Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





психология 10 страница



2. Когнитивное развитие, Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными из­менениями которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя ос­новными достижениями: развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы ,

3. Преобразования ешцеализаднн* Отрочество также характери­зуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как щоблздающее влияние семьи постепенно заменяется влия­нием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса, &ги изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: 1) освобождение от родительской опеки- 2) постепенное вхождение в группу сверстников,

 Описанная Пиаже стадия формальных операций во является универсальной и представляется характерной лишь для ограниченного числа подростков — тех, кто ходит в школу нашей культуры. Представляется неправомерным считать ее всеобщей.

становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов. 4, Становление идентичности, В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реаль­ность, преобразующая представления индивида о себе и другом* Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает в себя три

                                                                                                                                                                                                                                                                           

основные задачи развития: 1) осознание временной протяженно­сти собственного Я, включающей детское прошлое и определяю­щей проекцию себя в будущее; 2) осознание себя как отличного от мнтериоризованных родительских образов; 3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках).

Б* Схема развития в отрочестве

Совокупность подростковых изменений в процессе развития представлена на ряс. 1.

Основные зоны развития в отрочестве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

Рисунок 1

Детство                    Отрочество i   \   i  i

Взрослый возраст

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

19 20 21

 

Пубертатное развитие

 

 

 
   

 

 

 

 

Когнитивное развитие

   
 

 

       
   

Изменения в социализации

 
 

 

 

 

   

Становление иднгтичности

 

тело — мышление — социальная жизнь

г

— я

Начало отрочества совпадает с наступлением пубертата, конец же* более неопределенный, обозначен многоточием. Четыре зоны развития, описанные выше, распределены по функциям. Подобное расположение, основанное на том, что каждая зона имеет особое значение в каждый данный момент развития, базируется на мно­гочисленных эмпирических данных. Так, в том, что касается пубертата, расположенного в начале схемы, можно видеть, что образ телесного Я, относительно стабильный между 8 и 11 годами, испытывает в дальнейшем значительные изменения, которые до­стигают максимума в 14 лет, а затем вновь постепенно стабилизи­руются (Simons, Rosenberg, 1975); аналогично беспокойство по поводу гетеросексуальных отношений достигает кульминации в 13 лет, а затем снижается (Coiemail, 1978). Сходное описание можно дать для всех других зон развития, но поскольку каждая из них будет рассмотрена в отдельной главе, содержащей эмпирические данные, нам кажется избыточным останавливаться на этом сейчас* Достаточно будет отмстить, что семейные конфликты и асоциаль­ное поведение преобладают в 16 лет и что проблематика, связанная с идентичностью, завершает период отрочества (Bios, 1979).

В каждом из приведенных на рис* 1 прямоугольников отра­жено развитие того или иного направления, преобладающего и достигающего максимума в определенном возрасте, но свойст­венного не только ему. Так зоны перекрываются, некоторые из 1гих занимают центральное место в психологической жизни под­ростка в данный момент, но это совсем не означает, что какая-то из них не может быть критической для человека на всем протя­жении отрочества*

Эта схема похожа на модель Коулмана (Coleman, 1978), кото­рую он предложил в результате проведенного в Англии опроса более чем 800 подростков с целью выявления их отношения к целому ряду тем: образу Я, сексуальным отношениям, дружбе, детско-родительским отношениям и т.д. Анализ результатов пока­зал, что исследуемые установки меняются в зависимости от возра­ста респондентов, но в особенности от того, какие специфические интересы актуальны для них в каждый момент развития. Это заставило Коулмана предложить «фокальную*, как он ее называ­ет, теорию отрочества, понимая под этим совокупность интересов, составляющих центр психологической жизни на определенном этапе развития. Согласно Коулману, подобная модель близка к классической концепции стадий развития, однако является более

гибкойt ибо разрешение задач одного типа развития не составля­ет непременного условия начала следующего и сам набор неиз­менных этапов в ней отсутствует.

Возможность рассмотрения процесса развития в отрочестве в терминах зон развития, последовательно составляющих *очаги* психологических интересов, по-своему важна. Можно предполо­жить, что если подросток должен неизбежно адаптироваться к целому ряду важных изменений, каждое из которых является источником стресса, то этот период необходимо включает в себя кризис в развитии. Однако * как мы это скоро увидим, эмпириче­ские исследования последних 15 лет абсолютно не подтвердили эту точку зрения; большинство подростков относительно спокой­но переживают данкый возрастной период, и случаи нарушения каких-либо психических функций встречаются редко, Как пока­зали лонгитюдкые исследования, в частности работы Оффера, конфликты не переживаются подростком одновременно, благо* даря чему он может постепенно решать различные задачи, вста­ющие перед ним на этом жизненном этапе.

\'щ                          3. ПОДРОСТКОВЫЙ КРИЗИС

 

Использование термина «подростковый кризис* обнажает семан­тическую проблему, *Историко-критический* анализ понятия кризи­са, проведенный Эбтангером ис Волзингером (Ebtinger, Bolzinger, 1978), позволил выделить два противоречивых смысла этого термина в исто­рии медицины. Значение понятия кризиса прошло путь от «благотвор­ной)* в XIX в., отражающего преодоление болезни и возвращение к здоровью, к + злокачественному»> означающему сегодня какую-либо патологию. Понятие подросткового кризиса одновременно имеет «мас­су значений, свойственных самому понятию кризиса: перекресток дорог, решающий поворот, прыжок в неведомое, испытание, успех или катастрофа» (ibid* 1978» р. 545)*

Сегодня в психолопЕгческой литературе можно найти по крайней мере два понимания подросткового кризиса. С одной стороны, ак­цент ставится на идее перелома, внезапных изменений в ходе разви­тая, влекущих за собой значительные перемены в поведении» образе мыслей и представлениях; с другой стороны — преобладает понима­ние кризиса как психологических нарушений» сопровождающихся страданиями, тревогами, подавленностью, короче — целым рядом трудностей невротического характера, что обусловливает дезадап­тацию в повседневной жизни. В описаниях подросткового кри­зиса присутствует и то, и другое понимание*

Описание отрочества как периода стрессов» тревог и конфлик­тов имеет длинную историю. Подобное представление впервые было выдвинуто Ж.-Ж. Руссо> а затем немецкими романтиками, которые сделали из юношеского смятения модель трагической судьбы человека, раздираемого неизбежным антагонизмом между индивидуальными влечениями и требованиями общества*

Подобное представление об отрочестве как об эмоциональной буре, в которой преобладают внутреннее напряжение, нестабиль­ность и конфликты, было привнесено в современную психологию Стэнли Холлом. Для него формула « storm and stress*, заимство­ванная у немецких романтиков, наиболее адекватно отражает психологический опыт подростка, раздираемого инстинктивными порывами и социальными условностями. И сегодня по-прежнему концепции отрочества различаются по тому, какое понимание кризиса в них преобладает,

А, Психоанализ и юношеский кризис

Психоанализ рассматривает отрочество как период в продол­жающемся развитии личности* Согласно данной концепции, пробуждение сексуальности происходит еще до пубертата, поэто­му феномены отрочества объясняются через особенности де­тства, которое как бы воспроизводится в подростковом возрасте, возрождая старые конфликты.

Психоаналитические концепции во многом способствова­ли представлению об отрочестве как о периоде изменений и преходящей дезадаптации, необходимых для дальнейшего развития, в такой степени» что отсутствие психологических трудностей в данном возрасте расценивается как свидетельст­во преждевременной консолидации Я и дает основания для неблагоприятного прогноза будущего душевного равновесия во взрослом возрасте.

Идеи Анны Фрейд, систематизированные в статье, опублико­ванной в 1969 г., отражают модель отрочества, понимаемого как нормативный период психологических потрясений. А. Фрейд счита­ет, что защитные механизмы, выработанные в латентном периоде» оказываются неадекватными перед пробуждающимися в пубертате либидозными импульсами; половая зрелость способствует пробуж­дению интереса к собственным гениталиям и определяет физиче­скую активность. Как это можно видеть в случае неврозов. Око вступает в особенно сильную конфронтацию с относительно сла-

бым Я, что вызывает состояние сильной тревоги и чувства вины, выражающееся в поведенческих проявлениях агрессии и противо­поставления.

Для психоанализа пубертатный расцвет связан с неизбеж­ным возрождением конфликтов эдипова комплекса; с наступле­нием отрочества активизируются все проблемы, отражающие кровосмесительные влечения к родителю противоположного по­ла. Чтобы восстановить равновесие и отношение к родительским образам, * перевернутые* этим отходом к периоду эдипова комп­лекса, подросток э целях самоутверждения вынужден отказать­ся от идентификации с родителями*

Развитие гениталий влечет за собой целый ряд потрясений, которые ставят индивида в острую ситуацию конфликта и и ска­ле ают судьбу влечений, структуру Я, объектные отношения и социальное поведение (A.Freud, 1969).

Психоанализ ставит знак равенства между понятием подро­стковых пертурбаций и нормальным отрочеством; последнее характеризуется крахом Я и отходом на предыдущие стадии развития, как это можно наблюдать при неврозах и психозах {Jocelyn, 1959).

Б. Эмпирические исследования подросткового кризиса*

Проведенные за по с лед веке годы эмпирические исследования предоставляют мало доказательств идеи кризиса в нормальном развитии подростка* Сравнительные исследования на репрезента­тивных выборках подростков в США (Douvan, Adelson, 1966) и Европе (Zazzo, RuttetietaL, 1976) привели к сходным выводам: хотя отрочество повсеместно характеризуется как специфиче­ский этап развития, кризис является для него исключением* В этом отношении особенно показательно исследование Доуван и Адельсоиа (Douvan, Adelson, 1966)• Опрос был проведен на широ­кой выборке (более 3 тыс. человек), репрезентативной для попу­ляции американских подростков. Работа велась с каждым участником индивидуально и заключалась в интервьюировании и проведении проективных методик, касающихся семейных от­ношений, дружбы, ценностей и Т.д, Выводы этого исследования весьма поучительны: * Результаты обследования заставляют пе­ресмотреть существующие взгляды на этот период развития*.. Большинство заключений об отрочестве основаны на изучении двух нетипичных подростковых групп: с одной стороны, несовер­шеннолетних правонарушителей, с другой стороны, чувствятель-

ных и интеллектуально развитых подростков» выходцев из состоятельных семей * которые и были предметом наблюдения психоаналитиков♦ (Douvan, Adelson, 1966, р* 350—351).

Анализ результатов показывает, что явные конфликты с роди­телями довольно редки* Большинство подростков тщательно избе­гают этих конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Группа сверстников же выступает как особое социальное простран­ство — пространство приобретения опыта и поддержки стремления гс эмансипации, а не место социально отвергаемого поведения. Наконец, представляется, что современным американским подро­сткам не свойственна поляризация установок; их ценности харак­теризуются конформностью по отношению к доминирующим в обществе стереотипам и к родительским мировоззренческим пози­циям.

Для среднего подростка, согласно Доуван и Адельсону, совершенно нехарактерны ни личностные кризисы» ни крах Я-концепции, ни тенденции к отказу от ранее приобретенных ценностей и привязанностей. Наоборот, «наиболее часто встре­чающиеся ответы подростков скорее показывают, что они тща­тельно избегают всех внутренних и внешних конфликтов. Им свойственно стремление к консолидации сваей идентичности, характеризующейся сосредоточенностью на Я, отсутствием проти­воречивых установок и в целом отказом от люоых форм психоло­гического риска* (ibid, р, 351),

Подобные выводы авторов могут иметь два объяснения: или их представления о «страсти» энергии и живости отрочества»

"                                                                                                                                                           "Ч-

(ibid., p. 354} были самообманом, или американские подростки 60-х гг. утратили эти качества, предпочтя конформную и без­опасную модель поведения» Подобная гипотеза была незадолго до этого выдвинута Фриденбергозд в блестящем социологическом эссе «The Vanishing Adolescent» (Friedenberg, 1959) , в котором он еще тогда утверждал, что способность американских подрост­ков к борьбе, страсти и конфронтации сменилась кажущейся преждевременной зрелостью, копирующей социальную конфор­мность, царящую в среднем классе американцев,

1 «Исчезающий подросток*.

Однако» несмотря на подкупающую привлекательность такой точки зрения, думается, чз\> первое объяснение более правдоподобно и что представление об отрочестве как ° времени страстей, потрясений и конфликтов составляет часть иллюзорных* взрослых стереотипных пред­ставлений. Именно &ю объяснение наиболее эмпирически обосновано»

Дня французских исследования позволяют сделать выводы, очень близкие к высказанной выше точке зрения, Кастаред (Castaredes * 1978) в ходе анкетирования 30 французскюс подростков с целью выяснения их сексуальных установок констатировал, *т> подростков характеризует очень сильная привязанность к родителям и семье; важность для них этой системы отношений оказалась неожиданностью* и далее: * отсутст­вие у них идеалов, жизненной программы и политических обяза­тельств,, • удивительно* (ibidt p. 680), Шиладд (Chiland, 1978) также отмечает это * разочарование» в статье, содержащей результаты сравни­тельного лонгитюдного исследования подростков, никогда не обращав­шихся за психиатрической помощью и регулярно ее получавших. Подростки, репрезентативные дал французского населения, сильно от­личаются от тех, кто был объектом психиатрического вмешательства. Последние, осмотренные психиатрами в основном по причине наркоти­зации, бегства из дому или школьных прогулов, характеризуются, согласно Шиланду* повышенными притязаниями и требованиями в отношении своих прав» наличием депрессивных кризисов и особой значимостью группы сверстников в детерминации их мировоззрения, В свою очередь, та группа подростков, которая никогда не наблюдалась психиатрами, представляется «достаточно тусклой» скорее, бесцветной, чем мрачной и пассивной», отмечает автор. «Часто их амбивдш отлича­лись прискорбным конформизмом*-

Но даже если выводы исследования Шиланда могли быть другими, тщательное изучение его результатов показывает, что у респондентов, которые не были психологически трудными в детстве, период отрочества не является критическим периодом, синонимом какой-либо патологии. В самом деле, из 30 анор­мальных* подростков, которые считались в шестилетнем возра­сте «хорошо развивающимися» и «хорошо развивающимися, но с резервами*, только двое испытывали в отрочестве серьезные проблемы (один случай отклоняющегося поведения с тюремным заключенней к один случай психопатологии с делирием); трое из этой группы имели умеренные проблемы в отрочестве (один случай «умеренно* отклоняющегося поведения, один — легкой анорексни и один — язвы). Менее 20 % «нормальных* респон­дентов столкнулись, таким образом, с сильными или умеренны-

ми психологическими трудностями в отрочестве. В свою очередь, среди лиц, которые характеризовались в шестилетнем возрасте как «плохо развивающиеся», половина в отрочестве «продолжала представлять активную патологию». Здесь речь идет, подчеркива­ет Шиланд, о такого рода индивидуальном развитии, которое подтверждает диагноз, поставленный в детстве*

В исследовании, охватившем все подростковое население острова Уайт, расположенного в Ла-Манше, на юге от Англии» Раттер и его сотрудники (Hutter et aL, 1976) получили результа­ты, близкие к данным Доувал и Адельсона: подростки не чаще, чем дети более раннего возраста» проявляют признаки психоло­гических нарушений, коммуникативные трудности у них редки, а уменьшение контактов со взрослыми является исключением.

Однако локгиттодное исследование, проведенное Д. Оффером и Дж. Б. Оффер (Offer D., Offer J. В., 1975), еще в большей степени ставит под вопрос понятие подросткового кризиса. Эта чета психи­атров наблюдала более 80 подростков мужского пола в течение 8 лет в возрасте от 14 до 22 лет с помощью многочисленного методи­ческого инструментария; систематических встреч, теста Роршаха, опросников идентичности, бесед с родителями и учителями и т.д. Хотя все подростки испытывали некоторое напряжение вследствие специфических для этого возраста психологических трудностей, кризис наблюдался в исключительных случаях.

«Наши данные позволяют предаю дожить, что отрочество..* не является периодом напряжения (stressful). Огр°чество представляет собой период физических, психологических» социальных и интел­лектуальных изменений, но эти изменения не появляются одновре­менно* Стресс зависит не от изменений в образе Я. а от тех последствий, которые эти изменения влекут впсихр л одни личности* Существующие механизмы защиты и способы адаптации определя­ют способность к самоприняггию и взрослению* (ibicL, 1975, р- 197).

Лонгитюдный анализ позволяет считать, что большинство подростков успешно решают различные задачи развития, явля­ющиеся вехами отрочества. Согласно Д, Офферу и Дж, Б, Оф­фер, эти способности зависят от адаптационных возможностей» сформированных до того» как произошли идущие изнутри или извне изменения* У каждого пятого подростка наблюдается то, что Д. Оффер и Дж. В, Оффер называют беспорядочным взросле-нием, соответствующим состоянию, часто описываемому как подростковый кризис: эмоциональный стресс, аффективные ре-

акции, крах Я, семейные и социальные конфликты. Процент таких -психологически неблагополучных подростков такой же» как и в других возрастных группах,

В рамках сравнительного исследования особенностей психиче­ских процессов в отрочестве Мастерсоа и Уошберк (Masterson, Washburne, 1966) очень тщательно обследовали группу «нормаль­ных* подростков в возрасте от 11 до 18 лет, никогда не обращавших­ся за клинической помощью* Они сравнивались с группой подростков-пацесентов нескольких психиатрических клиник. Нео­жиданно оказалось, что только 17 % «нормальных* подростков не имели подобных симгггомов, большинство имели легкие психологи­ческие трудности, связанные с депрессиями и тревожностью, а 20 % подростков имели умеренные или тяжелые нарушения. Наличие большого количества подростков с легкими нарушениями подкре­пило тезис о нормативном характере подросткового кризиса. Одна­ко, как подчеркивает Вайнер (Weiner, 1970), эти цифры должны быть соотнесены с данными Срола и его сотрудников (Srole et al., 962), полученными на большой выборке «нормальных* взрослых т 20 до 60 лет. В их исследовании 18*5 % взрослых классифициро­вались как «свободные от симптомов*, что близко к полученным Мастерсоном 17 % у подростков; 23 % «нормальных* взрослых страдают серьезными нарушениями, а большинство, как и подрост­ки, испытывали различные психологические трудности. Как можно видеть, полученные результаты похожи, и процент подростков с серьезными психологическими нарушениями очень близок к анало-пгшому проценту взрослых людей.

В» Исследования подростковой психопатологии

Злоупотребление понятием «кризис переходного возраста* таит опасность, которая не является чисто теоретической, ибо влечет риск не заметить реалькые трудности и дать ложный психологический прогноз*

Розен и его сотрудники (Rosen et aL, 1965) провели широкое обследование 798 американских психиатрических институтов в целях установления наиболее часто используемых диагностиче­ских категорий для пациентов-подростков. Анализ основывался на 42 тыс. историй болезней подростков в возрасте от 10 до 19 лет, амбулаторно наблюдавшихся в 1961 г. Вайнер (Weiner, 1970) сопоставил эти данные с диагнозами 80 тьгс. взрослых людей, наблюдавшихся в клиниках в 1963 г. Эти данные пред­ставлены в табл.

Количество (в %) пациентов-подростков и взрослых пациентов с различными психиатрическими диагнозами (Werner* 1970)

Таблица 1

 

Подростки

Взрослые

Диагноз Маль- Девоч- Муж- Жен-
  чики ки чины щины
Психозы 5,7 7,6 24,1 29,4
Шизофрения 5,6 7,3 20,8 22,8
Другие - , ОД 0.3 3,3 6,6
Неврозы 11,4 18,0 20,0 31,9
Тревожные состояния 5,3 6,1 8,0 10,0
Депрессивные состояния 1,8 4,3 6,9 14,1
Навязчивые состояния 1,2 1.0 1,7 1,8
Другие ад 6,6 3,4 5,1
Нарушения личности 30,6 23,7 40,9 25,1
Пассивно-агрессивные 11,6 7,2 12,5 8,5
Социопаты*   2,9 4,9 1,2
Шизоиды 4,3 3,1 4,3 2,6
Эмоционально нестабильные 2,3 3,9 2,1 3,6
Другие 7,6 6,6 17,1** 9,2
Ситуационные и временные 36,9 36,3 4,3 6,0
нарушения        

Примечание. В таблицу не включены некоторые диагнозы, такие, как органические поражения мозга и умствен­ная недостаточность.

* Включая асоциальные реакция и сексуальные отклонения.

** Включая 6,2 % нарушений при алкоголизме.

Можно видеть, что среди пациентов с «личностными нару­шениями» диагнозы «пассивно-агрессивная личность* и «соц-иопаты* гораздо чаще ставятся мужчинам, не лее ли женщинам» в то время как депрессия чаще приписывается женщинам, что не зависит от возраста пациентов. Диагнозы «психоз» и * не­вроз» реже встречаются среди подростков, чем среди взрослых. Но наибольшие различия между этими группами наблюдаются по диагнозу «ситуационные и временные нарушения* — он поставлен почти 40 % подростков и лишь 5 % взрослых. Все происходит так, как если: бы клиницисты с отвращением относи*

лись к «тяакелым* диагнозам в подростковом возрасте» * остав­ляя место* преходящим трудностям подросткового кризиса, ко­торый в скором времени должен быть преодолен,

Лонгитюдные исследования Мастерсона и его коллег {Masterson, 1967) ставят под сомнение эту благодушную точку зрения на форми­рование симптомов в отрочестве. Эти авторы проанализировали вы­борку из 101 психиатрически обследованного подростка, 60 % которых были подвергнуты психологическому воздействию. Через 5 лет Мастерсон смог констатировать, что 62 % испытуемых все еще имеют тяжелые психологические нарушения: другими словами, 2/3 пациентов к началу взрослого возраста не вышли из подростковых трудностей. Выводы Мастерсока довольно суровы; не существует никакого понятия подросткового кризиса, которое могло бы подпи­тывать подростковую патопсихологию, ибо нет ни одного аргумента» который бы оставлял бы надежду, что подросток преодолеет свои трудности. Такая концепция 4переходящего* кризиса, минимизиру­ет реальные трудности и порой сводит на нет все усилия лечения f которое могло бы помочь подростку в определенный момент, когда адекватное вмешательство способствовало бы преодолению трудно­стей, серьезно влияющих ка его будущее.

Г. Заключение: подростковый кризис — понятие без достаточных обоснований

Опросы, проведенные на репрезентативных выборках подро­стков, в особенности исследования Доувана и Адельсона в США и Раттера в Великобритании, показали, что подростковому воз­расту не обязательно свойственны психологические потрясения ц открытые конфликты. Лонгитюдные исследования на малень­ких детях и детях предподросткового возраста не выявили сим­птомы психологических нарушений, показав, что «нормальные» респонденты редко имеют психологические сложности и пробле­мы в подростковом возрасте: только один из пяти в США, согласно Офферу, и один из шести, по данным Шиланда, во Франции.

Конечно, большинство подростков, обследованных этими ав­торами, кмеют специфические особенности, характерные для этого периода изменений. Раттер говорит в этой связи о «чувстве неуверенности** и этот термин точно отражает общее впечатле­ние об этом возрасте Бианки Заззо, полученное в результате исследования французских подростков* Однако если достаточно большое количество подростков имеют некоторые признаки тре-

 

вожности или депрессии, то следует помнить, что это количество равно или даже меньше соответствующего процента взрослых с такими уке симптомами* Представление об отрочестве, как о «патологии % является* таким образом, совершенно неадекват­ным, тем более что процент людей с серьезными отклонениями, требующими психиатрической помощи, в отрочестве не выше, а даже несколько ниже, чем в любом другом возрастном периоде.

За последние 15 лет идея юношеского кризиса как характер­ного для нормально протекающего отрочества не нашла ни эм­пирического, ни клинического подтверждения* Однако это не отразилось на психоаналитических концепциях отрочества, ко-торые и сегодня считают его периодом психологических потря­сений: краха Я, возвращения на «доэдипову* стадию развития, тревожности и депрессивной скорби /обусловленных привязан­ностью к родителям. Грин, в частности, отмечаетt что *... наибо­лее общей характеристикой отрочества является скорбь. Она есть не только отрешенность, равнодушие по отношению к обра­зам родителей, она питается мыслью об их убийстве* И это так даже в том случае, если на предыдущих стадиях развития не наблюдалось особых сложностей» (Green, 1977, р. 83)*

Как ясе можно объяснить это различие менаду психоаналитиче­скими концепциями, с одной стороны, и эмпирическими наблюдееть-ями и данными эпидемиологических исследований, с другой? Многие психоаналитики утверждают, что интимные проблемы под­ростка могут быть раскрыты только в ходе длительного анализа и ускользают при поверхностных опросах. Однако следует отметить, что Мастерсон и Оффер старались охватить практически все аспекты внутреннего мира подростка с помощью многочисленных и неодно­кратных опросов» проективных тестов и проективных проблемных ситуаций, не считая интервью с родителями, встреч с учителями и т.д. Как неоднократно подчеркивалось, психоаналитик имеет дело с определенной выборкой респондентов, имеющих достаточно серьез­ные психологические проблемы, оправдывающие применение тера­пии, но подобная выборка подростков совершенно нерепрезеитативна для средней популяции. Но прежде всего все-таки хорошо, что в основе подобных рассогласований лежит ортодоксальная теория:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.