|
|||
Список использованной литературы 6 страницаШ ШАНТАН – пивные и кафе, где давалось публичное, весьма скабрезное по содержанию увеселение. Возникли в VIII в. в Париже. В Ш., простую программу к-рого составляли музыкальные пьесы, пение, а затем и танцы, предпочтение отдавалось фривольному жанру, двусмысленным шансонеткам (песенкам) и подчеркнуто эротическим танцам. Скабрезность облачается в невинную внешнюю форму и состоит в скрытом двойном смысле ловко подобранных слов, в рафинированных паузах, в подчеркивании известных мест, в мимических движениях, сопровождающих шансонетку и т.п. С цинизмом слов соединяется цинизм жестов, при помощи жестов все перекидывается в область эротики. Ш. – предтеча варьете. ШАРИ-ВАРИ – в цирке финальная комбинация группового номера, пролога или эпилога представления, в к-рой все участники одновременно исполняют темповые эффектные трюки. ШАРОЕВ ИОАКИМ ГЕОРГИЕВИЧ – (1930—2000) – советский и российский оперный и эстрадный режиссёр, постановщик многих массовых театрализованных представлений, сценарист и оперный либреттист, педагог. Народный артист СССР (1984). Родился в Баку в семье музыкантов. Во время войны (1944) семья переезжает в Москву. В 1948 году Ш. оканчивает Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (класс скрипки) и поступает в ГИТИС, на отделение режиссуры музыкального театра (окончил в 1953). После окончания ГИТИСа был направлен режиссёром в Татарский оперный театр. В 1954 году был принят в ГАБТ, где проработал 5 лет. Поставил спектакль «Сельская честь» П. Масканьи и как режиссёр участвовал в целом ряде постановок. Затем работал художественным руководителем Кремлёвского театра (1959-1960), главным режиссёром Всероссийского гастрольно-концертного объединения (1961) и Московского театра эстрады (1961-1964). В 1964 году в ГИТИСе Ш. возглавил созданный экспериментальный курс режиссёров эстрады и массовых представлений, а в дальнейшем – и актёров эстрады. В 1968 возглавил созданную кафедру эстрадного искусства, а вскоре стал художественным руководителем созданного им факультета эстрады. Ш. являлся руководителем кафедры и факультета на протяжении 35 лет. С 1967 – доцент, с 1977 – профессор ГИТИСа. Ш. – автор методики воспитания и обучения режиссёров и актёров эстрады и массовых представлений. Автор 11 книг, посвящённых проблемам режиссуры музыкального театра, массовых действ и эстрады. Многие звёзды сегодняшней эстрады – воспитанники кафедры эстрадного искусства. Это Пугачёва, Вайкуле, Петросян, Новикова, Шифрин, отец и сын Акопяны, Бабкина, Рюмина, Марусев и мн. др. В 1988 в Америке (Бостон, Нью-Хейвен) с большим успехом гастролировала молодёжная эстрадная студия Ш., созданная при театре ГИТИС. Ш. ставил многочисленные правительственные концерты, массовые театрализованные представления. На крупнейших театрально-концертных площадках страны (в том числе Большой театр, Государственный Кремлевский дворец, ГЦКЗ «Россия») Ш. поставил более 150 массовых театрализованных представлений. Ш. был художественным руководителем и главным режиссёром Олимпиады-80, главным режиссёром открытия празднования в честь 850-летия Москвы и Эстафеты Олимпийского огня на Всемирных юношеских играх. ШЕСТВИЕ – коллективное прохождение массы людей по улицам и площадям. Ш. – это вид общественных акций, создающих в движении по улицам или площадям динамически развивающийся символический образ жизненного события. В зависимости от цели Ш., выбирается его форма и выразительные средства. Определяется место Ш. в общей структуре праздника: Ш. – пролог, Ш. – кульминация, Ш. – эпилог, Ш. – связка между эпизодами. Определяется маршрут Ш. и его время, объекты остановок. Определяется характер Ш.: Ш. – зрелище или Ш. – действие, в к-рое включено максимальное число жителей данного населенного пункта. Различают религиозные и светские Ш. К религиозным относят траурные церемонии (напр. в Иране проводились Ш. в честь царя Хусейна, на к-ром участники истязали себя), «процессии телеги», напр., перевезение статуи Джанганаттха на огромной, шестнадцатиколесной телеге из одного храма в другой (в Индии), крестный ход в День Рождества Христова (в европейских странах и России) и т.п. К светским Ш. можно отнести парады, манифестации, демонстрации, процессии памятно-реквиемного характера, карнавал и др. В массовом Ш. коллективное прохождение участников по улицам и площадям составляет основу театрализованного действия, в кот. используют декорированные машины, сценические площадки, интермедии в публике и др. Средства театрализации являются своеобразным художественным эпицентром, вокруг к-рого концентрируется реальное действие. Отрыв театрализации от действия масс снижает эмоциональную реакцию, уменьшает активность участников, превращает ихв сторонних наблюдателей красивого зрелища. Ш. должно увлекать людей к финалу праздника – митингу, гулянию, зрелищу на стадионе, к фейерверку и т.п. Ш. и парады дают возможность создать сюжетно развивающиеся эпизоды театрализованного действия в движении, продемонстрировать тематический замысел в динамических картинах. В своем тематическом построении Ш. и парады опираются в первую очередь на достижения людей – реальных героев конкретной коллективной общности – в сочетании с их оптимистическим праздничным настроением и потребностью в действенной активности. Большое значение при организации Ш. и парадов имеет точность художественного оформления, являющегося не самоцелью, но компонентом действия. В зависимости от сценарно-режиссерского замысла по-разному сочетаются реальная и художественная образность, темпо-ритмический рисунок как всего Ш., так и отдельных его частей. Ш. и парады должны органично перерастать в кульминационное действие, позволяющее реализовать активность участников через конкретные поступки, несущее глубоко символический смысл (факельное действо, общая клятва, хоровое пение и проч.). ШЛЯГЕР(от нем. Shiager – букв, гвоздь сезона, боевик), эстрадная песня или мелодия, имеющая особый успех у публики в данное время. ШОУ – 1) пышное сценическое зрелище с участием «звезд» эстрады, цирка, спорта, джаз-оркестра, балета на льду и т.п.; 2) спектакль в широком смысле слова, к-рый на Западе нередко сопровождает проведение какого-л. мероприятий в общественной и культурной жизни, напр., конкурсы красоты, вручение театральных, литературных и кинопремий. Акценты смещаются в сторону внеш. эффектов, призванных приукрашивать содержание происходящих событий. ШОУ-БИЗНЕС – бизнес, связанный с индустрией развлечений и основанный на организации и проведении зрелищных представлений. ШОУИНГ –показ, демонстрация, зрительный контакт. Термин наружной рекламы. Применяется для обозначения степени охвата населения избранного пункта, района, средствами наружной рекламы. Основная единица измерения 100 шоуингов (к-во щитов, панелей и т.д.). Для полного охвата населения достаточно – 100 шоуингов. Естественно, что могут быть 75, 50 и 25 шоуингов, т.е. каждая из этих цифр указывает на процент охвата населения. ШОУМЕН (от анг. showman – show – показ, демонстрация, man - человек) – специалист по организации и проведению шоу, ведущий эстрадного представления, развлекательной программы. Шоумен, как правило, непременный участник праздничного действа. ШТАМП – 1) стереотипное выражение, механически воспроизводимое в типичных речевых контекстах и ситуациях; шаблонная фраза, выражение (напр. «вопрос ждет своего решения»); 2) общеизвестный образец, к-рому слепо подражают; шаблон, трафарет; 3) (в театре) однажды и навсегда установленные формы (приемы) выражения любого чувства, любого образа, любого действия, любого сценического переживания, потерявшие какое бы то ни было внутреннее содержание, когда актеры подходят к разрешению сложных душевных процессов с внешней стороны, т.е. копируют внеш. результат переживаний, к-рый когда-то у какого-то актера был свежим и взволнованным выражением жизненной правды. Это раз и навсегда зафиксированная маска чувств. Напр., любовь выражается воздушными и настоящими поцелуями, коленопреклонениями, волнение – быстрым хождением взад и вперед, стуком стакана о графин или о зубы и т.п. ШУМЫ – звуки, не относящиеся к категории муз. и не являющиеся человеческой речью. К Ш. относятся все звуковые формы проявления живой и неживой природы, голоса животных и птиц, звуки стихий, работающей техники и т.п. Источником Ш. часто является сам человек, вся деятельность к-рого, все жизненные функции постоянно связаны с различными звучаниями (напр. звуки шагов или кашля, плача или смеха, звуки ликующей толпы и крики негодования или выкрики торговцев и причитания покупателей на восточном базаре, в к-рых не различаются смысловые оконченные фразы). Особо следует сказать о явлении, к-рое можно назвать «шумовой музыкой» (завывание ветра, шум дождя, звук топора по дереву, скрип двери и т.п.). Принципы методики создания «шумовой музыки»: а) строгое «дозирование» звукошумового фрагмента; оптимальная длительность звучания каждой записи в зависимости от ее содержания и технических качеств может составлять либо 4-10, либо 50-60 секунд. Здесь нужен лишь штрих, намек, чтобы воображение слушателя могло «дорисовать» создаваемую картину. На полтора часа сценического действия достаточно 5-6 коротких фонограмм, к-рые должны быть собраны на одном носителе; б) соединение шумовой фонограммы с изобразительным рядом (демонстрацией слайдов, фрагментов и т.п.); в) минимальное употребление часто используемых материалов, чтобы избежать эффекта «заигранной пластинки»; г) умелая и тонкая подача фонограммы (не зависимо от времени ее звучания). Важнейшие качества любой шумовой фонограммы: а) каждый шумовой пример записывается в определенной тембровой окраске, к-рая позволяет отличить однотипные Ш., напр., конский топот по булыжной мостовой будет звучать иначе, чем по деревянному мосту; подъезд машины зависит от типа автомашины (грузовая, легковая, автобус и пр.) и т.д.; б) любой шумовой пример требует необходимого ритма записи (напр. колеса поезда, проходя по стыкам рельс, выстукивают вполне определенный свой собственный ритм, «рисунок», зависящий от типа вагонов – двухосных, четырехосных и т.д.); в) темп записи (напр. запись стремительно мчащейся машины будет отличаться от записи, воспроизводящей медленный подъем той же машины и т.д.) Еще один способ умелой подачи фонограммы – краткий словесный комментарий, предуведомляющий, подготавливающий зрителя-слушателя к восприятию (см. также: Шумовые эффекты). ШУМОВЫЕ (ЗВУКОВЫЕ) ЭФФЕКТЫ –производятся за кулисами с помощью простых приспособлений. Так, чтобы изобразить дождь, используют вращающийся на горизонтальной оси барабан, в к-ром перекрывается обыкновенный горох; в зависимости от скорости вращения дождь утихает или припускает сильным ливнем. Гром производится железным листом, подвешенным на раме (или набором из 2-3 листов разного размера и разного звучания). Цокот подков имитируется постукиванием деревянными коробками без крышек друг о друга. Сейчас шумовые приборы заменили магнитофоны, стереофонические акустические системы и наборы пластинок с записанными на них всевозможными шумами и звуками. Звяканье двух серебряных ложечек, подвешиваемых свободно на нитках у самого микрофона, в записи дает могучий колокольный звон. Мерное шуршание скомканным куском целлофана дает топот шагающей роты солдат. Ветер, вьюгу, свист снаряда, взрыв, звук мотора и т.п. можно воссоздавать с помощью языка и губ. Некоторые эстрадные артисты строят на таком «микрофонном эффекте» целые номера. Шумовое оформление очень важно для создания на сцене определенной атмосферы. Хорошо продуманный и точно выполненный звуковой эффект может стать ярким художественным компонентом спектакля. ШУТОВСТВО – вид искусства, основанного на эксцентрических выходках занимающегося этим искусством лица (шута), чьи репризы построены на высмеивании наиболее ярких черт характера и поведения человека, как правило, негативных. Э ЭВРИСТИКА (от греч. heurisko – отыскиваю, открываю) – наука о творческом мышлении человека, о психических процессах решения сложных задач. Искусство является особым объектом внимания эвристики, изучающей формы творческого существования и дающий рекомендации для наиболее полного осуществления творческих задач. Собственно говоря, эвристика – это наука о творческом поиске и открытиях. Название происходит от известного восклицания Архимеда – «Эврика! - Нашел!». ЭЗОПОВ ЯЗЫК– вид иносказательного языка по имени древнегреческого баснописца Эзопа, с нарочито затемненным смыслом, полным намеков и недомолвок. В искусстве зрелищ Эзопов язык проявляется в сценах шутовского направления, в ярмарочных балаганах, а также в представлениях скоморохов. ЭКЛЕКТИКА – 1) формальное, механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, стилевых и художественных эл-тов и т.п.; 2) отсутствие ед-ва, целостности, последовательности в убеждениях, теориях; беспринципное сочетание разнородных, несовместимых, противоположных воззрений, напр., материализма с идеализмом; 3) (в архитектуре и изобразительном иск-ве) сочетание разнородных стилевых эл-тов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно различное назначение (использование исторических стилей в архитектуре и художественной промышленности XIX в.); 4) (в режиссуре массовых действ) проблема Э. выражается в механическом соединении стилевых и художественных эл-тов в текстах исполнителей, в оформлениипредставления, костюмах разных коллективов (готовых и взятых на прокат) и т.п. ЭКРАН – плоскость для отображения лучей проектора. Является частью одежды сцены. Э. может быть плотным, непрозрачным, позволяющим давать прямую проекцию, или полупрозрачным, позволяющим давать рирпроекцию (обратную проекцию), основанную на пропускании лучей проектора. В Петербурге на массовых праздниках в качестве Э. используют низкие облака. Живым экраном называют художественный фон, используемый в стадионных представлениях. ЭКСПЛИКАЦИЯ – 1) то же, что легенда; 2) краткое письменное сопровождение экспозиции музея или выставки; содержит объяснение и оценку данного исторически-художественного явления; 3) объяснение условных обозначений, употребляемых на планах, картах и проч. (см. также: Графический метод);4) (в театре, театрализованных представлениях) письменное сопровождение и объяснение условными обозначениями режиссерского замысла [3]. ЭКСПОЗИЦИЯ – 1) (в музеях и на выставках) размещение экспонатов в определенной системе (хронологической, типологической и пр.); 2) (муз.) начальный раздел сонатной формы, в к-ром излагаются основные темы произведения, а также 1-я часть фуги, включающая проведение темы во всех голосах; 3) (лит.) часть литературного произведения, в к-рой характеризуется обстановка, расстановка персонажей и обстоятельств, непосредственно предшествующих началу действия; предваряющее начало развертывания фабулы. Располагается в начале (прямая Э., дается как вступительная часть), реже в середине (задержанная Э. – внутри текста) или в конце (обратная Э.) повествования; 4)(в театрализованном представлении) введение в тему (см. также: Пролог). Э. в широком смысле – оформление фойе, встреча гостей, какие-л. действия до начала представления. В узком смысле (завязка) – оформление сцены, первые слова ведущих, посвящающих в курс дела. Задача Э. – психологически и эмоционально подготовить зрителя к восприятию зрелищной части мероприятия. ЭКСПРЕССИЯ (от лат. expressio – выразительность) – сила проявления чувств, переживаний. В широком смысле – повышенная выразительность произведения искусства, достигаемая всей совокупностью художественных средств; в узком – проявления темперамента художника в его творческом почерке. Все перечисленное в полной мере относится к искусству режиссуры. ЭКСПРОМТ – 1) небольшое стихотворение, чаще шуточного содержания, созданное мгновенно, разновидность импровизации;2) лирическая муз. пьеса импровизационного склада; 3) в широком смысле – различного рода выступления без предварительной специальной подготовки («выступать экспромтом»). ЭКСЦЕНТРИК –цирковой или эстрадный актер, номера к-рого строятся на неожиданном контрасте, причудливом смещении привычных понятий, алогичном поведении создаваемого им образа. ЭКСЦЕНТРИКА –1) (в театре, цирке, кино, на эстраде)заостренно-комедийное изображение алогичных, нелепых действий персонажа. Э. муз. –трюковое исполнение муз. произведения на обычных или особых эксцентрических муз. инструментах – колокольчиках, бубенчиках, пилах и т.п.; 2) художественный прием заостренно-комедийного изображения действительности, основанный на нарочитом нарушении логики, последовательности и взаимосвязи между изображаемыми поступками, явлениями. ЭКШН (транслит. – «экшен» или «экшн»; англ. Action – «действие») – первоначально action был жанром западных (преимущественно американских) фильмов-боевиков, позже он распространился на похожего типа компьютерные игры – аркадные игры. ЭЛЕГИЯ –один из видов лирической поэзии. Появился в Древней Греции. Стихотворение, пронизанное грустью. Жанр Э. был популярным в западноевропейской и русской лирике XVIII и ХIХ вв. В русской литературе Э. писали В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и др. ЭЛЛИПСИС– (в лит.)стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста. «Зверю – берлога, / Страннику – дорога, / Мёртвому – дроги, / Каждому – своё» (М. Цветаева) ЭМОЦИЯ – непосредственное и пристрастное психическое переживание жизненного смысла явлений и ситуаций, душевное волнение (гнев, страх, радость и т.д.), возникающее у чел-ка и животного в результате воздействия на него внеш. и внутр. раздражителей. Э. имеет ярко выраженную субъективную окраску, т.к. связана с удовлетворением (положительная Э.) или неудовлетворением (отрицательная Э.) различных потребностей организма. В театрализованных представлениях одна из главных психолого-педагогических задач – превращение Э. по поводу того или иного события в зрелище человеческих чувств. Эмоциональное восприятие идей усиливается коллективной атмосферой представления, праздника, превращающейся в мощный стимул воздействия. Реж-ру необходимо помнить об органичном слиянии в сценарно-режиссёрском замысле информационно-логической и эмоционально-образной линий развивающегося действия (см. также: Эмоциональная память). ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – 1) запас хранящихся в сознании эмоциональных впечатлений (память «чувств»); 2) способность актера сохранять и воспроизводить в сознании, а также сценически воплощать прежние эмоциональные впечатления, эмоциональный опыт в контексте создаваемого им образа. ЭМПАТИЯ –1) (психол.) постижение эмоциональных состояний др. чел-ка в форме сопереживания. Различают: а) эмоциональную Э., основанную на механизмах проекции (т.е. интерпретации эмоционального состояния др. чел-ка в соответствии со своими личностными особенностями) и подражания моторным и аффективным реакциям др. чел-ка; б) когнитивную Э., базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогии и т.п.); в) предикативную Э., рассматриваемую как способность предсказывать реакции др. чел-ка в конкретных ситуациях. Как особые формы Э. выделяют: а) сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, к-рые испытывает др. чел-к на основе отождествления с ним; б) сочувствие – переживание субъекта по поводу чувств др. чел-ка; 2) (в театре) переходный механизм от фантазии к воображению. В Э. формируется водораздел между актерской и режиссерской профессиями; 3) (в массовом действе) сопереживание реж-ром общественных настроений, к-рое служит отправным эмоциональным моментом при создании замысла [4]. ЭМФАТИЧНОСТЬ - (от греч. emphatiokos – выразительность) – особая эмоциональная выразительность. Эмфатичны произносимые в приподнятом тоне монологи и диалоги, отличающиеся особой эмоциональной насыщенностью (например – монолог Чацкого в финале пьесы А.Грибоедова «Горе от ума»). ЭНЕРГИЯ – 1) общая качественная мера различных форм движения и взаимодействия. В соответствии с физическими процессами различают Э. тепловую, механическую, электромагнитную, гравитационную, ядерную и т.д. Вследствие существования закона сохранения энергии, понятие Э. связывает воедино все явления природы; 2) деятельная сила, настойчивость, решительность в достижении поставленной цели (Э. режиссера, Э. сценического действия). ЭОРТОЛОГИЯ – современная наука о праздниках. Э. утверждает взгляд на праздник как на общественный акт, форму человеческой культуры, отражающую художественными средствами общественно значимые события, явления, факты, политические, нравственные идеалы той или иной эпохи. ЭПИЗОД –1) случай, происшествие (см. также: Событие);2) часть художественного произведения, имеющая относительную законченность и представляющая собой отдельный момент развития темы;3) (в драматургии, массовом действии) относительно самостоятельная единица действия, имеющая законченное образное решение и строящаяся по законам композиции [2]. ЭПИЛОГ – 1) (в древнегреческой драме) заключительный монолог-обращение к зрителю с поучением, просьбой о снисхождении или с итоговым объяснением содержания;2) (в современной лит-ре) заключительная часть произведения, в к-рой кратко сообщается о судьбе героев после изображаемых в нем событий, а порой обсуждаются нравственные, философские аспекты изображаемого, или даются дополнительные разъяснения замысла автора (противоположное – пролог);3) заключительная часть оперы, кинофильма и др.; 4) конец, развязка чего- либо. ЭПИГРАММА(от др.-греч. ἐπίγραμμα «надпись») – небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. ЭПИГРАФ –(в лит.) небольшая цитата, помещаемая автором перед всем произведением или его частью с целью помочь читателю глубже понять содержание этого произведения (Например: пословица «Береги честь смолоду», помещённая А.С. Пушкиным как эпиграф к повести «Капитанская дочка»). ЭПИЗОД В ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ – самостоятельная единица действия, имеющая законченное образное решение и строится по законам композиции. Э. в театрализованном представлении неразрывно связан со всеми остальными эпизодами общей тематикой, единой и неразрывной во времени и пространстве действенной линией. Виды Э. в представлении: пролог, эпилог, эпизод – кульминация, эпизод – мостик, эпизод – развитие, эпизод – точка зрения, эпизод – поворот темы, основной эпизод. Тематика Э. всегда более локальна и конкретна, чем тематика всего представления. Основная структурная единица Э. – номер. ЭПИТЕТ –художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. «Отговорила роща золотая / Берёзовым весёлым языком» (С. Есенин) ЭПИЧЕСКИЙ ТЕАТР – тип театра, в к-ром всеми средствами сценической выразительности реж-р и актер стремятся разбудить в зрителе интеллектуальное, рациональное отношение к показываемому и стремление переделать порядок вещей. Основу восприятия зрителем эпического спектакля представляет сотворчество с интеллектуальным уклоном или соучастие. ЭПИФОРА– (в лит.) повтор слова или сочетания слов в конце смежных стихов, строф или фраз. «Деточка, / Все мы немножко лошади, / Каждый из нас по-своему лошадь» (В.В. Маяковский). ЭПОПЕЯ - (от греч. epopoiia – слово, повествование) крупное художественное произведение с широко развернутым повествованием и большим числом действующих лиц; ряд событий, связанных с трудным и долгим движением сюжета; сложная и длинная история (например, эпопея «Война и мир» Л.Толстого, киноэпопея «Освобождение» Ю.Озерова и др.). ЭПОС –1) то же, что эпопея, а также древние историко-героические песни (напр. былины); 2) род литературный (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Личность автора-повествователя формально устраняется до предела. Э. схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (см. также: Сюжетность). Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). До XVIII в. ведущий жанр литературного Э. – эпическая поэма. Источник ее сюжета – народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная («Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия). В XVIII–XIX вв. ведущим жанром становится роман (рыцарский, плутовской, авантюрный, исторический и пр.). Сюжеты заимствуются преимущественно в современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая (Л.Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Др. жанры Э.: повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы («Повести Белкина» А.С. Пушкина). На этой же основе складывается роман-эпопея («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси) [4].
|
|||
|