|
|||
Р 4 страницаСКОМОРОШИНА– различные виды русского песенного и стихотворного фольклора с явно выраженным сатирическим, комическим, шутейным, пародийным началом, с откровенной установкой рассмешить, позабавить слушателей, высмеять отдельные явления жизни. В скоморошине логика сочетается с абсурдом, конкретное с абстрактным, вымысел с реальностью. СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ – вид воздействия на различные стороны человеческой психики – на интеллект, на воображение, на чувство – с помощью слова. Слово на сцене – средство борьбы за достижение целей, которым живет персонаж. Актер должен хорошо знать, на какую именно сторону сознания своего партнера он преимущественно в данном случае хочет воздействовать. Если на интеллект, мысль, то необходимо добиваться неотразимости речи по своей логике и убедительности (доказать, объяснять, отделаться, успокоить, опровергнуть и т.п.) Если к воображению, то необходимо заражать партнера видениями (удивлять, предупреждать, угрожать, утешать). Можно обращаться к чувству (упрекать, укорять, ободрять, умолять, разжалобить), а также воздействовать на волю (просить, приказывать) и на память партнера (узнавать, утверждать). На практике ни один из типов С.д. не встречается в чистом виде (можно, напр., просить, упрекая, или объяснять, удивляя), к действию может быть добавлено какое угодно приспособление (нежно, тепло, равнодушно, твердо и т.п.). Вопрос о принадлежности С.д. к тому или иному виду решается в каждом отдельном случае в зависимости от преобладания того или иного способа воздействия на сознание партнера. Понятия физического, внутр. и С.д. неразрывны. К.С. Станиславский в этой триаде С.д. считал главным: «Слово становится венцом творчества, оно же должно быть источником всех задач – и психологических, и пластических». В речевом материале пьесы реж-р и актер находят логику поведения героев, в нем заложены и решающие начала сценического характера. Особое значение С.д. имеет для артистов эстрады разговорных жанров. Партнер эстрадного исполнителя – сотни сидящих в зале зрителей. Артисту надо заставить ихувидеть то, о чем он рассказывает. Отсюда требование яркости и точности ленты образов, естественности и звучности речи (см. также: Словесный образ) [4]. СЛОВЕСНЫЙ ОБРАЗ – отдельное слово, сочетание слов, абзац, строфа, часть литературного произведения или даже художественное произведение как эстетически организованный эл-т поэтической речи. Словесные образы показывают нам, как писатель и исполнитель видят и художественно воспроизводят мир. СЛОВО– 1. Одна из основных структурных единиц языка и речевой деятельности, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а так же именования каких-либо понятий. 2. Выразительное средство художественной литературы, публицистики, журналистики, публичных выступлений и т.п. В драматургии, в том числе, сценарной, выразительным средством которой является действие, автор может оперировать только словом, сочетаниями слов для изображения конфликтов, характеров и т.п., для выражения действия в диалогах, монологах и ремарках. СЛОГАН – (от англ. slogan < to slog – сильно ударять) – рекламная формула, постоянный рекламный девиз. Четкая, ясная и лаконичная формулировка основной темы рекламного обращения. СЛУГИ ПРОСЦЕНИУМА– действующие лица на глазах у зрителя исполняющие по ходу спектакля, представления подсобные функции: помогают актерам переодеться на сцене, поправляют костюмы, открывают двери, подставляют стулья, убирают лишние предметы со сцены и т.д.; одно из театральных нововведений В. Мейерхольда для обеспечения плавного хода спектакля. Слуги просцениума могут появляться на сцене в разных обликах - монахов, могильщиков или просто рабочих сцены. В режиссуре ТПиП достаточно распространенный прием, позволяющий осуществлять быстрый переход от эпизода к эпизоду с трансформацией исполнителей и сценографических деталей, бутафории и т.д. СМАРТМОБ (от англ. smart mob – умная толпа) – форма самоорганизации людей с помощью СМС, сети Интернет и т.д. с чётко определённой целью. Если флэшмоб – это технология собирания толпы, то смартмоб – это цель и смысл такого собирания. Даже если эти цель и смысл носят абсурдный характер. Т.е. флэшмоб – это форма, а смартмоб – ее содержание. Это два взаимодополняющих понятия, каждое из которых немыслимо друг без друга. Смартмоб в отличии от вообще флэшмоба изначально подразумевает наличие смысла и цели акций. Соответствуя по форме и принципу организации флэшмобов, смартмобы несут определенный месседж, адресованный случайным наблюдателям акции и понятный им. СОБЫТИЕ – 1) то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественного или личной жизни; 2) (в театре) происшествие (процесс), разворачивающийся на глазах зрителя. Состоит из совокупности фактов (предлагаемых обстоятельств), изменяющих привычное течение жизни героев. Одно из предлагаемых обстоятельств, изменяющих (в отличие от др. фактов) прежние действия героев, привычное течение жизни персонажей,называют событийным фактом. Через оценку факта осуществляется переход от события к событию. С. – часть сценической жизни или зрелища, которую можно назвать «экстремальной ситуацией» с тремя условиями ее осуществления: а) персонажи должны жить в условиях «крайнего внутр. напряжения»; б) вызывать обязательное зрительское сопереживание; в) выход из создавшейся ситуации должен быть непредсказуемым (М.А. Захаров); 3) (в массовом действии) С. как значительное явление общественной или личной жизни порождает праздничную ситуацию,а задачей организаторов массового действа становится превращение праздника (представления) в жизненное С. для его участников. В сюжетных театрализованных представлениях, как втеатральной пьесе, ищется событийный ряд. Бессюжетное представление строится по принципу аттракциона (см. также: Событийный жизненный факт). СОБЫТИЙНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ФАКТ – реальное жизненное явление, к-рое соединяет в себе коллизию сценарного и режиссерского замыслов массового театрализованного действа. Конкретное жизненное событие определяет специфику образности, к-рая уходит внего своими корнями и представляет собой художественное осмысление, оказывающее воздействие силой художественного обобщения реальности. СОБЫТИЙНЫЙ РЯД – последовательно совершаемые события, цепь событий, каждое из к-рых перетекает в следующее. Реж-ру необходимо определить в постановке пять обязательных событий: а) исходное (экспозиция номера, спектакля, массового действа), в к-ром зрителю еще не понятно, в каком направлении будет разворачиваться действие; б) основное, в к-ром начинает зарождаться конфликт между героями (завязка);в) центральное (кульминация действия); г) финальное (развязка),в к-ром конфликт разрешается; д) главное – оно происходит в душе зрителя как вывод (прочитанная и воспринятая идея), к к-рому хотел привести реж-р спектакля, массового действа. С.р. органически связан с темой, выступает способом ее конкретного развертывания. Каждое предыдущее событие по отношению к следующему за ним становится предлагаемым обстоятельством (см. также: Событийный факт, Фабула). СОДЕРЖАНИЕ – совокупность, состав всех элементов объекта, ед-во его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития. В С. заложена тенденция к развитию, динамике, диалектическому взаимодействию с формой. Основными эл-тами содержания в театрализованном представлении выступает его тема и идея (см. также: Содержание и форма). СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА – философские категории: С. – определяющая сторона целого, совокупность его частей; Ф. – способ существования и выражения С. Отношение С. и Ф. характеризуется относительным ед-вом. В ходе развития образуется несоответствие С. и Ф., которое, в конечном счете, разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой Ф. соответственно развивающемуся С. Существует и обратная закономерность: С. проявляется только в определенной Ф. Степень соответствия Ф. иС. в иск-ве зависит от верности идеи произведения, мировоззрения, одаренности и мастерства художника. В творческой практике несоответствие, разрыв Ф. и С. произведения выступает в двух планах. Во-первых, когда общественно значимое С., актуальная тема и идея не получают в произведении яркого художественного воплощения. Это ведет к иллюстративности и схематизму, снижению воздейственной силы иск-ва, а иногда к дискредитации темы и идеи произведения. Во- вторых, когда неполноценное С. выражается в интересной Ф. СОНЕТ –стихотворение из 14 строк. Возник в XIII веке в Италии. Особенно популярен в поэзии эпохи Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Наиболее известными поэтами, написавшими сонеты, были в Италии: Данте, Петрарка; в Англии – Шекспир, в России: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и др. СОПЕРЕЖИВАНИЕ– уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности или социальной группы (например, радость по поводу успеха и сострадание неудаче по отношению к члену коллектива). В сценическом искусстве сопереживание – это выражение эмоционального настроения зрителей во время просмотра спектакля, представления. Сопереживание возникает когда исполнители проникаются чувствами и мыслями изображаемых персонажей и совокупностью выразительных средств доносят их до зрителя. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАЗДНИКА –общие, свойственные всем цивилизациям универсальные черты праздничной культуры, способствующие усвоению системы ценностных ориентаций и предпочтений социума и человека. К ним относятся социальные (общественные) функции: социальной интеграции и стабилизации общественной системы, консолидации социума, рекреации (организация досуга, развлечения), идеологические, педагогические, социализации личности, организации межличностного общения, сохранения преемственности, традиций, связи поколений и др. К культурным (художественным) функциям относят эстетическую, гедонистическую, творческую (удовлетворение творческих потребностей и развитие творческих способностей) и др. СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ – заявка на проведение общественно значимой акции в художественно-праздничной форме. Реж-р может получить С.з. как от администрации области, города, села, района, так и от общественных организаций, учреждений, предприятий, учебных заведений и т.п. В С.з. обозначается событие, основные моменты, к-рые должны быть отражены в акции, пожелания по форме воплощения, устанавливаются сроки подготовки проведения, место проведения акции, размер испособ финансирования. СОФИТ – осветительный прибор, прикрепленный к подвесной ферме. СПЕКТАКЛЬ (от фр. spectacle, из лат. spectaculum «зрелище») – произведение сценического искусства; может ставиться как на театральной сцене, так и на радио (радиоспектакль) и на телевидении (телевизионный спектакль). СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ(в представлении) - это пиротехнические, пневматические или другие визуальные акценты, подчеркивающие значимость какого либо важного момента в номере или эпизоде праздника. К концертным спецэффектам относятся имитации снега, дыма, тумана, огня, ветра, криоэффекты и т.д. Они создаются с помощью специальных устройств - генераторов пены, мыльных пузырей, дыма, тумана, криопушек, пускателей конфетти, fire-машин, лазерных установок, пиротехнических средств и др. СПИННАЯ МИЗАНСЦЕНА – сценический ракурс, сила к-рого при противоречивости позы заключается в обобщенности выражения. Спина словно некий занавес, на к-ром как бы выписан крупными буквами итог или предпосылка (почти титр). Остановка в повороте С.м. лучше всего доносит преодоление: усталости, боли, страха, любого сильного чувства, охватившего все человеческое существо. Удаление фигуры спиной – мизансцена классическая и выражает она не слабость, несмотря на то, что человек, удаляясь, на глазах уменьшается. Вид фигуры, прямо удаляющейся от зрителя вдаль, чаще всего – эпическая точка куска или целой сцены. Чел-к будто соединяется с пространством, уходит в жизнь, в природу (см. также: Занавес). СПИН-ОФФ(от англ. spin-off – раскручиваться) – художественные произведения (книга, фильм, компьютерная игра, комикс и так далее), основными действующими лицами которых являются персонажи, ранее уже фигурировавшие в исходном произведении с тематически иным сюжетом. Также используются термины «ответвление сюжета», «побочное произведение» и «отпочковавшееся произведение», а иногда в шутку «вбоквел».Как правило, основным отличием спин-оффа от простого продолжения или предыстории того или иного художественного произведения является участие в качестве основных действующих лиц персонажей, являвшихся второстепенными или вовсе эпизодическими в исходном произведении. Важно отметить отличие спин-оффа и от ремейка – новой интерпретацией произведения лишь с иными акцентами, новой техникой или новыми условиями развития того же сюжета. СПИЧ (от англ. speech, от to speak говорить) – краткая приветственная речь на торжественном обеде, банкете и т.п. в честь кого-либо, чего-либо. СПОНСОР(от лат. spondeo – ручаюсь, гарантирую) – может быть как физическим, так и юридическим лицом, финансирующим какую-либо деятельность как физических, так и юридических лиц с целью получения какой-либо материальной выгоды или прибыли для себя, либо в обмен на рекламу. СПОРТ –составная часть физической культуры – комплексы физических упражнений (средство и метод физического воспитания), имеющие целью развитие и укрепление организма чел-ка, его нравственное воспитание и достижение им высоких результатов в соревнованиях. В тематическом вечере спортсмен или любитель спорта могут выступать в качестве реального героя. На эстраде создаются номера на спортивные сюжеты. Спортивные соревнования включаются составной частью в массовые праздники, а также проводятся физкультурно-спортивные праздники, олимпиады. Массовые упражнения в стадионном представлении делает С. выразительным средством (или жанром)сценического иск-ва. В качестве эл-тов массовой гимнастическо-спортивной инсценировки с включением в нее сотен и тысяч людей физическая культура может дать: а) организованную ходьбу разнообразных видов в определенном темпе (быстрый – медленный, бодрый – тяжелый); б) организованные перемещения по разным линиям с образованием возможных форм и фигур (букв алфавита, слов, символических знаков и т. д.), с соблюдением при этом ритма к гармонизирования с музыкой; в) всевозможные построения и нагромождения групп в форме живых статуй, живых картин, живых пирамид разнообразнейших видов или массы тел (горообразные памятники, пятиконечные звезды, мощные колонны); г) гимнастические, ритмические и пластические движения, имитирующие всевозможные бытовые, производственные, трудовые движения: удары кузнеца, движения косаря, движения дровосека, движения бросания, движения поднятий и т.п.; д) коллективные танцы, начиная от имитационных, уже существующих (крестьянский, матросский, русский, малороссийский, греческий, китайский и т.п.) и кончая искусственно создаваемыми, в зависимости от необходимости иллюстрирования. СПОРТИВНАЯ АРЕНА – футбольное поле с примыкающими к нему спортивными площадками (секторами), окруженное беговой дорожкой. Обычно составная часть стадиона,место проведения спортивных соревнований, в последнее время и театрализованных представлений. Футбольное поле как сценическая площадка имеет размеры 96-110 метров по фронту и 64-72 метра в глубину. СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА СТАДИОНЕ –форма театра под открытым небом, своеобразие к-рого диктуется своеобразием сценической площадки – стадионом. Главными героями С-х.п. на стадионе являются не один актер, не группа, а огромная, подчас многотысячная масса людей: спортсмены – непосредственные участники массовых гимнастических выступлений, различные художественные коллективы, групповые и сольные номера представителей спорта и иск-ва, участники художественного фона (до нескольких тысяч), масса участников-зрителей на трибунах стадиона, имеющих непосредственное отношение к событию, к-рому посвящено представление. Главное в специфике С.-х.п. на стадионе – его спортивная основа. Ведущим выразительным средством является масса участников с их выходами, уходами и выполнением различного рода упражнений и перестроений. В С.-х.п. на стадионе только хореография может быть представлена в качестве самостоятельного массового выступления. Попытки построить С. -х.п. на стадионе по принципу концерта, т.е. сменяемости отдельных готовых номеров артистов и коллективов разных жанров с массовыми спортивными выступлениями, являются нецелесообразными. Какими бы профессиональными признаками не обладали номера, они проигрывают перед массовыми действиями. Основной структурной единицей С.-х.п. на стадионе является не отдельное гимнастическое выступление, а эпизод. В нем первична не организационная, а творческая сторона. Рождение эпизода, его тематика, содержание, образное решение тесно связаны с общим сценарно-режиссерским замыслом представления. Композиция эпизода: а) начало (экспозиция); б) главные и второстепенные действия эпизода (развитие действия): массовые номера и вставные номера спорта и иск-ва; в) финал (кульминация);г) уход. Масштабность сценической площадки требует размаха в решении наиболее важных эпизодов С.-х.п. на стадионе. Сэтой целью в действие вводятся группа участников (600-1500 человек, в основном девушки), которые в практике получило название «фонирующей группы». Фонирующая группа выполняет роль массы, вводится несколько раз, по необходимости – в новом качестве (др. костюмы, др. предметы для выполнения упражнений). Функции фонирующей группы – укрупнение действия, создание яркого, масштабного, образного действия, а также монтаж, пластическое связывание одного эпизода с др. в единое действие. К этому приему прибегают режиссеры в тех случаях, если основное действие недостаточно массовое и не соответствует масштабу массового представления. В отличии от театра, стадион не имеет специальных технических средств монтажа. Поэтому технический монтаж имеет такое же значение, как к смысловой. В практике постановки С.-х.п. на стадионе сложились два вида монтажа: «открытый» и «закрытый». Если сценарно-режиссерский монтаж направлен на раскрытие идеи представления, на поиск рисунков построения, в к-рых происходит действие, то технический монтаж обеспечивает непрерывность действия на перестроениях. Задача художника С.-х.п. на стадионе состоит в том,чтобы с первого до последнего выступления провести цветовую гамму так, чтобы не возникло цветовой дисгармонии ни в костюмах, ни в декорациях. Неотразимое впечатление производит художественный фон. Для активизации аудитории зрителям раздаются флажки, платочки, кепочки, цветы, фонарики, чтобы весь стадион включался в жизнь цвета на празднике. Но самое главное – создание эмоционального впечатления, эффекта неожиданности (трансформация предметов и костюмов; плачущий Мишка, воплощающий грусть расставания, а не радость, как все привыкли). СРАВНЕНИЕ –(в лит.) сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория». (М.А. Шолохов) СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СИНТЕЗ, см. Синтез выразительных средств. СРЕДСТВО – 1) орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-н. деятельности; 2) прием, способ действия для достижения чего-л. (см. также: Выразительные средства, С. иносказания). СТАДИОН – 1) сооружение со специально оборудованными площадками для спортивных состязаний, занятий и с трибунами для зрителей; 2) место проведения театрализованных представлений и концертов. Стадионное пространство трехмерно, обзор здесь 3/4 или круговой, трибуны расположены амфитеатром, масштаб сценической площадки равен масштабу поля С. СТАНИСЛАВСКИЙ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ(настоящая фамилия – Алексе́ев; 1863 – 1938) – русский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Народный артист СССР (1936). В 1888 году стал одним из основателей Московского общества искусства и литературы. В 1898 году вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр. Система Станиславского – условное наименование теории и методологии сценического творчества, разработанных К. С. Станиславским. Театральные идеи Станиславского, его эстетика и методология получили огромное распространение во всём мире. СТЕЙДЖИНГ(от англ. stage – «помост», «платформа», «сцена», «арена») – это сценическое оборудование (сцены, площадки, подиумы, навесы, танцпол, гримерные комнаты и т.д.). СТЕЙДЖИНГ-УСЛУГИ – это монтаж сценических быстроразводимых конструкций, павильонов, декораций. Стейджинг – услуги (сценическое оборудование) в России развиваются с 2001 года. Стейджинговые направления: свет, звук, экраны, сценическое оборудование, временные сооружения и стационарная сцена.Все крупные российские стейджинговые фирмы работают на однотипном оборудовании: используя кленовые леса производства немецкой фирмы Layher и оборудование голландской компании Prolyte. ( Ж. «Праздник» 2008 № 3 стр. 30). Лидер-компания ISA, выполняющая все крупные федеральные заказы. СТИЛИЗАЦИЯ(от лат. stilus – острая палочка, приспособление для письма – стило) - намеренная имитация определенного стиля и результат такого действия. Имитация художественного стиля какого-либо автора, жанра, течения, искусства и культуры определенной социальной сферы, народности, эпохи, является неким переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля. Понятие стилизации не совпадает с понятием подражание, эпигонство. Стилизация, как режиссерский прием, достаточно популярна, требует стилевого единства оформления и сценографии, сценического пространства, способов существования актера, музыки, костюмов. СТИЛЬ (от лат. stilus) - 1. Форма жизни и деятельности, характеризующая особенности общения, поведения и склада мышления (образ жизни); манера себя вести, одеваться (стиль одежды); методы, приемы работы (стиль руководства). 2. Совокупность признаков, характеризующих искусство определенного времени, направления или индивидуальную манеру художника. Режиссерский стиль вырабатывается в процессе постановочной деятельности в соответствии с мировоззрением режиссера и его творческими предпочтениями в выборе выразительных средств. СТИХ – 1) отдельная ритмическая строка; 2) единица ритмически организованной речи, строка стихотворения;3) художественное произведение, написанное такими строками.
|
|||
|