|
|||
Р 3 страница Деление по выполняемым функциям. Основной и вспомогательный (эффектный) свет: СВЕТОВАЯ ПАРТИТУРА – составная часть режиссерской документации, в к-рой фиксируется последовательность включения световой аппаратуры и характер световых эффектов для создания атмосферы массового представления. В С.п. указывают световую аппаратуру и технические средства, необходимые для воспроизведения световых эффектов во время представления на сцене и в зрительном зале. В С.п. указывается порядковый номер включения и группа осветительных приборов, наименование эпизода представления и реплики на включение, технологический прием введения света: напр. «резко», «плавно» и т.п. Далее следует реплика на снятие света и технологический прием его выведения. В примечании делается соответствующая запись, если свет дается с«наплывом». С.п. обязательно сверяется с монтажным планом режиссера (см. также: Свет, Световая Партитура, Световая проекция, Световой занавес, Световой эффект). СВЕТОВАЯ ПРОЕКЦИЯ – световой эффект, базирующийся на возможности света давать изображение на экран с помощью специальной проекционной аппаратуры (кино-, видеопроекторы для динамической проекции и диа-, слайдпроекторы для статической). Различают фронтальную С.п. – со стороны зрительного зала и просветную С.п. (рирпроекцию) – со стороны арьерсцены. Художественные эффекты закладываются в само изображение (при монтаже динамической проекции), или при демонстрации материала используются возможности проекционной аппаратуры (см. также: Свет, Световая аппаратура, Световой занавес, Световой эффект, Техника сцены, Эффекты сценические). СВЕТОВОЙ ЗАНАВЕС – световой эффект, к-рый обыгрывает наличие пыли на любой театральной сцене. Различные приемы устройства С.з. позволяют получать эффектную дымку, а тем самым как бы увеличивать глубину сцены, выделять одни планы сцены и перекрывать другие, делать незаметной смену декораций, не прерывая действия и не перекрывая сцену традиционным занавесом, создавать «занавес» светом рампы, направленной в зрительный зал (в последнем случае источники света несколько ослепляют зрителей, делая невидимой для них работу на сцене, поэтому реж-ру следует думать об этике использования этого приема). С.з. должен соответствовать стилю и характеру оформления зрелища (см. также: Свет, Световая партитура, Световая проекция, Световой эффект). СВЕТОВЫЕ ЭФФЕКТЫ – технические приемы с использованием света, к-рые совместно с др. компонентами внешней формы зрелища помогает реж-ру и художнику образно раскрыть его содержание. Т.о. С.э. становятся не только техническими приемами, но и выразительными средствами сценографии. С.э. бывают стационарные (звезды, луна, радуга и т.п.) и динамические (молния, взрыв, пожар, дождь, снег, ход поезда и проч.). Для С.э. служат специально изготовленные приборы и приспособления, или проекционный аппарат с неподвижными и движущимися диапозитивами («радуга», «дождь», «снег», «бегущие облака», «волны» и т.д.) (см. также: Проекция). Туман, к-рый можно имитировать сложным контражуром, получается гораздо эффектней, если в специальных испарителях через сухой лед пропускают горячий пар. «Молнию» легко показать обыкновенной фотовспышкой, если поместить ее подальше от авансцены и повыше, чтобы зритель видел только отраженный свет вспышки. Эффектный снег получается от вращающегося шара, обклеенного кусочками стекла, если на него направить луч света и вращать на горизонтальной оси. Специальные осветительные приборы, направленные на декорацию, расписанную люминофорами (светящимися красками), могут на глазах зрителей превратить сарай в роскошный замок, дремучий лес – в экзотическое подводное царство и т.д. Люминисцентные краски применяются и для росписи костюмов, а иногда и в актерских гримах. Черный кабинет – это С.э., основанный на свойстве черного бархата максимально поглощать свет. Человек, одетый в черный бархат, на фоне черного бархата не виден. Поэтому в черном кабинете предметы и люди могут исчезать на глазах у зрителей, либо плавать в воздухе, никем не поддерживаемые. Для этого эффекта необходим умело поставленный свет. Все С.э., как правило, требуют на сцене особого, неяркого света или полной темноты (см. также: Голография, Люминисценция, Световая проекция, Световой занавес, Светомузыка). СВЕТОДИОДНЫЙ ЭКРАН – (LED screen, LED display) – устройство отображения и передачи визуальной информации, в котором каждой точкой, пикселем (pix) является полупроводниковый светодиод. Аббревиатура LED означает «светодиод» (Light Emitting Diode). С.э. по принципу построения делятся на два типа – кластерные и матричные. С. э. получили широкое распространение на концертных и спортивных площадках, в уличной рекламе, в качестве информационных экранов и дорожных знаков. С.э. может транслировать как одну большую, так и несколько малых картинок одновременно. Управление таким экраном может вестись в режиме реального времени или по заданной программе. Существует множество разновидностей экранов для шоу и концертных площадок: видеоэкраны-сетки, видеоэкраны-занавесы, экраны бек-стейдж, экраны для сцены, гибкие экраны, прозрачные видеодисплеи, концертные светодиодные экраны. СВЕТОМУЗЫКА – синтетический вид искусства, основанный на различных видах синтеза музыки и света (цвета, изображения, пространственно организованного света). Впервые попытки соединения музыки и цвета были предприняты А.Н. Скрябиным (1871-1915) в симфонии «Прометей». С. относится к слухо-зрительным, пространственно-временным искусствам технического комплекса, к группе выразительных, интонационных его разновидностей. Художественная реализация С. осуществляется в двух основных жанрах – светомузыкальных концертах (спектаклях) и кинофильмах. Наряду с ними развиваются прикладные формы С., использующие приемы и технику автоматического светозвукового синтеза (кабинеты релаксации на производстве, светомузыкальные фонтаны, декоративное оформление дискотек). В 1987 г. состоялся первый всесоюзный фестиваль С. СВЕТОЗВУКОСПЕКТАКЛЬ– жанр театрализованного представления, представление на открытом воздухе с использованием ландшафтных и архитектурных объектов, строится на выразительных средствах световых и звуковых эффектов, проекций, лазерных технологий. Светозвукоспектакль имеет специфическую сценарную драматургию. СВОБОДА МЫШЦ – умение актера целесообразно распределять и затрачивать свою физическую энергию, освобождаться от излишнего мышечного напряжения; достигается тренингом. В совокупности на занятиях пластикой, ритмикой, танцами и т.д. у актера вырабатывается умение двигаться выразительно и правдиво. СВЯЗКА – 1) несколько однородных предметов, связанных вместе; 2) переходный, логически обоснованный момент, соединяющий два соседних эпизода в театрализованном представлении, или «мостик». СЕМИОТИКА (от греч. semeion – знак, признак) – наука о знаках, знаковых системах, символах и мифoлогемах. В определенном смысле – праздник и театрализованное представление обладают своей системой знаков, символов, которая проявляется как в тексте сценария, так и в совокупности декоративно-художественного оформления, сценографии, режиссерских приемов, особенностей актерской игры, сценических действий других исполнителей. СИЛЫ ДЕЙСТВУЮЩИЕ, см. Действующие силы. СИКВЕЛ (от англ. sequel – продолжение) - книга, фильм или любое другое произведение искусства, по сюжету являющееся продолжением другого произведения, построенное на персонажах из него и т. д. Особый разряд сиквелов составляют «духовные сиквелы», которые не являются прямыми продолжениями, однако же рассматривают тот же набор понятий и идей, что и произведения, предшествующие по сюжету. Триквел–третье из серии последовательных произведений. Развивая предыдущий пример: роман «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» является продолжением для романа «Двадцать лет спустя» и, таким образом, триквелом романа «Три мушкетёра». Триквел отличается последовательностью замысла от трилогии, которая изначально создаётся как трёхчастное произведение. Приквел – более позднее произведение, описывающее события, предшествующие более раннему. Мидквел – произведение, развивающее сюжет предшествующих произведений на ту же тему. Особенность мидквела в том, что изображаемые в нем события хронологически относятся к периоду внутри исходного сюжета. СИЛИН АНАТОЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ– (род. в 1937 г.) – профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений МГУКИ, Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Государственной премии СССР, Лауреат Всероссийской премии «Грани театра масс», Почетный председатель ассоциации постановщиков детских праздников, выдающийся советский и российский режиссер ТПиП, сценарист, автор ряда книг по специфике работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений на нетрадиционных площадках («Площади – наши палитры», «Театр улиц и площадей» и др.). Является автором сценариев и режиссером-постановщиком более 200 представлений и праздников в СССР, РФ и за рубежом (Польша, Венгрия, Болгария, Чехословакия, Германия, Дания, Швейцария, Франция, Индия). В 1995 году возглавлял режиссерско-постановочную группу XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г.Москве. Уделяет большое внимание повышению квалификации режиссеров ТПиП, руководя творческими школами и семинарами в регионах РФ. СИМВОЛ – 1) (в древней Греции) условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общественного образования – группы, тайного общества и т.п.; 2) С. веры – краткое изложение основных положений вероучения основных догматов христианства; 3) (в науке – логике, математике и др.) то же, что знак; 4) предметное действие, служащее условным обозначением какого-л. образа, понятия, идеи; 5) (в иск-ве) трюк, представляющий собой многозначный и глубокий по смыслу художественный образ, к-рый соотносит разнообразные планы изображаемой действительности, воплощает какую-л. идею. Это образ, являющийся представителем др. (как правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. С. родственен понятию «знак», однако их следует различать. Знак – предмет (явление), служащий представителем другого предмета; С. – представитель др. образа (содержания, отношения). Для знака (особенно в формально-логических системах) многозначность – явление негативное: чем однозначней расшифровывается знак, тем конструктивней он может использован. С., напротив, чем более многозначен, тем более содержателен. Знак содержание обозначает, С. содержание раскрывает (изображает, выражает отношение к нему, создает настроение); знак условен, более или менее «произволен», не мотивирован, не имеет сходства с обозначаемым предметом (напр. знаки Зодиака не похожи на их названия). С. же имеет сходство с обозначаемым предметам, но уже отдален от него (крест – звезда). Знак – неразвернутый С., он лишь указывает на предмет, демонстрирует его, вычленяет из потока действительности: если мы обозначили какое-то явление, мы сделали его предметом нашего ощущения или мышления. С. – развернутый знак. Принципиальное отличие С. от аллегории состоит в том, что смысл С. неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания, его нельзя дешифровать только усилием рассудка; в него надо «вжиться». СИНЕКДОХА –перенесение значения одного слова на другое на основе количественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множительного и т.д. «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий / Тунгус, и друг степей калмык» (А.С. Пушкин) СИНЕКТИКА(от англ. Synectics – совмещение разнородных элементов) – методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная В. Дж. Гордоном. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения. СИНТЕЗ(от гр. synthesis – соединение, сочетание, составление) – 1) соединение (мысленное, реальное) различных элементов объекта в систему (синтез искусств). 2) Метод научного исследования какого-либо предмета, явления, состоящий в познании его единого целого, в единстве и взаимной связи его частей; обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом. 3) Процесс образования звуков речи и музыкальных инструментов специальным акустическим устройством (синтезатором). СИМУЛЬТАННОСТЬ (от лат. simul – вместе, совместно) - синхронность, одновременность, параллельность происходящего. В средневековом театре - одновременная установка на сценической площадке всех мест действия, необходимых для данного представления. В режиссуре ТПиП принцип симультинности характерен для организации праздничного действия одновременно на нескольких площадках. СИНКРЕТИЗМ (от греч. sunkretismos – соединение) – нерасчленность, характеризующая неразвитое состояние искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга. Синкретизм – неотъемлемое свойство традиционной праздничной культуры. СИНОПСИС (от греч. synopsis – обозрение, обзор) – 1. Краткий общий обзор или сборник сведений и материалов по какому-либо вопросу или по какой-либо области знаний в целом со сводным изложением предмета. 2. Последовательное изложение событий. В сценаристике ТПиП – краткое линейное изложение концепции и фабулы сценария с представлением главных героев и участников театрализации. Объем синопсиса варьируется от одного абзаца (6-8 предложений) в кратком синопсисе – до 1-2 страниц в расширенном синопсисе (трименте). Синопсис должен быть написан так, чтобы заказчик мог легко понять и оценить замысел праздника или представления. СИНТЕЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ –органическое взаимодействие и взаимовлияние различных видов жизненного и художественного действий, преобразующих их в особый вид жизненного и художественного творчества – массовое театрализованное действо. СИНТЕЗ ИСКУССТВ – сочетание разных видов иск-ва, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Ед-во компонентов в С.и. определяется ед-вом идейно-художественного замысла. Архитектурно-художественный С.и. образуют архитектура, изобразительное и декоративное иск-ва (архитектурный ансамбль, здание, интерьер). Кинофильм, спектакль, театрализованное представление – синтез режиссерского, актерского иск-ва, литературы, музыки, изобразительного иск-ва ит.д. С.и. является основой режиссерских выразительных средств массового действа. СИНХРОБУФФОНАДА –это эстрадный, артистический жанр, зачастую с юмористическим уклоном, близкий к таким жанрам, как клоунада, пародия, травести и другим. С. – это бессловесная пантомима под музыкальное сопровождение с целью имитации известного художественного персонажа или реального человека. Наиболее ярким представителем этого жанра на российской эстраде является пародист Александр Песков. СИНХРОНИЗМ –1) совпадение и связь во времени чего-н. совершающегося, параллельность в действии чего-н.; 2) (в театре) один из признаков формы стихотворной мизансцены, атакже один из приемов организации больших сценических групп. Если в театре чистый С. оправдать трудно, то в массовом празднике, театрализованном представлении он используется очень активно (напр. массовые упражнения на стадионе) [4]. СИСТЕМА – 1) техническое устройство, конструкция; 2) то, что стало нормальным, обычным, регулярным; 3) форма организации чего-л.; 4) определенный порядок в расположении чего-л., в действиях; 5) нечто целое, представляющее собой ед-во закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (см. также: Система Станиславского). СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО – практическое учение о природных органических законах актерского творчества. Цель С.С. – разбудить естественную природу актера для органического творчества в соответствии с его сверхзадачей,вызвать к жизни органичный, естественный процесс самостоятельного и свободного творчества. Принципы С.С.:1) принцип жизненной правды как основа всей системы; 2) учение о сверхзадаче; 3) принцип активности и действия, говорящий о том, что нельзя играть образы и страсти, а надо действовать в образах и страстях роли; 4) в творчестве актера все должно подчиняться требованию органичности, т.е. не должно быть ничего искусственного, ничего механического; 5)принцип перевоплощения как конечный этап творческого процесса создания сценического образа. Суть С.С. – в совершенствовании внутренней и внешней техники актера; назначение – сделать этот инструмент податливым творческому импульсу, т.е. готовым в любой момент осуществить нужное действие. Внутр. техника заключается в создании необходимых внутр. (психических) условий для естественного и органического зарождения действия, к-рое осуществляется через тренировку внимания сцечического, сценической свободы мышц, правильной оценки предлагаемых обстоятельств (сценическая вера) и возникающем на этой основе желание действовать. Воспитание актера в области внешней техники имеет целью сделать физический аппарат актера (его тело) податливым внутреннему импульсу через тренировку техники речи, постановку голоса, гимнастики, акробатики, фехтование, ритмики, танца, сценического движения и т.д. СИТУАЦИЯ – 1) сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение; 2) определенное соотношение обстоятельств, общественных и личных, в к-рые помещены персонажи произведения иск-ва; 3) (в массовом действе) главным исходным условием живого театрализованного действа является органическое ед-во трех С.: С. общественной жизни, нравственной С. личности и С. праздничного действия. С. общественной жизни – это соотношение общественных и личных жизненных обстоятельств, определяющее смысл праздничного театрализованного действия и поведение его участников. С. личности – нравственный конфликт чел-ка с самим собой, с ситуацией окружающей жизни и с условиями праздничного действия. С. действия – игровая коллизия, заданная сценаристом и реж-ром и вызывающая ед-во общественной, нравственной и художественной активности участников. СКАЗ– 1. Жанр устного народного творчества о событиях прошлого и современности. 2. Вид литературно-художественного повествования подражающий фольклорным произведениям стилем, интонацией и стилизацией речи (П.Бажов, Н.Лесков, М.Горький). В режиссуре ТПиП сказ нередко используется как сценарный ход и режиссерский прием. СКАЗИТЕЛЬ– народный поэт-певец (улигершин, акын и т.д.), исполнитель произведений народного творчества – былин, исторических песен, сказок и сказов. В режиссуре ТПиП образ сказителя нередко выступает как «сквозной» герой, ведущий действие, представляющий персонажей, дающий оценку событиям и поступкам и т.д. СКАЗКА – жанр эпического произведения устного народного творчества, повествующее о фантастических, вымышленных событиях. Сюжеты народных сказок обычно основаны на мифологических представлениях. Герои, как правило, обладают волшебной силой, или пользуются помощью магических существ или предметов. СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ – основное направление выразительных средств и стремление всех действующих сил к осуществлению сверхзадачи спектакля, праздничного действа. Это вызванное режиссерскими выразительными средствами внутреннее личное стремление каждого участника праздника к общей духовной жизненной цели. Это процесс превращения театрализованного игрового общения вжизненное событие. СКОМОРОХИ – 1) (в древней Руси) странствующие актеры, певцы-музыканты, комедианты, острословы, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с XI в. Особую популярность получили в XV–XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церкви и гражданских властей; 2) (перен.) несерьезный чел-к, потешающий других своими шутовскими выходками. СКЕТЧ – короткая эстрадная пьеса (главным образом, комедия) для двух (реже трех) исполнителей. Ведет начало от народной интермедии. С. отличает «кучность» событий, концентрированность и репризность диалога, непременный гротеск в характеристиках комических персонажей. Для другойразновидности С. характерным признаком является не развитие сюжетной линии, а насыщенность злобой дня в диалоге (см. также: Реприза). СКЕТЧ-ШОУ(от англ. Sketch show, Sketch comedy) – неопределенное количество комедийных сценок или «скетчей», как правило, от одной до десяти минут каждый. Слово «скит» (англ. skit) имеет то же значение в определении комедии. В Великобритании очень популярны телевизионные скетч-шоу (Sketch comedy). Ярким примером скетч-шоу является телесериал «Летающий цирк Монти Пайтона», «Шоу Фрая и Лори». Аналогичные программы на российском телевидении: «Шесть кадров», «Даёшь молодёжь!», «Джентльмен-шоу», «Городок», «Одна за всех», «Наша Russia», «Уральские пельмени», «Бродвей шоу» и т. п. СКУЛЬПТУРА– вид изобразительного иск-ва, произведения к-рого имеют объемную трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. С. изображает чел-ка, реже животных. Ее главные жанры – портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр. Выразительные средства:построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Различаются круглая С. (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости фона). Монументальная С. (памятники, монументы) сочетается с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами. Монументально-декоративная С. включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая С). Станковая С., не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре, и конкретное углубленное содержание, предназначена для интерьера. Ее жанры – портрет, бытовой, ню, анималистический. Материалы С. – металл, камень, бетон, пластмасса, глина, воск, пластилин, дерево, гипс и др. Методы их обработки – высекание, лепка, вырезание, литье, ковка, чеканка и др. Принципы построения скульптурных групп часто используются в театрализованных представлениях с помощью разнообразных приемов: показ увеличенных фотографий, на к-рых изображены те или иные скульптурные произведения. Принципы многофигурных композиций успешно переносятся на сцену в живом человеческом материале («живые скульптуры», «эмблема») и за ее пределы (группы на борту грузовика); известны и скульптурные пародии. СКАНДИРОВАНИЕ (от лат. scandere – размеренно читать) – 1. Искусственное чтение стихов, подчеркивающее их метрическую структуру. 2. Ритмические организованное выкрикивание каких-либо призывов (например: «Шай-бу! Шай-бу!»). В режиссуре ТПиП организация скандирования – один способов активизации аудитории.
|
|||
|