|
|||
Список использованной литературы 5 страница10) прием «проявление». Возникновение этого приема связано с использованием на фоне флажка квадратной формы. Впервые такой флажок был применен на праздниках открытия и закрытия Олимпиады-80 в г. Москве. Наиболее удобным оказался флажок размером 50×50 см. Особенность этого флажка в том, что он, во-первых, облегчает составление мозаичных рисунков художнику, увеличивает возможности фона, во-вторых, что самое главное, позволяет участникам держать его не только двумя рукам, но и одной. Удерживая флажок одной рукой на уровне глаз за древко (второе древко внизу натягивает флажок), участник освобождает другую руку, в результате чего появляется возможность при необходимости беспрерывно, не зарывая фона, показывать подряд несколько рисунков или цветных фонов. Так появился прием «проявления». Практически он выполняется так: удерживая открытый флажок, напр., левой рукой на уровне глаз, участник правой берет другой флажок и совмещает его с уже открытым. Затем медленно опускает флажок в левой руке. Рисунок при этом появляется медленно, напоминая эффект возникновения снимка на фотокарточке при проявлении. Теперь, показывая рисунок правой рукой, участник может свободно действовать левой и т.д. Этот прием по исполнению значительно легче, чем прием «кассета», а воспринимается эффектнее. Поэтому на фоне с квадратными флажками прием «кассета» практически не применяется. Основным здесь является прием «проявление». Указанные приемы применяются режиссерами не только в чистом виде, как они описаны. Очень часто при показе одного рисунка они совмещаются. Напр., прием «оживление» сочетается с приемом «вставание», прием «вставание» – с «заливом», прием «машинопись» – с «вставанием» и т.д. Это уже сфера творческой деятельности режиссера. ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ФОНОМ УПРАВЛЕНИЕ – процесс и методика создания «живого экрана». Чтобы установить звуковую связь «реж-р – участники Х.ф.» делается т.н. подзвучка. В районе расположения Х.ф. устанавливаются динамики строго направленного звучания на определенные участки экрана, а у режиссера на пульте оборудуется микрофон. Система подзвучки организуется так, чтобы все реплики и команды режиссера были равномерно слышны всем участникам Х.ф., но не доносились бы до зрителей.Звуковая система связи подстраховывается отдельными эл-тами зрительной связи. Напр., номера рисунков, называемые реж-ром по микрофону, обязательно дублируются показом планшетов с соответствующими цифрами. Управление Х.ф. требует от участников в режиссера предельного внимания. ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОНА ФУНКЦИИ – роль Х.ф. в ходе массового представления: а) Х.ф. – зритель. Очень часто фон используется постановщиком спектакля в роли лидера в создании необходимого эмоционального настроя в зрительном зале. Он помогает реж-ру активизировать зрителя, направляя его эмоции и активность в нужное русло (аплодисменты, скандирование лозунгов, выполнение простых действий, и т.д.); б) Х.ф. – активный участник действия, происходящего на поле: своими рисунками, плакатами, лозунгами он сопровождает их,подчеркивая определенную мысль режиссера, раскрывая тему представления; в) Х.ф. – участник массовых упражнений. В отдельных случаях постановщик представления подключает участников фона к выполнению массовых упражнений, исполняемых на поле стадиона. Это значительно усиливает общее действие, делает его более мощным, массовым. Иногда участники фона выполняют массовые упражнения даже при показе рисунка; г) Х.ф. – экран, на к-ром демонстрируются кинокадры. В этом случае фонирующие флажки делаются из специального (экранного) материала; д) Х.ф. – солист, когда ему отдается самостоятельный номер (напр. в прологе). ХУДОЖНИК –тот, кто творчески работает в той или иной области иск-ва; 2)то же, что живописец; 3)тот, кто выполняет что-то с большим художественным вкусом, мастерством (см. также: Художник по свету, Художник-сценограф) ХУДОЖНИК ПО СВЕТУ –член постановочной группы, осуществляющий световое решение праздника, театрализованного представления. Совместно с главным режиссером,Х.п.с. создает световую партитуру, определяет необходимый набор светотехнических средств, определяет количество технических исполнителей (осветителей сцены и электриков) и руководитихработой:следит за качеством аппаратуры, принимает необходимые меры по ее ремонту, изыскивает недостающую аппаратуру, проводит репетиции и обеспечивает воплощение световой партитуры напредставлении. ХУДОЖНИК-СЦЕНОГРАФ –художник,создающий образное пространственное решениеспектакля, представления (см. также: Сценография). ХЕППЕНИНГ (или хе́ппенинг, от англ. happening) – форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, четкого сценария. Одна из задач хэппенинга – преодоление границ между художником и зрителем. Основоположником хэппенинга как представления с элементами случайности является Джон Кейдж, который осуществил первый хэппенинг в 1952 году. В соответствии с его представлениями о значении случая в художественном творчестве, хэппенинги иногда называют «спонтанными бессюжетными театральными событиями». Термин в 1958 году был предложен Алланом Капроу, учеником Кейджа. Капроу отказывался от традиционных принципов художественного мастерства и постоянства в искусстве. В США к числу художников, развивавших искусство хэппенинга в период его становления, помимо Кейджа и Капроу относятся Джим Дайн, Клас Ольденбург, Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн. Идея хэппенинга связана с принципом зрительского участия, часто подразумевает постановочные демонстрации в целях социально-политической пропаганды, как многие из работ Йозефа Бойса, или с целью шокировать общественную мораль. В 1959 г. театр «Рубен-Гэллери» поставил пьесу 18 хэппенингов в шести частях (18 Happenings in 6 parts), придуманную Алланом Капроу. Зрители могли приобщиться к происходившему прямо в зале, выпив бокал вина вместе с героями. Хэппенинги стали известны с начала 1960-х годов. На 1960-е годы пришёлся их расцвет (преимущественно в США). Одним из известных современных видов регулярных хэппенингов в России является Монстрация. Одним из известных устроителей хэппенингов в Европе является французский художник Жан-Жак Лебель. Ц ЦВЕТ –световой тон чего-н., окраска. Свойство света вызывать определенные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Одно из изобразительных средств иск-ва, основанное на природе зрительных ощущений и способствующее отражению многообразия предметного мира во всем его красочном богатстве. Ц. обладает большими выразительным и возможностями, позволяющими передать эмоционально-смысловой настрой художественного произведения.Использование Ц. в художественном произведении зависит от многих факторов (техники, стиля, вида иск-ва, авторского замысла и индивидуальности мастера) он служит важнейшим компонентом художественного образа. Система цветовых сочетаний в живописи проявляется как колорит, а в архитектуре – как полихромия. В колорите и полихромии большое значение имеют свойства разных Ц. (теплых и холодных, т.е. красных, желтых и оранжевых, синих, зеленых и фиолетовых) соотноситься друг с другом, быть яркими или сдержанными, интенсивными и блеклыми, спокойными или напряженными. На характер восприятия Ц. в художественном произведении влияют степень освещенности, удаленность от наблюдателя, связь с окружающей средой. Ц. имеет большое значение в организации синтеза иск-в, технической эстетике. Особенно широко изобразительно-выразительные возможности Ц. проявляются в таких синтетических иск-вах, как киноиск-во и телевидение,в светомузыке (см. также: Синестезия), в театрализованных представлениях. Свет и Ц. – активные средства пластической художественной характеристики персонажей, атмосферы действия, развития событий. Ц. и свет являются источником мгновенной, дающей более 90% поступающей в мозг через зрение информации, имеющей комплексный характер (физической, психологической, эстетической). Цвета делятся на три группы: цветные (хроматические), нецветные (ахроматические), производные (коричневые – смесь хроматических и нехроматических). ЦВЕТОМУЗЫКА (также светомузыка, от англ. colour music, disco light, нем. Farblichtmusik, фр. musique des couleur) – 1. Вид художественной деятельности, основанный на синтезе музыки и света. 2. Электронное устройство для построения световых картин, формирования цветовых зрительных образов, сопоставленных с музыкальным сопровождением. Такие устройства могут быть двух типов: управляемые вручную (световой орган, пульты управления свет. эффектами) и автоматически, по определенному алгоритму, заложенной конструктивно (такие также именуются светодинамическими установками (СДУ), цветомузыкальными устройствами (ЦМУ), цветомузыкальными приставками (ЦМП) и т. д.). ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ – наличие ясной и определенной цели, стремление к ее достижению. ЦЕЛОЕ – все без изъятия, полное, нечто единое, неразделимое. ЦЕЛОСТНОСТЬ (ЦЕЛЬНОСТЬ) – то, чтоне имеет недостатка ни в одной своей части, один из важнейших критериев художественности. Ц. есть нечто определенное, объемлющее собой все различные свои части. Какие бы эл-ты ни усматривались в ней, она продолжает быть неделимой. ЦЕЛОСТНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ –существенная характеристика произведения иск-ва, к-рое представляет материально- идеальную систему, некий художественный мир. Это произведение, к-рое в физическом отношении всегда организовано в пространстве и времени. Ц.х.и. имеет двойственный противоречивый характер, к-рый выражается в наличии материально-чувственной внешней и внутренней (духовной) сторон, формы и содержания, знака изначения. Эти стороны находятся в диалектическом ед-ве. Произведение иск-ва – это организованное целое. Слово, жест, мрамор и т.п. существуют вне произведения, до него, как материал. Волею художника и в соответствии с его замыслом материал приводится в определенное соотношение, взаимосвязь, имеющую устойчивый характер (в рамках произведения). В то же время любое произведение иск-ва, будучи органической целостностью, завершенным ед-вом определенного содержания и формы, одновременно предстает открытой, развернутой к личности воспринимающего (читателя, слушателя) и потенциально незавершенной художественной системой. В течение всей жизни художественного произведения, протекающей в историческом пространстве и времени, оно способно от эпохи к эпохе каждый раз в акте его исполнения и восприятия раскрываться по особому, становиться поводом к открытию в нем новых смыслов, акцентов, нюансов и т.п. Практика режиссуры ставит проблему художественной Ц. как ключевую проблему профессии, как ее смысл и цель. Все эл-ты театральной Ц. – актер, его психологическая жизнь и пластическая выразительность, мизансцена, звук, свет, декорация и т.д. –должны находиться в соподчинении, быть взаимно обусловленными и пояснять друг друга (см. также: Композиция). ЦЕЛЬ – идеальное, осознанное, мысленное предвосхищение результата, на достижение к-рого направлено действие чел-ка. В качестве непосредственного мотива Ц. направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание Ц. зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта, применяемых средств. ЦЕРЕМОНИАЛ(от слова: церемония – ряд действий или изъявлений символического характера, традиционно обязательных в тех или других случаях общественной, культурной, религиозной жизни). Употребляется в трояком значении. В обширном смысле слова под Ц. подразумевается весь комплекс традиционно обязательных обрядов и форм, регулирующих все сферы общественной, культурной, спортивной, религиозной жизни. В более тесном смысле под Ц. подразумеваются формы, регулирующие внешнее обращение людей между собою, все то, что в общежитии обыкновенно называется этикетом. Наконец, в общежитии под Ц. понимают лишь порядок совершения церемоний, установленных для того или другого торжественного случая, напр., Ц. приема послов, коронования, погребения, венчания коронованных особ и т.д. ЦЕРЕМОНИЯ(от.лат. caeremonia, ceremonia, cerimonia) – в римской религии общий термин, служивший для обозначения культового акта или обряда и вообще обрядности и дополнявший понятие religio (связь, соединяющая человека с божеством). Сегодня Ц., в общем смысле, торжественное мероприятие, важное для торжествующих. ЦЕРЕМОНИМЕЙСТЕР– распорядитель церемоний, организатор церемониала. ЦЕРЕМОНИИ ОТКРЫТИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР –Первая церемония открытия Олимпийских игр современности состоялась 6 апреля 1896 года в Афинах в присутствии 80 тысяч зрителей. На ней были заложены первые две олимпийские традиции: официальноя открытие Олимпийских игр главой государства, в Греции это был король Георг I, и исполнение олимпийского гимна. Гимн, написанный Спиросом Самарасом и Костисом Паламасом, который исполнил хор, состоящий из 150 человек. Парад спортсменов на церемонии открытия впервые состоялся на Играх 1908 года в Лондоне. Перед трибунами прошли 18 сборных команд, неся национальные флаги. Порядок выхода команд на стадион регламентировался английским алфавитом. Олимпийские игры 1920 года в Антверпене подарили церемонии открытия олимпийскую клятву и олимпийский флаг. Мысль возродить античную традицию произносить на открытии Игр клятву верности олимпийским идеалам принадлежала Пьеру де Кубертену. Идея дизайна олимпийского флага – пять разноцветных колец на белом фоне – также барона де Кубертена. Творчество де Кубертена нашло отклик в сердцах болельщиков: через пару дней после церемонии открытия флаг был похищен, но благодаря полиции через некоторое время возвращен на стадион. Зажжение олимпийского огня – еще один обязательный ритуал Игр – впервые состоялось на церемонии открытия в Амстердаме в 1928 году. Первая телетрансляция церемонии открытия олимпийских игр была осуществлена в 1936 году в Берлине. Московская олимпиада 1980 года была омрачена бойкотом, который был объявлен многими странами Запада в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан. И тем не менее церемонии открытия и закрытия (режиссёры И.М. Туманов, Б.Н. Петров, И.Г. Шароев) до сих пор многими считается непревзойдённой по силе эмоционального воздействия. Церемония открытия тадиционно начинается с театрализованного представления, которое должно представить зрителям облик страны и города, познакомить с их историей и культурой. Специально для Игр пишутся собственные гимны. Пожалуй, первым гимном Игр, который стал настоящим хитом и разошелся многомиллионными тиражами по всему миру, была песня Barcelona, написанная в 1988 году Фредди Меркьюри и Майком Мораном. Песню исполнили Меркьюри и испанская оперная дива Монсеррат Кабалье. Главной загадкой во всех церемониях является спосо зажжения олимпийского огня. В Барселоне (1992) Олимпийский огонь эффектно зажег испанский стрелок из лука паралимпиец Антонио Ребольо, выстрелив в чашу горящей стрелой, находясь в центре стадиона. Оригинальный способ зажжения олимпийского огня придумали постановщики церемонии открытия Игр-2000 в Сиднее: австралийская легкоатлетка Кэти Фримен «подожгла» воду, а через мгновение пламя уже полыхало в чаше стадиона. В Афинах в 2004 году стадион на время церемонии открытия превратился в бассейн, который олицетворял Эгейское море, и зрители стали свидетелями античной истории Греции. Самой масштабной стала церемония открытия Олимпийских игр 2008 года в Пекине. В шоу было задействовано 15 тысяч человек. Постановщиком церемонии был знаменитый китайский режиссер Чжан Имоу, автор фильмов «Дом летающих кинжалов» и «Герой». Бюджет церемоний открытия и закрытия составил более 100 миллионов долларов. Церемония открытия Олимпиады-2012 в Лондоне, бюджет которой составил около 27 млн. фунтов, состоялась на новом, специально сооружённом к Играм, 80-тысячном Олимпийском стадионе и называлась «Остров чудес», в которой рассказывалась история Англии. Британская столица принимала Игры в третий раз – после организации их в кризисные 1908 и 1948 годах. Режиссёром церемонии являлся оскароносец Дэнни Бойл, автор фильмов «Миллионер из трущоб» и «На игле». Игры открыла королева Великобритании Елизавета II. 20-минутную секцию сыграл Майк Олдфилд с инструментальной композицией Tubular Bells. В завершении открытия выступил Пол Маккартни с песнями «The End» и «Hey Jude». Кроме актеров, музыкантов и волонтёров в шоу были задействованы козы, коровы, овцы, куры, гуси, лошади, собаки. Церемония открытия зимних XXII Олимпийских Игр в Сочи состоялась 7 февраля 2014 года на Олимпийском стадионе «Фишт» и продолжалась в течение почти трёх часов. Официально Игры открыл Президент Российской Федерации. Олимпийский гимн исполнила российская оперная певица Анна Нетребко и мужской хор Московского Сретенского монастыря, а гимн России — мужской хор Московского Сретенского монастыря. Тематическое шоу «Сны о России» началось парением над стадионом девочки с символичным сценическим именем Любовь. В театрализованной части церемонии зрителям представили историю становления российского государства, в том числе масштабные сцены времён царской России, — в виде парада гвардейцев и бала высшего света, — эпох революции, индустриализации и послевоенной жизни. Во время последних на поле стадиона появлялись слова, связанные с советской эпохой, в частности: пионеры, космонавты, студенты, стиляги. Всего же в представлении принимали участие более трёх тысяч танцоров, акробатов, актёров, воздушных гимнастов, артистов балета и певцов, а также три сотни бегунов на роликовых коньках. Завершилась церемония зажжением чаши Олимпийского Огня и масштабным и продолжительным салютом с фейерверками. Церемонию смотрели сорок тысяч зрителей непосредственно на стадионе «Фишт», а также три миллиарда телезрителей по всему миру. Режиссёром-постановщиком (а также одним из сценаристов) церемонии открытияОлимпиады в Сочи стал режиссёр Первого канала Андрей Болтенко.Режиссер церемонии закрытия - театральный режиссёр из Швейцарии (кроме того, известный сотрудничеством с "Цирком дю Солей" и постановкой оперы "Аида" в Мариинском театре) - Даниэль Финци Паска,которыйбыл режиссёром церемонии закрытия на Олимпийских Играх-2010 (в Турине).
ЦИРК – 1) (в древнем Риме) место для конных состязаний и состязаний колесниц, для травли зверей, боев гладиаторов, кулачных боев и т.д.; 2) здание с ареной (манежем) и амфитеатром длязрителей, где даются цирковые представления; 3) вид иск-ва, специфичность которого заключается в создании художественного образа при помощи движений, трюков, актерского мастерства. Решая как бы сверхзадачу, демонстрируя виртуозно-свободное владение трудно осваиваемым предметом (животными, пространством, своим телом и чувствами), цирковой артист творит по законам эксцентричности, раскрывая высшие человеческие возможности. Слагаемыми циркового образа являются также музыка, грим, костюм исполнителя. Иск-во Ц.играет существенную роль в эмоциональном воздействии на зрителя. Театрализованные вечера, представления, праздники не обходятся без цирковых атрибутов: веселых эксцентрических номеров, ярких костюмов, масок, иллюзионных номеров и т.д. Жанры Ц.:клоунада, акробатика (силовая, прыжковая, пластическая, вольтажная и др.), эквилибристика (на катушках, на шаре, на вольностоящих лестницах, на переходной лестнице, на проволоке, на канате, на штейн-трапе, на велосипедах), жонглирование (сольное, силовое, антиподистское), манипулирование, гимнастика, пантомима, муз. эксцентрика, иллюзионизм, наездничество, дрессировка животных, «оригинальный жанр» ит.д. Ч ЧАСТУШКА – жанр устнойнародной поэзии, лирическая пли лирико-комедийная миниатюра, четверостишие или двустишие (лирическое или злободневное, шутливое), исполняемое на определенный напев. На эстраде Ч. – составная часть куплетного жанра. Они еще более лаконичны и просты по своей структуре, чем куплеты. Ч. за редким исключением всегда четырехстропны. Для них характерна простая словесная и муз. форма, точность в выборе темы, любовь к острому слову, ясность мысли, энергичность и кратность. Один из часто встречающихся в частушках приемов – повтор, своеобразный «крупный» план, цель к-ого выделение наиболее важной мысли. Виды Ч.: сольные, (мужские, женские), Ч.-диалоги, групповые, плясовые (двух- и четырехстрочные), Ч. с припевом, двухстрочные «страдания», «семеновна», «матаня» и т.д. Ч. может включать в себя и трагическое и публицистическое содержание. Они могут исполнятся под балалайку, гармошку, баян, ансамбль народных инструментов. ЧИСТЫЙ ПРОФИЛЬ – ракурс сценический, в сценической композиции применяется реже, чем абсолютный фас. Главный недостаток Ч.п. – в том, что он наименее универсален с т.зр. обозреваемости. Профильная фигура в середине сцены одной половиной зала читается как полулицевая, а др. – как полуспинная. А эти два ракурса служат различным задачам и обладают неодинаковыми выразительными возможностям, Ч.п. в статике всего помогает создать эффект окаменелости человеческой фигуры. ЧУВСТВА – 1) (психол.) дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе переживании чел-ком своего отношения к предметам и явлениям действительности на основе высших социальных потребностей чел-ка (Ч. интеллектуальные, Ч. эстетические, Ч. нравственные). В этом смысле Ч. связаны с представлением или идеей о нек-ром объекте – конкретном или обобщенном (напр. Ч. любви к Родине, к человеку). Сильное, абсолютно доминирующее Ч. называется страстью. События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни чел-ка, наряду со специфическими, могут вызвать также изменения общего эмоционального фона – т.н. настроения. Формирование Ч.– необходимое условие развития чел-ка как личности. Само по себе знание мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы ими руководствоваться. Только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. Ч. общественные обусловлены исторически, как и сама личность; 2) (в театре) атрибут сценического действия (см. также: Чувство целого, чувство меры, Чувство юмора). ЧУВСТВО МЕРЫ – эстетическое чувство, к-рое вызывается необходимостью и достаточностью определенных количественных характеристик произведений иск-ва для возникновения непременно присущего ему качества – художественности. Художественное качество произведения иск-ва обусловлено организованностью, согласованностью, стройностью, соразмерностью всех его количественных сторон (величина в пространстве и во времени, пропорции, ритм, эл-ты формы и т.д.). В иск-ве мера определяется закономерностями строения произведения, обнаруживаемого в творчестве. Она связана также с психологическими и культурно-историческими закономерностями эстетического восприятия. Мера предполагает: а) точность выражения в каждом эл-те формы художественного произведения, определенной грани его содержания; б) необходимость и достаточность именно этих эл-тов для создания художественного целого. То, что может быть устранено из произведения без ущерба для художественности, должно быть устранено как нарушающее меру. В этом смысле произведение в любом виде иск-ва должно создаваться по принципу работы скульптора – устранения лишнего (см. также: Условность). ЧУВСТВО ЦЕЛОГО – 1) эстетическое переживание художником своего произведения как единого целого. Это переживание конца произведения в его начале и начала произведения в его конце, умение видеть в каждом эпизоде часть целого. Для режиссера – это умение охватить цельный образ мероприятия, массового действия в первоначальном режиссерском замысле, чувство режиссерской композиции. Для исполнителя – умение в каждый отдельный момент переживать свою роль в целом, охватывать одновременно начало и конец номера, эпизода, чувствовать место своего номера в общей композиции представления. Для участника праздника – активная сопричастность к праздничному действию, ощущение масштаба праздника. Массовое театрализованное действо свою жизненную и художественную цельность обретает в самом процессе его свершения, в органическом ед-ве жизненного и художественного действий его участников.
|
|||
|