|
|||
Список использованной литературы 7 страницаЭСКИЗ –предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части (Э. костюма, Э. декорации, иотдельных ее деталей, Э., отдельных предметов, аксессуаров и т.д.). Э. – не схематичный чертеж, а полная картина, на к-рой предметы указываются в перспективе. Э. выполняется в цвете (красками). ЭССЕ –жанр литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированные на разговорную речь (Ф.М. Достоевский «Дневник писателя»). ЭСТЕТИКА - (от нем. Asthetik – чувство, чувственное восприятие) 1. Наука о красоте, прекрасном, творчестве и искусстве, как особом виде общественной идеологии, исследование идейной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни. 2. Система взглядов на искусство и творчество (эстетика эпохи Возрождения, эстетика Чернышевского и т.п.). 3. Красота, художественная сущность объекта. Знание и соблюдение законов эстетики – необходимое требование к творчеству режиссера. ЭСТРАДА –1) специальная (постоянная или временная), приподнятая над землей (или с рядами кресел на земле) сценическая площадка (настил, пол, помост) для концертных выступлений артистов; 2) синтетический вид сценического иск-ва. Включает т.н. малые формы драмы, комедии и вокального иск-ва, музыки, хореографии, цирка и др. В концертах отдельные законченные номера полифонической пестроты объединены конферансом или несложным сюжетом (см. также: Обозрение). Кратковременность эстрадного действия требует предельной концентрированности выразительности средств. Отсюда яркость, преувеличенность деталей, мгновенность актерского перевоплощения. Развернутая психологическая характеристика противопоказана эстраде. Это отнюдь не исключает актерского перевоплощения, однако достигается оно своими эстрадными средствами: заостренной гиперболой, гротеском, буффонадой, эксцентрикой. Э. обращается к метафорическим чертам и деталям, к причудливому переплетению правдоподобия и карикатуры, реального и фантастического, способствуя тем самым созданию атмосферы неприятия их жизненных прототипов, противостояния их процветанию в действительности. Современная эстрада оперирует такими эл-тами комедии дель арте, как маска, жест, выразительная пластика, стремительность развития действия, интрига. Для Э. типична злободневность, сочетание в лучших образцах развлекательности с серьезным содержанием, воспитательным функциями, когда веселье дополняется разнообразием эмоциональной палитры, а подчас и социально-политической, гражданской патетикой. Будучи одним из наиболее подвижных видов иск-ва, Э. более др. иск-в подвержена штампу, снижению художественно-эстетической ценности талантливых находок, вплоть до превращения ихв кич. На развитие современной Э. сильное влияние оказывают такие «технические» иск-ва, как кино и, особенно, телеиск-во, часто включающее в свои программы эстрадные представления, концерты. Благодаря этому традиционные формы и приемы Э. обретают не только большую масштабность и распространенность, но и психологическую глубину (использование крупного плана, др. выразительных средств экранных иск-в), яркую зрелищность (см. также: Мюзик-холл, Варьете, Кабаре, IIIоу, Театр миниатюр). Иск-во эстрады играет существенную роль в эмоциональном воздействии на зрителя. Театрализованные вечера (напр. новогодние), представления (напр. агитбригады), праздники не обходятся без шутки, юмора, без конферансье, ярких костюмов, масок, шуточных танцев, фельетонов, интермедий, реприз и куплетов, пародий и сценок и т.д. Эти сценические формы заимствованы из эстрады. Все многообразие форм Э. в целом можно свести в три группы: а) концертная (дивертисментная), объединяющая в себе все виды выступлений в эстрадных концертах; б) театральная, в виде камерных спектаклей театров миниатюр (театров-кабаре, кафе-театров), или же, наоборот, в масштабных концертных ревю, к-рые показываются в мюзик-холлах, располагающих многочисленным исполнительским составом и первоклассной сценической техникой; в) праздничная, отожествляемая с народными гуляниями и праздниками на открытом воздухе, в т.ч. на стадионах, а также с балами, маскарадами, карнавалами, происходящими в закрытых помещениях (домах и дворцах культуры, кафе, ресторанах и т.п.) [4]. ЭСТРАДНЫЙ МОНОЛОГ – размышления, иногда речь действующего лица (персонажа, в отличие от фельетона эстрадного), обращенная к самому себе или зрителям. Э.м. позволяет раскрыть душевную жизнь персонажа, выявить его характер. Многие литературные и музыкальные произведения на эстраде могут исполняться как внутр. монологи или как монологи, рождающиеся в конкретных предлагаемых обстоятельствах, когда слова возникают «здесь, сегодня, сейчас». Монолог – сценическая форма, в к-рой перевоплощение должно особенно плотно смыкаться с выявлением подлинной внутренней жизни чел-ка, а вслед за этим и выражением личности художника. Поэтому исполнителю опасно слишком нагружать себя чертами внешней характерности. ЭСТРАДНОСТЬ – понятие, объединяющее в себе все специфические качества иск-ва эстрады, особенность исполнительства на эстраде, имеющая общие свойства: открытость, лаконизм, мобильность, праздничность, оригинальность, разнообразие. Понятие Э. включает в себя не только комедийные черты, но и лирику, патетику, драматизм. ЭСТРАДНЫЙ ФЕЛЬЕТОН – самостоятельный номер разговорного жанра, исполняемый одним актером, в к-ром он (актер) раскрывает свое отношение к явлениям жизни, свое мировоззрение; это сатирико-публицистическое обозрение на злобу дня. В Э.ф. факты и явления современности излагаются от лица импровизирующего рассказчика в отличие от эстрадного монолога. По основному приему Э.ф. – инсценированный рассказ, построенный на самом тесном контакте одного актера со зрителем, рассказ, по ходу к-рого персонажи Э.ф. «оживают» на очень короткое время. При этом нельзя сказать, что актер перевоплощается в образы своих героев, скорее рассказчик с большей или меньшей степенью яркости изображает встречающиеся по ходу повествования людей. Именно использование этого принципа позволяет сохранить в рассказе сквозное действие. Вместе с тем, изображение персонажей Э.ф. не может быть лишь чисто внешним, формальным. Эл-т проникновения во внутр. мир, в психологию действующих лиц все равно будет иметь место. В Э.ф. встречаются и такие сложные моменты, как взаимодействие своображаемым партнером (см. также: Фельетон, Реприза) [4]. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СЦЕНАРИЕМ – последовательность сценарной разработки темы театрализованного представления, празднуемого события, которая осуществляется в следующем порядке: 1. Осмысление праздничной ситуации, социального заказа празднуемого события. 2. Определение темы и идеи будущей постановки в целом. 3. Изучение и отбор документально-фактического и художественного материала. 4. Осмысление отобранного материала. 5. Формирование замысла, поиск сценарного хода и режиссерского приема. 6. Фиксация замысла в сценарной заявке, синопсисе, затем в сценарно-постановочном плане. 7. Сценарно-драматургическая разработка эпизодов в соответствии со сценарно-постановочным планом. 8. Композиционный монтаж эпизодов сценария. 9. Литературная «шлифовка» материала сценария. 10. Обсуждение готового сценария с режиссерско-постановочной группой и дирекцией праздника или с заказчиком, при необходимости корректировка и редактирование текста. 11. Воплощение сценария. ЭТИКА (от греч. ethika – касающийся нравов, моральный) - 1. Наука, изучающая мораль, нравственность как форму общественного сознания и как вид общественных отношений. 2. Норма поведения, мораль человека или какой-либо социальной группы, класса (врачебная этика, научная этика и т.д.). Режиссер руководствуется в своей деятельности этическими нормами, сформулированными К.С.Станиславским и другими замечательными отечественными режиссерами и театральными педагогами. Поведение и творчество режиссера не могут быть безнравственными. ЭТНО-КУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ –современные межнациональные отношения, складывающиеся под влиянием политической и экономической реальности и выраженные в произведениях искусства, литературы и всех многочисленных пластах достижений культуры. В режиссуре ТП и П этно-культурная ситуация имеет прямое влияние на рождение образной системы постановки и ее идейно-тематическую основу. ЭТНОГРАФИЯ (от греч. ethnos – народ, племя и grafo – пишу) - часть исторической науки, изучающая народы – этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, материальную и духовную культуру. В сценаристике и режиссуре ТПиП знание этнографических особенностей региона, празднующего сообщества имеет важное значение как первоисточник самобытного творческого материала, а так же позволяет не допустить ошибок в построении праздничного действия, особенно в его обрядово-ритуальной части. ЭТУАЛЬ (от фр. étoile – звезда) – модная актриса (в западном театре легкого развлекательного жанра, а также в легких, развлекательных жанрах в русском театре конца XIX в. – начала XX в.). ЭТЮД – 1) (в изобразительном иск-ве) произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью ее изучения; 2) муз. пьеса для одного инструмента, основанная на определенных приемах исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепианные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, Р. Шумана и др.); 2) (в театре) мгновенные зарисовки окружающей жизни, изучение, исследование человеческих характеров. Э. – способ приблизиться к пониманию действия иего существу. Являясь процессом импровизированного творчества, Э. в то же время является композиционно цельным сценическим произведением, в создании к-рого приобретаются первоначально режиссерские и актерские навыки сценической выразительности; 3) (в театре) метод репетиционной работы над спектаклем. После прочтения пьесы актеры не продолжают работу за столом, но и не переходят к мизансценам, а, выяснив предлагаемые обстоятельства, конфликт, основные события эпизода, импровизируют в сюжете пьесы со своими словами (см. также: Метод действенного анализа) [4]. ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ – особенность организации праздника с целью максимального приближения к зрителю или вовлечение его в развитие действия. Способы такого общения со зрителями могут быть самыми разнообразными – от прямого обращения к зрителю и его персонификации, до задействования масс в развитие конфликта. Только реальное участие зрителей в постановке создает иллюзию не отстраненного действия, а действия, совершенного со зрителями. ЭФФЕКТ ФАСИЛИТАЦИИ - (от англ. facilitate – помогать, облегчать, способствовать) достижение необходимого результата с использованием стиля управления, называемого фасилитацией, которая отличается от простого управления тем, что ее способ не директивный, она помогает организовать процесс обсуждения и принципиально улучшить качество принимаемых решений. Для режиссера ТПиП такой стиль управления приемлем и эффективен в работе со сценарно-постановочной группой до момента утверждения окончательного организационно-постановочного решения. Ю ЮМОР – особый вид комического, специфическое переживание противоречивости воспринимаемого объекта, в эстетической оценке к-рого сочетается серьезное и смешное при преобладании позитивного момента в смешном. Как форма эстетического переживания (чувство Ю.) Ю., в отличие от иронии, остроумия, интеллектуального по своей природе, относится ко всему душевному строю чел-ка, выступает свойство его характера [1]. ЮМОРЕСКА - (от нем. humoreske – от humor – юмор) – 1. Музыкальная пьеса шутливого характера, близкая к скерцо. 2. Небольшое художественное произведение, проникнутое юмором. Жанр, используемый, как правило, в режиссуре концерта. Я ЯЗЫК – система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранению информации. Я. существует и реализуется через речь (см. также: Я. актера, Я. жестов, Я. иск-ва, Я. режиссера). ЯЗЫК АКТЁРА – совокупность эл-тов актерской техники: голоса, пластики, воображения и фантазии, костюма, грима, актерской заразительности и т. п. ЯЗЫК ЖЕСТОВ (язык кинетический) – система жестов и телодвижений, используемых как средство общения наряду со звуковой речью и взамен ее в бытовом общении, а также в связи с обрядами, культовыми запретами и т.п. (см. также: Психологический жест, Фантастический жест). Психологами замечено, что чел-к воспринимает информацию на 80% из жестов и только 20% из слов. ЯЗЫК ИСКУССТВА – совокупность исторически сложившихся, особых в каждом виде иск-ва материальных средств и приемов создания художественного образа, т.е. выразительных средств. Напр., языком кино является кадр, план, ракурс, композиция, свет, цвет, движение, монтаж. В зависимости от основного органа восприятия идет разделение на виды иск-ва и их синтез. ЯЗЫК РЕЖИССЁРА – совокупность приемов режиссерского иск-ва, заключающихся в умении композиционно построить целое сценическое действие, выразив его в мизансценах через исполнителя и монтаж выразительных средств. ЯППИ (от англ. Yuppie, Young Urban Professional – молодой городской профессионал) – молодёжная субкультура, представители которой ведут конформистский общепринятый образ жизни человека современного западного общества. Яппи имеют высокооплачиваемую работу, в одежде предпочитают деловой стиль, следят за модой, посещают фитнес-центры. Изначально отдавали предпочтение японской кухне (из-за низкой её калорийности) и этно-музыке как идеальной, в их представлении, фоновой музыке. Основной критерий «яппи» – их успешность. Понятие «яппи» возникло в США в начале 1980-х. «Яппи» признают случайные сексуальные связи до брака и терпимо относятся к изменам, как к расторжению контракта, что не мешает им признавать институт семьи. Мировоззрение «яппи» характеризуют жёсткий цинизм, прагматизм и презрение по отношению к добившемся в жизни меньшего, нежели они. Мечта яппи – к тридцати годам (или чуть больше) закончить заниматься бизнесом, но это получается у них крайне редко: их работа становится их наркотиком. ЯРМАРОЧНЫЕ ЗРЕЛИЩА– демократические народные увеселительные представления, предназначенные для развлечения. В Западной Европе 16-18 вв. к ним относились пантомимы, фарсы, моралите – представления, наполненные грубоватым юмором с элементами гротеска и буффонады. Сюда же можно отнести спектакли бродячих трупп итальянской комедии дель арте (арлекинады). В России ярмарочные зрелища зародились на народных гуляниях на Масленицу, Рождество, Святки. К ним относятся: медвежья потеха, раек, балаганный театр и пр., где показывались инсценировки рыцарских романов, арлекинады, выступления жонглеров, фокусников, акробатов, танцоров. Популярными были кукольный театр Петрушки, хождение по канату, кабинет китайских теней, вертеп, скоморошины, кулачные бои, лазанье по столбу за сапогами. В современных праздниках народного календаря достаточно широко используются элементы ярмарочных зрелищ. ЯРМАРОЧНЫЕ УВЕСЕЛЕНИЯ– увеселяющая деятельность, устройства для развлечения и забавы в период проведения ярмарок. К русским ярмарочным увеселениям относят: катание на катальных (гуляльных) горах, качелях, каруселях-самокатах с различными картинками, афишами, флагами, пестрой росписью, хороводы, посещение паноптикумов (собрание необычных предметов и существ), «обжорных рядов», комнат смеха, катание на тройках и на лодках (летом). Многие из ярмарочных увеселений вполне приемлемы в современных праздниках. ЯРУС – 1) ряд горизонтально расположенных предметов (напр. расположить осветительные фонари в несколько Я.); 2) один из средних или верхних этажей в зрительном зале [4].
Список использованной литературы
1. Богданов И. А. Постановка эстрадного номера : учеб. пособие / Богданов И. А. – СПб. : ГАТИ, 2004. – 318 с.
2. Овчинников А. П. Основные этапы работы над созданием сценария театрализованного представления : учеб.-метод. пособие / Овчинников А. П. – Улан-Удэ : Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2008. – 113 с.
3. Щербина Н. Ф. Словарь театральных терминов / Щербина Н. Ф. ; Хабар. ин-т искусств и культуры. – Хабаровск : ХГИИиК, 2000. – 76 с.
4. Режиссура массового театрализованного действа : словарь / Перм. гос. ун-т искусств и культуры – Пермь : УПЦ «ДИККС», 1999. – 113 с.
|
|||
|