Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список использованной литературы 1 страница



Т

ТА­ЛАНТ – 1) вы­со­кий уро­вень раз­ви­тия спо­соб­но­стей, прежде всего, спе­ци­аль­ных. О на­ли­чии Т. сле­ду­ет су­дить по ре­зуль­та­там дея­тель­но­сти чел-­ка, к-рые долж­ны от­ли­чать­ся прин­ци­пи­аль­ной но­виз­ной, ори­ги­наль­но­стью под­хо­да. Т. чел-ка, на­прав­ля­ясь вы­ра­жен­ной по­треб­но­стью в твор­че­ст­ве, все­гда от­ра­жа­ет оп­ре­де­лен­ные об­ще­ст­вен­ные за­про­сы; 2) вы­даю­щие­ся вро­ж­ден­ные ка­че­ст­ва, осо­бые при­род­ные дан­ные; 3) твор­че­ская ода­рен­ность в иск-ве. Т. – это про­дук­тив­ная эс­те­ти­че­ская ин­туи­ция, си­ла ху­до­же­ст­вен­но­го мыш­ле­ния, ак­тив­ность во­об­ра­же­ния, на­блю­да­тель­ность, ем­кость и мо­биль­ность па­мя­ти, бо­гат­ст­во эмо­ций. Фор­мы и ха­рак­тер сце­п­ле­ния та­ко­го ро­да ка­честв за­ви­сят от лич­но­сти ху­дож­ни­ка, жан­ра и ви­да иск-ва, в к-ром он ра­бо­та­ет. Выс­шая сте­пень Т. – ху­до­же­ст­вен­ный ге­ний. Бу­ду­чи вро­ж­ден­ной спо­соб­но­стью, твор­че­ская ода­рен­ность не мо­жет быть при­об­ре­те­на од­ной лишь про­фес­сио­наль­ной вы­уч­кой и об­ра­зо­ва­ни­ем, но без них не­воз­мож­но пол­но­цен­ное функ­цио­ни­ро­ва­ние Т. Яв­ля­ясь не­об­хо­ди­мым ус­ло­ви­ем ху­до­же­ст­вен­но­го твор­че­ст­ва, Т. ну­ж­да­ет­ся в по­сто­ян­ном со­вер­шен­ст­во­ва­нии, в тес­ной свя­зи с жиз­нью, ина­че он мо­жет быть, ут­ра­чен, обес­кров­лен. Т. не­от­ры­вен от ми­ро­воз­зре­ния ху­дож­ни­ка, его мас­тер­ст­ва.

ТАНЕЦ –вид иск-ва, ма­те­риа­лом к-ро­го яв­ля­ют­ся дви­же­ния и по­зы че­ло­ве­че­ско­го те­ла, по­эти­че­ски ос­мыс­лен­ные, ор­га­ни­зо­ван­ные во вре­ме­ни и про­стран­ст­ве, со­став­ляю­щие не­кую еди­ную ху­до­же­ст­вен­ную сис­те­му. Т. тес­но свя­зан с му­зы­кой, вме­сте с ней об­ра­зует му­зы­каль­но-хо­рео­гра­фи­че­ский об­раз (Хо­рео­гра­фия). Од­ним из ви­дов сце­ни­че­ско­го тан­ца яв­ля­ет­ся эс­т­рад­ный Т. – не­боль­шая сцен­ка, хо­рео­гра­фи­че­ская ми­ниа­тю­ра, вклю­чаю­щая экс­цен­три­ку, ак­ро­ба­ти­ку рит­ми­че­ский та­нец и др.

ТВОРЧЕСТВОдея­тель­ность, по­ро­ж­даю­щая не­что ка­че­ст­вен­но но­вое и от­ли­чаю­щее­ся не­по­вто­ри­мо­стью, ори­ги­наль­но­стью и об­ще­ст­вен­но-ис­то­ри­че­ской уни­каль­но­стью. Т. спе­ци­фич­но для чел-ка, т.к. все­гда пред­по­ла­га­ет твор­ца – субъ­ек­та твор­че­ской дея­тель­но­сти; в при­ро­де про­ис­хо­дит про­цесс раз­ви­тия, но не твор­че­ст­ва. Т. пред­по­ла­га­ет на­ли­чие у лич­но­сти спо­соб­но­стей, мо­ти­вов, зна­ний и уме­ний, во­об­ра­же­ния, ин­туи­ции, вдох­но­ве­ния, «оза­ре­ния» (ин­туи­тив­но­го схва­ты­ва­ния ис­ко­мо­го ре­зуль­та­та) и т.п. Вы­де­ля­ют че­ты­ре ста­дии про­цес­са Т.: под­го­тов­ка, со­зре­ва­ние, оза­ре­ние, про­вер­ка. Вы­де­ляя спе­ци­фи­ку пси­хи­че­ской ре­гу­ля­ции про­цес­са Т., К.С. Ста­ни­слав­ский вы­дви­нул пред­став­ле­ние о сверх­соз­на­нии как выс­шей кон­цен­тра­ции ду­хов­ных сил лич­но­сти при по­ро­ж­де­нии про­дук­та Т. За­да­ча вся­ко­го твор­че­ско­го тру­да – ре­зуль­та­тив­ная лег­кость. Ес­ли итог ра­бо­ты тя­же­ло­ве­сен, зна­чит соз­да­те­ли про­из­ве­де­ния ос­та­но­ви­лись на пол­до­ро­ге. Про­цесс ра­бо­ты есть пре­одо­ле­ние тя­же­сти ма­те­риа­ла и сво­ей сла­бо­сти. Под­лин­ное про­из­ве­де­ние иск-ва – тор­же­ст­во лег­ко­сти и си­лы [4].

ТАНТАМОРЕСКА(от фр. tintamarresque) — 1) Изначально стенд для фотосъёмки с отверстием для лица. Чаще всего сюжет изображения юмористический. Т. используются при проведении общественных мероприятий, торжеств, концертов, для рекламных акций, на праздниках. Нередко т. используются площадными театрами для разыгрывания коротких комических сценок.2) Кукла в кукольном театре, у которой голова человека и кукольное тело. Кроме актёра, чья голова видна, для управления руками, ногами и туловищем тантамарески бывают задействованы другие актёры.Тантамарески, наряду с живыми актёрами использовались в спектаклях «Ханума» (режиссёр-постановщик — С. Ягодкин) , «Валери» и других.

ТЕАТР – 1) род (вид) иск-ва, спе­ци­фи­че­ским сред­ст­вом вы­ра­же­ния к-ро­го яв­ля­ет­ся сце­ни­че­ское дей­ст­вие, воз­ни­каю­щее в про­цес­се иг­ры ак­те­ра пе­ред пуб­ли­кой. Ис­то­ки Т. – в древ­них охот­ничь­их и сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных иг­ри­щах, мас­со­вых на­род­ных об­ря­дах. В Древ­ней Гре­ции су­ще­ст­во­ва­ли раз­лич­ные ви­ды Т. со свои­ми тра­ди­ция­ми, сце­ни­че­ской тех­ни­кой. Бо­га­тые и раз­но­об­раз­ные фор­мы зре­лищ бы­ли соз­да­ны в стра­нах Древ­не­го Вос­то­ка, в Ин­дии, Ки­тае, Ин­до­не­зии, Япо­нии. В Сред­ние ве­ка но­си­те­ля­ми на­род­но­го те­ат­раль­но­го твор­че­ст­ва яв­ля­лись бро­дя­чие ак­те­ры – ги­ст­рио­ны, жонг­ле­ры, ско­мо­ро­хи. Пер­вый про­фес­сио­наль­ный ев­ро­пей­ский Т. эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния – ит. Т. на­род­ной ко­ме­дии ма­сок (ко­ме­дия дель ар­те, XVI–XVII вв.). С эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния Т. ста­но­вит­ся ли­те­ра­тур­ным, тя­го­те­ет к осед­ло­му су­ще­ст­во­ва­нию в го­род­ских куль­тур­ных цен­трах. В хо­де ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия оп­ре­де­лись три ос­нов­ных ви­да Т., от­ли­чаю­щих­ся спе­ци­фи­че­скими при­зна­ка­ми и сред­ст­вами ху­до­же­ст­вен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти: дра­ма­ти­че­ский, опер­ный и ба­лет­ный с не­ко­то­ры­ми про­ме­жу­точ­ны­ми фор­ма­ми. Про­из­ве­де­ние те­ат­раль­но­го иск-ва – спек­такль – соз­да­ет­ся на ос­но­ве дра­ма­ти­че­ско­го или му­зы­каль­но-сце­ни­че­ско­го про­из­ве­де­ния в со­от­вет­ст­вии с за­мыс­лом ре­жис­се­ра (в ба­ле­те – ба­лет­мей­сте­ра и ди­ри­же­ра, в опе­ре, опе­рет­те – ре­жис­се­ра и ди­ри­же­ра) и под его ру­ко­во­дством со­вме­ст­ны­ми уси­лия­ми ак­те­ров, а так­же ху­дож­ни­ка-сце­но­гра­фа, ком­по­зи­то­ра, хо­рео­гра­фа, ху­дож­ни­ков по кос­тю­му, све­ту, гри­ме­ров и т.п.; 2) зда­ние, где про­ис­хо­дят те­ат­раль­ные пред­став­ле­ния;3) пред­став­ле­ние, спек­такль. Син­те­тич­ность те­ат­раль­но­го иск-ва, свя­зан­ная с ши­ро­ким ис­поль­зо­ва­ни­ем вы­ра­зи­тель­ных воз­мож­но­стей дру­гих иск-в (му­зы­ки, тан­ца, ху­до­же­ст­вен­но­го сло­ва, ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний, пан­то­ми­мы и др.), ста­вит его на од­но из пер­вых мест в ря­ду вы­ра­зи­тель­ных средств те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния. Пу­ти ис­поль­зо­ва­ния иск-ва Т. в те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ни­ях – вклю­че­ние в сце­на­рий от­рыв­ков из пьес, инс­це­ни­ро­ва­ние про­заи­че­ских и ли­ри­че­ских про­из­ве­де­ний, а так­же до­ку­мен­таль­но­го ма­те­риа­ла, ис­поль­зо­ва­ние прие­мов раз­но­вид­но­стей те­ат­ра (см. также: Т. те­ней, Ко­ме­дия дель ар­те, Т. ку­кол, Т. опе­ры и ба­ле­та, опе­рет­ты, Т. ми­ниа­тюр, Т. под от­кры­тым не­бом, Пси­хо­ло­ги­че­ский Т., Транс­фор­ми­рую­щий­ся Т., Уни­вер­саль­ный Т., Ус­лов­ный Т.) [4].

ТЕАТР КУКОЛ – вид те­ат­раль­но­го зре­ли­ща, в к-ром дей­ст­ву­ют кук­лы, управ­ляе­мые ак­те­ра­ми-кук­ло­во­да­ми, обыч­но скры­ты­ми от зри­те­ля. Т.к. раз­ли­ча­ют­ся уст­рой­ст­вом ку­кол и сис­те­мой их управ­ле­ния (ма­рио­нет­ки, вер­хо­вые кук­лы – пер­ча­точ­ные, тро­сте­вые и др.).

ТЕАТР МИ­НИА­ТЮР – вид те­ат­ра, в ко­то­ром ста­вят­ся про­из­ве­де­ния т.н. ма­лых форм – од­но­акт­ные пье­сы, а так­же па­ро­дии, скет­чи и т.п., ино­гда свя­зан­ные об­щим сю­же­том.

ТЕАТР ПОД ОТ­КРЫТЫМ НЕБОМ – тип те­ат­ра, в к-ром сце­ни­че­ской пло­щад­кой слу­жат пло­ща­ди, ули­цы, пар­ки, ак­ва­то­рии, ар­хи­тек­тур­ные со­ору­же­ния и ан­самб­ли. Оформ­ле­ние – ар­хи­тек­ту­ра, при­ро­да. Ху­до­же­ст­вен­ное ос­ве­ще­ние – про­жек­то­ры, под­свет­ки стен, го­ря­щие транс­па­ран­ты, ог­нен­ные бу­к­вы, «жи­вой» от­кры­тый огонь: фа­ке­лы, ко­ст­ры, по­жа­ры, фей­ер­вер­ки, ес­те­ст­вен­ное ос­ве­ще­ние ме­ст­но­сти. Дей­ст­вую­щие эл-ты: а) воз­душ­ный транс­порт от ма­ло­го спор­тив­но­го са­мо­ле­та, аэ­ро­ста­та до во­ен­но­го ис­тре­би­те­ля; б) вод­ный транс­порт: от бай­да­рок до под­вод­ной лод­ки; в) на­зем­ный транс­порт: от те­ле­ги до тя­же­лых тя­га­чей. В муз. па­лит­ру до­бав­ля­ют­ся ес­те­ст­вен­ные шу­мы: сиг­на­лы (вой фаб­рич­ной тру­бы, си­ре­ны ав­то­ма­шин, сиг­на­лы с ко­раб­лей, шум са­мо­ле­та и т.п.). Круп­ные де­та­ли ре­к­ви­зи­та кос­тю­мы, мас­ки. За­на­вес: све­то­вой, ды­мо­вой, ес­те­ст­вен­ные из­ги­бы улиц, вод­ных ка­на­лов. Дей­ст­вую­щие ис­пол­ни­те­ли – на­род­ные мас­сы: ге­рои вой­ны и тру­да, тру­до­вые кол­лек­ти­вы, во­ин­ские под­раз­де­ле­ния, спор­тив­ные кол­лек­ти­вы, уча­ст­ни­ки ху­до­же­ст­вен­ной са­мо­дея­тель­но­сти и т.п. Пред­став­ле­ния Т.п.о.н. сво­дят до ми­ни­му­ма ис­поль­зо­ва­ние ли­те­ра­тур­но­го тек­ста, уси­ли­вая роль в зна­че­ние дру­гих вы­ра­зи­тель­ных средств: об­раз­ных ми­зан­сцен, ал­ле­го­ри­че­ских по­строе­ний, пла­сти­че­ских ме­та­фор, сим­во­ли­ки и т.д. «Сме­ши­ва­ние» этих кра­сок на па­лит­рах пло­ща­дей и улиц, ак­ва­то­рий и воз­душ­но­го про­стран­ст­ва соз­да­ет ат­мо­сфе­ру мас­со­во­го зре­ли­ща, мо­ну­мен­таль­но­го по фор­ме и эпи­чес­ко­го по со­дер­жа­нию. Дей­ст­вие раз­ви­ва­ет­ся здесь не как ре­зуль­тат взаи­мо­дей­ст­вия «пер­со­на­жей», осу­ще­ст­в­ляе­мого от­дель­ны­ми ак­те­ра­ми, а как ре­зуль­тат столк­но­ве­ния обоб­щаю­щих по­ня­тий, об­ле­чен­ных в зре­лищ­ную фор­му ди­на­ми­че­ских сим­во­ли­че­ских об­ра­зов. Это свя­за­но с осо­бы­ми ус­ло­вия­ми мас­со­вых по­ста­но­вок, осо­бы­ми по­вы­шен­ны­ми тре­бо­ва­ния­ми к ор­га­ни­за­ции зри­тель­ско­го вни­ма­ния в си­туа­ци­ях, оп­ти­маль­но это­му не спо­соб­ст­вую­щих. Вы­бор фор­мы за­ви­сит от мас­штаб­но­сти со­бы­тия, от то­го, ка­кой от­клик это со­бы­тие на­хо­дит у лю­дей (т.е. от по­треб­но­сти лю­дей празд­но­вать дан­ное со­бы­тие), от ма­те­ри­аль­но-тех­ни­че­ской ба­зы, на ко­то­рую мо­жет опе­реть­ся по­ста­но­воч­ная груп­па, от мес­та дей­ст­вия бу­ду­ще­го пред­став­ле­ния (см. также: Гу­ля­нье, Кар­на­вал, Ше­ст­вия).

ТЕАТР ТЕ­НЕЙ – вид те­ат­раль­но­го зре­ли­ща, ос­но­ван­ный на ис­поль­зо­ва­нии пло­ских ку­кол (из кар­то­на, ко­жи, спе­ци­аль­ной цвет­ной плен­ки), к-рые на­хо­дят­ся ме­ж­ду ис­точ­ни­ком све­та и эк­ра­ном или на­кла­ды­ва­ют­ся на не­го (см. также: Кук­ла).

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ –1)Соз­да­ние ху­до­же­ст­вен­но­го об­раза по за­ко­нам дра­ма­тур­гии,те­ат­ра при са­мом ак­тив­ном уча­стии боль­шин­ст­ва зри­те­лей. 2) Су­тью те­ат­ра­ли­за­ции как твор­че­ско­го ме­то­да яв­ля­ет­ся ху­до­же­ст­вен­ное ос­мыс­ле­ние ре­аль­ных со­бы­тий в жиз­ни стра­ны, кон­крет­но­го кол­лек­ти­ва или да­же от­дель­ной лич­но­сти, при ко­то­ром эти со­бы­тия во­пло­ща­ют­ся в яр­кой об­раз­ной фор­ме, со­дер­жа­щей их ху­до­же­ст­вен­ную ин­тер­пре­та­цию. Пред­став­ле­ния, по­стро­ен­ные на ос­но­ве ме­то­да те­ат­ра­ли­за­ции, на­зы­ва­ют­ся те­ат­ра­ли­зо­ван­ны­ми. «В те­ат­ра­ли­зо­ван­ном пред­став­ле­нии глав­ны­ми ге­роя­ми яв­ля­ют­ся ре­аль­ные лич­но­сти, пря­мо свя­зан­ные с тем со­бы­ти­ем, во­круг ко­то­ро­го вы­страи­ва­ет­ся об­раз­ное ре­ше­ние те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го дей­ст­ва» (Пет­ров Б. Н.).

«Те­ат­ра­ли­за­ция – ор­га­ни­за­ция в рам­ках празд­ни­ка ма­те­риа­ла (до­ку­мен­таль­но­го и ху­до­же­ст­вен­но­го) и ау­ди­то­рии (вер­баль­ная, фи­зи­че­ская и ху­до­же­ст­вен­ная ак­ти­ви­за­ция) по за­ко­нам дра­ма­тур­гии на ос­но­ве кон­крет­ной со­бы­тий­но­сти, ро­ж­даю­щей пси­хо­ло­ги­че­скую по­треб­ность кол­лек­тив­ной общ­но­сти в реа­ли­за­ции празд­нич­ной си­туа­ции» (Ко­но­вич А.А.).

ТЕ­АТ­РА­ЛИ­ЗОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ – твор­че­ская ак­тив­ность лю­дей, вы­ра­жаю­щих свои жиз­нен­ные стрем­ле­ния ху­до­же­ст­вен­ны­ми те­ат­раль­ны­ми сред­ст­ва­ми, на­прав­лен­ная к дос­ти­же­нию жиз­нен­ной ду­хов­ной це­ли.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ КОНЦЕРТ –это кон­церт, имею­щий еди­ный ху­до­же­ст­вен­ный сце­ни­че­ский об­раз, для соз­да­ния ко­то­ро­го ис­поль­зу­ют­ся вы­ра­зи­тель­ные сред­ст­ва, при­су­щие те­ат­ру: сю­жет­ный ход, ро­ле­вая пер­со­ни­фи­ка­ция, сце­но­гра­фия, те­ат­раль­ный кос­тюм, грим, сце­ни­че­ская ат­мо­сфе­ра.

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ-СПЕКТАКЛЬ – пред­став­ле­ние, ана­ло­гич­ное те­ат­раль­но­му зре­ли­щу. Оно име­ет еди­ный сю­жет, вы­мыш­лен­ных пер­со­на­жей и диа­ло­ги­че­скую фор­му. Од­на­ко не­ред­ко эти при­зна­ки раз­ру­ша­ют­ся. На­при­мер, пред­став­ле­ние мо­жет быть по­ли­сю­жет­ным. Ка­ж­дый эпи­зод в этом слу­чае от­но­си­тель­но са­мо­стоя­те­лен, и в нём дей­ст­ву­ет свой круг ге­ро­ев.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ – осо­бый жанр со­вре­мен­но­го мас­со­во­го ис­кус­ст­ва, в ко­то­ром ис­поль­зу­ют­ся раз­ные жан­ры, на­чи­ная от ака­де­ми­че­ско­го хо­ра и за­кан­чи­вая на­род­ным тан­цем. В от­ли­чие от фи­лар­мо­ни­че­ско­го, все­гда те­ма­ти­че­ский, в нем ху­до­же­ст­вен­ное и смы­сло­вое со­еди­ня­ют­ся во­еди­но. В цен­тре – но­мер, со­став­ляю­щий ос­но­ву жан­ра.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК – осо­бый вид со­ци­аль­но-куль­тур­ной жиз­ни лю­дей, ко­то­рый пред­по­ла­га­ет мно­же­ст­во зре­лищ­ных форм, дей­ст­вую­щих од­но­вре­мен­но: кар­на­валь­ное ше­ст­вие, ма­ни­фе­ста­ция, пред­став­ле­ние или кон­церт, об­ряд или ри­ту­ал, мас­со­вые гу­ля­ния и т.д.

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРАЗДНЕСТВО – ком­плекс куль­тур­ных и ху­до­же­ст­вен­ных ме­ро­прия­тий. Как пра­ви­ло, рас­сре­до­то­чи­ва­ет­ся на об­шир­ной тер­ри­то­рии, и при­сут­ст­вую­щие на нем вы­сту­па­ют и как зри­те­ли, и как уча­ст­ни­ки дей­ст­во­ва­ний од­но­вре­мен­но (Че­че­тин А. И.).

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ШЕСТВИЕ – при­ем ак­ти­ви­за­ции мас­со­вой ау­ди­то­рии и ор­га­ни­за­ции уча­ст­ни­ков празд­нич­но­го дей­ст­вия с по­мо­щью средств те­ат­ра­ли­за­ции, ре­аль­ное дей­ст­вие в ви­де раз­лич­но­го ро­да кол­лек­тив­ных про­хо­дов ге­ро­ев те­ат­ра­ли­за­ции (Ко­но­вич А. А.). Од­на из ве­ду­щих форм мас­со­во­го празд­ни­ка (Ген­кин Д. М.)

ТЕ­АТ­РАЛЬНАЯ ИГ­РА – иг­ра, в к-рой пе­ре­плав­ля­ют­ся ма­те­ри­ал ре­жис­сер­ско­го твор­че­ст­ва и эл-ты ре­жис­сер­ской вы­ра­зи­тель­но­сти, ори­ен­ти­ро­ван­ные на по­сти­же­ние выс­ше­го смыс­ла бы­тия. Реж-р ищет этот смысл и в са­мом се­бе, и в со­дер­жа­нии пье­сы, и в вы­бо­ре (от­кры­тии, изо­бре­те­нии) вы­ра­зи­тель­ных средств.

ТЕ­АТ­РАЛЬНАЯ ЭТИКА – по­ня­тие, за­ро­див­шее­ся в про­цес­се соз­да­ния К.С. Ста­ни­слав­ским сис­те­мы вос­пи­та­ния ак­те­ра. Он рас­смат­ри­вал Т.э. как ос­но­ву ус­пеш­ной твор­че­ской и ор­га­ни­за­ци­он­ной ра­бо­ты дра­ма­ти­че­ско­го кол­лек­ти­ва.

ТЕ­АТ­РАЛЬНОЕ ПРО­СТРАНСТВО – про­стран­ст­во, пред­на­зна­чен­ное для те­ат­раль­ной дея­тель­но­сти. Тер­мин вве­ден Н. Ох­лоп­ко­вым и объ­е­ди­ня­ет в се­бе по­ня­тия «сце­на» и «зал». Т.п. на­хо­дит­ся в по­сто­ян­ном дви­же­нии, при­ни­мает раз­лич­ные фор­мы в раз­ви­тии спек­так­ля. В ка­кие-то мо­мен­ты дей­ст­вия ак­тер про­стран­ст­вен­но от­де­ля­ет­ся от пуб­ли­ки, в дру­гие – сли­ва­ет­ся с ней в од­но це­лое. Раз­ли­ча­ют: а) дифференцированное про­стран­ст­во, в к-ром зри­тель­ская и сце­ни­че­ская час­ти раз­де­ле­ны пор­та­лом;б) интегрированное про­стран­ст­во, в к-ром зри­тель­ская и сце­ни­че­ская час­ти сли­ты в еди­ный про­стран­ст­вен­ный объ­ем; в) многоцелевое, пред­на­зна­чен­ное для де­мон­ст­ра­ции спек­так­лей, кон­цер­тов, вы­ста­вок, спор­тив­ных вы­сту­п­ле­ний и т.п.; г) нейтральное – пус­тое по­ме­ще­ние; д) преобразовываемое в Т.п. со­глас­но ху­до­же­ст­вен­но­му за­мыс­лу кон­крет­но­го спек­так­ля; е) однопространственный те­атр, в к-ром зри­тель­ный зал и сце­на не раз­де­ле­ны.

ТЕ­АТ­РАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС –зда­ние, объ­е­ди­няю­щее в се­бе не­сколь­ко те­ат­раль­ных про­странств для од­но­вре­мен­ной ра­бо­ты раз­ных те­ат­ров.

ТЕЗАРУС(от греч. θησαυρός – со­кро­ви­ще) – в об­щем смыс­ле спе­ци­аль­ная тер­ми­но­ло­гия, бо­лее стро­го и пред­мет­но – сло­варь, со­б­ра­ние све­де­ний, кор­пус или свод, пол­но­мер­но ох­ва­ты­ваю­щие по­ня­тия, оп­ре­де­ле­ния и тер­ми­ны спе­ци­аль­ной об­лас­ти зна­ний или сфе­ры дея­тель­но­сти, что долж­но спо­соб­ст­во­вать пра­виль­ной лек­си­че­ской, кор­по­ра­тив­ной ком­му­ни­ка­ции (про­ще го­во­ря – по­ни­ма­нию в об­ще­нии и взаи­мо­дей­ст­вии лиц, свя­зан­ных од­ной дис­ци­п­ли­ной или про­фес­си­ей); в со­вре­мен­ной лин­гвис­ти­ке – осо­бая раз­но­вид­ность сло­ва­рей об­щей или спе­ци­аль­ной лек­си­ки, в ко­то­рых ука­за­ны се­ман­ти­че­ские от­но­ше­ния (си­но­ни­мы, ан­то­ни­мы, па­ро­ни­мы, ги­по­ни­мы, ги­пе­ро­ни­мы и т. п.) ме­ж­ду лек­си­че­ски­ми еди­ни­ца­ми. Та­ким об­ра­зом, те­зау­ру­сы, осо­бен­но в элек­трон­ном фор­ма­те, яв­ля­ют­ся од­ним из дей­ст­вен­ных ин­ст­ру­мен­тов для опи­са­ния от­дель­ных пред­мет­ных об­лас­тей. В от­ли­чие от тол­ко­во­го сло­ва­ря, те­зау­рус по­зво­ля­ет вы­явить смысл не толь­ко с по­мо­щью оп­ре­де­ле­ния, но и по­сред­ст­вом со­от­не­се­ния сло­ва с дру­ги­ми по­ня­тия­ми и их груп­па­ми, бла­го­да­ря че­му мо­жет ис­поль­зо­вать­ся для на­пол­не­ния баз зна­ний сис­тем ис­кус­ст­вен­но­го ин­тел­лек­та.

ТЕАТР ПЕРЕЖИВАНИЯ – ТЕАТР ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - методики актерского творчества, противопоставляемые друг другу, связанные техникой перевоплощения. Действуя на сцене по школе переживания, надо «переживать роль, т.е., испытывать аналогичные с ней чувства, каждый раз и при каждом ее повторении». Для школы представления необходимо «…пережить роль только однажды или несколько раз, для того, чтобы заметить внешнюю форму естественного проявления чувств, а заметив ее, научиться повторять эту форму механически, с помощью приученных мышц» (К.С.Станиславский).

ТЕ­ЛЕ­ИС­КУССТВО –тех­но­ген­ное про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ное иск-во, об­ла­даю­щее вре­мен­ны­ми свой­ст­ва­ми ра­дио­ве­ща­ния и го­во­ря­щее ау­дио­ви­зу­аль­ным язы­ком ки­но. Т. и ки­но­иск-во вхо­дят в еди­ную эк­ран­ную ху­до­же­ст­вен­ную сис­те­му. Осо­бен­но­сти Т., как и ра­дио­ве­ща­ния, – си­муль­тан­ность, вез­де­сущ­ность и про­грамм­ность ве­ща­ния. Еще на за­ре за­ро­ж­де­ния те­ле­ви­де­ния С. Эй­зен­штейн определил его уни­каль­ное свой­ст­во как спо­соб­ность «пря­мо и не­по­сред­ст­вен­но пе­ре­сы­лать мил­лио­нам слу­ша­те­лей и зри­те­лей свою ху­до­же­ст­вен­ную ин­тер­пре­та­цию со­бы­тий в не­по­вто­ри­мый мо­мент свер­ше­ния его, в мо­мент пер­вой, бес­ко­неч­но вол­ную­щей встре­чи с ним». Это от­но­сят­ся не толь­ко к ре­аль­ным со­бы­ти­ям, но и к со­бы­ти­ям ху­до­же­ст­вен­ным, к са­мо­му ак­ту твор­че­ст­ва. Вы­ра­же­ни­ем те­ле­ви­зи­он­но­го иск-ва яв­ля­ют­ся пе­ре­да­чи, где ма­те­риа­лом ху­до­же­ст­вен­ной об­раз­но­сти ста­но­вит­ся са­мо жи­вое об­ще­ние уча­ст­ни­ков – ме­ж­ду со­бой и с те­ле­зри­те­лем, где ав­тор (напр. И. Ан­д­ронн­н­ков, Э. Рад­зин­ский Э. Ря­за­нов, Л. Фи­ла­тов и др.) вы­сту­па­ет в ро­ли и ре­жис­се­ра, и им­про­ви­за­то­ра, и ис­пол­ни­те­ля, вы­страи­вая на эк­ра­не свое­об­раз­ный те­ле­те­атр ху­до­же­ст­вен­но­го об­ще­ния. Т. ста­но­вит­ся в празд­нич­ном дей­ст­вии и те­ле­ви­зи­он­ном пред­став­ле­нии важ­ным спо­со­бом ком­му­ни­ка­ции и силь­ным вы­ра­зи­тель­ным сред­ст­вом. Т. бес­ко­неч­но рас­ши­ря­ет ау­ди­то­рию празд­нич­но­го дей­ст­вия, пе­ре­да­вая его эк­ран­ный об­раз в эфир, и ак­ти­ви­зи­ру­ет уча­ст­ни­ков празд­ни­ка. Т. да­ет воз­мож­ность рас­ши­рять круг об­ще­ния с ок­ру­жаю­щим ми­ром, вклю­чать в пря­мой диа­лог лю­дей, на­хо­дя­щих­ся на даль­нем рас­стоя­нии от мес­та празд­нич­но­го дей­ст­вия. Воз­мож­ность пря­мой транс­ля­ции и ви­део­за­пи­си жиз­нен­ных со­бы­тий, а так­же ук­руп­не­ние на эк­ра­не фраг­мен­тов про­ис­хо­дя­ще­го празд­нич­но­го дей­ст­вия по­зво­ля­ет ис­поль­зо­вать Т. как силь­ное вы­ра­зи­тель­ное сред­ст­во, вклю­чать пря­мые ре­пор­та­жи или ви­део­кад­ры в ху­до­же­ст­вен­но-до­ку­мен­таль­ную дра­ма­тур­гию те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния, те­ма­ти­че­ско­го кон­цер­та. Са­мо те­ле­ви­зи­он­ное эк­ран­ное дей­ст­вие мо­жет стать ос­но­вой мас­со­во­го иг­ро­во­го, празд­нич­но­го об­ще­ния, ох­ва­ты­ваю­ще­го весь го­род, ре­ги­он, всю стра­ну. По­сто­ян­но раз­ви­ваю­щие­ся и рас­ши­ряю­щие­ся тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти те­ле­об­ще­ния ро­ж­да­ют но­вые фор­мы эк­ран­но­го мас­со­во­го дей­ст­вия (напр. КВН, кон­церт­ные «те­ле­мос­ты», те­ле­ма­ра­фон).

ТЕ­ЛЕ­МА­РА­ФОН – об­ще­ст­вен­но-ху­до­же­ст­вен­ная ак­ция, имею­щая це­лью при­влечь вни­ма­ние го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­вен­но­сти к про­бле­мам ка­кой-л. со­ци­аль­ной груп­пы и по­мочь ей все­ми дос­туп­ны­ми спо­со­ба­ми. Ав­тор за­мыс­ла – пе­тер­бург­ская те­ле­жур­на­ли­ст­ка Та­ма­ра Мак­си­мо­ва. Т. от­ли­ча­ет­ся от дру­гих форм на­сы­щен­ной до­ку­мен­таль­но­стью, эко­но­ми­че­ской по­мо­щью той струк­ту­ре, для к-рой ма­ра­фон про­во­дит­ся; зна­чи­тель­ной про­дол­жи­тель­но­стью во вре­ме­ни (диа­па­зон дос­та­точ­но ши­рок: от 10 до 24 ча­сов без пе­ре­ры­ва для сце­ни­че­ско­го дей­ст­вия); обя­за­тель­ным жи­вым эфи­ром, так как он по­зво­ля­ет ус­та­но­вить с на­се­ле­ни­ем опе­ра­тив­ную об­рат­ную связь, да­ет дру­гой нерв, дик­ту­ет иную сте­пень от­вет­ст­вен­но­сти в ор­га­ни­за­ции те­ле­виз­нон­но-сце­ни­че­ско­го дей­ст­вия. Т. то­гда це­нен, ко­гда ху­до­же­ст­вен­но рас­кры­ва­ет лич­ность всех уча­ст­ни­ков – его глав­ных ге­ро­ев, ар­ти­стов, вклад­чи­ков. Т. яв­ля­ет­ся сред­ст­вом их са­мо­рас­кры­тия (см. также: До­ку­мент, Факт, Ге­рой, Ин­тер­вью, Ху­до­же­ст­вен­ный об­раз).

ТЕМА – 1) пред­мет опи­са­ния, изо­бра­же­ния. ис­сле­до­ва­ния, об­су­ж­де­ния, раз­го­во­ра и т.д.; 2) (в иск-ве) объ­ект изо­бра­же­ния, круг жиз­нен­ных яв­ле­ний, от­ра­жае­мых пи­са­те­лем, ху­дож­ни­ком или ком­по­зи­то­ром и скре­п­лен­ных во­еди­но ав­тор­ским за­мыс­лом; 3) (в му­зы­ке) по­строе­ние, со­став­ляю­щее ос­но­ву муз. про­из­ве­де­ния или его раз­де­лов. В круп­ных муз. про­из­ве­де­ни­ях мо­гут быть 2-З и бо­лее тем; 3) (в му­зы­ке) муз. фра­за, глав­ный мо­тив, к-рый яв­ля­ет­ся в муз. про­из­ве­де­нии ос­но­вой для даль­ней­ше­го раз­ви­тия; 4) (в те­ат­ре) те яв­ле­ния, со­бы­тия, к-рые ото­бра­жа­ют­ся дра­ма­тур­гом в про­из­ве­де­нии. Т. яв­ля­ет­ся вы­ра­же­ни­ем на­цио­наль­ных осо­бен­но­стей, жиз­ни той или иной эпо­хи, периода вре­ме­ни. Ча­ще все­го дра­ма­тур­ги опи­сы­ва­ют то, что они ви­де­ли са­ми; 5) (в те­ат­ра­ли­зо­ван­ном пред­став­ле­нии, празд­ни­ке) по­ста­нов­ка про­бле­мы, пре­до­пре­де­ляю­щая от­бор жиз­нен­но­го ма­те­риа­ла и ха­рак­тер ху­до­же­ст­вен­но­го по­ве­ст­во­ва­ния. Она по­ро­ж­да­ет об­ра­ще­ние к то­му (или дру­го­му) сю­же­ту. Т. ха­рак­те­ри­зу­ет со­дер­жа­тель­ный слой пред­став­ле­ния (празд­ни­ка); сю­жет, яв­ля­ясь об­раз­ной кон­кре­ти­за­ци­ей те­мы, ха­рак­те­ри­зу­ет его фор­му. Т. яв­ля­ет­ся од­ной из со­став­ных час­тей за­мыс­ла, от­ве­ча­ет на жиз­нен­но важ­ный во­прос «О чем?», тре­бую­щий сво­его раз­мыш­ле­ния и раз­ре­ше­ния.

ТЕ­МА­ТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР – вид те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния (зре­ли­ща), от­ли­чаю­щий­ся об­ще­ст­вен­ной зна­чи­мо­стью за­тра­ги­вае­мых тем, ор­га­ни­че­ским слия­ни­ем ху­до­же­ст­вен­но-об­раз­но­го с до­ку­мен­таль­ным ма­те­риа­лом и их дра­ма­тур­ги­че­ской раз­ра­бот­кой (см. также: Ме­тод те­ат­ра­ли­за­ции). Со­дер­жа­ни­ем Т.в. яв­ля­ет­ся об­ще­ст­вен­ная жизнь и быт лю­дей, их на­пря­жен­ный, со­зи­да­тель­ный труд, чув­ст­ва и стрем­ле­ния, от­ра­жае­мые в кон­крет­ных про­яв­ле­ни­ях и со­бы­ти­ях, в жиз­нен­ных кон­флик­тах, про­па­ган­да дос­ти­же­ний че­ло­ве­че­ской мыс­ли в сфе­ре эко­но­ми­ки, по­ли­ти­ки, нау­ки, тех­ни­ки, ли­те­ра­тур­ы, иск-ва. Ос­нов­ное ме­то­ди­че­ское тре­бо­ва­ние к Т.в. – рас­кры­тие те­мы че­рез приз­му кон­крет­но­го чел-ка, его ми­ро­ощу­ще­ния эмо­ций, дей­ст­вия. Мно­го­об­раз­ны жан­ры ве­че­ров, в их ос­но­ву по­ло­же­ны раз­лич­ные ви­ды че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти (см. также: Ре­жис­сер­ский ход, Сце­нар­ный ход, Тематический вечер-хроника, Тематический вечер-портрет, Тематический вечер-митинг, Тематический вечер-рассказ, Тематический вечер-ритуал, Тематический вечер-интервью, Тематический вечер-диспут) [4].

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕ­ЧЕР-ХРОНИКА – это об­ра­ще­ние к рас­ска­зу об ис­то­ри­че­ских со­бы­ти­ях в жиз­ни стра­ны, ре­гио­на (рес­пуб­ли­ки, го­ро­да, се­ла, рай­она), со­ци­аль­ной груп­пы, про­из­вод­ст­вен­но­го кол­лек­ти­ва. Ос­нов­ной прин­цип это­го ви­да Т.в. – рас­по­ло­же­ние ма­те­риа­ла со­от­вет­ст­вен­но ре­аль­ной жиз­нен­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти со­бы­тий. Цен­ность та­ких ве­че­ров – в на­по­ми­на­нии о со­бы­ти­ях, к-рые зна­ко­мы со­брав­шим­ся. Но со­бы­тия пред­ста­ют не как раз­роз­нен­ный на­бор фак­тов, а как не­пре­рыв­ная цепь люд­ских су­деб, и си­дя­щие в за­ле ощу­ща­ют се­бя на­след­ни­ка­ми и про­дол­жа­те­ля­ми тра­ди­ций, за­ло­жен­ных их пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕ­ЧЕР-ПОРТРЕТ – рас­ска­зы­ва­ет о судь­бе из­вест­но­го чел-ка (ди­на­стии, кол­лек­ти­ва, бри­га­ды, зве­на и т.д.), соз­да­ет его об­раз все­ми вы­ра­зи­тель­ны­ми сред­ст­ва­ми. Со­бы­тия, ос­ве­щае­мые здесь, не столь мас­штаб­ны, но бла­го­да­ря сво­ей пре­дель­ной кон­крет­но­сти, осо­бой те­п­ло­те и сер­деч­но­сти по­да­ча ма­те­риа­ла дос­ти­гает убе­ди­тель­но­сти и глу­би­ны воз­дей­ст­вия. Этот жанр по­зво­ля­ет в зна­чи­тель­ной ме­ре реа­ли­зо­вать по­треб­ность в об­ще­нии с ин­те­рес­ной лич­но­стью и не толь­ко до­ка­зать об­раз дан­но­го чел-ка, но и все­сто­рон­не рас­крыть про­цесс его ста­нов­ле­ния.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕ­ЧЕР-МИТИНГ –  наи­бо­лее ак­тив­ный вид (жанр) Т.в. Те­ма здесь от­ли­ча­ет­ся пре­дель­ной ост­ро­той и зло­бо­днев­но­стью. Ему при­су­ща от­кры­тая аги­та­ци­он­ность, при­зыв­ность, осо­бая дей­ст­вен­ность. Сре­ди вы­ра­зи­тель­ных средств пре­об­ла­да­ют пря­мое об­ра­ще­ние в зал, яр­кий, эмо­цио­наль­ный рас­сказ оче­вид­ца со­бы­тий, ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние ки­но­хро­ни­ки. На Т.в.-м. не­ред­ко при­ни­ма­ют­ся ре­зо­лю­ции, об­ра­ще­ния, пись­ма; ис­поль­зу­ют­ся мас­со­вое ис­пол­не­ние пе­сен, кол­лек­тив­ные клят­вы, скан­ди­ро­ва­ние ло­зун­гов, ше­ст­вия че­рез зал. Все вы­сту­п­ле­ния но­сят па­фос­но-ми­тин­го­вый ха­рак­тер.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕ­ЧЕР-РАССКАЗ – от­ли­ча­ет­ся спо­кой­ной по­ве­ст­во­ва­тель­ной фор­мой. Ха­рак­тер­ной чер­той яв­ля­ет­ся раз­вер­ну­тое из­ло­же­ние те­мы, оби­лие фак­тов, на­блю­де­ний, ин­фор­ма­ции. Ча­ще все­го та­кие ве­че­ра в сво­бод­но об­раз­ной до­ку­мен­таль­ной фор­ме рас­кры­ва­ют та­кие по­ня­тия, как ге­ро­изм, пат­рио­тизм, ин­тер­на­цио­на­лизм, во­ин­ский долг, гу­ма­низм. Здесь нет при­вяз­ки к кон­крет­ной жиз­нен­ной судь­бе, стро­го оп­ре­де­лен­ным ис­то­ри­че­ским со­бы­ти­ям. Цель Т.в.-р. – глуб­же вник­нуть в суть на­шей жиз­ни.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕ­ЧЕР-РЕПОРТАЖ объ­е­ди­ня­ет еди­ной те­мой ко­рот­кие вы­сту­п­ле­ния не­по­сред­ст­вен­ных сви­де­те­лей и уча­ст­ни­ков тех или иных со­бы­тий про­шло­го и на­стоя­ще­го. Осо­бая опе­ра­тив­ность, зло­бо­днев­ность, пуб­ли­ци­стич­ность, до­ку­мен­таль­ность пред­ъяв­ля­ют осо­бые тре­бо­ва­ния к ве­ду­ще­му. Час­то та­кие ве­че­ра ве­дут жур­на­ли­сты.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕ­ЧЕР-РИТУАЛ – со­дер­жит эл-ты тор­же­ст­вен­но­го ак­та. Та­кие ве­че­ра свя­за­ны с важ­ней­ши­ми со­бы­тия­ми в жиз­ни чел-ка, к-рые оз­на­ча­ют су­ще­ст­вен­ные пе­ре­ме­ны в гра­ж­дан­ском, по­ли­ти­че­ском и со­ци­аль­ном со­стоя­нии лич­но­сти. Они вби­ра­ют в се­бя мно­гие эл-ты ста­рин­ных об­ря­дов и в свя­зи с этим име­ют глу­бо­кую тра­ди­ци­он­ную ос­но­ву. По­ми­мо оп­ти­маль­но­го ри­ту­аль­но­го ак­та (вру­че­ние пас­пор­та, сту­ден­че­ско­го би­ле­та, прие­ма в скау­ты и т.п.), этот вид ве­че­ров все­гда вклю­ча­ет в се­бя ряд тра­ди­ци­он­ных дей­ст­вий, в к-рых «ви­нов­ни­ки тор­же­ст­ва» и при­сут­ст­вую­щие на нем про­яв­ля­ют свое от­но­ше­ние к про­ис­хо­дя­ще­му. Эти дей­ст­вия по­зво­ля­ют кра­си­во и впе­чат­ляю­щевы­ра­зить тор­же­ст­вен­ное обя­за­тель­ст­во, до­б­рые по­же­ла­ния, бла­го­дар­ность, при­зна­тель­ность. Мно­гие из этих дей­ст­вий пе­ре­да­ют боль­шие идеи и глу­бо­кие чув­ст­ва луч­ше ивы­ра­зи­тель­ней, чем лю­бое дру­гое сред­ст­во (см. также: Об­ряд, Ри­ту­ал).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕ­ЧЕР-ИНТЕРВЬЮ – пред­по­ла­га­ет воз­мож­ность по­ста­нов­ки от­кры­то­го об­су­ж­де­ния ост­рых во­про­сов, ши­ро­ко­го об­ме­на мне­ния­ми, важ­ность и зло­бо­днев­ность те­ма­ти­ки, уча­стие ме­ст­ных ру­ко­во­дя­щих кад­ров. Ос­нов­ная роль здесь при­над­ле­жит ве­ду­ще­му, к-рый «из­би­ра­ет» ли­цо, и об­ра­ща­ет­ся к не­му от име­ни всех при­сут­ст­вую­щих, ком­мен­ти­ру­ет его вы­сту­п­ле­ние и под­во­дит итог. Ху­до­же­ст­вен­но-зре­лищ­ные эл-ты ис­поль­зу­ют­ся в ка­че­ст­ве ху­до­же­ст­вен­ных про­кла­док и для за­пол­не­ния па­уз (см. также: Ин­тер­вью).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.