|
|||
Список использованной литературы 3 страницаАнтрактный занавес - театральный занавес, снабженный клапаном, прикрывающим широкое отверстие, проделанное в центре занавеса. Противопожарный занавес - дымонепроницаемая конструкция с нормируемым пределом огнестойкости, выполненная из негорючих материалов и опускаемая при пожаре для отделения сцены от зрительного зала. Фурка- ( накатная фура, сценическая фура ) часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурки. УЧАСТНИК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ПРАЗДНИКА – человек, включившийся в праздничное творческое действие. Наблюдатель–зритель–соучастник–участник – вот последовательные стадии внутр. включения в праздничное игровое общение. Превратить зрителя из наблюдателейв участников праздничного действия – основная цель режиссуры праздника. Всех участников по уровню социально-художественнойактивности можно дифференцировать на инициаторов, организаторов и исполнителей (профессионалов, любителей, реальных героев) с ярко выраженной социальной активностью; на активно одобряющих его идейно-тематическое содержание, проявляющих готовность к участию и пассивных зрителей, не имеющих ярко выраженной готовности к участию. Ф ФАБУЛА – в художественном произведении цепь основных событий, о к-рых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. В изложении Ф. различают экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Часто Ф. называют сюжетом. Единица Ф. – событие. К одному и тому же событийному ряду (напр. к библейским легендам или событиям Великой отечественной войны) могутобращаться художники разных времен, народов, поколений и разного места жительства. Однако, на одной и той же событийной основе создается принципиально новый художественный мир, в к-ром известная фабульная канва обретает новый смысл и значение. Т.о. Ф. возникает в конкретном сюжете как продукт творчества художника. В тех видах и жанрах иск-ва, к-рые обращены к предметно-событийному аспекту отображаемой действительности (эпос, драма, теле- и кинофильм, историческая живопись, опера, сюжетные театрализованные представления и пр.), Ф. выполняет организующую функцию, объединяя все детали сюжета и давая тем самым ключ к эстетическому восприятию художественного произведения. В бестекстовой музыке, лирике, натюрморте, пейзаже и т.п. Ф. отступает на второй план, утрачивает организующую функцию; развитие сюжета осуществляется на основе движения эмоций, переживаний, настроений. Возможны бесфабульные произведения иск-ва (арабеска, некоторые лирические произведения). ФАКЕЛЬЦУГ –шествие, процессия с зажженными факелами. ФАЛЬШ-ФИНАЛ –в эстраде драматургический элемент, часто предваряющий финал. «В структуре номера возникает драматургический финал (фальш-финал) и собственно финал-концовка номера, чаще всего выраженная в дивертисменте. И необходимость в такой структуре возникает, как правило, тогда, когда в номере действуют острохарактерные персонажи, условные маски, когда возникает клоунада и эксцентрика». (И.А. Богданов) ФАНДРАЙЗИНГиногда ФАНДРЕЙЗИНГ (от англ. Fundraising) – процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т. д.), которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом. Возможные источники привлечения ресурсов: компании, частные лица, фонды, государственные органы. Все эти источники могут выступать в качестве: финансового спонсора, спонсора на условиях бартера, инвестора, грантодающей организации, мецената, донора. Разница между донорами, меценатами и спонсорами состоит в следующем: Доноры – это организации, в миссии которых предусмотрено предоставление безвозвратной финансовой, технической помощи на конкурсном основании; Меценатство – это благотворительная помощь физических лиц на добровольном безвозвратном основании; Спонсорство – это конкретная помощь юридических и физических лиц на определенных условиях. Все сущности, которые могут выступать источником привлечения ресурсов, можно называть «партнерами». ФАКТ –1) действительность, реальность, то, что объективно существует; 2) действительное, невымышленное происшествие, событие, явление; 3) твердо установленное знание, данное в опыте, достоверность к-рого доказана, служащее для какого-л. заключения, вывода, являющиеся проверкой какого-л. предположения; 4)в обычном смысле – синоним понятий истина, событие, явление, результат (см. также: Действенный Ф., Документ, Драматургический Ф., Оценка Ф., Событийный жизненный Ф. искусства, Ф.жизни) [4]. ФАКТЫ ЖИЗНИ –реальные факты и события, происходящие в жизни, не относящиеся к сфере иск-ва, а также реальные события, зафиксированные в документах, фотографиях, магнитофонных записях, кинохронике, письмах, официальных документах и т.п. (см. также: Документ). ФАКТЫ ИСКУССТВА –все жанровое разнообразие произведений иск-ва, атакже их фрагментов (музыкальных, поэтических, хореографических, драматических отрывков из художественных фильмов, номеров различных видов и жанров) (см. также: Документ). ФАНТАЗИЯ –1) мечта, выдумка, нечто неправдоподобное; 2) то, чего нет, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было; 3) муз. пьеса в свободной форме, импровизационного характера; 4) основная тенденция воображения, заключающаяся в преобразовании представлений памяти, обеспечивающего создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации; 5) способность к творческому воображению, выраженная в создании новых чувственных или мыслительных образов в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений; 6) элементт творческой деятельности человекака, заключающийся в свободном, не стесняемом логичностью преобразовании представлений и образов, характеризующейся особой силой, яркостью и необычностью (см. также: Логика). ФАНТАСМАГОРИЯ – 1) нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии; 2) призрачные, фантастические картины и фигуры, полученные при помощи различных оптических приспособлений (см. также: Лазер, Голография, Фантазия). ФАНТАСТИКА –1) формаотражения мира, при к-рой на основе реальных предметов создается логически несовместимая с ними («сверхъестественная», «чудесная») картина Вселенной. Распространена в мифологии, фольклоре, иск-ве, социальной утопии. В художественной лит-ре, театре, кино, изобразительном иск-ве Ф. в гротескных образах, символах, сюжетных конструкциях может выражать миросозерцание автора и целой эпохи («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле); 2) представления, мысли, образы, создаваемые воображением;3) литературное произведение, сюжеты и персонажи к-рого не имеют прямого соответствия в действительности. Научная Ф. – литература, основанная на художественном дополнении, образной интерпретации научных открытий и выводов; 4) нечто несуществующее, нереальное, несбыточное. ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ –глубокая правдивость раскрытия внутр. мирачел-ка в органическом сочетании с гиперболической, причудливо гротескной (см. также: Гротеск) формой спектакля. Ф.р. создан на сцене Е.Б. Вахтанговым. Его отличают: а) игра контрастов – жизненной достоверности психологической насыщенности одних персонажей и марионеточной безжизненностью др.; б) интенсивный ввод в режиссерскую партитуру музыки итанцев; в) смелое использование условно-обобщенных декораций;г) варьирование световых эффектов. Понятие Ф.р. особенно близко к эстетической природе массового праздника и театрализованного представления. ФАРС – 1) вид средневекового западноевропейского (преимущественно французского) народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера (XIV–XV вв.). Близок нем. фастнахшпилю, ит. комедии дель арте и др.; 2) (в театре XIX–XX вв.) комедия-водевиль грубоватого, игривого содержания с чисто внешними комическими приемами иэффектами; 3) разновидность комического. Комизм Ф. – комизм положений; для него характерны цепь остросюжетных ситуаций, буффонада, эксцентрика, образы-маски, являющие собой социальную типизацию [4]. ФАС –ракурс сценический. Ф. раскрывает всюфигуру артиста, его лицо и глаза. Различают четыре основных случая разворота актера на зал в общении с партнером: а) вынужденность (напр. солдат в строю); б) предполагаемый объект внимания находится в стороне зала (напр. двое беседуют, глядя надорогу перед собой); в) чел-к желает остаться на мгновение наедине с собой, чтобы в лицо ему никтоне смотрел; г) физическое действие, разворачивающее актера на зал (напр. протирание очков и рассматривание стекол на свет). В отличие от иной позы, выражающей целую фразу, чистый Ф. однозначен, выражает одно слово. Случаи, когда Ф. интересен и выражает одно из двух: а) беззащитность; его еще называют Ф. Белого Пьеро – символа беззащитности, наивной прямолинейности и чистоты; б) глупый Ф.; если персонаж не содержит в себе обезоруживающей трогательности Пьеро, его простота соединяется с глупостью, тупостью или в ином отношении достойна осмеяния. Прямолинейный выход на зрителя композиционно укрупняет фигуру артиста, на глазах она обретает все большую значительность, зритель ждет какого-то важного сообщения. Ф. применим в различных случаях: когда перед глазами зрителя возникает фигура решительного и сильного чел-ка или, наоборот, усталого и потерянного. ФЕЕРИЯ(фр. féerie, от fée —фея, волшебница) – 1. В литературе – использование волшебных элементов для раскрытия полноты сюжета, основной мысли текста. К примеру, повесть-феерия Александра Грина «Алые паруса». 2. В сценическом искусстве – первоначально слово употреблялось для обозначения жанра театральных спектаклей или цирковых представлений, в которых применялись постановочные эффекты для показа фантастических волшебных сцен. Подобные феерии возникли в Италии в XVII в. Позже в XVIII-XIX вв. жанр феерии был активно задействован в европейском театральном, оперном искусстве и балете. Феерия в кино – жанр, широко распространённый в кино в начале XX в. (до 1914). Сегодня феерию относят применительно одному из видов ревю (ревю-феерия), наряду с камерным ревю, где основными компонентами являются разнообразные эстрадные, цирковые и драматические номера, большие коллективы, а также эффектное использование технических возможностей сцены3. Название Чудесной страны (фр. Féerie, англ. Fairyland) из британских и французских сказок, и позднейших литературных произведений. ФЕЙЕРВЕРК –1) цветные огни, получаемые при сжигании пороховых пиротехнических изделий во время увеселений, торжеств. 2) огненные фигуры, причудливо меняющие расположение, цвет и форму, возникающие, гаснущие и возникающие вновь, фонтаны искр, образующие букеты, потоки огней, льющиеся водопадами, миллионы цветных звезд, разрывающие ночное небо. ФЕЛЬЕТОН –1)злободневный художественно- публицистический газетно-журнальный жанр, основнаяособенность к-рого – острокритическое отношение кописываемому явлению, лицу, конкретно гражданское обличение. Первые Ф. печатались во Франции на отдельных листках (отсюда название). В современном Ф. присутствуют эл-ты сатиры и юмора; 2) (на эстраде) сатирический Ф. как в газете, так и на эстраде изобличает, типизирует, бичует, нравственно карает, профилактически лечит. Их объединяет высокая энергия гражданственности. Его орудие – ядовитая ирония, могущество насмешки, сарказм, гротеск, памфлетность. Сатира – его сущность. Утверждение идеала гуманизма через посрамление зла и порока – его пафос. При этом в одном Ф. могут закономерно сосуществовать героическое и сатирическое, памфлет и лирика, юмор и сарказм, пародия и патетика. В зависимости от стержневой мысли, устремленности, заданности, от темы, индивидуальности исполнителя в Ф. доминирует тот или иной жан- ровый эл-т (см. также: Эстрадный фельетон, Муз. фельетон) [4]. ФЕРМА-ДОРОГА –металлические дорожки, установленные в планшете сцены или на нём, на которых передвигают жёсткие декорации. ФЕСТИВАЛЬ -(от франц. – празднество, от лат. – весёлый, праздничный) массовое празднество, включающее показ, смотр лучших достижений в области музыки, театра, кино, эстрады. Первоначально возникли музыкальные фестивали (Великобритания, начала 18 в.); в 20 веке получили распространение международные фестивали. Большое значение в борьбе за мир имеют Всемирные фестивали молодёжи и студентов. ФИЛИАЦИЯ - (от лат. filialis – сыновний) развитие чего-либо в преемственной связи, в прямой зависимости. В режиссуре ТПиП – преемственность сцен и эпизодов, их зависимость от события, лежащего в основе празднования, от темы («Последовательность эпизодов – последовательность точек зрения на тему, проблему» - Э. Вершковский). ФИНАЛ(от лат. finis – конец) – завершение.1) Заключительная часть спектакля, концерта, представления, праздника. Содержит основную мысль постановки. В финале завершается развязка конфликта. 2)является продолжением действия пьесы, его последним аккордом. Финал заключает пьесу драматургическим обобщением и не только завершает данное действие, но раскрывает дверь в перспективу, в связь данного факта с более широким социальным организмом. (Аль Д. М.) ФЛАЕР (ФЛАЕРС или ФЛАЙЕРС)(от англ. flyer (flier) – рекламный листок) – небольшая рекламная листовка, как правило, дающая право на скидку, часто выполненная в ярких сочных красках. Используют флаеры в основном как раздаточный материал в различных рекламных и промо – акциях. Нередко флаер является своеобразным бесплатным пропуском, приглашением или даже входным билетом на какое-либо мероприятие. И в отличие от приглашений, обычно персонализированных, флаером может воспользоваться любой человек. Флаеры – один из способов быстрой и массовой рекламы. Дизайн флаеров стремятся сделать наиболее подходящим под происходящее событие, чтобы за минимальное время привлечь наибольшее количество заинтересованных людей. Так в зависимости от того, что рекламируется флаером, и какова целевая аудитория, они могут быть имиджевыми или информационными. ФЛЕШМОБ (или ФЛЭШМОБ)(от англ. flash mob – flash – вспышка; миг, мгновение; mob – толпа; переводится как «мгновенная толпа») – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится. Флешмоб является разновидностью смартмоба. Сбор участников флешмоба осуществляется посредством связи (в основном это Интернет). Основные принципы флешмоба: 1. спонтанность в широком смысле; 2. отсутствие централизованного руководства, избранного командира; 3. отсутствие каких-либо финансовых или рекламных целей. 4. деперсонификация; участники флешмоба (в идеале это абсолютно незнакомые люди) во время акции не должны никак показывать, что их что-то связывает; 5. отказ от освещения флешмоба в СМИ. Противоположным флешмобу по идее и задачам проведения является профлеш. Флешмоб рассчитан на случайных зрителей, вызывая смешанные чувства непонимания, интереса и даже участия. Правила флешмоба:1. Никто из участников не платит и не получает денег. 2. Действие должно казаться спонтанным (участники не собираются на месте события до акции). 3. Должно сложиться впечатление, что мобберы – такие же случайные прохожие, как и все (не общаться друг с другом до, во время и после акции в месте проведения). 4. Сценарий должен иметь абсурдный характер (действия мобберов не должны поддаваться логическому объяснению). 5. Флешмоб должен вызывать недоумение, а не смех (все участники должны делать все с серьёзным видом). 6. Флешмоб не должен содержать рекламу или же её элементы, акции не принуждают к голосованию за кого-либо. ФЛИАКИ (от греч. phlýakos – шутка) – 1) народные театральные представления, получившие особенное распространение в 4–3 в. до н. э. в древнегреч. колониях на юге Италии, островах архипелага, в некоторых областях Балканского полуострова (иногда под др. название). Состояли из импровизационных комических сценок, изображавших повседневную жизнь, весёлые похождения богов и героев (Зевса, Диониса, Геракла и др.), пародировавших комедии, трагедии. О сюжетах и костюмах можно судить главным образом по изображениям на вазах. Литературная форма Ф. была придана около 300 до н. э. Ринтоном Тарентским. Позднее среди авторов Ф. – Скир, Блес из Каприи, Пирр Милетский, Тимохарид, Сопатр. Ф. оказали влияние на римcкую ателлану. 2) Актёры, исполнители Ф. Лицо их скрывала смешная или уродливая маска. Костюм состоял из трико с "набивкой", уродливо увеличивавшей части тела. Женские роли обычно исполнялись мужчинами. ФОЛЬКЛОР –принятое в международной научной (в т.ч. эстетической) терминологии название народного творчества. Существует три основных концепции, определяющие Ф. как: 1) устно-поэтическое творчество; 2) комплекс словесных, муз., игровых, драматических и хореографических видов народного творчества;3)народную художественную культуру в целом (включая изобразительное и декоративно-прикладное иск-во). Преобладает вторая концепция. Ф. обладает совокупностью взаимосвязанных специфических признаков: а) коллективность творческого процесса; б) традиционность; в) нефиксированные формы передачи произведения от поколений к поколению; г) полиэлементность; д) вариативность; е) тесная связь с трудовой деятельностью, бытом, обычаями народа. Ф. каждого народа отличается самобытностью и ярко выраженным этническим своеобразием, богатством региональных и локальных стилевых форм в пределах каждого национального иск-ва. Ф. представляет собой систему видов, не вполне соотносимую с родами и жанрамипрофессионального иск-ва, является подчас источником художественных идей для профессионального творчества. Особенности использования, народных традиций и Ф. втеатрализованном праздничном действии: а) Ф. может служить глубокой, серьезной основой «оживления» исторических событий, быта, обычаев, опираясь при том на психологические потребности, жизненные интересы, художественно-эстетические запросы празднующей общности; б) народные традиции и Ф. могут стать базой для создания праздничной атмосферы, вк-рой необходимо постоянное их сочетание с современностью, что наполняет театрализованное действие образнойформой, патриотическим содержанием; в)использование народных традицийи Ф. в органическом единстве с выбором места и времени театрализованного действия усиливает их эмоциональное воздействие,создает необходимый настрой участников, расширяет круг их общения,стимулирует каналы проявления активности, раздвигает границы праздника (см. также: Ритуал, Обряд, Церемония). ФОНИРУЮЩАЯ ГРУППА – в стадионном представлении относительно небольшая (в зависимости от условий 600-1500 чел.) группа людей, функцией к-рой является укрупнение масштаба отдельного эпизода, образное решение отдельного эпизода, создание пластического образа представления в целом. Для выполнения этих функций применяют приемы трансформации деталей фонирующей группы: трансформирующийся костюм, использование лент, шарфов, косынок, платков, беретов и кепочек, надувных пластиковых шаров, флажков и проч. Ф.г. была впервые введена в массовое спортивно-художественное представление в 1979 г. на празднике открытия VII Спартакиады народов СССР (главный реж-р Б.Н. Петров). ФОНОГРАММА(от гр. phone – голос, звук, речь, слово + гр. gramma – письменный знак, черта, линия) ФОРМА –1) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета;2) внешнее выражение какого-л. содержания,относительно устойчивая определенность связи эл-тов содержания, тип иструктура содержания (см. также: Содержание, Форма);3) одинаковая по цвету и покрою одежда (напр. Ф. военнослужащих, спортсменов, агитбригадчиков); 4) совокупность приемов и изобразительных средств художественного произведения, напр., стихотворная Ф.); 5) (в театрализованном представлении, празднике) способ целенаправленной организации аудитории, содействующий наиболее глубокому иполному выявлению содержания, и, одновременно, взаимосвязанная совокупность разнообразных эл-тов (слово, музыка, кинокадр ит.п.), организованных при помощимонтажа в стройную драматургическую структуру; 6) гармоническое сочетание звуковой (интонация, тембр, ритм, шумы, музыка) и зрительной (линии,цвет, свет, движение,ритм, мизансцена) сторон представления.Относительная самостоятельность формы проявляется: а)как своеобразныйтормоз, задерживающий развитие содержания; б) как возможность реконструкции в соответствии с содержанием, введением новых приемов;в) как «сброс» формыполностью или частично. ФОРМАЛИЗМ – 1. Формальное отношение, соблюдение внешней формы в чем-либо в ущерб существу дела. 2. Направление в искусстве и литературе, придающее первенствующее значение форме в отрыве от содержания творчества, сводящее его к определенным абстрактным формам и схемам. Формализм противопоказан празднику, особенно от него страдают такие типы праздничного действия, как ритуал и церемония. ФОТОИСКУССТВО– 1) теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических материалах (галогеносеребряных и бессеребряных). Различают Ф. черно-белое и цветное, художественное и научно-техническое; 2) первое из т.н. «технических» иск-в, специфическая особенность к-рого – органическое взаимодействие в нем творческого и технологических процессов. Оно предполагает особый способ образного мышления, неустойчивую, разомкнутую композицию, языковые формы, опирающиеся на возможности светописи, смену ракурса, плана, точки съемки. Соответственно такому видению и языку фотографические образы обладают особой «сожизненностью», воспринимаются как «включенные» в реальное событие, как свидетельство о жизни (см. также: Документ). Художественная и документальная фотография – один из самых доступных компонентов любого театрализованного мероприятия. ФОТОМАКЕТНЫЙ МЕТОД – фиксирование рисунка построения и перестроения участников массовой сцены в театрализованном представлении на стадионе фотоспособом. На макете (на трехмерном макете, на плотной бумаге или листе фанеры) футбольного поля стадиона в масштабе наносится стандартная разметка с координатами. Для обозначения участников и предметов заготавливаются также в соответствующем масштабе фишки, палочки, дощечки и т.п. Постановщик, переставляя фигуры на поле макета, составляет необходимые для каждого фрагмента представления рисунки построений. Затем найденное решение нумеруется и фотографируется. Преимущество данного метода заключается в том, что он дает не плоскостное восприятие разрабатываемого фрагмента эпизода, а объемное. Каждый неправильный шаг или ход режиссера-постановщика легко обнаруживается и может быть тут же исправлен передвижением фишки. Разработчик при этом избавлен от большой и кропотливой чертежной работы (см. также: Композиционно-постановочый план, Графический метод, Прием обратного действия, Прием прямого действия, Прием возврата к исходному положению).
|
|||
|