|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
психология 10 страница2. Когнитивное развитие, Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями: развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы , 3. Преобразования ешцеализаднн* Отрочество также характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как щоблздающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса, &ги изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: 1) освобождение от родительской опеки- 2) постепенное вхождение в группу сверстников, Описанная Пиаже стадия формальных операций во является универсальной и представляется характерной лишь для ограниченного числа подростков — тех, кто ходит в школу нашей культуры. Представляется неправомерным считать ее всеобщей. становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов. 4, Становление идентичности, В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом* Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает в себя три
основные задачи развития: 1) осознание временной протяженности собственного Я, включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; 2) осознание себя как отличного от мнтериоризованных родительских образов; 3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках). Б* Схема развития в отрочестве Совокупность подростковых изменений в процессе развития представлена на ряс. 1. Основные зоны развития в отрочестве
Начало отрочества совпадает с наступлением пубертата, конец же* более неопределенный, обозначен многоточием. Четыре зоны развития, описанные выше, распределены по функциям. Подобное расположение, основанное на том, что каждая зона имеет особое значение в каждый данный момент развития, базируется на многочисленных эмпирических данных. Так, в том, что касается пубертата, расположенного в начале схемы, можно видеть, что образ телесного Я, относительно стабильный между 8 и 11 годами, испытывает в дальнейшем значительные изменения, которые достигают максимума в 14 лет, а затем вновь постепенно стабилизируются (Simons, Rosenberg, 1975); аналогично беспокойство по поводу гетеросексуальных отношений достигает кульминации в 13 лет, а затем снижается (Coiemail, 1978). Сходное описание можно дать для всех других зон развития, но поскольку каждая из них будет рассмотрена в отдельной главе, содержащей эмпирические данные, нам кажется избыточным останавливаться на этом сейчас* Достаточно будет отмстить, что семейные конфликты и асоциальное поведение преобладают в 16 лет и что проблематика, связанная с идентичностью, завершает период отрочества (Bios, 1979). В каждом из приведенных на рис* 1 прямоугольников отражено развитие того или иного направления, преобладающего и достигающего максимума в определенном возрасте, но свойственного не только ему. Так зоны перекрываются, некоторые из 1гих занимают центральное место в психологической жизни подростка в данный момент, но это совсем не означает, что какая-то из них не может быть критической для человека на всем протяжении отрочества* Эта схема похожа на модель Коулмана (Coleman, 1978), которую он предложил в результате проведенного в Англии опроса более чем 800 подростков с целью выявления их отношения к целому ряду тем: образу Я, сексуальным отношениям, дружбе, детско-родительским отношениям и т.д. Анализ результатов показал, что исследуемые установки меняются в зависимости от возраста респондентов, но в особенности от того, какие специфические интересы актуальны для них в каждый момент развития. Это заставило Коулмана предложить «фокальную*, как он ее называет, теорию отрочества, понимая под этим совокупность интересов, составляющих центр психологической жизни на определенном этапе развития. Согласно Коулману, подобная модель близка к классической концепции стадий развития, однако является более гибкойt ибо разрешение задач одного типа развития не составляет непременного условия начала следующего и сам набор неизменных этапов в ней отсутствует. Возможность рассмотрения процесса развития в отрочестве в терминах зон развития, последовательно составляющих *очаги* психологических интересов, по-своему важна. Можно предположить, что если подросток должен неизбежно адаптироваться к целому ряду важных изменений, каждое из которых является источником стресса, то этот период необходимо включает в себя кризис в развитии. Однако * как мы это скоро увидим, эмпирические исследования последних 15 лет абсолютно не подтвердили эту точку зрения; большинство подростков относительно спокойно переживают данкый возрастной период, и случаи нарушения каких-либо психических функций встречаются редко, Как показали лонгитюдкые исследования, в частности работы Оффера, конфликты не переживаются подростком одновременно, благо* даря чему он может постепенно решать различные задачи, встающие перед ним на этом жизненном этапе. \'щ 3. ПОДРОСТКОВЫЙ КРИЗИС
Использование термина «подростковый кризис* обнажает семантическую проблему, *Историко-критический* анализ понятия кризиса, проведенный Эбтангером ис Волзингером (Ebtinger, Bolzinger, 1978), позволил выделить два противоречивых смысла этого термина в истории медицины. Значение понятия кризиса прошло путь от «благотворной)* в XIX в., отражающего преодоление болезни и возвращение к здоровью, к + злокачественному»> означающему сегодня какую-либо патологию. Понятие подросткового кризиса одновременно имеет «массу значений, свойственных самому понятию кризиса: перекресток дорог, решающий поворот, прыжок в неведомое, испытание, успех или катастрофа» (ibid* 1978» р. 545)* Сегодня в психолопЕгческой литературе можно найти по крайней мере два понимания подросткового кризиса. С одной стороны, акцент ставится на идее перелома, внезапных изменений в ходе развитая, влекущих за собой значительные перемены в поведении» образе мыслей и представлениях; с другой стороны — преобладает понимание кризиса как психологических нарушений» сопровождающихся страданиями, тревогами, подавленностью, короче — целым рядом трудностей невротического характера, что обусловливает дезадаптацию в повседневной жизни. В описаниях подросткового кризиса присутствует и то, и другое понимание* Описание отрочества как периода стрессов» тревог и конфликтов имеет длинную историю. Подобное представление впервые было выдвинуто Ж.-Ж. Руссо> а затем немецкими романтиками, которые сделали из юношеского смятения модель трагической судьбы человека, раздираемого неизбежным антагонизмом между индивидуальными влечениями и требованиями общества* Подобное представление об отрочестве как об эмоциональной буре, в которой преобладают внутреннее напряжение, нестабильность и конфликты, было привнесено в современную психологию Стэнли Холлом. Для него формула « storm and stress*, заимствованная у немецких романтиков, наиболее адекватно отражает психологический опыт подростка, раздираемого инстинктивными порывами и социальными условностями. И сегодня по-прежнему концепции отрочества различаются по тому, какое понимание кризиса в них преобладает, А, Психоанализ и юношеский кризис Психоанализ рассматривает отрочество как период в продолжающемся развитии личности* Согласно данной концепции, пробуждение сексуальности происходит еще до пубертата, поэтому феномены отрочества объясняются через особенности детства, которое как бы воспроизводится в подростковом возрасте, возрождая старые конфликты. Психоаналитические концепции во многом способствовали представлению об отрочестве как о периоде изменений и преходящей дезадаптации, необходимых для дальнейшего развития, в такой степени» что отсутствие психологических трудностей в данном возрасте расценивается как свидетельство преждевременной консолидации Я и дает основания для неблагоприятного прогноза будущего душевного равновесия во взрослом возрасте. Идеи Анны Фрейд, систематизированные в статье, опубликованной в 1969 г., отражают модель отрочества, понимаемого как нормативный период психологических потрясений. А. Фрейд считает, что защитные механизмы, выработанные в латентном периоде» оказываются неадекватными перед пробуждающимися в пубертате либидозными импульсами; половая зрелость способствует пробуждению интереса к собственным гениталиям и определяет физическую активность. Как это можно видеть в случае неврозов. Око вступает в особенно сильную конфронтацию с относительно сла- бым Я, что вызывает состояние сильной тревоги и чувства вины, выражающееся в поведенческих проявлениях агрессии и противопоставления. Для психоанализа пубертатный расцвет связан с неизбежным возрождением конфликтов эдипова комплекса; с наступлением отрочества активизируются все проблемы, отражающие кровосмесительные влечения к родителю противоположного пола. Чтобы восстановить равновесие и отношение к родительским образам, * перевернутые* этим отходом к периоду эдипова комплекса, подросток э целях самоутверждения вынужден отказаться от идентификации с родителями* Развитие гениталий влечет за собой целый ряд потрясений, которые ставят индивида в острую ситуацию конфликта и и скале ают судьбу влечений, структуру Я, объектные отношения и социальное поведение (A.Freud, 1969). Психоанализ ставит знак равенства между понятием подростковых пертурбаций и нормальным отрочеством; последнее характеризуется крахом Я и отходом на предыдущие стадии развития, как это можно наблюдать при неврозах и психозах {Jocelyn, 1959). Б. Эмпирические исследования подросткового кризиса* Проведенные за по с лед веке годы эмпирические исследования предоставляют мало доказательств идеи кризиса в нормальном развитии подростка* Сравнительные исследования на репрезентативных выборках подростков в США (Douvan, Adelson, 1966) и Европе (Zazzo, RuttetietaL, 1976) привели к сходным выводам: хотя отрочество повсеместно характеризуется как специфический этап развития, кризис является для него исключением* В этом отношении особенно показательно исследование Доуван и Адельсоиа (Douvan, Adelson, 1966)• Опрос был проведен на широкой выборке (более 3 тыс. человек), репрезентативной для популяции американских подростков. Работа велась с каждым участником индивидуально и заключалась в интервьюировании и проведении проективных методик, касающихся семейных отношений, дружбы, ценностей и Т.д, Выводы этого исследования весьма поучительны: * Результаты обследования заставляют пересмотреть существующие взгляды на этот период развития*.. Большинство заключений об отрочестве основаны на изучении двух нетипичных подростковых групп: с одной стороны, несовершеннолетних правонарушителей, с другой стороны, чувствятель- ных и интеллектуально развитых подростков» выходцев из состоятельных семей * которые и были предметом наблюдения психоаналитиков♦ (Douvan, Adelson, 1966, р* 350—351). Анализ результатов показывает, что явные конфликты с родителями довольно редки* Большинство подростков тщательно избегают этих конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Группа сверстников же выступает как особое социальное пространство — пространство приобретения опыта и поддержки стремления гс эмансипации, а не место социально отвергаемого поведения. Наконец, представляется, что современным американским подросткам не свойственна поляризация установок; их ценности характеризуются конформностью по отношению к доминирующим в обществе стереотипам и к родительским мировоззренческим позициям. Для среднего подростка, согласно Доуван и Адельсону, совершенно нехарактерны ни личностные кризисы» ни крах Я-концепции, ни тенденции к отказу от ранее приобретенных ценностей и привязанностей. Наоборот, «наиболее часто встречающиеся ответы подростков скорее показывают, что они тщательно избегают всех внутренних и внешних конфликтов. Им свойственно стремление к консолидации сваей идентичности, характеризующейся сосредоточенностью на Я, отсутствием противоречивых установок и в целом отказом от люоых форм психологического риска* (ibid, р, 351), Подобные выводы авторов могут иметь два объяснения: или их представления о «страсти» энергии и живости отрочества» " "Ч- (ibid., p. 354} были самообманом, или американские подростки 60-х гг. утратили эти качества, предпочтя конформную и безопасную модель поведения» Подобная гипотеза была незадолго до этого выдвинута Фриденбергозд в блестящем социологическом эссе «The Vanishing Adolescent» (Friedenberg, 1959) , в котором он еще тогда утверждал, что способность американских подростков к борьбе, страсти и конфронтации сменилась кажущейся преждевременной зрелостью, копирующей социальную конформность, царящую в среднем классе американцев, 1 «Исчезающий подросток*. Однако» несмотря на подкупающую привлекательность такой точки зрения, думается, чз\> первое объяснение более правдоподобно и что представление об отрочестве как ° времени страстей, потрясений и конфликтов составляет часть иллюзорных* взрослых стереотипных представлений. Именно &ю объяснение наиболее эмпирически обосновано» Дня французских исследования позволяют сделать выводы, очень близкие к высказанной выше точке зрения, Кастаред (Castaredes * 1978) в ходе анкетирования 30 французскюс подростков с целью выяснения их сексуальных установок констатировал, *т> подростков характеризует очень сильная привязанность к родителям и семье; важность для них этой системы отношений оказалась неожиданностью* и далее: * отсутствие у них идеалов, жизненной программы и политических обязательств,, • удивительно* (ibidt p. 680), Шиладд (Chiland, 1978) также отмечает это * разочарование» в статье, содержащей результаты сравнительного лонгитюдного исследования подростков, никогда не обращавшихся за психиатрической помощью и регулярно ее получавших. Подростки, репрезентативные дал французского населения, сильно отличаются от тех, кто был объектом психиатрического вмешательства. Последние, осмотренные психиатрами в основном по причине наркотизации, бегства из дому или школьных прогулов, характеризуются, согласно Шиланду* повышенными притязаниями и требованиями в отношении своих прав» наличием депрессивных кризисов и особой значимостью группы сверстников в детерминации их мировоззрения, В свою очередь, та группа подростков, которая никогда не наблюдалась психиатрами, представляется «достаточно тусклой» скорее, бесцветной, чем мрачной и пассивной», отмечает автор. «Часто их амбивдш отличались прискорбным конформизмом*- Но даже если выводы исследования Шиланда могли быть другими, тщательное изучение его результатов показывает, что у респондентов, которые не были психологически трудными в детстве, период отрочества не является критическим периодом, синонимом какой-либо патологии. В самом деле, из 30 анормальных* подростков, которые считались в шестилетнем возрасте «хорошо развивающимися» и «хорошо развивающимися, но с резервами*, только двое испытывали в отрочестве серьезные проблемы (один случай отклоняющегося поведения с тюремным заключенней к один случай психопатологии с делирием); трое из этой группы имели умеренные проблемы в отрочестве (один случай «умеренно* отклоняющегося поведения, один — легкой анорексни и один — язвы). Менее 20 % «нормальных* респондентов столкнулись, таким образом, с сильными или умеренны- ми психологическими трудностями в отрочестве. В свою очередь, среди лиц, которые характеризовались в шестилетнем возрасте как «плохо развивающиеся», половина в отрочестве «продолжала представлять активную патологию». Здесь речь идет, подчеркивает Шиланд, о такого рода индивидуальном развитии, которое подтверждает диагноз, поставленный в детстве* В исследовании, охватившем все подростковое население острова Уайт, расположенного в Ла-Манше, на юге от Англии» Раттер и его сотрудники (Hutter et aL, 1976) получили результаты, близкие к данным Доувал и Адельсона: подростки не чаще, чем дети более раннего возраста» проявляют признаки психологических нарушений, коммуникативные трудности у них редки, а уменьшение контактов со взрослыми является исключением. Однако локгиттодное исследование, проведенное Д. Оффером и Дж. Б. Оффер (Offer D., Offer J. В., 1975), еще в большей степени ставит под вопрос понятие подросткового кризиса. Эта чета психиатров наблюдала более 80 подростков мужского пола в течение 8 лет в возрасте от 14 до 22 лет с помощью многочисленного методического инструментария; систематических встреч, теста Роршаха, опросников идентичности, бесед с родителями и учителями и т.д. Хотя все подростки испытывали некоторое напряжение вследствие специфических для этого возраста психологических трудностей, кризис наблюдался в исключительных случаях. «Наши данные позволяют предаю дожить, что отрочество..* не является периодом напряжения (stressful). Огр°чество представляет собой период физических, психологических» социальных и интеллектуальных изменений, но эти изменения не появляются одновременно* Стресс зависит не от изменений в образе Я. а от тех последствий, которые эти изменения влекут впсихр л одни личности* Существующие механизмы защиты и способы адаптации определяют способность к самоприняггию и взрослению* (ibicL, 1975, р- 197). Лонгитюдный анализ позволяет считать, что большинство подростков успешно решают различные задачи развития, являющиеся вехами отрочества. Согласно Д, Офферу и Дж, Б, Оффер, эти способности зависят от адаптационных возможностей» сформированных до того» как произошли идущие изнутри или извне изменения* У каждого пятого подростка наблюдается то, что Д. Оффер и Дж. В, Оффер называют беспорядочным взросле-нием, соответствующим состоянию, часто описываемому как подростковый кризис: эмоциональный стресс, аффективные ре- акции, крах Я, семейные и социальные конфликты. Процент таких -психологически неблагополучных подростков такой же» как и в других возрастных группах, В рамках сравнительного исследования особенностей психических процессов в отрочестве Мастерсоа и Уошберк (Masterson, Washburne, 1966) очень тщательно обследовали группу «нормальных* подростков в возрасте от 11 до 18 лет, никогда не обращавшихся за клинической помощью* Они сравнивались с группой подростков-пацесентов нескольких психиатрических клиник. Неожиданно оказалось, что только 17 % «нормальных* подростков не имели подобных симгггомов, большинство имели легкие психологические трудности, связанные с депрессиями и тревожностью, а 20 % подростков имели умеренные или тяжелые нарушения. Наличие большого количества подростков с легкими нарушениями подкрепило тезис о нормативном характере подросткового кризиса. Однако, как подчеркивает Вайнер (Weiner, 1970), эти цифры должны быть соотнесены с данными Срола и его сотрудников (Srole et al., 962), полученными на большой выборке «нормальных* взрослых т 20 до 60 лет. В их исследовании 18*5 % взрослых классифицировались как «свободные от симптомов*, что близко к полученным Мастерсоном 17 % у подростков; 23 % «нормальных* взрослых страдают серьезными нарушениями, а большинство, как и подростки, испытывали различные психологические трудности. Как можно видеть, полученные результаты похожи, и процент подростков с серьезными психологическими нарушениями очень близок к анало-пгшому проценту взрослых людей. В» Исследования подростковой психопатологии Злоупотребление понятием «кризис переходного возраста* таит опасность, которая не является чисто теоретической, ибо влечет риск не заметить реалькые трудности и дать ложный психологический прогноз* Розен и его сотрудники (Rosen et aL, 1965) провели широкое обследование 798 американских психиатрических институтов в целях установления наиболее часто используемых диагностических категорий для пациентов-подростков. Анализ основывался на 42 тыс. историй болезней подростков в возрасте от 10 до 19 лет, амбулаторно наблюдавшихся в 1961 г. Вайнер (Weiner, 1970) сопоставил эти данные с диагнозами 80 тьгс. взрослых людей, наблюдавшихся в клиниках в 1963 г. Эти данные представлены в табл. Количество (в %) пациентов-подростков и взрослых пациентов с различными психиатрическими диагнозами (Werner* 1970) Таблица 1
Примечание. В таблицу не включены некоторые диагнозы, такие, как органические поражения мозга и умственная недостаточность. * Включая асоциальные реакция и сексуальные отклонения. ** Включая 6,2 % нарушений при алкоголизме. Можно видеть, что среди пациентов с «личностными нарушениями» диагнозы «пассивно-агрессивная личность* и «соц-иопаты* гораздо чаще ставятся мужчинам, не лее ли женщинам» в то время как депрессия чаще приписывается женщинам, что не зависит от возраста пациентов. Диагнозы «психоз» и * невроз» реже встречаются среди подростков, чем среди взрослых. Но наибольшие различия между этими группами наблюдаются по диагнозу «ситуационные и временные нарушения* — он поставлен почти 40 % подростков и лишь 5 % взрослых. Все происходит так, как если: бы клиницисты с отвращением относи* лись к «тяакелым* диагнозам в подростковом возрасте» * оставляя место* преходящим трудностям подросткового кризиса, который в скором времени должен быть преодолен, Лонгитюдные исследования Мастерсона и его коллег {Masterson, 1967) ставят под сомнение эту благодушную точку зрения на формирование симптомов в отрочестве. Эти авторы проанализировали выборку из 101 психиатрически обследованного подростка, 60 % которых были подвергнуты психологическому воздействию. Через 5 лет Мастерсон смог констатировать, что 62 % испытуемых все еще имеют тяжелые психологические нарушения: другими словами, 2/3 пациентов к началу взрослого возраста не вышли из подростковых трудностей. Выводы Мастерсока довольно суровы; не существует никакого понятия подросткового кризиса, которое могло бы подпитывать подростковую патопсихологию, ибо нет ни одного аргумента» который бы оставлял бы надежду, что подросток преодолеет свои трудности. Такая концепция 4переходящего* кризиса, минимизирует реальные трудности и порой сводит на нет все усилия лечения f которое могло бы помочь подростку в определенный момент, когда адекватное вмешательство способствовало бы преодолению трудностей, серьезно влияющих ка его будущее. Г. Заключение: подростковый кризис — понятие без достаточных обоснований Опросы, проведенные на репрезентативных выборках подростков, в особенности исследования Доувана и Адельсона в США и Раттера в Великобритании, показали, что подростковому возрасту не обязательно свойственны психологические потрясения ц открытые конфликты. Лонгитюдные исследования на маленьких детях и детях предподросткового возраста не выявили симптомы психологических нарушений, показав, что «нормальные» респонденты редко имеют психологические сложности и проблемы в подростковом возрасте: только один из пяти в США, согласно Офферу, и один из шести, по данным Шиланда, во Франции. Конечно, большинство подростков, обследованных этими авторами, кмеют специфические особенности, характерные для этого периода изменений. Раттер говорит в этой связи о «чувстве неуверенности** и этот термин точно отражает общее впечатление об этом возрасте Бианки Заззо, полученное в результате исследования французских подростков* Однако если достаточно большое количество подростков имеют некоторые признаки тре-
вожности или депрессии, то следует помнить, что это количество равно или даже меньше соответствующего процента взрослых с такими уке симптомами* Представление об отрочестве, как о «патологии % является* таким образом, совершенно неадекватным, тем более что процент людей с серьезными отклонениями, требующими психиатрической помощи, в отрочестве не выше, а даже несколько ниже, чем в любом другом возрастном периоде. За последние 15 лет идея юношеского кризиса как характерного для нормально протекающего отрочества не нашла ни эмпирического, ни клинического подтверждения* Однако это не отразилось на психоаналитических концепциях отрочества, ко-торые и сегодня считают его периодом психологических потрясений: краха Я, возвращения на «доэдипову* стадию развития, тревожности и депрессивной скорби /обусловленных привязанностью к родителям. Грин, в частности, отмечаетt что *... наиболее общей характеристикой отрочества является скорбь. Она есть не только отрешенность, равнодушие по отношению к образам родителей, она питается мыслью об их убийстве* И это так даже в том случае, если на предыдущих стадиях развития не наблюдалось особых сложностей» (Green, 1977, р. 83)* Как ясе можно объяснить это различие менаду психоаналитическими концепциями, с одной стороны, и эмпирическими наблюдееть-ями и данными эпидемиологических исследований, с другой? Многие психоаналитики утверждают, что интимные проблемы подростка могут быть раскрыты только в ходе длительного анализа и ускользают при поверхностных опросах. Однако следует отметить, что Мастерсон и Оффер старались охватить практически все аспекты внутреннего мира подростка с помощью многочисленных и неоднократных опросов» проективных тестов и проективных проблемных ситуаций, не считая интервью с родителями, встреч с учителями и т.д. Как неоднократно подчеркивалось, психоаналитик имеет дело с определенной выборкой респондентов, имеющих достаточно серьезные психологические проблемы, оправдывающие применение терапии, но подобная выборка подростков совершенно нерепрезеитативна для средней популяции. Но прежде всего все-таки хорошо, что в основе подобных рассогласований лежит ортодоксальная теория:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|