Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 13 страница



3. Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельно­сти (операциональные установки и стереотипы автоматизированно­го действия и поведения), обеспечивающие направленный и устойчи-вый характер ее протекания. Они лежат в основе регуляции автома­тизированных и непроизвольных действий и обусловливаются обра­зами неосознанно предвосхищаемых событий и способов действия, опирающихся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Они могут осознаваться субъектом, если на пути привычного автоматизи­рованного действия встречается неожиданное препятствие.

Представление о психофизиологических механизмах неосознава­емого автоматизированного поведения разработано Н. А. Бернштей-ном в концепции уровней построения движений.

4. Проявления субсенсорного восприятия. Под субсенсорным восприятием в современной психологии понимается форма непосред­ственного психического отражения действительности, обусловленная такими раздражителями, о влиянии которых на его деятельность субъект не может дать себе отчета. Для обозначения явлений субсен­сорного восприятия У. Найссер предложил понятие «предвнимание», Г. В. Гершуни — «субсенсорная область».

Процессы предвнимания, связанные с переработкой информации за пределами произвольно контролируемой деятельности, обеспечива­ют приспособительную реакцию на те или иные еще не распознанные изменения ситуации. Субсенсорной областью названа зона раздражи­телей (неслышимых звуков, невидимых световых сигналов и т. п.), вы­зывающих непроизвольную объективно регистрируемую реакцию, которые могут быть осознаны, если им придается сигнальное значе­ние. Изучение процессов предвнимания и субсенсорных раздражи­телей позволяет выявить резервные возможности органов чувств че-ловека.

Несмотря на длительное развитие понятия бессознательного в русле философской рефлексии и разработку многочисленных моделей ана­лиза и подходов в психологической и философской науках за после­дние 100 лет, целостная теория бессознательного к настоящему време­ни не создана. В то же время разработка проблемы бессознательного в структурном и функциональном аспектах как системного образова­ния имеет немалую перспективу, так как без этого невозможно пост­роение научной теории психологических и философских знаний и адекватной практической работы с клиентами в русле психотерапии, трансформации и интеграции личности.

Как показывает анализ статей и литературных источников, посвя­щенных РСС, самое большое влияние на представления специалистов о соотношениях сознательного и бессознательного в человеке имеет теория 3. Фрейда (97, 99). Как мы указывали выше, Фрейд в топичес­кой системе душевной жизни выделил три инстанции: Я (Эго), Оно(Ид), Сверх-Я (Супер-Эго). Две последние инстанции локализовались в слое «бессознательное». Ид — энергетический источник психичес­ких процессов, центр слепых инстинктов, либо сексуальных (либидо), либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению не­зависимо от отношений человека к внешней реальности. Супер-Эго включает моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей. Приспособление к окружающей реально­сти происходит при помощи Эго, которое воспринимает окружающий мир и состояние организма, сохраняет воспринятую информацию в памяти и регулирует ответные действия индивида в интересах его са­мосохранения .

Среди специалистов, занимающихся связным осознанным дыха­нием, многие придерживаются несколько иной картографии психи­ческого, но есть некоторые общие теоретические постулаты:

1. Существование определенного напряжения (конфликта, по Фрейду) во взаимоотношениях сознательного и бессознатель­ного.

2. Напряжение между этими структурами снимается при помощи защитных механизмов (подавление, отрицание, проекция, суб­лимация, идентификация, регрессия, изоляция, рационализа­ция, конверсия и т. д.), основной функцией которых является «ограждение» сознания от негативных, травмирующих лич­ность переживаний.

3. Задача терапевтической техники — выявление травмирующе­го переживания и освобождение от них личности путем осозна­ния (катарсис, по Фрейду, интеграция в вайвейшн и Свобод­ном Дыхании).

4. Значимость бессознательной мотивации в поведении и деятель­ности личности.

5. Детство как возраст, который изначально определяет характер и установки взрослой личности, и влияние детских травм на поведение взрослого.

6. Сложное строение личности.

7. Существование противоречий и конфликтов в психической организации человека (38, 39).

Не будем утверждать, что содержательная интерпретация этих теоретических постулатов однозначна, но общих элементов много. И даже в способах душевной жизни топический, динамический и эко­номический аспекты существуют вполне определенно, хотя их обозна­чения могут быть другими, а интерпретация измененной.Р. Ассаджиоли, основатель психосинтетического подхода в психо­терапии, преследовал конкретную цель — довести до сознания разно­образный материал бессознательного, интегрировать его и достичь синтеза этого материала с сознанием в процессе самопознания (3).

Исходя из этого можно выделить общие для психосинтеза и дыха­тельных техник (холотропное дыхание, ребефинг) положения:

1. Центральное место занимает работа с сознанием человека.

2. Признание важности смысла, который каждый видит и ищет в жизни. Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если вынужден признать, что лишь играет роль в сказке, рас­сказанной идиотом. «Жизнь и глупа, и наделена смыслом. Если не смеяться над первым и не размышлять над вторым, то жизнь становится банальной» (К. Г. Юнг).

3. Подчеркивание будущего и его динамической роли в настоящем.

4. Признание роли положительных, творческих переживаний, их активное вызывание.

5. Необходимость принимать решения и выборы, являющиеся ас­пектами воли, в процессе самопознания.

6. Использование активных методов и приемов в терапии. Перед тем как перейти к конкретным техникам и приемам из арсенала психосинтеза, используемым мной в практике холотропной те­рапии и ребефинга, необходимо напомнить о строении челове­ческой психики. Р. Ассаджиоли одним из первых разработал своеобразную спектральную теорию сознания, включающую в себя следующие «слои»:

•    слой бессознательного, который, в свою очередь, состоит из низшего бессознательного (координация телесных функций; главным образом, инстинктивные стремления; сновидения и образы наших типов; комплексы, связанные с интенсив­ными эмоциями и др.), среднего бессознательного (различ­ные переживания, обычная ментальная и образная деятель­ность) и высшего бессознательного, или сверхсознательно­го (источник высших чувств, любви, гениальности, состоя­ний озарения и экстаза);

• поле сознания как непрерывный поток ощущений, мыслей, чувств, которые поддаются наблюдению, анализу и оценке;

• сознательное «Я», главной характеристикой которого явля­ется способность осознавать себя и окружающее;

• высшее «Я», которое не затрагивается ни потоком разума, ни телесными состояниями. Личное сознательное «Я» долж­но рассматриваться как его отражение. Осознание «Я» мо-жет быть достигнуто путем использования определенных пси­хологических методов, среди которых процесс индивидуа-ции Юнга, техника раджа-йоги и др.;

• коллективное бессознательное (примитивные архаичные структуры мира архетипов Юнга и высшая деятельность сверхсознательного характера).

Кэн Уилбер, один из основателей и ведущих теоретиков транспер­сональной психологии, в своем Спектре сознания раскрывает в пси­хологических терминах многоуровневость человеческой сущности. В его Спектре сознания представлено пять основных уровней (91).

1. Уровень Ума (Mind). Центральным моментом в философии веч­ного является представление о том, что «сокровенная» часть сознания идентична абсолютной и предельной реальности универсума, извест­ного под именем Брахмана, Дао, Дхармакайя, Аллаха, Бога, — мы на­звали только некоторых, в целях удобства мы будем называть их про­сто Умом. В соответствии с всеобщей традицией Ум является тем, что есть, и всем, что есть, находится вне пространства и потому бесконе­чен, вневременен и потому вечен, вне его нет ничего.

На этом уровне человек идентифицируется с универсумом, со всем или, скорее, он есть Все. Согласно философии вечного, этот уровень не является ненормальным уровнем состояния сознания, скорее, он является единственным реальным уровнем сознания. Все остальные оказываются иллюзорными.

2. Трансперсональные полосы. Это сверхиндивидуальная область Спектра, здесь человек не осознает своей идентичности со Всем и в то же время его идентичность не определяется границами индивидуаль­ного организма.

3. Экзистенциальный уровень. Здесь человек идентифицируется только со всем своим психофизическим организмом, существующим во времени и пространстве, это первый уровень, на котором прово­дится четкая граница между личностью и другими организмами и ок­ружающей средой.

4. Уровень Эго. На этом уровне человек непосредственно не иден­тифицирует себя с психосоматическим организмом. Скорее, в силу различных соображений он идентифицирует себя только с более или менее правильным ментальным представлением или картиной всего своего организма. Иными словами, он идентифицируется с Эго — сво­им образом.5. Уровень Тени. При определенных обстоятельствах человек мо-ясет отчуждать от себя различные аспекты своей психики, разотождествляться с ними и, таким образом, сужать свою сферу идентифика­ции до части Эго, которое мы можем соотносить с персональностью. Это уровень Тени: человек идентифицируется с обедненным и невер­ным образом самого себя.

Расширенная картография бессознательного Станислава Грофа включает в себя четыре основных уровня (18, 19, 20):

1. Эстетический опыт. Он не вскрывает бессознательное и не име­ет никакого психодинамического значения. Наиболее серьезные ас­пекты этого опыта могут быть объяснены в физиологических терми­нах как результат стимулирования сенсорных органов.

2. Психодинамика. Переживания, относящиеся к этой категории, рождаются в области индивидуального бессознательного и относятся к той сфере личности, которая доступна в обычных состояниях со­знания. Сюда относятся значимые воспоминания, эмоциональные проблемы, неразрешенные конфликты, вытесненный материал раз­ных периодов жизни.

3. Перинатальной опыт. Основной характеристикой этого опыта и его центральным фокусом являются проблемы биологического рож­дения, физической боли и агонии, старения, болезни, немощи, умира­ния и смерти.

4. Трансперсональный опыт. Феноменологически сводится к сле­дующим переживаниям:

• временное расширение сознания, включающее, скажем, пере­живание предков, постинкарнационный опыт, филогенетичес­кий опыт;

• пространственное расширение сознания, включающее иденти­фикацию с другими личностями, идентификацию с животны­ми и растениями, планетарное сознание, сознание неорганичес­кой материи, внетелесное сознание и пр.;

• пространственное сужение сознания — до уровня отдельного органа;

• ощущение реальности, выходящей за границы «объективной реальности» — опыт переживания других вселенных и встреча с их обитателями, архетипические переживания и восприятие сложных мифологических сюжетов, интуитивное пониманиеуниверсальных символов, активация чакр, восприятие созна­ния Ума — универсума, восприятие сверхкосмической и мета-космической пустоты.

Заканчивая главу «Театры сознания в психологии», я с увереннос­тью могу сказать, что мог бы писать ее тысячи лет, и если бы даже был физически бессмертен, то так и не окончил бы ее, даже в общих чертах.

Театр этот таков, что ежесекундно в нем меняются декорации, ак­теры, сюжеты и зрители...

ЛИЧНОСТЬ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Теоретическая модель, которую я хочу представить в этом разделе книги, сформировалась на основании опыта тренинговой групповой работы с клиентами. Мне кажется важной реанимация сущностного смысла психологической практики. Древнегреческий философ Пла­тон говорил о практике как о воспроизводящем самое себя нравствен­ном действии. Для нас психологическая практика является процессом воспроизведения человеком себя в качестве существа духовного. В этот процесс мы включаем не столько психотехнический план (хотя и ав­тор этой книги является больше психотехником), сколько контексты духовной жизни человека и его духовного пути.

Трансформация на языке психологии и психотерапии в основном истолковывается как некое изменение личности. Одновременно сле­дует учесть, что трансформируется не только личность, но и социаль­ное окружение, все параметры и компоненты группы. В связи с этим мы хотим проследить двуединую связь между трансформацией лич­ности и группы, группы и группы, их соотношение, взаимодействие и взаимное влияние.

Сразу возникают следующие вопросы:

• что такое личность и группа;

• как понимать «изменение», какова структура, этапы развития (что меняется, как меняется, почему меняется, куда меняется);

• каков вектор изменений, куда направлено изменение, каковы содержательные цели.

Трансформация

Каждый человек имеет достаточно ясное представление о том, что такое форма. Все, что видим, мы можем почувствовать через какую-то модальность опыта (визуальную, аудиальную, кинестетическую) — все это является формой. Форма отличается тем, что при соприкоснове­нии с сознанием она приобретает некий смысл, который мы каким-тообразом обозначаем. В конце концов, базовые формы, с которыми мы все время взаимодействуем, — это наша личность, наше сознание, наша психическая реальность в многообразии ее проявлений и соци­альное пространство, репрезентированное в наших социально-психо­логических коммуникациях.

Основным смыслом трансформации личности и группы в нашем понимании является трансцендирование форм — структурных ком­понентов, отношений, отождествлений и др. Трансценденция (от лат. transcendens — 'перешагивающий', 'выходящий за пределы') — это выход за пределы формы. Здесь мы будем придерживаться кантианс­кого понимания трансценденции — того, что выходит за пределы воз­можного опыта.

Таким образом, если суммировать наши рассуждения, то этот раз­дел посвящен не только личностному самосовершенствованию, сокро­венному пути, духовному поиску выхода за пределы форм — того про­странства в сознании и личности человека, где он имеет условия для спонтанного самосозидания, где он становится свободным и самоак­туализирующимся, где сформирована среда реализации, — но и оп­ределенным аспектам структуры, динамики и целей групп.

В связи с этим в данном разделе мы преследуем несколько целей:

• во-первых, показать, что такое личность и группа, какова их структура и топология;

• во-вторых, выяснить, какова динамика, выявить некоторые воз­можные стадии в процессе совершенствования и интеграции;

• в-третьих, обозначить некоторые основные механизмы и тен­денции в развитии;

• в-четвертых, попытаться описать срединный путь — путь духов­ной эволюции личности и группы.

Представление о личности «как совокупности общественных от­ношений», «системного образования», «целостного образа себя» не является чем-то новым.

Личность (в соответствии с теорией марксизма-ленинизма и мате­риалистической психологией) определяется как совокупность обще­ственных отношений. Следует отметить, что группа является носите­лем тех же качеств и образований.

Личность и группа являются объектом многих научных дисциплин, таких, как история, этика, эстетика, социология, психология, педагоги­ка, политические и юридические науки и т. д., причем каждая из них находит в личности свой предмет. Кроме того, вопросы личности и груп­пы занимают философов и каждого из нас в обыденной жизни. Таким образом, существует великое множество определений личности и груп­пы, имеющих кроме разнообразных формулировок и разное содержа-ние. Это обстоятельство часто мешает точному взаимопониманию, по­этому мы считаем важным сразу внести определенность в эти вопросы.

Во-первых, до сегодняшнего дня сосуществуют определения лич­ности как субстрата (Рубинштейн, Теплов, Мясищев, Ковалев) и как свойства (Выготский, Леонтьев А. Н.). По мнению Б. Г. Ананьева, это происходит из-за смешения понятий «личность» и «человек», которые по объему идентичны, но по содержанию не тождественны. Понятие «личность» указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства.

Отметим здесь же еще один аспект «субстратного» понятия лично­сти: именно так употребляется оно в обыденном сознании. Личность как индивид, достигший в своем развитии определенной ценности для общества. Своим естественным истоком нормативно-оценочное оп­ределение личности имеет употребление термина «личность» в повсед­невной жизни: назвать того или иного человека личностью, по сути, часто означает оценить его как нечто исключительное. И в этом есть своя правда и свой предмет исследования для таких отраслей науки о человеке, как, например, этика. Но когда нормативно-оценочная ха­рактеристика личности из обыденного сознания ученого проникает в психологическое исследование механизмов функционирования лич­ности, она нередко приводит его к резким искажениям представлений об изучаемом эмпирическом объекте. В подобных случаях смешива­ются некоторые идеальные нормативы, моральные эталоны, которым должна следовать личность в определенной культуре, и психологичес­кие механизмы, обеспечивающие усвоение и функционирование этих эталонов в реальном поведении личности.

Во-вторых, следующий ориентир — это разведение понятий «ин­дивид» и «личность». Необходимость этого разграничения для психо­логического анализа личности признается практически во всех обще­психологических направлениях психологии. Если несовпадение реаль­ностей, обозначаемых этими понятиями, упускается из виду, то лич­ность растворяется в индивиде, а исследователи оказываются в плену биологических типологий личности.

В-третьих, существуют различия в определении личности по ши­роте исследовательского поля: одни относят сюда лишь индивидуаль­но-типические особенности личности (К. Н. Корнилов), а другие рас­ширяют область исследования до всех психических свойств, состоя­ний и процессов (Рубинштейн, Теплов).

И, в-четвертых, выделяют общепсихологический и социально-пси­хологический подходы.

Что касается группы, то в социальной и общей психологии наблю­дается не меньшее многообразие подходов и определений. Любая груп­па может быть одновременно рассмотрена как субъект совместнойдеятельности, как социально-психологическая группа определенного уровня развития и как среда «самореализации» личности и т. д.

При всей критике материалистического подхода, развернутой в современной социальной психологии, нельзя не отметить тот факт, что именно в его русле содержатся наиболее продуктивные идеи науки о душе, которые, может быть, души и не касаются, но позволяют выст­раивать правдоподобные представления об источниках человеческой активности. Наше понимание личности является попыткой развития русской социально-психологической традиции в объяснении катего­рий личности и группы.

На наш взгляд, понятие отношения продуктивно не только для рас­крытия категории личности в социальной психологии, но и для групп эазличного уровня развития, размера, общественного статуса и др.

При первом приближении к понятию «отношения» мы можем вычле­нить их возможный континуум от полного отрицания, негативизма до полного принятия, позитивизма, то есть в человеческом сознании, эмо-|циях личности мы всегда можем обнаружить некие противоположности: |в оценках, решениях, желаниях и др. Бинарности оценок, отношений [отражены в пространственных измерениях: вверх-вниз, внутрь-вовне, [высокий-низкий, длинный-короткий, север-юг, большое-малое, здесь-там, [левое-правое; в экзистенциальных ценностях: добро-зло, жизнь-смерть, I Бог-Сатана, одиночество-сопричастность, страдание-наслаждение, сво-|бода-несвобода; социальных и эстетических ценностях: успех-провал, | красивое-безобразное, сильный-слабый, умный-глупый.

В нашем самом высоком уровне абстрактного мышления мы опи-I раемся на те же бинарности: истина и ложь, видимое и реальное, хи-| лотропное и холотропное, бытие и небытие, материализм и идеализм... При этом мы идентифицированы с идеей прогресса, которую пред-I ставляем как победу над болезнью, старостью, смертью, страданием — над всем, что нами оценивается как негативное. Идею прогресса мы увя­зываем другой противоположностью — здоровьем, вечной молодостью, I жизненностью, радостностью. На нашем рисунке (рис. 8) идею линей­ной эволюции и прогресса можно представить как движение от — 1 к +1.

Рис 8 Континуум отношений

В начале этого раздела мы раскрываем наше понимание личности и групп любого количественного масштаба (малые группы, нации, чело­вечество) как структуры и качества, которые вызывают у нас безус­ловно положительное отношение и оценка (см. рис. 9).

Рис 9. Мандалаличности

Как известно, во всех мистических учениях, религиозных систе­мах и мифологии круг является мандалой совершенства, символичес­ким выражением совершенной жизни. В архаических представлени­ях это мандалы солнца.

Личность и группы мы изначально обозначаем как некое совершен­ство и как некие уникальные, ценные в своей самобытности и непов­торимости живые социально-психологические системы. Данное утвер­ждение у любого человека вызовет сопротивление, особенно у психи­атров и профессиональных практических психологов, политиков, го­сударственных, религиозных деятелей. Прагматическая идея их рабо­ты основана на идее несовершенства личности и любой группы, их неполноценности. В конце концов, для основной массы людей, пред­ставляющих не только психологию или психиатрию, но и промышлен­ность, и управление, это способ зарабатывания денег. Они живут за счет того, что личность и группы несовершенны — такова их функци­онально оправданная модель.

Если мы расширим наше понимание, то можем обнаружить, что любая религиозная система основана на том, что человек грешен, что почти любая психологическая, философская, идеологическая система обозначает человека и человеческие общности как неполноценные. А из плохого можно дедать хорошее. Любая спекуляция такого рода предлагает определенный путь, определенные методы, средства, пси­хотехники, стратегии, политические лозунги, социальные мероприя­тия и определенную мзду за якобы (как бы) совершенствование (в виде власти, денег, славы и др.).

Мы исходим из того, что любая личность и группа совершенны и уникальны. Они уникальны, потому что имеют:

1) уникальную структуру по системе своих отождествлений с иде­ями, социальными статусами, ценностями, тенденциями, на­правленностью и материальными объектами;

2) уникальную систему воспитания и формирования, жизненный путь;

3) уникальный язык взаимодействий с миром. Человек и группа разговаривают с миром не только на уровне сло­весного языка, но и на уровне эмоций, языка символов, языка знаков, телесности.

Единство этих трех компонентов (структура, эволюция и язык вза­имодействия с реальностью) как раз и создают личность и группу, ко­торые бесподобны в прямом и самом непосредственном понимании этого слова. Нет ни одной личности и группы в социальной реальнос­ти, которая была бы похожа на другую.

Первое, что важно в понимании личности и групп, — это их уни­кальность и самоценность: каждый человек, любая человеческая общ­ность, все человечество совершенны и уникальны в любую секунду своего существования.

Перейдем от предварительных рассуждений к основной теме и рас­смотрим, из каких подструктур состоит личность. Обобщенно мы мо­жем обозначить личность как некое целостное понимание человеком самого себя, некую «Я-концепцию», некое глобальное поле смыслов самоидентификации индивидуального сознания с собой как психосо­циально целостным существом. При этом понимание человеком само­го себя активно. Это понимание и действие в бытие — здесь в соответ­ствии со своим пониманием себя. Это понимание является базовой тенденцией (от латинского слова tendere — 'напрягать'), направлен­ной на осмысление самого себя в мире людей и объективной реально­сти. Оно необходимо человеку для того, чтобы понять самого себя, оп­ределить, что он есть, какое место занимает в мире.

То, что личность является сложной системой, представляется фак­том неоспоримым. При более детальном рассмотрении мы можем ус­тановить, что личность состоит из совокупности подсистем, которые мы для простоты обозначим «Я». Таким образом, на следующем при­ближении мы можем увидеть некую сложную многокомпонентную сетчатую структуру.

Подсистемы (компоненты) «Я» мы можем обозначить как «Я». Это устойчивые констелляции, сгустки человеческого опыта, формы, с которыми человек идентифицируется, считает их своими. Незави­симо оттого, каково содержание форм и каким переживанием та или иная форма наполнена, человек отождествляет эти формы с самим собой и обозначает их как «Я», с позитивной полярностью. Действи­тельность переживается личностью и группой через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредственное эмоциональное вчувствование, идентифика­ция, эмоциональное заражение, объединение различных явлений через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным при­знакам.

Как известно, понятие идентификации введено 3. Фрейдом для объяснения сновидений и процессов, посредством которых малень­кий ребенок усваивает образцы поведения значимых других, форми­рует Сверх-Я, принимает женскую или мужскую роль и пр.

В отечественной психологии идентификация понимается как эмо­ционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом.

Идентификация охватывает три пересекающиеся области психи­ческой реальности:

• процесс объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как соб­ственных норм, ценностей, образцов;

• видение субъектом другого человека как продолжение себя са­мого и проеирование, наделение его своими чертами, чувства­ми, желаниями;

• механизм постановки человеком себя на место другого как ус­воение его личностных смыслов.

Идентификацию мы понимаем не только как социально-психоло­гическую способность встать на точку зрения партнера и не отожде­ствляем с пониманием или взаимным уподоблением людей друг Другу. Идентификация включает все эти элементы, но в нашем понимании это интегральное, эмоционально переживаемое отождествление с ус­тойчивыми констелляциями человеческого опыта, которые осознаются и интерпретируются как «свои» и выступают в качестве своеобразно­го регулятора его поведения и деятельности. Одновременно «Я» выс­тупает как объект уподобления в качестве социально-психологичес­кого образования, на который ориентируются и с которым сличается реализуемое личностное и групповое поведение.

Представление человека о себе мы можем обозначить как осозна­ваемое глобальное «Я», и это свое представление о себе он может опи­сать, интерпретировать. На уровне группы это чувство и осознание «Мы». Каждая личность и группа уникальны в системе описаний, ос­мыслений, интерпретаций этого «Я».

«Я» и «Мы» всегда имеют положительную валентность, утвердитель­ное начало. С идеей «Я» и «Мы» связано убеждение правильности. Не важно, какова структура или содержание личности. Важно, что любо­му качеству, любой маленькой подструктуре личности есть оправда­ние. В зависимости от уровня развития интеллекта, образование «Я» («Мы») осознается и интерпретируется в «положительной тенденции» на уровне психологических, философских, религиозных, экономичес­ких, идеологических, духовных содержаний. В конце концов, личность может даже не знать о перечисленных уровнях, а просто переживать состояние «правильности».

Структура идентификации личности и группы. Внутри самой структуры личности мы можем вычленить три глобальные подструк­туры «Я». Они обозначаются как:

«Я»-материальное (Ям);

«Я»-социальное (Яс);

«Я»-духовное (Яд).

С этими подструктурами отождествлена, идентифицирована лич­ность.

«Я»-материальное

Каждая структура идентификации имеет некий центр. Центром «Я»-материального является образ своей телесности и телесность как таковая и отношение к телу. Вторичные материальные идентифика­ции — это пол, возраст и качества, которые высвечивают отношения к своей телесности, биологической данности.

Первое, что вычленяется из действительности, структурируется как элемент сознания и личности, осознается как «Я», — это тело.

Первым шагом возникновения самосознания, самоидентификации, вообще возникновения сознания является акт расчленения между «Я» как телом и другим как телесным объектом. На уровне индивидуаль­ной биографии это первичная матрица дуальности «Я» и «не-Я» (на уровне матери и ребенка). Когда ребенок отрывается от груди, в это время формируется личное (личностное) «Я» как некая автономная репрезентация.

Появляется расчленение на «свое» и другое. Появляется свое тело как объект и тело другого как объект (объективная реальность). Про­исходит отторжение наблюдателя от наблюдаемого, дифференциация субъекта и объекта.

Более того, первичные чувства, которые формируются у личности (например, отношение к себе как к сверхценному объекту, или как к не­значимому объекту, или как к амбивалентному существу), возникают в основном из взаимодействия с матерью или с телом другого объекта.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.