Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 18 страница



Субъективно переживаемые состояния «безумия». Психодуховные кризисы редко сопровождаются потерей контроля над внутренними переживаниями и экстремальными формами поведения. В то же время роль логического ума значительно ослабевает и человек сталкивается с внутренними реалиями, лежащими за пределами обыденной рациональ­ности. Следует отметить чрезвычайные перепады настроения и отсут­ствие самоконтроля. Это общие начальные реакции на интенсивный опыт, иногда удивительно мощные. Человек может переживать внезап­ные беспричинные колебания настроения от одних эмоций к совершен­но противоположным. Возможен частичный паралич произвольного внимания, личность может почувствовать, что почти совершенно поте­ряла контроль над собой, своими мыслями и чувствами.

Эти переживания могут вызывать у человека неоднозначную ре­акцию: с одной стороны, возникает чувство полной потери рациональ­ного контроля над происходящим во внутреннем пространстве, рас­цениваемое как начало безумия, с другой — расширение сферы осоз­нания и более глубокое понимание себя и окружающего мира.

Переживание символической смерти. Конфронтация с проявления­ми смерти — центральная часть процесса трансформации и объединяю­щий компонент многих психодуховных кризисов. Когда развитие кри­зиса подводит человека к максимально полному осознанию его смертно­сти, чаще всего он начинает испытывать колоссальное сопротивление. Осознание своей смертности может истощить человека, не готового стол­кнуться с подобным аспектом реальности, но оно же может стать осво­бождающим для тех, кто в силу собственной зрелости или с помощью эмпирической терапии готов принять факт своей смертности.

Активация темы смерти в сознании человека всегда говорит о доста­точной глубине кризисного процесса и, как следствие, — о высоком |трансформационном потенциале этих состояний. Темы смерти могут 1быть активированы внешними событиями, связанными с разрушени-|ем привычных идентификаций — смертью друзей и близких, потерей [привычного социального статуса, крупным материальным ущербом. |В других случаях процесс психологической смерти запускается при стол­кновении с ситуацией, потенциально опасной для жизни — тяжелая [соматическая болезнь, травма, катастрофа, стихийное бедствие и др.

Одной из форм переживания символической смерти являются ха-" рактерные для многих кризисных состояний чувства утраты значе­ния всего того, что ранее составляло жизнь человека, разрушения пре­жних привязанностей и освобождения от прежних ролей. Такие пе-реживания могут сопровождаться глубокой тоской и довольно часто их спутниками являются депрессивные тенденции.

У грани

Описанные экзистенциальные проблемы порождаются пробужде­нием новых помыслов, стремлений и интересов нравственного, рели­гиозного или духовного свойства. Их можно рассматривать как след­ствие кризиса в ходе развития и кризиса роста личности индивида. Кроме того, кризисные проявления иногда сопровождаются феноме­нами, которые традиционно находятся за пределами предмета психо­логии или трактуются как психопатологические. Современная клини­ческая психиатрия не признает духовного потенциала кризисных про­явлений и подходит к ним исключительно с биологических позиций.

Кризис обозначают одновременно как ненадежную ситуацию, так и потенциальную возможность подняться к более высокому уровню бытия.

Признание двойственной природы кризиса — опасности и возмож­ности — является фундаментальным для определения стратегий про­фессионального взаимодействия с людьми, находящимися в кризис­ном состоянии, — клиентами психолога и социального работника, па­циентами психотерапевта.

В основе психодуховных кризисов иногда лежат переживания, тра­диционно (в соответствии с концепциями западной психиатрии) отно­сящиеся к разряду психопатологических. Однако существует ряд важ­ных отличий кризисного состояния от клинической психопатологии.

Во-первых, отсутствие объективно определяемой органической при­роды переживаемых состояний (инфекции, интоксикации, последствия черепно-мозговых травм, опухоли, нарушения гемодинамики и т. п.).

Во-вторых, осознание человеком, вовлеченным в кризис, внутрен­ней природы переживаемых явлений, а также границы между внут­ренним и внешним миром.

В целом содержание и характер переживаний, составляющих пси­ходуховный кризис, определяются активацией в сознании различных уровней бессознательного (биографического, перинатального, транс­персонального).

В трансперсональной психологии такие состояния понимаются как целительные для психосоматического и психологического здоровья человека; психотерапевтические стратегии направлены на катализа-цию и поддержание этих состояний до появления признаков транс­формации личности.

Важная задача психологической работы с духовным кризисом — приведение к той ситуации, в которой разрешены основные пробле­мы «Я»-духовного.Если проявления духовных измерений психики не встречают вы­раженного сопротивления со стороны основных личностных устано-<:, то в этом случае мы имеем дело с духовным самораскрытием, как эавило, не сопровождающимся психопатологическими проявления­ми. Если же такое сопротивление имеется, то возникают феномены, iio всем клиническим критериям подпадающие под категорию психо­патологических нарушений. Интенсивность и глубина этих наруше­ний зависит от ряда факторов, среди которых необходимо выделить эежде всего скорость активации бессознательного материала и ис­пользования личностью механизмов психологической защиты.

Если бессознательный материал обладает высокой активностью, а &,аптивные функции Эго снижены, то в некоторых случаях проявле-психодуховного кризиса могут принять форму, напоминающую пограничное психическое расстройство. В то же время следует разде-. пограничные психические расстройства, представляющие собой зроявления психодуховного кризиса, и симптоматику, имеющую бо­лезненное или сугубо личностное происхождение. Сложность в этом \учае состоит в том, что практически при всех пограничных психи­ческих расстройствах человек осознает их «внутренний» характер (в шической терминологии — «критика к болезни»), а также практи­чески всегда имеются четкие отграничения от пограничных рас-эойств, вызванных органическими изменениями в ЦНС. На наш взгляд, следует выделить специфические критерии, отли-эщие пограничные психические расстройства как форму психоду-(совного кризиса от пограничной психопатологии, имеющей иное про­исхождение.

В первую очередь, таким критерием может быть стремление само-> клиента психологически понять свое состояние, готовность рассмат­ривать альтернативные точки зрения на происходящее с ним, мини­мальное проявление сопротивления психотерапевтическому и кон­сультативному процессу. Своеобразным диагностическим «указате­лем» может послужить и интерес к той форме профессиональной по­мощи, которая включает духовные измерения функционирования ячности.

Основные этапы развития духовного кризиса

На мой взгляд, переживание кризиса, как и архаическое инициа-ческое путешествие героя или мудреца, описанные Д. Кэмпбеллом, рожно разделить на пять основных этапов, неких форм существова­ния, отличающихся по смыслу и силе переживания: обыденная жизнь f человека с его привычными заботами и функциями, зов, смерть-воз­рождение, урок, завершение кризиса и возвращение к обычной жиз-| ни с новыми качествами.Обыденное существование

Первая форма является привычным способом жизни для каждого из нас. Мы существуем в соответствии условностями общества, без сильных напряжений — «как все». Общественные убеждения, мораль и ограничения мы или принимаем безоговорочно, как вполне естествен­ные, или нарушаем их настолько, насколько их нарушают все. Каждый человек в России знает, что добропорядочный гражданин не должен нарушать законы и правила (налоговые законы, правила дорожного дви­жения и др.). Мы их нарушаем настолько, насколько это нарушение является мерилом здравомыслия и насколько это делают все.

В науке эта стадия развития человека называется линейной. В силу простоты и понятности это обозначение является правильным. На дан­ной стадии мы далеки от необычных вопросов и глобальных проблем, если, конечно, они не являются привычным способом структуриро­вания пространства и времени. Обыденность, понятность, серость, на­полненная иллюзиями, — вот характеристики этой формы жизни. Из данной стадии перспективы жизни встроены в привычное мировосп­риятие, мы обладаем предельным знанием того, что хорошо, что пло­хо, как надо поступать, как не надо, куда надо стремиться, куда не надо... Все знания, умения, навыки, которые мы приобретаем на этой стадии, являются выражением наших привычных тенденций, мотивов, целей, интересов.

На Востоке это состояние, эту обусловленность называют ослаб­ленным, затуманенным состоянием сознания, сансарой или майей. Азиатское продвинутое мышление обозначает его как захваченность иллюзиями, в европейской философии и психологии это описывается как всеобщий гипноз, транс консенсуса или стадный менталитет, ко­торый не замечается, поскольку разделяется всеми.

Не знаем мы ни тревог, ни радости, ни боли... А если они и присут­ствуют в нашей жизни, то не имеют шокирующей интенсивности: «Бог страдал и нам велел». Все хорошо настолько, насколько это социально допустимо. Все плохо настолько, насколько бывает у всех...

Я бы сказал, что на этой стадии ничего не происходит, даже если кто-то умирает или рождается, — так бывает со всеми и не нарушает ритма жизни.

Для основной массы жизнь является нормальной в той степени, в какой она привычна и обыденна. Более того, человек предпринимает все возможные усилия, для того чтобы сохранить эту «нормальность». В некотором смысле мы спим и видим сон, который жизнью зовется, и тихо ненавидим тех, кто хочет разбудить нас. В стабильном, линейном отрезке своей жизни люди, как правило, живут в зоне комфорта. В этой зоне ничего не происходит или просто происходит жизнь: время и про­странство структурированы в соответствии с мотивационно-потреб-ностной и ценностно-ориентационной системами личности. Смысло-деятельностные структуры самодостаточны и стабильны. В этой зоне наблюдается налаженность социально-психологических коммуникаций. Жизнь в комфортной зоне связана с привычным образом, стилем су­ществования. Ассоциативно вспоминается человек-машина Гурджие-ва. Жизнь в комфортной зоне А. Пятигорский называл профаничес-кой, обычной, обыденной.

Интенсивность жизненных обстоятельств такова, чтобы поддержи­вать некую фоновую активность существования. Нельзя сказать, что в этой зоне нет проблем, напряжений, конфликтов. Они, вне сомне­ния, существуют, но имеют обыденный характер и являются некими характеристиками привычных способов взаимодействия с внутрен­ней и внешней реальностью.

В комфортной зоне нет вызова, ситуаций, фрустрирующих лич­ность. У личности существует запас прочности, запас опыта, система знаний, умений, навыков, чтобы линейно проструктурировать смыс-лодеятельностное поле и при этом не встречаться с неразрешимыми ситуациями. Помните: «Умный в гору не пойдет, умный гору обой­дет». Именно такова стратегия жизни в комфортной зоне. Именно такова основная стратегия личности как сложной системы, стремя­щейся к гомеостазису. Более того, иногда я думаю, что многие психо­логические структуры на уровне восприятия жизни устроены таким образом, чтобы сохранить существование в комфортной зоне. Любая сложная система может функционировать, только имея порог чувстви­тельности. Мы как бы не замечаем или не присоединяемся, не хотим вовлечься в эмоциональные состояния с ситуациями, грозящими ком­фортному гомеостазису. Все защитные механизмы устроены в соот­ветствии с этой логикой. Порог чувствительности часто специально снижается именно нашим стремлением к жизни в зоне комфорта.

Существование в зоне комфорта обеспечивается несколькими пе­ременными:

а) бесконфликтностью между основными глобальными структу­рами «Я»-материальное, «Я»-социальное, «Я»-духовное. Без вся­кого напряжения и конфликтов внутри этих сфер и между ними существование личности невозможно. Конфликты и противо­речия являются источником функционирования личности. Важ­но, что эти конфликты не обладают травмирующей интенсив­ностью, не имеют стрессогенного заряда. Существование внут­ри комфортной зоны всегда связано с идеей правильности жиз­ни, стабильности «Я»;

б)  тотальной отождествленностью с «Я» и табу на взаимодействие с «не-Я». Применительно к психодуховным кризисам решаю-щее значение имеет задача «развить» себя, освободиться от все­го, что фактически человеку больше не соответствует, с тем что­бы подлинность, истина и действительность, истинное «Я» ста­новились все более очевидными и действенными; в) снижением порога чувствительности и высокой селективнос­тью к выражениям «не-Я» за счет увеличения внутренней жест­кости и ригидности «Я».

Во многих культурах в переломные моменты жизни, которые явля­лись для членов сообществ критическими, кризисными, выполнялись определенные ритуалы перехода из одного статусного состояния в другое.

Например, существовали ритуалы инициации подростков во взрос­лое состояние. Молодых людей специально готовили к этому важному моменту в их жизни. Они овладевали основными производственны­ми навыками, усваивали основные традиции и нормы поведения в обществе, знали наизусть необходимые заклинания, молитвы, риту­альные церемонии. После прохождения этого ритуала молодой чело­век, до сих пор неполноценный член общества, становился его полно­ценным членом.

Кризисное состояние во многом напоминает обряд инициации, то есть посвящения личности в новые тайны жизни. Именно кризисы приводят личность к глубинному переживанию тайны смысла жизни, в духовные пространства культуры. Кризис — это не просто способ переведения личности в новое качество более полноценного социаль­ного индивида, но нечто большее.

Кризисное состояние является посвящением в ядерную смысло­вую структуру, оно приводит к включению в сознание личности но­вых жизненных ценностей и таким образом становится действитель­ным преображением индивида.

Кризисное состояние является испытанием на соответствие новой ситуации в материальном, социальном, духовном «Я», новым соци­альным требованиям.

Психологически кризисное состояние требует концентрации всех сил для решения задач, которые ставятся перед личностью. Позитив­ная дезинтеграция происходит тогда, когда у личности имеются силы и навыки организации активности, чтобы преодолеть испытания, а также когда она может и умеет собрать их в одно целое в данный мо­мент. Для позитивной дезинтеграции необходимы навыки осознания, самоконтроля, саморегуляции.

Кризисное состояние всегда сопровождается лишением, фрустра­цией. Кризис в некотором смысле является хирургическим вмеша­тельством в структуру личности. Человек привыкает к определеннойструктуре своей жизни и идентификаций, которые в основном явля­ются внешними по отношению к психической реальности — образ и состояние тела, пища, одежда, более или менее комфортные условия существования, счет в банке, автомобиль, жена, дети, социальный ста­тус, смыслы и духовные ценности. Кризисное состояние лишает не­которых элементов внешней опоры и именно при этом вычленяет, что человеческого останется от человека, что у него останется внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как толь­ко убрать внешнюю поддержку.

В психологии существует красивая метафора формирования «внут­ренней матери». При полноценном развитии ребенка у него форми­руется образ внутренней матери. Сначала есть реальная, «внешняя» мать, она любит ребенка, поддерживает, помогает, и ребенок знает, что всегда может к ней обратиться в трудную минуту, и она придет и по­может. И вот при правильном развитии у ребенка постепенно форми­руется образ внутренней матери. Он как бы вбирает в себя свою ре­альную мать и сам себе оказывает поддержку. Сначала мать оставляет после себя различных заместителей (например, игрушки, которые на­поминают ребенку о присутствии матери), затем постепенно форми­руется и внутренний образ матери. Свою любовь, свои навыки оказа­ния помощи и правила принятия решений в трудную минуту мать ос­тавляет ребенку. Так ребенок остается с матерью на всю жизнь.

А если такого образа у человека внутри нет, он будет все время цеп­ляться за внешнее, искать поддержки и утешения вне себя.

Кризис всегда является вызовом для личности, испытанием на уко­рененность, интроецированность каких-то важных установок лич­ности.

Кризисное состояние — это также и разрушение всего внешнего, неукорененного, всего, что сидит в человеке неглубоко. И одновремен­но это проявление внутреннего, укорененного, действительно лично­го. Такое разрушение внешнего и проявление внутреннего важно прежде всего для истинного созревания личности, становления Чело­веком. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать свою внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания, сопри­косновение с истинной экзистенциальной глубиной человеческого существования.

Любой значимый шаг в развитии личности предполагает понима­ние своей ограниченности и выхода за свои пределы. Это не война всех против всех или бунт, предполагающий конфронтацию с соци­альными законами сосуществования и этическими нормами. Это из­менение места восприятия себя в жизни, взгляда на себя из-за преде­лов себя и честное признание своей ограниченности, иллюзий.В конце концов, закон развития состоит в том, что появляются ка­кие-то предвестники изменений. Сначала незаметно, но затем все ин­тенсивнее жизнь начинает указывать тебе, что то лоно, которое ты обжил, уже устарело, или тесно, или от него пахнет затхлостью. Слы­шишь ты или не слышишь, зов к изменениям начинает заполнять про­странство твоей жизни. И этот зов мы называем кризисом.

Зов

Зов кризиса многолик. Это может быть ломка устоявшихся представ­лений о своем теле и других частей «Я»-материального: болезнь, угроза смерти, потеря дома или денег. Это может быть шокирующее столкно­вение с болезнью, старостью или смертью, как было с Буддой. Иногда не само лишение значимой части своего материального существования, а только его угроза становится причиной кризиса, его зовом.

Часто зов может реализоваться через ломку привычных соци­альных отношений и отождествлений с ролями и статусами: потеря работы, измена жены, невозможность заработать деньги, лишение перспектив профессионального роста, развод, потеря детей, друзей, близких родственников... Зов тем сильнее, чем более значимых частей социального «тела» касается его сметающая сила.

Еще интенсивнее зов кризиса проявляется в духовных измерени­ях личности. Это может быть экзистенциальный кризис, ломающий все привычные представления и убеждения. Иногда зов может прий­ти и как толчок изнутри: впечатляющее сновидение или видение, слу­чайно кем-то оброненная фраза, отрывок из книги либо глубокий и искренний отклик на учение или учителя.

Зов может воплотиться в зловещие фигуры экзистенциальной тос­ки, чувства одиночества и отчужденности, абсурда человеческого су­ществования, мучительного вопроса о смысле жизни. Духовный кри­зис может принять форму щемящей, как бы беспричинной божествен­ной неудовлетворенности, лишающей смысла привычные интересы, малые и большие удовольствия жизни — от секса, славы, власти, теле­сного наслаждения.

Мы можем предположить, что по интенсивности зов — это прояв­ление гурманской зоны, которая менее обжита человеком, но более наполнена жизненностью и странной привлекательностью. Само на­звание уже говорит о чарующей притягательности того, что редко встречается.

Гурман (фр. gourmand) — любитель и знаток тонких блюд, лакомств, то есть основная масса людей вполне удовлетворяется яичницей с кол­басой, но есть несколько человек среди тысячи, которым для полноцен­ной жизни обязательно нужно попробовать внутренности тигровой змеи или шею летучей мыши. Гурманская зона притягательна необыч-ными переживаниями, и основное эмоциональное содержание — смесь любопытства и страха: «Страшно, но любопытно», «Любопытно, но страшно». Не зря самое пиковое выражение любопытства в русском языке звучит «страшно любопытно».

Гурманская зона всегда является возможностью в некоторой сте­пени опасного, но реального расширения внутреннего опыта.

Она всегда связана с соприкосновением со стенками «не-Я». Ин­тенсивность гурманской зоны прямо пропорционально степени на­пряжения между фрагментами «Я» и «не-Я» в материальном, социаль­ном, духовном аспектах. С гурманской зоной имеют ассоциативную связь такие слова, как «встряхнуться», «взбодриться», «оторваться», «расслабиться»... Как показывает смысловой анализ, не так важно, ка­ким образом повышается интенсивность, важно, что личность «пре­рывает» линейность комфортной зоны новыми состояниями. Гурман­ская зона является игрой «хочу» и «случается», то есть соприкоснове­ние с этой зоной связано с субъективным желанием или объективны­ми обстоятельствами.

Комфортная зона при всей своей стабильности, устойчивости и надежности в конце концов начинает вызывать тошноту и скуку. Эти чувства появляются особенно быстро, если в личности достаточно много жизненной энергии. Я думаю, что если человека еще раз помес­тить в рай, он и сегодня, при всем своем знании и опыте, опять найдет Древо Познания и вкусит запретный плод.

Личность осваивает новые области переживаний, приобретает но­вые знания, умения — знания именно в гурманской зоне. Л. С. Выготс­кий писал о зоне ближайшего развития как наиболее оптимальном ва­рианте обучения. Гурманская зона и есть зона ближайшего развития.

Обучение или сверхобучение происходит именно в той жизнен­ной ситуации, когда незнание или неумение опасны. Это хорошо из­вестно студентам, особенно во время сессии.

Гурманская зона имеет огромный положительный потенциал в силу того, что вызывает к жизни ресурсы личности, повышает физичес­кие, интеллектуальные, эвристические и другие психологические воз­можности. Одновременно гурманская зона — это тренировка новых возможностей, открытие новых перспектив жизни и узнавание ее новых граней.

Существуют две неприятные закономерности во взаимодействии с гурманской зоной:

• чем больше мы исследуем ее, тем дальше сдвигаются ее грани­цы, тем большей интенсивности нам нужен опыт для достиже­ния новых состояний или воплощенного проживания старых. То есть каждое взаимодействие с гурманской зоной раздвигаетзону комфорта, и нужна все большая интенсивность опыта, что­бы достичь гурманской зоны.

• длительное пребывание в гурманской зоне приводит не только к «наркомании интенсивностью» и девальвации комфортной зоны, но и к психобиологическому истощению, к формированию при­вычки жить на пределе возможностей и, как следствие, — к кри­зисным состояниям с негативной дезинтеграцией.

Не так важно, какую форму принимает зов кризиса. Важно, что он слышен в интенсивности опыта, большей, чем при обыденном суще­ствовании. Что он задевает самые важные струны личности, извлекая душераздирающий крик отчаяния, и показывает ограниченность воз­можностей Эго, привычного восприятия жизни и зовет человека к новым просторам развития. Что он вызывает страх и панику — и од­новременно любопытство и воодушевление. Этот вызов ставит человека перед выбором:

• идти вслед за зовом в непонятные и неизведанные области ре­альности, к новым территориям личности, сознания, деятель­ности, к новому качеству жизни;

• не принимать вызов, как бы не замечать надвигающегося кри­зиса и глубже закрыться в привычном.

И в том, и в другом случае человек находится в ситуации карди­нального выбора, который только при первом приближении кажется выражением свободы. Выбор не только высший дар. Часто он стано­вится проклятием для рефлексирующего и сомневающегося челове­ка. Именно в момент зова нужно вспомнить слова Ницше: «Созидаю­щие, будьте тверды».

Зов — это послание судьбы о демиурговом предназначении чело­веческого духа.

Глухота к зову, вызванная анестезией любопытства, страхом, мо­жет обернуться для человека сожалением об упущенных возможнос­тях, о том, что все могло быть по-другому — лучше, сильнее, глубже, ярче...

И покой, выбранный в какой-то момент ради привычного дивана и лежания в сытой лености перед телевизором, может оказаться отрав­ленным чувством нереализованности, никчемности, блеклости при­вычного существования.

Если вызов услыиган, то по большому счету человека может ждать более незавидная судьба, чем привычная обыденность. Но таков путь мистерии кризиса — все пять форм осваиваются только воинами духа или людьми неистовыми в своей решимости пережить и стать другими.Смерть и возрождение

Эта фаза является кульминационной в переживании кризиса. Ее опыт заключается в безжалостном уничтожении важных прежних опор и основ в жизни человека. Эту форму мы можем обозначить как смерть прежней структуры, содержания Эго, его оценок, отношений. Смерть прежней структуры может быть следствием интенсивного физичес­кого переживания (сексуального, болевого, изменения образа «Я»), эмоциональной катастрофы, интеллектуального поражения, мораль­ного крушения. Смерть и возрождение наступают только в шоковой интенсивности опыта или кумулятивном эффекте сильных пережи­ваний из гурманской зоны.

При кумулятивном эффекте гурманской зоны и истощении био-I психического потенциала шоковый эффект может индуцироваться [мгновенной «последней каплей». При истощающем кризисе человек {сначала эффективно справляется с серией связанных со стрессом от­дельных событий или следующих одно за другим. Но в конце концов 1 сопротивление ослабевает, и человек может дойти до точки, когда уже не имеет достаточных сил и ресурсов (внешних и внутренних), для I того чтобы справиться с кумулятивным эффектом последующих уда-| ров. В такой ситуации состояние острого кризиса неизбежно.

При шоковой интенсивности внезапный катаклизм в материаль-I ном, социальном или духовном «Я» может вызвать сильную эмоцио­нальную реакцию, которая подавляет адаптивные механизмы индиви-I да. Поскольку событие происходит неожиданно и человек обычно не 1 имеет времени подготовиться к страшному удару, он порой впадает в эмоциональный шок и «чахнет». Шоковая интенсивность всегда свя­зана с воздействием кризиса на важные ядерные конструкты личнос­ти — образ «Я», интегративный статус, экзистенциальные ценности.

Рис. 16. Три зоны интенсивности опыта (j — интенсивность, t — временной континуум)

15 _ 4797Из шоковой зоны всего четыре выхода:

• позитивная дезинтеграция с переходом на новый качественный уровень целостности сознания и личности,

•  сумасшествие с различным возможным содержанием,

• негативная дезинтеграция с потерей социальных коммуника­ций, жизненности и возвратом в комфортную зону с минималь­ным уровнем витальности,

• смерть.

При позитивной дезинтеграции смерть Эго воспринимается не как исчезновение с его метафизическим страхом небытия, а как ка­чественное преобразование, уход от привычного восприятия мира, чувства общей неадекватности, необходимости сверхконтроля и до­минирования. Смерть Эго — это процесс самоотречения. Эта форма нам раскрывается через переоценку всех ценностей, изменение це­лей жизни. На данной стадии многое из того, что казалось ценным, перестает быть таковым. Многие важные смыслы «сдувает ветром перемен», и человек может с ними расстаться. Символизм смерти и возрождения на уровне индивидуального осознания вызывает к жизни манифестации мифологических аспектов разрушения и жер­твенных персонажей.

Кризис — это смерть прежней идентичности, уже не соответству­ющей задачам текущего этапа личностного развития. И в смерти воз­рождается новая ткань жизненности. Старый образ себя должен уме­реть, а из его пепла должна прорасти и раскрыться новая индивиду­альность, более соответствующая эволюционной, материальной, со­циальной и духовной цели.

В новом принятом качестве возникает чувство духовного освобож­дения, спасения и искупленности. Человек воспринимает глубинный смысл свободы как состояния. Содержание этого этапа связано с не­посредственным рождением новой личности. На этой стадии процесс борьбы за новые качества подходит к концу. Движение по передрягам кризиса достигает кульминации, и за пиком боли, страдания и агрес­сивного напряжения следует катарсис, облегчение и наполнение жиз­ни новыми смыслами.

Одновременно нужно учесть, что эта фаза является не только ста­дией психобиологической или социально-психологической эволюции человека, но и реальным переживанием психодуховной эволюции. Этот этап кроме включенных в него индивидуальных личностных пе­реживаний имеет выраженное архетипическое, мифологические, пси­ходуховное, мистическое содержание, отчетливо нуминозный харак­тер и связан с глубокими экзистенциальными инсайтами, которые открывают всеобъемлющее единство за миром разделенности.Урок

Фаза урока требует от личности дисциплины и умения быть «уче­ником кризиса». Для нее очень существенен конструктивный опыт. За смертью и возрождением важен поиск новых целей, стратегий жиз­ни, новых ценностей. Нахождение их может стать прорывом, кото­рый круто меняет восприятие мира. Это могут быть новые социальные проекты, прозрения, касающиеся экзистенциальных смыслов суще­ствования, понимание своего места в обществе и своей миссии. В ду­ховном пространстве это может выражаться в просветлении, сатто-

I ри, освобождении, единении с Богом или в чувстве необычной легко-

I сти, ясности и простоты жизни.

В период осознания и прояснения перспектив в новом качестве

' люди особенно чувствительны к помощи. Привычные защитные ме­ханизмы ослаблены, обычные модели поведения представляются не­адекватными, и человек становится более открытым для внешних влияний. Минимальное усилие в этот период часто может дать мак­симальный эффект, а соответствующим образом направленная не­большая помощь может улучшить ситуацию эффективнее, чем бо­лее интенсивная помощь в периоды меньшей эмоциональной вос-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.