|
|||
Список использованной литературы 2 страницаТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР-ДИСПУТ – близко стоит к вечеру-интервью. Но его основное содержание – проблемы воспитания подрастающего поколения. От участников вечера требуется уметь не только высказать, но и отстоять свою точку зрения на затрагиваемые вопросы. ТЕМБР - (от фр. timbre – колокольчик, метка) особое качества звуков, его окраска, характерная для каждого голоса, инструмента. В театре тембр может стать фактором назначения актера на определенную роль. ТЕМП – 1) степень быстроты движения, осуществления, интенсивность развития чего-л. в исполнении чего-л., какого-н. дела, задания; 2) (в физических упражнениях) определенная частота повторения многократно выполненных движений (напр. шагов при ходьбе); 3) (муз.) скорость следования счетных метрических единиц. Основные Т. (в порядке возрастания): ларго, ленто, адажио (медленные Т.); анданте, модерато (умеренные Т.); аллегро, виво, престо (быстрые Т.). Некоторые музыкальные жанры (марш, вальс) характеризуются определенным Т. Для точного измерения Т. в музыке служит метроном; 4)(в театре) течение выступления артиста во времени (быстро-медленно) относится к внешнему проявлению сквозного действия. ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) – совокупность психических свойств человека, в физиологической основе которых лежит тип высшей нервной деятельности (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Темперамент проявляется в поведении человека, степени его жизненной активности. В режиссуре , в актерском искусстве определение темперамента персонажа служит определению характера его действий в ходе конфликта, и в конечном счете созданию образа. Темперамент личности оказывает определенное воздействие на стиль режиссерского творчества. ТЕМПОРИТМ – сочетание ритма (напряженности пульса, внутренней интенсивности постановки) и темпа (внеш. проявления хода сквозного действия), к-рые могут либо совпадать, либо резко контрастировать друг с другом. Т.-р. театрализованного представления – сочетание взаимодействия внутренней и внешней динамики исполнения, а также сочетание номеров и эпизодов. В верном Т-р. представления заложенуспех его восприятия как единого, непрерывно и стремительно развивающегося действия, идущего как бы на одном дыхании. Современные режиссеры чаще всего используют синкопированное построение Т.-р. (при непременном соблюдении закона его нарастания), т.е. такое чередование и сочетание номеров, к-рое приводит к резкой, контрастной смене (переакцентировке) ритмов. Сочетание темпо-ритмов – одно из действенных выразительных средств, позволяющих реж-ру наиболее точно и ярко выявить через динамику развития эпизода его главную мысль. ТЕХНИЧЕСКИЙ РАЙДЕР(паспорт) – спецификация оборудования на данное мероприятие, оформленное на бумаге. ТЕХНОЛОГИЯ –(от греч. techne – искусство, мастерство, умение и логия); научная дисциплина, разрабатывающая совершенствующая такие приёмы и способы. Также сами операции добычи, поиски, обработки, переработки информации, которые являются основной составной частью производственного процесса. Система знаний о способах и средствах обработки качественного преобразования объекта. ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВОЧНОГО ПРОЦЕССА –совокупность организационно-технических действий основного и вспомогательного творческого персонала и различных служб в целях реализации замысла режиссера-постановщика. Знание и умелое руководство данными технологическими процессами является одним из факторов успеха постановки. Немаловажное значение имеют оснащение технологического постановочного процесса современными техническими средствами (световыми, звуковыми, проекционными, электронными и т.д.) и способы их эффективного применения. Кроме того, технология постановочного процесса включает в себя и методы работы с коллективами и исполнителями. ТИНЕЙДЖЕРЫ(англ.) – подростки и молодые люди в возрасте от 13 до 19 лет, субъекты и носители молодежной субкультуры. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них – наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психол. сдвиги: появляются влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности. Склонность к инноватике и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость – с другой, порождают особое явление, которое называют молодежной субкультурой. ТИПИЗАЦИЯ (от греч. tipos – черта, след, отпечаток) - творческий процесс изучения и рассмотрения средствами искусства совокупности определенных черт и свойств характеров, поведения, отношения к жизненным явлениям определенных социальных групп (типичный крестьянин, типичный «отморозок» и т.п.). Типизация широко используется в режиссуре, способствуя зрительскому «узнаванию» героев и соответствующему отношению к ним. ТРАГЕДИЯ – вид драмы, проникнутый пафосом трагического. Основу Т. составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы человеческого бытия, столкновения личности с судьбой, обществом, миром, выражающиеся в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия разрешается обычно гибелью главного героя. Классикой жанра стала Т. древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид), Возрождения и барокко (У. Шекспир, Ж. Расин). Начиная с XVIII в. в драматургии реализма жанр утрачивает строгость; Т. сближается с драмой (как видом), возникают промежуточные жанры, напр. «мещанская Т.» (Ф. Шиллер), трагическая драма (Г. Клейст, В. Гюго), историческая драма (А.С. Пушкин, А.К. Толстой), героическая драма (Вс. Вишневский). С конца XIX в. становится актуальной трагикомедия. ТОПЛЕС(от англ. topless – без верха) – термин, который используется для обозначения обнажённой женской груди в общественных местах, чаще на пляже, ресторане, на концертной эстраде (кабаре). ТОПТЭЙБЛ(от англ. toptable) - новое направление в области декорирования мероприятий, популярное у европейских декораторов. Это полный декор столов на банкете, конференции или любом другом специальном событии, предполагающем наличие столов, где каждый стол, или группа столов вместе со стульями являются эксклюзивными тематическими декорациями. ТОТЕМ(от англ. totem из яз. индейцев, означающее его род) – 1) животное, растение, предмет или явление природы, которые у родовых групп служили объектом религиозного почитания; каждый род носил имя своего тотема; 2) герб племени с изображением тотема. В качестве тотема могут выступать ветер, солнце, дождь, гром, вода, железо (Африка), даже части отдельных животных или растений, например, голова черепахи, желудок поросёнка, концы листьев и т. п., но чаще всего – классы животных и растений. Так, например, североамериканское племя оджибва состоит из 23-х родов, каждый из которых считает своим тотемом особое животное (волк, медведь, бобр, карп, осётр, утка, змея и т. д.); в Гане в Африке тотемами служат смоковница и стебель маиса. В Австралии, где тотемизм особенно процветает, даже вся внешняя природа распределена между теми же тотемами, что и местное население. Так, у австралийцев из Маунт-Гамбир к тотему вороны принадлежат дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи – рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев и т. д.; у племён в Порт Маккай солнце относится к тотему кенгуру, луна – к тотему аллигатора. ТОТЕМИЗМ – некогда весьма распространенная и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Термин этот, впервые употреблённый Лонгом в 1791 году, заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ. В научном смысле под тотемом подразумевается класс (обязательно класс, а не индивид) объектов или явлений природы, которому та или другая социальная группа, род, фратрия, племя, иногда даже каждый отдельный пол внутри группы (Австралия), а иногда и индивид (Сев. Америка) – оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными (и, по-видимому, древними) тотемами были животные. ТРАВЕСТИ (от итал. travestire – переодевать) – представитель актерского амплуа, как правило, женского рода, чья творческая деятельность заключается в исполнении ролей детей, подростков (мальчиков или девочек) со всеми сопутствующими этому возрасту голосовыми и поведенческими манерами. К травести так же относятся роли, требующие переодевания в мужской костюм. ТРАВЕСТИ-ШОУ – это эстрадное театрально-танцевальное представление, зачастую с элементами пародий и сатирическим характером, главной особенностью которого является исполнение актёрами или актрисами ролей противоположного пола. ТРАГИКОМЕДИЯ – драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе Т. лежит ощущение относительности существующих критериев жизни: одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении. Характерна для драматургии XX в. («Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло). ТРАГИЧЕСКОЕ – философско-эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт,разворачивающийся в процессе свободного действия чел-ка и сопровождающийся его страданием, гибелью. Т. неотделимо от идеи достоинства и величия чел-ка, проявляющихся в самом его страдании. Предмет специфического вида драмы – трагедии. ТРАДИЦИЯ – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве Т. выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, обычаи, обряды и т.д. Те или иные Т. действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Наиболее распространены Т. в религии. Реакционные Т. служат сохранению отживших общественных и культурных форм, прогрессивные способствуют развитию творческих начал в общественных отношениях и культуре. ТРАНСIIОРТ –нетрадиционное выразительное средство массового театрализованного представления. В постановках могутучаствовать легковые и грузовые автомобили, тракторы и танки, машины-амфибии, бронетранспортеры, молоковозы, цементовозы, сельскохозяйственная техника (сеялки, жнейки, комбайны и др.), велосипеды и мотоциклы, самолеты и вертолеты, катера и глиссеры, шлюпки и яхты, пароходы в теплоходы, сухопутные и плавучие подъемные краны, метеозонды и воздушные шары и т.д. В Петрограде в 20-х гг. XX в. проходили «трамвайные» шествия. На одном из массовых представлений, проводившемся в ночное время, использовались иллюминированные электрокары. А.П. Конников поставил хоровод «Мотоберезка» на празднике «Русской зимы» в Лужниках, смонтировав на мотоциклах высокие «гнезда» и поместив туда девушек в полушубках, расписные полы к-рых накрывали всю конструкцию вместе с мотоциклом. Транспортные средства могут «заговорить», стать «действующими лицами». Т. является очень удобной самодвижущейся декорацией, сценической площадкой. ТРАНСПОРАНТ-ПЕРЕТЯЖКА (РЕКЛАМНАЯ РАСТЯЖКА) – один из носителей уличной рекламы. Бывают различных размеров: 15х1, 15х1,1, 14х1, 14х1,1, 14х1,5, 14х1,2, 14х1,8, 13х1, 13х1,1, 12х1 м и др. Конструкция состоит из тросов, которые крепятся к домам или, если невозможно крепление к домам, к столбам. Рекламное полотно изготавливают из армированного ПВХ (баннер), хлопчатобумажной ткани, шёлка или других материалов. Удобное положение перетяжки над проезжей частью, делает ее дорогим, но эффективным видом наружной рекламы. Часто реклама на перетяжках используется для анонсирования выставок, концертов и других краткосрочных событий. ТРАНСФОРМАЦИЯ – (в театре, цирке и на эстраде) прием, основанный на быстром изменении актером своего внеш. облика (см. также: Перевоплощение). В театрализованных представлениях часто используются Т. костюмов, реквизита. ТРЕТИЙ ПЛАН – один из дальних планов, поперечная доля сценической площадки, располагающаяся в глубине за вторым (сценическим) планом. Т.п. соответствует общему плану в кино. Нюансы игры, глаза – зеркало души актера тут разглядеть трудно. Но при этом взгляд зрителя охватывает все или большую часть сценического пространства. Т.п. – раздолье для художника и режиссера, чтобы «поиграть» рельефом сцены. ТРЁХЧЛЕННОСТЬ – по определению М. Чехова, основное качество композиции целого. Начало переживается как зерно, из к- рого развивается растение, конец – как созревший плод, а середина – как процесс превращения зерна в зрелое растение. Каждая из этих частей композиции имеет свою задачу и свою специфическую функцию в композиции целого. ТРИЛЛЕР(от англ. thrill трепет, волнение) – жанр произведений литературы и кино, нацеленный вызвать у зрителя или читателя чувства тревожного ожидания, волнения, страха. Жанр не имеет чётких границ, элементы триллера присутствуют во многих произведениях разных жанров. В кинематографе к триллерам зачастую относят детективные и шпионские фильмы, фильмы ужасов, приключенческие фильмы, а также гангстерские фильмы и фильмы жанра нуар. ТРИТМЕНТ (от анг. treatmeht – обработка) – в сценаристике - расширенное либретто, вольное изложение сценария на нескольких страницах, это своего рода реклама сценария. Тритмент необходим, что бы заинтересовать потенциальных заказчиков, покупателей сценария, а затем успешно продать его. Тритмент длиннее синопсиса, пишется в авторском стиле более эмоционально, с деталями самых эффектных и запоминающихся моментов. Иногда тритмент называют «поэпизодником» - что означает изложение сценария по сценам, эпизодам. По сути это чертеж будущего сценария, краткое изложение сюжета без диалогов с завязкой, серединой и финалом. Сродни сценарно-постановочному плану в американском варианте тритмента. ТРОП(от др.-греч. τρόπος – оборот) – в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Основные виды тропов: метафора, метонимия, эпитет, синекдоха, гипербола, дисфемизм, каламбур, литота, сравнение, перифраз, аллегория, олицетворение, ирония, пафос, сарказм, эвфемизм, мейозис. ТРУППА – актерский состав драматического, оперного, опереточного и др. театров. ТУМАНОВ ИОСИФ МИХАЙЛОВИЧ(настоящая фамилия – Туманишви́ли; 1909-1981) – советский актёр и театральный режиссёр. Народный артист СССР (1964). Лауреат Сталинской премии второй степени (1950). И. М. Туманов родился 2(15) января 1909 года в Тифлисе. Там же начал сценическую деятельность в 1923 году. Окончил драматические курсы под руководством Ю.А. Завадского (1929). Был актёром Театра-студии Завадского (1925-1932), где сыграл ряд ведущих ролей. В 1933-1934 годах – главный режиссёр Московского рабочего художественного театра; в 1934-1936 годах – режиссёр Нового театра. С 1936 года режиссёр, в 1938-1946 годах – главный режиссёр Оперного театра имени К. С. Станиславского (с 1941 года – МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 1946-1953 годах – руководитель МТО. В 1953-1961 годах – главный режиссёр МАДТ имени А. С. Пушкина. С 1961 года главный режиссёр КДС, одновременно в 1964-1970 годах – ГАБТ. Главный режиссёр торжественных церемоний открытия и закрытия Олимпиады-80 (Москва). С 1951 года преподаёт в ГИТИСе. Профессор с 1965 года. И. М. Туманов умер 8 июля 1981 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. ТУТТИ-ФРУТТИ (от итал. tutti frutti – все плоды, в переносном смысле – всякая всячина) – 1. Кулинарное название сборного блюда из однотипных (фрукты, сладости) или неоднотипных пищевых продуктов. 2. Жаргонное обозначение набора разноплановых номеров и исполнителей, не связанных какой-то общей идеей, темой в каком-либо клубном или концертном мероприятии; смесь, микс. На сленге – «солянка». ТРЮК(от лат. truc – ловкость, сноровка, уловка) – 1) ловкий, эффективный прием, искусный, сложный маневр; 2) (в цирке) одно из главных выразительных средств, отдельный законченный фрагмент любого циркового номера. Даже если Т. самый обыкновенный по технике и кратковременный по выполнению, он вполне самостоятелен и в себе замкнут. Т. является простейшим возбудителем реакции, действующим на зрителя таким реально выполняемым разрешением задания, к-рое лежит вне обычного круга представления и кажется неразрешимым. Т. всегда является неожиданным, алогичным; 3) (на эстраде) Т. лежит в основе построения номеров оригинального жанра, является средством выражения его специфики. С его помощью создается эстрадное произведение – в этом его существенное отличие от спорта, где демонстрация самого Т., техническая виртуозность исполнения является конечной целью выступления спортсмена. Т. – не самоцель, а краска, особый язык, строительный материал, которым создается произведение. Любой Т. можно рассматривать как художественную метафору (см. также: Аттракцион, Монтаж аттракционов). ТЭГЛАЙН (от анг. tagline) - 1. Краткая фраза, употребляемая в качестве подзаголовка, рекламного слогана, части подписи под электронным письмом. 2. Тэглайн – это емкая фраза, отражающая главный смысл фильма, спектакля, представления. Используется в рекламных целях (например, тэглайн голливудского фильма «Бонни и Клайд»: «Они молоды…они влюблены… и они убивают людей»). У УВЕРТЮРА (от фр. ouverture, лат. - apertura – открытие, начало) – 1. Оркестровая пьеса, являющаяся вступлением к опере, балету, драме, кинофильму и т.п. 2. Начальный, вступительный этап, предваряющая часть чего-либо (переносное значение). В режиссуре ТПиП увертюра может быть включена в структуру действа. УКРУПНЕНИЕ – в сценическом искусстве художественный прием, позволяющий режиссеру акцентировать внимание зрителей на определенном моменте, сцене, эпизоде различными средствами (перенос действия на авансцену, высвечивание определенных персонажей, музыкальный акцент на каком либо действии). Укрупняется то, что важно для смысла, режиссерской идеи спектакля, представления. УЛИЧНЫЙ ТЕАТР – театр, спектакли которого происходят на открытом пространстве – улице, площади, в парке и т.п., как правило, без оборудования сцены, при этом зрители часто вовлекаются в действие, они участвуют не только эмоционально, как в классическом театре, но и непосредственно вносят те или иные коррективы, поэтому для уличного театра немаловажен моментимпровизации и особая стилистика игры. Виды уличных театров многообразны, близкие направления – перформанс, хепенинг, флеш-моб. Со времен Средневековья уличные театры различных видов – непременные участники праздничного действа. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ –разносторонность, владение всеми частными специальностями в своей профессии. Владение многими профессиональными навыками, нахождение «на стыке» нескольких видов иск-ва – важное сценическое качество эстрадного исполнителя. Этим он и развлекает, и увлекает публику, вызывая у нее положительные эмоции не только содержанием исполняемого произведения, но и своей У. УНИФОРМА – 1) форма, приведенная к единому образу (унификации) (напр. форменная одежда военных, учащихся и т.п.); 2) (в цирке) одетый в специальные одежды персонал, обслуживающий арену во время представлений. У. может быть достаточно ярким выразительным средством в некоторых театрализованных представлениях. Напр., У. активно использовалась в агиттеатрах «синей блузы». В массовых театрализованных представлениях, чтобы избежать эклектики в костюмах, режиссеры прибегают к У. (парадной пионерской форме, форме бойцов студенческих строительных отрядов, к трико, военной и спортивной формам, рабочей спецодежде и т.п.). Однако такой прием использования костюма именно в массовых представлениях ведет к однообразию, унылому фону, отсутствию ярких цветовых пятен (см. также: Аксессуар) [4]. УПРАЖНЕНИЕ – повторное выполнение какого-л. задания, действия с целью его совершенствования, усвоения. В театрализованных представлениях на стадионе У. являются выразительным средством в построении массовых сцен. Используются У. с индивидуальными предметами (напр. шарфом, лентой, мячом) или с групповыми предметами (напр. лестницей, шестом, кругом). Свою специфику имеют У. вольные, поточные, пирамидковые и проч. (см. также: Графический метод, Фото-макетный метод, Прием обратного действия, Прием простого действия, Прием возврата к исходному положению). УСЛОВНОСТЬ –воображаемый, несуществующий или символический (напр. условная линия, условная декорация, условная игра). У. – одно из существенных свойств иск-ва, подчеркивающее отличие художественного произведения от воспроизводимой в нем реальности. Эстетический эффект У. возникает благодаря наличию и сознательному разведению таких полюсов образно-творческих противоречий, как «сходство» и «несходство», видимость и сущность, чувственное и мыслимое, объективное и субъективное. Отнюдь не порывая с реальностью, художественная У. помогает выразить ее сущность, делая ее наглядно, чувственно воспринимаемой, достигая высокой степени художественной правды. В этих целях используются видоизменение природной формы изображаемых явлений и предметов, нарушение временных и пространственных связей, достигнутых непосредственному наблюдению, одушевление вещного и овеществление живого и т.п. (см. также: Условный театр) [4]. УСЛОВНЫЙ ТЕАТР – тип театра, вк-ром режиссер стремится привлечь внимание зрителя открытием новых граней и черт характера героя, мастерством актера, яркими и неожиданными средствами сценической выразительности. Происходящее в этом случае сотворчество как вид восприятия основано на восполнении воображением зрителя пробелов или сознательно организованных разрывов в логически последовательном бытии персонажа в событии. Зрителя поражает и вызывает восторг вымысел и заразительность, необычность сценического действия, пластики актера, мизансцен, светового решения. УСТРОЙСТВО СЦЕНЫ - Театральная сцена (основная часть театрального здания) - это замкнутая коробка (сценическая коробка), примыкающая к зрительному залу и соединенная с ним портальным отверстием. По высоте сценическая коробка подразделяется на нижнюю, среднюю и верхнюю сцены. По глубине сценическая коробка делится на авансцену (просцениум), планшет сцены, арьерсцену и на боковые карманы сцены.
|
|||
|