Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





психология 15 страница



Таким образом, развитие у подростков представления о сво­ем теле определяется» во-первых, сознаванкем своего спонтанно­го физического развития, во-вторых, реакциями сверстников на те или иные особенности его тела, нередко явно преувеличенны­ми, и, в-третьих, идентификацией со стандартами телосложения и внешности, закрепленными в культуре.

Исследования, посвященные формированию образа тела у подростков с физическими отклонениями, показывают, что все испытуемые могут быть отнесены к одному из трех типов. К первому типу относятся дети, наблюдающиеся в педиатрических клиниках в связи с очевидными отклонениями и половом разви­тии — гормональными нарушениями, необходимостью хирурги­ческого вмешательства и т.д. В эту группу входят мальчики с увеличенными грудными железами; полные мальчики с женопо­добной фигурой; подростки с патологически низким ростом, а также не прошедшие пубертат к шестнадцати годам* У многих детейй входящих в эту группу, наблюдаются признаки наруше­ния поведенческой адаптации; у других эти признаки выявля­ются в ходе клинической беседы.

Ко второму типу относятся подростки, у которых отсутствует явная патология, ко которые тем не менее испытывают очевидные сомнения в собственной половой адекватности. Нарушения в фор­мировании образа тела наблюдаются у этих детей на фоне проблем эмоционального порядка — от незначительных отклонений в регуляции поведения или тревожности, связанной с учебными ситуациями, до отчетливых невротических реакций, У некото-

рых из них психологические проблемы, относящиеся к образу тела, оказываются вытесненными в подсознание и выявляются лишь в ходе длительной психотерапии*

К третьему типу принадлежат подростки» у которых физиче­ский дефект служит основой для рационализации какого-то более принципиального личностного дефекта, связанного с соци­альной неполноценностью.

У подростка, испытавшего в детстве недостаток в проч­ных, здоровых отношениях с родителями или страдавшего длительными заболеваниями, нередко отсутствует внутренняя основа, необходимая для правильного развития Я-концепции Когда такой подросток сталкивается с проблемой интеграции изменений» происходящих в структуре его тела в пубертатны] период* он, до сравнению со своими сверстниками, испытыва ет большую тревожность* даже если физиологические процес­сы протекают у него в рамках нормы. Чем менее успешной была адаптация в детстве > тем менее успешной будет она и в подростковом возрасте* Далее минимальные отклонения в рос­те и изменении формы тела могут стать для таких детей источником серьезных психологических затруднений.

Врожденные или возникшие в детстве физические отклоне­ния в юности приобретают новое значение. Ниже мы проиллю­стрируем это на нескольких примерах из психотерапевтической практики. Во всех этих случаях низкая оценка своего физиче­ского Я приводила к нарушениям в поведении и плохой успева­емости в школе* Но чуткость и отзывчивость, проявленные учителями, вмешательство профессиональных психотерапевтов позволили повысить у этих детей самооценку, что привело к нормализации их поведения*

Шестнадцатилетний Б. обратился к врачу с жалобами на пост* янньш кашель* В ходе обследования выяснялось, что у мальчик увеличены грудные железы* Тогда он признался, что жалобы ь кашель были лголь предлогом для обращения к врачу, а на comoi деле его тревожит недостаточная мужественность его тела* Поел этого он был направлен к психологу. Как было установлено, Е казалось, что он постепенно превращается в женщину. Он заброси. уроки, часами изучал свое тело, чтобы выяснить, происходят ли нем какие-нибудь дальнейшие роковые изменения, В результате ег успеваемость в школе катастрофически снизилась. Он отказывалс участвовать в любой деятельности, в которой могли бы отчетливо обнаружиться особенности его тела, стал избегать близких кон-

тактов со сверстниками* Однако при этом он пытался по-своему доказать свою мужественность, нарушая дисциплину в школе, не подчиняясь учителям, обижая младших. Хирургическое вме-шательство и курс психотерапии позволили Б. восстановить прежний уровень успеваемости и нормальное поведение.

Д. попал на консультацию к психологу в возрасте четырнадцати лет. Он постоянно демонстративно нарушал дисциплину на уроках, пытаясь всеми средствами привлечь к себе внимание* Классный руководитель охарактеризовал его как нетерпеливого, нервного, высокомерного» доминантного, склонного вступать в пререкания учащегося, которому не слишком симпатизируют одноклассники, так как с шш. трудно иметь дело* Несмотря на то, что его коэффици­ент интеллекта был очень высок > учился он гораздо ниже своих возможностей. Физически был явно недостаточно развит: его рост соответствовал среднему росту десятилетнего мальчика» по всем признакам он только еще находился на пороге пубертата, Эта задер­жка в физическом развитии и была» по мнению психолога, основной причиной отклонения в его поведении:, ибо» несмотря на то, что вначале он отрицал свое беспокойство по поводу низкого роста и общей физической незрелости организма, на последующих сеансах психотерапии выяснилось, что эти факторы вызывают у него силь­нейшее чувство собственной неадекватности наряду с чувством отвер­женности. Курс психотерапии и лечение препаратами у содержащими андрогены, которые должны были стимулировать половое созрева­ние и процесс роста организма, позволили полностью снять негатив­ные социальные последствия задержки физического развития и восстановить необходимый уровень успеваемости в школе*

В, отличался полнотой с девятилетнего возраста> но это не вызывало у него какого-либо внешне выраженного беспокойст­ва- Однако в возрасте пятнадцати лет он заявил, что убежден в своем коренном физическом отличии от других мальчиков в классе. Соответствующее тестирование показало, что он считает сверстников зрелыми людьми, обладающими необходимой му­жественностью, а себя — человеком вялым и неразвитым. Его внешность вызывала у него серьезное беспокойство; он отказы­вался раздеваться на уроках физкультуры и стал часто пропу­скать занятия в школе, Как выяснилось, никто из товарищей по классу или учителей не обращал внимания на его полноту и не позволял себе шуток по этому поводу* Причиной возникших у него психологических затруднений стала wo собственная интер­претация своей внешности и того факта, что он не в состоянии

достичь «идеала*, воплощенного в телосложения: его товари­щей. Эту установку удалось переломить в результате курса пси­хотерапии и консультации с диетологом. В возрасте семнадцати лет он, по мнению психотерапевта и учителей, производил впе­чатление вполне зрелогоt адекватно реагирующего юноши с хорошей личностной регуляцией.

Как убедительно показывают приведенные выше примеры, оценка индивидом своей физической зрелости может существен­но влиять на характер его личностной и социальной адаптации»

В исследовании Джонса и Бейли (1950), направленном на выяв­ление и сопоставление ряда личностных переменных у большой группы подростков» была установлена такая картина: мальчики* отстающие в физическом развитии, по сравнению со сверстникам*, которые физически развивались в ускоренном темпе, получали более низкие оценки по таким переменным, как физическая привлекатель­ность, опрятность, деловитость, но более высокие — по показателям коммуникабельности и социальной активности (порой явно инфан­тильной, продиктованной чисто детским желанием привлечь к себе внимание).

На основе этих данных можно сделать вывод, что отношение взрослых и сверстников к подростку, их принятие подростка и способ взаимодействия с ним во многом обусловлены уровнем его физической зрелости. Иными словами, социально-психоло­гическая среда, в которой оказываются поздно развивающиеся дети, и тот опыт, который они получают от взаимодействия с этой средой, существенным образом отличаются от среды и опыта их рано развивающихся сверстников. Этим объясняются и различия в поведении этих двух групп подростков в социаль­ных ситуациях* Можно предположить, что такого рода различия существуют не только во внешне выраженном поведении> но и в интраясихических, скрытых от посторонних глаз, проявлениях, которыми это поведение обусловлено*

. Это предположение косвенно подтверждается данными, относящимися к долговременным последствиям степени фи­зического развития в подростковом и раннем юношеском воз­расте. Джонс (1957) установил, что различия в физической зрелости, наблюдающиеся у подростков, практически стира­ются к тридцати годам. Тем не менее бывшие акселераты, вступившие в пору зрелости, по ряду существенных психо­логических характеристик отличаются от своих сверстни­ков, у которых в юности наблюдалось позднее физическое

 

созревание. Эти психологические различия среди взрослых во многом аналогичны различиям, которые существуют среди под­ростков. Те, кто в свое время испытал раннее физическое созре­вание, демонстрировали в исследовании высокие показатели по шкалам социализации, доминирования, ответственности и само­контроля; у тех же, кто в юности отличался замедленным тем­пом физического развития, существенно более высокими оказались показатели по шкалам гибкости и подчинения.

Из этих данных Джоне делает вывод» что у акселератов форми­руется тип личности, более благоприятный с точки зрения важ­нейших социальных переменных* Мужчины оказываются более успешными в профессиональной сфере, у них лучше развит само­контроль» они в большей степени склонны и способны принимать на себя социальную ответственность. Те, кто в юности развивался поздно, в дальнейшей жизни могут проявлять себя как люди более зависимые, вспыльчивые, ранимые и изнеженные- Хотя они и обла­дают повышенной икгуидкей, их профессиональная деятельность не всегда у спешна* Это свидетельствует о том, что социально-психологи­ческая атмосфера, которая окружает человека в юности, может иметь далеко идущие последствия, касающиеся его типа личности и

характера поведения*

Массен и Джонс (1957) изучали взаимосвязь #-коыцеп~

ции, мотивации и межличностных установок у 33 мальчи­ков-подростков. На основе полученных данных был сделан вывод, нто если у мальчика физическое развитие протекает замедленно, то он в большей степени открыт негативным влияниям социально-психологической среды, оказываю­щей существенное формирующее воздействие на его лич­ность* Он уступает своим сверстникам в спорте* к нему обычно относятся свысока, как к «маленькому*. Все это может привести к формированию негативной -концепции, к появлению чувства отверженности» к привычке быть за­висимым от социального окружения и к попыткам бунто­вать против родителей* По мнению авторов этого исследования, мальчики, которые созревают в замедленном темпе, в юности чаще отличаются неадаптивностью, они более чувствительны к собственным переживаниям и способ­ны с большей готовностью принимать свой внутренний мир таким, каков он есть»

С другой стороны, мальчики-акселераты с гораздо большей вероятностью извлекают из окружающей их социально-психоло­гической среды индивидуальный опыт, необходимый для пра­вильной личностной регуляции.

По сравнению с тем влиянием, которое оказывает в юности позднее развитие на -концепцию мужчин, степень физического развития женщин в тот лее период имеет относительно неболь­шое значение длл их образа Л. Возможно, это обусловлено тем, что идеал мужского тела, закрепленный в культуре, — высокий, стройный атлет — может быть отнесен к различным возрастам, а раннее физическое созревание девочки не дает ей в социальном плаке никаких преимуществ. Более того* девочки воспринимают ранние признаки половой зрелости как бедствие» свалившееся на них невесть откуда; они сутулятся, чтобы скрыть свой рост» косят свободный свитер, чтобы не была видна намечающаяся грудь. Необходимо учитывать, что рано созревшая девочка в своем развитии опережает нормально развивающегося мальчика на три-четыре года и может ожидать адекватной социальной реакции лишь от юношей, которые гораздо старше ее* Поэтому девочки с более поздним физическим развитием могут пользо­ваться успехом в среде своих сверстников.

В дополнение к исследованию, посвященному физическому раз­витию мальчиков, Джонс и Массен (1958) провели аналогичное исследование, в котором сопоставлялись «-концепции, мотивы и межличностные установки девочек с ранним и поздним физическим развитием. Они обнаружили, что у рано развивающихся девочек формируется более благоприятная Я-коадегащя и что они являются менее зависимыми* Однако эти характеристики прослеживаются у девочек менее отчетливо* чем у мальчиков, поскольку для них не так валена физическая сила, спортивные достижения и т.д. Кроме того> девушки обладают более широким диапазоном возможностей для изменения своей внешности:. Но тем не менее психологические переживания, связанные с внешностью* могут иметь к для девушки далеко идущие последствия*

Массен и Джонс, как и многие другие исследователи, счита­ют, что для акселератов период юности протекает в целом на-много легче, чем для их поздно развивающихся ровесников* Это обычно объясняют двумя причинами- Во-первых, Оки выглядят старше своих лет, поэтому пользуются уважением сверстников и доверием взрослых, которые склонны предоставлять им боль­шую свободу. Во-вторых, раньше пройдя полосу связанных с

i    Ч                                                                                                                                                     •

пубертатом психологических затруднений, они получают воз-мощность быстрее и на более эффективной основе перейти к решению других проблем юношеского периода.

Бэрроы (1979) высказывает мнение о позднем физической со-зреваьши, не совпадающее с точкой зрения Массена и .Джонса. Он считает, что позднее созревание нередко открывает путь к более сложной личностной интеграции в период взрослости. Автор ссы­лается на результаты Оклендского Исследования Развития (1979) — лонгитюдиой программы, которая начала реалиаовываться в 1932 году- Первый рао испытуемых интервьюировали в период обучения в средней школе, а второй — в возрасте сорока-пятидеся-ти лет. При сравнении результатов этих опросов был сделан вывод о том, что в числе наиболее здоровых вс благополучных в сорока­летнем возрасте людей оказались многие из тех, кто в юности испытывал сильные конфликты, связанные с половой еамоиденти-фикацкей, или проявлял в этой области необычные тенденцией* Это свидетельствует о вполне позитивных перспективах для подрост­ков со сниженным темпом физического развития.

Совпадение результатов, полученных многими исследователями путем тестирования одних и тех же испытуемых с большими вре­менными интервалами, позволяет* вслед за Джонсом сделать вы­вод, что преимущества и недостатки* которые в юношеском возрасте непосредственно связаны с ранним идя поздним физическим разви­тием, имеют тенденцию сохраняться на протяжении какого-то вре­мени и с наступлением периода взрослости, В свете имеющихся данных не возникает сомнения, что многие черты, свойственные личности подростка с преждевременным или запоздалым физиче­ским развитием (характер мотивации, самоустановки я установки, связанные с межличностным взаимодействием), носят не времен­ный ситуативный характер, а обладают относительной устойчиво­стью и сохраняются в течение длительного времени»

Существенным пробелом в указанных исследованиях являетая от­сутствие сандартиЕэированных критериев раннего и позднего физиче­ского раавьгтия. &ги исследования проводились также с небольшими группами испытуемых, что ставит под сомнение их обобщенные выводы. От внимания исследователей ускользнули некоторые распространенные психологические щюблемы, связанные с периодом ранней юности. Так* например, у подростков-акселератов часто возникают психологические затруднения в связи с тем, что окружающие, ориентируясь на юс внешность, ожидают от них слишком многого. Еще одно характерное явление заключается в том, что зачастую скороспелые* подростки

благодаря своей * солидной > внешности попадают в ситуации, требующие подлинной взрослости и гораздо большего, чем у них, жизненного опыта. Неверные решения, принимаемые ими в такого рода ситуациях* бывает нелегко изменить впоследст­вии. Таким образом» проблема психологических последствий раниего и позднего физического развития в подростковый пери* од требует дальнейшего изучения,

Эрнксон о чувстве идентичности

Главной задачей, которая встает перед индивидом в юности,

является формирование чувства идентичности. Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?* и «Каков мой дальнейший путь?* В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нор­мы для оценки своего доведения и поведения других людей. Этот процесс связан так лее с осознанием собственной ценности и компе­тентности .

Чувство идентичности формируется у юноши постепенно; его источником служат различные идентификации» уходящие корня Mir в детство. Ценностные и моральные стандарты детей младшего воз­раста преимущественно отражают ценности и мораль их родителей; чувство собственной значимости у детей определяется в основном отношением к ним родителей, В школе мир ребенка значительно расширяется, для него становятся все более важными ценности, разделяемые его сверстниками, и оценки, высказываемые учителя­ми и другими взрослыми. Подросток пытается выработать единую карпгау мировосприятия, в которой все эти ценности и оценки должны быть синтезированы. Поиск идентичности значительно ус­ложняется* если ценностные представления родителей, учителей и сверстников не согласуются между собой.

Тщательного анализа требует само понятие идентичности. Как и любую другую психологическую характеристику личности, иден­тичность нельзя рассматривать в применении лишь к отдельно взятому человеку; она получает осмысление только в социальном контексте, в системе отношений индивида с другими людьми, и в первую очередь с членами его семьи. Иначе говоря, идентичность имеет как личностные (субъективные), так и социальные (объектив­ные) аспекты, которые тескейишме образам взаимосвязаны. Такое различение было предложено Джемсом еще в 1890 году* Личност­ные аспекты идентичности он описывал как 4Сознание личностной

самотождественносгга*, претивопоставляя их социальным аспектам» существующим как многообразие социальных Я индивида, опреде­ляемое множественностью восприятия его разными людьми, каж­дый из которых имеет в своем сознании его специфический образ. Сегодня мы стремимся различать, с одной стороны, те роли, которые принимает на себя индивид, взаимодействуя с другими людьми, а с другой — то, каким он считает себя на самом деле и что иногда называют подлинным Я или идентичностью лично сти. Эти два аспекта в формировании идентичности можно рассматривать как в функционально-ролевом плане, так и сквозь призму самореализа­ции. Взаимосвязь этих аспектов очевидна. Чем менее целостным и устойчивым является у человека чувство внутренней идентичности или самореализация, тем более противоречивым будет его внешне выраженное ролевое поведение. Если же чувство внутренней иден­тичности является устойчивым и согласованным, это будет выра­жаться и в большей последовательности его поведения, несмотря на многообразие принимаемых им социальных ролей, С другой сторо­ны, последовательное и непротиворечивое социальное и межлнечно-стное ролевое поведение повьпиает уверенность человека в себе и чувство успешной самореал и задки»

Существование этих различий требует от индивида осущест­вления выбора как между различными аспектами своего внут­реннего ЯР так и внешними ролями, которые он принимает на себя в социальных ситуациях,

Конфликты, возникающие на стыке самореализации и функци­онально-ролевого поведения, существуют на протяжении всей жизни человека; они особенно обостряются в периоды кризисов и достигают своего апогея в пору юности* При этом идентичность не формируется в юности'раз и навсегда; в сущности, этот процесс не прекращается всю жизнь. И самореализация, и функционально-ролевое поведение постоянно порождают проблемы, требующие сознательной переоцен­ки ценностей, В жизненном процесса мы продолжаем создавать нашу собственную личностную и социальную идентичность, В этом смысле правильнее было бы говорить не о пассивном формировании иден­тичности, а о перманентном творческом процессе, в ходе которого мы создаем и модифицируем свою идентичность. Важность личностного и социального аспектов идентичности и процесса их постоянного взаимодействия находит отчетливое отражение в определении идентич­ности, данном Эриксоном (1959): «Сознательное ощущение наличия личной идентичности основывается на двух наблюдениях, существую­щих одновременно* Это, во-первых* непосредственное восприятие

индивидом своей длящейся самотождественносга, а во-вторых, восприятие того факта, что другие люди также видят эту длящуюся самотоясдественкость*. Поэтому, как считает Эриксон, для достиже­ния чувства идентичности юноша должен научиться быть в высшей степени самим собой в тех случаях, когда он больше всего значим для других, а именно для тех, кто является подлинно значимым для него.

Нередко случается, что молодой человек, достигший воз­раста, в котором выбор идентичности становится необходимым, реально оказывается к этому неспособен. В такой ситуации индивид может прибегнуть к тому, что Эриксон называет «пси­хосоциальным мораторием*, то есть к продлению переходного периода от юности к взрослости. В этот период жизнь юноши как-будто лишена целенаправленности; он пассивно ожидает момента* когда ему представится возможность найти себя.

Если рассматривать юность на пересечения психоаналитиче­ского и социологического подходов, как это делает Эриксон, то эту пору жизни можно определить как период физической зрелости и социальной незрелости: то есть ребенок гораздо раньше становится взрослым в плане физиологии, чем способным эффективно прини­мать на себя взрослые роли. Все психологические проблемы юно­шеского периода в конечном счете обусловлены тем, что новые для индивида физические возможности и новые формы социального давления, побуждающие его стать самостоятельным, сталкивают­ся с многочисленными препятствиями, затрудняющими его дви­жение к подлинной независимости.

В результате этого столкновения у молодого человека возни* кает статусная неопределенностьt то есть неопределенность его социального положения и ожиданий, которые он испытывает; все это находит свое выражение в проблеме самоопределения* Кроме того, необходимость принимать решения, важные для всей его дальнейшей жизни, избирать для себя взрослые роли, основываясь только на том, что он представляет собой в настоя­щем, приводит к еще большей неуверенности в себе.

В общественном плане все эти проявления внешнего и внутрен­него давления, побуждающие индивида к большей независимости, профессиональному самоопределению, установлению взаимоотноше­ний с противоположным полом, означают, что ещдивид должен отделиться от родительской семьи и создать новую самостоятельную семью. На протяжении юности индивид превращается из человека зависимого, полностью эмоционально привязанного к родителям, в

человека, способного отправиться в самостоятельный жизнен­ный путь, чтобы создать новые, не менее прочные человеческие взаимоотношения* Поэтому нет ничего странного или неожидан­ного в том* что в свете всех этих физических, эмоциональных и социальных трансформаций период юности выступает для боль­шинства теоретиков как время особых трудностей, связанных с

образом Я индивида.

Взгляды Эриксона оказали огромное влияние на представления о юношестве и значении этого периода в становлении личности „ В частности, общеупсугребимьши стали такие используемые Эриксоном эмоционально насыщенные понятия, как «кризис идентичности» или «обыденная психопатология юношеского возраста** Широкое признание получило представление о том, что смятение — нормаль­ное явление в развитии молодого человека и что кризисные моменты характерны скорее для конца периода юности,

В юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми и с обществом в целом — в физическом, социальном и эмоциональном планах. Ои трудится в поте лица, чтобы обнаружить различные грани своей Я-коп-цепции и стать, наконец, самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными.

Говоря о юности как о «психосоциальном моратории*, Эрик-сон подчеркивает, что выбор поприща, установок, жизненного стиля, людей, с которыми молодого человека связывают личные взаимоотношения, производится на фоне противоречивых взгля­дов и ценностей> на основе крайне ограничешшго жизненного опыта. В этом ценностном хаосе многие подростки помогают друг другу преодолеть дискомфортное состояние кризиса иден­тичности в бесконечных задушевных беседах, в попытках ос­мыслить свою роль в рамках того или иного стереотипа, будь то «битшши*, брокеры*, «студенты*, +ангелы смерти*. Точно так же они стремятся найти стереотипные оценки для тех, кто противостоит ям в этих ролях, — учателей, родителей» полиции и т,д. Всякой подростковой группе свойственно стремление иг­рать роль вытесняющей семью притягательной силы*

Один из способов решения проблемы идентичности заключа­ется в испытании различных ролей. Многие специалисты счита­ют, что юность — это период ролевого экспериментирования, когда подросток «примеряет к себе* различные взгляды и инте­ресы. Нередко высказывается опасение, что современная ситуа­ция кошсурекции в сфере образования и необходимость раннего

профессионального выбора лишают многих подростков возмож­ности по-настоящему исследовать жизнь. В результате некото­рые подростки: * выпадают* из социума, чтобы получить времл для размышлений о том, что они хотели бы делать в жизниг и для испытания различных вариантов идентичности. Разнообраз­ные коммуны и религиозные группы зачастую становятся вре­менным пристанищем для молодых людей, ищущих свай образ жизни. Здесь они находят группу, с которой возможна иденти­фикация, и время > необходимое для того, чтобы выработать более устойчивую систему убеждений*

Поиск идентичности может разрешаться по-разному. Некоторые молодые люди после периода экспериментирования и моральных искалий начинают продвигаться в направлении той иди иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относят­ся те, кто безоговорочна принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями. В известном смысле их йдентгнчносгъ кристаллизируется в весьма равнем возрасте.

Некоторые молодые люди на пути длительных поисков иден­тичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается ими лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности,

В прежние времена формирование устойчивой идентичности было делом более простым, так как набор возможных идентифи­каций был ограничен. В наше времл набор этот практически неисчерпаем* Любой культурно заданный стандарт в принципе доступен каждому- Средства массовой информации и произведе­ния массовой культуры обрушивают на общество целую лавину образов * значительная часть которых не имеет ничего общего с реальностью конкретного социума. Одних они смущают и сбива­ют с толку, для других служат стимулом к дальнейшему поиску прочной и нестандартной основы для самоидентификащш.

Главной опасностью» которой, по мнению Эрик сова, должен избежать в этот период молодой человек, является размывание чувства своего Я. Юношу одолевают сомнения в возможности направить свою жизнь в какое-то определенное русло. Его тело быстро растет и меняет обликг половое созревание наполняет все его существо и воображение незнакомым волнением, впереди открывается взрослая жизнь во всем противоречивом многообра­зии. Стоит ли удивляться, что юноша часто оказывается в расте­рянности?

Эриксон указывает четыре основные линии развития неа­декватной идентичности (1968)*

Уход от близких взаимоотношений, Юзоша может избегать слишком тесных межличностных контактов, боясь утратить в них собственную идентичность. Это нередко приводит к стерео-типизации и формализации отношений ил к к оамоизоляции.

 Размывание времени. В этом случае юноша неспособен строить планы на будущее или вообще утрачивает ощущение времени. Считается, что такого рода проблемы связаны с боязнью измене­ний и взросления, обусловленной, с одной стороны, неверием в то, что время способно принести какие-либо перемены, а с другой — тревожным опасением* что перемены все-таки могут произойти.

Размывание способности к продуктивной работе. Здесь моло­дой человек сталкивается с невозможностью эффективно ис­пользовать свои внутренние ресурсы в какой-либо работе я ли в учебе. Любая деятельность требует вовлеченности, от которой индивид стремится защититься* Эта защита выражается либо в том, что он не может найти в себе силы и сосредоточиться> либо в том, что он с головой уходит в какую-нибудь одну деятель­ность, пренебрегая всеми остальными,

Негативная идентичность. Нередко молодой человек стремят­ся найти идентичность, прямо противоположную той, которой отдают предпочтение его родители и другие взрослые. Потеря чувства идентичности часто выражается в презрительном и враж­дебном неприятии той роли, которая считается нормальной в семье или в ближайшем окружении подростка. Такая роль в целом или любые ее аспекты — будь то женственность или мужествен­ность, национальная или классовая принадлежность и т.д. — может стать тем фокусом, в котором сосредоточится все презрение» на какое способен молодой человек.

Конечно, вовсе не у каждого юноши, испытывающего кризис идентичности, можно встретить сочетание всех этих элементов.

Преодолеваются ли эти явления относительно легко или приводят к правонарушениям, неврозам или даже психозам — во многом зависит от предшествующего опыта подростка* Если развитие личности проходило в благоприятной обстановке, са­мооценка ребенка складывалась под действием впечатлений, связанных с собственной успешностью и с положительными реакциями на него других людей* Наряду с этим у него форми­ровалось убеждение, что его ждет вполне доступное для его понимания будут"''?, :? -                                 ™rft: **г определи иная



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.