нальные реакции. На протяжении истории человечества сама жизнь была тяжела для большинства людей, а любовь всегда была окружена тревогой, а то и более тяжелыми эмоциями. Поэтому совсем неудиви­телен тот факт, что большинство из нас не стремится воспроизвести в памяти события, наполненные базисными импринтами, связывающи­ми выживание с болью, задержанным дыханием, беспомощностью, бессознательностью и борьбой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.