![]()
|
|||||||
Список использованной литературы 4 страницаФРАНЧАЙЗИНГ(англ. franchise, «лицензия», «привилегия»), коммерческая концессия – вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера. ФРАНШИЗА (от фр. franchise – льгота) – 1) Франшиза–объект договора франчайзинга, комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзора, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса. В качестве франшизы может выступать товарный знак и технология со взаимными обязательствами и льготами между передающей (франчайзер) и получающей (франчайзи) сторонами, предоставляемые за плату, и оформленные в соответствии с законом об охране интеллектуальной собственности. 2) Франшиза (в страховании) – часть ущерба, не выплачиваемая (удерживаемая) компанией при наступлении страхового случая (события). 3) Медиафраншиза – интеллектуальная собственность, состоящая из персонажей, вымышленной вселенной и прочего, какого-либо оригинального медийного произведения (обычно литературного), такая как фильмы, книги, телепрограммы или видеоигры. Например, серии фильмов, их сиквелы, приквелы, спин-оффы. ФУНКЦИИ РЕЖИССЁРА – деятельность, обязанность, работа. Ф.р. определены В.И. Немировичем-Данченко в его книге «Из прошлого»: «Реж-р – существо трехликое: 1) режиссер – толкователь, он же – показывающий, как играть; так что его можно назвать режиссером-актером, режиссером-педагогом; 2) режиссер – зеркало, отражающее индивидуальные качества актера, и 3) режиссер-организатор всего спектакля». Эти качества режиссерской профессии относятся не только к режиссуре театра, они определяют сущность профессиональных качеств режиссера массовых театрализованных действий. Режиссер–зеркало отражает острые проблемы жизни, жизненные потребности и стремления людей и выражает их художественными средствами: преломляет промахи и находки исполнителя, знает и чувствует, что хочет реальный герой, чтобы дать ему задачу в соответствии с замыслом постановки. На репетициях, в течение всего творческого процесса он должен быть своеобразным зеркалом для исполнителей, их активным зрителем. Режиссер–толкователь реализует свой аналитический дар, образно осмысливая жизненные явления и события, заражая своим творческим идейным замыслом исполнителей, зрителей и всех участников театрализованного действа. Функция режиссера–организатора заключается в том, чтобы объединить процессом осуществления единого художественного замысла всех участников постановочной группы, технических исполнителей, общественных организаторов. Три основные функции режиссерской профессии существуют в неразрывной связи и взаимозависимости. ФУРОР (от лат. furor – бешенство, ярость, страсть, исступление) – шумный публичный успех, сопровождающийся проявлением восторга. Часто режиссером, исполнителям и овладевает внутреннее стремление произвести фурор, однако оно должно подкрепляться высоким уровнем творческого профессионализма и высокопрофессиональным уровнем организационно-постановочной работы. Х ХАРАКТЕР – 1) своеобразная особенность чел-ка, вещи, явления (напр. Х. местности); 2) (психол.) совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности чел-ка, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы и отношения (установки) к окружающей действительности; 3) (в лит-ре и драматургии) совокупность психических особенностей, образующих личность литературного (драматического) персонажа. Принципы и приемы воссоздания Х. различаются в зависимости от трагических, сатирических и др. способов изображения жизни, от рода произведения и жанра. Х. запечатлевается как обусловленный общественно-исторической ситуацией тип поведения, так и творческой индивидуальностью автора, его концепцией общественного бытия людей. Х. включает в себя (в различных соотношениях): а) исторически универсальные начала жизни и конкретные явления, сопряженные с определенной национально-культурной традицией и социальной ситуацией; б) собственно духовную сферу (намерения, процессы мышления, эмоции); в) выражение внутр. во внешнем (поступки чел-ка, формы его поведения, облик); г) окружающую чел-ка реальность (бытовую, производственную, природную). ХАРАКТЕРИСТИКА – 1) описание характерных, отличительных качеств, черт, свойств чего-л. или кого-л.; 2) отзыв, заключение о трудовой, общественной деятельности кого-л. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВАЯ– один из способов создания образа героя, персонажа в эпических и драматических произведениях, его речевого портрета. Суть речевой характеристики – в определении отличительных черт и свойств действующих лиц в их речи, а так же в описании ее особенностей автором. Это достигается путем тщательного отбора лексических и интонационно-синтаксических форм речи, придающих ей индивидуальность. В спектаклях и представлениях, в публичных выступлениях речевые характеристики обретают звуковую форму и становятся одним из факторов создания сценического образа. ХАРАКТЕРНОСТЬ –внеш. физическая характеристика образа (грим, прическа, костюм, пластические особенности), к-рая ярче всего выявляет его внутр. мир. Поиски Х.идут самыми разнообразными путями: наблюдение за окружающей действительностью, нахождение прообразов персонажа в жизни, в художественной лит-ре, кино, изобразительном иск-ве.Внешность персонажа должна гармонично сочетаться со сценическим действием. ХАРАКТЕРНЫЙ – 1) имеющий резко выраженные особенности; 2) свойственный кому-л., чему-л., типичный для кого-то. В профессиональной речи также характерный (Х. актер, Х. танец). ХОР РЕЧЕВОЙ – один из приемов передачи содержания представления, идущий от античного театра, усиливающий эмоциональное воздействие на зрителя. В настоящее время существует как редкий жанр – искусство художественного слова. ХОРЕОГРАФИЯ –1)запись танца; 2) иск-во сочинения танца, балета; 3)с конца XIX– начала XX вв. танцевальное иск-во вцелом; 4) синтезлитературной первоосновы (либретто), замысла балетмейстера ихудожника, музыки; 5) исполнительское иск-во танцующего актера. Жанровое деление Х.: танец лирический и героический, шуточный и пародийный, народный и классический, бальный и эстрадный. Х. – пространственно-временное иск-во, поэтому, с одной стороны, его роднят с изобразительным иск-вом:отбор поз и движений согласуется со скульптурной выразительностью танца.Расположение танцующих в пространстве нередко подчиняется закономерностям орнаментальным и графическим. С др. – Х. связана с музыкой, нередко диктующей ритм, динамические оттенки, др. характеристики движениям, а иногда ориентирующейся на особенности самих движений. Но движения могут иметь и собственный ритм, отличный от муз., совпадающий с ним лишь в опорных точках. Тогда образуется контрапункт ритма муз. и движенческого, что особенно характерно для фольклорного танца, а также для Х. новейшего времени. Народная и профессиональная Х. может включать также эл-ты действия, сближаясь тем самым с театрально-зрелищными иск-вами. В театрализованном представлениях Х. может проиллюстрировать какую-л. мысль, но может стать полноправным сюжетным эл-том всего театрализованного действия. ХОРОВОД –древнейший жанр народного танцевального иск-ва. Сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом, песней. Встречается у многих народов. Один из популярных эл-тов массового действа. ХОСТЕССА - (от анг. hostess – принимающий гостей, хозяйка) в ресторанном, гостиничном бизнесе, в организации выставок, конференций, презентаций и эскорта – профессионально сопровождающие и поддерживающие клиента люди. В режиссуре спортивно-художественных представлений – персонаж театрализации, сопровождающий делегацию спортсменов во время парада, шествия. Помимо красивой униформы хостессы имеют особый атрибут – информационный транспорант с названием страны, региона или спортивного общества который хостессы несут впереди делегации, указывая ей маршрут движения. ХРОНОМЕТРАЖ –метод определения продолжительности представления. Х. может быть выражен следующей формулой: t+10 Хn (2-З)+ (5-15), где: t – чистое время всех исполняемых произведений, 10 Хn – 10 сек., умноженное на количество номеров (Х); (2-3) – 2 или 3 мин. на непредвиденные паузы в зависимости от сложности представления, монтировочных перестановок и т.п.; (5-15) – от5 до 15 мин. на аплодисменты в зависимости от продолжительности представления и популярности исполнителей. Без перерыва представление воспринимается публикой, если его продолжительность колеблется в диапазоне 45–90 мин.; при 2-х отделениях первое отделение – 60 мин., второе – 45 мин., итого 105–110 мин. (см. также: Номер, Выступление). ХРОНОТОП ПРАЗДНИКА -(от греч. hronos – время и top – место – «времяпространство») пространственно-временное единство, синтез, где пространству отводится главная роль. Пространство – основа праздничного хронотопа, которое обладает специфическими особенностями: прежде всего это строго локализованное пространство – место, где проходит праздник. Это или реально существующее историческое место, где происходило празднуемое событие, или специально созданное (искусственное) место действия праздника, или синтез исторического места с искусственно созданным. Время – вторая составляющая хронотопа праздника. С одной стороны – это время реального бытия социально-культурной действительности, с другой – это время, в котором происходили события положенные в основу праздника. Таким образом, хронотоп праздника – это пространственно—временной синтез отражения события с помощью системы изобразительно-выразительных средств сценария и его постановочно-режиссерской реализации. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ –термин, раскрывающий специфику художественного сообщения, к-рая состоит в том, что оно оказывает эмоциональное воздействие, не передается стандартными нормализованными языками, апредставляет собой систему индивидуализированных художественных образов. Основные свойства Х.и.– раскрытие индивидуальной сущности описываемых объектов знаковыми средствами (см. также: Знак), соответствующими отображаемому объекту, передача знаковыми средствами мировоззрения и личности автора сообщения – художника. Содной стороны, многозначность художественного знака является его необходимым свойством, с др. – невозможно существование в иск-ве двух различных знаковых систем с одинаковыми значениями. В текстах зависимость знака от контекста настолько велика, что его значение может быть уникальным и невоспроизводимым. Отсюда невозможность адекватного перевода художественного сообщении в др. систему знаков и ограниченность его значения контекстом системы, в к-рой знак используется. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА –вид иск-ва, в к-ром материальным носителем образности является речь (словесные высказывания). Изображая предметы, Х.л., в отличие от изобразительных иск-в в собственном смысле слова (от живописи, скульптуры идр.) и от синтетических иск-в (театра, кино, ТV),имеет дело с образами «невещественными» (Лессинг), лишенными прямой зрительной достоверности (наглядности), т.к. слово не обладает чертами визуального сходства с тем, что оно обозначает. Будучи невещественными, образы Х.л.,однако, отнюдь не оторваны от сферы чувственно воспринимаемого: они будят у читателей яркие представления о видимой реальности. Х.л. – «это иск-во пластического изображения посредством слова» (А.М. Горький). Можно выделитьдве основные формы бытования Х.л.: а) в виде чтения как такового и б) в составе восприятия художественно-синтетического произведения, где имеет место творческая интерпретация созданного писателями и поэтами художественного текста (инсценировка литературного произведения в театре, кино, на ТV,в т.ч. оперные, балетные ипантомимические спектакли и кинофильмы; вокальная музыка; иллюстрирование книги как соединение Х.л. с графикой). Х.л. как род распадается на три основные родовые группы: эпос (повествование о событии), лирика (субъективно-эмоциональное размышление), драма (диалогическое изображение событий). Разделение литературы на роды – предпосылка дальнейшего членения ее на виды и жанры. Жанры определяются на основе принадлежности произведения к литературному роду, преобладающего эстетического качества (идейно- оценочного настроения – сатирического, патетического, трагического), объема произведения и способа построения образа (символика, аллегория, документальность). Эпические Ж. – героическая поэма, роман, рассказ, лирические – ода, элегия, стих, песня, романс, газель, сонет, драматические – трагедия, комедия. Более дробное деление исходит из преобладающей тематики (роман бытовой, психологический) и т.д. В режиссуре театрализованных представлений заимствуются литературные герои, придумываются конкурсные задания на знание Х.л., делаются инсценировки и т.п. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ –1)творческий акт создания художественного образа. Х.д. осуществляется условными художественными выразительными средствами и побуждает людей к образному эстетическому и нравственному познанию явлений окружающего мира и самих себя; 2)воздействие на зрителей посредством художественного образа. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ –общение людей средствами иск-ва. Иск-во–этосила, помогающая людям ориентироваться в постоянно усложняющейся системе взаимоотношений людей, эмоционально интерпретировать ее конкретные формы и проявления, эстетически осваивать окружающий мир, воспитывать способность ощущать и осознавать жизнь как целое. Иск-во как Х.о. побуждает творческий потенциал личности, стимулирует ее самовоспитание, шлифует способность к эмоционально-эстетическому восприятию жизненных ситуаций, одновременно заключая в себе критерии их оценок. Не случайно, об иск-ве говорят как о «защите духовных ценностей в новых условиях», (Р.Быков) и как об «организации нашего поведения на будущее» (Л.С. Выготский). Массовое театрализованное действие как определенный вид жизненного общения художественными средствами является важным проявлением жизнедеятельности личности и общества в целом. Оно реализует их устремления к более здоровому гармоничному существованию. Х.о.воспитывает человечность и глубину их духовного взаимодействия людей. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ –мера эстетической ценности произведения иск-ва, «степень его красоты». Критерий Х.предполагает соответствие специфического содержания иск-ва реальной действительности, а также соответствие содержания его форме, достигаемое талантом и мастерством художника. Методически сущность эл-та Х. может быть осмыслена как широкое синтезированное использование разнообразных эмоциональных средств выражения в драматургии представления (образного слова, муз. фрагментов, кинодокументов, театрального, пантомимического или хореографического действия и т.п.). ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ –1)относящийся к иск-ву, к деятельности вобласти иск-ва (Х.руководитель, Х. училище);2)изображаемая действительность в образах (Х. произведение, Х. литература); 3) отвечающий требованиям иск-ва, эстетического вкуса, эстетический, красивый (Х. вкус, художественно исполнять роль). ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ –1)форма мышления в иск-ве. Конкретно-чувственное и, в то же время, обобщенное воссоздание жизни, пронизанное эмоционально-эстетической оценкойавтора; 2) способ отражения действительности в иск-ве, характеризующийся нераздельным ед-вом чувств и смысловых моментов, облеченный в форму конкретного, индивидуального явления (поэт мыслит образами; артист вошел в образ). Х.о. рождается в воображениихудожника, воплощается в создаваемом им произведениив той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жестомимической, словесной) и воссоздается в воображении воспринимающего иск-во зрителя, читателя, слушателя. В массовом театрализованном действии Х.о. создается в реальном общениилюдей художественными средствами, организованными реж-ром, и при активном сотворчестве зрителей и всех участников праздничного действия, создающих образ события,образ общения, образ действия (см. также: Документальный образ, Образ-маска, Пластический образ, Словесный образ, Лента образов, Образное решение, Образность). ХУДОЖЕСТВЕННО-СМЫСЛОВОЙ БЛОК – это поставленные в определённые взаимосвязи концертные выступления, образующие развёрнутую художественную мысль. Композиционное оформление отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК –участие чел-ка в жизненном театрализованном действии, в к-ром он публично выражает свое отношение кжизненному событию, к проблемной жизненной ситуации праздника. Живое развитие массового театрализованного действия дает возможность его реальным участникам иисполнителям лично утверждать своим художественным действием высокие жизненные духовные ценности и идеалы. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ –1) лицо, ответственное за постановку и состояние концертной деятельности, работу с исполнителями, художественными коллективами; 2) штатная должность в учреждении культуры. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФОН –условное название специфического средства режиссуры спортивно-массового представления – живого экрана,созданного из массы участников (от 3-х тысяч чел-к и больше) на одной из трибун стадиона, на к-ром создаются различные картины. Впервые в России он был применен в 1946 г. во время проведения Всесоюзного парада физкультурников на стадионе «Динамо». 7 тыс. чел-кдержали в руках цветные планшеты в виде раскрывающихся книг. В построении рисунков Х.ф. заложен принцип детской игры «Мозаика». Чтобы составить мозаичный рисунок на Х.ф., надо иметь:а) предмет для построения рисунка; б) программу действия для каждого участника; в)систему управления Х.ф. Предмет – эл-т мозаики. По своим размерам он должен быть таким, чтобы при создании рисунка закрывать собой участников и, в то же время, давать возможность легко и свободно управлять им при смене рисунка. Этим требованиям более всего отвечает фонирующий флажок – кусок материала размером 50×50 см или50×60 см с двумя палочками-древками, вшитыми с двух сторон. Используются также цветные манишки,шапочки, бумажные веера, бумажные полусферы, картонные листы разного цвета, плотная бумага, сброшюрованная в альбомы и т.п.Программа обеспечивает каждому участнику Х.ф. безошибочный показ нужного предмета или цвета предмета для составления любого рисунка, запланированного сценарием. Основные приемы создания живого Х ф.: 1) прием «оживление» основан на возможности производить флажком колебательные движения. Левой рукой натянутый флажок держится неподвижно, а правой воспроизводятся многократные быстрые движения древком вперед-назад. Этот прием позволяет как бы «оживлять» рисунок или отдельную его деталь. Напр., на экране «горящий факел» на голубом фоне. Еслиучастники, изображающие пламя факела, будут делать качательные движения флажками, а все остальные держать флажки неподвижно, то создается впечатление нек-рой достоверности горения огня, а рисунок в целом получается более объемным и контрастным; 2) прием «вставание» применяется для выделениярисунка или его детали на общем фоне экрана. Напр. на экране появляется слово «МИР» голубого цвета на белом фоне. Используя этот прием, участники, открывая голубые флажки, встают и держат их стоя, вто время, как участник с белыми флажками продолжают сидеть. Слово «МИР»становитсяобъемным иконтрастным; 3) прием «перевертка» – в нем используются двухсторонняя расцветка фонирующих флажков. Напр., показывается эмблема труда «Серп и молот» желтого цвета на красном фоне экрана. Если по команде режиссера все участники фона одновременно перевернутфлажки, то произойдет переменацветов и эмблема станет красногоцвета, афон желтого. Переверткафлажка делается пальцами рук. Указательные пальцы одновременно переносятся на другую сторону древка, т.е. вовнутрь, а большими пальцами, предварительно перенеся ихнаружу, производится перевертка движением верхнего обреза флага внаправлении от себя; 4) прием «залив». В рассмотренных вышеприемах участники действовали одновременно: по сигналу режиссера открывали флажки (показывали рисунок) или делалиперевертку (изменялицвет рисунка). В приеме «залив» используется возможность выполнения упражнений большой массой участников разновременно – поочередно или с некоторым отставанием, т.е. по принципупоточных упражнений. При использованииданного приема появление рисунка илизамена одного цвета другим происходит постепенно. «Залив» сверху, снизу, кцентру, из точки, к точке и т.д. Режиссер, подавая команду навыполнение этого приема, предварительно называетначало и направление движения «залива» по экрану фона; 5) прием «блик». Основой этого приема также является перевертка, т.е. использование двухсторонней расцветки флажков, однако, характер перевертки здесь совершенно иной. В данном случае перевертка выполняется не окончательно, только на очень короткое время показывается обратная сторона флажка, т.е. другой цвет, и флажок снова возвращается в исходное положение. Поэтому техника работы с флажком здесь отличается от обычной перевертки. Блики выполняется не пальцами, а кистями рук, что позволяет быстрее возвратить флажок в исходное положение. При этом движение флажка производится только на себя, а не от себя, как при перевертке. Движение «блика» по экрану фона можно создать практически из любой его точки, так же как при «заливе». Однако, если для выполнения «залива» достаточно одной команды на его начало, а затем участники воспроизводят прием самостоятельно, то «блик» от начала и до конца организуется реж-ром и выполняется участниками под его счет как поточное упражнение; 6) прием «машинописи» использует возможность большой массы участников выполнять мозаичный рисунок по частям в нужной последовательности. Чаще всего этот прием применяется при написании слов, чисел. Появление буки и цифр на экране фона происходит поочередно, т.е. так же, как при печатании их на пишущей машинке (отсюда и название приема). Данный прием значительно разнообразит фон, делает его более динамичным и красочным; 7) прием «телетайп» применяется также при написании текстов на фоне. Прием получил название в связи с прерывистым движением строчки на экране фона слева направо, т.е., так же, как при печатании на ленте телетайпа. Разработка текста, построенного на использовании этого приема, практически не отличается от составления программы любого движущегося рисунка – «мультяшки»; 8) прием «наплыв» применяется с целью придать особое звучание рисунку или слову. Напр., на экране появляется слово «СВОБОДА», к-рое быстро увеличивается в размерах, как бы наплывает на зрителей. Движение останавливается только тогда, когда изображение занимает весь экран. Этот прием также построен на принципе раскадровки движения, т.е. построения любого движущегося рисунка. Обычно готовятся три-четыре кадра, на к-рых слово «СВОБОДА» делается разных размеров. Быстрая смена кадров в определенной последовательности (от малого изображения к большому) создает эффект движения – увеличения рисунка на экране фона; 9) прием «кассета». Чтобы показать несколько картин подряд, участникам фона каждый раз приходится менять флажок, т.е. закрывать один флажок, готовить и по команде режиссера открывать другой и т.д. Иногда темпо-ритм работы фона не устраиваетрежиссера, особенно, когда фон в представлении ведет сольную партию. В этом случае и применяется данный прием. Каждый участник готовит к показу не один рисунок (один цвет), а одновременно несколько рисунков (несколько цветов), т.е. собирает по программе «кассету» из флажков иной расцветки. Время, затраченное на подготовку «кассеты», компенсируется тем, что у режиссера появляется возможность менять рисунок в более быстром темпе. Флажки в «кассету» складываются каждым участником строго по программе, соблюдая очередность показа цвета. Работа с «кассетой» требует большой сосредоточенности внимания и расторопности участников. Они должны точно знать и помнить последовательность расположения флажков в «кассете», а также своевременно выполнять необходимые приемы (перевертывать «кассету», отбрасывать уже использованные флажки себе на колени, чтобы иметь возможность показать следующий по программе цвет, и т.д.);
|
|||||||
|