Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





психология 11 страница



1 Курсив наш, — М- К.

♦Все эмпирические исследования на репрезентативных выборках исходили из теории бунтующего подростка* Речь идет не а теоре­тическом противоречии, ибо большинство этих работ основывалось на психологических гипотезах. Но это не имело значения: накоп­ление противоречащих исходным посылкам фактов мало повлияло на ортодоксальную доктрину* (Adelson, 1980, р. 113).

Литература

 

1, Adelson J. Handbook of Adolescent Psychology. N. Y., 1980.

2. Aries Ph. t Enfant et la Vie Familiale sous I Ancien Regime*

P.t 1973,

3, Bettelheim B. Lea Blessures Symbolizes. PM 1971.

4. Bios P> The Adolescent Passage, N. Y., 1979.

5. Brown J. K. A cross-cultural study of female initiation rites//American Anthropologist. 1963, 65.

6. Brown J. K4 Female initiation rites a review of the current literature//D. Rodgers (Ed), Issues in Adolescent Psychology. N. Y,, 1969.

7* Burton R. V.t Wkitting J. W. The absent father and cross sex identity//!), Rodgers (Ed.). Issues in Adolescent Psyhology. N. Y.,

1969.

8. Castaredes M. F* La sexualite chez 1 adolescent//La

Psvhiatrie de I Enfant. 1978. V, 21. № 2.-

9. Chiland C. I enfant de six ans devenn adolescent//Revue de

Neuropsychiatrie intantile et d Ilvgiene men tale de L Enfance, 1978. 26. 12.

10. Debesse Af. D Adolescence, P,, 1947,

11. Douuan E., Adeison J- The Adolescent Experience, N, Y,, 1966-

12. Ebtinger Д,т Bolzinger A Crises, incertitudes et paradoxes de 1 adolescence//Revue de Neuropsychiatrie infantile et d Hygiene mentale de I Enfance, 1978* V\ 26, № 10—11.

13,'Eliade M. Initiation, Rites, Societes Secretes. PM 1959*

14. Freud A Adolescence аз a developmental disturbance//G. Kaplan, F. Lebovici (Eds). Adolescence: Psychosocial Perspectives. N. Y.t 1969. .

15., Friedenberg E. Z. The Vanishing Adolescent Boston, 1959.

16- Hanry P. La clitoridectomie rituelle en Gum ее: motivations, consequences Paychopathologia, Africaine* 1965» V* 1* № 2,

17. Hart С. W, Contrast between prepubertal and postpubertal education//G- Spindler QEdT). Education and Anthropobgy. Stanford, 1975,

18. Jocelyn L M. Psychological changes in adolescence//Children. 1959, 67,

19. Katz M. B.t Davey I. Ft Youth early industrialization in a Canadion city//American Jiurnal of Sociology, 1978. 84.

20* Katz S. H, Antropologie sociale/culturelle et biologie//E. Morin, M. Piattelli-Palmarini (Eds), Pour une anthropologie fondamentale. PM 1974.

21. LaplancheJ. Symboliaation//Psychanalyse a I Uiversite. 1975. V. 1. № 1.

22. Mastenon J. F. The symptomatic adolescent fave years after: he didnt grow out of it//Ainerican Journal of Psychiatry, *967, 123.

23. Masterson J. F.t WashburneJL The symptomatic adolescent: psychiatric illness or adolescent turmoil?//American Journal of Psychiatry. 1966 Л 22.

24. Mead ЛГ Coming of Age in Samoa. N* Y 1961,

25. Mead M* Growing up in New Guinea, N. Y., 1958<

26. Norbech E.t Walker D.f Conen M. The interpretation of dates: puberty rites//American Authropologist, 1962, 64,

27. Roheim G. Psychanaiyae et Anthropologie, P., 1967.

28. Rosen B. M., Baku A. K.t Shellow R.t Bower E. Mt Adolescent patients served in outpatient psychiatric xlinics//American Journal of Public Health, 1965. 55,

29. Rutter M. Changing Youth in a Changing Society Cambridge, 1980.

30. Rutter M.t Grakam P.f Ckadwich O.t Yule M. Adolescent turmoil: fact or fiction//Child Psychology and Psychiatry. 1976. 17.

31. Shorter E. Naissance da Famille Moderne. P., 1977.

32. Simons R. G.t Rosenberg F, Sex, sex-roies and self-image//Journal of Yuuth and Adolescence. 1975, V. 4. № 3.

33. Sindzingre N. Le plus t ie moins: a propoa d excision//Cahiers d Etudes Africaines, 1977. V. 17. I cahier,

34. Srole L.t Langner Г, S.t Michael S. T.t Opler M. K.t Reunite T. A Mental Health in the Metropolis: the Midtown Manhattan Study. N, Y.f 1962.

35. Van Gennep A. Les Rites de Passage, P., 1909.

36. Verner A M,, Stewart C. St> Hager D. I. The sexual behavior of adolescents in Middle America 1//Journal of Marriage and the Family. 1972, 34,

37. Weiner I. В, Psychological Disturbance in Adolence. N. Y.,

3&. Whiting J. W., Kluckhohn R. С Anthony A La fonction des ceremonies d initiation des males a la puberte//A. Levy (Ed.).

Psychologie Sociale. P., 1968.

39 Young F W The function of initiation ceremonies: a cross-cultural test of alternative hypothesis//The American Journal of Sociology. 1962. 67. 4. .

40. Zazzo B. La pgychologie Differentielle des Adolescent. P.,

1966.

 МАССЕВ, Д. КОНДЖЕР, ДЖ КАГАН. А ХЬЮСТОН

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА1

ЮНОСТЬ: ФИЗИЧЕСКОЕ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ

ность традиционно считается более трудным периодом развития, чем предшествующие ей годы жизни, как для "самых подростков, так и для их4 родителей. Еще Аристотель замечал* что молодые люди вспыльчивы* необузданны и бездумно отдаются страстям» Юношество можно сравнить с новым кораблем, выпущенным в открытый океан без штурвала, рулевого и балласта. В начале XX века родоначальник научных исследований юношеско­го возраста С.Холл назвал юность периодом «бурь и потрясений*, периодом огромного физического, умственного и эмоционального потенхсиалов.                                          

Юность и особенно ранняя юность — пора существенных физических, психологических, когнитивных перемен, а также период изменений социальных потребностей* Пожалуй, это да­же несправедливо, что все эти перемены по времени совпадают с необычайно бурным физиологическим развитием. Помимо того, что подростку приходится претерпевать все эти изменения, он пытается утвердиться как личность и ответить на извечный вопрос: «Кто я такой?*

I Массен П., Конджер Д., Каган Дж.Р Хьюстон А. Развитие личвости ребенка. М.» Прогресс, 1987.

Психологические и психофизиологические отклонения

Такие отклонения часто наблюдаются в периоды когнитивных или социальных изменений в жизни индивида, кото­рые могут вызвать временную неустойчивость состояния человека. Ранняя юность как раа и является периодом бурных изменений, которые могут в разной степени воздействовать на психику челове­ка. У некоторых молодых людей такие отклонения слабы и быстро проходят, в некоторых же случаях они бывают достаточно серьез­ными» требующими терапевтического воздействия- Отметим наи­более типичные и значительные яз них.

Чувство тревоги, повышенная возбудимость. Молодые люди с повышенной возбудимостью могут испытывать чувство нависшей над ними угрозы* Оно выводит их из равновесия, они не находят себе места» причем чувство страха нередко сопровождается такими симптомами, как головокружение> тошнота* головные боли я рво­та* Внимание молодого человека концентрируется на этом чувстве, он становится рассеянным, сон его бывает непродолжительным и беспокойным; его преследуют кошмары, возможны даже сомнам­булические явления. Если пет каких-либо видимых причин такой повышенной возбудимости, то молодой человек может приписы­вать это непостижимым, мистическим воздействиям, связать свое состояние с влиянием незначительных внешних обстоятельств или случайностей. Но при более глубоком изучении выясняется, что в подобных случаях воздействуют такие факторыт о которых сам молодой человек и не подозревает, например сложные взаимоотно­шения с родителями, беспокойство по поводу трудностей, возника­ющих при взрослении, страх или чувство вины за проявление сексуальных и агрессивных порывов.

Теравпетическое вмешательство желательно на самой ран­ней стадии, пока еще можно выяснить факторы, вызвавшие подобные явления. Повышенную возбудимость можно еще рас­сматривать как случайное, а не хроническое заболевание, пока оно не стало постоянным спутником молодого человека к не проявляется в отрешенности, нежелании учиться, сопровожда­ясь такими физическими симптомами, как боли, поносы, преры­вистость дыхания, утомляемость.

Юношеская депрессия. До сих пор многие врачи отрицала возможность настоящего депрессивного состояния у подростков, В ранней юности молодые люди не станут открыто выражать чувства печали, безнадежности, самоуничюкекия, которые ха-

рактерны для взрослых в депрессивном состоянии. Многие из них скрывают свою депрессию показной скукой, агрессивностью, бес­покойным поведением, ипохондрией, капризами или недозволен­ным поведением вплоть до совершения преступлений. Тем не менее истинно депрессивное состояние у детей — не редкость. Недавними исследованиями установлено* что около 40 % молодых людей испытывали сильное, правда не всегда продолжительное, чувство грустиt никчёмности жизни и пессимизма, 8—10 % моло­дых людей думали о самоубийстве (Раттер, 1980).

Юношеская депрессия чаще всего бывает двух видов* Первый — это безразличие к чувство пустоты. При этом у подростка возникает такое ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым он себя еще не чувствует. Этот вакуум и порождает повышенную возбудимость. Такое состояние очень напоминает чувство скорби по утраченному человеку, близкому настолько* что его воспринимают как часть самого себя. Депрессия такого рода обычно наименее продолжитель­на и хорошо поддается лечению.

Второй вид депрессии лечить не так легко. Она возникает вслед­ствие полосы жизненных поражений. Возможно» молодой человек изо всех сил старался решить поставленные проблемы и добиться зяачимъос для него целей, но безуспешно. Возможно, окружающие не могут или не хотят понять, чего хочет он, или он не может этого сделать потому, что его потенциальные возможности ограничены* Много, даже, вероятно, значительное большинство самоубийств в юности происходит вследствие мгновенного порыва, а не после дли-тельного периода поиска альтернативных решений сложной пробле­мы» Часто последней переполняющей каплей при этом типе депрессии является потеря ощущения значимости отношений с роди­телями или с другом (Иссон, 1977; Инамдар и др,, 1979.)

 

Когнитивные аспекты развития личности . .

 

В подростковом и юношеском возрасте продолжается когни­тивное развитие личности. Оно характеризуется тем, что подрост­ки легчеf быстрее и успешнее справляются с интеллектуальными заданиями, чем в более раннем возрасте- Происходят существен­ные качественные изменения в основных процессах мышления, направленных на постановку и решение задач. Помимо развития формального операционального мышления, у подростков появля­ется большая осознанность различия между восприятием явле-

ния и сохранением его в памяти. Кроме того» для лучшего запоминания подростки начинают пользоваться более сложны* ми методами.

Изменения в когнитивном развитии существенно помогают подростку справиться с усложнившимися учебными требования­ми, требованиями будущей профессии, серьезно влияют на взаи­моотношения подростков с родителями, на появление новых черт характера, усиление интереса к политическим, социальным и личным вопросам, на развитие самосознания.

Одно из наиболее важных свойств формального операционально­го мышления — способность строить теоретические предположения, основанные на только что увиденном, В противоположность детям, которые сосредоточены на том, что происходит * здесь и сейчас», подростки способны не только воспринять непосредственное состоя­ние объекта» но и его возможное, предполагаемое состояние- Это когнитивное изменение может проявляться в межличностных отно­шениях • Например» подросток начинает подвергать сомнению ценно­сти родителей, сравнивать их с другими, более понимающими или менее консервативными родителями t обвинять их в лицемерии — несоответствии их поведения провозглашаемым принципам. Осозна­ние несоответствия между действительным и возможным толкает подростка к бунтарству. Подросток постоянно сравнивает действи­тельное с возможным и нередко обнаруживает, что оно далеко от желаемого (Элкид, 1968).

Многие подростки начинают безжалостно критиковать су­ществующие политическую, социальную и религиозную системы, пытаются строить собственные, часто тщательно разработанные системы, — явление, также связанное с развитием способности к формальному операциональному мышлению. Явная страстная озабоченность подростка недостатками родителей, существую­щими социальными порядками и созданием своих «плодо­творных* теорий оборачивается не делами, а только рассуждениями (Конджер, 1977)* Возможно, это связано с тем, что данный этап когнитивного развития подростка еще не вошел органически в его поведение. Однако важно отме­тить, что в этой приобретенной способности понимать и абстрактно рассуждать о гипотетических явлениях заложе­но много положительного. Взрослым может показаться, что это не более чем игра, но тем не менее игра эта необычайно важна и продуктивна.

Все становится пищей для раздумий, размышлений вслух, бесконечных дискуссий, категоричных утверждений, и взрос­лым, едва удерживающим равновесие в этой приливной волне, навряд ли удастся убедить подростка, что тот занят пустыми, бесплодными рассуждениями об извечных проблемах, рассужде­ниями, которые ему¥ совсем еще молодому человеку, кажутся истинными открытиями,

Как у девушек, так и у юношей в тот период проявляется склонность к анализу и самоанализу. Кроме того, их мысли и поведение нередко эгоцентричны. Подолгу размышляя о себе, под­ростки часто полагают, что окружающие также критически изуча­ют их мысли, чувства, свойства характера, поведение и внешность* Подобная точка зревдя может усилить и без того уже значительно развитое самомнение молодого человека. Юноша* который перед зеркалом ощупывает свои мускулы и восхищается своим профилем, или девушка* которая часами красится, примеряет один наряд за другим, меняет одну прическу за другой, очевидно» воображают, что произведут неотразимое впечатление на. окружающих. Это подчас становится истинной трагедией юношеского возраста, поскольку, когда молодые люди собираются вместе, внимание каждого из них гораздо больше сосредоточено на самом себе, чей на тех, кто рядом (Элкиыд, 1968),

Пытаясь справиться с одолевающим его беспокойством, под­росток нередко прибегает к одному из средств психологической самозащиты — интеллектуализму. Интеллектуализм подразуме­вает погружение в абстрактные, философские вопросы* пред­ставляющие для человека самый непосредственный интерес. Таким образам, внешне безличные» интеллектуальные споры о роли агрессивности в жизни человека, об ответственности и свободе, о природе дружбы, о религии нередко отражают лич­ное, глубока затаенное чувство беспокойства, И хотя подросток прибегает к интеллектуализму часто в связи с потребностью избежать ощущения тревоги, при этом он научается абстрактно мыслить, формулировать и проверять гипотезы.

Механизмы социализации в юношеском возрасте

Чтобы стать по-настоящему взрослыми, а не просто физиче­ски и физиологически зрелыми, подростки должны свыкнуться с половой зрелостью* приобрести самостоятельность, наладить дружеские отношения со сверстниками. Чтобы соответствовать

этим требованиям» юношам и девушкам необходимо постепенно

выработать свою жизненную позицию* осознать себя личностью, Прежде чем они благополучно расстанутся с ограждавшей их в детстве опекой старших, молодые люди должны понять, кто они, к чему стремятся и как можно эти стремления осуществить (Конджер и Петерсоя, 1984; Эриксон, 1968).

Достижение самостоятельности. Это одна из главных задач отрочества и юности. Неумение подростка разрешить конфликт между продолжающейся зависимостью от старших и новыми по­требностями и преимуществами, связанными с самостоятельно­стью, приводит к возникновению мнопих проблем. Приобрести подлинную самостоятельность молодому человеку совсем не про­сто . Взрослые* с одной стороны, побуждают его к самостоятельно­сти, с другой стороны, в значительной степени поощряют его зависимость, что может привести к конфликтам и неустойчивому поведению подростка. Насколько сложно будет подростку добить­ся самостоятельности, в определенной мере зависит от общеприня­тых взглядов окружающих на независимость подростков, от поведения и методов воспитания родителей, взаимоотношений подростка со сверстниками и их поддержки его независимого

поведения.

В менее развитом обществе и даже в обособленных группах экономически развитых обществ подростку, возможно, легче достичь самостоятельности, чем в высокоразвитом, социально неоднородном, постоянно меняющемся обществе. В Мексике* например, в индейских племенах социализация протекает посте­пенно и естественно, В 6—7 лет девочка начинает заботиться о младших братьях и сестрах, ходит за покупками> накрывает на стол, моет посуду. Мальчики в этом же возрасте помогают в полевых работах. Следуя примеру старших, дети постепенно приучаются ко все большей ответственности и обязанностям, которые им предстоит выполнять, став взрослыми. И ни у роди­телей, ни у детей решение столь серьезной задачи не вызывает особых волнений. Родители считают, что детям под силу спра­виться с их новыми обязанностями, а большего от них и не требуется, При этом агрессивное соперничество среди детей ро­дители считают недопустимым, так как благожелательным от­ношениям в семье придается большое значение.

Взаимоотношения с родителями. Поведение родителей и их отношение к детям в значительной мере определяют, насколько легко подросток овладеет различными навыками, приобретет самостоятельность, уверенность в своих силах, положительную

самооценку* Грубость и непонимание родителей, их пренебреже­ние к своим родительским обязанностям приводит» как правило, к множеству трудностей в жизни подростка.

Жестокие родители. Дети* подвергавшиеся жестокому обраще­нию родителей, редко относятся с доверием к людям* с трудам поддерживают устойчивые эмоциональные отношения с ними, несмотря на необычайно сильную потребность в любви. Если же им удается установить какого-либо рода взаимоотношения, то малейшее разочарование приводит их к расстройству. Более того, стоит ребенку осознать, что его родители ведут себя недостойно, как у него обычно зарождается сильная и глубокая неприязнь, а иногда и ненависть к родителям, не только из-за жестокости по отношению к нему> но и из-за равнодушия и непонимания (Стал, 1980)* Неудивительно, что большинство малолетних преступников и беглецов испытали в свое время равнодушие и жестокость роди­телей*

Родительский контроль. Как говорилось ранее, руководство и контроль со стороны родителей может осуществляться разны­ми методами. Оки бывают автократичными (родители постоянно указывают детям, что им делать), авторитарными (ребенок мо­жет высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются), авторитетными (ребенок свобод­но высказывает свое мнение по касающимся его самого вопросам и даже может принимать решение, однако оно должно быть одобрено родителями), эгалитарными (родители и ребенок име­ют почти равные права в принятии решений), снисходительны-, ми (решения по большей части принимает сам подросток) и вседозволенными (ребенок сам решает, подчиняться ему роди» тельским решениям или пренебрегать ими).

Многие исследователи в США. и других странах пытались разобраться во взаимосвязи между методами родительского вос­питания и различными свойствами подростков: их самооценкой, оценкой поведения родителей* когнитивным развитием, само­стоятельностью (Баумринд, 1975; Розенберг, 1965; Элдер, 1980; Льюяс, 1982), Оказалось, что дети авторитетных родителей в подростковом и юношеском возрасте наиболее самостоятельны, уверены в себе, их самооценка выше, чем у других подростков* Они обычно ощущают большую привязанность родителей, как правило, полагают* что родители предоставляют им достаточную свободу* а потому считают родителей справедливыми, а их принци­пы и представления о том* как надо себя вести, вполне разумными.

Авторитетные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность и дисциплинированность* Они не ущемляют его прав, ко и требуют исполнения обязанностей.

Запрещая что-либо ему, родители всегда объясняют, почему они так поступают. Внимательные, заинтересованные родители постоянно — в определенной степени — контролируют подростка* Демократичные методы воспитания способствуют положительно­му отождествлению подростка со своими родителями, основанному на их любви и уважении к нему. Подобные методы руководства и контроля наглядно показывают подростку, что самостоятельность вполне возможна в рамках демократического порядка.

Управление ребенком «законным* путем особенно важно для подростка, так как он стоит на пороге когнитивной н соци­альной зрелости и вскоре должен будет взять на себя ответствен­ность за собственную жизнь. Подростки обычно положительно относятся к управлению, основанному на разумной опеке, тогда как деспотичное управление» основанное на желании властво­вать над ребенком или помыкать им, подростки отвергают — оно вызывает у них гнев, а зачастую — депрессию. Описание шестнадцатилетней девушкой своих родителей продемонстриру­ет это утверждение нагляднее.

+Я думаю, главное достоинство моих родителей — по срав­нению с родителями многих других моих сверстников — в том, что родители ко мне прислушиваются. Они понимают, что в конце концов я заживу своей собственной жизнью и к этому надо готовиться* Обычно, когда я объясняю им, что я собираюсь делать, они со мной соглашаются* Иногда они предупреждают о последствиях, которые ожидают меня, если я ошибусь* или дают какой-либо совет. А иногда просто что-нибудь запрещают, ко при этом всегда объясняют почему, и от этого легче смирить­ся с запретом* (Конджер, 1979),

Автократичные и авторитарные родители не считают, что обязаны объяснять детям причины своих указаний* и главная добродетель ребенка* с их точки зрения, беспрекословное послу* шание. Одни родители придерживаются подобных методов вос­питания из чувства антагонизма или потому, что не желают утруждать себя объяснениями и спорами. Другие поступают так, полагая, что подобным образом можно воспитать в ребенке «уважение к руководству*. Ошибка их в том, что, подавляя в ребенке несогласие, они тем самым не решают проблему, а, скорее всего, зарождают в нем неприязнь к самим себе. Дети автократич-

ных родителей редко полагаются на свои силы и неспособны самостоятельно мыслить и действовать, очевидно, оттого, что лишены возможности воплощать в жизнь собственные идеи и брать на себя определенную ответственность. Кроме того, дети таких родителей, как правило, менее уверены в себе, менее самостоятельны, менее любознательны, менее зрелы в нравст­венном отношении и хуже справляются с интеллектуальными проблемами. Они чаще других подростков считают, что родите­ли их не любят, не понимают и что родительские требования неверны или неразумны (Конджер и Петерсон, 1984; Элдер, 1980),

Эгалитарные, снисходительные и вседозволяющие родители. Слишком снисходительные или пренебрегающие своиьщ обязанно­стями родители, или те, кто допускает фамильярность и вседозво­ленность , так же как и авторитарные родители, не становятся для подростков необходимой опорой. Некоторые родители позволяют подросткам делать, что им вздумается, либо не желая вмешиваться в их дела, либо просто не интересуясь ими. Другие ложно истолко­вывают понятие родительской ответственности. Наркомания и дру­гие содиально недопустимые формы поведения чаще встречаются у тех подростков, чьи родители провозглашают среди наиболее цеп-пых качеств индивидуализм, умение понять себя* максимальное использование собственного потенциала, равноправие в семейных отношениях, на самом деле пряча за этими заявлениями свое неже­лание нести необходимую родительскую ответственность. Подобные родителя* в сущности, пускают своих детей в плавание по воле волн, так как лишают их модели ответственного, взрослого поведения, на которое подростки могли бы ориентироваться и опереться. Более того, как бы дети и подростки порой ни бунтовали, в действительно­сти они вовсе не хотят видеть в родителях ровню. Им необходимо, чтобы родители были доброжелательными, понимающими, но роди­телями — моделями взрослого поведения,

В тех случаях, когда в вопросах воспитания удается достичь определенного равновесия, результаты благотворно сказываются как на подросткахt так и на их родителях. Вот, например, мнение 18-летней девушки о своей матери: *Она доверяет мне и порой пытается убедить в своей правоте* И потому, когда она бывает права — пусть мне это и обидно, — я внимательно выслушиваю ее, хотя и делаю вид, что не слушаю, даже отвора­чиваюсь. Она внушает мне веру в свои силы, далее когда мне очень плохо* (Конопка, 1976).

А вот мнение 16-летнего юноши: «По-моему, отец у меня особенньгй* Какие у нас бывают походы, как он умеет посидеть со мной» поговорить о моих школьных заботах. Ему все интерес­но: и чем я занимаюсь, и где бываю» Он помогает, мне во многом разобраться; я восхищаюсь им: сильный, умный, ему все по плечу**

Сексуальное поведение в отрочестве и юности. В период отрочества и юности молодому человеку приходится неизбежно приспосабливаться к физическим и физиологическим переме­нам, связанным с половым развитием и меняющим его представ­ление о себе. Один Х6-летний юноша выразил это так: «В 14 лет мое тело будто взбесилось* (Белл» 1980),

Гормональные изменения, сопровождающие половое созре­вание, приводят к усилению сексуальных ощущений* Эти ощу­щения проявляются по-разному как у различных индивидов, так и у одного и того же индивида в различные периоды. Одни подростки часто ловят себя на мысли о сексе и обычно легко возбудимы в половом отношении; другие значительно реже ис­пытываю* сексуалыдае ощущения и больше поглощены други­ми интересами. В одном и том лее возрасте один подросток может быть влюблен и верен своей девушке» другой может заниматься сексуальными * экспериментами», а третий — чувст­вовать себя для всего этого недостаточно взрослым (Конджер и Петерсон, 1984)-

Для большинства мальчиков неизбежен сопровождающий поло­вое созревание резкий рост сексуального возбуждения, как правило, гешггально ориентированного, У мальчиков осознанное сексуальное. возбуждение максимально в период отрочества и юности* У деву* шект как выяснилось, индивидуальные различия гораздо значи­тельней. Одни из них испытывают сексуальные ощущения, сходные по интенсивности с теми, что испытывают юноши* Но у большинст­ва девушек эти ощущения носят более диффузный характер и тесно связаны с удовлетворением других потребностей, например в само­уважении, поддержке, привязанности, любви (Белл, 1980). В период отрочества и юности наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам. И хотя в общем сексуальная активность — ив частности мастурбация — значительно в большей степени свойственны юношам, чем девуш­кам, в последние годы эти различия сокращаются* Исследова­ния моральных аспектов сексуальных вопросов выявили у девушек более консервативное к ним отношение, чем у юношей.

 

Например, среди студентов первого курса американских кол­леджей две трети юношей и только одна треть девушек согла­сились с утверждением -«Если двое кравятся друг другу, секс вполне допустим*, С другой стороны, если речь заходит о более серьезных взаимоотношениях, например можно ли иметь половые отношения до свадьбы, различия во мнениях не столь велики. Только 32 % девушек и 21% юношей отнес* лись к подобной возможности для себя отрицательно (Норман и Харрис, 1981).

В разных странах отношение общества к этому вопросу самое различное. В некоторых странах ранняя сексуальная ак­тивность поощряется у представителей того и другого пола, так как предполагается, что ока способствует физическому и полово­му созреванию, в других — молодых людей держат в неведении относительно сексуальных вопросов вплоть до последней стадии брачной церемонии.

Взаимоотношения со сверстниками, В психологическом и содн альном развитии молодых люден, особенно в развитом обществе, гд вступление во взрослый мир труда и семейных обязанностей стано вится все более и более поздним, взаимоотношения со сверстниками играют далеко не последнюю роль. Однако значимость этого факто­ра нельзя переоценивать. Данные исследований не подтверждают убеждений некоторых родителей» склонных приписывать влиянию сверстников все: начинал от перемен в социальных и сексуальных нормах поведения своих детей и кончая наркоманией и преступно­стью*

Многие функции взаимоотношений со сверстниками в юно­сти совпадают с таковыми у младших детей. Они помогают научиться контролировать социальные формы поведения, 'разви­вать соответствующие возрасту интересы в навыки, учат сопере­живать, вместе решать общие проблемы. Но в период отрочества и юности взаимоотношения со сверстниками уже носят «взрос­лый» характер. В этом возрасте поведение молодых людей боль­ше чем прежде зависит от влияния сверстников, поскольку они уже достигли некоторой независимости и их связь с родителями ослабла* Кроме того, в юношеский период отношения с родителя­ми и другими членами семьи нередко сопровождаются самыми противоречивыми чувствами; страстное стремление к независи­мости переплетается с желанием продлить зависимость» любовь переплетается с ненавистью, возникают конфликты* связанные с различной оценкой социальных форм доведения и духовных

 

ценностей. Поэтому во многих сферах жизни молодые люди не находят взаимопонимания с родителями; в свою очередь родите­ли тоже не всегда понимают своих детей, даже если прилагают к этому усилия и искренне заинтересованы в их благополучии

(Конджер, 1977).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.