Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Р 4 страница



СКОМОРОШИНА– различные виды русского песенного и стихотворного фольклора с явно выраженным сатирическим, комическим, шутейным, пародийным началом, с откровенной установкой рассмешить, позабавить слушателей, высмеять отдельные явления жизни. В скоморошине логика сочетается с абсурдом, конкретное с абстрактным, вымысел с реальностью.

СЛО­ВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ – вид воз­дей­ст­вия на раз­лич­ные сто­ро­ны че­ло­ве­че­ской пси­хи­ки – на ин­тел­лект, на во­об­ра­же­ние, на чув­ст­во – с помощью слова. Сло­во на сце­не – сред­ст­во борь­бы за дос­ти­же­ние це­лей, ко­то­рым жи­вет пер­со­наж. Ак­тер дол­жен хо­ро­шо знать, на ка­кую имен­но сто­ро­ну соз­на­ния сво­его парт­не­ра он пре­иму­ще­ст­вен­но в дан­ном слу­чае хо­чет воздей­ст­во­вать. Ес­ли на ин­тел­лект, мысль, то не­об­хо­ди­мо до­би­вать­ся не­от­ра­зи­мо­сти ре­чи по сво­ей ло­ги­ке и убе­ди­тель­но­сти (до­ка­зать, объ­яс­нять, от­де­лать­ся, ус­по­ко­ить, оп­ро­верг­нуть и т.п.) Ес­ли к во­об­ра­же­нию, то не­об­хо­ди­мо за­ра­жать парт­не­ра ви­де­ния­ми (удив­лять, пре­ду­пре­ж­дать, уг­ро­жать, уте­шать). Мож­но об­ра­щать­ся к чув­ст­ву (уп­ре­кать, уко­рять, обод­рять, умо­лять, раз­жа­ло­бить), а так­же воз­дей­ст­во­вать на во­лю (про­сить, при­ка­зы­вать) и на па­мять парт­не­ра (уз­на­вать, ут­вер­ждать). На прак­ти­ке ни один из ти­пов С.д. не встре­ча­ет­ся в чис­том ви­де (мож­но, напр., про­сить, уп­ре­кая, или объ­яс­нять, удив­ляя), к дей­ст­вию мо­жет быть до­бав­ле­но ка­кое угод­но при­спо­соб­ле­ние (неж­но, те­п­ло, рав­но­душ­но, твер­до и т.п.). Во­прос о при­над­леж­но­сти С.д. к то­му или ино­му ви­ду ре­ша­ет­ся в ка­ж­дом от­дель­ном слу­чае в за­ви­си­мо­сти от пре­об­ла­да­ния то­го или ино­го спо­со­ба воз­дей­ст­вия на соз­на­ние парт­не­ра. По­ня­тия фи­зи­че­ско­го, внутр. и С.д. не­раз­рыв­ны. К.С. Ста­ни­слав­ский в этой триа­де С.д. счи­тал глав­ным: «Сло­во ста­но­вит­ся вен­цом твор­че­ст­ва, оно же долж­но быть ис­точ­ни­ком всех за­дач – и пси­хо­ло­ги­че­ских, и пла­сти­че­ских». В ре­че­вом ма­те­риа­ле пье­сы реж-р и ак­тер на­хо­дят ло­ги­ку по­ве­де­ния ге­ро­ев, в нем за­ло­же­ны и ре­шаю­щие на­ча­ла сце­ни­че­ско­го ха­рак­те­ра. Осо­бое зна­че­ние С.д. име­ет для ар­ти­стов эс­т­ра­ды раз­го­вор­ных жан­ров. Парт­нер эс­т­рад­но­го ис­пол­ни­те­ля – сот­ни си­дя­щих в за­ле зри­те­лей. Артисту на­до за­ста­вить ихуви­деть то, о чем он рас­ска­зы­ва­ет. От­сю­да тре­бо­ва­ние яр­ко­сти и точ­но­сти лен­ты об­ра­зов, ес­те­ст­вен­но­сти и звуч­но­сти ре­чи (см. также: Сло­вес­ный об­раз) [4].

СЛО­ВЕСНЫЙ ОБРАЗ – от­дель­ное сло­во, со­че­та­ние слов, аб­зац, стро­фа, часть ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния или да­же ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние как эс­те­ти­че­ски ор­га­ни­зо­ван­ный эл-т по­эти­че­ской ре­чи. Сло­вес­ные об­ра­зы по­ка­зы­ва­ют нам, как пи­са­тель и ис­пол­ни­тель ви­дят и ху­до­же­ст­вен­но вос­про­из­во­дят мир.

СЛОВО– 1. Одна из основных структурных единиц языка и речевой деятельности, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а так же именования каких-либо понятий. 2. Выразительное средство художественной литературы, публицистики, журналистики, публичных выступлений и т.п. В драматургии, в том числе, сценарной, выразительным средством которой является действие, автор может оперировать только словом, сочетаниями слов для изображения конфликтов, характеров и т.п., для выражения действия в диалогах, монологах и ремарках.

СЛОГАН – (от англ. slogan < to slog – силь­но уда­рять) – рек­лам­ная фор­му­ла, по­сто­ян­ный рек­лам­ный де­виз. Чет­кая, яс­ная и ла­ко­нич­ная фор­му­ли­ров­ка ос­нов­ной те­мы рек­лам­но­го об­ра­ще­ния.

СЛУГИ ПРОСЦЕНИУМА– действующие лица на глазах у зрителя исполняющие по ходу спектакля, представления подсобные функции: помогают актерам переодеться на сцене, поправляют костюмы, открывают двери, подставляют стулья, убирают лишние предметы со сцены и т.д.; одно из театральных нововведений В. Мейерхольда для обеспечения плавного хода спектакля. Слуги просцениума могут появляться на сцене в разных обликах - монахов, могильщиков или просто рабочих сцены. В режиссуре ТПиП достаточно распространенный прием, позволяющий осуществлять быстрый переход от эпизода к эпизоду с трансформацией исполнителей и сценографических деталей, бутафории и т.д.

СМАРТМОБ  (от англ. smart mob – ум­ная тол­па) – фор­ма са­мо­ор­га­ни­за­ции лю­дей с по­мо­щью СМС, се­ти Ин­тер­нет и т.д. с чёт­ко оп­ре­де­лён­ной це­лью. Ес­ли флэш­моб – это тех­но­ло­гия со­би­ра­ния тол­пы, то смар­тмоб – это цель и смысл та­ко­го со­би­ра­ния. Да­же ес­ли эти цель и смысл но­сят аб­сурд­ный ха­рак­тер. Т.е. флэш­моб – это фор­ма, а смар­тмоб – ее со­дер­жа­ние. Это два взаи­мо­до­пол­няю­щих по­ня­тия, ка­ж­дое из ко­то­рых не­мыс­ли­мо друг без дру­га. Смар­тмоб в от­ли­чии от во­об­ще флэш­мо­ба из­на­чаль­но под­ра­зу­ме­ва­ет на­ли­чие смыс­ла и це­ли ак­ций. Со­от­вет­ст­вуя по фор­ме и прин­ци­пу ор­га­ни­за­ции флэш­мо­бов, смар­тмо­бы не­сут оп­ре­де­лен­ный мес­седж, ад­ре­со­ван­ный слу­чай­ным на­блю­да­те­лям ак­ции и по­нят­ный им.

СО­БЫТИЕ – 1) то, что про­изош­ло, то или иное зна­чи­тель­ное яв­ле­ние, факт об­ще­ст­вен­но­го или лич­ной жиз­ни; 2) (в те­ат­ре) про­ис­ше­ст­вие (про­цесс), раз­во­ра­чи­ваю­щий­ся на гла­зах зри­те­ля. Со­сто­ит из со­во­куп­но­сти фак­тов (пред­ла­гае­мых об­стоя­тельств), из­ме­няю­щих при­выч­ное те­че­ние жиз­ни ге­ро­ев. Од­но из пред­ла­гае­мых об­стоя­тельств, из­ме­няю­щих (в от­ли­чие от др. фак­тов) преж­ние дей­ст­вия ге­ро­ев, при­выч­ное те­че­ние жиз­ни пер­со­на­жей,на­зы­ва­ют со­бы­тий­ным фак­том. Че­рез оцен­ку фак­та осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пе­ре­ход от со­бы­тия к со­бы­тию. С. – часть сце­ни­че­ской жиз­ни или зре­ли­ща, ко­то­рую мож­но на­звать «экс­тре­маль­ной си­туа­ци­ей» с тре­мя ус­ло­вия­ми ее осу­ще­ст­в­ле­ния: а) пер­со­на­жи долж­ны жить в ус­ло­ви­ях «край­не­го внутр. на­пря­же­ния»; б) вы­зы­вать обя­за­тель­ное зри­тель­ское со­пе­ре­жи­ва­ние; в) вы­ход из соз­дав­шей­ся си­туа­ции дол­жен быть не­пред­ска­зуе­мым (М.А. За­ха­ров); 3) (в мас­со­вом дей­ст­вии) С. как зна­чи­тель­ное яв­ле­ние об­ще­ст­вен­ной или лич­ной жиз­ни по­ро­ж­да­ет празд­нич­ную си­туа­цию,а за­да­чей ор­га­ни­за­то­ров мас­со­во­го дей­ст­ва ста­но­вит­ся пре­вра­ще­ние празд­ни­ка (пред­став­ле­ния) в жиз­нен­ное С. для его уча­ст­ни­ков. В сю­жет­ных те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ни­ях, как вте­ат­раль­ной пье­се, ищет­ся со­бы­тий­ный ряд. Бес­сю­жет­ное пред­став­ле­ние стро­ит­ся по прин­ци­пу ат­трак­цио­на (см. также: Со­бы­тий­ный жиз­нен­ный факт).

СО­БЫТИЙНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ФАКТ – ре­аль­ное жиз­нен­ное яв­ле­ние, к-рое со­еди­ня­ет в се­бе кол­ли­зию сце­нар­но­го и ре­жис­сер­ского за­мыс­лов мас­со­во­го те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го дей­ст­ва. Кон­крет­ное жиз­нен­ное со­бы­тие оп­ре­де­ля­ет спе­ци­фи­ку об­раз­но­сти, к-рая ухо­дит вне­го свои­ми кор­ня­ми и пред­став­ля­ет со­бой ху­до­же­ст­вен­ное ос­мыс­ле­ние, ока­зы­ваю­щее воз­дей­ст­вие си­лой ху­до­же­ст­вен­но­го обоб­ще­ния ре­аль­но­сти.

СО­БЫ­ТИЙНЫЙ РЯД – по­сле­до­ва­тель­но со­вер­шае­мые со­бы­тия, цепь со­бы­тий, ка­ж­дое из к-рых пе­ре­те­ка­ет в сле­дую­щее. Реж-ру не­об­хо­ди­мо оп­ре­де­лить в по­ста­нов­ке пять обя­за­тель­ных со­бы­тий: а) исходное (экс­по­зи­ция но­ме­ра, спек­так­ля, мас­со­во­го дей­ст­ва), в к-ром зри­те­лю еще не по­нят­но, в ка­ком на­прав­ле­нии бу­дет раз­во­ра­чи­вать­ся дей­ст­вие; б) основное, в к-ром на­чи­на­ет за­ро­ж­дать­ся кон­фликт ме­ж­ду ге­роя­ми (за­вяз­ка);в) центральное (куль­ми­на­ция дей­ст­вия); г) финальное (раз­вяз­ка),в к-ром кон­фликт раз­ре­ша­ет­ся; д) главное – оно про­ис­хо­дит в ду­ше зри­те­ля как вы­вод (про­чи­тан­ная и вос­при­ня­тая идея), к к-ро­му хо­тел при­вес­ти реж-р спек­так­ля, мас­со­во­го дей­ст­ва. С.р. ор­га­ни­че­ски свя­зан с те­мой, вы­сту­па­ет спо­со­бом ее кон­крет­но­го раз­вер­ты­ва­ния. Ка­ж­дое пре­ды­ду­щее со­бы­тие по от­но­ше­нию к сле­дую­ще­му за ним ста­но­вит­ся пред­ла­гае­мым об­стоя­тель­ст­вом (см. также: Со­бы­тий­ный факт, Фа­бу­ла).

СО­ДЕР­ЖАНИЕ – со­во­куп­ность, со­став всех эле­мен­тов объ­ек­та, ед-во его свойств, внутренних про­цес­сов, свя­зей, про­ти­во­ре­чий и тен­ден­ций раз­ви­тия. В С. за­ло­же­на тен­ден­ция к раз­ви­тию, ди­на­ми­ке, диа­лек­ти­че­ско­му взаи­мо­дей­ст­вию с фор­мой. Ос­нов­ны­ми эл-та­ми со­дер­жа­ния в те­ат­ра­ли­зо­ван­ном пред­став­ле­нии вы­сту­па­ет его те­ма и идея (см. также: Со­дер­жа­ние и фор­ма).

СО­ДЕР­ЖАНИЕ И ФОРМА – фи­ло­соф­ские ка­те­го­рии: С. – оп­ре­де­ляю­щая сто­ро­на це­ло­го, со­во­куп­ность его час­тей; Ф. – спо­соб су­ще­ст­во­ва­ния и вы­ра­же­ния С. От­но­ше­ние С. и Ф. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся от­но­си­тель­ным ед-вом. В хо­де раз­ви­тия об­ра­зу­ет­ся не­со­от­вет­ст­вие С. и Ф., ко­то­рое, в ко­неч­ном сче­те, раз­ре­ша­ет­ся «сбра­сы­ва­ни­ем» ста­рой и воз­ник­но­ве­ни­ем но­вой Ф. со­от­вет­ст­вен­но раз­ви­ваю­ще­му­ся С. Су­ще­ст­ву­ет и об­рат­ная за­ко­но­мер­ность: С. про­яв­ля­ет­ся толь­ко в оп­ре­де­лен­ной Ф. Сте­пень со­от­вет­ст­вия Ф. иС. в иск-ве за­ви­сит от вер­но­сти идеи про­из­ве­де­ния, ми­ро­воз­зре­ния, ода­рен­но­сти и мас­тер­ст­ва ху­дож­ни­ка. В твор­че­ской прак­ти­ке не­со­от­вет­ст­вие, раз­рыв Ф. и С. про­из­ве­де­ния вы­сту­па­ет в двух пла­нах. Во-пер­вых, ко­гда об­ще­ст­вен­но зна­чи­мое С., ак­ту­аль­ная те­ма и идея не по­лу­ча­ют в про­из­ве­де­нии яр­ко­го ху­до­же­ст­вен­но­го во­пло­ще­ния. Это ве­дет к ил­лю­ст­ра­тив­но­сти и схе­ма­тиз­му, сни­же­нию воз­дей­ст­вен­ной си­лы иск-ва, а ино­гда к дис­кре­ди­та­ции те­мы и идеи про­из­ве­де­ния. Во- вто­рых, ко­гда не­пол­но­цен­ное С. вы­ра­жа­ет­ся в ин­те­рес­ной Ф.

СОНЕТ –сти­хо­тво­ре­ние из 14 строк. Воз­ник в XIII ве­ке в Ита­лии. Осо­бен­но по­пу­ля­рен в по­эзии эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния, ба­рок­ко, ро­ман­тиз­ма, от­час­ти сим­во­лиз­ма и мо­дер­низ­ма. Наи­бо­лее из­вест­ны­ми по­эта­ми, на­пи­сав­ши­ми со­не­ты, бы­ли в Ита­лии: Дан­те, Пет­рар­ка; в Анг­лии – Шек­спир, в Рос­сии: В.А. Жу­ков­ский, А.С. Пуш­кин, М.Ю. Лер­мон­тов и др.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ– уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности или социальной группы (например, радость по поводу успеха и сострадание неудаче по отношению к члену коллектива). В сценическом искусстве сопереживание – это выражение эмоционального настроения зрителей во время просмотра спектакля, представления. Сопереживание возникает когда исполнители проникаются чувствами и мыслями изображаемых персонажей и совокупностью выразительных средств доносят их до зрителя.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАЗДНИКА –общие, свойственные всем цивилизациям универсальные черты праздничной культуры, способствующие усвоению системы ценностных ориентаций и предпочтений социума и человека. К ним относятся социальные (общественные) функции: социальной интеграции и стабилизации общественной системы, консолидации социума, рекреации (организация досуга, развлечения), идеологические, педагогические, социализации личности, организации межличностного общения, сохранения преемственности, традиций, связи поколений и др. К культурным (художественным) функциям относят эстетическую, гедонистическую, творческую (удовлетворение творческих потребностей и развитие творческих способностей) и др.

СО­ЦИАЛЬНЫЙ ЗА­КАЗ – за­яв­ка на про­ве­де­ние об­ще­ст­вен­но зна­чи­мой ак­ции в ху­до­же­ст­вен­но-празд­нич­ной фор­ме. Реж-р мо­жет по­лу­чить С.з. как от ад­ми­ни­ст­ра­ции об­лас­ти, го­ро­да, се­ла, рай­она, так и от об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций, уч­ре­ж­де­ний, пред­при­ятий, учеб­ных за­ве­де­ний и т.п. В С.з. обо­зна­ча­ет­ся со­бы­тие, ос­нов­ные мо­мен­ты, к-рые долж­ны быть от­ра­же­ны в ак­ции, по­же­ла­ния по фор­ме во­пло­ще­ния, ус­та­нав­ли­ва­ют­ся сро­ки под­го­тов­ки про­ве­де­ния, ме­сто про­ве­де­ния ак­ции, раз­мер испо­соб фи­нан­си­ро­ва­ния.

СО­ФИТ – ос­ве­ти­тель­ный при­бор, при­кре­п­лен­ный к под­вес­ной фер­ме.

СПЕКТАКЛЬ (от фр. spectacle, из лат. spectaculum «зре­ли­ще») – про­из­ве­де­ние сце­ни­че­ско­го ис­кус­ст­ва; мо­жет ста­вить­ся как на те­ат­раль­ной сце­не, так и на ра­дио (ра­дио­спек­такль) и на те­ле­ви­де­нии (те­ле­ви­зи­он­ный спек­такль).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ(в представлении) - это пиротехнические, пневматические или другие визуальные акценты, подчеркивающие значимость какого либо важного момента в номере или эпизоде праздника. К концертным спецэффектам относятся имитации снега, дыма, тумана, огня, ветра, криоэффекты и т.д. Они создаются с помощью специальных устройств - генераторов пены, мыльных пузырей, дыма, тумана, криопушек, пускателей конфетти, fire-машин, лазерных установок, пиротехнических средств и др.

СПИН­НАЯ МИ­ЗАН­СЦЕНАсце­ни­че­ский ра­курс, си­ла к-ро­го при про­ти­во­ре­чи­во­сти по­зы за­клю­ча­ет­ся в обоб­щен­но­сти вы­ра­же­ния. Спи­на слов­но не­кий за­на­вес, на к-ром как бы вы­пи­сан круп­ны­ми бу­к­ва­ми итог или пред­по­сыл­ка (поч­ти титр). Ос­та­нов­ка в по­во­ро­те С.м. луч­ше все­го до­но­сит пре­одо­ле­ние: ус­та­ло­сти, бо­ли, стра­ха, лю­бо­го силь­но­го чув­ст­ва, ох­ва­тив­ше­го все че­ло­ве­че­ское су­ще­ст­во. Уда­ле­ние фи­гу­ры спи­ной – ми­зан­сце­на клас­си­че­ская и вы­ра­жа­ет она не сла­бость, не­смот­ря на то, что че­ло­век, уда­ля­ясь, на гла­зах умень­ша­ет­ся. Вид фи­гу­ры, пря­мо удаляю­щей­ся от зри­те­ля вдаль, ча­ще все­го – эпи­чес­кая точ­ка кус­ка или це­лой сце­ны. Чел-к буд­то со­еди­ня­ет­ся с про­стран­ст­вом, ухо­дит в жизнь, в при­ро­ду (см. также: За­на­вес).

СПИН-ОФФ(от англ. spin-off – рас­кру­чи­вать­ся) – ху­до­же­ст­вен­ные про­из­ве­де­ния (кни­га, фильм, ком­пь­ю­тер­ная иг­ра, ко­микс и так да­лее), ос­нов­ны­ми дей­ст­вую­щи­ми ли­ца­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся пер­со­на­жи, ра­нее уже фи­гу­ри­ро­вав­шие в ис­ход­ном про­из­ве­де­нии с те­ма­ти­че­ски иным сю­же­том. Так­же ис­поль­зу­ют­ся тер­ми­ны «от­ветв­ле­ние сю­же­та», «по­боч­ное про­из­ве­де­ние» и «от­поч­ко­вав­шее­ся про­из­ве­де­ние», а ино­гда в шут­ку «вбо­к­вел».Как пра­ви­ло, ос­нов­ным от­ли­чи­ем спин-оф­фа от про­сто­го про­дол­же­ния или пре­дыс­то­рии то­го или ино­го ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния яв­ля­ет­ся уча­стие в ка­че­ст­ве ос­нов­ных дей­ст­вую­щих лиц пер­со­на­жей, яв­ляв­ших­ся вто­ро­сте­пен­ны­ми или во­все эпи­зо­ди­че­ски­ми в ис­ход­ном про­из­ве­де­нии. Важ­но от­ме­тить от­ли­чие спин-оф­фа и от ре­мей­ка – но­вой ин­тер­пре­та­ци­ей про­из­ве­де­ния лишь с ины­ми ак­цен­та­ми, но­вой тех­ни­кой или но­вы­ми ус­ло­вия­ми раз­ви­тия то­го же сю­же­та.

СПИЧ (от англ. speech, от to speak го­во­рить) – крат­кая при­вет­ст­вен­ная речь на тор­же­ст­вен­ном обе­де, бан­ке­те и т.п. в честь ко­го-ли­бо, че­го-ли­бо.

СПОНСОР(от лат. spondeo – ру­ча­юсь, га­ран­ти­рую) – мо­жет быть как фи­зи­че­ским, так и юри­ди­че­ским ли­цом, фи­нан­си­рую­щим ка­кую-ли­бо дея­тель­ность как фи­зи­че­ских, так и юри­ди­че­ских лиц с це­лью по­лу­че­ния ка­кой-ли­бо ма­те­ри­аль­ной вы­го­ды или при­бы­ли для се­бя, ли­бо в об­мен на рек­ла­му.

СПОРТ –со­став­ная часть фи­зи­че­ской куль­ту­ры – ком­плек­сы фи­зи­че­ских уп­раж­не­ний (сред­ст­во и ме­тод фи­зи­че­ско­го вос­пи­та­ния), имею­щие це­лью раз­ви­тие и ук­ре­п­ле­ние ор­га­низ­ма чел-ка, его нрав­ст­вен­ное вос­пи­та­ние и дос­ти­же­ние им вы­со­ких ре­зуль­та­тов в со­рев­но­ва­ни­ях. В те­ма­ти­че­ском ве­че­ре спорт­смен или лю­би­тель спор­та мо­гут вы­сту­пать в ка­че­ст­ве ре­аль­но­го ге­роя. На эс­т­ра­де соз­да­ют­ся но­ме­ра на спор­тив­ные сю­же­ты. Спор­тив­ные со­рев­но­ва­ния вклю­ча­ют­ся со­став­ной ча­стью в мас­со­вые празд­ни­ки, а так­же про­во­дят­ся физ­куль­тур­но-спор­тив­ные празд­ни­ки, олим­пиа­ды. Мас­со­вые уп­раж­не­ния в ста­ди­он­ном пред­став­ле­нии де­ла­ет С. вы­ра­зи­тель­ным сред­ст­вом (или жан­ром)сце­ни­че­ско­го иск-ва. В ка­че­ст­ве эл-тов мас­со­вой гим­на­сти­че­ско-спор­тив­ной инс­це­ни­ров­ки с вклю­че­ни­ем в нее со­тен и ты­сяч лю­дей фи­зи­че­ская куль­ту­ра мо­жет дать: а) ор­га­ни­зо­ван­ную ходь­бу раз­но­об­раз­ных ви­дов в оп­ре­де­лен­ном тем­пе (бы­ст­рый – мед­лен­ный, бод­рый – тя­же­лый); б) ор­га­ни­зо­ван­ные пе­ре­ме­ще­ния по раз­ным ли­ни­ям с об­ра­зо­ва­ни­ем воз­мож­ных форм и фи­гур (букв ал­фа­ви­та, слов, сим­во­ли­че­ских зна­ков и т. д.), с со­блю­де­ни­ем при этом рит­ма к гар­мо­ни­зи­ро­ва­ния с му­зы­кой; в) все­воз­мож­ные по­строе­ния и на­гро­мо­ж­де­ния групп в фор­ме жи­вых ста­туй, жи­вых кар­тин, жи­вых пи­ра­мид раз­но­об­раз­ней­ших ви­дов или мас­сы тел (го­ро­об­раз­ные па­мят­ни­ки, пя­ти­ко­неч­ные звез­ды, мощ­ные ко­лон­ны); г) гим­на­сти­че­ские, рит­ми­че­ские и пла­сти­че­ские дви­же­ния, ими­ти­рую­щие все­воз­мож­ные бы­то­вые, про­из­вод­ст­вен­ные, тру­до­вые дви­же­ния: уда­ры куз­не­ца, дви­же­ния ко­са­ря, дви­же­ния дро­во­се­ка, дви­же­ния бро­са­ния, дви­же­ния под­ня­тий и т.п.; д) кол­лек­тив­ные тан­цы, на­чи­ная от ими­та­ци­он­ных, уже су­ще­ст­вую­щих (кре­сть­ян­ский, мат­рос­ский,  рус­ский, ма­ло­рос­сий­ский, гре­че­ский, ки­тай­ский и т.п.) и кон­чая искусствен­но соз­да­вае­мы­ми, в за­ви­си­мо­сти от не­об­хо­ди­мо­сти ил­лю­ст­ри­ро­ва­ния.

СПОР­ТИВНАЯ АРЕНА – фут­боль­ное по­ле с при­мы­каю­щи­ми к не­му спор­тив­ны­ми пло­щад­ка­ми (сек­то­ра­ми), ок­ру­жен­ное бе­го­вой до­рож­кой. Обыч­но со­став­ная часть ста­дио­на,ме­сто про­ве­де­ния спор­тив­ных со­рев­но­ва­ний, в по­след­нее вре­мя и те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ний. Фут­боль­ное по­ле как сце­ни­че­ская пло­щад­ка име­ет раз­ме­ры 96-110 мет­ров по фрон­ту и 64-72 мет­ра в глу­би­ну.

СПОР­ТИВНО-ХУ­ДОЖЕ­СТ­ВЕН­НОЕ ПРЕД­СТАВ­ЛЕНИЕ НА СТА­ДИОНЕ –фор­ма те­ат­ра под от­кры­тым не­бом, свое­об­ра­зие к-ро­го дик­ту­ет­ся свое­об­ра­зи­ем сце­ни­че­ской пло­щад­ки – ста­дио­ном. Глав­ны­ми ге­роя­ми С-х.п. на стадионе яв­ля­ют­ся не один ак­тер, не груп­па, а ог­ром­ная, под­час мно­го­ты­сяч­ная мас­са лю­дей: спорт­сме­ны – не­по­сред­ст­вен­ные уча­ст­ни­ки мас­со­вых гим­на­сти­че­ских вы­сту­п­ле­ний, раз­лич­ные ху­до­же­ст­вен­ные кол­лек­ти­вы, груп­по­вые и соль­ные но­ме­ра пред­ста­ви­те­лей спор­та и иск-ва, уча­ст­ни­ки ху­до­же­ст­вен­но­го фо­на (до не­сколь­ких ты­сяч), мас­са уча­ст­ни­ков-зри­те­лей на три­бу­нах ста­дио­на, имею­щих не­по­сред­ст­вен­ное от­но­ше­ние к со­бы­тию, к-ро­му по­свя­ще­но пред­став­ле­ние. Глав­ное в спе­ци­фи­ке С.-х.п. на стадионе – его спор­тив­ная ос­но­ва. Ве­ду­щим вы­ра­зи­тель­ным сред­ст­вом яв­ля­ет­ся мас­са уча­ст­ни­ков с их вы­хо­да­ми, ухо­дами и вы­пол­не­ни­ем раз­лич­но­го ро­да уп­раж­не­ний и пе­ре­строе­ний. В С.-х.п. на стадионе толь­ко хо­рео­гра­фия мо­жет быть пред­став­ле­на в ка­че­ст­ве са­мо­стоя­тель­но­го мас­со­во­го вы­сту­п­ле­ния. По­пыт­ки по­стро­ить С. -х.п. на стадионе по прин­ци­пу кон­цер­та, т.е. сме­няе­мо­сти от­дель­ных го­то­вых но­ме­ров ар­ти­стов и кол­лек­ти­вов раз­ных жан­ров с мас­со­вы­ми спор­тив­ны­ми вы­сту­п­ле­ния­ми, яв­ля­ют­ся не­це­ле­со­об­раз­ными. Ка­ки­ми бы про­фес­сио­наль­ны­ми при­зна­ка­ми не об­ла­да­ли но­ме­ра, они про­иг­ры­ва­ют пе­ред мас­со­вы­ми дей­ст­вия­ми. Ос­нов­ной струк­тур­ной еди­ни­цей С.-х.п. на стадионе яв­ля­ет­ся не от­дель­ное гим­на­сти­че­ское вы­сту­п­ле­ние, а эпи­зод. В нем пер­вич­на не ор­га­ни­за­ци­он­ная, а твор­че­ская сто­ро­на. Ро­ж­де­ние эпи­зо­да, его те­ма­ти­ка, со­дер­жа­ние, об­раз­ное ре­ше­ние тес­но свя­за­ны с об­щим сце­нар­но-ре­жис­сер­ским за­мыс­лом пред­став­ле­ния. Ком­по­зи­ция эпи­зо­да: а) на­ча­ло (экс­по­зи­ция); б) глав­ные и вто­ро­сте­пен­ные дей­ст­вия эпи­зо­да (раз­ви­тие дей­ст­вия): мас­со­вые но­ме­ра и встав­ные но­ме­ра спор­та и иск-ва; в) фи­нал (куль­ми­на­ция);г) уход. Мас­штаб­ность сце­ни­че­ской пло­щад­ки тре­бу­ет раз­ма­ха в ре­ше­нии наи­бо­лее важ­ных эпи­зо­дов С.-х.п. на стадионе. Сэтой це­лью в дей­ст­вие вво­дят­ся груп­па уча­ст­ни­ков (600-1500 че­ло­век, в ос­нов­ном де­вуш­ки), ко­то­рые в прак­ти­ке по­лу­чи­ло на­зва­ние «фо­ни­рую­щей груп­пы». Фо­ни­рую­щая груп­па вы­пол­ня­ет роль мас­сы, вво­дит­ся не­сколь­ко раз, по не­об­хо­ди­мо­сти – в но­вом ка­че­ст­ве (др. кос­тю­мы, др. пред­ме­ты для вы­пол­не­ния уп­раж­не­ний). Функ­ции фо­ни­рую­щей груп­пы – ук­руп­не­ние дей­ст­вия, соз­да­ние яр­ко­го, мас­штаб­но­го, об­раз­но­го дей­ст­вия, а так­же мон­та­ж, пла­сти­че­ское свя­зы­вание одного эпи­зода с др. в еди­ное дей­ст­вие. К это­му прие­му при­бе­га­ют ре­жис­се­ры в тех слу­ча­ях, ес­ли ос­нов­ное дей­ст­вие не­дос­та­точ­но мас­со­вое и не со­от­вет­ст­ву­ет мас­шта­бу мас­со­во­го пред­став­ле­ния. В от­ли­чии от те­ат­ра, ста­ди­он не име­ет спе­ци­аль­ных тех­ни­че­ских средств мон­та­жа. По­это­му тех­ни­че­ский мон­таж име­ет та­кое же зна­че­ние, как к смы­сло­вой. В прак­ти­ке по­ста­нов­ки С.-х.п. на стадионе сло­жи­лись два ви­да мон­та­жа: «от­кры­тый» и «за­кры­тый». Ес­ли сце­нар­но-ре­жис­сер­ский мон­таж на­прав­лен на рас­кры­тие идеи пред­став­ле­ния, на по­иск ри­сун­ков по­строе­ния, в к-рых про­ис­хо­дит дей­ст­вие, то тех­ни­че­ский мон­таж обес­пе­чи­ва­ет не­пре­рыв­ность дей­ст­вия на пе­рестрое­ниях. За­да­ча ху­дож­ни­ка С..п. на стадионе со­сто­ит в том,что­бы с пер­во­го до по­след­не­го вы­сту­п­ле­ния про­вес­ти цве­то­вую гам­му так, что­бы не воз­ник­ло цве­то­вой дис­гар­мо­нии ни в кос­тю­мах, ни в де­ко­ра­ци­ях. Не­от­ра­зи­мое впе­чат­ле­ние про­из­во­дит ху­до­же­ст­вен­ный фон. Для ак­ти­ви­за­ции ау­ди­то­рии зри­те­лям раз­да­ют­ся флаж­ки, пла­точ­ки, ке­поч­ки, цве­ты, фо­на­ри­ки, что­бы весь ста­ди­он вклю­чал­ся в жизнь цве­та на празд­ни­ке. Но са­мое глав­ное – соз­да­ние эмо­цио­наль­но­го впе­чат­ле­ния, эф­фекта не­ожи­дан­но­сти (транс­фор­ма­ция пред­ме­тов и кос­тю­мов; пла­чу­щий Миш­ка, во­пло­щаю­щий грусть рас­ста­ва­ния, а не ра­дость, как все при­вык­ли).

СРАВНЕНИЕ –(в лит.) сбли­же­ние двух пред­ме­тов или яв­ле­ний с це­лью по­яс­не­ния од­но­го из них при по­мо­щи дру­го­го. «Как вы­жжен­ная па­ла­ми степь, чер­на ста­ла жизнь Гри­го­рия». (М.А. Шо­ло­хов)

СРЕДСТВ ВЫ­РА­ЗИТЕЛЬНЫХ СИНТЕЗ, см. Син­тез вы­ра­зи­тель­ных средств.

СРЕДСТВО – 1) ору­дие (пред­мет, со­во­куп­ность при­спо­соб­ле­ний) для осу­ще­ст­в­ле­ния ка­кой-н. дея­тель­но­сти; 2) при­ем, спо­соб дей­ст­вия для дос­ти­же­ния че­го-л. (см. также: Вы­ра­зи­тель­ные сред­ст­ва, С. ино­ска­за­ния).

СТА­ДИОН – 1) со­ору­же­ние со спе­ци­аль­но обо­ру­до­ван­ны­ми пло­щад­ками для спор­тив­ных со­стя­за­ний, за­ня­тий и с три­бу­на­ми для зри­те­лей; 2) ме­сто про­ве­де­ния те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ний и кон­цер­тов. Ста­ди­он­ное про­стран­ст­во трех­мер­но, об­зор здесь 3/4 или кру­го­вой, три­бу­ны рас­по­ло­же­ны ам­фи­те­ат­ром, мас­штаб сце­ни­че­ской пло­щад­ки ра­вен мас­шта­бу по­ля С.

СТАНИСЛАВСКИЙ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ(на­стоя­щая фа­ми­лия – Алек­се́ев; 1863 – 1938) – рус­ский те­ат­раль­ный режиссёр, ак­тёр и пе­да­гог, ре­фор­ма­тор те­ат­ра. Соз­да­тель зна­ме­ни­той ак­тёр­ской системы, ко­то­рая на про­тя­же­нии 100 лет име­ет ог­ром­ную по­пу­ляр­ность в Рос­сии и в ми­ре. На­род­ный артист СССР (1936). В 1888 году стал од­ним из ос­но­ва­те­лей Мо­с­ков­ско­го об­ще­ст­ва ис­кус­ст­ва и ли­те­ра­ту­ры. В 1898 году вме­сте с Вл. И. Немировичем-Данченко ос­но­вал Мо­с­ков­ский Художественный театр. Сис­те­ма Ста­ни­слав­ско­го – ус­лов­ное на­име­но­ва­ние тео­рии и ме­то­до­ло­гии сце­ни­че­ско­го твор­че­ст­ва, раз­ра­бо­тан­ных К. С. Ста­ни­слав­ским. Те­ат­раль­ные идеи Ста­ни­слав­ско­го, его эс­те­ти­ка и ме­то­до­ло­гия по­лу­чи­ли ог­ром­ное рас­про­стра­не­ние во всём ми­ре.

СТЕЙДЖИНГ(от англ. stage – «по­мост», «плат­фор­ма», «сце­на», «аре­на») – это сце­ни­че­ское обо­ру­до­ва­ние (сце­ны, пло­щад­ки, по­диу­мы, на­ве­сы, танц­пол, гри­мер­ные ком­на­ты и т.д.).

СТЕЙДЖИНГ-УСЛУГИ – это мон­таж сце­ни­че­ских бы­ст­ро­раз­во­ди­мых кон­ст­рук­ций, па­виль­о­нов, де­ко­ра­ций. Стей­джинг – ус­лу­ги (сце­ни­че­ское обо­ру­до­ва­ние) в Рос­сии раз­ви­ва­ют­ся с 2001 го­да. Стей­джин­го­вые на­прав­ле­ния: свет, звук, эк­ра­ны, сце­ни­че­ское обо­ру­до­ва­ние, вре­мен­ные со­ору­же­ния и ста­цио­нар­ная сце­на.Все круп­ные рос­сий­ские стей­джин­го­вые фир­мы ра­бо­та­ют на од­но­тип­ном обо­ру­до­ва­нии: ис­поль­зуя кле­но­вые ле­са про­из­вод­ст­ва не­мец­кой фир­мы Layher и обо­ру­до­ва­ние гол­ланд­ской ком­па­нии Prolyte. ( Ж. «Празд­ник» 2008 № 3 стр. 30). Ли­дер-ком­па­ния ISA, вы­пол­няю­щая все круп­ные фе­де­раль­ные за­ка­зы.

СТИЛИЗАЦИЯ(от лат. stilus – острая палочка, приспособление для письма – стило)  - намеренная имитация определенного стиля и результат такого действия. Имитация художественного стиля какого-либо автора, жанра, течения, искусства и культуры определенной социальной сферы, народности, эпохи, является неким переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля. Понятие стилизации не совпадает с понятием подражание, эпигонство. Стилизация, как режиссерский прием, достаточно популярна, требует стилевого единства оформления и сценографии, сценического пространства, способов существования актера, музыки, костюмов.

СТИЛЬ (от лат. stilus) - 1. Форма жизни и деятельности, характеризующая особенности общения, поведения и склада мышления (образ жизни); манера себя вести, одеваться (стиль одежды); методы, приемы работы (стиль руководства). 2. Совокупность признаков, характеризующих искусство определенного времени, направления или индивидуальную манеру художника. Режиссерский стиль вырабатывается в процессе постановочной деятельности в соответствии с мировоззрением режиссера и его творческими предпочтениями в выборе выразительных средств.

СТИХ – 1) от­дель­ная рит­ми­че­ская стро­ка; 2) еди­ни­ца рит­ми­че­ски ор­га­ни­зо­ван­ной ре­чи, стро­ка сти­хо­тво­ре­ния;3) ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние, на­пи­сан­ное та­ки­ми стро­ка­ми.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.