|
|||
психология 13 страницаНекоторые общественные учреждения США, например Президентский консультативный совет по вопросам науки, выступили с рекомендациями по поводу обеспечения работой, хотя бы ыа неполный день, подростков от 16 лет и старше, предлагая привлечь их хотя бы в сферу обслуживания* Было проведено несколько таких программt которые оказались успешными* Например, в одной чикагской школе> которая славилась высоким уровнем преступности учащихся, дети половину дня учились, так или иначе осваивая предметы, а вторую половику дня работали по специальному договору по ремонту зданий. При этом улучшилась посещаемость занятий, уменьшилось число случаев хулиганства (Конджер и Петерсон, 1984), Приобретение трудовых навыков способствует переходу из юношеского во взрослый возраст. При подборе работ для молодых людей желательно найти такую, которая может быть доступна им и в будущем. Последние исследования подтвердили, что любая работа, предлагаемая учащимся» — такая t как мытье машинt фасовка продовольственных товаров и т.п., — имеет воспитательное значение: это помогает понимать цену деньгам и развивает определенную независимость•* Взрослея, молодые люди оказываются вынужденными задуматься о том, как обеспечить себя. Им приходится реал истине* ски оценить возможность получения в будущем работы. Они пытаются найти работу, соответствующую их способностям и возможностям. Далеко не все располагают знаниями о наличии каких-либо рабочих мест и потребности в тех или иных специалистах, поэтому молодые люди нуждаются в квалифицированном совете, хотя и не всегда могут получить его. Наклонности молодого человека обычно развиваются в результате случайных воздействий: влияния или даже давления родителей, совета учителей, знакомства с той или иной профессией, о которой они слышат от своих уже работающих друзей. Определенную роль в этом играет и то, к каким слоям населения принадлежат учащиеся. Социоэкономическое влияние на выбор профессии. В США социальная принадлежность учащегося так или иначе влияет на выбор будущей профессии* Во-первых, она определяет круг занятий, известных молодому человеку* где он я сделает, скорее всего» свой выбор; во-вторых, в том или ином социальном окружении какая-то работа считается приемлемой, тогда как другая — нет* Например, для представителей среднего класса вполне допустима специальность водителя грузовика, продавца продовольственного магазина или механика, но они не подходят представителям более высоких слоев общества* В процессе одного эксперимента, проводившегося с выпускниками высших учебных заведений, выясви-лось, какую работу они хотели бы получить* Представители низших слоев общества, за исключением отдельных случаев, вм* когда не требовали престижной работы (Литтл, 1967), Некоторые исследователи считают, что престижность того или иного занятия определяется учащимися в зависимости от их социальной принадлежности и что именно она влияет на окончательный выбор профессии (Каро, 1966), Другие исследователи пишут, что представители низших слоев общества достаточно ясно представляют себе относительную престижность и желательность той или иной работы, но при этом сознают неравенство возможностей ее выбора, как и прочих своих возможностей. Женщины и работа. Одной из характерных особенностей послевоенного периода в США является то, что женщины чаще стали искать работу, Б 1947 году всего одна треть женщин работала или хотела заниматься чем-либо вне дома; в 1984 году эта доля увеличилась до половины всех женщин* а среди женщин в возрасте от 20 до 24 лет — до двух третей. Предполагается, что к 1990 году две из трех замужних .женщин и три из четырех замужних женщин с детьми будут стремиться работать. Несмотря на заметное увеличение численности работающих женщин и снижение значения стереотипа чисто женских и; чисто мужских профессий, как у юношейt так и у девушек еще прослеживается тенденция выбора работы, соответствующей та-кому стереотипу. Но теперь женщины претендуют и на работы, традиционно считавшиеся мужскими — например, врач, юрист> инженер, — тогда как мужчины довольно редко желают выполнять сугубо женские работы. Причина такого различия кроется в том, что традиционно мужская работа оплачивается выше» мужских профессий больше* чем чисто женских, и, наконец, при освоении мужских профессий1 женщины сталкиваются с меньшей конкуренцией со стороны представительниц своего яо-ла (Конджер и Петерсен, 1984). Молодые женщины с высокими профессиональными запросами, как правило» меньше связывают себя назначением и ролью половой принадлежности, нежели те, что заняты традиционно женским трудом. Они обычно не намереваются рано выйти замуж, детей у них бывает мало, они продолжают работать, даже имея маленьких детей* Большинство из них хочет сочетать работу с воспитанием детей, но все-таки они больше внимания уделяют работе* При вступлении в брак они обычно не руководствуются стремлением обзавестись детьми или получить материальную опору в жизни. Некоторые, правда немногие, предполагают вообще не выходить замуж и не иметь детей. Женщины, предполагающие целиком и полностью посвятить себя заботам о семье и детях, обычно высоко ценят традиционные представления о назначении женщины как хранительницы семейного очага и мужчины как главы семьи* Обычно они рано выходят замуж, у них бывает несколько детей, они не стремятся получить xopouiee образование йс считают воспитание детей самым главным делом, , : . . Кроме этих двух категорий женщин, существует промежуточная, то есть экешцины, которые считают необходимым быть дома, когда у них маленькие дети, но работать до их рождения и после того, как они подрастут, . Влияние родителей. Если родители ставят перед детьми большие задачи в области образования и поощряют хорошую учебу* то дети добиваются хороших результатов* Молодые люди из рабочих семей обычно проявляют больше настойчивости в учебе, если родители не оказывают на них давления. В одном из проведенных исследований выяснилось, что молодые люди, при- надлежавшие к среднему классу, цри появлении признаков честолюбия получали от родителей большую моральную поддержку. Молодые люди из среднего класса, не проявлявшие честолюбия, получали значительно меньшую помощь со стороны родителей. Вид работы отца обычно оказывает большое влияние на выбор црофес-сии сыном, чем дочерью. Некоторые из причин такого выбора очевидны: подростку щюще ознакомиться с работой отца, она для него более доступна; в некоторых случаях родители много рассказывают о своей раб tyre, а иногда даже настоятельно рекомендуют детям идти по их стопам. Возможны и более глубокие причины: например, отец может поставить себе цель привить сыну любовь к тому делу, которым занят сам. Это более вероятноt когда отец занят престижной работой, когда между отцом и сыном хорошие отношения, когда отец служит сыну примером для подражания. Представления матери о назначении человека могут влиять на выбор профессии как дочери, так и сына. Молодые люди, а в особенности девушки, матери которых работают, обычно наблюдают более размытые стереотипы мужского и женского поведения в семье. Дочери работающих матерей обычно уважают их больше и в большей степени стремятся походить на них (Хьюстон, 1983), Престижность работы и изменение образа мыслей, В настоящее время произошла некоторая переоценка ценностей, вызванная нестабильностью развития экономики и потребности в рабочей силе. Молодые люди больше внимания уделяют материальному благополучию и меньше размышляют над философскими и общественными проблемами по сравнению с людьми предыдущих поколений. Вследствие этих изменений значительно снизилось число учащихся на гуманитарных факультетах и возрос интерес к таким областям деятельности, как предпринимательство, инженерные специальности, электроника- Эти изменения особенно явно прослеживались среди девушек: на первом курсе учительницами хотело стать на две трети меньше студенток, чем в предыдущее десятилетие, а количество студенток, желающих заняться предпринимательской деятельностью, увеличилось более чем вдвое. Современная американская молодежь, как правило, более гибко приспосабливается к ограничениям* связанным с условиями работы, скорее идет на компромисс, чем их предшественники в 60-х годах. В 1980 г. старшеклассникам американских школ задали вопрос, что они считают самым, главным в работе. Преобладали два типа ответа; * работа должна быть интересной * (90 %) и «она должна давать возможность применить свои знания и умения на практике (74 %}. Примерно две трети опрошенных полагали, что главное — это -*возможность роста и обеспечение надежного, предсказуемого будущего». Кроме того, современная молодежь намного меньше, чем их сверстники 50-х годов, верит в 4большой бизнес» и другие социальные институты* Например, 41 % выпускников школ, намеревавшихся поступать в колледж в 1980 году, высказали утверждение, что среди верхушки крупных корпораций много бесчестных, аморальных людей, а 29 % счита* ют, что такие корпорации не приносят пользы стране. Более половины учащихся выразили мнение» что корпорации не должны оказывать столь значительного влияния на жизнь людей, и только 9 % считают, что, наоборот* корпорации должны иметь больше влияния (Бахман и дрт 1981). Таким образом, современная молодежь хочет сочетать интересную работу с возможностью проявить себя, желает иметь свободное от работы время и приличный заработок» хочет гарантий на будущее и возможности продвижения по службе {Конджер и Петерсен, 1984)* Удастся ли молодежи получить все то, чего она хочет, покажет будущее. Мояодежь и наркотики» За последние два десятилетия в США наблюдался значительный рост потребления молодежью наркотических средств* Хотя взрослые полагают, что употребление наркотиков увеличилось только среди молодежи и начиная со второй половины 60-х годов явилось результатом доступности наркотических средств, это мнение ошибочно. Наркотиками пользуются не только молодежь, и употребление наркотиков началось не в 60-х годах* Рост числа лиц, их употребляющих, был неуклонньвд, в результате чего и развилась так называемая ♦ культура наркотиков». Например, врачи стали вдвое больше выписывать рецептов на успокоительные средства по сравнению с 1964 годом» и многие американцы уже привыкли к их употреблению. Один тринадцатилетний мальчик сказал; «Мы не должны злоупотреблять лекарствами, но по телевизору беспрестанно рекламируют лекарства, которые так необходимы для человека, если его что-то беспокоит*. Исследования показали, что молодые люди, родители которых злоупотребляют алкоголем, транквилизаторами, курением, болеутоляющими средствами» значительно чаще, чем сверстники у курят марихуану, прибегают к алкоголю и наркотическим средствам* Один пятнаддатилетний мальчик сказал: «В нашем доме и чихнуть нельзя, сразу принимай таблетку* Моя мама всегда принимает таблетки против головной боли, и отец принимает таблетки* чтобы не спать, а работать по ночам. Они не пьяницы, но довольно много пьют» Так что — я преступник, если курю?* (Конджер, 1979). Наибольшая опасность, по мнению педагогов, заключается в том, что определенная часть молодежи видит в наркотических средствах защитгу от неуверенности> стрессов, психологического напряжения, комплекса неполноценности, непонимания окружающих, конфликтов с родителями, трудностей жизни. Одна из причин использования наркотиков заключается в их доступности* От 75 до 98 % молодых людей, пользующихся наркотиками, говорят, что достать наркотики совсем не сложно. Обычно молодые люди бывают любопытны и в своем стремлении дознать окружающий мир способны рисковать в большей степени, чем взрослые. Возможно, многие из них тем самым: хотят проявить свою храбрость» доказать> что они не дети, желают испытать острое ощущение, а также и потому, что сначала не верят, что с ними может произойти нечто трагическое (Конд- жер, 1979). В значительной степени употребление наркотиков молодыми людьми предопределяют взаимоотношения с родителями, В семьях, где приняты мягкие формы общения, где процесс становления независимости молодого человека происходит постепенно, риск наркомании обычно бывает невелик. Если же родители мало уделяют внимания детям, все позволяют им или* напротив» оказывают слишком большое давление на них, ведут себя враждебно по отношению к ним, это может привести к употреблению наркотиков молодыми людьми. Одна семнадцатилетняя девушка сказала» что она начала пользоваться наркотиками из чувства протеста, поскольку отец никогда не позволял ей делать то» что она хотела* ♦Мне до этого года даже не разрешалось разговаривать с мальчиками. Мне все это очень надоело, и я стала принимать наркотики, чтобы как-то забыться* (Коношса, 1976). Если .наркотики используются как средство ухода от трудностей — таких, например, как приобретение знаний, трудовых навыков, умение противостоять невзгодам, — то это может привести к неспособности устоять перед тяготами жизни в зрелом возрасте* Детская преступность является следствием воздействия социальной среды и личного жизненного опыта ребенка. К первой категории факторов принадлежат бедность и проистекающие из этого неблагоприятные условия жизни; к другой относятся взаимоотношения с родителями и особенности характера молодого человека. Влияние социальных условий. Высокий уровень преступности среди молодежи США частично зависит от структуры общества. Повышенная мобильность подорвала семейные устои, нарушила сложившиеся традиции; к этому же приводит и миграция населения, и изменения в общественной жизни, характерные для крупных государств. Кроме того» массовая безработица и недавнее сокращение бюджетных расходов на социальные нужды особенно задевают наименее обеспеченные слои населения, находящиеся за чертой бедности, что приводит к отчаянию и желанию забыться. Проведенные исследования показали, что материальные затруднения являются одной из важных причин совершения преступлений , в особенности при условии чрезвычайно неравномерного распределения материальных ресурсов. Обследование проводилось в 193 городах на протяжении шеста лет. Было доказано, что разница в доходах бедного и среднего слоев населения может быть прямо соотнесена с преступностью (Брейтвейт, 1981). Рост преступности, так лее как и другие осложнения, связанные с молодежью, в большей степени наблюдаются при нарушении чувства единства с окружаю* шими людьми. Особенности характера. В сравнении со сверстниками малолетние преступники, как правило, более самоуверенны, непокорны, меньше поддаются насилию, не признают власти, не идают определенных целей в жизни, более враждебны и агрессивны по отношению к окружающим, более подозрительны» импульсивны, не умеют управлять собой (Фаррингтон и др., 1982). Многие из этих черт характера имеют оборонительный, защитный оттенок к отражают ощущение собственной неполноценности, эмоционального отчуждения, потребности остаться самим собой* Преступники чаще, чем обычные дети, воспринимают себя как «ленивых*, «нехороших*, «мрачных* и «невежественных*. Они сами считают себя людьми -«ненужными*, бывают невысокого мнения о себе, не уважают себя. Кроме того, их самовосприятие бывает сложным, конфликтным, неуверенным и изменчивым, Особенности характера и поведения детей с преступными наклонностями проявляют- ся в раннем возрасте, хотя в это время они могут и не совершать действия, которые можно было бы характеризовать как преступные. Несколько исследований, проведенных с детьми в возрасте десяти лет, показали, что они — особенно мальчики — сильно отличаются друг от друга по таким чертам характера, как честность, воспитанность, храбрость, доброжелательность, степень агрессивности, способность концентрировать вниманиеt способность к усвоению знаний (Фаррингтон и др«, 1982). В одном продолжительном исследовании было зарегистрировано, что детей, ставших впоследствии: преступниками, учителя считали плохо приспосабливаюсцимися к общим требованиям уже начиная с третьего класса. Причем эта не зависело ни от социального положения семьи, ни от места проживания детей (Ковджер, 1977)» Дети, совершившие впоследствии преступления, были менее вежливы и справедливы в отношениях со сверстниками, в меньшей степени ощущали свою ответственность, были импуль-сииными, рассеянными, менее настойчивыми в учебе и проявляли больший антагонизм к контролю* Кроме того, у них не было контакта с одноклассниками, и мнение о них было плохим. Проблемы общения и усвоения школьного материала, по всей вероятности, основывались на каких-то затруднениях эмоционального характера. По мнению учителей, будущие преступники — это выходцы из неблагополучных семей. Отношения в семье. В пределах одной и той же социальной группы населения барометром преступности может стать обстановка в семье. Часто к преступности детей приводит распад семьи, Однако данные исследования свидетельствуют о том* что более высокая доля преступности среди малолетних наблюдается в нерасггавшихся семьях, для которых характерны обоюдная враждебность, равнодушие» безразличие и отсутствие сочувствия, чем в неполных семьях, где ребенок остался с матерью, если там царит согласие, взаимная привязанность и взаимопонимание. Воспитательные меры, осуществленные родителями в ответ на неправильное поведение детей, могли быть недостаточно жесткими, ошибочными; наказание могло сводиться просто к побоям, не сопровождаться объяснением того, в чем ребенок виновен. Последние исследования показали, что критическим фактором является полное пренебрежение воспитанием детей* В одной из таких работ установлено, что отсутствие контроля со стороны родителей чаще всего приводило к развитию преступных наклонностей у детей; недостаточность контроля проявлялась родителями в том* что они не спрашивали, куда дет идут и когда вернутся домой, не знали, где ребенок проводит большую часть времени (Ратгер, 1980)* В семьях, откуда происходят дети агрессивные, с преступными наклонностями, как правило, не бывает никаких традиций. Родители не направляют деятельность детей, не реагируют нужным образом на их неправильное поведение. Они плохо представляют себе, как можно уладить семейные разногласия. Отношения между родителя* ми и детьми чаще всего бывают лишены доверительности, взаимопонимания, привязанности. Вместо этого наблюдаются проявления враждебности, неприятие детей родителями, разобщенность, равнодушие. Относительно детей с отклонениями в поведении родители обычно не строят больших планов на будущее, не проводят вместе с ними свободное время. К школе родители относятся либо враждебно, либо безразлично, бывают увлечены решением собственных проблем. Нередко и сами родители бывают привлечены к судебной ответственности. Например* в одном исследовании было обнаружено» что у 39 % мальчиков, ставших малолетними преступниками, отцы также были преступниками, и лишь у 16 % отцы не привлекались к суду (Фаррингтон и др., 1982),
Литература • 1. Achenbach, T, M*t & Edelbrock, С. S. Behavioral problems and competencies reported by parents of normal and disturbed children aged four through sixteen//Monographa of the Society for Research in Child Development, 1981, 461 (Serial No, 188), 2. Bachman, J. G., & Johnston, L.D. Fewer rebels, fewer causes: A profile of today s college freshmen, Ann Arbor, Mich-: Survey Research Center, Institute for Social Research, University of Michigan, 1979. 3, Baumringt D. Early socialization and adolescent competence//S. E, Dragastin & G.H. Elder, Jr. (weds.)* Adolescence in the life cycle: Psychological change and social context. New York: Wiley, 1975, 4, Bell, R, Changing bodies* chahging lives; A book for teens
on sex and relationslips, New York: Random House, 1980* 5* Braithwaitet J, The myth of social class and climinality reconsidered//American Sociological Review, 1981, 46, 36—57. 6. Carlson, <?. A Unmasking masked depression in children and &dolescents//American Journal of Psychiatry, 1980, 137, 445— 449, 7. Carot F. G. Social class and attitudes of youth relevant for the realization of adult goals. Social Forces, 1966, 44, 492—498, 8. Conger, J, J\ Adolescence and youth: Psychological development in a changing world (2nd ed,). New York: Harpet & Row, 1977. 9* Conger, J. J\ Adolescence: Generation under pressure. New York: Harpet & Row, 1979. 10. Conger, J. Jt> & Petersen, A. Adolexcence and youth: Psychological development in a changing world (3rd ed.). New York: Harpet & Row, 1984. 11- Costanzo, P, R. Conformity development as a function of self-blame//Journal of Personality and Social Psychology, 1970, 14, 366—374. 12. Cowen, E. L.f Pederson, A*, Babijian, H., Ilzzo, L* D,> & Trostf ЛГ A Long-term follow-up of early detected vulnerable children//Journal of Consulting and Clinical Psychologyt 1973, 41, 438—446, 13. Easson, W. M: Depression in adolescents. In S, Feinstein & P. Giavacchini (Eds*), Adolescent psychiatry {Vol. 5)* New York: Aronaon, 1977t 14, Elder, ft H.t Jr. Family structure and socialization. New York; Arno Press, 1980. 15, Elking. D> Cognitive development in adolescence//J.F. Adams (Ed.)- Understanding adolescence. Boston: Allyn & Bacon, 1968. 16* Erikson, E* H, The problem of ego identity//Journal of the American Psychoanalitic Association, 1956> 4, 56—121. 17. Erikson, E. #• Childhood and society (2nd .ed.)..New York: Norton 1982. 18. Erikson, E. H. Identity: Youth and crisis. New York: Norton, 1968: 19. Farrington, D. P.t Biron, L.t & LeBlanc, M. Personality and delinquency in London and Montreal//J.C. Gunn & D.P. Farrington (Eds.)» Abnormal offenders: Delinquency and the criminal justice system. New York: Wiley, 1982. 20. Gallup, & Gallup youth survey, Denver Post, November 20, 1979, p. 36. 21. Hartup, W, W. The peer system//P.H. Musaen (Ed.), Handbook of child psychology (Vol. 4); E.M. Hetherington (Ed,) Personality and social developmtnt (4th ed.)* New York; Wiley, 1983. 22. Huston, A. C. Sex-typing//P,H. Mussen & E,NL Hetherington (Eds,)» Handbook of Child Psychology, (VoL 4): Socialisation, personality, and social development (4th ed,). New York: Wiley, 1983. 23. Inamdar, S. C. Siomopoulos, G.t Osborn, M.t & Biancku E. C. Phenomenology associated with depressed moods in adolescents//American Journal of Social Psychiatry, 1979t 136, 156—159. 24. Konopha, G. Young girU: A portrait of adolescence, Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1976. 25- Lewis, C, S+ The effects of parental firm cjntrol; A reinterpretation of finding//Psychological Bulletin, 1982, 90, 26. Littlet J, K, The occupations of non-college yauth//American Eduoltional Research Journal, 1967 4, 147— 153. 27. Norman, J.t <& Harris, M. The private life of the American teenager. New York: Rawson, Wade. 1981, 28. Pomeroy, W. B. Girls and sex. New York: Dell (Delacorte Press), 1969. 29. Rosenberg, Af. Society and the adolescent self-image. Princeton, N.J,: Princeton University Press, 1965. 30. Rutter, M. Changing youth in a chainging society; Patterns of adolescent disorder Cambrige, Mass*: Harvard University Press, 1980. 31. Steele> B* Psychodynamic factors in child abuse//C*H. Kempe & F.E, Heifer (Eds.)* The battered child. Chicago: University of Chicago Press, 1980. P.BEPHC
РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ И ВОСПИТАНИЕ1 Я-концепция в юности
юношеском возрасте Я-концешщя, с одной стороны, стано- жтся более устойчивой „ а с другой — претерпевает опреде-леыньЗГкзменения, обусловленные целым рядом: причин. Во-первых, физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут не влиять на восприятие ящцгаи дом своего внешнего облика* Во-вторых, развитие когюглшных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации ЛГ-концепдии, в частности к появлению способности различать реальные и гапотетачекие возможности. Наконец, в-третъих, требования, исходящие от социальной среды — родителей,, учителей, сверстниковt — могут оказаться: взаимно противоречивыми. Сиена ролей, необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентации, образа жизни и т.д., могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что также накладывает явный отпечаток на Я-концепцию в пору юности. Кроме того, взрослые часто неадекватно реагируют на поведение подростков: они упрекают их в недостаточной самостоятельности и независимости и в то же время требуют — иногда без убедительных причин — послушания и конформности. В этой главе мы обсудим теоретические основы и данные исследований, относящихся к Я-ковл.етща в раннем юношеском возрасте, а также вопрос о корректности представлений о кризисе 1 Берне Р, Развитие Я-концепцин и воспитание. М*: Прогресс, 1986. чувства идентичности. Мы попытаемся проследить характерные для данного возрастного периода изменения в образе тела и: в ролевой самоидентификадии, определяемой половой принадлежностью. Поведение подростка часто парадоксально. Откровенный негативизм может сочетаться с явной конформностью, стремление к независимости — с просьбами о помощи- Сегодня он исполнен энтузиазма и энергии, а завтра мы видим, что у него опустились руки и он пассивно «плывет по течению*. Эти резкие, контрастные перемены — характерные черты переходного периода от детства до того момента, когда общество признает человека взрослым * Это общественное признание взрослости определяется рядом критериев — обязанностью в полной мере отвечать за свои действия перед законом* возможностью полноправно участвовать в делах общества, вступать в брак и т.д. Во всех этих случаях возрастная регламентация варьирует в разных странах и может меняться с течением времени. Под действием определенных факторов — биологаческих, психологических, социальных — человек часто становится взрослым раньше, чем это хотелось бы ему или окружающим его людям. В других случаях эти факторы, наоборот, задерживают его развитие* нередко — к немалому его огорчению. Кто-то мудро заметил s что человек становится взрослым на два года раньше, чем хотелось бы его родным, и на два года позже, чем он хотел бы сам* Коулмэн (1980) выделяет два типа объяснений проблем переходного периода: психоаналитические и социально-психологические. Первые сосредоточены на психосексуальном развитии индивида и на эмоциональных взаимоотношениях в семье. Для объяснений второго типа характерно внимание к социальной жизнедеятельности индивида» к таким категориям, как роль, статус, ролевой конфликт, ролевая неопределенность, социальные ожидания. Психоаналитический подход Центральным фактом для психоаналитического подхода является пробуждение в период полового созревания сил, имеющих инстинктивную природу, которые нарушают равновесие, установившееся в более ранний, латентный, период, и приводят к росту напряженности и резким сдвигам в эмоциональной сфере. Результатом этого своеобразного возврата к гекитальной, по Фрейду, фазе становится разрушение эмоциональных связей с родителями, поскольку поиски соответствующего объекта любви выходят теперь за пределы семьи,
бурям и стрессам, юлга у для шугреннего мира ранней юнсхлм. Бдос (1962, 1967) рассматривает кнюстъ как процесс «герой шдавидуализадад* ш аналогии с «первой индивидуализацией»', которая, по его мнеиию, заканчивается к челырехлет-нему возрасту Обапериода, как считает Блос, имшнге мгето оошаюс черт. Как в первом» так и во втором случае перед ребеикда* стоят задачи адаптации, продиктованные необходимостью достижения большей зрелости* Если: личность не успевает приспосабливаться к новым отгуациям, возникает опасность нарушения психическсго равновесия. Это сопоставление позволяет Плюсу провести параллель шнздУ переходом от полной зависимости младен* цд к охноснстельной самостоятельности дошкольника и во многом сходным переходом от ребенка, еще не достигшего пубертатного возраста, живущего в замкнутом пространстве семьи, к независимости взрослого* Второй переход предполагает внуграшее принятие н£занисимоспи как со стороны родителей, так к со стороны самого ребенка и оаказ от ооредаленного типа семейных взаимоотвштений, сооаваяющнх осажу формирования эмоциональной сферы ребевка. Чтобы ребенок в будущем смог полюбите другого человека и создать со временем новую семью, в его душе должно освобо-дагься место, занимаемое родителями. При всей схожести этих двух периодов между ними есть, конечно* и существенные различия. Прежде всего борьба за независимость имеет в этик случаях различные исходы: если двухлетний ребенок в этой борьбе почти всегда проигрывает, то юноша, как правило, выигрывает, по крайней мере должен выиграть. Избранный Блосом подход к пониманию психологических проблем ранней юности позволяет ему выявить значение регрессии . Этот автор считает, что для сохранения эмоционального равновесия 1 В психоаналитической теории личности сод регрессивной реакцией индивида подразумевается его потенциальное стремление в состоянии тревожности, нервя о -психической напряженности вернуться к более комфортному, * инфантильному* i состоянию, испытанному прежде. Так, в раннем детстве ребенок после рождения младшего брата или сестры может настаивать на прежних формах обращения, ухода за ним. Взрослый, у которого неприятности в а работе* может актуализировать какое-либо детское свое увлечение я
|
|||
|