Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





психология 12 страница



В некоторых случаях молодые люди испытывают недостаток в родительском тепле и понимании, как» например, одна 16-лет­няя девушка, которая так отозвалась о своих отношениях с отцом: «Мы не ссоримся, ко у нас нет настоящей близости. У него своя работа» у меня свои школьные дела. Его просто не интересует- чем я занимаюсь* (Конопка, 1976). В других случа­ях родители проявляют к детям равнодушие, жестокость, помыка­ют ими* В подобных обстоятельствах заинтересованные и понимающие сверстники могут помочь своим друзьям не только избавиться от тяжести домашней обстановки, но и просто посочув­ствовать, поддержать их, Кроме того, они могут служить своим друзьям ролевыми моделями (Конджер и Петерсон, 1984). Так, например, друг молодого человека, имеющий авторитетного от­ца, может продемонстрировать ему* что соперничество между отцом и сыном вовсе не обязательно, так же как не обязательно и безоговорочное подчинение сына отцу,

В этом уязвимом возрасте взаимоотношения подростков могут носить и болезненный характер. Например, у подростка, которого бьют, над которым смеются, которого отвергла понравившаяся де­вушка или которого не приняли в компанию, появляется тревожная настороженность по отношению к сверстникам, стремление их избе* гать. Вне всяких сомнений, желательно, чтобы отношения подрост­ка со сверстниками складывались как можно благоприятнее, так как в этом возрасте у человека особенно сильна потребность поде­литься с другими своими сомнениями* мечтами, сильными и часто противоречивыми чувствами- Отрочество и юность — это, как пра­вило, период интенсивного общения, но часто это и период необы­чайного одиночества» Просто быть рядом со сверстниками — это не выход из положения. Нередко подросток особенно одиноко чувству­ет себя именно в компании на вечеринке-

Приспособление к сверстникам. Потребность приспосабли­ваться к сверстникам проявляется уже в ранние школьные годы и к подростковому возрасту значимо увеличивается. Однако после 14—15 лет следует постепенный я неуклонный спад. Надо отметить также, что потребность эта в значительной степени

зависит от пола, социоэкономического уровня семьи подростка, взаимоотношений с родителями к других факторов (Хартап, 1983).

Одно из исследований, например, выявило, что подростки, склонные к самоуничижению, обладающие невысоким статусом в группе сверстников и низкой самооценкой, в значительно большей степени приспосабливаются к сверстникам (Костанзо, 1970). Девушки несколько более склонны приспосабливаться, чем юноши, кроме тех случаев, когда в группе поощряются отрицательные формы поведения. В подобной ситуации более податливыми оказываются юноши (Хартап, 1983),

Противоречит, ли друг другу влияние родителей и сверстни­ков? Многие полагают, что жизненные взгляды родителей v сверстников несовместимы, и что резкое падение родительског влияния в подростковом возрасте неизбежно* Однако взгляд: родителей и сверстников во многом совпадают, так как основ: их закладывались в одном и том же обществе* Нередко взгляд родителей и сверстников только с виду резко отличаются друг сг друга» на самом же деле различие это поверхностное*

Подростки очень нуждаются в тесном общении со сверстни­ками, в их поддержке: какими бы понимающими ни были родители и другие окружающие взрослые* их роль всегда огра­ниченна t так как подростки еще только стремятся достичь ста­туса взрослых* в то время как взрослые уже его достигли. Молодые люди могут не знать — и часто действительно не знают, — как им справиться с этой задачей. Но они знают, что предыдущие поколения подростков с ней справились, следова­тельно, если держаться своих сверстников, которые в конце концов «плывут на том же корабле», можно тоже добиться успеха в этом деле. Влияние подростков обычно преобладает в таких вопросах, как мода в одежде и разговорной речи, вкусы в музыке и развлечениях, взаимоотношения со сверстниками сво­его и противоположного пола. Влияние же родителей преоблада­ет в оценке нравственных и социальных проблем, понимании мира взрослых {Хартап, 1983)*

Необычайно сильное влияние группы сверстников на подро­стка может быть связано как с недостаточным вниманием к подростку в семье, так и с привлекательностью группы сверст­ников как таковой (Раттер, 1980), Влияние родителей наиболее сильно в тех случаях, когда их заинтересованность, поникание и желание помочь максимальны. Кроме того, у детей таких

родителей навряд ли возникнет потребность различать влияние родителей и друзей* И наконец, следует учесть, что потребность приспосабливаться к родителям и сверстникам у разных.подро­стков различна (Хартап, 1983). Наиболее уверенные в себе и самостоятельные подростки умеют с пользой для себя усваивать взгляды и жизненный опыт как родителей, так и сверстников, не будучи при этом в сильной зависимости ни от тех, ни от других и не испытывая неоправданного беспокойства из-за раз­личий между родителями и сверстниками.

Компании и группы, В доподростковый период отношения со сверстниками обычно ограничиваются общением с сосед­скими детьми и одноклассниками. Однако в подростковом возрасте круг знакомств расширяется* Взаимоотношения со сверстниками у большинства подростков определяются тремя категориями: широким понятием «компания», более узким понятием *rpyima* и понятием «дружба** Функции групп и компаний отличаются друг от друга* Группа, как правило, помогает подростку держаться на уровне современной моды и других веяний времени, а если заглянуть поглубже, то группа может служить и некоей «испытательной площадкой» для развития социальных взглядов и личных оценок подростка, В отличие от группы, более крупная и диффузная, более безлич­ная компания подбирается обычно на основе общих интересов и общих социальных мероприятий, а не взаимных симпатий индивидов. По мере развития подростков группы из предста­вителей одного дола постепенно меняются на группы, состоя­щие из представителей обоего пола*

Некоторые подростки либо по собственному выбору, либо от­вергнутые сверстниками оказываются изолированными — одиноч­ки, которые не принадлежат ни к группам, ю* к компаниям. Как и дети помладше, подростки бывают необыкновенно равнодушны и даже жестоки к тем из своих ровесников, которые им не нравят­ся (Конджер, 1977)* Для многих из таких изолированных подрост­ков отрочество и юность могут стать трудным периодом.

Дружба. Близкие друзья дают подростку то, что не в состоя­нии дать группа сверстников. Дружба в лучшем своем проявлении может сыграть роль терапии, способствуя выходу подавляемого чувства гнева или тревоги и представляя доказательства, что и других обуревают сходные страхи, сомнения, надежды. Как выразила это одна 16-летняя девушка: «Мой лучший друг зна­чит для меня очень многое. Я могу говорить с ним о том, о чем

не могу говорить ни с родителями» ни с другими сверстника­ми* Например, о ссорах или о проблемах, которые меня беспокоят, или об идеалах и всяком другом* Гораздо легче, когда знаешь, что не одного тебя все это тревожит * (Конд-жер, 1979),

Неудивительно, что, рассуждая о дружбе, подростки с их обостренной боязнью обнаружить свои чувства особенно отмеча­ют потребность быть уверенными в том* что друг никогда не подведет, в возможности ему доверять. Не менее важно, считают подростки, особенно девушки» умение друга выслушать и понять тебя душой (Белл, 1980)*

Принятая среди близких друзей свободная критика друг друга может помочь подростку изменить свое доведение, взгля­ды, вкусы, избежав при этом болезненного недоброжелательства других подростков* Более того, друг, который тебя по-настояще­му понимает и, несмотря ни на что, любит и ценит, может помочь преодолеть твои бесконечные сомнения в собственной ценности. Таким образом, близкие друзья помогают подростку почувствовать себя личностью, проникнуться уверенностью в свои силы*

К сожалению» дружба в этом возрасте не всегда протекает гладко. В силу своего довольно интенсивного характера она, как правило, разрушается гораздо легче, чем у взрослых. Молодые люди, которые постоянно сталкиваются с личными проблемами» испытывают наибольшую потребность в близких дружеских отно­шениях, но они и обладают наименьшей способностью поддержи­вать их* В этоад возрасте уязвимы даже самые прочные и плодотворные для обеих сторон дружеские отношения, хотя бы уже потому, что у каждого из друзей в этот период часто меняются потребности и проблемы, душевное состояние (Белл, 1980).

Как правило, близкие друзья — ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. При этом сходство поведения и оценок может быть и не так велико. Близкие друзья обычно гораздо более, чем просто приятели, сходны по умственному развитию, социальному пове­дению, успехам в учебе, умению соответствовать требованиям взрослых, степени активности в общественной жизни (Хартап, 1983). Частично это связано с тем, что подростки выбирают в друзья себе подобных, частично — с тем* что сходство растет в процессе самой дружбы.

Правда, нередки и исключения, например у серьезной, при­лежной девушки лучшая подруга — шумная, экстравагантная девушка, которую интересует не столько учеба, сколько всевоз­можные развлечения* Притягательность противоположного ха­рактера объясняется обычно тем, что подросток ищет в друге привлекательные черты, которых ему самому недостает (Конд-

жер, 1979)*

Признание, пренебрежение, неприятие. Удается ли подрост­ку заслужить расположение своих сверстников или нет, зави­сит во многом от его характера и поведения. Так же, как и у детей младшего возраста, у подростков обоего пола, как пра­вило,, пользуются признанием те сверстники, в ком чувствует­ся симпатия к другим людям. Такие подростки обычно сдержанны, уступчивы, отзывчивы» жизнерадостны *. добро­душны, обладают чувством юмора* Они держатся естественно, уверенно, но не самонадеянно, они энергичны, активны, уме­ют организовать общие интересные мероприятия, помогают, другим адаптироваться в компании (Конджер и Петерсон*

1984).

Скованные, неуверенные в себе, нервозные, замкнутые подрост­ки обычно вызывают у сверстников пренебрежение и оказываются социально изолированными. Те, кто компенсирует неуверенность в себе сверхагрессивяостью, заносчивостью или требует к себе особого внимания, также вызывают активную неприязнь сверстников и отвергаются ими* Не пользуются уважением и симпатией те, кто сосредоточен исключительно на себе и не способен или не хочет понять потребностей других людей и пойти им навстречу, кто саркастичен, бестактен, невнимателен к другим, равнодушен к успе­хам группы.

Некоторые подростки, имеющие свои определенные цели и интересы и твердо осознающие себя как личность, не нуждаются в одобрении сверстников и не ищут его. Но большинство подро­стков в значительной степени судят о своей значимости по отношению к ним окружающих и зависят от одобрения наиболее уважаемых сверстников. Подростки, непопулярные среди свер­стников, попадают в замкнутый круг эмоционально угнетенных, чрезмерно сосредоточенных на себе, неуверенных в своей значи­мости. Сознание своей отверженности еще больше снижает уве­ренность подростка в себе и усиливает ощущение социальной изолированности*

Разумеется, социальное одобрение сверстниками для подрост* ка желательно, особенно при совместной деятельности, порождаю­щей взаимопомощь. Тем не менее некоторые родители придают чрезмерное значение популярности своего ребенка среди сверстни­ков. Любой подросток рано или поздно может почувствовать себя обособленно и пусть ненадолго, но испытать при этом сильное огорчение* Те же родители, которые пытаются развить в ребенке стремление к популярности, только осложняют его взаимоотно* шения со сверстниками.

Влияние взаимоотношений со сверстниками на дальнейшую адаптацию подростка. Люда, не умевшие ладить со сверстниками в детстве и юношестве, более склонны к неврозам и психическим расстройствам, к грубому поведению с окружающими, преступной деятельности, к различным нарушениям сексуального характера (Хартап, 1983). Ряд психологов (Кауэн и др., 1973) провели тща­тельное исследование школьников* основанное на показателях умс­твенного развития, посещаемости школы, успехов в учебе и других видов деятельности» взаимоотношений с учителями и сверстника* ми. Через 11 лет служба психического здоровья сравнила эти пока­зания с вновь полученными данными и выявила, что из всех первоначальных показателей наиболее верно предопределяют буду­щее душевное здоровье человека его взаимоотношения со сверстни­ками в детстве.

Среди подростков и молодых людейt которые в детстве были в разлале со сверстниками, также более высокий процент права-нарушителей и преступников. Нет оснований сомневаться, что разлад во взаимоотношениях со сверстниками ведет к самым различным формам эмоциональной и социальной неприспособ­ленности (Хартап, 1983),

Юношеская любовь. На вопрос, заданный американским подро­сткам и молодым людям в возрасте до 18 лет, быял ли они когда-либо влюблены, 56 % ответа ли *да*, 39 % — *нет* и 5 % не смогли с уверенностью ответить на этот вопрос* Реже других отвечали на этот вопрос утвердительно мальчики-подростки 12— 15 лет. наиболее часто — девушки 16—18 лет. Среди тех» кто сказал, что когда-либо был влюблен, более половины признались, что и сейчас влюблены, чаще в этом признавались девушки (Гэл-лая, 1979).

Иногда юшлиеская влюбленность переходит в серьезнуюt

постоянную, длительную привязанность, хотя чаще это — силь­ное, но не очень продолжительное эмоциональное переживание.

Тем не менее в период влюбленности чувства подростков так же сильны, а способность радоваться и отчаиваться так же велика, как у взрослых. Тяжело любить без взаимности, но еще тяжелее> когда ты по-прежнему любишь того, кто тебя уже разлюбил. Взрослые, которые не принимают всерьез «детскую* любовь подростков, обнаруживают тем самым и нечуткость, и короткую память* У молодых людей и подростков разрыв с любимым человеком нередко приводит к глубокой депрессии. Вот как описывает свои ощущения 17-летняя девушка: «Мне кажется — жизнь кончена, и я уже никогда ничему не смогу улыбнуться* (Белл, 1980)* К счастью, в большинстве случаев боль постепенно утихает, но хорошо, чтобы в это время рядом оказался близкий друг, с которым можно было бы поделиться.

Правда, подчас подростки и молодые люди продолжают под­держивать взаимоотношения просто из чувства самозащиты* Приятно сознавать, что тебе есть с кем провести выходные дни, что кто-то думает и заботится о тебе, ищет встреч с тобой* Однако страх — страх одиночества, страх знакомства с новыми людьмит страх обидеть других, страх быть отвергнутым — не­здоровая основа для взаимоотношений (Белл, 1980).

Наиболее успешно справляются с требованиями близких эмоциональных взаимоотношений те, кому легко удаются все* возможные социальные и личностные роли* В оптимальном случае это добрые отношения с близкими друзьями одного пола в отрочестве, а затем и с представителями другого пола в юности*

Те подростки, у кого четка спланированы занятия и часы досуга и для кого взаимоотношения родителей являютсл образ­цом их будущего супружества, гораздо реже влюбляются в школьные годы и реже стремятся к супружеству до 21 года. Подростки, которые не хотят подражать в супружестве своим родителям* значительно чаще признаются» что влюблены. Моло­дые женщины с высокой самооценкой, как правило, в отрочест­ве и юности часто встречались с молодыми людьми. Однако эти взаимоотношения были гораздо менее продолжительными» чем у их сверстниц с низкой самооценкой (Конджер и Петерсон, 1984), Старшеклассники, живущие в полной семье, обычно бо­лее реалистично относятся к любви, чем те, чьи родители разве­дены или одного из них нет в живых.

Формирование личности и адаптация в обществе

в юношеском возрасте

В юности человек стремится найти правильный ответ на вопрос: «Кто я?* Этот вопрос занимал умы человечества на протяжении многих веков. В наше время он стал предметом систематического исследования психологов. Одной из основных в этом направлении стала теория формирования личности аме­риканского ученого Э* Эриксока,

Молодые люди и взрослые, осознавшие себя как личность, рассматривают себя, прежде всего, как самостоятельных инди­видов, отличающихся от других* Понятие индивидуальность в данном случае тождественно понятию личность, око выражает необходимость и потребность осознавать себя как нечто отлич­ное от окружающих людей, несмотря на определенное сходство с ними, С этим тесно связано желание воспринимать себя как целостную натуру* Когда мы говорим о целостности натуры, мы имеем в виду как наличие индивидуальных особенностей, так и внутреннее единство, правильное сочетание потребностей лично­сти, мотивации и манеры поведения. Чтобы иметь правильное представление о себе, молодому человеку также необходимо ощущать себя во времени. Для того чтобы молодой человек мог понять свою целостность, он должен чувствовать непрерывную последовательность процесса собственного становления за дол­гие годы детства: того, чем он стал за это время, и того, чем он может стать в процессе будущего развития (Эриксон, 1956).

Согласно Эриксону, осознание себя требует психологической взаимности — то есть соответствия между представлением чело­века о себе и тем, как его воспринимают окружающие и чего они от него хотят (Эриксон, 1956). Утверждение Эриксона о связи самовосприятия с социальной реальностью имеет большое значе­ние. Оно подчеркивает, что, если молодой человек не принят обществом или даже каким-либо отдельным лицом, это может сильно помешать ему в утверждении собственного Я.

Эриксон предложил пересмотреть основные положения Фрейда о стадиях развития личности. По мнению Эриксона, Фрейд прида­вал излишне большое значение чисто биологическим * в частности сексуальным, факторам развития и недооценивал роль воспитания, социальных отношений и воздействия культуры на развитие лично­сти. Он также считает, что серьезные изменения развития могут

 

происходить и вне периода детства* Эриксон предложил восемь

стадий развития, даяшъюающих всю жизнь человека. Эта теория привлекла к себе внимание психологов, занимавшихся проблемой развитая детей. Она имела большое значение ддя исследований в области; психологии юношеско­го и более позднего возраста. Поэтому при изучении юношеской психоло­гии необходимо иметь некоторое представление о теории Эриксона.

Восемь стадий развития, по Эриксону, представлены на рис, 2.

Восемь стадий развития по теории Эриксона. Слева указаны соответствующие возрастные периоды по теории Фрейда

Рисунок 2

 

VIII зрелость цельность 3 личности—отч ая ни е
VII взрослость созидание— 7 стабильность
VI юность интимность— 6 изоляция
V пубертатный идентичность— 5 ролевая неопределенность
IV латентный + трудолюбие— 4 г чувство неполноценности

Ш

локомоторно-

генитальный II мышечно-анальный

т

инициатива— 3 чувство вины
автономия— 2 зависимость
1 орально-сенсорный доверие— 1 недоверие

Каждая из них определена той проблемой или кризисной

ситуацией» которая должна бьггь разрешена для дальнейшего беспрепятственного течения процесса развития. Основная задача

первой стадии — установление доверия к окружающему миру. Эрик с он считал, что у детей она возникает тогда, когда их мир оказывается непротиворечивым и предсказуемым, то есть когда они накормлены, согреты и обласканы.

Для второй стадии характерно противоречие между развива­ющейся автономией, с одной стороны, и продолжающейся зави­симостью — с другой. Дети рано начинают утверждать свою самостоятельность: они говорят «нет», позволяют себе ходить и бегать там, где им хочется, и т.д. Эряксон считал, что ребенку надо дать почувствовать свою самостоятельность, что не следует проявлять излишней строгости или тем более грубости по отно­шению к нему. Если ребенок постоянно сталкивается с неодобре­нием своего поведения, у него могут зародиться сомнения в самой возможности делать что-либо самостоятельно.

Третья стадия развития начинается с возникновением конф­ликта между инициативой и чувством вины. Ребенок ставит церед собой новые задачи> планирует новые виды деятельности* Согласно Эриксону, главной опасностью этого периода является возможность возникновения у ребенка чувства вины за соверша­емые им действия. Именно на этой стадии родители могут заме­тить повышенный интерес детей к вопросам пола.

На четвертой стадии в первые школьные годы ребекку при­ходится искать решение конфликта между трудолюбием и чув­ством собственной неполноценности, Дети, поступая в школу, начинают выполнять определенные задания и приобретать соот­ветствующие навыки. Важно, чтобы ребенок в этот период по­чувствовал уверенность в себе. Бели же он не все успевает или у него постоянно что-то не получается, это может привести к возникновению чувства неполноценности.

Основной трудностью пятой стадии — юношеского возраста — является противоречие между формированием чувства идентично­сти и ролевой неопределенностью. Молодой человек пытается соста­вить из элементов характера, унаследованного от детского возраста, целостную личность и выбрать ту mm иную профессию k Результа-том неудачного решения может быть неправильное определение своего места в жизни или диффузия личности. Эрнксон отмечает, что формирование личности происходит, вероятно* по-разному у юношей и депушек, поскольку в дальнейшем общество предписыва­ет им разные роли* Он считает выбор профессии более важным для формирования личности юноши* тогда как девушка может сконцен­трировать свое внимание на роли жены и матери- Изменения,

происшедшие за последние годы в представлениях о назначении и роли женщины, побудили многих психологов пересмотреть это утверждение, включив профессиональную ориентацию в процесс формирования личности девушек*

На шестой стадии, при переходе от юности во взрослый возраст, основным является разрешение противоречия между интимностью, формированием близких отношений и тенденций человека к+изоляции* В этот период должны быть выработаны навыки установления взаимоотношений между людьми на осно­ве терпимости. Кто не сумеет правильно установить такие взаи­моотношения, может оказаться в психологической изоляции и иметь только поверхностные отношения с окружающими. Наи­более важным типом отношений, согласно Эриксону, являются отношения между полами на основе взаимной привязанности и преданности. Однако это положение теории было подвергнуто сомнению как неоправданно суженное многими исследователя­ми, считающими, что существует ряд других, не менее важных и имеющих большую моральную ценность отношений.

На седьмой стадии у взрослого человека средних лет может возникнуть конфликт между стремлением к созидательной дея­тельности и склонности к стабильности. Способность к созида­нию — это не только возможность иметь детей, но и способность творческого отношения к жизни. Без ощущения такой возмож­ности человек, согласно Эриксону, пребывает в состоянии ста­бильности, он больше не развивается-

На восьмой стадии возникает конфликт между цельностью личности и отчаянием. У целостных натур существует ощуще­ние порядка и значимости жизни» чувство удовлетворения тем» чего они достигли. Существует и ощущение причастности к мировой культуре. Отчаяние может возникнуть вследствие стра­ха смерти или недовольства прожитой жизнью.

Трудность формирования личности. Все происходящие изме­нения, которые влияют на восприятие человеком самого себя как особой, разнящейся с другими, развивающейся личности, на оценку того, совпадает ли такое восприятие с восприятием окру­жающих, способствуют формированию чувства собственного Я, Все же, что мешает формированию правильного восприятия себя, приводит к искажению или диффузии личности, к неспо­собности объединить в единое целое черты собственной личности (Эриксон, 1968).

Многие молодые люди в сходных положениях ведут себя по-разному* то есть как бы играют несколько ролен и не сразу могут установить, что же они представляют собой на самом деле. Иногда они намеренно пробуют ряд ролей, пытаясь понять, что им больше подходит. Один молодой человек, который писал тремя различными почерками, в ответ на вопрос, зачем это ему, сказал: «Как же я: могу писать всегда одинаково, еслн я не установил еще точно, кто я такой?+

Поиски собственного Я делаются особенно напряженными в период юности. Именно тогда происходят бурные процессы изме­нения психологии, физиологии, полового созревания-* меняется процесс познания, возникают новые потребности интеллектуаль­ного и общественного характера, когда человек ищет свое призва­ние. Молодого человека начинает поэтому интересовать, как его воспринимают окружающие, насколько их представления о нем совпадают с его собственным и как возможно совместить и исполь­зовать в будущем все ранее приобретенное.

В некоторых случаях в процессе формирования личности проис­ходит ранняя фиксация восприятия себя, что мешает развитию потенциальных возможностей самооценки. Молодые люди, остано­вившиеся преждевременно в ее выработке, как правило» в большей степени полагаются на оценку окружающих, обычно они больше опираются на авторитет, стремятся быть похожими на других и поэтому теряют независимость* Они больше интересуются традици­онными ценностями, реже размышляйте самостоятельно, более спо­койны, лучше вписываются в стереотип, более поверхностны, не имеют глубоких привязанностей как к людям своего, так и противо­положного пола. Хотя они к не отличаются от своих сверстников по уровню интеллектуального развития, у них нет гибкости мышле­ния» они не могут адекватно реагировать в стрессовых ситуаисилзс, когда необходимо принять самостоятельное решение. Их радует спокойный, упорядоченный уклад жизни. Обычно отношения с родителями у таких людей бывают хорошимиt в особенности отно­шения между сыновьями и отцами, они иринимают моральные оценки родителей, однако не без определенного нажима со стороны последних. Основной задачей родителей в подобных случаях может быть стремление привить ребенку единственное желание — быть не хуже других*

Другие люди, наоборот, в юношеском возрасте слишком долго и мучительно ищут свой путь. Иногда им так и не удается окончательно и правильно разобраться в себе, они не могут

найти себя, определить свое место в жизни, долго остаются неприкаянными. Такие молодые люди обычно страдают комп­лексом неполноценности, их моральные оценки неустойчивы. Они не могут и полной мере нести ответственность за свои поступки• Они бывают импульсивны, непоследовательны, про­являют склонность к употреблению наркотиков. Их отношения с людьми хаотичны и поверхностны, они не имеют постоянных привязанностей и не признают что-либо для себя обязательным. Как правило, они отвергают образ жизни родителей, но ничего собственного взамен предложить не в состоянии

В большинстве случаев, однако,, поиски к сомнения, характер­ные для юношеского возраста» приводят к полноценному становле­нию личности. Обычно у молодых людей, прошедших через них, наблюдается большая самостоятельность, более творческое отно­шение к делу и более совершенное мышление по сравнению с теш*, у кого процесс формирования личности протекал легко* Оки в большей степени ощущают свою пслоролевую принадлежность, более положительно оценивают себя, имеют крепкие моральные устои. Они сохраняют добрые отношения с родителями, но в основном независимы от своих семей*

Формы становления личности могут значительно отличаться как у отдельных людей, так и у тех или иных групп молодежи. Это зависит от взаимоотношений между детьми и родителями, от воздействия культуры данного общества, от происходящих в общественной жизни изменений. В примитивных обществах, где существует лишь небольшой набор ролей для всего взрослого населения, а изменения в жизни незначительны, процесс фор­мирования личности не бывает особенно сложным* Но в быстро меняющемся обществе» где существует большой набор ролей и назначений человека, поиск своего Я может оказаться трудным и продолжительным (Кокджер я Петерсон, 1984).

В пределах данного общества существуют традиционные а не­традиционные роли: индивид может искать свою собственную роль, свое общественное назначение, свою профессию среди того набора, который предлагает ему общество, либо выбрать какую-то особую роль. Некоторые необычные роли являются позитивными и конст­руктивными: например, художник или поэт, которые * маршируют не в ногу со всеми остальными*; другие — скажем, наркоман или преступник — это роли отрицательные (Конджер, 1977).

Существует множество вариантов процесса становления лич­ности. Типичный кризисный стереотип длительного и сложного поиска своего Я, возможно, несколько утрирован, Многие моло­дые люди обретают себя без каких-либо особенных *бурь и потрясений* (Конджер, 1979).

Выбор профессии. Для большинства людей — сознание полез­ности своего труда является существенным компонентом в общей самооценке* Если у человека есть работа, полезная обществуt и он хорошо с ней справляется, это способствует формированию чувства собственного достоинства и признанию себя личностью. И наобо­рот, если общество дает понять, что данный человек — лишний и для него нет подходящей, соответствующей его уровню работы (именно это и слышат в настоящее время многие молодые амери­канцы), это может стать причиной сомнений в себе* чувства обиды и утраты собственного достоинства* В подобных случаях делается более вероятным негативное отношение к собственному Я, человек начинает выше ценить в себе отрицательные стороны характера*



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.