Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список использованной литературы 7 страница



ЭС­КИЗ –пред­ва­ри­тель­ный на­бро­сок, фик­си­рую­щий за­мы­сел ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния, со­ору­же­ния, ме­ха­низ­ма или от­дель­ной его час­ти (Э. кос­тю­ма, Э. де­ко­ра­ции, иот­дель­ных ее де­та­лей, Э., от­дель­ных пред­ме­тов, ак­сес­суа­ров и т.д.). Э. – не схе­ма­тич­ный чер­теж, а пол­ная кар­ти­на, на к-рой пред­ме­ты ука­зы­ва­ют­ся в пер­спек­ти­ве. Э. вы­пол­ня­ет­ся в цве­те (крас­ка­ми).

ЭССЕ жанр ли­те­ра­тур­но-кри­ти­че­ской, ху­до­же­ст­вен­ной, пуб­ли­ци­сти­че­ской ли­те­ра­ту­ры, со­че­таю­щий ин­ди­ви­ду­аль­ную по­зи­цию ав­то­ра с не­при­ну­ж­дён­ным, час­то па­ра­док­саль­ным из­ло­же­ни­ем, ори­ен­ти­ро­ван­ные на раз­го­вор­ную речь (Ф.М. Дос­то­ев­ский «Днев­ник пи­са­те­ля»).

ЭСТЕТИКА - (от нем. Asthetik – чувство, чувственное восприятие)  1. Наука о красоте, прекрасном, творчестве и искусстве, как особом виде общественной идеологии, исследование идейной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни. 2. Система взглядов на искусство и творчество (эстетика эпохи Возрождения, эстетика Чернышевского и т.п.). 3. Красота, художественная сущность объекта. Знание и соблюдение законов эстетики – необходимое требование к творчеству режиссера.

ЭС­Т­РАДА –1) спе­ци­аль­ная (по­сто­ян­ная или вре­мен­ная), при­под­ня­тая над зем­лей (или с ря­да­ми кре­сел на зем­ле) сце­ни­че­ская пло­щад­ка (на­стил, пол, по­мост) для кон­церт­ных вы­сту­п­ле­ний ар­ти­стов; 2) син­те­ти­че­ский вид сце­ни­че­ско­го иск-ва. Вклю­ча­ет т.н. ма­лые фор­мы дра­мы, ко­ме­дии и во­каль­но­го иск-ва, му­зы­ки, хо­рео­гра­фии, цир­ка и др. В кон­цер­тах от­дель­ные за­кон­чен­ные но­ме­ра по­ли­фо­ни­че­ской пе­ст­ро­ты объ­е­ди­не­ны кон­фе­ран­сом или не­слож­ным сю­же­том (см. также: Обо­зре­ние). Крат­ко­вре­мен­ность эс­т­рад­но­го дей­ст­вия тре­бу­ет пре­дель­ной кон­цен­три­ро­ван­но­сти вы­ра­зи­тель­но­сти средств. От­сю­да яр­кость, пре­уве­ли­чен­ность де­та­лей, мгно­вен­ность ак­тер­ско­го пе­ре­во­пло­ще­ния. Раз­вер­ну­тая пси­хо­ло­ги­че­ская ха­рак­те­ри­сти­ка про­ти­во­по­ка­за­на эс­т­ра­де. Это от­нюдь не ис­клю­ча­ет ак­тер­ско­го пе­ре­во­пло­ще­ния, од­на­ко дос­ти­га­ет­ся оно свои­ми эс­т­рад­ны­ми сред­ст­ва­ми: за­ост­рен­ной ги­пер­бо­лой, гро­те­ском, буф­фо­на­дой, экс­цен­три­кой. Э. об­ра­ща­ет­ся к ме­та­фо­ри­че­ским чер­там и де­та­лям, к при­чуд­ли­во­му пе­ре­пле­те­нию прав­до­по­до­бия и ка­ри­ка­ту­ры, ре­аль­но­го и фан­та­сти­че­ско­го, спо­соб­ст­вуя тем са­мым соз­да­нию ат­мо­сфе­ры не­при­ятия их жиз­нен­ных про­то­ти­пов, про­ти­во­стоя­ния их про­цве­та­нию в дей­ст­ви­тель­но­сти. Со­вре­мен­ная эс­т­ра­да опе­ри­ру­ет та­ки­ми эл-та­ми ко­ме­дии дель ар­те, как мас­ка, жест, вы­ра­зи­тель­ная пла­сти­ка, стре­ми­тель­ность раз­ви­тия дей­ст­вия, ин­три­га. Для Э. ти­пич­на зло­бо­днев­ность, со­че­та­ние в луч­ших об­раз­цах раз­вле­ка­тель­но­сти с серь­ез­ным со­дер­жа­ни­ем, вос­пи­та­тель­ным функ­ция­ми, ко­гда ве­се­лье до­пол­ня­ет­ся раз­но­об­ра­зи­ем эмо­цио­наль­ной па­лит­ры, а под­час и со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ской, гра­ж­дан­ской па­те­ти­кой. Бу­ду­чи од­ним из наи­бо­лее под­виж­ных ви­дов иск-ва, Э. бо­лее др. иск-в под­вер­же­на штам­пу, сни­же­нию ху­до­же­ст­вен­но-эс­те­ти­че­ской цен­но­сти та­лант­ли­вых на­хо­док, вплоть до пре­вра­ще­ния ихв кич. На раз­ви­тие со­вре­мен­ной Э. силь­ное влия­ние ока­зы­ва­ют та­кие «тех­ни­че­ские» иск-ва, как ки­но и, осо­бен­но, те­ле­иск-во, час­то вклю­чаю­щее в свои про­грам­мы эс­т­рад­ные пред­став­ле­ния, кон­цер­ты. Бла­го­да­ря это­му тра­ди­ци­он­ные фор­мы и прие­мы Э. об­ре­та­ют не толь­ко боль­шую мас­штаб­ность и рас­про­стра­нен­ность, но и пси­хо­ло­ги­че­скую глу­би­ну (ис­поль­зо­ва­ние круп­но­го пла­на, др. вы­ра­зи­тель­ных средств эк­ран­ных иск-в), яр­кую зре­лищ­ность (см. также: Мю­зик-холл, Варь­е­те, Ка­ба­ре, IIIоу, Те­атр ми­ниа­тюр). Иск-во эс­т­ра­ды иг­ра­ет су­ще­ст­вен­ную роль в эмо­цио­наль­ном воз­дей­ст­вии на зри­те­ля. Те­ат­ра­ли­зо­ван­ные ве­че­ра (напр. но­во­год­ние), пред­став­ле­ния (напр. агит­бри­га­ды), празд­ни­ки не об­хо­дят­ся без шут­ки, юмо­ра, без кон­фе­ран­сье, яр­ких кос­тю­мов, ма­сок, шу­точ­ных тан­цев, фель­е­то­нов, ин­тер­ме­дий, ре­приз и ку­пле­тов, па­ро­дий и сце­нок и т.д. Эти сце­ни­че­ские фор­мы за­им­ст­во­ва­ны из эс­т­ра­ды.

Все мно­го­об­ра­зие форм Э. в це­лом мож­но све­сти в три груп­пы: а) концертная (ди­вер­тис­мент­ная), объ­е­ди­няю­щая в се­бе все ви­ды вы­сту­п­ле­ний в эс­т­рад­ных кон­цер­тах; б) театральная, в ви­де ка­мер­ных спек­так­лей те­ат­ров ми­ниа­тюр (те­ат­ров-ка­ба­ре, ка­фе-те­ат­ров), или же, на­обо­рот, в мас­штаб­ных кон­церт­ных ре­вю, к-рые по­ка­зы­ва­ют­ся в мю­зик-хол­лах, рас­по­ла­гаю­щих мно­го­чис­лен­ным ис­пол­ни­тель­ским со­ста­вом и пер­во­класс­ной сце­ни­че­ской тех­ни­кой; в) праздничная, ото­же­ст­в­ляе­мая с на­род­ны­ми гу­ля­ния­ми и празд­ни­ка­ми на от­кры­том воз­ду­хе, в т.ч. на ста­дио­нах, а так­же с ба­ла­ми, мас­ка­ра­да­ми, кар­на­ва­ла­ми, про­ис­хо­дя­щи­ми в за­кры­тых по­ме­ще­ни­ях (до­мах и двор­цах куль­ту­ры, ка­фе, рес­то­ра­нах и т.п.) [4].

ЭС­Т­РАДНЫЙ МО­НО­ЛОГ – раз­мыш­ле­ния, ино­гда речь дей­ст­вую­ще­го ли­ца (пер­со­на­жа, в от­ли­чие от фель­е­то­на эс­т­рад­но­го), об­ра­щен­ная к са­мо­му се­бе или зри­те­лям. Э.м. по­зво­ля­ет рас­крыть ду­шев­ную жизнь пер­со­на­жа, вы­явить его ха­рак­тер. Мно­гие ли­те­ра­тур­ные и му­зы­каль­ные про­из­ве­де­ния на эс­т­ра­де мо­гут ис­пол­нять­ся как внутр. мо­но­ло­ги или как мо­но­ло­ги, ро­ж­даю­щие­ся в кон­крет­ных пред­ла­гае­мых об­стоя­тель­ст­вах, ко­гда сло­ва воз­ни­ка­ют «здесь, се­го­дня, сей­час». Мо­но­лог – сце­ни­че­ская фор­ма, в к-рой пе­ре­во­пло­ще­ние долж­но осо­бен­но плот­но смы­кать­ся с вы­яв­ле­ни­ем под­лин­ной внут­рен­ней жиз­ни чел-ка, а вслед за этим и вы­ра­же­ни­ем лич­но­сти ху­дож­ни­ка. По­это­му ис­пол­ни­те­лю опас­но слиш­ком на­гру­жать се­бя чер­та­ми внеш­ней ха­рак­тер­но­сти.

ЭС­Т­РАДНОСТЬ – по­ня­тие, объ­е­ди­няю­щее в се­бе все спе­ци­фи­че­ские ка­че­ст­ва иск-ва эс­т­ра­ды, осо­бен­ность ис­пол­ни­тель­ст­ва на эс­т­ра­де, имею­щая об­щие свой­ст­ва: от­кры­тость, ла­ко­низм, мо­биль­ность, празд­нич­ность, ори­ги­наль­ность, раз­но­об­ра­зие. По­ня­тие Э. вклю­ча­ет в се­бя не толь­ко ко­ме­дий­ные черты, но и ли­ри­ку, па­те­ти­ку, дра­ма­тизм.

ЭС­Т­РАДНЫЙ ФЕЛЬ­Е­ТОН – са­мо­стоя­тель­ный но­мер раз­го­вор­но­го жан­ра, ис­пол­няе­мый од­ним ак­те­ром, в к-ром он (ак­тер) рас­кры­ва­ет свое от­но­ше­ние к яв­ле­ни­ям жиз­ни, свое ми­ро­воз­зре­ние; это са­ти­ри­ко-пуб­ли­ци­ст­и­че­ское обо­зре­ние на зло­бу дня. В Э.ф. фак­ты и яв­ле­ния со­вре­мен­но­сти из­ла­га­ют­ся от ли­ца им­про­ви­зи­рую­ще­го рас­сказ­чи­ка в от­ли­чие от эс­т­рад­но­го мо­но­ло­га. По ос­нов­но­му прие­му Э.ф. – инс­це­ни­ро­ван­ный рас­сказ, по­стро­ен­ный на са­мом тес­ном кон­так­те од­но­го ак­те­ра со зри­те­лем, рас­сказ, по хо­ду к-ро­го пер­со­на­жи Э.ф. «ожи­ва­ют» на очень ко­рот­кое вре­мя. При этом нель­зя ска­зать, что ак­тер пе­ре­во­пло­ща­ет­ся в об­ра­зы сво­их ге­ро­ев, ско­рее рас­сказ­чик с боль­шей или мень­шей сте­пе­нью яр­ко­сти изо­бра­жа­ет встре­чаю­щие­ся по хо­ду по­ве­ст­во­ва­ния лю­дей. Имен­но ис­поль­зо­ва­ние это­го прин­ци­па по­зво­ля­ет со­хра­нить в рас­ска­зе сквоз­ное дей­ст­вие. Вме­сте с тем, изо­бра­же­ние пер­со­на­жей Э.ф. не мо­жет быть лишь чис­то внеш­ним, фор­маль­ным. Эл-т про­ник­но­ве­ния во внутр. мир, в пси­хо­ло­гию дей­ст­вую­щих лиц все рав­но бу­дет иметь ме­сто. В Э.ф. встре­ча­ют­ся и та­кие слож­ные мо­мен­ты, как взаи­мо­дей­ст­вие сво­об­ра­жае­мым парт­не­ром (см. также: Фель­е­тон, Ре­при­за) [4].

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СЦЕНАРИЕМ – последовательность сценарной разработки темы театрализованного представления, празднуемого события, которая осуществляется в следующем порядке: 1. Осмысление праздничной ситуации, социального заказа  празднуемого события. 2. Определение темы и идеи будущей постановки в целом. 3. Изучение и отбор документально-фактического и художественного материала. 4. Осмысление отобранного материала. 5. Формирование замысла, поиск сценарного хода и режиссерского приема. 6. Фиксация замысла в сценарной заявке, синопсисе, затем в сценарно-постановочном плане. 7. Сценарно-драматургическая разработка эпизодов в соответствии со сценарно-постановочным планом. 8. Композиционный монтаж эпизодов сценария. 9. Литературная «шлифовка» материала сценария. 10. Обсуждение готового сценария с режиссерско-постановочной группой и дирекцией праздника или с заказчиком, при необходимости корректировка и редактирование текста. 11. Воплощение сценария.

ЭТИКА (от греч. ethika – касающийся нравов, моральный) - 1. Наука, изучающая мораль, нравственность как форму общественного сознания и как вид общественных отношений. 2. Норма поведения, мораль человека или какой-либо социальной группы, класса (врачебная этика, научная этика и т.д.). Режиссер руководствуется в своей деятельности этическими нормами, сформулированными К.С.Станиславским и другими замечательными отечественными режиссерами и театральными педагогами. Поведение и творчество режиссера не могут быть безнравственными.

ЭТНО-КУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ –современные межнациональные отношения, складывающиеся под влиянием политической и экономической реальности и выраженные в произведениях искусства, литературы и всех многочисленных пластах достижений культуры. В режиссуре ТП и П этно-культурная ситуация имеет прямое влияние на рождение образной системы постановки и ее идейно-тематическую основу.

ЭТНОГРАФИЯ (от греч. ethnos – народ, племя и grafo – пишу) - часть исторической науки, изучающая народы – этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, материальную и духовную культуру. В сценаристике и режиссуре ТПиП знание этнографических особенностей региона, празднующего сообщества имеет важное значение как первоисточник самобытного творческого материала, а так же позволяет не допустить ошибок в построении праздничного действия, особенно в его обрядово-ритуальной части.

ЭТУАЛЬ (от фр. étoile – звез­да) – мод­ная ак­три­са (в за­пад­ном те­ат­ре лег­ко­го раз­вле­ка­тель­но­го жан­ра, а так­же в лег­ких, раз­вле­ка­тель­ных жан­рах в рус­ском те­ат­ре кон­ца XIX в. – на­ча­ла XX в.).

ЭТЮД – 1) (в изо­бра­зи­тель­ном иск-ве) про­из­ве­де­ние (обыч­но под­го­то­ви­тель­ное), ис­пол­няе­мое ху­дож­ни­ком с на­ту­ры с це­лью ее изу­че­ния; 2) муз. пье­са для од­но­го ин­ст­ру­мен­та, ос­но­ван­ная на оп­ре­де­лен­ных прие­мах ис­пол­не­ния и пред­на­зна­чен­ная для раз­ви­тия тех­ни­че­ско­го мас­тер­ст­ва ис­пол­ни­те­ля. Соз­да­ют­ся и вы­со­ко­ху­до­же­ст­вен­ные вир­ту­оз­ные со­чи­не­ния это­го жан­ра, пред­на­зна­чен­ные для кон­церт­но­го ис­пол­не­ния (фор­те­пи­ан­ные этю­ды Ф. Лис­та, Ф. Шо­пе­на, Р. Шу­ма­на и др.); 2) (в те­ат­ре) мгно­вен­ные за­ри­сов­ки ок­ру­жаю­щей жиз­ни, изу­че­ние, ис­сле­до­ва­ние че­ло­ве­че­ских ха­рак­те­ров. Э. – спо­соб при­бли­зить­ся к по­ни­ма­нию дей­ст­вия иего су­ще­ст­ву. Яв­ля­ясь про­цес­сом им­про­ви­зи­ро­ван­но­го твор­че­ст­ва, Э. в то же вре­мя яв­ля­ет­ся ком­по­зи­ци­он­но цель­ным сце­ни­че­ским про­из­ве­де­ни­ем, в соз­да­нии к-ро­го при­об­ре­та­ют­ся пер­во­на­чаль­но ре­жис­сер­ские и ак­тер­ские на­вы­ки сце­ни­че­ской вы­ра­зи­тель­но­сти; 3) (в те­ат­ре) ме­тод ре­пе­ти­ци­он­ной ра­бо­ты над спек­так­лем. По­сле про­чте­ния пье­сы ак­те­ры не про­дол­жа­ют ра­бо­ту за сто­лом, но и не пе­ре­хо­дят к ми­зан­сце­нам, а, вы­яс­нив пред­ла­гае­мые об­стоя­тель­ст­ва, кон­фликт, ос­нов­ные со­бы­тия эпи­зо­да, им­про­ви­зи­ру­ют в сю­же­те пье­сы со свои­ми сло­ва­ми (см. также: Ме­тод дей­ст­вен­но­го ана­ли­за) [4].

ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ – особенность организации праздника с целью максимального приближения к зрителю или вовлечение его в развитие действия. Способы такого общения со зрителями могут быть самыми разнообразными – от прямого обращения к зрителю и его персонификации, до задействования масс в развитие конфликта. Только реальное участие зрителей в постановке создает иллюзию не отстраненного действия, а действия, совершенного со зрителями.

ЭФФЕКТ ФАСИЛИТАЦИИ - (от англ. facilitate – помогать, облегчать, способствовать) достижение необходимого результата с использованием стиля управления, называемого фасилитацией, которая отличается от простого управления тем, что ее способ не директивный, она помогает организовать процесс обсуждения и принципиально улучшить качество принимаемых решений. Для режиссера ТПиП такой стиль управления приемлем и эффективен в работе со сценарно-постановочной группой до момента утверждения окончательного организационно-постановочного решения.

Ю                                            

ЮМОР – осо­бый вид ко­ми­че­ско­го, спе­ци­фи­че­ское пе­ре­жи­ва­ние про­ти­во­ре­чи­во­сти вос­при­ни­мае­мо­го объ­ек­та, в эс­те­ти­че­ской оцен­ке к-ро­го со­че­та­ет­ся серь­ез­ное и смеш­ное при пре­об­ла­да­нии по­зи­тив­но­го мо­мен­та в смеш­ном. Как фор­ма эс­те­ти­че­ско­го пе­ре­жи­ва­ния (чув­ст­во Ю.) Ю., в от­ли­чие от иро­нии, ост­ро­умия, ин­тел­лек­ту­аль­но­го по сво­ей при­ро­де, от­но­сит­ся ко все­му душевному строю чел-ка, вы­сту­па­ет свой­ст­во его ха­рак­те­ра [1].

ЮМОРЕСКА - (от нем. humoreske – от humor – юмор) – 1. Музыкальная пьеса шутливого характера, близкая к скерцо. 2. Небольшое художественное произведение, проникнутое юмором. Жанр, используемый, как правило, в режиссуре концерта.

Я

ЯЗЫК – сис­те­ма зна­ков, слу­жа­щая сред­ст­вом че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ния, мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти, спо­со­бом вы­ра­же­ния са­мо­соз­на­ния лич­но­сти, пе­ре­да­чи от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию и хра­не­нию ин­фор­ма­ции. Я. су­ще­ст­ву­ет и реа­ли­зу­ет­ся че­рез речь (см. также: Я. ак­те­ра, Я. жес­тов, Я. иск-ва, Я. ре­жис­се­ра).

ЯЗЫК АК­ТЁРА – со­во­куп­ность эл-тов ак­тер­ской тех­ни­ки: го­ло­са, пла­сти­ки, во­об­ра­же­ния и фан­та­зии, кос­тю­ма, гри­ма, ак­тер­ской за­ра­зи­тель­но­сти и т. п.

ЯЗЫК ЖЕСТОВ (язык ки­не­ти­че­ский) – сис­те­ма жес­тов и те­ло­дви­же­ний, ис­поль­зуе­мых как сред­ст­во об­ще­ния на­ря­ду со зву­ко­вой ре­чью и вза­мен ее в бы­то­вом об­ще­нии, а так­же в свя­зи с об­ря­да­ми, куль­то­вы­ми за­пре­та­ми и т.п. (см. также: Пси­хо­ло­ги­че­ский жест, Фан­та­сти­че­ский жест). Пси­хо­ло­га­ми за­ме­че­но, что чел-к вос­при­ни­ма­ет ин­фор­ма­цию на 80% из жес­тов и толь­ко 20% из слов.

ЯЗЫК ИС­КУССТВА – со­во­куп­ность ис­то­ри­че­ски сло­жив­ших­ся, осо­бых в ка­ж­дом ви­де иск-ва ма­те­ри­аль­ных средств и прие­мов соз­да­ния ху­до­же­ст­вен­но­го об­раза, т.е. вы­ра­зи­тель­ных средств. Напр., язы­ком ки­но яв­ля­ет­ся кадр, план, ра­курс, ком­по­зи­ция, свет, цвет, дви­же­ние, мон­таж. В за­ви­си­мо­сти от ос­нов­но­го ор­га­на вос­при­ятия идет раз­де­ле­ние на ви­ды иск-ва и их син­тез.

ЯЗЫК РЕ­ЖИС­СЁРА – со­во­куп­ность прие­мов ре­жис­сер­ско­го иск-ва, за­клю­чаю­щих­ся в уме­нии ком­по­зи­ци­он­но по­стро­ить це­лое сце­ни­че­ское дей­ст­вие, вы­ра­зив его в ми­зан­сце­нах че­рез ис­пол­ни­те­ля и мон­таж вы­ра­зи­тель­ных средств.

ЯППИ (от англ. Yuppie, Young Urban Professional – мо­ло­дой го­род­ской про­фес­сио­нал) – мо­ло­дёж­ная суб­куль­ту­ра, пред­ста­ви­те­ли ко­то­рой ве­дут кон­фор­ми­ст­ский об­ще­при­ня­тый об­раз жиз­ни че­ло­ве­ка со­вре­мен­но­го за­пад­но­го об­ще­ст­ва. Яп­пи име­ют вы­со­ко­оп­ла­чи­вае­мую ра­бо­ту, в оде­ж­де пред­по­чи­та­ют де­ло­вой стиль, сле­дят за мо­дой, по­се­ща­ют фит­нес-цен­тры. Из­на­чаль­но от­да­ва­ли пред­поч­те­ние япон­ской кух­не (из-за низ­кой её ка­ло­рий­но­сти) и эт­но-му­зы­ке как иде­аль­ной, в их пред­став­ле­нии, фо­но­вой му­зы­ке. Ос­нов­ной кри­те­рий «яп­пи» – их ус­пеш­ность. По­ня­тие «яп­пи» воз­ник­ло в США в на­ча­ле 1980-х. «Яп­пи» при­зна­ют слу­чай­ные сек­су­аль­ные свя­зи до бра­ка и тер­пи­мо от­но­сят­ся к из­ме­нам, как к рас­тор­же­нию кон­трак­та, что не ме­ша­ет им при­зна­вать ин­сти­тут се­мьи. Ми­ро­воз­зре­ние «яп­пи» ха­рак­те­ри­зу­ют жё­ст­кий ци­низм, праг­ма­тизм и пре­зре­ние по от­но­ше­нию к до­бив­шем­ся в жиз­ни мень­ше­го, не­же­ли они. Меч­та яп­пи – к три­дца­ти го­дам (или чуть боль­ше) за­кон­чить за­ни­мать­ся биз­не­сом, но это по­лу­ча­ет­ся у них край­не ред­ко: их ра­бо­та ста­но­вит­ся их нар­ко­ти­ком.

ЯРМАРОЧНЫЕ ЗРЕЛИЩА– демократические народные увеселительные представления, предназначенные для развлечения. В Западной Европе 16-18 вв. к ним относились пантомимы, фарсы, моралите – представления, наполненные грубоватым юмором с элементами гротеска и буффонады. Сюда же можно отнести спектакли бродячих трупп итальянской комедии дель арте (арлекинады). В России ярмарочные зрелища зародились на народных гуляниях на Масленицу, Рождество, Святки. К ним относятся: медвежья потеха, раек, балаганный театр и пр., где показывались инсценировки рыцарских романов, арлекинады, выступления жонглеров, фокусников, акробатов, танцоров. Популярными были кукольный театр Петрушки, хождение по канату, кабинет китайских теней, вертеп, скоморошины, кулачные бои, лазанье по столбу за сапогами. В современных праздниках народного календаря достаточно широко используются элементы ярмарочных зрелищ.

ЯРМАРОЧНЫЕ УВЕСЕЛЕНИЯ– увеселяющая деятельность, устройства для развлечения и забавы в период проведения ярмарок. К русским ярмарочным увеселениям относят: катание на катальных (гуляльных) горах, качелях, каруселях-самокатах с различными картинками, афишами, флагами, пестрой росписью, хороводы, посещение паноптикумов (собрание необычных предметов и существ), «обжорных рядов», комнат смеха, катание на тройках и на лодках (летом). Многие из ярмарочных увеселений вполне приемлемы в современных праздниках.

ЯРУС – 1) ряд го­ри­зон­таль­но рас­по­ло­жен­ных пред­ме­тов (напр. рас­по­ло­жить ос­ве­ти­тель­ные фо­на­ри в не­сколь­ко Я.); 2) один из сред­них или верх­них эта­жей в зри­тель­ном за­ле [4].

 


Список использованной литературы

 

1. Богданов И. А. Постановка эстрадного номера : учеб. пособие / Богданов И. А. – СПб. : ГАТИ, 2004. – 318 с.

 

2. Овчинников А. П. Основные этапы работы над созданием сценария театрализованного представления : учеб.-метод. пособие / Овчинников А. П. – Улан-Удэ : Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2008. – 113 с.

 

3. Щербина Н. Ф. Словарь театральных терминов / Щербина Н. Ф. ; Хабар. ин-т искусств и культуры. – Хабаровск : ХГИИиК,  2000. – 76 с.

 

4. Режиссура массового театрализованного действа : словарь / Перм. гос. ун-т искусств и культуры – Пермь : УПЦ «ДИККС», 1999. – 113 с.

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.